в) Бог, чистейший Дух, есть един по существу, но троичен в Лицах; и в этом отношении некоторый слабый образ Божий можем находить, вслед за учителями Церкви, в единичности нашей души при тройственности ее существенных сил, как бы кто ни называл их, памятью ли, разумом и волей, или умом, словом и духом, или умом, волей и чувством. “Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, – говорит, например, святой Амвросий, – но не три Бога, а один Бог, имеющий три Лица: так точно душа – ум, душа – воля, душа – память; но не три души в одном теле, а одна душа, имеющая три силы (dignitates), и в этих-то трех силах наш внутренний человек по природе своей удивительно отражает образ Божий”. 1347 “Яко же Бог в трех лицах, – рассуждает святой Димитрий Ростовский , – так и душа человеческая в трех силах – ума, слова и духа. И яко же слово от ума, и яко дух от ума: тако Сын и Дух Святой от Отца. Яко ум без слова и духа быть не может, так Отец без Сына и Духа Святого не был никогда и быть не может. И яко же ум, слово и дух три силы душевные разные, а едина душа, не три души, так Отец, Сын и Святой Дух – три Лица Божия, а не три Бога, но един Бог”. 1348 г) Бог по отношению ко всем другим существам есть их Господь, Царь и Владыка; в этом смысле, вместе со святыми Иоанном Златоустом , Григорием Нисским и другими, можно полагать образ Божий в даровании человеку, при творении, царственной власти и владычества над всеми земнородными, – тем более, что такая мысль согласна с ходом слов самого Создателя, который лишь только изрек: сотворим человека по образу нашему и подобию, непосредственно присовокупил: и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и зверями, и скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земле ( Быт. 1:26 ). 1349 Но очевидно, что владычество человека над земнородными есть только следствие и внешнее выражение образа Божия, находящегося в самой душе человека, в ее разуме, в ее свободе, которые одни дают нам полное преимущество пред всеми животными неразумными. А в подобном смысле, по примеру некоторых учителей Церкви, отражение образа Божия можно находить даже в человеческом теле, потому что в его благороднейшем устройстве и величественном виде, обращенном горé, очень ясно выражаются и свойства души разумно-свободной и царственное достоинство человека в кругу всех земнородных. 1350

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

13) Там же 21 марта, – слово о хотящих идти в черные ризы от мира сего, л. 107 об. – 108: «Везде бо приемлет ны Бог, правоживущих по закону Божию. Темже не спасут нас ризы черные, ниже осудят белые, аще благоугодные Богу дела делаем ...не чернцем речено: наг бех и не одеясте Мене, странен, и не введосте Мене, болен и не посетисте Мене ...ни есть речено к пустынником: в темнище бех и не посетисте Мене. Но сия словеса речена ради живущих в миру Христом... Они бо (т. е. Антоний, Савва и иные отшельники) ни единого часа не имеша на покой, но многи беды прияша от злых духов, аще же дручения их постническая велика Быша, и жажда водная, и алкота, и ины страсти их кто исповесть? Если можешь претерпеть все страсти, тогда отъиди в монастырь и ту поработися игумену, яко Богу, отвергнув свою волю радии Христа». 14) Там же, 16 апреля, слово св. Нифонта «о искушении Божии», л. 245–246: «Не соблазняй си, брате, ума, на всяком месте обретается спасение Божие, аще волю Его творим. А место никого не спасет, но дела... аще кто в монастырь, или в пустыню идет, а злых дел не оставляя, не спасется». 15) Четъ-Минея 19 января, житие преп. Макария Египетского : Преп. Макарию во время его молитвы был голос: «Не у пришел есть в меру двоих жен, яже в ближнем граде живут вкупе». Желая узнать этих женщин пр. Макарий не обленился придти в город, узнал где они живут, объяснил им причину своего посещения и просил их рассказать ему, как они живут. Они рассказали ему, что состоят в замужестве 15 лет за двумя братьями, но во все это время не сказали друг другу ни одного бранного слова. На это преп. Макарий сказал: «воистину ни девы, ни женимыя, ни иноки, ниже мирянина, но произволения ищет Бог, приемля е, яко самое дело. И по производению когожде подаст святого Духа, действующего и управляюща житие всякого хотящего спастися» (и в предисл. к русск. переводу его творений стр. XV). 16) Беседы Иоанна Златоуста на ев. Матфея. бес. 77. л. 514 об.: «Сего ради рече и о двух на селе сие являя яко тако нечаятельне, тако безпечальным им сущим, найдет: и о двех мелющих и то такожде о не пекущихся и при том, яко и рабы, и владыки и поемлются, и оставляются, и сущии в свободе, и сущии в труде, и от сего достоинства, и от онаго: якоже в древнем рече: от седящего на престоле до пленницы мелющия в жерновах. Егда бо рече, яко не удобь богатии спасутся, показует, яко не всеконечне, ниже сии погибнут, ниже нищии спасутся вси, но и от онех, и от сих и спасутся и погибнут».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Св. Макарий Великий. О свободе ума 21: PG 34, 956A. 157 Эти слова тоже не найдены в точности у св. Макария Великого, но сходные мысли есть в «Слове о терпении и рассудительности» (Слово 4, 4: PG 34, 868 CD), в «Беседе о вере в Бога и любви к Нему» (Беседа 20, 1: Макарий Египетский. Новые духовные беседы…, с. 113–117) и в «Беседе о том, что то, чего ищут христиане, ни с чем в этом мире не сравнимо», где есть слова (Беседа 26, 6: Там же, с. 153–154): «Ее [души] образ положен Им в вышних, в небесном граде святых Иерусалиме (Евр. 8, 1; 12, 22), и собственный образ неизреченного света Божества Своего положил Он в теле ее». 158 Акростих первого канона Косьмы Маюмского на Преображение. 159 Св. Иоанн Синаит. Лествица 28: PG 88, 1137С. 94. 160 Ср. псалом 83, 6 в славянском переводе: «Блажен муж, емуже есть заступление его у Тебе: восхождения в сердце своем положи». Согласно толкованию Евсевия Кесарийского, восхождения, означающие добрые помыслы, совершаются, когда Бог «подхватывает человека» (Толкования на псалмы 83, 6: PG 23, 1009B–D; ср. Григорий Богослов. Беседа 31, 26: PG 36, 161–D.) По Кириллу Александрийскому, такие восхождения вселяют в нас мысль о небесном граде и надежду достичь его (Объяснение псалмов 83, 6: PG 69, 1208D). 161 О небесной иерархии XV 9: PG 3, 340A. 162 См. Беседы 18, 1–3: PG 34, 633–636; О любви 24–27: PG 34, 928–929; и особенно «Беседа о том, как душа, помалу воспитуемая благодатью, приходит в совершенство» (Беседа 16, 3: Новые духовные беседы, с. 93): «Ибо таинственно духовное и не может быть высказано человеческим словом, разве что сам Дух на опыте и на деле научит достойную и верующую душу». 163 О различении богословия и боговидения см. также I 3, 48 и Письмо 2–е к Варлааму 52. 164 О божественных именах 1 4: PG 3, 592С. 165 Св. Максим Исповедник. Главы богословские и икономические II 88: PG 90, 1168A. 166 Св. Григорий Богослов. Беседа 40, 5: PG 36, 364В. 167 Св. Дионисий Ареопагит. О божественных именах II 6: PG 3, 644ВС; Максим Исповедник. Письмо 6, 5: PG 92, 429AB. 168

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

551 Григорий Богослов, Слово 40, 5, PG 36, 364В 552 4, 5, 6 553 Ср.: Василий Великий, Беседа на псалом 44:5, PG 29, 400С 554 См.: 4, 5, 6 555 См.: 4, 15, 42 556 См.: 4, 14, 37 557 Т. е. варлаамитам и акиндинистам 558 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 2 — PG 96, 545B 559 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 9 — PG 96, 560C; 560 Там же, 12 — PG 96, 564В 561 740 Григорий Нисский, Толкование на заповеди блаженства, 6, PG 44, 1269В 562 741 Имеется в виду «Триады в защиту священнобезмолвствующих», 3, 3 563 См.: выше § 33 564 Ср.: Иоанн Златоуст. Беседа 30 на Иоанна 2 — PG 59, 174 565 745 Т. е. принадлежащим верхним слоям атмосферы 566 746 Мы решили последовать здесь новогреческому изданию Сакалиса, снабдившего эту главу следующим примечанием: «Текст глав 21 и 22, состоящий из двух гимнов божественному свету — один из прекраснейших текстов Паламы. Хотя он и представляет собой сводку различных текстов, его поэтический ритм очевиден». Отсюда и разбивка на строки 567 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 13 — PG 96, 564D 568 Андрей Критский, Слово на Преображение — PG 97, 949В 569 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 16 — PG 96, 569B 570 Ср.: Иоанн Дамаскин, Там же — 569А 571 Григорий Богослов, Слово 39, 2 — PG 36, 336С 572 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 3 — PG 96, 549C 573 Андрей Критский, Слово на Преображение — PG 97, 933С 574 Макарий Египетский. О свободе ума 23 — PG 34, 957В 575 Андрей Критский. Слово на Преображение — PG 97, 949С 576 Там же, 949А 577 Там же, 949А 578 Там же, 949С; Дионисий Ареопагит, О таинственном богословии 1, 1 — PG 3, 997В 579 Андрей Критский, Слово на Преображение — 949В 580 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini 12 — PG 96, 564B 581 Там же 582 Там же, 2 — 545В 583 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 3 — PG 96, 549C 584 Григорий Нисский, К Евномию, 12, 24 — Jaeger 1, 273 PG 45, 965В 585 Иоанн Златоуст, Выборки из различных слов, 21 — PG 63, 700

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

В один день вечером я пришел к отцу Макарию. Когда я зашел, отец Макарий вышел, подошел ко мне навстречу и спросил меня: «Ну что, научился ли грамоте?» Я ответил: «Слава Богу! Немного знаю». Он мне вынес книгу Ветхого Завета и заставил меня из нее прочитать. Я прочитал строк пять. Он обратил взор свой к небу и сказал: «Да благословит тебя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю!» Сказав это, благословил эту книгу мне. После этого за руки подвел меня к стулу и посадил, а сам сел возле меня и начал мне повествовать слово Божие. Он сказал: «Кто терпит горькое, тот найдет сладкое; кто плачет, тот будет радоваться; ты не обижайся, что люди оскорбляют тебя, не питай ненависти к тем, которые сделали тебе зло и довели тебя до слез. Господь за нас, грешных, сошел с небес на землю и претерпел за нас крестные страдания, но не мстил Своим мучителям. Так, Бог наш Иисус Христос Своими страданиями, Своей кровью искупил нас от вечной смерти и огня неугасимого. Кто ради Бога претерпит скорбь, тот сим путем Божиим достигает Его блаженства, ибо Бог сказал: Возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мф.16:24 и др.), и еще сказал: «Кто ради Меня душу свою погубит, тот найдет ее» ( Мф.10:39 и др.)». Выслушав эти слова, сладчайшие меда, я возвратился домой как бы после обильного обеда. Когда я пришел домой, отец спросил: «Где ты был?» Я достал из-за пазухи книгу и, показывая ее, сказал: «Я ходил к отцу Макарию; он дал мне эту книгу и велел учиться». Отец сказал: «Ну-ка, почитай». Я начал ему читать с запинками. Отец мой, послушав, сказал: «Уж если ты столько знаешь, то, пожалуй, на свободе учись». От этих слов светло и радостно стало у меня на душе, подобно тому как в темную ночь осветит огонь или в пасмурный день покажется солнце. Получив столь отрадное для меня благословение отца моего, по вечерам, дав скоту корм, я стал ходить к келейным отца Макария, чтобы продолжать учение. Когда у них не было свободного времени, я после напрасных ожиданий возвращался домой. Там был один вдовый священник по имени Василий. Он мне много раз говорил: «Что, у тебя дома дела нет, что ли, что ты шатаешься сюда?» Слушая эти упреки, я возвращался домой со слезами, говоря сам себе: должно быть, я такой уж несчастливец, что встречаю себе в этом такие препятствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

2 . Мир – отпавшая от Бога часть человечества: «Он [Утешитель], придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня» ( Ин.16:8–9 ). Дела этого мира злы ( Ин. 7:7 и подлежат суду. По слову св. апостола «весь мир лежит во зле» ( 1Ин. 5:19 . Поэтому он говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» ( 1Ин. 2:15 . Мир ненавидит учеников Христовых. Спаситель призывает их к мужеству: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» ( Ин. 16:33 . Диавол назван князем мира ( Ин. 14:30 , мироправителем тьмы века сего( Ефес. 6:12 потому, что правит отпавшей от Бога частью человечества. Люди, далекие от духовной жизни, даже в малой степени не представляют, насколько их дела, мысли и даже чувства направляет мироправитель тьмы и его слуги. Они убеждены в своей «свободе» и очень не любят об этом слышать, считая все это надуманным. Однако духовному взору святых это открыто. «Поведал о себе авва Антоний: я видел все сети диавола распростертыми поверх земли; увидев это, я воздохнул и сказал: горе роду человеческому! кто возможет освободиться от этих сетей? На это сказано мне: смиренномудрие спасается от них и они не могут даже прикоснуться к нему» (Отечник). Св Макарий Великий пишет: «Того и Бог блюдет, кто в дебри мира сего при всяком случае остерегается сетей и тенет, кто со страхом и трепетом свое спасение содевает ( Фил. 2:11 , со всею внимательностью обходит сети, тенета и похоти века сего, взыскует же Господней помощи и по милости Господней надеется спастись благодатью» (Духовные беседы. Беседа 4.5). Слова да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли – молитвенное прошение. Мы молим Небесного Отца, чтобы сподобил нас исполнить Его святую волю на земле. Тертуллиан изъясняет: «Взываем, да будет воля Твоя, не потому, чтоб мог кто-либо помешать быть воле Божие, но молим, да исполняется воля Его во всех нас Чтоб могли мы сие исполнить, имеем нужду в воле Божией (в благоволении и помощи)». Где находились святые и праведники до Воскресения Христова – в раю или в аду?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   Роль человеческой свободы в устроении спасения состоит в направленности человеческой воли к Богу и открытии сердца к принятию благодати. Господь говорит: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр.3:20). Преп. Макарий Египетский учит, что «воля человеческая есть как бы существенное условие (спасения. — О. Д.). Если нет воли, Сам Бог ничего не делает, хотя и может по свободе Своей».    Восточным отцам совершенно чужда мысль о том, что благодать действует в человеке непреодолимым образом, подчиняя себе даже противящуюся волю. Напротив, свв. отцы подчеркивают, что человек свободен действовать и вопреки воле Божией. Свят. Григорий Богослов, например, утверждает, что «человеческая воля не всегда следует, но весьма часто противоречит и противоборствует воле Божией». Так же учит и свят. Иоанн Златоуст. По его словам, «благодать, хотя и есть именно благодать, спасает однако ж желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются ее, которые постоянно восстают на нее, воюют и противятся ей».    Эти высказывания свв. отцов находятся в полном согласии со свидетельствами Священного Писания. Так, первомученик архидиакон Стефан обвиняет иудеев: Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы (Деян.7:51). Ап. Павел предупреждает: ...когда услышите глас Его (Святого Духа. — О. Д.), не ожесточите сердец ваших (Евр.3:7-8), т. е. человек может в ответ на обращенный к нему призыв Божий ожесточить свое сердце. Примером того, что благодать не устраняет человеческой свободы, является проповедь Христа Спасителя, которую принимали далеко не все. Например, галилейские города, несмотря на все усилия Спасителя, не покаялись.    Благодать — это присутствие в нас Бога, и оно требует с нашей стороны непрестанных усилий. По мере нашего подвига благодать все более и более в нас раскрывается, оказывается присвоенной; говоря словами преп. Серафима Саровского, «стяженной» человеческой личностью. Ап. Петр говорит: Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия... то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель (2 Пет.1:3-5). Иными словами, несмотря на то что вся полнота даров в Церкви нам сообщена, мы должны прилагать все старание, для того чтобы иметь возможность ими воспользоваться.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В чем состоят субъективные условия спасения, и какова роль человеческой свободы в устроении спасения? Направленность человеческой воли к Богу и открытие сердца к принятию благодати. Господь говорит: " Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною " . (Апок. 3, 20). Об этом говорит прп. Макарий Египетский (Духовные беседы): " Воля человеческая есть как бы существенное условие, если нет воли, Сам Бог ничего не делает, хотя и может по свободе Своей " . Так же учит и свт. Иоанн Златоуст: " Благодать, хотя она и благодать, спасает пожелавших, а не тех, которые не хотят ее и отвращаются от нее, постоянно против нее воюют и противятся ей " ; " Бог не принуждает никого, если Он хочет, а мы не хотим, то спасение наше невозможно не потому, чтобы хотение Его было бессильно, но потому, что Он принуждать никого не хочет " . Таким образом, благодать не является силой, действующей в человеке непреодолимо. Восточные отцы утверждают, что человек может свободно направлять свою волю вопреки благодати. Эта мысль находит подтверждение в Свщ. Писании. Так, первомученик архидиакон Стефан обвиняет иудеев: " Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы " (Деян. 7, 51). An. Паве. " предупреждает: " когда услышите глас Его (Святого Духа. — С. Д.), не ожесточите сердец ваших " (Евр. 3, 7-8), т. е. человек может в ответ на обращенный к нему призыв Божий ожесточить свое сердце. Примером того, что благодать не устраняет человеческой свободы, является проповедь Христа Спасителя, которую принимали далеко не все. Например, галилейские города, которые, несмотря на все усилия Спасителя, не покаялись. Благодать — это присутствие в нас Бога, и оно требует с нашей стороны непрестанных усилий. По мере нашего подвига благодать все более и более в нас раскрывается, оказывается присвоенной, говоря словами прп. Серафима Саровского, стяженной человеческой личностью. У ап. Петра читаем: " Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, ...то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель " (2 Пет. 1, 3—5), т. е. несмотря на то, что вся полнота даров в Церкви нам сообщена, мы должны прилагать все старание для того, чтобы иметь возможность ими воспользоваться.

http://sedmitza.ru/lib/text/443341/

Ибо «Он (Бог – П. Д.) от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его... Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему» ( Сир. 15: 17 ). Отметим, что «... Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» ( Иак. 1: 13 ) и делает для нас возможным преодоление искушения, поскольку «... не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор. 10: 13 ). «Ибо Господь всемогущ и крепче всех и во всякое время бывает победителем в смертном теле, когда идет вместе с подвижниками на брань. Если же бывают они побеждены, то явно, что... по своему произволению, неразумием своим обнажили себя от Бога» (прп. Исаак Сириянин) (ит. по 13: 152). «Поскольку супротивная сила только побуждает, а не принуждает, то и благодать Божия побуждает, по причине свободы и трезвенности естества. Если теперь человек, побуждаемый сатаною, будет делать зло, то не сатана осуждается вместо него, но терпит истязание и наказание сам человек, как по собственной воле подчинившийся пороку. Подобным образом, если человек обратиться к добру и Божия благодать превозможет, то благодать не себе прописывает доброе, но воздает за него человеку и прославляет его: потому что человек сам для себя виновник добра (такова природа его), и приходящая к нему благодать нимало не связывает его воли принуждающей силою и не делает его неизменным в добре, хотя бы он хотел или не хотел этого. Напротив и присущая в человеке Божия сила дает место свободе, чтобы обнаружилась воля человека, уважает ли или не уважает он душу, согласуется ли или не согласуется с благодатью (Слово о хранении сердца гл. 12)» (прп. Макарий Египетский ) (цит. по 120: 364). «Вступившие в борьбу “по внутреннему человеку” и испытавшие ее не сомневаются, что враги спасения “непрестанно наветуют нам”, подстрекают ко злу, противоборствуют нашему деланию добра. В этом они имеют некоторую свободу – “им дана власть подстрекать”. Но и человеку дана Богом сила отвергать все их действия и, более того, сокрушать их “вредоносную славу” или свободно соглашаться с ними» (прп. Иоанн Кассиан Римлянин) (цит. по 125: 182 со ссылкой на: Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин . Писания/пер. с лат.//Репринтное издание. Свято-Троицкая Лавра; РФМ, 1993). «Никто не может быть прельщен дьяволом, кроме того, кто сам пожелает отдать ему согласие своей воли» (прп. Иоанн Кассиан Римлянин) (цит. по 78: 130). «Дьявол способен предложить, но не способен навязать нам наш выбор… Мы сами выбираем грех» (св. Кирилл Александрийский ) (цит. по 118: 131). «… Дьявол не имеет власти над человеком…» (110: 430. См. ответ на вопрос 691). «Господь позволяет диаволу искушать людей потому, что наделил человека оружием победы над ним: “братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекайтесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских”» (121: 47).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Как правило, люди, получившие гуманитарное образование, несут на себе своего рода «печать» их учителя или профессиональной школы. Они воспитаны в определенных традициях и действуют в рамках заданного направления, как сказано об этом в Евангелии: Ученик не бывает выше своего учителя; но, и, усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его ( Лк.6:40 ). Уровень подготовленности выпускника гуманитарной сферы (в отличие от специалиста технической сферы) гораздо сложнее определить на основании формальных процедур и критериев компетентностного подхода. Для этого требуется прежде всего общение с другой личностью-профессионалом или коллективом профессионалов, которые сквозь призму своего экзистенциального опыта смогут увидеть уровень мастерства выпускника гуманитарной школы. Духовное преображение человека Русское слово «образование» происходит от слова «образ» и подразумевает православную идею воссоздания образа Божьего в человеке. Это предельный уровень образования – духовное преображение человека, происходящее под воздействием благодати Божией, и никто из людей своими силами осуществить его не в состоянии. Здесь сфера особого духовно-педагогического понимания, согласно которому учителем для человека в его духовном возрастании является Сам Бог , по слову Спасителя: Вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья ( Мф.23:8 ). Преображение человека совершается при добровольном содействии воли человеческой и воли Божией. Этот духовный принцип называется в богословии принципом синергии, или соработничества. Слово «синергия» (συνεργα) встречается в Священном Писании и обозначает сознательное соработничество, сотрудничество личностей в достижении общей цели: мы соработники у Бога, – говорит апостол Павел ( 1Кор.3:9 ). В духовном плане словом «синергия» обозначается важнейший принцип духовного взаимодействия Бога и разумных тварей. Суть его в том, что Бог при всем Своем всемогуществе, премудрости и силе, управляя миром посредством Своей благодати, совершает преображение людей только при их свободном и сознательном обращении к Нему. То есть когда воля Божия и воля человеческая совпадают в направлении своего движения и действия. «Воля человеческая, – говорит прп. Макарий Великий , – есть как бы существенное условие. Если нет воли, то Сам Бог ничего не делает, хотя и может по свободе Своей. Посему совершение дела Духом зависит от воли человека» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/a...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010