Как Глава Польской Православной Церкви, митрополит Макарий возглавлял польские делегации, присутствовавшие на различных торжествах Русской Православной Церкви. Кроме Москвы, Ленинграда, Киева, почивший архипастырь часто с любовью посещал Свято-Успенскую патриаршую обитель в Одессе. В августе 1960 года митрополит Илия (Карам) вручил митрополиту Макарию высокую награду Антиохийского Патриархата — орден святых апостолов Петра и Павла («Гранд Офисье»). В 1959 году здоровье владыки Макария резко ухудшилось. В течение двух месяцев он находился на лечении в Москве (в больнице имени Боткина). После этого по благословению Святейшего Патриарха он отбыл на лечение и отдых в столь любимый им Одесский Свято-Успенский монастырь. В 1961 году во время Рождественских праздников вновь наступило резкое ухудшение здоровья владыки. Блаженнейший Макарий стал подготовлять себя к принятию христианской кончины. 2 марта 1961 года, в среду, в 5 часов 5 минут, Блаженнейший митрополит Макарий скончался. В субботу 4 марта 1961 года состоялись его отпевание в соборном храме и погребение на монастырском братском кладбище. В погребении Блаженнейшего митрополита участвовали: архиепископ Белостокский и Гданский Тимофей, архиепископ Ермоген (Голубев), епископ Ярославский и Ростовский Никодим, епископ Бельский Василий, епископ Белгород-Днестровский Сергий, епископ Онисифор (Пономарев), наместник монастыря игумен Леонтий (Гудимов), члены делегации Польской Православной Церкви, городское духовенство и братия монастыря. Митрополит Макарий (Оксиюк) вошел в историю Церкви как выдающийся иерарх и не менее выдающийся ученый. По верному замечанию профессора МДА Алексея Ивановича Сидорова, «митрополит Макарий был не только преосвященным, но и просвещенным архиереем». К сожалению, его научный талант не смог раскрыться в полной мере. Тому помешали трагические события отечественной истории минувшего столетия. Однако, светильник не остался под спудом. Господь возвел владыку Макария на поприще высокого архиерейского служения.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В апреле 1945 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I и Священного Синода профессор-протоиерей Михаил Федорович Оксиюк был назначен на кафедру епископа Львовского и Тернопольского. 20 апреля он принял иноческий постриг с именем Макария, а 22 апреля 1945 года в Патриаршем Богоявленском соборе в Москве состоялась хиротония иеромонаха Макария во епископа. Хиротонию возглавил Святейший Патриарх Алексий I. Первое архиерейское богослужение на своей кафедре во Львове Преосвященный Макарий совершил в Вербное Воскресенье 29 апреля 1945 года. Как архипастырь Львовско-Тернопольской кафедры Преосвященный Макарий являлся и священноархимандритом Свято-Успенской Почаевской Лавры. Владыка Макарий принимал непосредственное участие в деле воссоединения с православием греко-католиков западных областей Украины. Он был почетным гостем Собора греко-католического духовенства, проходившего 6 марта 1946 года во Львове. 9 марта, при участии и под непосредственным руководством Преосвященного Макария, было совершено оформление воссоединения с Православной Церковью участвовавших в работе Собора делегатов от греко-католического духовенства. Указом Святейшего Патриарха от 6 апреля 1946 года, ко дню Святой Пасхи, Преосвященный Макарий был удостоен сана архиепископа. В июне 1948 года архиепископу Макарию было поручено управление и Мукачевско-Ужгородской епархией. 27-28 августа в день праздника Успения Пресвятой Богородицы на Чернечей горе в Мукачеве было провозглашено о прекращении церковной унии закарпатского духовенства с Римом. Во внимание к трудам по воссоединению греко-католиков Закарпатья с Русской Православной Церковью Святейший Патриарх наградил архиепископа Макария правом ношения креста на клобуке. Архипастырская деятельность владыки Макария на Украине была многогранна. Он руководил изданием ежемесячного журнала «Православный вестник», в котором нередко публиковались его проповеди и статьи. Владыка также участвовал в миротворческой деятельности. В августе 1949 года Архиепископ Макарий входил в состав делегации от Русской Православной Церкви на Всесоюзной конференции сторонников мира.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) ЛИДИЯ древняя страна в М. Азии, историческая область и провинция Римской и Византийской империй, один из древнейших центров распространения христианства, митрополия К-польской Православной Церкви (КПЦ) ЛИКАОНИЯ историческая область и позднерим. провинция в Центр. Анатолии; древняя митрополия К-польской Православной Церкви с центром в Иконии ЛИКИЯ древняя историческая область и рим. провинция в Южной Анатолии (ныне Турция); древняя митрополия К-польской Православной Церкви ЛИМОНОС во имя св. Таксиархов (Чиноначальников, т. е. архангелов Михаила и Гавриила) мужской, действующий общежительный монастырь (Элладская Православная Церковь) ЛИПКОВСКИЙ (Липкивский) Василий Константинович (1864 - 1937), основатель неканоничной Украинской автокефальной православной церкви ЛОМИСИ наименование посвященных вмч. Георгию мон-ря и неск. церквей в горной части Вост. Грузии, входящих в юрисдикцию Цилканско-Душетской епархии ГПЦ ЛОНГОВАРДАС мон-рь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», действующий, муж., общежительный, принадлежит Паронаксийской митрополии Элладской Православной Церкви ЛУКИЙ архиеп. Александрийский (после 24 дек. 361 - 21 февр. 362, 24 окт. 362 - 5 сент. 363, окт. 365 - 1 февр. 366, кон. 375 - 30 мая 378), арианин ЛУКУС мон-рь в честь Преображения Господня, действующий, женский, общежительный, принадлежит Мантинийской и Кинурийской митрополии Элладской Православной Церкви ЛЮБЛИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО в 1875-1905 гг. в составе Варшавской епархии РПЦ, в 1923-1940 гг. в составе Варшавско-Холмской митрополии, в 1940-1944 гг. в составе Холмско-Подляшской епархии Польской автокефальной православной Церкви МАКАРИЙ (Оксиюк Михаил Федорович; 1884-1961), митр. Варшавский и всея Польши, церковно-общественный деятель, богослов МАКАРИЙ I († 333), свт. (пам. греч. 16 авг.; пам. груз. 16 авг. и 28 окт.; пам. зап. 10 марта), еп. Иерусалима (с 314) МАКАРИЙ ХАХУЛЕЛИ Макарий Хахулели (Постник; († 1035)), настоятель (кон. X - 1-я треть XI в.) мон-ря Хахули (ныне на территории Турции), преподобный Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 21 дек.)

http://pravenc.ru/rubrics/121368_40.html

7 декабря в Москву прибыла делегация епархии во главе с игуменом Феофаном (Сабовым), администратором епархии, представителем правящего епископа Владимира (Раича), интернированного немцами в 1941 г. Делегацию принял Патриарх Алексий, а 11 декабря состоялась встреча с председателем Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карповым. Самый акт присоединения Мукачевской епархии (без Прешова, который остался в составе Чехословакии) состоялся 22 октября 1945 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, куда был приглашен епископ Мукачевский Владимир. Он зачитал постановление Синода Сербской Церкви о передаче своей епархии в каноническое ведение Московской Патриархии, выразил свое согласие на такую передачу. Синод перевел на Мукачевскую кафедру епископа Уманского Нестора (Сидорука). В июне 1948 г. его сменил архиепископ Макарий (Оксиюк), опытный архипастырь, возглавлявший и Львовскую епархию. Архиепископ Макарий вместе с миссионерами ездил по епархии, беседовал с униатскими священнослужителями, не без успеха убеждая их присоединиться к Церкви Матери. После Львовского Собора 1946 г. и воссоединения с Православной Церковью униатов Румынии в октябре 1948 г. бесперспективность унии в странах Восточной Европы казалась уже большинству униатов очевидной.    Переход униатов Карпатской Руси в православие совершился не столь болезненно, как в Галиции, еще и потому, что в униатских приходах после Ужгородской унии строже и чище сохранялись древние восточные обряды, чем в Галиции, где униатство было глубоко латинизировано. Движение, направленное на восстановление православия на Карпатской Руси, началось спонтанно, еще в конце XIX в., явив там ряд исповедников и мучеников, пострадавших за святое православие от австро-венгерских властей. К лету 1949 г. уже большинство греко-католических священников Закарпатья воссоединилось с Русской Православной Церковью. В день Успения Божией Матери 15/28 августа 1949 г. в мукачевском Свято-Николаевском женском монастыре на Черничей Горе при стечении народа совершали богослужение архиепископ Макарий вместе с епископами Станиславским Антонием (Пельвецким) и Дрогобычским Михаилом (Мельником).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

32 Ср. “Под именем же псов Он здесь разумел тех, которые живут в неисцельном нечестии, без всякой надежды исправления, а под именем свиней – всегда живущих невоздержанно; все таковые, по слову Его, недостойны слушать высокое учение”. – Иже во святых отца нашего Иоанна Архиепископа Константина града Златоустого Избранные творения. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Кн. 1. М., 1993. С. 263. 33 Святитель Афанасий замечает: “Ангелов тысячи тысящ и тьмы тем. Много светил; много Престолов, Господств, Небес, Херувимов, Серафимов, Архангелов”. – Святитель Афанасий Великий . Творения в четырех томах. Т. III. М., 1994. С. 41. Таким образом, представление о четкой небесной иерархии у святителя отсутствует, тогда как у автора “Слова”, судя по данному выражению (nt trtwtgmatitongglwn), существуют, по крайней мере, зародыши подобного рода представления. «Православная Церковь говорит, что “Ангелы разделяются на девять ликов, а сии девять на три чина. В первом чине находятся те, кои ближе к Богу, как то: престолы, херувимы, серафимы. Во втором чине: власти, господства и силы. В третьем: ангелы, архангелы, начала” (Прав. Испов. Ч. I. Отв. На вопр. 20)». – Митрополит Московский и Коломенский Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. I. М., 1999. С. 398. Преподобный Феодор Студит дает разъяснения по поводу этой небесной иерархии. См.: Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. Т. II. СПб., 1908. С. 122–123. 34 Мысль об отсутствии различия между полами в будущей жизни характерна для многих отцов Церкви, например, преподобный Макарий говорит: “В воскресение же тел прославятся и тела сии Не будут взирать друг на друга лукавым оком, потому что отъято лукавство; несть там ни мужеский пол, ни женский, ни раб, ни свободь ( Гал 3:28 ); потому что все прелагаются в Божественное естество, соделавшись благими, богами и чадами Божиими. Там непостыдно брат сестре изречет тогда мир; потому что все едино о Христе, и все упокоеваются в одном свете”. – Преподобного отца нашего Макария Египетского Духовные Беседы, Послание и Слова. М., 1880. С. 327. Также “святитель Григорий Нисский решительно отвергает значение различия полов у воскресших людей. Через утрату полового различия человечество после всеобщего воскресения достигнет той совершеннейшей формы своего телесного состояния, в какой оно мыслилось и было создано Богом изначально”. – Митрополит Макарий (Оксиюк). Эсхатология св. Григория Нисского . М., 1999. С. 463. Автор “Слова” высказывает по сути дела ту же самую мысль, но в несколько иной форме: женский пол преобразится в Царстве будущего века в мужской пол (ndronmxinlambnousin).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

В августе 1948 г. митрополит Дионисий направил Патриарху Алексию I покаянное письмо, где каялся во всем содеянном. В результате на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в ноябре 1948 г. было решено, во-первых, восстановить митрополита Дионисия в его каноническом общении с Матерью-Церковью и, во-вторых, оставить ему сан митрополита, но без присвоения ему титула «Блаженнейший». 14.5. Автокефальная Польская Церковь и ее современное состояние Спустя три года после провозглашения автокефалии, в 1951 г., в Польше встал вопрос о выборе кандидата на пост Главы Церкви. Но епископы посчитали, что среди них нет достойных кандидатов, способных занять столь высокий пост. Тогда они обратились за помощью к Русской Церкви с просьбой помочь в определении предстоятеля для своей Церкви. Принимая это во внимание, Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Патриарха Алексия I 15 июня 1951 г. постановили, что в юрисдикцию Польской Православной Церкви отпускается архиепископ Львовский и Тернопольский Макарий (Оксиюк) с возведением в сан митрополита, возглавлявший Церковь с 1951 по 1961 гг. Митрополит Макарий родился в 1884 г. в Подляшье. Окончил Холмскую Духовную семинарию и Киевскую Духовную Академию. Читал лекции по истории Византии в КДА и Киевском университете. В 1945 г. стал епископом Львовским и Тернопольским. Служение епископа Макария во Львове знаменательно постоянным его содействием воссоединению греко-католиков западных областей Украины с Матерью-Русской Православной Церковью. Возглавив Польскую Православную Церковь , митрополит Макарий занимался церковно-административной деятельностью: учредил 4 епархии, открыл ряд новых храмов, благоустроил Свято-Онуфриевский мужской монастырь и Свято-Марфо-Мариинскую женскую обитель, реставрировал кафедральный собор в Варшаве. При нем начался ежемесячно издаваться журнал «Церковный вестник». В 1961 – 1962 гг. Польскую Церковь вновь возглавил митрополит Тимофей (Шретер). После его кончины Польская кафедра три года вдовствовала – временно управляющим Польской Церковью был назначен архиепископ Лодзинский и Познанский Георгий (Корянистов).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1948 до 1951 года временно возглавлял Польскую Православную Церковь архиепископ Белостокский и Вельский Тимофей (Шретер). А в 1951 году определением Собора епископов Польской Православной Церкви в юрисдикцию Польской Церкви в качестве ее главы был принят архиепископ Львовский и Тернопольский Макарий. 3. Митрополит Макарий (в миру Михаил Оксиюк) родился в 1884 году в Подлясье (ныне Люблинского воеводства); окончил Варшавское духовное училище, Холмскую Духовную Семинарию и в 1911 году Киевскую Духовную Академию, при которой был оставлен в качестве профессорского стипендиата. В следующем году он был избран Советом Академии и. о. доцента по кафедре древнехристианской литературы (Патрологии и Византологии). Очень быстро — в 1914 году — защитил диссертацию на тему: «Эсхатология святого Григория Нисского. Историко-догматическое исследование», за которую был удостоен степени магистра богословия, а через три года (в 1917 г.) избран экстраординарным профессором Академии. В 1918-1922 годах, преподавая в Духовной Академии, он читал лекции по истории Византии и в Киевском университете. Затем работал в различных средних и высших учебных заведениях, старшим научным сотрудником библиотеки Украинской академии наук и в других гражданских учреждениях. Сан священника принял в 1942 году после кончины супруги и до 1945 года служил в храмах Киева, откуда и был призван на кафедру епископа Львовского и Тернопольского. Служение епископа Макария во Львове знаменательно постоянным его содействием воссоединению греко-католиков западных областей Украины с Матерью-Православной Русской Церковью, от которой предки их были отторгнуты в результате Брестской унии 1596 года. Епископ Макарий оказывал большую помощь образовавшейся во Львове в 1945 году Инициативной группе по воссоединению Греко-Католической Церкви с Русской Православной Церковью (во главе группы был протопресвитер Гавриил Костельник). Он же был почетным гостем греко-католического Собора, состоявшегося во Львове 6 марта 1946 года и принявшего решение о возвращении к Матери-Русской Церкви. При его же деятельном участии 9 марта состоялось и оформление этого возвращения. Получив в управление в 1948 году и Мукачевско-Ужгородскую епархию, он и здесь привел паству к духовному единству с Русской Православной Церковью.

http://sedmitza.ru/lib/text/441222/

Архив Пн При поддержке Сретенской духовной академии издан VII том трудов профессора А.И. Сидорова 1 марта 2022 г. 10:21 При содействии Научного центра патрологических исследований имени профессора А.И. Сидорова кафедры богословия Сретенской духовной академии в православном издательстве «Сибирская благозвонница» вышел VII том трудов известного современного православного ученого-патролога, профессора СДА А.И. Сидорова под общим названием «Святоотеческое наследие и церковные древности». Данный том вышел под названием «Работы по истории Древней Церкви и русскому богословию» и включает работы, написанные в течение 13 лет — с 1996 по 2008 год. Книга содержит два раздела. Первый раздел — по истории Древней Церкви — посвящен общим размышлениям о сути и методе изучения истории Церкви как предмета, обзору древнецерковной историографии, обозрению истории становления Церкви в I-III вв. и написан на основе курса истории Древней Церкви, который преподавал профессор А. И. Сидоров. Второй раздел — по русскому богословию — содержит 11 работ, публиковавшихся в основном в виде предисловий и вступительных статей к различным изданиям и собранных в данном томе воедино. Работы посвящены выдающимся русским богословам и деятелям церковной науки XVIII-XX вв. — как канонизированным в лике святых (свт. Феофан Затворник, свт. Филарет (Гумилевский), сщмч. Иларион (Троицкий), мч. Иоанн (Попов)), так и не канонизированным (митрополит Макарий (Булгаков), митрополит Макарий (Оксиюк), архимандрит Киприан (Керн), В.В. Болотов, А.Л. Катанский, Н.Н. Глубоковский, С.М. Зарин). Написанные в разное время, эти работы представляют собой интереснейшую галерею персоналий, относящихся к разным эпохам жизни Русской Церкви и оставивших после себя важные научные труды, объединенных вовлеченностью в церковную науку по изучению святых отцов или обращавшихся в той или иной мере к их наследию. Позиция автора книги характеризуется православным взглядом, научным методом и доступностью в изложении, поэтому данное издание предназначено не только для преподавателей и учащихся духовных и теологических учебных заведений, но и для всех, кого интересуют патрология, богословие и история Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5903883.ht...

   В послевоенные годы улажены были отношения с Польской Церковью. Ее автокефальный статус, полученный незаконным образом от Церкви Константинопольской, не был признан Московской Патриархией. Глава Польской Православной Церкви митрополит Дионисий (Валединский), вскоре после войны вернувшийся в Варшаву из Германии, куда он выехал при вступлении Красной Армии в Польшу, проводивший ранее церковную политику, угодную властям — вначале польским, потом, после крушения Польши, германским,— не пользовался популярностью в православном духовенстве, которое стремилось к нормализации отношений с Церковью Матерью. Несмотря на то что новое польское правительство признавало митрополита Дионисия главой автокефальной православной Церкви, его позиция была весьма непрочной. В июне 1948 г. в Москву прибыла делегация Польской Церкви во главе с архиепископом Белостокским Тимофеем (Шретером). Делегация просила Патриарха Алексия I о принятии Польской Православной Церкви в общение с Патриархией и о даровании ей канонически правомерной автокефалии. 22 июня 1948 г. Священный Синод издал определение по ходатайству Польской Православной Церкви. Временно во главе ее был поставлен архиепископ Белостокский и Бельский Тимофей (Шретер). В августе 1948 г. митрополит Дионисий (Валединский) направил Патриарху Алексию I покаянное письмо, в котором просил принять его в общение с Матерью Церковью. В ноябре 1948 г. Священный Синод удовлетворил просьбу митрополита Дионисия и оставил за ним ввиду его 35-летнего архипастырского служения сан митрополита, но без присвоенного ему в период его выхода из юрисдикции Московской Патриархии титула «блаженнейший». После ухода на покой в 1948 г. митрополит Дионисий прожил еще 12 лет и скончался 15 марта 1960 г., на 84-м году жизни. В ответ на ходатайство Собора польских епископов в апреле 1951 г. Патриархом Алексием I и Священным Синодом был отпущен в юрисдикцию Польской Церкви архиепископ Львовский и Тернопольский Макарий (Оксиюк), выпускник Варшавского духовного училища, Холмской семинарии и Киевской Духовной Академии, принявший сан священника в 1942 г. и хиротонисанный во епископа в 1945 г. Митрополит Макарий стал первым канонически законным предстоятелем Автокефальной Польской Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Г. Костельник зачитал и поставил на открытое голосование проект постановления Собора: «1) аннулировать постановления Брестской унии 1596 г.; 2) оторваться от Римской (папской) Церкви; 3) вернуться к прадедовской православной вере и 4) воссоединиться со Всерусской Православной Церковью в Советском Союзе». Поднятием рук участники заседания проголосовали за постановление. В 16 ч. 30 мин. пением молитвы «Достойно есть» завершился 1-й день работы Собора. Второй день работы Л. С. (суббота, 9 марта) был посвящен церковно-каноническому оформлению решения о воссоединении. Перед литургией все делегаты Собора исповедовались. За Божественной литургией еп. Макарий (Оксиюк) совершил чин принятия в РПЦ делегатов Собора. Он зачитал текст отречения от догматов католич. Церкви, после чего привел к присяге на верность Православию 204 греко-католич. священника - участника Собора. После Херувимской песни была прочитана разрешительная молитва и священники-делегаты приняли участие в совершении Божественной литургии, за к-рой еп. Макарию сослужили епископы Нестор (Сидорук), Антоний (Пельвецкий) и Михаил (Мельник). Затем состоялась соборная панихида по митр. Андрею (Шептицкому) как «предтече православия на наших землях» (в статье о Л. С. прот. К. Ружицкого, опубликованной в апрельском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1946, и при последующем издании в СССР материалов Л. С. о панихиде по митр. Андрею (Шептицкому) не сообщалось). По завершении богослужения Собор продолжил работу в зале заседаний. Л. С. утвердил обращение к патриарху Алексию I о принятии укр. греко-католиков в каноническое единение с РПЦ. Были одобрены тексты приветственных телеграмм К-польскому патриарху Максиму V , митр. Киевскому и Галицкому Иоанну (Соколову), руководителям СССР и УССР. Было принято «Обращение к духовенству и верующим западных областей УССР», еще не воссоединившимся с Православием, с призывом «пойти по следам» Л. С. В конце утреннего заседания прот. Г. Костельник сделал доклад о догматических и дисциплинарных изменениях, обусловленных вхождением УГКЦ в состав РПЦ. В 3 ч. дня на заседание прибыл патриарший экзарх Украины, митр. Киевский и Галицкий Иоанн. Заняв место председателя Собора, он зачитал приветственную грамоту патриарха Алексия I, в к-рой патриарх объявлял о принятии пастырей и паствы греко-католич. Церкви в зап. областях Украины в состав РПЦ. Перевод Патриаршей грамоты на укр. язык зачитал Львовский митр. Макарий. Затем от имени Московской Патриархии прот. К. Ружицкий сделал доклад «Русская Православная Церковь в борьбе за Святое Православие» об истории противостояния Православия на Украине насильственному окатоличиванию и о состоянии РПЦ в послевоенный период. Второй день работы Собора завершился краткой проповедью Ужгородского еп. Нестора с призывом воплощать в жизнь решения Л. С. и торжественным пением многолетия.

http://pravenc.ru/text/2561010.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010