УТЕШЕНИЕ Духовные утешения посылаются по милости Божией …Одно слово: «неприкосновенный существом, прикосновен мне бывает» – произвело в сердце твоем отраду духовную. Это не нашей силы и напряжения, но дело милости Божией (III, 256, 442). …В церкви ты чувствовала себя в радостном духе, – не думай, чтобы ты сама собой могла иметь оное чувство, но благодать Божия сие соделывала к ободрению и укреплению тебя (VI, 167, 274). Утешения не приходят к нам без креста Письма А. Я. прочитал; видно ее большое рвение в монастырь, но с надеждою не на Бога… Она, бывши у вас, вкусила умиления и думает, что всегда оное с нею пребудет неотлучно, а потому стремится на Фавор; но это только показало, что есть ; а надобно прежде на Голгофе побывать и принять крест душевных и телесных горестей; тогда, по мере терпения и смирения, даруется и утешение. Когда постраждем со Христом, то с Ним и прославимся ( Рим. 8, 17 )… Ей хочется скоро взлететь на небо: пусть не спешит, – дело будет прочнее; а то и вступя в монастырь, не найдет покоя… (VI, 50, 81, 82). Прежде надобно понести скорби, встречающиеся при делании заповедей Божиих, и оными исцелити страсти; и тогда не искать утешений, но оно само по себе приходит. В посланных к тебе выписках св. Исаака Сирина , кажется, довольно было объяснено, что писал он к ищущему утешений и откровений и какие делал против сего возражения; советовал более пребывать ему в делах покаяния, а не искать утешений а один богомудрый муж предпочитает еще крест духовным наслаждениям и говорит, что мы ищем в них не Бога, а себя (III, 3, 22). Утешениям или предваряет или последует искушение …Утешениям или предваряет, или последует мятеж; а сему причиною наше страстное устроение; страсти наши суть дверь, затворяющая пред нами сию духовную радость… (IV, 122, 311). Вы пишете, что удостоились быть причастницами Пречистых Тайн Христовых в Великий Четверток и имели духовное утешение, как от сего великого дара, так и от службы оной Седмицы. Сердечно о сем радуюсь и благодарю Бога, посещающего вас сими духовными утешениями; но после, смотрением же Его, послана и приукоризна, да не превознесетеся. Вы, может, считали себя смиренными – и нечто: а слово уязвившее и показало, что точно есть гордость (IV, 116, 296).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

06 декабря 2012 г. Содержание Жалованная грамота царя и великаго князя Иоанна Васильевича IV архиепископу Пимену, об утверждении за Софийским домом Подмосковной вотчины (1555 года 20 февраля) Грамота Новгородского архиепископа Пимена псковскому духовенству (1556, 20 авг.) Грамота Митрополита Макария Новгородскому архиепископу Пимену об иеромонахе Авраамии из Юрьева монастыря, служившем Божественную Литургию без епитрахили (1556, декабря 18) Богомольная грамота митрополита Макария в Новгород, о совершении молебных пений по случаю голода (1557, февраля 27) Послание Новгородского архиепископа Пимена Митрополиту Макарию в связи с обретением мощей святителя Никиты (1558 июнь-июль) Челобитная житничнего ключника архиепископу Новгородскому Пимену (1552–1563 гг.) Послание Новгородскаго архиепископа Пимена Царю Иоанну Васильевичу о укреплении на брань с литовцами (1563, января 24) Отписка к государю царю Иоанну Васильевичу от Новгородского архиепископа Пимина известительная о приложении своей руки на присланной к нему записи касательно прощения вины боярину Ивану Петровичу Яковлеву и о посылке помянутой записи обратно к нему государю. Писана 1565 года июня 2 дня     После недолго занимавшего древнейшую кафедру архиепископа Серапиона (Курцова; 1551–1552) 1 в Великий Новгород был поставлен архиепископ Пимен, по прозвищу Черный. Родился он, нужно думать, при Великом князе Василии III (1503–1533) 2 . Он был постриженником Кирилло-Белозерского монастыря. В Новгороде ко времени архиерейской хиротонии владыки Пимена свирепствовала эпидемия. Поэтому летописное сообщение о поставлении нового владыки пространнее обычного, так как при этом говорится о молебне, служившемся в Успенском соборе с молением о прекращении мора: “Того же году, месяца ноября, поставлен бысть Макарием Митрополитом архиепископ Великому Новуграду и Пскову старец Пимин Черной Андриановой пустыни; Царь и Великий князь Иван Василиевич всея Русии и Митрополит Макарей вносили мощи всех святых отец да, молив Бога и святя воды, отпустил богомолца владыку Пимина в Новгород. И приеха владыка в Новгород на николин день и служил в Софии Премудрости Божии первую обедню на Николин день; и от того дни явил Бог милосердие свое, преста поветрие” 3 . Соловецкий летописец называет точную дату архиерейской хиротонии владыки Пимена – 20 ноября 1552 года; а также дату его прибытия в Великий Новгород – 6 декабря. В летописце он называется “клириком честные обители Кирилова монастыря з Белаозера” 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

10-е Свв. мучч. Терентия, Африкана, Максима, Помпея, Зинона, Александра, Феодора, Макария и прочих с ними Сказание о св. муч. Терентии и дружине его (в числе 40 человек) и пострадавших во время гонения от Декия, в III веке, очень древнее. Существует предположение, что оно получено в Греческой Церкви в IV-м стол. вместе с мощами Терентия и Африкана, перенесёнными 22-го сентября, при императоре Феодосии Великом, в церковь св. Евфимии, в Петре – в северной части Константинополя. Об этом перенесении говорит Феодор чтец 89 . По вышеупомянутому сказанию известно, что сорок христиан: Терентий, Африкан, Максим, Помпей, Зинон, Александр, Феодор, Макарий и другие, имена которых не сохранились до нашего времени, пострадали в Африке, за исповедание Иисуса Христа и сопротивление их принести жертвы идолам, к чему принуждаемы они были правителем Африканской провинции Фортунатом – на основании указа Декиева. Объявив всенародно указ императора, Фортунат выставил при этом и орудия казни для устрашения христиан и действительно повлиял этим на слабейших из них... но встретил непреклонное сопротивление в Терентии и дружине его, «не убоявшихся убивающих тело, но душу убить не могущих». – Все вы, кажется, люди взрослые и разумные, – попытался убедить их Фортунат, – как же можете вы называть Царём и Богом человека, которого Иудеи распяли, как злодея? – Если бы ты знал силу Христа распятого, – отвечал ему за всех бывших с ним Терентий, – то ты отказался бы от заблуждения своего и сам стал бы служить Ему, потому что Он – Сын Божий милосердый и милостивый. Благоволением Бога Отца Своего сошёл Он на землю и, соединив Божество своё с человечеством, претерпел добровольно крестную смерть для нашего спасения... – «Поклонитесь лучше богам! – настаивал закоренелый язычник, – иначе вы все погибнете в жестоких мучениях» ... – «Напрасно думаешь устрашить нас, – возразил Терентий, – мы уже сказали тебе, что мы – христиане. Было бы безумием бояться смерти, через которую открывается для христиан жизнь блаженная – бесконечная... На Христа возложили мы надежду нашу и не боимся мучений, потому что веруем, что останемся победителями» ...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Архиереи Русской Православной Церкви (кон. Х—сер. XIII в.) Приводится по изданию: Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. М. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского настыря, 1995 г. Кн. 2, с. 633-634; Кн. 3, с. 641. Список архиереев составлен А. В. Назаренко. В список включены только достаточно надежно засвидетельствованные иерархи; курсивом даны гипотетические даты; в квадратные скобки помещены имена архиереев, заимствованные из поздних источников. За основу взят перечень иерархов из книги: Щапов Я. Н. Государство и Церковь в Древней Руси X–XIII вв. М., 1989 (раздел о Киевских митрополитах составлен А. В. Поппэ). В этот перечень внесены дополнения и исправления. Даты, указанные в настоящем списке, могут не совпадать с датами, приводимыми высокопреосвященным Макарием. Киевские митрополиты Свт. Михаил 988 – 992. 992 – 1008 Иоанн I упом. в 1020-е гг. Феопемпт упом. в 1039 г. [Кирилл I] Свт. Иларион 1051 — до 1055 г. упом. в 1055 г., ( вероятно, после 4.11.1061. Георгий прибытие в Киев в 1062 г., упом. в 1072–1073 гг. Свт. Иоанн II до 1077/1078 г.— 1089. Иоанн III 1090 – 1091. Свт. Николай упом. в 1097–1101 гг. Никифор I прибытие в Киев 6.12.1104, настолование 18.12.1104 — 04.1121. Никита настолование 15.10.1122 — 9.03.1126. Михаил I 1130 – 1145/1146. Климент Смолятич (признан не во всех епархиях). 27.07.1147 — 03.1159 (в 1155 — 12.1158 г. был изгнан из Киева). Свт. Константин I (не признан в Волынской и, возможно, Туровской епархиях). рукоположен в конце 1155 г., прибытие в Киев летом 1156 г.— 03.1159. Феодор 08.1160 –1161/1162. Иоанн IV 1163–1166. Константин II упом. в 1167–1169 гг. Михаил II рукоположен до 24.03.1171, прибытие на Русь до 07.1171 (?). Никифор II упом. в 1183 – после 01.1198. Матфей

http://sedmitza.ru/lib/text/443844/

III. Жизнь А. М. Гренкова (о. Амвросия) в монастыре до пострижения в монашество (1839–1843) Когда в 1839 году прибыл в Оптину пустынь Александр Михайлович , то увидел здесь старчество в полном его расцвете. Главным старцем был о. Леонид, имевший тогда уже с лишним 70 лет. Отец Макарий был только как бы его ближайшим помощником. Вся братия, уже вполне успокоившаяся от волнений и сомнений, которыми раздиралась ранее по поводу старчества 114 , теперь положительно благоговели пред старцем. Внешние, мирские посетители стекались к старцу в несметном количестве из различных местностей; он всех принимал с любовью и отпускал с назиданием. Старца считали прямо за святого человека. Поднявшееся с самого начала 1839 года косвенное гонение на старца со стороны Тульского преосвященного Дамаскина 115 только ещё более, как будет видно ниже, способствовало его прославлению. Дело в том, что духовник Белёвского (Тульской губернии) женского монастыря, священник о. Г. 116 , начал усиленно распространять ложные слухи о том, что несколько монахинь и послушниц монастыря во главе с некоей старицей Анфией 117 , особенно часто посещавшие Оптинского старца о. Леонида, заразились от него новою ересью; распространял он страшные хулы и порицания и на самого старца. Молва об еретичестве о. Леонида и белёвских монахинь начала распространяться весьма быстро. Об этом узнал Тульский преосвященный Дамаскин и немедленно вызвал и о. Г. и Белёвскую игумению 118 к себе на допрос. Священник о. Г. не усумнился и пред Владыкой повторить своё показание. Старицу Анфию отдали на испытание и увещание игуменье Тульского Успенского монастыря, матери Клавдии 119 . Матерь Клавдия, наслышавшись о какой-то ереси и боясь, как бы самой не подпасть гневу Владыки, принялась за дело с полным усердием. Она начала сильно бранить старца и называть его масоном. На это Анфия заметила, что она не знает, что такое за слово масон. –А что, он давал вам читать свои книги? – спросила м. Клавдия. Да, – отвечала Анфия, – я и теперь читаю, по его наставлению, книгу Аввы Дорофея , которая, по словам старцев, есть азбука монашеской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

III. О признании царского достоинства Иоанна Васильевича Патриаршим собором в Царьграде Приезд Митрополита Евгрипского в Москву, прямо от лица Патриаршего, показался важным событием для Церкви Российской, потому что со времени завоевания Царяграда, одни только убогие старцы, Афонские, Синайские и Сербские, посещали Россию, и даже сам Патриарх Дионисий вступил в первое сношение с Царем, не иначе как чрез посланца Султанского. Иоанн решился воспользоваться благоприятным случаем, чтобы привести в исполнение давнее свое желание. Вскоре после того, как венчался юный Государь венцом Мономаха и пали к ногам его два царства Восточные, Казанское и Астраханское, пришло ему на мысль укрепить Царское свое венчание, которое совершил Митрополит всея Руси Макарий, благословением Вселенского Патриарха и всей Церкви Восточной, так как Иоанн, первый из своего рода, принял на себя титул царский, и самый венец сей пришел к нам с Востока. Державный отец его, Василий Иоаннович, хотя и сын Греческой Царевны, не решился восприять венца Мономахова; плачевная участь юного внука Uoahha III Димитрия, на которого в отрочестве возложил венец великий дед его, еще более могла побудить Uoahha IV искать сего благословения от Первосвятителя Царьграда, откуда заимствовала Русь и святую веру. Он вступил в тайное сношение, по предмету своего Царского венчанья, с Церковью Константинопольскою. Так как вскоре последовала весть о кончине Дионисиевой и избрании на его престол бывшего Митрополита Адрианопольского Иоасафа, то Государь к нему писал ответную грамоту, чрез посла Патриаршего, снабдив его и богатою милостынею для Патриарха: соболями на тысячу золотых, а Митрополиту Евгрипскому вручил двести рублей деньгами; и брат царский Юрий Васильевич послал от себя Патриарху деньгами двести рублей. Он отправил с ним вместе Суздальского Архимандрита Феодорита для совещания на Востоке по делу благословенной грамоты на царство. Тогда же отпущены были Хиландарские старцы, которые приходили со Св. горы Афонской просить вспомоществования своей обители. Государь послал с ними триста рублей милостыни и богатую завесу к царским вратам, которая доселе сохраняется на Св. горе. Это было в 1557 году. Завеса сия, или катапетазма, была вся шита золотом и унизана жемчугом; на ней изображен был Деисус, т. е. Господь Иисус при предстоянии Матери Божией и Предтечи, с ликами Апостолов и Пророков вокруг; драгоценные камни украшали венцы их. Царевич Иоанн послал от себя панагию серебряную, вызолоченную, с жемчугами, а Князь Юрий Васильевич пятьдесят рублей деньгами, и столько же дано было священноиноку Сильвестру и старцам его от Государя. (Листы 107–110)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

III. О СУЩЕСТВЕ И СУЩЕСТВЕННЫХ СВОЙСТВАХ ЦЕРКВИ § 177. Понятие о существе Церкви и исчисление ее существенных свойств Как следствие из всего, доселе изложенного учения о Церкви, ее происхождения, пространстве и цели, ее составе и внутреннем устройстве вытекают полное понятие о самом существе Церкви и учение о ее существенных свойствах. Понятие о всецелом существе Церкви можно выразить так: Церковь есть общество православно верующих и крестившихся в Иисуса Христа (§ 168), Им самим основанное непосредственно и посредством св. апостолов (§ 167), Им же самим оживляемое и ведомое к животу вечному (§§ 176. 169) видимо – посредством духовных пастырей: чрез учение, священнодействия и управление (§§ 172. 169), а вместе невидимо – посредством вседействующей благодати всесвятого Духа (§ 176). Существенные свойства Церкви исчислены в никео-цареградском Символе, где она называется: единою, святою, соборною и апостольскою. § 178. Церковь – единая I. Церковь едина: 1) По своему началу и основанию. Господь Иисус желал создать только одну церковь ( Матф. 16, 18 ), и, изображая ее в притчах, говорил только об одном стаде, об одном овчем дворе ( Иоан. 10, 16 ), об одной виноградной лозе ( Ин.15, 1–7 ), об одном царстве небесном на земле ( Матф. 13, 24. 47 ). И сам же, по учению апостольскому, соделался единственным основанием Церкви ( 1Кор. 3, 11 ) и краеугольным камнем ( Еф. 2, 20 ). 2) По своему устройству, внешнему и внутреннему. Внешнему, вследствие которого верующие разделены на пастырей и пасомых. Первые обязаны преподавать одно и тоже Божественное учение, совершать одни и те же Божественные таинства, держаться в управлении одних и тех же Божественных законов; последние обязаны принимать учение от своих пастырей, пользоваться от них освящением, покоряться их духовному управлению: отсюда неизбежно должно проистекать и между пастырями и между всеми пасомыми единство веры, упования и любви ( Еф. 4, 3. 4 ). Внутреннему, по которому Господь Иисус, проникая и животворя единою и тою же благодатию всех до единого верующих в Него, соединяет их в самом Себе, как истинной Главе Церкви ( Еф. 5, 23 ), – так что верующие, при этой двойственной связи, действительно, суть едино тело и един дух ( Еф. 4, 4 ). Но если, по слабости и злоупотреблению некоторых членов Церкви, мы не видим на опыте такого совершенного единства ее, которому бы надлежало происходить из самого ее устройства, – то все еще она остается единою –

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

III. О СУЩЕСТВЕ И УСЛОВИЯХ САМОГО ОСВЯЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА БЛАГОДАТИЮ БОЖИЕЮ § 195. Части учения Отвергая заблуждение протестантов, которые под именем оправдания или освящения человека благодатию разумеют одно прощение человеку грехов, хотя на самом деле они в нем остаются, и одно внешнее вменение ему праведности Христовой, хотя на самом деле он не делается праведным, а условием к оправданию и освящению признают одну только веру со стороны человека, православная Церковь учит: а) что освящение человека состоит в том, что он действительно очищается от грехов благодатию Божиею и при помощи ее соделывается праведным и святым; б) что вера есть только первое условие со стороны человека для его освящения, и, след., спасения, но – в) что, кроме веры, требуются для этого от человека и добрые дела (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 103; Посл. восточн. патр. о прав. вере чл. 9. 13. 16). § 196. Освящение человека состоит в том, что он действительно очищается от грехов благодатию Божиею и соделывается праведным и святым I. Справедливость этой мысли. а вместе и несправедливость той, будто, при оправдании и освящении человека, ему только прощаются грехи и только внешним образом вменяется праведность Христова, тогда как за самом деле он остается во грехах, очень раздельно представляет св. Писание, – 1) Когда говорит – а) о цели страданий Христа Спасителя: Христос возлюби Церковь , и себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе: да представит ю себе славну Церковь , не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна ( Еф. 5, 26–27 ); б) о плодах Его крестной смерти: кровь Иисуса Христа Сына Его очищает нас от всякаго греха ( 1Иоан. 1, 7 ), и той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мipa (- 2, 2); в) о предызбрании в Христе: якоже избра нас (Бог) в нем, прежде сложения мipa, быти нам святым и непорочным пред ним в любви ( Еф. 1, 4 ). Как же понимать эти изречения, если вся цель домостроительства Божия во Христе ограничивается тем, чтобы грехи наши были только прощены нам ради заслуг Искупителя, а не истреблены в нас?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

III. О ТАИНСТВЕ ЕВХАРИСТИИ ИЛИ ПРИЧАЩЕНИЯ § 212. Связь с предыдущим, понятие о таинстве Евхаристии, его превосходство и разные названия Чрез таинство Крещения мы вступаем в благодатное царство Христово чистыми, оправданными, возрожденными для жизни духовной. В таинстве Миропомазания приемлем в себя благодатные силы, необходимые для нашего укрепления и возрастания в жизни духовной. Наконец, в таинстве Евхаристии мы удостаиваемся для той же высокой цели вкушать спасительную пищу и питие – пречистую плоть и кровь нашего Господа Иисуса, и приискренне соединяемся с самим источником живота ( Пс. 35, 10 ). Потому Церковь православная издревле имеет обычай, вслед за Крещением и Миропомазанием, преподавать новым чадам своим и таинство Евхаристии 1105 , чтобы таким образом при самом вступлении их в благодатное царство сообщить им всю полноту благодатных даров, необходимых для новой жизни, не преставая, впрочем, и во все последующее время призывать верующих к сему спасительному таинству. Евхаристия есть такое таинство, в котором Христианин, под видом хлеба и вина, причащается истинного тела и истинной крови своего Спасителя. Это таинство превосходит все другия, как говорится в православном Исповедании (ч. 1, отв. на вопр, 106). Превосходит: 1) Преизбытком таинственности и непостижимости. В прочих таинствах непостижимо собственно то, что под известным видимым образом невидимо действует на человека благодать Божия, а самое вещество таинств, например, в Крещении – вода, в Миропомазании – св. миро, остается неизменным. Здесь, напротив, изменяется самое вещество таинства: хлеб и вино, сохраняя один вид свой, чудесно претворяются в истинное тело и кровь нашего Господа, и потом уже, будучи приняты верующими, невидимо производят в них свои благодатные действия. 2) Преизбытком любви к нам Господа и чрезвычайным величием дара, преподаваемого в этом таинстве. В других таинствах Господь Иисус сообщает верующим в Него те или другие частные дары спасительной благодати, сообразно с существом каждого таинства, – дары, которые Он приобрел для людей своею крестною смертию. Здесь же Он предлагает в снедь верным самого Себя – собственное тело и собственную кровь, и верующие, соединяясь здесь непосредственно с своим Господом и Спасителем, соединяются, таким образом, с самим источником спасительной благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

III. Состояние церкви по вере и нравственности А) Общий взгляд на это состояние С усердием приняли предки наши Христианство; еще с большим усердием они содержали его и следовали его внушениям. Летописцы хвалят их веру, говоря, что она «преспеваше везде и цветяше и сияше, яко солнце»; хвалят также их благочестие, замечая, что повсюду в Руси множахуся людие христианстии зело, созидающеся и ходяще во страсе Божии 265 . Святитель Иларион, Митрополит Киевский, спустя несколько лет по смерти равноапостольного Просветителя России, уже взывал к нему: «встань от гроба твоего, честная главо, и посмотри на сына своего Георгия (Ярослава)…; посмотри и на благоверную сноху твою Ирину; посмотри и на внуков и на правнуков твоих, как они живут, как Господь хранит их, как содержат они благоверие, тобою преданное, как часто посещают св. храмы, как славят Христа, как покланяются Его имени; посмотри и на город, сияющий величием, посмотри на процветающия церкви, посмотри на возрастающее Христианство; посмотри на город, освящаемый и блистающий иконами святых, благоухающий фимиамом, и оглашаемый хвалами святыми и божественными песнопениями, – и видев все сие, возрадуйся, возвеселись и восхвали благаго Бога, тако строящего» 266 . Этот дух, дух всеобщей набожности и благочестия наших предков, выражался: а) В построении и украшении ими храмов Божиих и вообще в сердечной привязанности их к Церкви и богослужению. Не только каждый Князь, но и каждый почти, более достаточный, подданный считали для себя как бы непременным долгом соорудить одну и даже несколько церквей, или, по крайней мере, сделать на них значительные пожертвования: от того-то храмы Божии и возникали у нас так быстро и в такой изумительной многочисленности: от того-то очень нередко и сияли они, несмотря на всю сравнительную скудость того времени, золотом и серебром и драгоценными камнями. О некоторых Князьях и Княгинях летописи замечают: «ни на чтоже ино упражняшеся, но токмо о церковных потребах», или «хотение имяше ко всем церквам и любови ненасытну о зданиих…, вельми печашеся о созданьи прекрасных Божиих церквей и мнози церкви созда по своей власти»… 267 . Один из благочестивейших Князей древней Руси, Владимир Мономах , давая детям своим предсмертное наставление, сказал им, между прочим: «первое к церкви: да не застанет вас солнце на постели: тако бо отец мой деяшеть блаженный и вси добрии мужи свершении, заутреннюю отдавше Богови хвалу, а потом солнцу всходящу, узревше солнце, прославити Бога с радостию»… 268 , – и тем засвидетельствовал, как, обыкновенно, начинали тогда у ас каждый день свой благочестивые люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010