Пишешь, что понуждаешь себя в отсечении своей воли и на прочее, в угождение мне и чтобы меня не огорчить. Ах, это слабая струна! что я значу? да и боюсь, чтобы не было мне это на осуждение; я предлагаю тебе исполнить волю Божию для Его благоугождения и совлечения твоих страстей, а следовательно и для спасения. Что ж я тут значу? токмо малое орудие, а действует Сам Бог, вразумляя и просвещая помраченный мой разум, и подая силу к изложению в писании сего; то ты должна делать все, чтобы не прогневать Бога, прежде из страха, страхом Божиим уклоняется всяк от зла ( Прит.15:27 ) – а далее, надеждою воздаяния, дойдешь и до любви. А когда только ради меня нудишься к добру, то это нельзя одобрить, это твое младенческое мудрование. Да даст Господь тебе истинный разум. Написал я, что вам опасно входить в духовность прежде времени, т.е. рассуждать о высоких вещах духовного умозрения и проч., а надобно видеть свои грехи и стараться побеждать и искоренять страсти, в этом состоит и цель нашего намерения: ибо по очищении от страстей само о себе откроется духовное чувство, а любовь Божия выражается в исполнении заповедей Божиих, «любяй Мя заповеди Мои соблюдает» ( Ин.14:21 ) – о сем должно вам иметь собеседование и как бы смириться, а без оного все мрачно и темно. – Бога ради, молю вас, смиряйтесь во всем, и мир имейте между собою, то и благодать Божия покроет вас от всего сопротивного. Будьте здоровы и благополучны, – чего вам желаю, многогрешный Иеромонах Макарий. 30 января 1849 года. 254 За увлечение помыслов с смущением, – что ты во всем отсекаешь свою волю, – и попустилось вам сильное смущение с сестрою; в описании сего случая, ты все искала в себе оправдания и возвышала свои чувства. Это одно довольно было бы удержать тебя в сетях вражиих; но как после обе вы пришли в самосознание и примирившись успокоились, то я нахожу излишним делать вам нравоучение; само это есть для вас урок и учитель, что во время смущения и самооправдания все представляется в противном виде, а после самоукорения и примирения видятся яснее и вещи, как пишет св. Касиан: «какие бы ни положил на очи листы, золотые или оловянные, зрительная сила теряется, так и в духовном делании благословно или неблагословно гневаемся или смущаемся, притупляется зрительная сила души»; и в 90-й главе Марка подвижника : «тогда находится человек в противоестественном положении» (т. е. когда гневается).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Да укрепит тебя Господь и Матерь Божия на сем пути благочестия. Помни молитву св. Ефрема: «ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего» то и отойдет от тебя зазрение ближних. Третий день принимаюсь за это письмо; и вот нынче новый год, с которым тебя усердно поздравляю; да обновятся все чувства твои на благоугождение Божие. Испрашивая на тебя мир и благословение Божие, остаюсь недостойный твой богомолец, многогрешный Иеромонах Макарий. 1-го января 1845 года. 95 Милосердый Господь не вдруг посылает нам скорби, но по мере и надобности нашего устроения; скорби же бывают различны, внешние и внутренние; и та скорбь, что ты чувствовала на празднике – тягость внутреннюю; и даже самые наши страсти, стужающие нам, суть скорби хотящим спастись. И все это одним словом св. Апостолы выразили нам: многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие ( Деян.14:22 ), и что хотящии благочестно жити... гоними будут ( 2Тим.3:12 ); а св. отцы, прошедши сами сей путь, научают нас, что всякому делу благому, или предъидет, или последует искушение; а без того оно и твердо быть не может. Я для того написал тебе о сем, что ты пишешь – ожидаешь скорбей, а не знаешь, откуда они придут. Вот и из сего могут быть скорби, когда ты не будешь часто ходить в гости, и к себе принимать; но все это временно; обыкновенно, поговорят, тронется твое сердце, и перестанут. И..., за тебя уже есть порицания, а это скорбь; скорбь же полезна, ибо она терпение соделывает. Когда усмотришь в окружающих тебя какие-нибудь немощи, или что наводят друг другу скорби своими словами, переговорами, или просто сказать сплетни, не дивись сему, и не укоряй их; это все бывает попущением Божиим для хотящих спастись, чтобы познавали свою немощь, когда не переносят и смирялись бы; а перенося, получают исправление своей нравственности, – смирение же, вменяя себя достойных быти таковых поречений, а и они, в свою очередь, получают подобное очищение. Ты удивляешься, что хотя желаешь иметь себя хуже их и недостойною сего общества, но в то же время готова зазирать их, за что себя укоряя, побеждаешься помыслом тщеславия. Ты должна познать из сего, что сосуд твой еще не вмещает в себе благоухания смирения, а напротив впадает зловоние гордости; ибо враг и малейшие твои мнимые добродетели употребляет веществом тщеславию; а смиряться-то истинно ты не можешь, да и как можно в короткое время научиться сему художеству? Св. Григорий Синаит в 117 главе пишет : «человек, аще не будет побежден страстями и помыслами и проч., не может иметь и себе менша и худша всех, и самих бесов окаяннейша; и сие есть особенное промысла Божия смирение.» Когда видишь себя побежденною какою страстью, то невольно нисходишь в глубину смирения, и не дерзаешь кого-либо судить и зазирать.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Здоровье твое да укрепит Господь к деланию заповедей Его; чего усердно тебе желаю, многогрешный Иеромонах Макарий. 2 июля 1847 года. Св. Исаак Сирин в 57-м слове пишет: «Егда хощеши начало сотворити добраделания, прежде уготови себе ко искушениям, находящим на тя, и да не усумнишися о истине. Обычай бо есть врагу, егда увидит кого с горячею верою наченша благое жительство, приустретати его различными и страшными искушениями, дабы отсюду в страх пришед, устудился от доброго произволения, и никако же бы возымел теплоту приближится к богоугодному деланию. И не яко такову имать силу сопротивный, понеже не бы кто могл когда творити благое. Обаче же попущаемо бывает ему от Бога, яко же о праведном Иове уразумехом. Ты убо уготови себе мужески усрести искушения, находящая на добродетели, и тогда делание сих начни.» Вот и это для тебя весьма полезно, да и всем нужно иметь в памяти и не упадать духом, но мужественно терпеть искушения, призывая помощь Божию и познавая свою немощь. 200 Не малодушествуй в болезни своей; Бог, любя тебя, послал тебе испытание на первом шагу поступления твоею в обитель и, верно, ко очищению тебя от каких-нибудь слабостей, бывших в мирской жизни, веруй, что любит тебя сладчайший наш Господь Иисус Христос, послав тебе болезнь для очищения духа. Аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется ( 2Кор.4:16 ). Не жалей плоти; когда-нибудь да истлеет, а душа вечна. Люби Господа всем сердцем, твоим и вручай себя в святую Его волю, и старайся о исполнении заповедей Его; чем и любовь наша доказывается к Нему. Искус же во всём предлежит, а без оного и не познаешь себя и не обучишься духовной брани. Помни, что всякая благая мысль есть от благодати; и напротив, всякий лукавый помысел ко искусу и искушению попускаем бывает. Но ты еще младенчественна в понятии сего, посему о всем должна иметь откровение к матери, и не доверять своему разуму, попирать свою волю, иметь самоукорение и достигать смирения и любви, чего тебе есмь усердный желатель. И. М. 19 июля 1847 года. 201

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Хорошо ты винишь свое устроение, и ставишь себя причиною бывшего между вами смущения; если бы почаще это чувство посещало твое сердце, то и смирение бы усвоила себе; – но между тем и противные помыслы приходят тебе к самооправданию спокойной жизни настоящего времени, и что можешь и одна жить, с твоим устроением и проч.; ты хотя и сознаешь, что оные от врага, но не отражая их, разве долго запасть искре немирства паки в сердце, и воспламениться пожару в свое время. Вы обе теперь находитесь вне поприща и брани, то и спокойны, пока рать противного не сделала приступу. У вас направлена врагом брань не против кого другого, а друг против друга, то и надобно готовить оружие против врага, самоукорение, смирение и любовь; а какое в тебе является самооправдание и обольщение спокойною жизнью, не поведет ни к чему доброму; – итак, советую тебе держаться правил смиренномудрия, которое умерщвляет страсти; а не мнимого покоя, токмо усыпляющего оные. Когда будешь носить в сердце своем чувства своей худости, и превосходства ближнего, то удобно примешь случающиеся укоризны, или что делается не по-нашему. Опять напоминаю тебе св. Варсонуфия ответы 17 и 21, «ты знаешь, брать, что если кто не переносит досад, не узрит славы; и если кто не очистится от желчи, не ощутит сладости.» Ну, какую же нам принесут пользу книги, если мы будем только читать, а на дело не подвигнемся. Прочти у Марка подвижника 90 главу, что: «когда мы находимся в естественном устроении, то находим себя виною; а когда в противоестественном, то обвиняем человека.» Знаешь свое устроение, что из пустяков приходишь в смущение и результат, – мертвое, томительное молчание, носящее стрелу немирства и злопомнения в сердце. Дай Бог, чтобы совершили вы подвиг своего спасения с разумом и деланием духовным. Ты спрашиваешь меня, как тебе отучить себя от.... Молись Богу, чтобы Он судьбами Своими даровал тебе и средство и помощь в сем деле. Ты думаешь бывши дома успокоиться, но от искушения никуда не уйдешь. .... сейчас отправляется в свою обитель, на подвиг для приобретения царствия небесного, к которому и все мы должны стремиться, и по силе имеем хотя малое произволение. Знаю, что и ты желаешь оное получить, и стоишь на поприще сего подвига, ибо оный для нас на том самом месте, куда нас Бог призвал. Прошу же вас, Господа ради, понести друг друга тяготы, и смирением и самоукорением сохраняйте мир и согласие; известно, что сему сопротивляется древняя злоба – враг, и воздвигает ваши страсти, а победа на него – св. смирение. Мир вам! Многогрешный И. Макарий. 27 августа 1857 года. 179

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Желаю, чтобы мирно проводили святые дни праздника и встретили новый год благоговейно. Остаюсь многогрешный И. Макарий. 24 декабря 1846 года. 119 «Несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным». ( Ефес.6:12 ); равно и оружия воинства нашего не плотския, но духовные, способные на разорение твердем вражиим ( 2Кор.10:4 ), о коих также пишет св. Апостол; «сего ради приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют ( Ефес.6:13 ), и проч. Он велит препоясаться истиною, облечься в броню правды, обуть нозе в уготование благовествования мира, восприять щит веры, в немже возможно все стрелы разжженныя лукавого угасить и шлем спасения восприять и меч духовный, иже есть глагол Божий ( Ефес.6:12–17 ). Вооружась сими оружиями, надобно приступать к брани со многим смирением, а не с самонадеяннием; а что брань сия необходима, для хотящих спастись, то и премудрый Сирах возбуждает: чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение( Сир.2:1 ), и проч. А какого бы рода ни последовали искушения, как надобно укреплять себя в оных, прочти у св. Макария египетского в 7 слове, 13, 14, 15, 16 и 17, так же у св. Исаака Сирина слова: 34, 35, 36 и 37 и в 51 слове часть, и у св. аввы Дорофея . Видишь, что хотящим спастись неминуемо предлежит брань духовная со врагами душ наших: которые нас борят и побеждают через наши же страсти; что вижу и в твоем устроении, описанном тобою. Зависть и ненависть, мучащие тебя, не суть вновь родившиеся, но крывшиеся в сердце твоем тайно страсти; а случаем раздражённые и обличенные. По учению св. аввы Дорофея , подобно «как вредные произрастения во время зимы кроются в земле, и никто не видит и не знает об них; а когда весенняя влага и теплота воздуха коснется их, они произрастают, и могут свободно исторгаться; так и страсти наши, о них же Псаломник пишет: внегда прозябóша грешницы, яко трава, и проникоша вси делающие беззаконие, яки да потребятся в век века ( Пс.91:8 ); т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Письмо 82 Сердечно о тебе болезную, в каком ты находишься бедственном положении, которое есть плод твоего обольщения своею святостью и чистотою, и ложным, мнимым утешением небесными благами – минутно; а после оканчивается утомительною и несносного тоскою и скукою. И когда сняла маску ложной чистоты и святыни, то открылась немощь и плоти, восстала сильная брань; тогда стремилась в затвор и к монашеству имела ревность; теперь же противоположное открылось желание в мир. Что это значит? Ты думаешь там жить постоянно и духовно; но я тебя уверяю: ежели выгонит тебя бес, то и месяца не проживешь спокойно. Знай, что это тебя бес гонит из обители, и помни слово Божие: никтоже возлож руку свою на рало, и зряй вспять, управлен есть в царствии Божии ( Лк.9:62 ). То ты просила на некоторые твои действия благословения, а на это решила сама себе самосмышлением; верно знала, что я это не одобрю; но напротив увещеваю, чтобы отложила сей помысел и противилась бы оному, то и бежит от тебя. Проси Бога и Пречистую Деву Богородицу отогнать от тебя сии неподобные и неприличные помыслы; и имей смирение, считай себя меньшею и последнейшею всех, а мнимую святость свою повергни от себя; то и получишь помощь Божию и успокоение в своей обители. Слава Богу! Теперь тебе дано послушание святое, и по силе твоей; праздна быть не можешь, и в прохождении оного познаешь свою немощь, при случающихся укоризнах за какую-нибудь неисправность: ведь все сии случаи суть наши душевные врачевства, от которых мы научаемся терпению и смирению. Ты думаешь, что ты и права, что не несешь укоризн от матери игуменьи, а вменяешь их себе в мучительство; но напротив, – это показывает твою душевную немощь и худое устроение. Когда повелено любить врагов, то чем можешь оправдаться в неисполнении сей заповеди? Будь же благодушна и оставь пустую мысль о мире: живи в обители, подвизайся на страсти, и Бог поможет тебе обрести спасение, чего усердно тебе желаю. Многогрешный иером. Макарий. Читать далее Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Письмо 132 Благодарение Господу, что сподобил тебя возвратиться в свою обитель; мы о сем сердечно радуемся. Хотя для тебя и прискорбно было расстаться с родителями и с сестрой, оставя их в печали, но ведь ты позвана от Бога: каково же это, когда бы пренебрегла оное звание? Никтоже, возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии ( Лк.9:62 ). Поставь судьею свою совесть; когда бы ты, внимая упрекам своих родителей и видя их скорбь, осталась в миру, имела ли бы тогда мир? Напротив, теперь тебя может совесть успокоить: ты делаешь для Бога; родители же твои не совсем еще одни; Н–я их утешает, да и сын не в дальнем расстоянии. Пример: сестра твоя А. А. для мужа поехала за 1000 верст. Ежели бы и ты, подобно ей, вышла замуж, должна бы была родителей оставить: а здесь больше родителей – Сам Христос, бессмертный Жених; Он говорит: иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоен ( Мф.10:37 ). И к юноше оному, хотящему идти вслед Христа, но прежде просящему позволения погребсти отца своего, сказал: остави мертвых погребсти своя мертвецы ( Мф.8:22 ). Таковыми учениями Господь отсекает от нас пристрастную любовь к родителям; впрочем не повелевает сим их ненавидеть; будь спокойна в обязанности твоей к родителям. На поприще теперешней твоей жизни ты можешь себя более рассматривать в борьбе со страстями и познавать свою немощь, а от оной приходить в смирение. Ты увидишь, что ещё далеко отстоим от любви Божией, которая показывается и познавается в нас исполнением заповедей Божиих; а оным сопротивляются страсти: надобно и видеть и знать, что не можем вдруг совершить; но многим временем, трудом и подвигом совершается это дело. А иногда и не попущает Господь нам одержать над ними верх, дабы не превозносились. Болезнь твою старайся переносить с покорностью воле Божией и с благодарением; она послужит тебе на спасение; болезнь плоти усмиряет брань плоти, и невольный сей крест доставляет невидимое успеяние. С матерью Л. старайся сохранять мир; когда с обеих сторон предварит смирение, то стрелы вражии не будут действительны противу сего оружия; во всем относись к мат. игумении и держись её наставлений. О том, что ты мирна на счет своего содержания, я сердечно радуюсь, да и сомневаться не должно; когда Бог всю тварь питает, неужели о нас не промыслит? Остаюсь недостойный твой богомолец, многогрешный иеромонах Макарий. 29 января 1840 года. Читать далее Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

1984 В. В. Виноградов не заметил разницы между языком Аввакума и Епифания, с одной стороны, и языком образованных староверов, таких как дьякон Федор, Никита Добрынин и Спиридон Потемкин, с другой. Язык Евфросина был следующим шагом в развитии языка, используемого старообрядцами, и стал переходной фазой между языком первого их поколения и языком произведений староверов XVIII века, в частности, выговской школы. 1985 Однако, необходимо заметить, что значение многих слов в сочинениях Аввакума, которые для нашего уха звучат неприлично или как ругательства, имели в то время совершенно иной смысл. Слова " блядь» и «блядство», например, в то время означали, скорее, " ересь» и " еретический», а не просто моральную распущенность, как для нас. 1986 Характерный пример использования разговорного языка в историческом повествовании можно найти в " Повести об Азовском осадном сидении», особенно, в ее поэтической версии. См.: Воинские повести Древней Руси. М.–Л., 1949. С. 59–81, 216–226 (комментарии А.Н. Робинсона о языке и стиле " Повести...»). 1987 О диалектизмах в " Житии» см.: Черных П.Я. Очерки по истории и диалектологии северно-великорусского наречия. С. 95. Постпозициональные артикли в сочинениях Аввакума первым проанализировал В.С. Иванов в статье, оставшейся мне недоступной (Иванов В. Об употреблении члена в сочинениях протопопа Аввакума//Русский филологический вестник (Варшава). 1898. 1–2. С. 160–173). 1989 Первая теоретическая попытка отнести те или иные литературные жанры к " высокому» (основная черта которого заключалась в широком использовании церковнославянского) и к " низкому» (состоящему в основном из элементов разговорного языка) стилям, была предпринята в первой русской работе по риторике, так называемой " Философской книге», чьим автором был, по всей вероятности, епископ вятский Макарий (после 1619 г. архиепископ новгородский). См.: Бабкин Д.С. Русская риторика начала XVII века//ТОДРЛ. Т. 8. 1951. С. 340–344, 347–349. Однако лишь в XVI-XVII веке М.В. Ломоносов предложил хорошо продуманную теорию " высокого», " среднего» и «низкого» стилей, принятую русскими писателями его времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Поздравляю и братца твоего Альберта Карловича со вступлением в брачный союз, с православной партией с девицей Александрой Михайловной. Дай Бог , чтобы это соединение послужило ему к соединению и с Православной Церковью. От Александры Михайловны письмо получил, но не мог ей отвечать. Господь да благословит ее. Дай Бог им счастья, мира и согласия в единении духа по вере, а не разногласия. Сорадуюсь тебе и о благах братцев твоих, полученных в чине и должности. Оба письма твои получил от 15 и от 21 января и изображение Старца Серафима. Благодарю. Пишешь, что едешь в Петербург, не знаю, куда к тебе писать, письмо посылаю к Наталье Петровне, чтобы передала тебе. Недавно получил письмо от графини Александры Паниной. Не знаю ее отчества и куда писать, в Москву или в Петербург, и потому оставляю до будущего времени. Напиши мне ее отчество и, если в Петербурге, адрес. Надеюсь, что напишешь ко мне из Петербурга. Желая тебе мира, здравия и спасения, остаюсь недостойный богомолец, многогрешный иеромонах Макарий. 28 января 1858 г. 11 106 М. С. О. н. Г. И. X. Б. н. п. н. Достопочтеннейший о Господе Константин Карлович! Не зная твоего адреса в Петербурге, 28 числа января я послал письмо к Наталье Петровне для доставления к тебе. Я поздравил тебя с получением степени магистра и пожелал дальнейшего успеха на поприще служения, а 30 числа получил твое письмецо и адрес. И с первою же почтой спешу тебе отвечать на вопрос твой. Ты, желая поговеть на первой неделе, спрашиваешь у меня, у кого тебе исповедаться? Но я совсем никого не знаю там из духовных лиц и не могу именно кого тебе назначить. Мне кажется, лучше исповедаться в Невской Лавре у духовника иеромонаха. Все это ближе к нам. Впрочем, я не знаю, кто и какого образа мыслей тамошние духовники, но, конечно, православные, в том нет сомнения. Не мешает спросить тебе у Тертия Ивановича Филиппова. Он, верно, имеет там духовника и скажет тебе, у кого удобнее. Я спрашивал тебя о графине Александре Паниной, как ее отчество и где она, в Москве или в Петербурге, и в сем последнем, куда адресовать. Она ко мне пишет, а я не знаю, как отвечать. Родным твоим желаю здравия и благоденствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Письмо 134 Ты жалуешься на то, что сестры из-за тебя соблазнялись за посещение тебя родными, и говоришь, что и к другим ходят; а еще и за М. С–ву возводят на тебя соблазны, и скорбишь о сем зело, укоряя и зазирая сестёр. Так всегда бывает, когда мы смотрим на свои дела сквозь завесу самолобия, и не хотим себя укорить. Посещение родных потому, может быть, соблазняло сестёр, что необычно во многом числе, и не малое время продолжалось: ходят и к другим, но редко и мало их бывает; я же тебе говорил, что даже и сестры с зятем частый вход может подать соблазн, и ты дала слово не учащать. Лучше укорить себя за пристрастие к родным, нежели возлагать на других укор за соблазнение. Чрез сие скорее успокоишься, нежели чрез оправдание себя: здесь гордость, а там смирение; а св. Иоанн Лествичник учит в 4 степени, что правильное или неправильное обличение отвергши, своего спасения отвергся. А касательно М–и и очень большой подала соблазн: ты могла делать ей наставления нравственные, помогать имуществом, а иметь старание о сватовстве совсем не твое дело: это многих соблазнило, но я молчал, пока время не пришло. Пусть бы делала это Н. С–на, ей прилично: в этом ты верно будешь оправдываться, что этого не было; после этого я замолчу, ибо делать ясные доводы и своды для меня невместительно: а из сего заведется токмо крамола, да ссора. Я говорю: лучше смириться и положить вину на себя, что подала сестрам соблазн, молить Бога, да известит им Господь простить тебя, в самооправдании же никакой пользы не получишь. Не думай, чтоб ты была умнее других, а считай себя последнею и разумом и делами, да оправдишься пред Богом. Ибо мняйся что быти ничтоже есть ( Гал.6:3 ); а хотяй мудр быти в вас буй да бывает, яко да премудр будет, пишет св. Апостол ( 1Кор.3:18 ). Прочти-ка о гордости и о смирении у св. Леств. и св. аввы Дорофея , и поверь свои внутренние чувства: найдешь там довольно дряни, а хорошего мало, или ещё и ничего. Ты называешь себя ослом, но слово твоё несть истинно; когда бы ты говорила от смирения, то и от других бы понесла укоризну; когда какими показывает нас зеркало, и другие о нас так думают и говорят: за что же на них скорбеть? Не сочти, чтобы я написал сие, скорбя на тебя, отнюдь нет, – но, желая тебе истинной пользы и спокойствия, а когда иначе примешь, Бог с тобою. Иеромонах Макарий. 29 июля 1844 года. Читать далее Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010