P. K. St. Jerome " s Commentary on Daniel 3//Acta Patristica et Byzantina. Pretoria, 2005. Vol. 16. P. 54-69; Stander H. F. Chrysostom " s Interpretation of the Narrative of the Three Confessors in the Fiery Furnace//Ibid. P. 91-105; Alobaidi J. The Book of Daniel: The Comment. of R. Saadia Gaon: Ed. and Transl. Bern, 2006; Добыкин Д. Перевод кн. прор. Даниила П. А. Юнгеровым в свете достижений совр. библеистики: Канд. дис./СПбДА. СПб., 2006. Ркп. Свящ. Димитрий Юревич Свящ. Димитрий Юревич, Е. А. Агеева Иконография В мозаиках кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае (550-565) находится одно из ранних изображений Д. Он представлен в круглом медальоне погрудно, безбородым (?) круглолицым юношей с короткими, аккуратно уложенными темными с рыжиной кудрями, слегка закрывающими уши, в плаще, застегнутом на груди фибулой, и в 3-цветном головном уборе без полей, с высокой тульей и плоским дном; в одеждах присутствуют зеленый, голубой, лиловый, красно-коричневый и желтый цвета. В дальнейшем в иконографии Д. сохранен юный облик пророка; он изображается в характерном 2-цветном мягкой формы головном уборе, в коротком подпоясанном хитоне с сильным напуском, в узких в обтяжку штанах и в высокой обуви. Поверх хитона наброшен плащ, скрепленный на груди узлом (икона «Пророки Давид, Даниил, Соломон» из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, 1497, ГТГ) или фибулой (роспись барабана собора Св. Софии в Новгороде, 1108). Иногда конец плаща переброшен через левое плечо на грудь (роспись ц. Успения Богородицы на Волотовом поле близ Новгорода, 80-е гг. XIV в.). В русских памятниках в одежде Д. сочетались разных оттенков красный цвет с зеленым и голубым. Рукава, штаны, хитон и плащ богато украшены орнаментом (роспись барабана собора Св. Софии в Новгороде). Как правило, голова Д. изображалась в 3/4-ном повороте, правая рука - на уровне груди, в левой руке - раскрытая книга (икона из пророческого ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в., ГММК) или свиток: свернутый (роспись ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония, 1317-1318), сложенный в форме раструба (икона из пророческого ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора в Твери, сер. XV в., ГРМ), развернутый вверх и вниз. Среди текстов на свитках и в книге наиболее часто встречаются следующие фрагменты: Дан 2. 34, 44, 45; 7. 9; 9. 24; 10. 16. Пророческий атрибут Д.- гора - связан с текстом из Дан. 2. 34 или 2. 45, в к-ром гора уподобляется Богоматери, а чудесным образом отделившийся от нее камень - Христу.

http://pravenc.ru/text/171183.html

Изображение Г. присутствует в композиции «Собор архангелов» (на иконе XIII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае; на ростовской иконе, ок. 1272 или 1276 (?), из великоустюжского Михаило-Архангельского мон-ря (ГРМ); на фресках ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318), а также на схожих по композиции изображениях «Собор арх. Михаила» и «Собор арх. Гавриила» (икона сер. XVI в. из придела во имя арх. Гавриила Благовещенского собора Московского Кремля). В сюжетах поклонения Кресту и Этимасии Г. держит в руках орудия Страстей, напр. на иконе 60-х гг. XII в. «Спас Нерукотворный» с композицией «Поклонение Кресту» на обороте (ГТГ) - трость. Архангелы Михаил и Г. с орудиями страстей встречаются в монументальной живописи. Так, в ряде кипрских храмов XVI в. (ц. св. Архангелов и ц. св. Созомена в Галате) на зап. стене над композициями Страстного цикла (Несение креста, Распятие, Снятие с креста) изображены полуфигуры архангелов Михаила и Г., а над ними образ Христа Еммануила. В качестве уникальных примеров изображения Г. на иконах следует отметить образ «Арх. Гавриил» из мон-ря Дечаны (1350), где он изображен в лоратном облачении, со сферой и жезлом в руках; на местной иконе из московской ц. во имя арх. Гавриила (т. н. Меншикова башня) на подворье кн. А. Д. Меншикова (XIX в.) Г.- на облаках со сферой в правой, высоко поднятой руке и цветущей ветвью в левой. К числу редких относится икона письма Рафаила Дмитриевича «Архангелы Михаил и Гавриил, с деяниями» (1723, Худож. галерея, Сараево) в среднике в рост, в воинском облачении, со свитками в руках представлены архангелы, в клеймах - деяния арх. Михаила. Архангелы Михаил и Г. на псковской иконе «Святые Параскева, Варвара и Ульяна» (XIV в., ГТГ) изображены с покровенными руками по сторонам небесного сегмента с образом Христа Еммануила. В поствизант. живописи с деяниями Г. связывались нек-рые сюжеты явлений ангелов, не имевших в Свящ. Писании имен. Так, в ряде памятников явление ангела Пахомию стали надписывать как явление Г. (напр., фреска 1630 в мон-ре св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сере)).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Прп. Авраам Затворник. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Ватиканская библиотека) Прп. Авраам Затворник. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Ватиканская библиотека) Известно житие А. З. и Марии на сир. языке; имеющееся там указание на то, что его автором был прп. Ефрем Сирин (посвятивший А. З. 15 гимнов), в наст. время ставится под сомнение. Сохранилась также греч. версия жития в обработке Симеона Метафраста . Согласно сир. житию, А. подвизался в Кидуне близ Эдессы; греч. житие называет селение, жителей к-рого крестил святой,- Тения в епископии Лампсака (Геллеспонт). Повесть об А. З., приписываемая св. Ефрему Сирину, переведена на слав. язык в Х в. в составе Паренесиса. Краткое житие святого переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . В XVI в. краткое житие и эта повесть помещены в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 120-121). Иконография А. изображается в ряду преподобных отцов старцем с длинной вьющейся бородой: на миниатюре Минология Василия II - представлен молящимся возле храма и источника (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 146); на мозаическом медальоне ц. Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.,- поясное изображение; в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- с воздетыми в молении руками ( орант ). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 13. 21), описывает преподобного как старца «с большой остроконечной бородой». Ист.: BHG, N 5-8; BHL. T. 1. P. 3; ActaSS. Mart. 1668. T. 2. Col. 741-748; Bedjan. Acta. T. 6. P. 380-401; 465-499; Lamy Th. Acta Beati Abrahae Kidunaiae monachi aramaice//AnBoll. 1891. T. 10. Fasc. 1. P. 5-49 [сир. житие; рус. пер.: Пайкова А. В. Легенды и сказания в памятниках сирийской агиографии//ППС. 1990. Вып. 30 (93). С. 107-116]; PG. 115. Col. 43-77 [греч. житие]; S. Ephrem Syri Hymni et sermones/Ed. T. Y. Lamy. Malines (Mecheln), 1889. T. 3. P. XL-XLIII. Col. 749-836; T. 4. Col. 1-84; Gregorii Barhebraei Chronicon ecclesiasticum/Ed. J. B. Abbeloos et T. Lamy. Louvain, 1872. T. 1. P. 86; Chronicon Edessenum/Trad. T. Guidi. Chronicon ad A. D. 846 pertinens/Trad. J. B. Chabot. Chronicon Jacobi Edesseni/Trad. E. W. Brooks//CSCO. Ser. 3. Syr. T. 4. P. 5, 150, 219; SynCP. Col. 173-174; PL. 72. Col. 281-294; Hrotsuita. Comoedia, IV//PL. 118. Col. 1013-1028.

http://pravenc.ru/text/62878.html

М. и прп. Иоанна Дамаскина по сторонам от образа Богоматери Влахернитиссы). Вместе с прп. Иоанном Дамаскином К. М. также изображен пишущим на фреске мон-ря Хумор, Румыния (1530-1535). В росписях храмов, начиная с ц. вмч. Пантелеимона в Горно-Нерези, фигуры гимнографов, в т. ч. К. М., монаха лавры прп. Саввы Освященного, связаны с монашеской тематикой. Изображение К. М. работы Мануила Панселина сохранилось на Афоне в мон-ре Протат в Карее (ок. 1290) - в рост, с непокрытой головой, в левой руке свиток, правой благословляет; в парекклисионе прп. Евфимия Великого базилики вмч. Димитрия в Фессалонике (1303) его полуфигура помещена на арке колоннады в паре с прп. Иоанном Лествичником, еще одну пару составляют преподобные Иоанн Дамаскин и Феодор Студит. Монашеская тематика подчеркнута и в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония, (1317-1318 ), в нартексе которой в сев.-зап. части зап. стены, в нижнем ярусе росписи, образы 3 монахов-гимнографов (К. М., Иоанна Дамаскина, Иосифа Песнописца) помещены рядом с традиционно монастырским сюжетом «Явление ангела прп. Пахомию Великому». В ряду преподобных К. М. изображен, напр., в ц. Честного Креста в Пелендри, Кипр (3-я четв. XIV в.), в ц. Пресв. Богородицы Хриселеусы в Эмбе, Кипр (кон. XV в.) и в др. Расположенный в нижнем ярусе росписи «чин» гимнографов в ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (1294/95) - преподобные К. М., Иоанн Дамаскин (сохр. нижняя часть фигуры) и Иосиф Песнописец (каждый держит развернутый свиток в правой руке, К. М. указывает перстом левой руки на текст в свитке) - обращает на себя внимание тем, что находится под композицией «Премудрость созда себе дом». Аналогичное размещение встречается и в рус. памятнике - ц. Успения на Волотовом поле близ Вел. Новгорода. Кроме того, в Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота К. М. предпосланы слова: «…говорит: премудрость, слово и сила Сын, сый Отчий» (Ерминия ДФ. С. 175). Примеры изображения «чина» песнотворцев представлены и в миниатюрах лицевых рукописей: напр., в Октоихе кон. XII в. из университетской б-ки в Мессине (Италия; Mess. Salvad. 51) - К. М. входит в состав 4 гимнографов. " Слава Богородицы " . Миниатюра из Гомилий Иакова Коккиновафского. 2-я четв. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 6r)

http://pravenc.ru/text/2458835.html

Великомученики Георгий и Димитрий Солунский. Камея. X в. (ГЭ) Великомученики Георгий и Димитрий Солунский. Камея. X в. (ГЭ) Редко встречающийся иконографический извод - Г.-воин, восседающий на троне,- возник не позже кон. XII в. Святой представлен фронтально, сидящим на троне (престоле) и держащим перед собой меч: правой рукой вынимает меч, левой - придерживает ножны (икона XII-XIII вв. из Пловдива (СНХГ); парное рельефное изображение восседающих на тронах Г. и Димитрия (кон. XII в., собор Сан-Марко в Венеции); серб. житийная икона XVII в. (Печская Патриархия)). Своеобразное лит. описание этой иконографии принадлежит визант. поэту Мануилу Филу (ок. 1275 - ок. 1345), к-рый обращается к «великому Георгию воину, сидящему перед городом и извлекающему наполовину меч из ножен»: «Прекратив бой, в котором ты изгнал врага души, вновь ты находишься в раздумье на отдыхе» ( Manuelis Philae Carmina/Ed. E. Müller. P., 1855. Vol. 1. P. 119, CCXXVI). Подобным образом изображался и вмч. Димитрий Солунский (икона из Успенского собора г. Дмитрова, кон. XII - нач. XIII в., ГТГ). В монументальной росписи св. воины могли изображаться на гранях подкупольных столпов, на подпружных арках, в нижнем регистре наоса, ближе к вост. части храма, а также в нартексе: напр., в ц. Богородицы в мон-ре Осиос Лукас (20-е гг. XI в.) - на сев. подпружной арке; в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321) - на арке в экзонартексе; в кафедральном соборе в Чефалу (1148) - в наосе и др. В XIV в. почитание св. воинов как реакция на военные действия турок-осман, переместившиеся к этому времени в Европу, возросло. Так, в богослужебных текстах XIV в. в чине проскомидии (по уставу Филофея Коккина, 1344-1347) после пророков и апостолов в перечислении мучеников первыми вспоминаются св. воины Димитрий, Г. и Феодор Тирон. Значительное место воинской теме отводится в монументальной росписи храмов, особенно на Балканах. Так, изображения Г. среди др. воинов представлены в росписи церквей: вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), ап.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Сцена мученичества семьи Е. П. (четверо святых, находящихся по пояс в горящей печи в форме быка) встречается с X в. в рукописях и храмовых декорациях: роспись ц. Токалы-килисе в Гёреме, Каппадокия (кон. X в.); на миниатюрах в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 53, 976-1025 гг., К-поль), в 2 минологиях по Житиям Симеона Метафраста: XI в. (Marc. gr. 586. Fol. 156r) и кон. XI в. (Lond. Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 151r), в Минологии кон. XI в. (Ath. Esph. 14. Fol. 52v); в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318); в трапезной Великой Лавры на Афоне (1512?). В ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, один из сыновей Е. П. изображен карабкающимся по печке-быку, чтобы принять смерть вместе с родителями и братом. Видение вмч. Евстафия Плакиды. Роспись церкви в с. Чукули, Ниж. Сванети. XVII в. Видение вмч. Евстафия Плакиды. Роспись церкви в с. Чукули, Ниж. Сванети. XVII в. Наиболее ранние изображения «Видения св. Евстафия Плакиды» известны по памятникам груз. искусства VI-VII вв. Сцена охоты Е. П. представлена на одной из сторон постамента скульптурного креста из мон-ря Натлисмцемели во имя св. Иоанна Крестителя (рубеж VI и VII вв.) в Гареджи, на фризе вост. фасада Успенского храма мон-ря Мартвили (VII в.), на рельефной плите алтарной преграды из Цебельды (VIII-IX вв.), на стелах из Брдадзори, Хандиси (точная датировка затруднительна) и др. Эта композиция встречается во внутрихрамовой росписи и на фасадах груз. церквей: Спаса в с. Зенобани в Имерети (XIII в.), во 2-м регистре зап. стены; с. Цкелари в Абхазии (X в.); св. Саввы Освященного мон-ря Сапара (Сафара), Юго-Зап. Грузия (XIV в.); в храмах В. Сванети - св. Архангелов в с. Ипрари (XII в.?) - на фасаде, св. Архангелов в с. Кайша, в с. Лаштхвери, Спаса в с. Лагами - на фасаде (все - XIV в.); Н. Сванети - в с. Чукули (XVII в.) - в интерьере на юж. стене. Д. В. Айналов и Р. О. Шмерлинг отметили без комментариев уникальность размещения на алтарных преградах груз. церквей, где обычно расположены композиции, связанные с НЗ и ВЗ, сцен охоты и видения святого ( Айналов. 1895. С. 7; Шмерлинг. 1962. С. 67).

http://pravenc.ru/text/187479.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР ЕПИСКОП, ИРАКЛИЙ ВОИН, АННА, ЕЛИСАВЕТА, ФЕОДОТИЯ И ГЛИКЕРИЯ (II или III в.), мученики Адрианопольские (пам. 22 окт.). А. Е. обратил ко Христу множество язычников и иудеев. Приведенный в Адрианополь к начальнику области, он отказался принести жертву идолам, за что и был предан пытке - раздиранию ребер железными крюками. Стойкость А. Е., терпеливо переносившего муки, потрясла воина Ираклия, к-рый уверовал во Христа и был обезглавлен после пыток. Затем А. Е. чудесно исцелился от ран и совершил др. чудеса, чем обратил ко Христу 4 жен: Анну, Елисавету, Феодотию и Гликерию; их постигла та же участь, что и Ираклия. Наконец, и сам А. Е. был предан усечению мечом (по Минологию Василия II , еще до мученичества святых жен). Время и место мученичества неизвестны. В визант. эпоху мощи А. Е. и его сподвижников находились в их мартирии близ к-польского храма вмч. Георгия в Кипарисии, где и совершалась их память. Есть предположение, что этот святой епископ тождествен еп. Александру, мч. Бакканскому (пам. зап. 21 сент., 26 нояб.). Краткое житие святых переведено на слав. язык в 1-й пол. XIV в. (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. житие было включено под 22 окт. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 109). Иконография В Минологии Василия II представлено мученичество А. Е., Ираклия и с ними пострадавших. В архиерейском облачении, старцем А. Е. изображен в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг. (поясное изображение). Ист.: ActaSS. Oct. T. 9. P. 520; MenolBas. P. 130; SynCP. Col. 156; ВМЧ. Окт. С. 1735-1736. Лит.: Quentin H. Alexandre (1, 11)//DHGE. T. 2. Col. 172; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 24; Janin. Églises et monastères. P. 18; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. Стб. 437. Иконогр.: Менолог. С. 265. А. Ю. Виноградов Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/64362.html

Краткое житие А. Ц. переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. Память переведена в 1-й пол. XIV в. в составе Стишного Пролога. В XVI в. житие и память включены под 21 апр. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 90). Гимнография Память А. Ц. зафиксирована в Типиконе Великой церкви (IX-X вв.), Минологии имп. Василия (Х в.) и во мн. др. месяцесловах (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 117, 119). В греч. рукописи Х. в. (Ath. Vatop. 1104. F. 145-147) сохранился не вошедший в печатные Минеи канон 2-го гласа Феофана Начертанного А. Ц. (Ταμεον. Р. 189, N 72). В совр. богослужебной практике греч. и рус. Церквей отдельное последование А. Ц. не совершается. А. Ц. упоминается в бденной службе (см. Знаки праздников месяцеслова ) вмч. Георгию Победоносцу. В Минее (МП) помещен особый тропарь А. Ц. «          », в греч.- по 6-й песне канона на утрене выписан ямбический стих. Иконография В визант. и древнерус. искусстве наряду с единоличными изображениями А. Ц. представлена в нек-рых сюжетах жития вмч. Георгия Победоносца, осуждение Георгия; исповедание веры А. Ц. перед имп. Диоклетианом - в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг. (А. Ц. в хитоне и мафории); мученичество вмч. Георгия и А. Ц.- в настенном минологии нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; обращение А. Ц. в христианство вмч. Георгием - на житийной иконе вмч. Георгия, нач. XVI в. из Успенского собора г. Дмитрова (ЦМиАР). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., А. Ц. упоминается в связи с усекновением главы вмч. Георгия: «Поодаль... царица Александра сидит на камне, мертвая; ангел приемлет ее душу» (Ч. 3. § 21. 9). В Большаковском иконописном подлиннике, XVIII в., об А. Ц. сказано: «Аки Екатерина, подобием такова». А. Ц. традиционно изображается в царском одеянии и венце поверх плата, часто с крестом в руке: среди святых жен в медальоне - в росписи Дионисия в ц. Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря , 1502 г.; с вмц.

http://pravenc.ru/text/64452.html

островов и Македонии до Сицилии, в юж. боковом нефе сохранились сцены из деяний апостолов, среди к-рых узнаваема сцена мученической кончины И. Изображение И. устойчиво встречается в минейных циклах, на миниатюрах из рукописей: минеи на авг. Гроттаферратского мон-ря прп. Нила (Crypt. D. a. XII. Fol. 108; с подписью: Иуда-Фаддей), под 21 авг.; греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов) - под 20 июня представлен седовласым, но не самых преклонных лет старцем в розовом гиматии и голубом хитоне, в левой опущенной руке держит свернутый свиток, правая рука - в жесте именословного благословения (РНБ. O. I. 58. Л. 118, кон. XV в.). В настенных минологиях под 19 июня И. в мучении представлен в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318) - распят на кресте и в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320) - подвешен на дереве; изображения в рост имеются в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (1348-1350), в ц. Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386), в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718). В рус. минеях один из ранних примеров изображения И. сохранился в годовой минее 1-й пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) - темноволосый средовек, с короткими, до ушей, вьющимися волосами и короткой округлой бородой, облачен в сине-зеленый хитон и красный плащ, с омофором, в левой руке держит кодекс, правой благословляет. Образ И. представлен: на иконах на июнь из комплекта годовых миней кон. XVI в. (КОГИАМЗ; с омофором поверх апостольских одежд), 1758 г., работы И. Ф. Липина (КОГИАМЗ); в годовой минее (нач. XIX в., УКМ); в гравированных святцах работы Г. П. Тепчегорского (изд. в 1714 и 1722; седовласый старец с густыми вьющимися волосами чуть ниже ушей и длинной округлой бородой, в правой руке - развернутый свиток, левая сложена в ораторском жесте с указующим вверх перстом) и И. К. Любецкого (изд. в 1730; в правой руке - свиток, левая с раскрытой ладонью отведена в сторону) и на др. Лит.: Менолог. С. 201, 280, 301, 339, 359, 388; LCI. Bd. 8. Sp. 423-427; Евсеева.

http://pravenc.ru/text/1237747.html

В рус. редакциях Иерусалимского устава в службе Зиновию и Зиновии появляется общий тропарь мученикам и кондак 8-го гласа. В этот день стихиры им на «Господи, воззвах» поются на 3, канон - на 4, что характерно для службы святым без праздничного знака (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); служба на литургии не описана. Такой же порядок сохраняется и в последующих редакциях Иерусалимского устава, вплоть до совр. изданий. В памятниках монастырского богослужения - Обиходниках и в богослужебных книгах, зависящих от них, 30 окт. на литургии указывается общая служба мученикам, как в греч. печатных Типиконах (см. Обиходники Троице-Сергиевой лавры - РГБ. Троиц. 249. Л. 178; 250. Л. 148; 251. Л. 17; устав, напечатанный старообрядцами-беспоповцами по монастырским Обиходникам.- Устав церковней службе. М., 1915. Л. 132 об.). В совр. греч. Минеях тропаря святым нет, однако он указан в др. богослужебных книгах (напр., в месяцесловах Часословов). Последование святым в совр. богослужебных книгах включает: общий отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μρτυρς σου Κριε (      ); кондак плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа на подобен «Яко начатки»: Τος ληθεας Μρτυρας κα εσεβεας κρυκας (          ) с икосом; канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, авторства Иосифа (его имя составляет акростих 9-й песни), ирмос: Αισμα ναπμψωμεν λαο (      ), нач.: Θρν παριστμενος Θεο (      ); цикл из 3 стихир-подобнов, стихира-самогласна; седален; светилен. По рукописям известен анонимный канон Зиновия и Зиновии без акростиха, 2-го гласа, ирмос: Δετε, λαο, σωμεν (      ), нач.: Τν νοητν σμερον μν παρδεισον (Мысленный днесь нам рай). А. А. Лукашевич Иконография В греч. иконописном подлиннике нач. XVIII в.- Ерминии Дионисия Фурноаграфиота - З. и З. упоминаются в минейном разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 30 окт.: «Святые Зиновий и Зиновия, родной брат с сестрою, были усечены мечом» (Ч. 3. § 22). В рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) о святых под тем же числом сказано: «Священномученик Зиновий сед, брада короче Афанасьевы, ризы святительская крестчата и багрова, а Зиновия аки Варвара мученица, в руце свиток, а в нем написано: Владыко Господи Боже, сохрани стадо Свое, иже собрал еси Святою Си кровию излиянною, риза празелен, испод багор с белилом, в руце крест» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 43-44). Образы святых, изображенных, как правило, вместе, представлены в минейных циклах, напр.: на миниатюрах (Минологий Василия II - Vat. gr. 1613. P. 150. К-поль, 976-1025 гг.- в мучении; Минологий Служебного Евангелия - Vat. gr. 1156. Fol. 263v. К-поль, 3-я четв. XI в.- Зиновия; Минологий на окт. (Vindob. hist. gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в.- в рост), в настенных минологиях (ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония, 1317-1318 - погрудно; ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны, Косово и Метохия, 1350 - в мучении), на иконах («Минея годовая», нач. XIX в., УКМ - Зиновий).

http://pravenc.ru/text/199829.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010