Отец Игумен Антоний, коего письма к разным лицам предлагаются здесь, происходил из благочестивого купеческого семейства. На 21-м году своей жизни (в 1816 г.) он удалился из мира, и более пяти лет провел в Рославских лесах, в трудах и подвигах сурового пустынножительства вместе с старшим братом своим О. Моисеем. Потом, опять вместе с ним же, был одним из первых основателей и тружеников Предтечева скита при Оптиной пустыни, в котором 14 лет был и начальником, прожив в нем всего лет 18. Здесь постигла его страшная, мучительная болезнь в ногах, утружденных многолетним подвижничеством, болезнь продолжавшаяся около 30 лет, т. е. до самой его кончины, и причинявшая ему жестокие страдания, которые он переносил с изумительным терпением и благодушием, не оставляя притом и добровольных, монашеских подвигов и трудов, и занятий по должности. В 1839 году, не смотря на болезненное его состояние, он, к великому своему прискорбию, был назначен Игуменом Малоярославецкого Николаевского монастыря, и лет 13 нес весьма тягостное для него бремя настоятельства. Последние 12 лет своей жизни он провел на покое в Оптиной пустыни, где и почил о Господе в 1865 году в ночь на 8-Августа. С того времени еще, когда О. Антоний жил в Оптином скиту, многие лица, как мирские, так и монашествующие, смотря на жизнь его стали обращаться к нему за духовным советом. По смирению своему, О. Антоний всегда, по возможности, уклонялся от высокой обязанности духовного руководителя; но с другой стороны, по любви к ближним, не мог презирать их просьбе и душевных потребностей; а потому не отказывался, сколько позволяли силы его, подавать как словесно так и письменно духовные свои назидания тем, кто с верою к нему прибегал. Получив в детстве недостаточное, первоначальное образование (домашнее), О. Антоний впоследствии пополнил скудость оного постоянным, внимательным чтением Отеческих и других общеполезных книг, долголетним опытом; притом обладал даром естественного красноречия, или даже сладкоречия. Слово его как устное, так письменное, по свойству своему простое, мягкое, всегда было растворено духовною солию, и отличалось особенною какою-то меткостию и своеобразною выразительностию и силою; и часто в простой, или даже и шутливой форме содержало высокое назидание. Всеми чувствовалось, что поучения О. Антония, устные и письменные, были плод многолетних, иноческих трудов, опытного знания Отеческих писаний, личной, внимательной наблюдательности всякого рода людей, и монашеского деятельного жития и разумения. Часто как в письмах, так и в беседах, он приводил в пример, в шутливом виде, себя и свои немощи; но знавшие его хорошо понимали, что, прикрывая таким образом свою строго-монашескую жизнь, он при этом имел в виду душевную пользу ближних: говоря как бы о себе, он высказывал другим полезные уроки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Средину этой площадки занимает вымощенный чугунными плитами тротуар, который прямо от ворот, что под колокольней, приводит к крытой паперти Соборного храма; по обеим сторонам этой паперти по окраине уступа, отделяющего одну площадку от другой (уступ этот в 4 ½ аршина) справа до теплой церкви, а слева до угла настоятельского корпуса, идёт железная решетка. Из соборной же паперти с левой стороны её устроена особая спиральная лестница с ступенями из белого мячковского камня с решеткой и под железным зонтом, ведущая с средней площадки на нижеследующую, на которой построен Соборный храм; под папертью внизу сделана арка; она проходная, с одной стороны против нее ворота, ведущие на сажалку, которая находится за монастырем в глубине оврага, а с другой вышеупомянутые ворота, ведущие из ограды этой площадки через дворик новых настоятельских келий к воротам, что во внешней садовой ограде на Боровскую дорогу. На той же площадке по сторонам её и несколько позади собора два каменных корпуса, один двухэтажный с деревянным мезонином, называется бывший настоятельский: во втором этаже его крытая стеклянная галлерея, дающая превосходный вид на поле Малоярославской битвы; она уже имела не раз послужить для обозрения поля сражения царственным особам и знатным путешественникам; второй корпус одноэтажный на сводах, которые с двух сторон в земле, а с двух открыты (к оврагу и житному двору) с деревянным же вверху мезонином; в левой половине его помещается трапеза и кухня, а потому он называется трапезным. От трапезного до старого настоятельского корпуса по площадке меры 55 ½ аршин; эта сторона образует уступ вышиною в 5 аршин, одетый на всем протяжении со внешней стороны каменной стенкой, в виде контрфорсов, отделяющее таким образом эту площадку от нижней, на которую ведёт каменная коленчатая лестница; на этой площадке устроены разные хозяйственные заведения: так к передней стене, образующей уступ, пристроены кладовая для деревянной посуды и квасоварня, погреб и сарай для дров; все это строение покрыто тесом на один скат.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Перу Г. Я. Извекова принадлежит и небольшая статья под названием «Новые задачи православной церковной музыки в России. Вниманию композиторов духовной музыки» 30 . Надо отметить, что у Г. Я. Извекова был родной брат Сергей, учитель пения в Калуге, также автор ряда церковных песнопений 31 . 1 Дело N 4872 «правления НКВД по Московской обл. от 2 ноября 1937г., архивный N 331993 (ныне N 19293); отчасти дело N 567 «Извекова " - Соколова И. А. от 18 сентября 1940 г., N 899541 (ныне N П-54505 по фонду 10035 ГАР " а). Суть последнего вкратце не передашь – оно заслуживает стать предметом отдельной статьи. 2 Ряд сведений о жизни Г. Я. Извекова в 1905–1920 гг. сообщил автору сотрудник Музея музыкальной культуры А. А. Наумов. Автор также благодарит за предоставленную информацию протоиерея Максима Максимова, С. В. «айнберг, М. П. Борис; за консультации по ряду документов – И. И. Ковалеву, Н. А. Кривошееву, регентов Г. Смирнова и С. Кривобокова; сотрудника Санкт-Петербургской Духовной академии А. А. Бовкало. 3 Яков Федорович Извеков, сын диакона Сроицкой церкви с. Запажья Малоярославецкого уезда Калужской губ., окончил в 1856 г. по второму разряду Московскую Духовную академию и 12 февраля 1857 г. был возведен в степень кандидата богословия согласно представлению Академической Конференции (-ИАМ. ». 2294, д. 1507. В академическом фонде К. М. Попова он почему-то пропущен). Отец Яков был одним из авторитетнейших священников Калуги, церковно-общественным деятелем (см. в книге «500 лет на службе России», авторы и составители И. Н. Извеков и др.). Г. Я. Извеков упомянут в книге «За Христа пострадавшие» как дальний родственник покойного Патриарха Пимена (Извекова), но пока это ничем не подтверждается. 4 Извлечения из протоколов Киевской Духовной Академии за 1894/95 гг. Киев., 1895. С. 18, 21, 27 –28; за 1897/98 гг. Киев., 1899. С. 303 – 310, 413 – 414, 416. 5 Эта дата вытекает из пометки на публикуемой нами фотографии (см. примеч. 6), но, на наш взгляд, год может быть и более ранний. Скорее всего, Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Нилова Архимандрит и 30 монашествующих Калужской Мещовский Георгиевский По одному Строителю и по 6 монашествующих Малоярославецкий Николаевский Пустыни: Калужская Тихонова Козельская Введенская Оптина По Именному Указу 12 Декабря 1808 года к 7 велено прибавить 23 человека монашествующих Смоленской Рословльский Спасский По одному Строителю и по 6 монашествующих Юхновский Казанский Пустыни: Красногородищенская Ардынская Нижегородской Оранский Богородицкий По одному Строителю и по 6 монашествующих Островоезерский Троицкий Городецкий Феодоровский Арзамасская Высокогорская пустыня Курской Курский Коренной 30 человек монашествующих и больничных 10 Обоянский Богородицкий По одному Строителю и по 6 монашествующих Хотмыжский Богородицкий Знаменский Пустыни: Путивльская Молчинская Софрониева 30 человек монашествующих Глинская Богородицкая 1 Строитель и 6 монашествующих Владимирской Суздальский Васильевский По одному Строителю и по 6 монашествующих Переславский Николаевский Гороховский Николаевский Вязниковский Благовещенский Пустыни: Флорищева 1 Строитель и 30 человек монашествующих Золотниковская По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Борковская Солбинская Лукиянова Введенская Островская Вологодской Сямский Рождественский По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Лопотов Знаменский Филипповский Николаев Прилуцкий Лальский Архангельский Тотемский Спасосуморин Пустыни: Успенская Семигородная Преображенская Белавинская Владимирская Заоникиевская Тульской Новосильский Святодухов По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Булевская Введенская Жабинская пустыня Вятской Орловский Спасский По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Воронежской Преображенский Толшевский По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Вознесенский Коротоякский Валуйский Успенский Успенский Предтечев Донецкий На войсковом содержании Успенский Кременский 1 Игумен и 55 человек монашествующих Девичий Преображенский Усть-Медведецкий, состоящий в войске Донском на войсковом содержании

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Эта книга — не повод для оправданий, есть вещи куда важней За каждой исповедью стоит страдание и боль человека, его разочарование, его трагедия, а все это не бывает «одинаковым» 22 октября, 2016 За каждой исповедью стоит страдание и боль человека, его разочарование, его трагедия, а все это не бывает «одинаковым» Дискуссию о книге «Исповедь бывшей послушницы» продолжает игумен Нектарий (Морозов). Игумен Нектарий (Морозов) Есть вещи, наполняющие душу болью, о которых не хочется не только говорить, но и думать лишний раз, а говорить — обязательно надо. Есть вещи, которые кажутся сотканными из мрака, но в них оказывается сокровен свет. Есть вещи, за которые человека кто-то ругает последними словами, кто-то превозносит до небес, а они просто рвались из сердца наружу и не могли дольше удерживаться внутри. Вот примерно такова, как мне кажется, и «Исповедь бывшей послушницы» Марии Кикоть. Я внимательно прочел не только ее саму, но и почти что все, что удалось найти — из того обсуждения, той полемики, которую это повествование с неизбежностью породило. И, наверное, если бы мне попалось при этом то, что я в данном контексте воспринимаю как наиболее важное, то и желания высказаться бы не появилось. Мне кажется, что большой ошибкой было бы сконцентрироваться на ситуации с одним конкретным монастырем, с его проблемами и болезнями, равно как и на судьбе одного отдельно взятого человека или даже нескольких людей. И в максимальной степени хотелось бы уйти от выяснения, кто в этой ситуации «прав» и кто «виноват», или же кто прав и кто виноват больше. Ни в коем случае не потому, что для меня не важна сама по себе Мария или же безразлична жизнь Малоярославецкой обители! Нет, просто порой, сужая проблему до частного случая, мы уходим в эмоции или провоцируем эмоции чужие. Вообще же… Вообще я никогда бы не решился сказать, например, что «исповеди бывших всегда одинаковы», потому что за каждой из них стоит страдание и боль человека, его разочарование, его трагедия, а все это не бывает «одинаковым», поскольку переживается лично, индивидуально — каждый из нас хотя бы в какой-то степени это знает.

http://pravmir.ru/eta-kniga-ne-povod-dly...

С чувством благоговения и пристальным вниманием она относилась и к своим, и к чужим детям, записывала (особенно о первых трех) все, что казалось ей важным для понимания их внутренней жизни. Позднее, в 30е гг. эти записи оформились в маленькие рассказы, которые писались “в стол” и до сих пор нигде не были опубликованы. Все действующие лица — реальные дети со своими подлинными именами: Никита — сын художника В. А. Фаворского, большого друга о. М.; Сережа, Маша, Лиза (Елочка), Дима и Николенька — дети Н. Д. и о. М. с разницей в возрасте 1,5–2–3 года; Таня и Алеша — дети еще одного друга семьи — священника о. Сергия Сидорова. В конце 20-х — начале 30-х гг. Н. Д. сотрудничала с издательством “По­средник”, переводила и писала для детей и юношества популярные книжки о путешественниках, изобретателях, ученых. Последняя ее книга, написанная вместе с М. В. Шиком, — о Фарадее — была издана трижды: в 1937 г. (“Загадка магнита”), в 1947 г. (“Майкл Фарадей”) и в 1968 г. (“Повелитель молний”). Затем Н. Д. довелось пережить арест мужа (1937 г.) и неизвестность о его судьбе, бытовые и моральные тяготы немецкой оккупации в городке Малоярославце (октябрь — декабрь 1941 г.). Кроме бомбежек, холода и голода (а семья Н. Д. в это время выросла до 12 человек, так как вокруг нее, кроме собственных детей, собрались родные и неродные старушки, бежавшие от московских бомбежек и малоярославецкой бесприютности), было и самое страшное — вызов в немецкую комендатуру и указание явиться с детьми (полуеврейской крови) 24 декабря. Детям (17ти, 15ти, 13ти и 11ти лет) грозила отправка в гетто. Никакие справки о том, что ее муж и дети — православные, не играли роли: имела значение только кровь… И что же? 24–26 декабря комендатура не работала — Рождество! В ночь на 27е начался обстрел города подошедшими нашими войсками, комендатура спешно выехала, а 1-го января 1942 г. в город вошли наши части. И такие чудеса сопровождали Н. Д. всю ее жизнь. Однако здесь она уже не устояла против своего давнего врага — туберкулеза и умерла в Московском Туберкулезном институте 20 июля 1942 г.

http://pravmir.ru/natalya-shahovskaya-sh...

47 Мещовского уезда, села Малынина, солдатка Дарья Калинина, 25 лет, из дома Терехова. Проживая в соседнем сельце Карташеве при доме помещика П. Ф. Рагозина по найму. В 1868 году, в начале Августа, или в конце июля, убравшись по хозяйству с работами, влезла на печку отдохнуть и вдруг почувствовала сильнейшую боль в боку, так что не вытерпела и закричала исступленно; бывшие в избе рабочие, видя ее всегда при цвете лет, здоровою и веселою, осмеяли за крик, но она не умолкала и вынудила криком обратить на нее внимание; после некоторых домашних пособий, боль ее не ослаблялась, но с тою же силою перешла в грудь; это продолжалось недели три. Наконец, Дарья начала кричать, нечеловеческим голосом разнообразно, и потом впадала в бесчувствие. Помещик в это время был в отлучке и, возвращаясь, домой, заезжал, в Тихонову пустынь на поклонение Преподобному Тихону; в награду за сие Господь исполнил отверстое для религиозных чувств сердце его благоговейным удовольствием, по которому он по приезде в дом, узнав о случившемся с Дарьею, выразил свою заботу о ее здоровье за ревность и усердие к службе, тем, что приказал немедленно на лошадях отправить ее в обитель Преподобного. 16-го Сентября Дарья прибыла в Тихонову пустынь и в течении трех дней, по принятому порядку, после каждой службы, была у раки мощей для поклонения, ежедневно принимала ложечку масла из лампады и ходила в сопровождении других на колодезь, где в купальне каждый раз купалась, припадок ее миновался, и она в течении еще четырех дней приготовилась к покаянию, после чего, напутствуемая св. Тайнами, отправилась на место жития своего в добром здоровье. 48 1868 г., Сентября 18 дня прибыл в обитель Преподобного Тихона крестьянин Малоярославецкого уезда, села Дольского, Андрей Евстигнеев Волчков, со своею снохою, женою сына его Федора, Марьею Александровою, и рассказал следующее; имея единственного почтительного сына, я с особенною заботою старался женить его на девице благонравной, каковою нашел эту Марью, и думал утешаться своею маленькою семейкою, благодаря Бога о всем, но не прошло еще и двух недель после бракосочетания, как Господь подверг меня испытанию: молодая моя сноха Марья, вот эта самая, ни с чего начала кричать разными нечеловеческими голосами, в исступлении она падает совершенно бесчувственною и цепенеет, как дерево; при этом живот ее раздувается, как бочонок, и остается таким до опамятствования; и вот почти год (свадьба была в прошлом году), а молодка моя почти каждый день мучается, иногда на день раза по два.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

24 октября 1812 года, 200 лет назад произошло Малоярославецкое сражение. В сгоревшей Москве Наполеон оказался в западне, зимовать в разорённом городе не представлялось возможным. Сохранивший армию Кутузов к 2 октября отвёл войска дальше на юг к селу Тарутино. Совершив скрытый манёвр и находясь на старой Калужской дороге, русская армия прикрыла Тулу, Калугу, Брянск и хлебородные южные губернии, угрожала неприятельскому тылу между Москвой и Смоленском. Английский генерал Р.Вильсон, находящийся при штабе русской армии, подталкивал русское командование к решительной схватке. Не уступая давлению, Кутузов в разговоре с Л. Беннингсеном прямо заявил: «Мы никогда, голубчик мой, с тобой не согласимся. Ты думаешь только о пользе Англии, а по мне, если этот остров сегодня пойдёт на дно моря, я не охну». После провала своей второй миссии к императору Александру I Наполеон решил наконец покинуть Москву, чтобы вырваться из стратегического тупика, в котором оказалась его армия. За время пребывания в Москве Наполеон лишился 26 тысяч человек убитыми, пропавшими без вести, умершими от ран и болезней — потери, сопоставимые с крупной битвой. Постепенно иллюзорность успеха от занятия французами Москвы стала достаточно очевидной. Началось отступление наполеоновских войск из Москвы. Что же они оставили после себя? Об этом написал впечатлительный поэт Константин Батюшков: «…Я видел то, чего ни в Пруссии, ни в Швеции видеть не мог… Видел нищету, отчаяние, пожары, голод, все ужасы войны и с трепетом взирал на землю, на небо, на себя… Ужасные поступки вандалов или французов в Москве и в её окрестностях, поступки безпримерные и в самой истории, вовсе расстроили мою маленькую философию и поссорили меня с человечеством». Ещё 18 октября русские войска атаковали под Тарутино французский заслон под командованием маршала Мюрата, следивший за русской армией. Потеряв до 4 тысяч солдат и 38 пушек, Мюрат отступил. Тарутинский бой стал знаковым событием, ознаменовавшим переход инициативы в войне к русской армии. Вечером того же 18 октября Наполеон выступил из Москвы навстречу армии Кутузова. Но вскоре (видимо, под впечатлением вида перегруженной награбленным добром армии, более напоминавшей табор, чем профессиональное войско) он круто поменял свой план. Французский полководец решил не вступать в бой с Кутузовым, а, свернув на новую Калужскую дорогу, обойти русскую армию и отходить на запад через не разорённые войной районы.

http://pravoslavie.ru/56964.html

По представлению об училищных зданиях еще не докладывано. 16 Благодарю Вашему Преосвященству за доброе желание на моё возвращение домой. Простите, что умедлил писать. Тем больше дела, чем менее живу в Москве, не первый уже год. Мнение о иконных комитетах не кажется мне самым удобным. Предстоят: менежрия, притеснения, споры и суды. А искусства любят свободу. И то правда, что трудно придумать лёгкий способ против злоупотреблений. Подождём, что рассудит С. Синод по многому совету. Настоятель для Лютикова отдалённый конечно неудобен: это на время. Если продлится, Вы в праве напомнить. Дьякона во Священника произвесть недоученого, по моему мнению, явно противно. Высочайше утверждённому положению, ибо у Вас избыток учёных. По наследству отдавать места есть правило запрещающее, а позволяющего нет. Не знаю, заслужил ли я, чтоб и Вы благодарили меня за Преосвященного Павла 16 , но посмотрите, что я у него выслужил. Он до сих пор не уведомил меня, здорово ли доехал до Костромы, хотя я и просил его о том. Много благодарю Вас, что терпеливо приняли мои прежние, не знаю, верно ли справедливые, но искренние, мысли. Прошу Вам помощи Божьей во всем благом. Вашего Преосвященства покорнейший слуга Филарет, М. Московский . Июля 26, 1830. 17 О Боровском оказательстве раскола процессию и наружными, церквам присвоенными, принадлежностями часовни, советую Вашему Преосвященству смиренно отнестись к Первенствующему Члену С. Синода. От Малоярославецкого Архимандрита о займе просьбу принять и предоставить можно. Предлагаемое обеспечение подаёт надежду к успеху, а если бы и не удалось, нет никакого стыда. Вчера отвечал Вам поздно: за то на ныне полученное письмо ответа не отлагаю до завтра. Филарет М. Московский . Июля 27, 1830. 18 Посмотрите, Преосвященнейший, что иногда и я не так ленив, как в другое время. Сейчас получил письмо Ваше от 17 дня, и ответствую. За доверенность касательно Вашего покаянного слова благодарю. Я очень рад одобрить его; но это было бы не официально; а и малое недарованное восхищать не должно. Потому я предложил слово Ваше Цензурному Комитету, и, по одобрении, отдам для напечатания.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Я столько пред вами виновным сделался, что даже и оправдываться, не имея благословной вины, стыжусь. Молю вашу любовь, предайте мой поступок забвению, и более не воспомяните, и меня многогрешного брата вашего простите. Вот, любезный батюшка, несчастные обстоятельства заставили меня быть и здесь, притом и до сего дня жить. Бог весть, что здесь живу, кого жду и чего ожидаю, и сам не знаю. Бог да беззакония, умножаемые во градех и весех, посла на люди своя гнев, да смирятся пред Ним и уверуют, несомненно в Него, яко Он избранным и праведным людям своим благ и кроток, а на злочестивых грешников праведен, и воздаст комуждо по делом и по благости Своей. Гнев же Его, ниспосланный на люди, есть нечестивый царь Наполеон, который многие грады и селения пожег, жителей же оных или побивал, или ограбя, до чиста, заставлял страдать холодом и голодом, и от оных страданий умирать. В том числе и я, якоже злочестивый беззаконник, милосердным и праведным Богом наказан. И вспоминая прошедшее, я со смирением произношу сии св. пророка Давида слова: «Господи, благо мне, яко смирил мя еси», и паки: «Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя». Представьте себе, лишась всего притяжания, как покойно, как приятно стало на сердце! Сундука не смотрю; червям точить, а ворам украсть нечего; везде чистота завелась, и теперь совершенно покоен. Только тем беспокоюсь, что уже пятый месяц живу без всякого занятия. Свидетельствую вам мое всенижайшее поклонение. Требую молитв ваших о мне и благословения. Остаюсь с желанием вам всяких благ ваш искрений брат, грешный Александр Путилов. 11 Января 1813 г. Любезнейший мне батюшка, Отец Тимофей! Благословите! По долговременном прискорбии о вас, наконец, Богу благодарение, вчерашний день я был обрадован полученным от вас письмом, содержание коего столь трогательно было больной душе, что даже по достоянию без слез изъяснить того удовольствия не могу, что чувствовал тогда. Представьте себе, сколько я беспокоился, мучился, ожидал вчерашнего дня, и все то было напрасно.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Zederg...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010