Оно носит пассивный характер. Эту мысль я и хотел выразить в данном месте. — Я хочу спросить вас еще раз: значит, “исповедничество” рекомендуется только в случаях насилия власти над верующими в делах веры или при гонениях? — Да, только при насилиях и гонениях; оно может быть и независимо от гражданской власти. — Какая причина выпуска вами данного документа, трактующего о праве деятельности Церкви в защиту истины Божией против гражданской власти и с призывом к “исповедничеству”? — Формальным поводом послужило выступление с посланием митрополита Сергия, по моему мнению, в угоду земным интересам. Я не хочу сказать, чтобы в данный момент оно было необходимо; некоторое утеснение (отсутствие правящих органов и так далее) со стороны гражданской власти было, и я считаю, что путь “исповедничества” был бы более правильным. 18 мая 1928 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ был приговорен к трем годам заключения в лагере. Перед отправкой в лагерь передал свои приходы в управление священномученику епископу Димитрию (Любимову) . В июле владыка прибыл на Попов остров и затем в Соловецкий лагерь особого назначения . Начался исповеднический путь святителя в узах. Епископа определили в 4-е отделение лагеря, расположенное на главном Соловецком острове, и назначили на работу бухгалтером канатной фабрики. Участвовал в тайных богослужениях - " рискуя быть запытанными и расстрелянными, владыки Виктор (Островидов); Иларион (Бельский) ; Нектарий (Трезвинский) ; Максим (Жижиленко) не только часто сослужили в тайных катакомбных богослужениях в лесах острова, но совершали тайные хиротонии нескольких епископов. Совершалось это в строжайшей тайне даже от самых близких, чтобы в случае ареста и пыток они не могли выдать ГПУ воистину тайных епископов " . По воспоминаниям Д.Лихачева, находившегося в лагере вместе с владыкой, " от него исходило какое-то сияние доброты и веселости. Всем стремился помочь и, главное, мог помочь, так как к нему все относились хорошо и его слову верили " . Профессор Андреев, находившийся в Соловецком концлагере вместе с владыкой, вспоминает: " Владыка Виктор был небольшого роста...

http://drevo-info.ru/articles/14825.html

71 Ольденбургский Александр Петрович (1844–1932) – принц, член ГС, создатель курорта Гагры, куда заезжал Жевахов, но поддержки не получил. 72 Сергий (Петров; 1864–1935), архиеп. – окончил ИМУ (1890), иеромонах (1892), епископ (1899), с декабря 1913 возглавил Сухумскую епархию, с 1920 проживал на покое в сербском монастыре. Инициатор всесторонней ревизии Иверской обители и возбуждения по её итогам уголовного дела; его действия полностью одобрила вел. кн. Елизавета Фёдоровна. 74 Немерцалов Вениамин Иванович (1872–?), прот. – окончил Самарскую ДС, 18 лет служил в с. Морши Самарской губ., помощник благочинного. С 1912 член партии левых националистов, депутат IV ГД, входил в оппозиционный Прогрессивный блок (1915), священник в запасном батальоне Павловского полка (1917). В 1920-х служил в храмах Самары, в 1932 осуждён на 5 лет высылки в Северный кр. 76 Жижиленко Александр Александрович (1873 – после 1930) – юрист-криминолог, профессор Петербургского ун-та по кафедре уголовного права (1901), начальник Главного тюремного управления (1917). В приказе от 8 марта 1917 настаивал, что главной задачей наказания является перевоспитание человека, «имевшего несчастье впасть в преступление», а для этого «прежде всего необходимо проявлять гуманность к заключённым». Общественный защитник на процессе над церковными деятелями в Петрограде (1922). Его брат (впоследствии еп. Максим) в 1920-х стал духовным сыном о. Валентина Свенцицкого . 77 Ср.: «Кто строит школы, тот закрывает тюрьмы» (В. Гюго); «Если сегодня не строить школы, то завтра придётся строить тюрьмы» (О. фон Бисмарк). 78 Возможно, ошибка, и имеется в виду Барроу Джун Самюэль (1845–1909) – американский тюремный реформатор, ред. ж. «Christian Register» (1880–1896), член международной тюремной комиссии от США, президент международного тюремного конгресса. 81 В 1906–1908 против Свенцицкого было возбуждено 10 «литературных» дел по ст. 73 («богохуление и оскорбление святынь»), 74 («поношение православной Церкви и кощунство»), 128 («дерзостное неуважение к власти»), 129 («возбуждение к ниспровержению существующего в России общественного строя и ко вражде между отдельными классами населения») Уголовного уложения и ст. 281 Уложения о наказаниях. О том, что после амнистии политическим преступникам 1 марта 1913 все уголовные преследования были прекращены, Свенцицкий не знал.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Я согласился, хотя в глубине души было смутно и горько. Начался прием. Фельдшер, по-видимому. Оказался прав… Два совершенно различных психологических типа людей перед нами. Тихие, смиренные, больше священники и монахи, пожилые и старые люди, степенные крестьяне и интеллигенты, с медными и серебряными крестиками на шее, – ничего не просили и освобождения не ждали. Громкие, шумные, крикливые, дерзкие и грубые уголовники (конечно не все, ибо и среди уголовных были верующие) – требовали освобождения и цинично бранились. Брань их непередаваема! Матерщина соединенная с циничнейшими и кощунственнейшими эпитетами по отношению к именам Спасителя и Богоматери – был невыносимы! Шутки и оскорбления «попов» и издевательства над религиозными чувствами верующих превосходили всякую границу: они плевали на нательные крестики, срывали их с шеи соседей, с хохотом топтали их ногами. Угрозы и наказания не помогали. Мольбы и уговоры вызывали смех. С ужасом и негодованием я смотрел на этих людей и не видел в них искры Божией. Да, по-видимому, фельдшер был прав. Я не чувствовал угрызений совести, когда был слишком жестоким и посылал легко больных на работы. Придя в свою камеру, я поделился своими чувствами и переживаниями с товарищами – врачами. Они ничего мне не сказали. Поздно ночью я исповедовался у о. Николая П., замечательного священника – исповедника, бывшего духовником всех верующих врачей. Отец Николай сказал мне, что я поступил неправильно. Надо было помолясь , чтобыГосподь покрыл, освобождать всех без исключения больных , несмотря на то, богохульник он или праведник, а кроме того, освобождать и всех православных , внутренно молясь, чтобы Господь помог почувствовать таковых по их взглядам… Совесть моя сказала мне, что о. Николай был прав! Наступил Великий Четверток. Вечером, часов в 8, нашу камеру врачей где, кроме меня, находились: епископ Максим (профессор доктор медицины Жижиленко), и врачи К. и П. – пришли, якобы по делу о дезинфекции, епископ Виктор (викарий Вятский) и о. Николай П .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

«Сопротивлялся наш «владычка» без озлобления» — памяти священноисповедника Виктора (Островидова) В кабинете академика Д.С. Лихачева долгие годы на видном месте находился портрет одного священнослужителя. Желающим Дмитрий Сергеевич рассказывал, что это – епископ Виктор (Островидов). Человек, который спас ему жизнь на Соловках. 2 мая, 2013 В кабинете академика Д.С. Лихачева долгие годы на видном месте находился портрет одного священнослужителя. Желающим Дмитрий Сергеевич рассказывал, что это – епископ Виктор (Островидов). Человек, который спас ему жизнь на Соловках. 2 мая (19 апреля ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память священноисповедника Виктора (Островидова), епископа Глазовского, викария Вятской епархии. Епископ Виктор (Островидов) «Вид имел сельского попика…» В кабинете академика Д.С. Лихачева долгие годы на видном месте находился портрет одного священнослужителя. Портрет часто привлекал внимание посетителей, люди спрашивали – кто этот человек. Желающим Дмитрий Сергеевич охотно и подробно рассказывал, что это – епископ Виктор (Островидов). Человек, который спас ему жизнь на Соловках. Из воспоминаний Д. С. Лихачева: «Духовенство на Соловках делилось на «сергианское»… и «иосифлянское», поддерживавшее митрополита Иосифа, не признавшего декларации. Иосифлян было громадное большинство. Вся верующая молодежь была также с иосифлянами. И здесь дело было не только в обычном радикализме молодежи, но и в том, что во главе иосифлян на Соловках стоял удивительно привлекательный владыка Виктор Вятский… Он был очень образован, имел печатные богословские труды, но вид имел сельского попика… От него исходило какое-то сияние доброты и веселости. Всем стремился помочь и, главное, мог помочь, т.к. к нему все относились хорошо и его слову верили…». Епископ Виктор (Островидов), Вятская тюрьма, 1922 год В рассказе Дмитрия Сергеевича речь идет о 1929-1930 годах, когда в Соловецком концлагере одновременно отбывали срок несколько «иосифлянских» епископов – епископ Серпуховский Максим (Жижиленко), смоленский викарий Иларион (Бельский), а также два вятских викария — епископ Яранский Нектарий (Трезвинский) и епископ Глазовский Виктор (Островидов). Именно последнего Дмитрий Сергеевич упоминает как Виктора Вятского. В 1928-30 гг он был заключенным 4 отделения СЛОНа и работал там бухгалтером канатной фабрики.

http://pravmir.ru/soprotivlyalsya-nash-v...

– Ты, сынок, вот тут с год потолкался, повидал все, в храме бок о бок с нами стоял. И должен все это сердцем запомнить. Понять, почему сюда власти попов да монахов согнали. Отчего это мир на них ополчился? Да нелюба ему правда Господня стала, вот дело в чем! Светлый лик Христовой Церкви – помеха, с нею темные да злые дела неспособно делать. Вот ты, сынок, об этом свете, об этой правде, что затаптывают, почаще вспоминай, чтобы самому от нее не отстать. Поглядывай в нашу сторону, в полунощный край небушка, не забывай, что тут хоть туго да жутко, а духу легко… Ведь верно? Преосвященный старался укрепить во мне мужество перед новыми возможными испытаниями… …Обновляющее, очищающее душу воздействие соловецкой святыни…теперь овладело мною крепко. Именно тогда я полнее всего ощутил и уразумел значение веры». «Храмы», в которых «бок о бок» стояли соловецкие «иосифляне», описаны в воспоминаниях профессора Андреева: «В глубине леса… была полянка, окружённая берёзами. Эту полянку мы называли «Кафедральным собором» нашей Соловецкой Катакомбной Церкви, в честь Пресвятой Троицы. Куполом этого собора было небо, а стенами — берёзовый лес. Здесь изредка происходили наши тайные Богослужения. Чаще такие богослужения происходили в другом месте, тоже в лесу, в «церкви» имени св. Николая Чудотворца. На богослужения, кроме нас пятерых (имеются в виду сам И.Андреев, епископ Виктор (Островидов), епископ Максим (Жижиленко) и лагерные врачи Косинский и Петров — прим.ред.), приходили ещё и другие лица: священники о. Матфей, о. Митрофан, о. Александр; епископы Нектарий (Трезвинский), Иларион (викарий Смоленский), и наш общий духовник, замечательный духовный общий наш руководитель и старец — протоиерей о. Николай Пискуновский. Изредка бывали и другие заключённые, верные наши друзья. Господь хранил наши «катакомбы» и за все время с 1928 по 1930 г. включительно мы не были замечены». Северный край Даже после Соловков советская власть не оставляла святителя в покое. 4 апреля 1931 года кончился срок заключения, но епископ Виктор, как и многие другие «несогласные» архиереи, согласно обычной практике тех лет, не был освобожден. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к ссылке в Северный край на три года, в Коми область. Местом последней ссылки владыки стала деревня Караванная, расположенная на окраине районного села Усть-Цильмы.

http://pravmir.ru/soprotivlyalsya-nash-v...

7 . Отменить возношения имени Заместителя. 8 . Отменить распоряжение об устранении из Богослужений молений о ссыльных епископах и о возношении молений за гражданскую власть». 719 Ещё до получения ответа значительная часть высшего и низшего духовенства, а также мирян Северной столицы направила своих представителей к митрополиту Сергию. 12 Декабря они передали ему три соответствующих послания, одно из которых подписали шесть из восьми Ленинградских архиереев. Однако, переговоры закончились безрезультатно. 14 Декабря заместитель Патриаршего Местоблюстителя вручил одному из членов делегации свой ответ на обращение, составленное Верюжским, где практически во всех требованиях было отказано. «Митрополит Сергий убеждал пришедшего к нему представителя согласиться с ним, и почти прыгая по комнате, говорил: «Ну, нас гонят, а мы отступаем! Но зато мы сохраняем единство Церкви!». Представитель пришёл к убеждению, что сговориться с ним невозможно». 720 Делегация вернулась в Ленинград с твёрдым намерением порвать молитвенное общение с митрополитом Сергием. Иосифлянам удалось довольно быстро – к лету 1928 года распространить своё влияние далеко за пределы Ленинградской области – в Новгородскую, Псковскую, Тверскую, Вологодскую, Витебскую епархии. В Великоустюжской епархии часть приходов увлёк за собой епископ Никольский Иерофей (Афоник), в Архангельской – епископ Каргопольский Василий (Дохтуров), которые вскоре, естественно, установили связи с Ленинградскими иосифлянами. В Московской епархии движение охватило города Коломну, Волоколамск, Клин, Загорск, Звенигород, но признанным центром стал Серпухов. В Мае 1928 года сюда был назначен иосифлянского поставления епископ Максим (Жижиленко). 722 78 храмов находилось в разделении в Москве. На Украине наибольших успехов иосифляне добились в Киеве, Харьковском, Сумском и Полтавском округах. К ним присоединился живший в Харькове епископ Старобельский Павел (Кратиков) и епископ Бахумский и Донецкий Иоасаф (Попов) из г. Новомосковска. 723 В Центрально-Чернозёмной области России и на «буевских» приходах Церковь возглавил епископ Козловский, управляющий Воронежской епархией Алексий (Буй).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1) митрополит Иосиф [Петровых] Петербургский – в ссылке в Устюжском уезде Новгородской губернии, 2) архиепископ Серафим [Самойлович] Угличский – в Соловках, 3) архиепископ Варлаам [Ряшенцев] бывший Пермский – в Ярославской тюрьме, 4) епископ Димитрий [Любимов] Гдовский – в Ленинградской тюрьме, 5) епископ Алексий [Буй] Уразовский – в Соловках, 6) епископ Виктор [Островидов] Воткинский – в Соловках, 7) епископ Максим [Жижиленко] Серпуховской – в Соловках, 8) епископ Афанасий [Молчановский] Сквирский – в Соловках, 9) епископ Нектарий [Трезвинский] Яранский – в ссылке, в Казани, 10) епископ Иларион [Бельский] Поченский [Почепский? – Сост.] 160 – в Соловках, 11) епископ Павел Ялтинский – в ссылке, в Харькове, 12) епископ Василий Каргопольский – в ссылке, неизвестно где, 13) епископ Сергий [Никольский] бывший Бузулукский – в ссылке, неизвестно где, 14) епископ Иосиф бывший Вирский – в ссылке, неизвестно где, 15) епископ Дамаскин [Цедрик] Глуховский – в тюрьме, в Москве. Арест епископов происходит следующим образом: агент ГПУ являлся к епископу и ставил ему следующий вопрос: «Как вы относитесь к Декларации митрополита Сергия?» Если епископ отвечал, что он её не признает, то агент заключал: «Значит, вы контрреволюционер». И епископ арестовывался. Но митрополит Сергий не замечал или не хотел замечать ужасных последствий своей необдуманной Декларации. Вслед за запрещением поминовения; ссыльных, за введением поминовения власти последовало увольнение всех ; ссыльных украинских епископов наперсником митрополита Сергия на Украине митрополитом Михаилом [Ермаковым] (17/30 марта 1929 г.; его очень хвалит «Церковный Вестник” митрополита Евлогия [Георгиевского]. – См.: “Церковный вестник” 161 . 1930. 2. С. 12 и след.); затем началась подготовка к Всероссийскому Собору и, наконец, появилось пресловутое интервью о положении Церкви в России от 3(16) февраля 1930 г. по поводу исторического послания Пия 2 [Ратти] в защиту веры в России (см.: “Известия”. 1930. 16 февр. 46; “Возрождение” 162 . 1930. 15 февраля. 1719).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

начали совершать хиротонии тайных епископов для других епархий. Всего иосифлянами было поставлено 28 таких архиереев: еп. Серпуховский Максим (Жижиленко), еп. Ингерманландский Роман (Руперт), еп. Вытегорский Модест (Васильков), еп. Псковский Иоанн (Ложков), еп. Донской Иннокентий (Шишкин), единоверческий еп. Охтенский Алипий (Ухтомский) и другие. Полный их список сохранился в архиве одного из епископов катакомбного движения. Со временем тактика иосифлян менялась. Так, на январском 1928 г. акте отхода воронежского духовенства от митр. Сергия владыка Иосиф написал резолюцию: «Управляйтесь сами, самостоятельно – иначе погубите и меня и себя» 602 . Аналогичные ответы разослал митрополит и другим сочувствовавшим ему архиереям, таким образом показывая, что в тот период он не желал централизации движения и брал на себя лишь идейное руководство. Но уже вскоре стало ясно, что для завоевания Высшего Церковного Управления нужна сплоченная, хорошо организованная сила. И весной 1928 г. митр. Иосиф заявлял прот. Николаю Дулову о необходимости создания какого-нибудь центра для объединения движения. В это время он даже высказывал идею о том, чтобы провозгласить себя Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, но впоследствии еп. Димитрий отговорил Владыку от подобного шага 603 . Следует отметить существование свидетельств о заявлениях митр. Иосифа, что Патриарх Тихон еще в 1918 г. тайно назначил его своим первым Заместителем. Желая заручиться поддержкой со стороны «соловецкого» епископата, в январе 1928 г. еп. Димитрий тайно посылал в Соловецкий лагерь особого назначения своего послушника Сергия. Но в беседе с ним епископы заявили, что они осуждают действия ленинградцев. В феврале митр. Иосиф направил к епископу Мануилу (Лемешевскому) , только что освобожденному из Соловецкого лагеря, иеромонаха с предложением возглавить порвавших молитвенное общение с митр. Сергием в Москве и на юге России и в случае согласия приехать к нему для возведения в сан митрополита. Однако епископ Мануил как представитель большинства «соловецкого» епископата, поклявшегося не отделяться от митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иосифлянам удалось довольно быстро – к лету 1928 г. распространить свое влияние далеко за пределы Ленинградской области – в Новгородскую, Псковскую, Тверскую, Вологодскую, Витебскую епархии. В Великоустюжской епархии часть приходов увлек за собой епископ Никольский Иерофей (Афоник), в Архангельской – епископ Каргопольский Василий (Докторов). Эти Владыки быстро установили связи с ленинградскими иосифлянами. В Московской епархии движение охватило города Коломну, Волоколамск, Клин, Загорск, Звенигород, но признанным центром стал Серпухов. В мае 1928 г. сюда был назначен иосифлянского поставления епископ Максим (Жижиленко) 594 . 7–8 храмов находилось в разделении в Москве. На Украине наибольших успехов иосифляне добились в Киеве, Харьковском, Сумском и Полтавском округах. К ним присоединились живший в Харькове епископ Старобельский Павел (Кратиров) и епископ Бахмутский и Донецкий Иоасаф (Попов) из г. Новомосковска 595 . В Центрально-Черноземной области и на юге России десятки иосифлянских или как еще их называли здесь -»буевских» приходов возглавил епископ Козловский, управляющий Воронежской епархией Алексий (Буй). Его представителем на Северном Кавказе стал еп. Майкопский Варлаам (Лазаренко). Отдельные приходы присоединились к иосифлянам на Урале, в Татарии, Башкирии, Казахстане, в городах Красноярске, Перми, Енисейске, Арзамасе, Смоленске. Параллельно с ленинградским в декабре 1927 г. возникло самостоятельное разделение во главе с 3 епископами в Вятской и Вотской (на территории Удмуртии) епархиях. Оно получило название «викторианского движения» и быстро объединилось с иосифлянским. В целом же волна отхода от митрополита Сергия охватила меньшую часть территории страны. Согласно данным государственных органов регистрации за Заместителем Патриаршего Местоблюстителя последовало до 70% приходов (в 1928 г. 8–9% приходов отпали в автокефалию – иосифлянство, викторианство и т.п., около 5% подчинялось григорианскому Церковному Совету и около 16% -обновленческому Синоду) 596 . Так как в конце 1927 г. в стране имелось примерно 30 тысяч действующих православных храмов – иосифлянскими по этим, вероятно несколько заниженным данным, являлись 2400–2700 или до 11,5% приходов Патриаршей Церкви. Численность же иосифлянского духовенства как белого, так и черного составляла, по подсчетам автора, как минимум 3,5 тысячи человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По прибытии в Москву отец Георгий перенес операцию и, находясь на излечении в хирургическом отделении тюремной больницы, 30 сентября 1919 года подал прошение в Политический Красный Крест с просьбой принять его дело для защиты в кассационном отделе. По амнистии ВЦИК от 5 ноября 1919 года расстрел был заменен пятью годами заключения, которое иеромонах Георгий отбывал в Бутырской и Таганской тюрьмах. Камеры Таганской тюрьмы были переполнены, более всего уголовниками, но много было и политических, в том числе – духовенства. Одновременно с отцом Георгием здесь находились митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) и настоятель Московского Данилова монастыря епископ Феодор (Поздеевский). Оба архиерея заметили иеромонаха Георгия среди прочих узников, и это имело большое значение для его дальнейшей жизни. Митрополит Кирилл благословил отца Георгия на старчество, архиепископ Феодор в 1922 году принял в Данилов монастырь, взяв из тюрьмы на поруки. Был в Таганской тюрьме еще один человек, с которым иеромонах Георгий близко познакомился, – М. А. Жижиленко, тюремный врач-терапевт, вскоре назначенный главным врачом тюрьмы (принявший тайный постриг с именем Максим, он в 1928 году был хиротонисан во епископа Серпуховского). Михаил Александрович научил отца Георгия простейшим медицинским навыкам: перевязкам, промываниям, компрессам, и старец был поставлен на должность тюремного санитара, благодаря чему мог встречаться со многими людьми, имел доступ даже в камеры смертников. Некоторые из таганских узников стали его духовными детьми. Старец не щадил себя, облегчая телесные и душевные недуги страждущих, омывая их раны, исповедуя и причащая желающих. Он не гнушался никакой грязной работой. Один соузник вспоминал: «Небольшая чистая камера в Таганской тюрьме. Посреди нее стоит иеромонах, исполняющий должность санитара. Вереница больных проходит через комнату. Большинство страдает экземой, язвами на ногах… Отец Георгий… как милосердный самарянин, обмывает гнойные раны. Каждого старается утешить бодрым словом, шуткой-прибауткой». «Не тужи, золотце мое, все будем свободны… Веруй всегда в милость Божию», – часто говорил он заключенным.

http://pravmir.ru/prepodobnoispovednik-g...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010