Не без воли Его послана болезнь, но надобно и самим быть осторожнее и избегать тех случаев, которые бывают причиною болезни (IV, 58, 139). Телесная болезнь временна, а душевная вечна Читая письмо твое о болезненном твоем положении, по отбытии от нас, сердечно соболезнуем и все это приписываем, чрез попущение Божие, действию вражескому; ты и сама сознала, что неправильно приняла мысли, о коих писала; это тебя и потревожило. Но как ты находишь себя, хотя при болезненном твоем положении, мирнее к матери О., следовательно, это есть существенная польза душевная, несравненно более телесной, ибо телесная болезнь вмале тело помучит и после принесет душе пользу, но душевная болезнь вечна; того-то ради Врач душ наших здесь посещает нас болезнями и скорбями, чтобы спасти душу в будущем веке (V, 433, 584). Самое благонадежное лекарство – очищение души Ты… не малодушествуй в твоем изнеможении, но благодари Бога, давшего тебе ближайшее средство ко спасению. А о том, что написал св. Макарий Египетский , чтобы не лечиться, относится к совершенным, а не к нам, немощным; а ты прочти у св. Варсонуфия вопросы 507 и 522 и ответы 523 и 524; тут не отвергается врачевание тела, но о исцелении надобно возлагаться на Бога; и ты, яко немощнейшая, избери легчайшее, и Бог не истяжет от тебя того, что могут сильные и совершенные. Паче же смиряйся и благодари Бога о всем… (IV, 65,155). В последних двух письмах пишешь о случившейся тебе сильной головной болезни, от которой была даже в опасности жизни, и удостоилась Елеосвящения и принятия Святых Христовых Тайн. Слава Богу! это самое благонадежное лекарство – очистить душу; а тогда уже можно употребить и лекарства по предписанию врача. Это не воспрещается и святыми отцами, и ежели нужно, то и я тебе советую не оставлять сего; впрочем, с упованием на помощь Божию и получите; аще есть воля Божия, то Он и врача врачует, и лекарству подаст врачебную силу (VI, 147, 241–242). Матери У. лечиться греха нет; напрасно она жалеет денег, всех не проживет, а останутся. Если она чувствует облегчение, то пусть лечится. Здоровье – дар Божий – дороже денег; а если не хочет лечиться, да будет на воле ее. Мы ее не нудим, только надобно терпеть и не пренемогать и не малодушествовать в болезни; и что она не будет лечиться, это не есть добродетель, а мера веры; а когда будет малодушествовать, то уже какая тут вера? – А просто неверие. Ей кажется, будут ее зазирать в том, что лечится; это пустое только мнение, кому нужно ее зазирать? Если бы она здоровая да лечилась, то могли бы и зазреть; лучше пусть лечится, но в надежде на помощь Божию. Он силен и врача умудрить, и лекарству даст силу к исцелению (V, 382, 515). Бог исцеляет болезни просящим, если видит, что это им полезно

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Не унывай и не смущайся, но предавайся в волю Божию. И в этом, что помогать надобно ближним, пострадавшим от пожара, надобно иметь рассуждение: дать надобно по силе и сострадать им; но если бы ты и все отдала свое имущество, могла ли бы удовлетворить все их нужды? Но ты имеешь семейство, и надобно жить хотя не роскошно, но прилично. Тут тоже есть кознь вражия, наводящая на тебя смущение, и если бы ты дала много, то опять навел бы смущение на смущение, на что это сделала, семейство лишила и прочее. Лучше смиримся, то и покой обрящем. Испрашивая на вас и на детей ваших мир и благословение Божие, остаюсь желатель вашего здравия и спасения, недостойный богомолец, многогрешный иеромонах Макарий. 13 июня 1859 года Слава Богу, вразумляющему тебя, почтеннейшая Ν. Ν., и дарующему тебе успокоение при сознании своих немощей, и что от оных приходишь во смирение! Имея благое произволение к исполнению воли Божией, имеем нужду и в помощи Божией, а притом не должны забывать и эту заповедь Божию: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом ( Лк. 17:10 ). Это есть смирение. Если ж чего и не исполним по немощи и нерадению, то паки прибегнем к смирению и к покаянию. А чтобы стоять неуклонно и непадательно – невозможно. Ты живешь посреди мира, где много бывает случаев и столкновений к поползновению, и во время оных не должно упадать духом, но смиряться и каяться. Известно, что враг не дремлет, но яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити ( 1Пет. 5:8 ); если не успеет в какие-нибудь грубые пороки и поползновения ввести, то внушает высокоумие и понуждает осуждать других, а потому через малые наши неисправности, попущением Божиим бываемые, мы удерживаемся в границах смирения. Кажется, это для тебя может быть понятно, и да поможет Господь идти тебе путем средним, смиренным. На вопрос твой об откровении своих поступков, где необходимо коснуться действия и других, опасаешься, чтобы не впасть через сие в осуждение ближних, посему и не пишешь? Скажу: при необходимой нужде не должно сего опасаться; ты не с тем пишешь, чтобы судить других, но желая иметь на свое недоумение решение, которое по вере твоей Господь тебе и посылает.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Ты не видишь, что смущение это происходит от сопротивного, и с оным ты никогда не можешь быть мирна. Ты думала, что как хорошо приготовишься, то уже и достойно можешь приступить? Но это ошибочно; как бы мы ни приготовлялись, а всё не можем достойно приступать. Только сознание нашего недостоинства, сердце сокрушенно и смиренно приемлет Бог и, по неизреченной Своей благости и милосердию, удостаивает сего великого Таинства. Я уверен, что ты истинно желала приготовить себя к оному, но тут вмешивалось и самонадеяние; и не видя себя в силах исполнить то или другое, не смирилась в своей немощи; то враг и нападал на тебя смущением, а в оном нет ни покаяния, ни смирения, ни спокойствия. Когда мы читаем не устами токмо, а в чувстве сердца: беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну ( Пс. 50:5 ), то и плод сего будет: сердце сокрушенно и смиренно, которого Бог не уничижит ( Пс. 50:19 ). Но если бы и сего не ощущали в себе, а, напротив, сухость и холодность, то и тут не надобно смущаться, а смиряться, которое и невольно должны ощущать; а когда смущаемся, то никакой пользы не получаем; и от молитвы Иисусовой, которую ты имела, при разговорах с другими отстала. Явно, что незаметно тебе, как возмечтала о сем, то к пользе твоей и показана тебе твоя немощь, да смиришься. Кто употребляет сей меч духовный, надобно, чтобы был смирен, ибо тогда только оным поражаются враги, а без того многие попадают в неисцельную прелесть. Советую тебе не простираться на такую высоту. Но при свободе, при страстных движениях, при немощи призывать Бога сей молитвой со смирением. Испрашивая на вас и на детей ваших мир и благословение Божие, остаюсь недостойный богомолец, многогрешный иеромонах Макарий. 9 апреля 1860 года Почтеннейший о Господе Ν. Ν.! Почтенное писание Ваше, извещающее о посещении Божием Вас печалью о кончине любезного сына Вашего, мною получено. Сердечно соболезную и сострадаю в горести Вашей и в полной мере ценю скорбь сердца Вашего, по немощи человеческой и сродному оной печалованию; лишась столь близкого и любезного сердцу человека, нельзя не чувствовать и не болеть сердцу, и надобно отдать долг любимому предмету соболезнованием, однако ж не предаваться неутешимому сетованию и скорбению; но так как Вы – истинный христианин, ищите утешения страждущему духу Вашему в священной нашей вере, в уповании на благость Божию и безмерную Его любовь к нам, грешным, и в предании себя во всем Его святой воле.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Из всех происшествий видно, что по стечению случаев и обстоятельств, по келейной вашей жизни, время пришло испытать тебе другое товарищество, где более самовластие твое будет иметь действий, и чаешь получить успокоение. Я писал тебе и прежде, что я никак не против этого; ежели находишь для себя неудобоносимо жительство твое, и когда на сие согласна м. игумения то, видно, есть на это и воля Божия: да как вижу из письма твоего, что и м. Л–е в тягость ваше купножительство, то и она понесет равнодушно твое исшествие от нее. Пишешь, что переход остается за моим на сие согласием: да благословит тебя Господь переходить на новое поприще твоей жизни, и да поможет стяжать истинный покой, а не мнимый. Надобно и тут бороться со страстьми: гордости, самолюбия, тщеславия, гнева, злопомнения и прочих. Намерение твоё благое, расстаться с м. Л–ою друзьями; хорошо, когда оно исполнится по истине, а не политикою, впрочем и тут предлежит борьба; и для того, кажется, нужно во время нашествия смотреть более на хорошую сторону её, а паче в первые годы старание её к твоему успокоению и чувствовать благодарность со смирением, каковые средства могут затмевать и поглощать представляющуюся её черноту. Проходя поприще монастырской жизни, ежели бы ты не видала искушений подобных, потрясающих тебя, а все бы шла выше и выше, как думала прежде, горя любовью к Богу и ближнему, то могла ли бы ты познать себя и своё устроение? А то, хотя и несовершенно еще, но все видишь свою черноту, и хотя несколько смиряешься, а далее и более научишься. Когда бы за два, за три года кто тебе сказал, о теперешнем событии, могла ли бы ты поверить, быв в самонадеянии? Ты, хотя теперь и воспоминаешь слова батюшкины, но только теперь, видя совершающееся на деле; а тогда, верно, противное ощущала. Предайся воле Божией, и смотри за страстями своими; их много в нас с тобою; а мы их не видим, но по времени случаи их нам будут открывать; да потребятся в век века от сердец наших, помощью Божией и нашим тщанием и содействием носящих наше бремя. Опять ты увлекаешься снами своими и даешь им веру, яко благодатным: поэтому ты достигла такого устроения, и того стоишь; можешь ли избежать таких мнений, хотя весьма тонких и почти незаметных, а впоследствии обольстишься ими до ослепления и неисцельности? Нельзя ли было обойтись и без сна? Р. пришла к тебе, предложила свои деньги и желание; тебе нужда, ты принимаешь услуги и её; благословение матери – и довольно. Для чего сон? Для твоего обольщения. – Берегись! Когда не принимаешь сна из смирения и опасения прелести, хотя бы был оный и благодатный, за сие не осудишься, а ежели это прелесть, то как оправдаешься, поверив ему? Мудрено же ли быть сему, когда враг видит все происходящее в подлунной; конечно видел и Р. к тебе шедшую и из разговоров и действий мог проникнуть её намерение, и тебе возвестить. Оставь, не увлекайся снами. Иеромонах Макарий. 19 марта 1846 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

пояса); “Архив ист. и практич. свед. относящ. до Росс.», 1860–61 г., IV (заметки о г. Торжке); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 345 (в 1700 г. имел крестьян 162 двора); “Акты Археогр. Эксп.», II, 161 (Ц. ж. гр. 1610 г. архим. Ионе на владение отчиною по прежн. грам., сожен. литовцами); “Дополн. к Акт. истор.», VIII, 78 (Гр. 1680 г. архим. Сергию о молебствии по случаю бракосочет. царя с Агафьею Семен. Грушецкою); IX. 106 (Опись городов 1678 г., стр. 313); “Собр. госуд. грам. и договор.», I, 203 (Утвердит. гр. 1613 г. об избрании ц. Мих. Фед.; архим. Иона); “Известия Археолог. Общ.», 1868 г., VI, 29 (церковн. древн.); Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. документ., 57, 10 (Донош. 1721 г. Св. Синоду архиеп. Новгор. Феодосия о беспорядках, производим. свет. чиновниками); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 142 (в 1744 г. имел во влад. 2.232 душ крест.); 1874 г., I, смесь, 184 (архим. Феофилакт, 1768 – 75 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 102 (в 1722 г. упомин. архим. Макарий), ч. 2, 427 (дело 1722 г. о монаст. крестьян. дер. Горки на р. Тверце); III, 335 (в вотчине м-ря состояла дер. Голенищева), прилож., CXLII, XXXV (архим. Макарий в 1723 г. встречал мощи св. Алекс. Нев.); VIII, 1728 г., 278, 277 (прошение крестьян села Обудова об отписке от м-ря Рождественского), прилож., XVIII, 7 (грам. 1693 г. о приписке м-ря к Рождественскому), LX, 4 (грам. 1674 г. архим. Евстафию), LXXV, VII (запись 1692 г. крестьян об оставлении м-ря за Рождественским); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 2643 (межев. книга 1688 г. вотчин. земли м-ря в пустоши Словкове, Упиривицкой волости); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библ.», I, 310, 1, (месяцеслов XVII ст.; память преп. Ефрема 28 янв.); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., V, 372 (архим. Иона подписал акт избрания ц. Мих. Феод. 1613 г.); 1775 г., VIII, 376 (архим. Иона подписал грам. кн. Дм. Тимоф. Трубецкому в 1614 г.); “Русск. истор. Библиот.», III, 909 (в описи 1630 г. патриаршей библиот. значится рукопись: Тетрадь в полдесть, стихеры и канун Ефрему Новоторжскому); IV, 851 (Палинодия 1621 г.; 28 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Письмо 161 Беспокойство в совести твоей, о прежде бывших немощах твоих, происходит от того, т. е. послано тебе, чтоб ты памятовала свою греховность, и не увлекалась в гордость и в осуждение других, а пребывала бы во смирении со упованием на милосердие Божие. Мы часто, принеся покаяние и считаем уже себя безгрешными; но мы, хотя и надеемся получить прощение от Бога, по милосердию Его и заслугам Спасители нашего, но все должны чувствовать, что мы грешные. Беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну ( Пс.50:5 ), пишет св. царь Давид; да и мы молим Господа, чтобы даровал нам «зрети наша согрешения, и не осуждати брата нашего». Когда мы проникнуты нищетою нашею и памятуем грехи свои, то удобнее понесём наносимые нам скорби или болезни, считая себя того достойными. Итак, Господь силен даровать тебе прощение, будь спокойна; ты сама не знаешь, чего у Бога просишь – чтобы избавил от болезни; ты проси того, что Его святой воле угодно и тебе полезно. Терпение болезни с благодарением выше других исправлений пред Богом; ими и грехи очищаются и от страстей избавляются; но что значит наше мудрование? Бог, хотящий нам спастися, да сотворит то, что Ему угодно и что нас спасёт; а сами мы не можем ни на то, ни на другое дерзать. Ты, читая букву, не понимаешь смысла писания: Господь заповедал любить врагов, чтобы сердце наше свободить от злобы, исцелить яростную часть, которая за всякую малость готова оскорбляться; итак, мы не только должны прощать оскорбляющих нас, но даже понуждать себя и к люблению врагов; а в псалтире совсем другого рода врагов должно разуметь, а именно: нападающих на царство его, т. е. Давида; защищаясь от них, он являл любовь к своим подданным, защищая их и не о себе одном, а о ближних молил – избавить от врагов иноплеменных. А ещё высший смысл духовный, враги разумеются лукавые злые духи, стужающие нам греховными помыслами и на деяние побуждающие и умножающие злобу, зависть, леность и прочее; от сих-то врагов просил нас избавить, а ты, чего не разумеешь, не испытывай, но смиряй свой разум и виждь нищету. Смирению открываются таинства. Будь мирна и здорова. Остаюсь желатель твоего спасения, многогрешный иеромонах Макарий. Читать далее Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Ты хотя писала о своих немощах и побеждениях, и всегда признавала мать своею благодетельницею; но это видно только на словах, а не в сердце; ибо как теперь только вижу, ты все стремилась к жизни по своей воле и «как и все живут». О сем мне ни разу не изъяснила. Сколько я ни писал к тебе, но ты была к словам моим: яко глух, не слышай . Самонадеяние твое так тебя помрачило, что ты ни к чему тебе полезному не могла обратить внимания. Сколько об этом было и писано, и говорено, что к низложению гордостной страсти и к стяжанию смирения, нужно отечение своей воли и разума. Ты в этом была уверена, и нашла, что Господь послал тебе мать, могущую быть тебе руководительницею. Но как же после враг поколебал тебя, что согласилась со своим разумом и волею, хотела ненаказанной свободы? Куда бы оная тебя вовлекла? в явную и неисцелимую прелесть! Ты много читала отеческих книг для того, чтобы следовать их учению; а ты, от помрачения страсти, ни во что оные вменила! Вот какова наша брань; она не к крови и плоти, но к началам и ко властям и проч., к духам злобы поднебесным ( Ефес.6:12 ). Чем же оные побеждаются? Смирением, самоукорением, терпением, послушанием; а не самомнением, самочинием, самонадеянием и прочими подчиненными им страстями. Я тебе писал о борьбе со страстями и несмущении в побеждении оными; но паче в сопротивлении; а ты добровольно оным покорялась, и до того было дошла, что хотела отлучиться на свою волю. Но ты еще не испытала, что страждут таковые, да и мало видишь от людских примеров по внешности; кои более страждут по внутреннему устроению, и всегда пребывают безуспешны в духовном устроении. Да будет же тебе прошедшая брань уроком на будущее время, и да не порадуется враг, отторгнув тебя от духовного окормления. Ты же должна чувствовать, как ты была близка ко рву многоразличных падений; и благодари Бога, что Он терпением, снисхождением и вразумлением м. обратил тебя на правый путь. Стой же непреткновенно, не веруй своему разуму и отвергай свою волю. Господь тебе помощник! Остаюсь желатель твоего спасения, многогрешный Иеромонах Макарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Ты имела благое произволение сохранить мир с сестрою, но теоретическая тактика без практики не тверда; а надобно к произволению показать на деле, где необходимо нужна и помощь Божья. Ты хотела бы быть неподвижною, несмущенною, но имаши внутри сосуды страстей: ревности, зависти, печали, и при каждой вине они подвигаются к смущению; а враг и готов показывать вещи в большем размере, нежели они есть, и в помысле увеличивает; сама же страсть доставляет нам мучение. Кто ж виноват, ближние ли наши, или наши страсти? Надобно подвизаться о истреблении их. Слава Богу, что ты скоро познала страсть и прибегла к самоукорению; призывай и помощь Божию. И кроме оных страстей может быть у нас много чего-нибудь несообразно что делаем, и сами за собою не видим; и если нас кто обличит, то и подвигнется страсть самолюбия с негодованием на них: то не их, а себя надобно укорять и смирять, по завещанию старцев: «лучше испорчу дело с советом ближнего, нежели сделаю хорошо сам собою.» Ибо это ведет к гордости. Иеромонах Макарий. 20 сентября 1857 года. 180 После общего письма, пишу еще особо к тебе; в прошедшем письме ты писала, что находясь в церкви, и чувствуя мир и тишину, утешалась оными; а после ощутила страсть зависти за предпочтение, и мрак покрыл тебя; из сего должна видеть, что никак не должно думать о себе, хотя бы и великих дарований сподобились: все еще в нас кроется тьма страстей; прочти книгу 7 слов. пр. Макария; там много найдешь о сем поучительного. А как горька зависть, и изъяснить трудно, и она не отвне, но изнутрь приходить от своего залога; обретый зависть, обрете дьявола, а дьявол тьма и смущение; а где благодать, там свет и мир. Подвизайся против сей страсти, и не думай, что люди подают повод к страсти, но случаи сии только показуют тебе оную, лежавшую в тебе скрытно и подвигшуюся от случая, смотрением Божиим, попущенного к исцелению твоему. Сопротивляясь сну, опасаешься подвергнуться самомнению: как же о сем мнить, когда оно не есть добродетель, а средство к наказанию себя и к избавлению от страсти? А если бы была и добродетель, то и тут ничем возноситься, ибо тьма страстей залежит в нашем сердце. О чтении Евангелия по воскресным дням, не мешало бы и читать, но если другие не читают, и тебя предостерегают, то лучше оставить, смирившись, что требуется не чтение одно, но исполнение оного: отвержение своей воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Мнение твое о монашеском образе что-то сбивчиво; все предстанем пред суд Божий, а на мытарствах не удерживаются те, кои подвигами, или покаянием, терпением и смирением провождают жизнь свою. Конец жизни нам неизвестен и потому должно всегда готовиться к исшествию, и не в теперешнее время; но силен Господь вас сохранить, только будьте свободны и спокойны в духе, а упадок оного умножает и телесные болезни. Да исполнит Господь желание твое умереть в нашей обители и лечь при ногах твоего родителя, дедушки и бабушки, они все трое теперь в одной могилке. Вы-то между собой Бога ради умиротворяйтесь, всякая себя смиряя, то и не будут действенны козни вражии, а мир Божий будет с вами! Обеим вам сего желаю, многогрешный И. М. 10-го июля 1848. 238 Поздравляю тебя с принятием Пречистых, Животворящих Таин Христовых: вечер водворится плачь, и заутро радость ( Пс.29:6 ); ты намедни оскорбилась, лишена быв сего великого дара, а после послал Господь тебе утешение. Слава премногому Его милосердию! При многих скорбях наших подает некоторую и отраду душевную. Ты скорбишь, что прежде больше имела времени на занятия, а теперь совсем не видишь, куда время проходит. Да ведь ты не праздна, а все в деле, будь же покойна; время всякой вещи ( Еккл.3:1 ): ты тогда писала и читала, а теперь время того исполнения пришло. Что ж толку от одного чтения? Ты только увлеклась мнением о себе, а теперь находясь в деле, познаешь и свою немощь. Ты утешаешься чтением книги св. Исаака: дивная книга! Что ты не можешь терпеть скорбей, то это от того, что еще не научилась; когда их не будет, то не научишься и терпению. Бог смотрительно оные посылает, к нашему научению, и мы не должны винить ближних, что они причины наших скорбей; нет, причиною наше устроение. Книгу св. Исаака я вам пришлю, у меня две их, только пользуйтесь смиренно. Подробно не пишу на все твои действия, и случаи встречающиеся с тобою; они все мимоходящие, но между тем научаешься от них опыту и искусству. От осуждения и зазрения мысль свою удаляй, себя укоряя. Мира, здравия и спасения тебе желаю. Многогрешный И. Макарий 13 июля 1848. 239

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Ты описываешь все свои действия, чувства и желания с М. М., иметь согласие, мир и любовь; на оное да ниспошлет Господь Свое благословение. Только надобно к благому произволению присовокупить старание и показать на деле, а не на одном слове; тут будет и помощь Божия. Конечно враг не преминет наводить вам смущения друг на друга, и прежними воспоминаниями и настоящими случаями, но когда будете иметь в виду смирение и любовь, и к их твердыне прибегать; то ничтоже враг успеет на вас; – вы сами о сем много знаете из учения св. отцов. .... также имеет желание сохранять с тобою мир; да поможет Господь вам сохранить сей драгоценный дар, данный нам Самим Господом нашим, Иисусом Христом; от чего зависит и будущее наше блаженство. Старайся сопротивляться брани, и отнюдь не принимать стрелу вражды в сердце, отражая ее смирением и любовью, и Бог мира будет с вами. В приписываемой тебе похвале есть тонкая кознь вражия, чтобы тебя обольстить, а ты, поминая свое страстное устроение, смирением сокрушай козни сии; очень хорошо пишет св. Варсонуфий в 17 отв., как должно поступать, кто считает себя грешным, и в 21-м ответе, о перенесении досад; а ты на это не готова; то и читай почаще сии учения и другие. Воздержание нужно и всегда иметь, оно служит и к очищению ума и сердца; но враг везде изрывает нам яму, мнением и велехвалением, и других суждением; когда ты одна, то можешь искусить себя, и увидишь, что побеждаешься сама от себя, а когда находишься с другими, то считаешь их виновными твоего невоздержания; но это ложь; можешь и одна объедаться, и при всех соблюсти воздержание благоразумное, не тщеславное, а самоукорительное; не считая, что лучше кого делаешь, а недостойна сего. Впрочем ты читаешь, что и воздержание безрассудное, и излишнее употребление пищи, хотя и обоя от дьявола суть, но излишнее употребление меньше вредит; а потому с другими обращаясь, имей свободу в пище и никого не суди, кто много или мало ест. Больше некогда писать. Будь здорова и спокойна; желаю тебе спасения, многогрешный И. Макарий. 21 июня, 1857 года. 178

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010