В отношении к своим подчиненным, наставникам Киево-Подольских духовных училищ, иером. Макарий отличался простотой, доступностью и благородством обхождения. Кроме того, из дел семинарского и училищного архивов видно, что ректор Макарий с большим сочувствием относился к затруднительному материальному положению, в каком тогда находились наставники низших духовных училищ, получавшие весьма незначительное вознаграждение за свои труды. Между прочим, он неоднократно и настойчиво ходатайствовал пред высшим училищным начальством о материальном пособии некоторым наставникам Киево-Подольских духовных училищ. Так, 21 марта он просил Семинарское Правление о назначении квартирного пособия учителям – Ефиму Илляшевичу и Ивану Гаевскому. Семинарское Правление, само стесненное в материальных средствах, видимо несочувственно и неблагоприятно приняло такое ходатайство ректора Макария и, рассчитывая, вероятно, заставить его отказаться от своего ходатайства, потребовало от него обстоятельного объяснения касательно особенных заслуг представленных им к пособию учителей. Но Макарий не смутился этим и 28 апреля повторил свое ходатайство с указанием на то, что оба представленные им в пособию учители в течении нескольких лет бесплатно проходи на должность помощников инспектора училищ. Тогда Семинарское Правление назначило квартирное пособие в размере Илляшевичу 42 р. 85 5 / 7 к. сер., а Гаевскому – 40 руб. сер. 158 . Должность ректора Киево-Подольских духовных училищ иером. Макарий исполнял в течении полугода: с 20 января до 21 июля 1842 года. Преемник его, иером. Иоанн (в мире Алексей Петин, скончавшийся в сане полтавского архиепископа), был назначен Св. Синодом на должность смотрителя Киево-Подольских духовных училищ еще 26–31 марта, но почему-то замедлил и явился к месту своего нового служения (раньше он был преподавателем Орловской духовной семинарии и священником г. Орла) только 23 июня, а действительно вступил в должность смотрителя только 21 июля 159 . По свидетельству своего ближайшего начальства в лице Киевского Семинарского Правления, иером.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Но остается еще и в эпохе петербургской жизни Макария период, когда любитель поучения церковного мог бы дать себе свободу говорить проповеди чаще, так как потом Макарий сам стал распорядителем той среды и условий, которые прежде могли охлаждать следование киевскому направлению сводить все к проповеди: разумеем период с конца пятидесятого года до выбытия в Тамбов. —124— Да, это конечно было временем, когда не он должен был сообразоваться с чужими взглядами, но другие должны были сообразоваться с его взглядами, – между тем мы видели, что этот период в жизни Макария и есть до невероятности скудный количеством проповедей. Но к сказанному о том, как много с конца сороковых до второй половины пятидесятых Макарий сделал собственно для науки, нужно прибавить его собственные свидетельства о том, как он глубоко привязался в это время к работам именно на почве науки, конечно по необходимости и по существу требующей наибольшего укрытия от деятельности общественной, и потому по необходимости сокращающей выступление пред публикой: двоиться же, быть одинаковым для той и другой, по нашему мнению, невозможно, как это свидетельствуется и самими проповедниками. 187 Макарий, очевидно, предпочел науку, требующую келлии, а не кафедры с тысячью слушателей, 188 и едва ли можно осудить за это человека, поставленного во главе рассадника богословского ведения! В 1847 году описывая уход из Академии преосвящ. Афанасия и свое затруднительное положение до этого времени, Макарий прибавлял: «прошу Бога, чтобы отношения нового Ректора не были подобны прежним, прошу но из ничтожного самолюбия, а именно потому, что это может иметь неблагоприятное влияние на мой дух и на мои ученые занятия, к которым чувствую теперь, пока не охладело еще и не разочаровалось сердце, такое пламенное влечение». «Непременно приступлю к начертанию истории отечественной, с радостию будучи готов посвятить на это целые годы!» Напечатав известное Введение и работая над первым томом догматики, Макарий писал своему другу: «даст ли мне Бог окончить этот труд, не знаю: а хотелось бы

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Макария. Да, век живи, век учись» 382 ... Впрочем, преосв. Филарет еще раньше сам сознал свою ошибку, которую извинял раздражительностью своего характера, еще более усилившеюся у него в Риге. «Друг мой!» писал он А.В. Горскому 28 марта 1847 года, «не сетуй на меня за мои шероховатые слова. Иному Бог дал способность жить под лад желаниям человеческим. В себе, грешный, я не вижу этой способности. Неверный звук раздражает мои нервы, потрясает душу. Что же мне делать повторю, – горькая жизнь моя в Риге сделала меня еще более раздражительным. Особенно первыя впечатления, прежде чем имею я время осмотреть их и усмирить, чувства, тяжелы мне бывают. В настоящем случае о. Макарий попался на глаза так недавно. Теперь я и сам раскаиваюсь, что одна строка (латинская) вовсе не нужна и даже неумна» 383 . Из этих слов преосв. Филарета, равно как и из других замечаний его в том же письме 384 видно, что друг – его, А.В. Горский, весьма не одобрял поведения преосв. Филарета в его полемике с архим. Макарием. Это может служить самым лучшим доказательством того, что неправою стороною в этой полемике был именно преосв. Филарет. Так смотрели на полемику между нашими двумя церковными историками другие лица, следившие за нею со стороны. «Не дивитеся о еже бываемому к Вам раздражению от Риги», писал Макарию21 марта 1847 гада преосв. Иннокентий, «оно естественно... А нам должно делать свое дело... Сам увидит, что, как говорит апостол, попремногу согрешает вся» 385 . В 1847 году архим. Макарий издал новое произведение по русской церковной истории, под заглавием: «Очерк истории Русской Церкви в период до-татарский 992–1240 г.». Обстоятельства происхождения этого очерка нам известны из предшествующих рассказов. Он был печатным воспроизведением Киевских, а потом Петербургских академических чтений Макария по истории русской Церкви. А одним из поводов к напечатанию этих лекций был выход «Истории Русской Церкви» преосв. Филарета, которая во многих отношениях не удовлетворила Макария. «Каюсь», писал Макарий преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

С большим вниманием следил преосв. Макарий в Тамбове и за отдельными, сколько-нибудь выдающимися произведениями русской литературы, преимущественно духовной. По крайней мере, он внимательно перечитывал все те сочинения, которые во множестве получал в подарок от их авторов. Своими мнениями о прочитанных сочинениях он также делился с братом. «Я прочитал», – писал он ему 1 февраля 1859 года, – «сочинения и переводы Василия Борисовича 798 : да их так много, и они очень хороши. Право, я этого не знал, и прежде мне не приходилось никогда читать их» 799 . С особенным интересом преосв. Макарий отнесся к книге, изданной в память пятидесятилетнего юбилея С.-Петербургской духовной Академии, праздновавшегося 17 февраля 1859 года. «Благодарю вас», – писал он брату 9 марта этого же года, – «за присланную брошюрку об академическом юбилее 800 ... Обо мне выразился г. Чистович кратко, но с силою... Остальные статьи – хороши, не более» 801 . Внимательно и серьезно следя за современною духовною литературою, преосв. Макарий вместе с тем и сам принимал теперь такое же живое участие в ней, как и прежде. Не смотря на то, что непрерывные занятия по епархии требовали весьма много времени, не смотря на неоднократную болезнь и неудобства в отношении приобретения необходимых пособий, преосв. Макарий и в Тамбове продолжал учено-литературную деятельность, так славно начатую в С.-Петербурге. Все Тамбовские произведения его могут быть разделены на два разряда: 1) церковно-исторические и 2) проповеднические труды. К первому разряду должны быть отнесены следующие церковно-исторические произведения преосв. Макария: 1) о Григории Цамблаке, митрополите Киевском, как писателе. Статья эта была написана преосв. Макарием еще в бытность им ректором С.-Петербургской духовной Академии и лично была читана им в одном из заседаний второго отделения Императорской Академии Наук, но напечатана она была уже от имени преосв. Макария, как епископа Тамбовского в 1857 году. В этом своем кратком, но довольно полном очерке преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Если в этой характеристике, деятельности преосв. Макария по управлению Литовской епархией устранить выражения неудачные и, видимо, непродуманные, (напр., наименование преосв. Макария, как архиепископа Литовского, членом Св. Синода, сопоставление ревизии академий, которая требовала разъездив по разным городам России, и председательства в Комиссии по преобразованию духовного суда, что входило в общую сумму обычных занятий его по званию присутствующего в Св. Синоде., применение к личности епархиального архиерея таких неудачных выражений, как «хозяин» и «гость»), то мы получим характеристику или крайне субъективную и тенденциозную, или же, если автор не имел в данном случае никакой тенденции, то совершенно неосновательную и неправильную. В самом деле, то совершенная правда, что преосв. Макарий, в бытность свою Литовским архиепископом, ежегодно вызывался в С.-Петербург для присутствовали в Св. Синоде, при чем он проводил вне епархии преимущественно зимние месяцы и только отчасти весенние и осенние 1363 ; правда и то, что он, в бытность свою Литовским архиепископом, и не только живя в Вильно, но и находясь в С.-Петербурге, с великою любовью, чрезвычайным усердием и достойным удивления успехом, работал над продолжением своего бессмертного труда по истории русской церкви; правда и то, что преосв. Макарий, в бытность Литовским архиепископом, проводил летние месяцы на загородной архиерейской даче, принимая просителей с 10 до 12 ч. дня и в исключительных случаях вечером с 5 до 6 ч.; правда, наконец, и то, что он, будучи архиепископом Литовским, пользовался содействием своих викариев по управлению Литовской епархией. Но всего этого, по нашему мнению, совершенно недостаточно для того, чтобы со спокойною совестью взвести на почившего архипастыря такое тяжкое обвинение, как то, что он «мало занимался епархиальными делами». Участие в высшем управлении русской церковью преосв. Макарий разделял со всеми нашими тоговременными иерархами, бывшими членами Св. Синода, или же вызывавшимися для присутствования в Св. Синоде, при чем достаточно просмотреть какое-либо официальное издание тоговременной духовной литературы, чтобы убедиться в том, что вызовы и увольнения из С.-Петербурга преосв. Макарий получал одновременно с митрополитами – Киевским Арсением и Московским Иннокентием.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Да и сам Высокопр. Филарет прямо высказывал, что его шаркнули из Синода. Наконец, если Филарет Киевский выехал с полным благодушием и даже с радостью из пленения, – по его выражению, – вавилонского во свою сторону Сионскую, – зато сейчас увидим, что было с Филаретом Московским и что и как должен был чувствовать последний... 425 Читающие припомнят рассказ Наместника Лавры об устроении Скита на Корбухе и о самом состоянии Митрополита Филарета в эту именно описываемую пору… 426 Перевод Архимандрита Макария выходил по частям и появление его было отчасти ранее перевода Павского. 427 Берём часть материалов из той же Истории перевода Библии г. Чистовича, а всё прочее из известных нам данных. 428 Слова Митрополита Серафима Санкт-Петербургского, сказанные лично Филарету, Митрополиту Киевскому по случаю взаимных между ними рассуждений по делу о переводе Архимандрита Макария (Глухарева). 430 Это свидетельство покойного Преосв. Леонида, пользовавшегося известностью, Викария Московского и затем бывшего Архиепископом Ярославским. (См. Воспоминание о Высокопр. Леониде, Архиепископе Ярославском и Ростовском. Составлено Саввой, бывшим Епископом Харьковским, ныне Архиепископ Тверской и Кашинский. В особом приложении, стр. 23. Изд. Харьков. 1877 г.), В своих воспоминаниях Преосв. Леонид пишет, что «он знал Павского, который был прежде законоучителем в пансионе, где обучалась его старшая сестра, и что при нём было и то, когда приехал к нему придворный лакей и подал пакет, из которого тут же стало известно, что Павский назначается законоучителем к Наследнику Престола. Большой рост, но неуклюжий стан, большое лицо с рябинами, курчавая голова Павского действовали на меня очень неприятно». Там же, стр. 22–23. 431 В Истории перевода Библии на Русский язык читаем: «Архимандрит Макарий начал свой перевод с книги Иова и вероятно, потому, что Библейское Общество довело свой перевод до этой только книги. Следовательно, А. Макарий явился продолжателем дела Библейского Общества. Отправляя в 1837 г. свой перевод в Комиссию Дух. Училищ, Макарий послал в то же время прошение, или как он сам называет его, письмо на Высочайшее Имя, прося Высочайшего повеления о рассмотрении перевода его в Комиссии Дух. Училищ и об издании его на суммы Комиссии. В этом пространном прошении или письме замечательно, напр. одно то, что выражение: «Всемилостивейший Государь, Всемилостивейший Государь употреблено в начале почти каждого пункта, так что выходит по счёту около десяти раз. «Затем в 1839 г. Архимандрит Макарий представил Государю перевод книги Прор. Исаии также с прошением или письмом. И полагая, что первое его письмо на Высочайшее Имя по обстоятельствам затерялось (?), или что множество дел не оставляло Его Величеству досуга на то, чтобы прочитать его, – Макарий «счёл за нужное, по важности истин, изображённых в том письме, снова представить список с него Государю»...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

С тех пор, как появился в скиту о. Макарий, где его возвели в настоятели, жизнь его приняла характер не изменявшийся до самой смерти. Она была полна попечений, как чисто пастырских, так и о внешнем благоустроении, с раннего утра до поздней ночи. В церкви им было установлено пение киевского распева, введена должность канонарха, плавное чтение и пение «на подобны». Вокруг храма благоухали массы цветов, расходясь по бокам многочисленных скитских дорожек. Внутренность скита, превращенная в плодовый сад ее основателем отцем Моисеем, усердно поддерживалась заботами о. Макария, и нередко зимою городские и сельские жители просили плодов для болящих. Сам о. Макарий, хотя и был иеромонахом, не служил по физическому недостатку косноязычия, но более по глубокому своему смирению. Но зато с усердием певал он часто и со слезами. Особенно любил он «Чертог Твой». Об его внешности так говорит жизнеописатель: «Лицо – ничем не поражающее с первого взгляда, вовсе некрасивое по обыкновенным понятиям о красоте физической, даже неправильное, по недостатку в глазах, с печатью постоянного углубления в себя, следовательно, на вид более строгое, нежели ласковое; но такова сила благодати, что лицо это, служа зеркалом чистой, любвеобильной и смиренной души, сияло какою-то неземною красотою, отражая в себе то или другое из свойств внутреннего человека, плодов духа, исчисленных Апостолом. Вообще в нем было редкое соединение детской простоты, тихости и смирения, делавшее его приступным всем и каждому («Жизнеописания отеческих подвижников благочестия XVIII и XIX веков». Москва, 1909 г. Книга за сентябрь, стр. 120). А вот что пишет один светский человек, как мы узнаем из дневника иеромонаха Евфимия: «Первая наша встреча со старцем, против нашего ожидания, не имела ничего особенного. Припоминая себе рассказ o. К., мы думали встретить подвижника с особенным выражением в лице, с особенными приемами: оказалось, что это был простой, обыкновенный монах, чрезвычайно скромный, неразговорчивый и к тому же косноязычный. Я положительно был разочарован; но жена моя, несмотря на свою светскую бойкость, с первого раза почувствовала какой-то безотчетный страх, смешанный с благоговением; а в следующие его посещения привязалась к нему всей душой. В следующую осень мы опять посетили Оптину Пустынь. О. Макарий был уже обходительнее и откровеннее с нами. Он подробно расспрашивал о нашем житье-бытье, говорил о Петербурге и встречающихся в нем на каждом шагу искушениях. Когда я признался в смущениях, которые так безотвязно преследовали меня среди столичных развлечений, о. Макарий заговорил так, как никогда до того не говорил с нами. Жадно ловили мы каждое слово подвижника и, по уходе его, советуя друг другу, записали чудную речь старца Божия…

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Впрочем, справедливость требует сказать, что славным плодам деятельности Иннокентия в звании ректора Киевской духовной Академии много содействовали и его знаменитые сподвижники, о которых один поэт прекрасно выразился 50 , что Много славных окружило Как ряд сияющих планет, Тебя, центральное светило, Всему дававший жизнь и свет. И та эпоха – образцова! И дорогие имена Амфитеатрова, Скворцова Родная ведает страна! Действительно, во время ректорства Иннокентия и в годы академического образования Михаила Булгакова в Киевской Академии было довольно даровитых и славных наставников, производивших на питомцев своих глубокое развивающее влияние своими прекрасными чтениями. В низшем отделении Академии Михаил Булгаков вместе с своими товарищами изучал философию, Св. Писание, словесность, математику и языки: греческий, немецкий и польский. Главным среди этих предметов были философские науки. В то время они преподавались в Киевской Академии образцово в широком смысле этого слова. Старший одним курсом Макария воспитанник Киевской Академии В.И. Аскоченский говорит, что в то время «философия дошла до высшей степени своего совершенства. Отличные преподаватели держали её в таком виде, что Иннокентий без хвастовства мог сказать, что нигде в России не читается лучше философия» 51 . А другой воспитанник Киевской Академии, одним курсом бывший моложе Макария, недавно скончавшийся архим. Антонин Капустин , в свою очередь, свидетельствует, что то «было цветущее время преподавания философии в Киевской Академии. О. Протоиерей Скворцов преподавал логику и метафизику, И.Г. Михневич – историю философских систем и П.С. Авсенев – психологию. Они были одушевлены одинаковою ревностью к своему делу и трудились во всю меру своих счастливых способностей; для слушателей же представляли прекрасное и умилительное зрелище добрейших, кротких, смиренных и бескорыстнейших тружеников» 52 . Главным руководителем студентов в занятиях философией был собственно протоиерей И.М. Скворцов. Остальные преподаватели философских наук (кроме упоминаемых архим. Антонином, к ним должно причислить еще бакалавра В. Курковского, который читал философию десятому академическому курсу в 1839 году 53 и который, по словам В.И. Аскоченского 54 , не был даровитым наставником), как ученики прот. И.М. Скворцова, большею частью следовали указаниям своего учителя, хотя каждый из них в меру своих сил восполнял прекрасные чтения его.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

«Воспитав молодого талантливого историка, Киевская Духовная академия получила возможность открыть кафедру церковной и гражданской истории, возглавить которую предстояло иеромонаху Макарию. До того времени историю, как церковную, так и гражданскую, в академии практически не изучали, и первому преподавателю пришлось готовить лекции совершенно самостоятельно», – отмечала Н. Ильичева. В стенах Киевской Духовной академии были созданы «План христианской аскетики» и «История Киевской академии», за которую иеромонах Макарий был удостоен звания магистра. В 1842 году иеромонах Макарий был назначен ректором Киевско-Подольских Духовных училищ, а летом того же года переведен в Санкт-Петербургскую Духовную академию и назначен помощником инспектора. В 1844 году, в двадцать восемь лет, иеромонах Макарий стал ординарным профессором Духовной академии и был возведен в сан архимандрита. В академии ему была поручена одна из важнейших кафедр – кафедра догматического богословия. В должности профессора и инспектора академии он прослужил семь лет, причем инспекторская деятельность архимандрита Макария имела столь же плодотворные результаты, как и профессорская его служба. Академическое начальство высоко ценило его труды и усердие и всегда содействовало продвижению его по службе. Сам же архимандрит Макарий, благодаря своему глубокому благоговению, никогда не тщеславился своими успехами, а искренне радовался им, считая их прямым следствием бесконечного милосердия Божия к нему. Прочитанный им в академии курс лекций лег в основу первого самостоятельного, ставшего знаменитым труда «Введение в православное богословие» (1847), за который автору была присуждена ученая степень доктора богословия. В 1848 году архимандрит Макарий начал создание полного свода «Православно-догматического богословия», и уже в 1849 году вышел первый его том, а в 1851 году – второй и третий тома. Одновременно неутомимый автор трудился в Комитете духовного ведомства по изданию духовно-нравственных книг для народа: житий святых, описаний святых мест и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Макарий сначала, излагал биографические сведения о м. Григории Цамблаке, затем в общих чертах характеризовал сочинения его и отличительные особенности этих сочинений, делал подробный разбор самых сочинений м. Григория, предварительно разделив их на 4 разряда, и, наконец, в качестве заключения предлагал русский перевод слова, сказанного м. Григорием Цамблаком в великий четверток. 2) Биографическая записка о преосвященном Иннокентие, архиепископе Херсонском и Таврическом. Записка эта была составлена преосв. Макарием в конце 1857 года, по поручению Академии Наук, и была напечатана в «Ученых Записках» её за 1858 год. «Всю эту неделю», – писал 14 декабря 1857 года преосв. Макарий своему брату, – «я занимался более обыкновенного: нужно было поспешить составить биографическую записку о преосв. Иннокентие, по поручению Академии Наук, – что я, слава Богу, успел кончить нынче утром и отсылаю по нынешней же почте. Записка, несомненно, будет напечатана, а может быть и читана на публичном акте Академии 29 декабря», записка была составлена довольно обстоятельно и представляла не столько биографию преосв. Иннокентия, сколько характеристику его личности, как профессора, администратора, ученого и проповедника, причем за некоторыми сведениями преосв. Макарий обращался к другим лицам, или близким к архиеп. Иннокентию, или же непосредственно наблюдавшим деятельность его в такие периоды его жизни, когда не знал его, или не мог лично наблюдать его деятельность сам преосв. Макарий 802 . 3) О сочинениях митрополита Киевского Кирилла II . Эта литературно-критическая статья была написана преосв. Макарием в 1859 году с целью, как он сам говорит, – «высказать вслед за другими и свое мнение по интересному в истории русской литературы предмету». Содержание настоящего очерка таково. Сначала излагается история вопроса, затем делается подобный критический разбор существовавших тогда мнений о сочинениях м. Кирилла и, в конце концов, делается следующее заключение: «итак, из девяти сочинений приписываемых м.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010