Был такой момент, когда к нему пришел патриарх Константинополя – еретик и сказал: «Уже вся вселенная с нами, и только ты один отказываешься принять веру». На что Максим ответил: «Если даже вся Вселенная причастится с вами, то я не причащусь, потому что вы исповедуете ложь». Апостол Павел сказал: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал. 1:8 ). Разъяренный император Констант осудил Максима, ему отрубили правую руку, вырвали язык и сослали в ссылку на территорию современной Кабардино-Балкарии, где он и скончался. Его учение вскоре было взято за основу в Православной Церкви, и VI Вселенский Собор, собранный в 681 году, возвестил, что учение Максима Исповедника является образцовым. Во Христе две воли и два природных действия. Божественная воля управляет человеческой волей, а человеческая полностью покорна воле Божией. Христос для нас – первомодель, по которой и мы должны восстановить себя. Святой Максим Исповедник имел возможность поднять восстание, у него был близкий друг, правитель всех войск Италии, он мог бы отделить Италию и сделать ее отдельным государством, но он не пошел на гражданскую войну, он дал себя арестовать, потому что не хотел пролития невинной крови и не хотел бороться с законной властью. Нужно помнить, что если у нас есть некая добрая цель, мы не имеем права достигать ее любыми средствами. Как говорил святой Симеон Новый Богослов : «Добро, сделанное злыми средствами, есть зло». Многие люди пытаются добиться добра при помощи лжи, неправды, оскорблений, но нужно помнить, что такое добро является добром диавола. Добра нельзя добиться злыми средствами, оно делается только добрыми средствами. Господь так не поступал. Он говорил, что «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы» ( Мф. 12:20 ). Лучше следовать Божией любви, чем нашей правде. Это очень важно помнить, потому что в эту ловушку попадается каждый, который хочет при помощи зла добиться добра. Именно так думали инквизиторы, которые говорили: убивайте всех, а Бог на Небе разберет своих. Так думали коммунисты, которые говорили: ради всемирного счастья людей, «радуйся скорой смерти твоей». Так думали и нацисты. Так поступали все слуги сатаны, делая добрые дела злыми средствами, наполняя кровью и ненавистью всю нашу несчастную землю. Нужно помнить, что Господь не принимает добрых дел, сделанных злом. Все наше добро, без Бога сделанное или сделанное вопреки воле Божией, будет брошено нам в лицо в День Суда.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Во Христе достигается цель существования человека – приобщение к Богу, соединение с Богом, обожение. «Сын Божий становится Сыном человеческим, чтобы сын человеческий стал сыном Божьим», – говорит священномученик Ириней Лионский (II в.). Еще лаконичнее выразил ту же мысль святитель Афанасий Великий (IV в.): «Он вочеловечился, чтобы мы обожились». Преподобный Максим Исповедник говорит: «Твердое и верное основание надежды на обожение для естества человеческого есть вочеловечение Бога, в такой мере делающее человека богом, в какой Сам Бог сделался человеком. Ибо явно, что сделавшийся человеком без греха может обожить и естество человеческое без преложения в Божество, в такой мере возвысив его до Себя, в какой Сам смирил Себя ради человека». Преподобный Максим называет Бога «желающим спасения и алчущим обожения» людей. По Своей безмерной любви к человеку Христос взошел на Голгофу и претерпел крестную смерть, которая примирила и воссоединила человека с Богом. ЦЕРКОВЬ Ради спасения людей Христос создал на земле свою Церковь , без которой нет и не может быть истинного христианства. Церковь – это Христово Царство, купленное ценой Его крови, Царство, в которое Он вводит тех, кого избрал Своими детьми и кто избрал Его своим Спасителем. Начальным моментом существования Церкви на земле считается беседа Иисуса Христа с учениками в Кесарии Филипповой, когда Петр от лица прочих апостолов исповедал Его Сыном Божьим, на что Спаситель ответил: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:17–18 ). То есть исповедание Петра становится камнем, положенным в основание Церкви Христовой. Однако в собственном смысле краеугольным основанием Церкви является Сам Христос: апостол Петр говорит о Христе как краеугольном камне Церкви: «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Именно поэтому духовная жизнь Отцов-пустынников так тесно связана с богословием обожения, которое мы находим у греческих Отцов. Учение об обожении: Свят. Григорий Нисский и преп. Максим Григорий Нисский и Максим Исповедник принадлежат к великому течению христианских мистиков, сумевших выразить основные реальности христианской духовной жизни в рамках неоплатоновской философии. Мы говорим здесь об этих двух великих Отцах не потому, что лишь они одни на христианском Востоке говорили об обожении, но потому , что, ставши на стыке духовности и чистого умозрения, их личности оказали решающее влияние на более позднее византийское мышление. Оба они решали в богословии ту же задачу, с которой в плане духовном сталкивались такие люди, как Диадох и Иоанн Лествичник , – задачу выражения на языке неоплатонизма, общепринятого в их время, тайны Боговоплощения и спасения во Христе. «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино; Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино " (Ин. 17, 22–23). Для выражения этого новозаветного учения о единении с Богом – том единении, которое одно может освободить людей от смерти и греха и которое есть сама сущность дела Христова – греческие Отцы употребляют понятие «обожение» ( θεωσις). Как и все духовные писатели, Григорий Нисский исследует, процесс этого единения. Благодать обожения, потенциально дарованная в крещении, воспринимается человеком свободно и постепенно, в течение всей жизни, приводя его к видению и соединению с Богом. Уже Филон увидел в Моисее образ мистика; Ориген , а вслед за ним Григорий Нисский использовали удобный – поскольку основанный на Библии – способ описания духовного восхождения христианина как подобного восхождению Моисея на Синайскую Гору. Здесь они находили основные элементы христианского учения о Богопознании. Тайна мрака, в котором обитает Бог и куда был допущен Моисей, дабы увидеть Его, становится образом Непостижимого, Который открывает Себя человеку. «Что же означается тем, что Моисей пребывает во мраке, и в нем только видит Бога?..

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Принять таинство тела и крови Христовой может и злой человек — о таких ведь и сказано: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе» (1 Кор 11:29). Носить имя Христово может и злой человек, то есть называться христианином и злой человек может; о таких сказано: «Пятнали имя Бога своего» (Иез 36:20). Итак, прибегнуть ко всем этим таинствам может и злой человек, но иметь любовь и быть злым — не может. «Рассуждения на Послание Иоанна к Парфянам», VII, 6 Таинство причастия Телу и Крови Христа приводит к обожению ровно настолько, насколько приводит причащающегося к сострадательной и жертвенной любви. Сравним слова Христа и ап. Иоанна: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Ин 6:56 Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. 1 Ин 4:16 Любовь, таким образом, является одновременно и условием, и плодом евхаристического соединения со Христом. Святые Отцы отнюдь не случайно использовали евхаристические образы для описания любви, по сути, отождествляя одно с другим: Сщмч. Игнатий Богоносец : Стяжавши кротость, утвердите себя взаимно в вере, которая есть плоть Господа, и в любви, которая есть кровь Иисуса Христа. Никто из вас да не имеет ничего против ближнего своего.  Трал. 1 Прп. Исаак Сирин : Кто обрел любовь, тот каждый день и час вкушает Христа и делается от сего бессмертным; ибо сказано: ядущий хлеб сей будет жить вовек . Блажен, кто вкушает от хлеба любви, который есть Иисус. А что вкушающий любви вкушает Христа, сущего над всеми Бога, о сем свидетельствует Иоанн, говоря: «Бог есть любовь» (1 Ин 4:8, 16). Слово 83 Отцы Церкви называют именно любовь тем, что приводит к обожению. Свт. Григорий Богослов , говоря про активное доброделание, учит, что «любовь к Богу есть путь к обожению» (PG 37, 957). Прп. Максим Исповедник вторит им: «Стяжавший же любовь стяжал Самого Бога, поскольку Бог есть любовь» («Главы о любви», 100). Прп. Максим вообще много писал о любви в контексте обожения: Ибо подлинно нет ничего более богообразного, более таинственного, более возвышающего людей до обожения, чем Божественная любовь. […]

http://blog.predanie.ru/article/zabytyj-...

Принять таинство тела и крови Христовой может и злой человек — о таких ведь и сказано: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе» ( 1Кор.11:29 ). Носить имя Христово может и злой человек, то есть называться христианином и злой человек может; о таких сказано: «Пятнали имя Бога своего» ( Иез.36:20 ). Итак, прибегнуть ко всем этим таинствам может и злой человек, но иметь любовь и быть злым — не может. («Рассуждения на Послание Иоанна к Парфянам», VII, 6.) Таинство причастия Телу и Крови Христа приводит к обóжению ровно настолько, насколько приводит причащающегося к сострадательной и жертвенной любви. Сравним слова Христа и ап. Иоанна: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. ( Ин.6:56 ) Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. ( 1Ин.4:16 ) Любовь, таким образом, является одновременно и  условием,  и  плодом  евхаристического соединения со Христом. Святые Отцы отнюдь не случайно использовали евхаристические образы для описания любви, по сути, отождествляя одно с другим: Сщмч. Игнатий Богоносец : Стяжавши кротость, утвердите себя взаимно в вере, которая есть плоть Господа, и в любви, которая есть кровь Иисуса Христа. Никто из вас да не имеет ничего против ближнего своего. ( Трал. 8 ) Прп. Исаак Сирин : Кто обрел любовь, тот каждый день и час вкушает Христа и делается от сего бессмертным; ибо сказано: ядущий хлеб сей будет жить вовек. Блажен, кто вкушает от хлеба любви, который есть Иисус. А что вкушающий любви вкушает Христа, сущего над всеми Бога, о сем свидетельствует Иоанн, говоря: «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8, 16 ). ( Слово 83 ) Отцы Церкви называют именно любовь тем, что приводит к обóжению. Свт. Григорий Богослов , говоря про активное доброделание, учит, что «любовь к Богу есть путь к обóжению» (PG 37, 957). Прп. Максим Исповедник вторит им: «Стяжавший же любовь стяжал Самого Бога, поскольку Бог есть любовь» («Главы о любви», 100). Прп. Максим вообще много писал о любви в контексте обóжения: Ибо подлинно нет ничего более богообразного, более таинственного, более возвышающего людей до обóжения, чем Божественная любовь. […]

http://azbyka.ru/zabytyj-smysl-evharisti...

Та же мысль о преходящем характере выделения отдельных дней содержится в Гал. 4:9-11: «Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас». Наблюдение дней и времен делает напрасным благовестие, лишая нас усыновления Богу. Впрочем, суббота у отцов зачастую приобретает и свой особый смысл — тот, который впервые придал этому дню ап. Павел, разворачивая в послании к Евреям свое учение о субботстве народа Божьего . Свт. Епифаний Кипрский сводит субботу ко Христу: «Христос есть великая и вечная Суббота». Прп. Максим Исповедник развивает его мысль: «Бог предписал почитать субботу, новомесячия и праздники, не того желая, чтобы людьми почитались дни [...], но символически почитать Его Самого посредством дней. Ибо Он Сам есть Суббота, упокоение мук [...] и прекращение скорбей» . Г.Ю. Каптен так характеризует Божие субботство: «Состояние Седьмого дня характеризуется удалением от мирского, духовным упокоением (στσις), бездействием страстей (παΘεα) и недвижимостью ума плотскими вещами. При этом движения души не прекращаются, а именно упокоиваются, становятся бесстрастными и подчиненными Богу и самому мудрецу. В таком состоянии Христос пребывает постоянно, поскольку Его Ипостась божественна, предвечна и неподвержена движениям падшей материи» . Для обычного человека суббота является лишь целью, достижимой через переживание личной Пятидесятницы, которая актуализирует в нас богоподобие. Однако совершенное и всецелое богоподобие, по мысли прп. Максима, будет лишь на следующей стадии наития Св. Духа, вводящего человека в вечность и дарующего видение всего сущего и тайн Божества в предельно доступной для нас степени. Такое состояние прп. Максим называет Восьмым днем, Субботой суббот, обожением, вечным упокоением в Боге, вечной Евхаристией, приснодвижимым покоем. Г.Ю. Каптен выделяет триаду гностической эсхатологии прп. Максима: суббота — субботы — суббота суббот,— раскрывая их содержание так: «Первое — единичный случай “диабазиса” или проникновения в суть бытия вещей, второе — постоянное пребывание в этом, третье — обожение и обретение божественного знания. Через эту триаду состояний проходит каждый святой учитель, однако есть еще четвертая стадия, или Божия Суббота, которая есть “окончательное возвращение к Богу всех тварей. В это время Бог почивает, отдыхая от [Своей] естественной энергии, направленной на них, и прекращает Свое Божественное действие, осуществляемое неизреченным образом”» .

http://bogoslov.ru/article/3995858

< >< back) > < >< back) > < >< back) > «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2:14–15). ( < < back) «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе… Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1 Кор. 3:1–3). ( < < back) «Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии… Потому что вы… приняли Духа усыновления, Которым взываем: „Авва, Отче!“ Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Рим. 8:14–16). ( < < back) «Ум острупися, тело оболезнися, недугует дух, слово изнеможе, житие умертвися, конец при дверех» (прп. Андрей Критский, — «Великий Канон»). ( < < back) Прп. Максим Исповедник: «Из помыслов одни просты , а другие — сложны. Простые помыслы — бесстрастные, а сложные — страстные, состоящие из страсти и мысли… Страстное умственное представление есть помысл, возникающий из сочетания страсти и мысли. Если мы отделим страсть от мысли, то останется простой помысл». Творения прп. Максима Исповедника. «Мартис», М., 1993 — т. 1, сс. 118, 126. ( < < back) «Простые помыслы — бесстрастные, а сложные — страстные, состоящие из страсти и мысли» (прп. Максим Исповедник). ( < < back) < >< back) > < >< back) > Односложное, или единословное, призывание (μονολογιστος) — точнее говоря, краткая молитва, состоящая из одной фразы, из одного прошения. Такова молитва мытаря — «Боже, милостив буди мне грешному», такова же Иисусова молитва. Суть термина проясняется в словах Иоанна Лествичника: «Не старайся многословить, беседуя с Богом, чтобы ум твой не расточился на изыскание слов. Одно слово мытаря умилостивило Бога, и одно изречение, исполненное веры, спасло разбойника. Многословие при молитве часто развлекает ум и наполняет его мечтаниями, а единословие обыкновенно собирает его». Лествица 28:10.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

может ли священник знать по истине было сказано или по лукавству. Но таковых живущих подвижнически священников найдётся мало. Беседа же в какой то степени может восполнить сей недостаток если исповедующийся доверяет священнику. Ибо если исповедник будет внимателен то воспримет сказанное как от Бога. Потому-то священник иначе называется пастырь овец с которого взыщется. Ответственность исповеди целиком ложится на исповедующегося перед Богом, останется ли сей должником или оправдается от своих слов: Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 37). Святые Отцы имеют одно мнение, что исповедующий находится перед Судом Божиим и когда священник покрывает епитрахилью ожидает приговор себе. Иными словами если исповедник не осудит себя прежде Суда Божия, то имеет долг и таковый подходит к Чаше в осуждение себе: Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей. Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осуждёнными с миром. (1 Кор. 11:26-32). Паисий Святогорец говорил ещё о вынужденной исповеди, которая практиковалась в России до революции и ныне встречается. Максим 25 апреля 2016г. 01:32 Вот автор пишет о повседневных грехах как о мелочи, автоматом разрешаемой через благословение к Причастию. Ну вот скажем человек повседневно прогневался, осудил, позавидовал - мелочь? Но ведь корень этих " мелких " прегрешений - смертный грех(страсть) гордыни. Так что четкой грани между фотмами исповеди я бы не проводил... Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/4695703

Эта сторона от нас часто бывает сокрыта, но душа не может не исповедоваться Богу, она приносит Ему хвалы и благодарения. Такое исповедание совершенно иного свойства – не покаяние, не сокрушение о грехах, а возвещение всемогущества, любви, благости Божией, Его Божественной правды. Господь вопросил Своих учеников, за кого люди почитают Его, и апостолы отвечали – кто за Илью пророка, кто за Иоанна Крестителя, кто за пророка Иеремию... А вы за кого почитаете Меня? ( Мф.16:15 ). Все молчали. И только Петр исповедал Христа перед учениками: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, а врата ада не одолеют ее ( Мф.16:17–18 ). На каком камне? На камне исповедания. В Евангелии Господь говорит: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным ( Мф.10:32 ). Тому, кто невзирая ни на какие угрозы исповедует Христа перед людьми, в Церкви усвоено именование «исповедник». Святые, принесшие в своем служении исповедование Христа, не только учили истинам Священного Писания , но и готовы были запечатлеть свое исповедание веры подвигом мученичества перед противниками Бога и еретиками. В I веке это был первомученик Стефан, во время гонений явилось множество мучеников, в VII – Максим Исповедник , в XX веке – новомученики и исповедники Российские. В годы революции многие священнослужители не просто отказывались признать себя виновными в том, в чем их обвиняла богопротивная власть, но говорили открыто, что атеизм – страшное заблуждение, отрицательно влияющее на все стороны человеческой жизни. Они не отрекались от веры и посреди самых тяжких невзгод продолжали исповедовать истину. Так что «исповедь» имеет очень глубокий смысл и обнимает многие сферы нашей души. Когда душа знает Бога, она не может Его не прославлять. Самое дорогое, близкое, высокое, святое может быть дано человеку, он имеет это в себе и переживает, осознает, чем обладает.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

10–11). К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. «Все святые после откровения Божественных (тайн), исследовали смыслы открытого им, (ведь) благодать Духа отнюдь не упраздняет силы (человеческого) естества; наоборот… вводит (человека) в понимание божественных вещей» (прп. Максим исповедник . Вопросоответ, 59). «Пророки изыскивали будущее, как например, Даниил (ср. Дан.10:11 ), исследуя, когда иудеи чрез различные плены дойдут до совершенного богопочтения и сделаются способны к принятию таинства Христова. Примечай, что назвав Духа Христовым, апостол исповедует Христа Богом. Дух же Сей указывал на страдания Христовы, говоря через Исайю: как овца, веден был Он на заклание ( Ис.53:7 ), а на воскресение через Осию, сказавшего: оживит нас через два дня, в третий день восставит нас» ( Ос.6:3 ) (блж. Феофилакт). 12). Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы. «Пророкам было открыто, что спасение придет не в их время, а в ваше, – тех, кто родился в конце времен. Это он говорит затем, чтобы побудить их заботиться о дарованном спасении, которое столь давно было любезно праведникам, бывшим до них и желавшим жить в то время, в которое покинув мир, можно тотчас достичь Царствия Небесного» (св. Беда). «Им открыто было не для них самих, а для нас. Этими словами апостол доказывает и предвидение пророков, и то, что призванные ныне к вере Христовой известны были Богу прежде сотворения мира. А тем, что верующие предузнаны Богом, апостол устрашает, чтобы они не показали себя недостойными предузнания и призвания Божия… Дело нашего спасения так чудно, что оно стало вожделенно и для ангелов, что видно из той радости, какую они выразили при Рождестве Христовом» (ср. Лк.2:14 ) (блж. Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010