14 июня 1901 года указом Священного Синода было определено: Макариев-Решемскую пустынь обратить в женский монастырь. Открытие женского монастыря состоялось 26 августа 1901 года, а через несколько дней настоятельницей была назначена умная и деятельная игуменья Досифея. В миру Ипатова Фелицата Ивановна, 1851 года рождения. Благодаря организаторским способностям матушки Досифеи и её мудрому управлению обитель довольно скоро возродилась, расширилось и укрепилось хозяйство монастыря. Число сестёр возросло до трёхсот человек. Послушницы разбили на территории монастыря пышные цветники, завели большой огород, где выращивали овощи, сеяли зерновые культуры, пекли хлеб. Имели скотный двор, фруктовый сад. Ежегодно проводились миссионерские крестные ходы из монастыря по окружным сёлам. Обитель имела свою речную пристань, к которой вела длинная деревянная лестница, и часовню над колодцем преподобного Макария. В часовне служились молебны для пассажиров пароходов, пристававших к пристани. В основном те суда принадлежали компании " Самолёт " . В момент их причаливания на лестнице выстраивались все служительницы монастыря и под перезвон колоколов служили молебен. Зрелище получалось - захватывающее! В это время был приведён в порядок весь архитектурный ансамбль монастыря. В него входили летний и зимний приделы церкви, колокольня, монашеский двор с жилыми корпусами и множеством хозяйственных построек, пруды, наделы. Всё это было закрыто от внешнего мира каменной оградой. Вместе с тем монастырь всегда был открыт для страждущих. Исповедоваться перед Богом, излить душу, получить благословение в обитель ежедневно приходили и приезжали сотни людей. Среди них были больные и калеки, бездомные, оступившиеся. Для всех монахини находили приветливые и утешительные слова. Святитель Василий Кинешемский, наставник Макариев-Решемского монастыря, всей душой любивший эту обитель, часто проводил здесь церковные службы и подолгу беседовал с прихожанами. Казалось бы, нищета и безвестность больше не угнетали древний монастырь. Святое место любили и ему поклонялись. Наиболее чтимыми в монастыре были образ прп. Макария и Казанской иконы Божией Матери. Но в 1914 году началась Первая мировая война, а вскоре произошли известные революционные события, и это стало началом конца многострадальной Макариев-Решемской обители. Шёл январь 1917 года, продолжалась Первая мировая война. Монастырь терпел тяжёлые испытания и жестокую бедность. Сгорели в пожаре сестринские корпуса, амбары, запасы корма, скотный двор, уничтожены принадлежности сельского хозяйства. Однако монастырь продолжал существовать и после революции. Мудрая и заботливая игуменья мать Досифея догадалась сменить вывеску обители. Она стала называться " Трудовая сельскохозяйственная артель " . Но все порядки здесь оставались прежними. И главное - это никому не мешало. Никому, кроме властей. Для них монастырь был как бельмо на глазу.

http://sobory.ru/article/?object=06349

В произведениях XIX в. архитектурный ансамбль обоих мон-рей передан нередко довольно условно. Это касается и Макариева Решемского мон-ря, изображение к-рого встречается на иконах М. в XIX в. Прп. Макарий Желтоводский в молении Св. Троице с Желтоводским мон-рем. Икона. 1661 г. Иконописец Симон Ушаков (ц. арх. Михаила Макариева Унженского мон-ря) Прп. Макарий Желтоводский в молении Св. Троице с Желтоводским мон-рем. Икона. 1661 г. Иконописец Симон Ушаков (ц. арх. Михаила Макариева Унженского мон-ря) Наиболее ранние сохранившиеся житийные иконы святого датируются кон. XVI - 1-й третью XVII в. Древнейшая из них происходит из Свияжска, основанного в период борьбы с Казанским ханством. Там, видимо, достаточно рано оформился культ М. Строителем Свияжска был участник взятия Казани царский дьяк И. Г. Выродков, многократно упоминаемый в разрядных книгах и др. источниках, свидетель одного из чудес, вошедших в древнейшую редакцию Жития святого, благотворитель Унженского монастыря. Икона М. с 20 клеймами датируется в ГМИИРТ XVI в. Судя по стилистическим особенностям, ее трудно отнести к XVI в., скорее она была создана в нач. XVII в. Состав клейм соответствует древнейшей редакции Жития и включает основные события жизни святого: 1) утешение плача младенца М. в церкви; 2) научение грамоте; 3) посещение Печерского мон-ря; 4) обмен ризами; 5) приход в Печерский мон-рь; 6) принятие пострига; 7) отец Иван ищет сына; 8) Иван у стен мон-ря; 9) игум. Дионисий сообщает М., что его ищет отец; 10) отец целует руку М.; 11) основание Лухской обители; 12) основание мон-ря на Жёлтых Водах; 13) основание ц. во имя Св. Троицы; 14) нападение татар на обитель; 15) приведение М. к воеводе татарскому; 16-17) чудо о лосе (олене); 18) приход М. на Унжу; 19) основание Унженской обители; 20) преставление М. Сюжеты традиционны для житийной иконографии святого. Прп. Макарий Желтоводский. Фрагмент иконы из деисусного ряда. Кон. XVII — нач. XVIII в. (ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Петровском парке, Москва)

http://pravenc.ru/text/2561294.html

Настоятелем был назначен игумен Евмений, который основное внимание уделял издательско-просветительской деятельности, работе с детьми и молодёжью. А восстановлением и благоустройством храмов и территории монастыря практически никто не занимался. Состав братии постоянно менялся и численно уменьшался, а в 2006 году обитель вообще чуть было не прекратила своё существование. Тогда в ней оставалось всего 3 человека - игумен Евмений и иеромонах Павел, да казначей (мирской человек). В феврале 2006 года указом архиепископа Амвросия игумен Евмений освобождён от настоятельства монастырём. Игумен и иеромонах, проявив недисциплинированность, покинули сразу же обитель, при это вывезя всю дорогостоящую компьютерную, видео и аудио технику, автомобили, дорогостоящий инструмент, дрова и другое имущество. На переданном монастырском счёте находилось 200 рублей. Монастырские здания имели вид как после сильнейшего погрома. Для сохранения Макариев-Решемского монастыря Священным Синодом 26 декабря 2006 года было принято решение преобразовать его в женский. Первой настоятельницей стала монахиня Василиса, много потрудившаяся для налаживания жизнедеятельности обители. Через два года она ушла на покой в связи с преклонностью лет и состоянием здоровья. Новой настоятельницей назначили монахиню Феофанию (Губайдулину). Сейчас в обители подвизаются пять монахинь, инокиня и три насельницы. Духовник монастыря - иерей Владимир Смирнов. В обители хранятся частицы святых мощей преподобного Макария, преподобных киево-печерских и оптинских святых. Службы проводятся в храме святителя Николая Чудотворца. Из книги-путеводителя " Кинешемская сторона. Путешествия в прошлое русской глубинки " . Издательство И. Д. " Референт " . Иваново, 2016 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=06349

Решма. Макариев Решемский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно не ранее 1400. Ссылки:   Адрес: Россия, Ивановская область, Кинешемский район, село Решма Координаты: 57.408599, 42.563811 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Макарьев Решемский монастырь, общежительный, при слободе Решем, в 23 верстах от города Кинешмы, на правом берегу реки Волги. Основан в XV веке пр. Макарием (см. 25 июля) и был мужским; в 1901 году обращен в женский. Здесь весьма чтимы: образ пр. Макария и Казанская икона Богоматери. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Расположен на высоком берегу Волги, на территории бывш. с. Нагорное при слободе Решма. Рядом, ближе к Волге, до недавнего времени находился монастырь — Макарьевская Решемская пустынь, образованная в нач. 17 в., с церковью Троицы 2-й пол. 18 в. Ныне комплекс состоит из двух церквей — летней Воскресения, 1754 г. и зимней Николая Чудотворца, сооруженной вскоре, около сер. 18 в. Раньше в комплекс входила также колокольня — восьмигранное столпообразное сооружение, завершенное высоким шатром, костромского типа. Ее основание служило притвором церкви Воскресения. Храмы поставлены параллельно друг другу; летний выдвинут к востоку. Именно эта церковь - Воскресения - и поныне главенствует в композиции, ранее поддержанная еще более высокой, чем основной объем шатровой колокольней. Кирпичные стены обоих храмов побелены по кладке. Несмотря на значительные утраты, комплекс ценен как пример позднего использования форм и приемов допетровского зодчества в строительстве 18 в. Беляев, 1863, с. 138; Баженов, 1904, с. 7-9; ИАК, 1909, с. 90; Церкви Костромской епархии.., 1909, с. 127. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 487 25 июля 1911 г. в монастыре был заложен новый храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Окончанию строительства помешали известные революционные события. После 1917 г. монастырь был преобразован в женскую артель. Закрыт в конце 1920-х. Троицкую церковь, новую Казанскую (была ли она освящена - невыяснено) и ряд монастырских строений разобрали в 1940-е. Позднее на месте Троицкого храма выстроили школу.

http://sobory.ru/article/?object=06349

В 1927 году исполком Ивановского губернского Совета принял решение ликвидировать " артель " . Специально созданная комиссия предложила монахиням разъехаться по местам жительства их родственников. Игуменья с несколькими сёстрами переехали в Кинешму и, к сожалению, вскоре скончалась. Тело матушки Досифеи было погребено на погосте села Маврино (Оголиха), ныне не существующем. 13 марта 1929 года оставшееся имущество монастыря было передано Христорождественскому храму села Решмы, а в 1940-м году закрыли и его - последний действующий храм. Монастырь был разорён и разрушен. Кирпичные стены колокольни и монастырской ограды разобрали и использовали тот самый кирпич для строительства аэродрома в военное время. В бывших двухэтажных кельях разместился учебный корпус школы-интерната. На месте Троицкого храма позже будет построена средняя школа. Кладбище разорено, на его месте стоят жилые дома. По бывшей территории монастыря пролегает сельская улица. В двух сохранившихся монастырских зданиях до сих пор размещается администрация сельского поселения и школа-интернат. Разрушена часовня, стоявшая над монастырским колодцем, который, по преданию, выкопал сам преподобный Макарий. Вода в колодце, говорят, обладала уникальными целебными свойствами. Власти жестоко расправились с монахинями. Самая страшная участь выпала на долю монахинь, поселившихся в деревне Гаврилово. По рассказам, передающимся местными жителями из поколения в поколение, фанаты-безбожники устроили резню и убили всех монахинь. На месте их массового захоронения насыпан курган. Но не оставил преподобный Макарий своё детище без покровительства. Монастырь наперекор всем бедам и преградам возродился. В конце 1980-х годов оживилась духовная жизнь Решмы. Люди бережно хранящие веру отцов, собрали средства и дружно взялись за восстановление храма в честь святителя Николая Чудотворца. В 1992 году сюда приехало несколько насельников Киево-Печёрской лавры, и здесь стала возрождаться монашеская жизнь. В память о преподобном Макарии и его монастыре Свято-Никольский приход в 1994 году был переименован в Макариев-Решемскую монашескую общину, а через четыре года по решению Священного Синода преобразован в мужской монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=06349

Лит.: Пискарёв П. И. Описание Троицкого Макарьева-Желтоводского 2-кл. муж. мон-ря. Н. Новг., 1846; Макарий (Миролюбов), иером. Сказание о жизни и чудесах прп. Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца. М., 1850. 2 ч.; Памятная книжка Костромской губ. на 1862 г. Кострома, 1862. С. 310-311; Самарянов В. А. Памятная книга для Костромской епархии. Кострома, 1868. С. 121; Ведомость муж. и жен. мон-рям и общинам за 1901 г. СПб., 1902. С. 44-45; Баженов И. В. Макариев Решемский мон-рь Костромской епархии. Кострома, 1904; Денисов. 1908. С. 266-267; Церкви Костромской епархии: По данным архива Имп. Археол. комиссии. СПб., 1909. С. 126; Воззвание//Костромские ЕВ. 1911. 13. Отд. офиц. С. 191-192; Залетный Н. На закладке храма в Решме//Поволжский вестн.: Газ. Кострома, 1911. 29 июля; Решма: Закладка храма//Наша костромская жизнь: Газ. 1911. 28 июля; Решма: Пребывание Их Имп. Высочеств//Поволжский вестн. 1913. 7 июня; Крестный ход (Решма)//Советская газ. Кострома. 1918. 12 марта (27 февр.); Заключительное слово предуисполкома т. И. Е. Смирнова//Приволжская правда. Кинешма, 1927. 18 марта; Как будет ликвидирована Решемская с/х артель//Там же. 26 окт.; За монастырскими стенами//Там же. 28 окт.; В Решемском детдоме творятся вопиющие безобразия//Там же. 1928. 17 авг.; Решма без Макария//Там же. 23, 24 авг.; Классовый враг с крестом и молитвой: Контрреволюция под флагом церкви//Там же. 3 нояб.; Павлов-Сильванский Н. П. Феодализм в России. М., 1988; Зосима (Шевчук), архим. Мон-ри земли Ивановской. Иваново, 1999. С. 40-51; СПАМИР. 2000. Т.: Ивановская обл. Ч. 2. С. 487-488; Дамаскин. 2001. Кн. 2. С. 21-29, 246-253, 256-257; Зосима (Шевчук), архим., Гылко О. В. Решемский Макарьев муж. мон-рь//Рус. мон-ри: Поволжье. Новомосковск; М., 2003. С. 244-251; Федотов А. А. Собор Ивановских святых. Иваново, 2003. С. 10-11, 29; Книга памяти жертв полит. репрессий Костромской обл. Кострома, 2010. Т. 3. С. 525-526; Денисов В. В. История мон-рей Верхнего Поволжья: 2-я пол. XVIII - нач. XX вв. Ярославль, 2012. С. 123, 135, 143, 144.

http://pravenc.ru/text/2561268.html

Тверская Донецкий-Предтечев-Успенский Новгородская Духов-Боровичский Нижегородская Духов-Рязанский Духов-Новосильский Калужская Духов-Галактионова пустынь Курская Духов-Якобштадтский Московская Екатерининская, что в Ермолинской роще Рязанская Железноборовский-Предтеч.-Яковлевский Тверская Зеленецкий-Троицкий Знаменский-Богородицкий-Обоянский Воронежская Знаменский-Хотмыжский Новгородская Игрицкий-Богородицкий-Песошенский Рязанская Ильинский-Богоявленский-Саранский Тульская Исаакова-Рождествен.-Богородицкая Вологодская Иоанно-Богословский-Крыпецкий Курляндская Иоанно-Богословский-Череменецкий Московская Иоанно-Предтечевский-Торопецкий Иоанно-Предтечев-Астраханский Костромская Иоанно-Предтечев-Казанский Казанский-Юхнов С.-Петербургская Керботовский-Успен.-Новомлинский Курская Коневский-Рождеств.-Богородицкий Коренная-Рождество-Богородицкая Курская Корсунский-Онуфриевский-Гуляницкий Костромская Красногородищенская-Введенская Красногорский-Богородицкий или Черногорский Пензенская Крестовоздвиженский-Саратовский Крестовоздвиженский-Кизлярский Ярославская Богоявленский-Слободский Псковская Кривоезерская-Троицкая С.-Петербургская Куряжский-Старохарьковский-Преображен. Псковская Лопотов-Григорьево-Пельшемский Астраханская Лукианова-Рождество-Богородицкая Казанская Макариевская-Свияжская Смоленская Макариевская-Решемская Черниговская Мироносицкая-Царевококшайская Выборгская Могилевская-Успенская Курская Молчанская-Рождество-Богородицкая Киевская Николаевская-Солбинская Николаевская-Чуркинская-Высокогорская Смоленская Николаевский-Туринский Архангельская Николаевский-Беседный-Тихвинский Николаевский на Болоте-Переяславский Саратовская Николаевский-Белогорский-Миропольский Терская Николаевский-Клабуков-Кашинский Вятская Николаевский-Малицкий Костромская Николаевский-Перервинский Харьковская Николаевский-Петровский Николаевский-Прилуцкий Вологодская Николаевский-Розважский Владимирская Николаевский-Троицкий-Гороховецкий Казанская Николаевский-Улейминский Костромская Нилова-Столбенская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Подобное свидетельство было получено и от преподавателя психологии ПСТГУ О. В. Якимчук, посетившей в 2004 году Макариево-Решемский монастырь: “одна девчонка откровенно сказала, что поняла, что Церковь и вправду не нужна — радостно так сказала — все проводили её недоумённым взглядом. Смотреть на это было больно и страшно, особенно оттого, что для многих это может быть непоправимо!”. Назвать это плодами православной миссии невозможно. Сформировавшаяся в ходе проведения “Альфы и Омеги” община молодых людей так и не смогла преодолеть барьер, мешающий ей жить полноценной церковной жизнью, не смогла с помощью миссионера достичь порога храма (то есть любого православного храма) и жить в нём под руководством священника-пастыря. В сознании неофитов появилось чувство раскола “идеального” и “реального”. Призыв Апостола достигать любовь (1 Кор 14:1) обратился в данном случае в “поиск любви” в окружающих христианах и, как следствие, в разочарование и схизматические настроения, сопряжённые с убеждённостью, что совсем недавно познакомившиеся участники семинара уже прониклись Божественной любовью и призваны Богом поделиться этим опытом со всей Церковной Полнотой. Одного из своих ближайших сподвижников игумен Евмений в то время склонял в протестантизм следующими высказываниями: “Ну да, познакомятся люди со Христом лично, и куда они придут? В эту мёртвую и построенную на обрядах РПЦ?” 45 . Однажды у этого послушника, проведшего в Макариево-Ре­шемском мужском монастыре два года, произошёл следующий диалог с игуменом Евмением: “— А что же ты с такими взглядами делаешь в РПЦ? … на что он ответил: — А вот это хороший вопрос!” 46 . Таким образом, можно констатировать, что участники семинара в с. Решма переняли воззрение на Церковь как на умирающий человеческий институт 47 , который противостоит “чудесной жизни с Иисусом” или даже затмевает её. При этом участники убеждены, что сами-то они точно рождены свыше и якобы призваны Богом вдохнуть новые силы в погибающую в обрядоверии Русскую Православную Церковь. Будто они призваны стать пророками: “Бог хочет что-то сказать всей Церкви через нас: через меня, через тебя” 48 . Молитвенное общение организаторов православного Альфа-Курса

http://pravmir.ru/alfa-kurs-i-pravoslavn...

Дамиан , с 1844. Герасим , игум., 23 нояб. 1863 перев. из Вязниковского Благовещенского, а игумен. Филарет отсюда в тот мнтрь. V, 479. Перемиловская. V, 480. Перемышльский. V, 507. Перемышльского Сретенского: Игуменьи Наталия , в окт. 1660. Мария , 1718. Есфирь , 1723–26; † … Пелагия определена 22 июня 1726. V, 540. Юрьевский Петровский. V, 651. Пустынный. V, 700; VI, 1043. Решемская Рождественская. V, 42. Макариевой пустыни: Строители Савватий определён 18 февр. 1646. Питирим , игум., 1677. Александр , 1702. Павел , 1737 и 38. Нафанаил , из Чухломского Афанасиевского, перев. 1828. Виталий , 1858–62. VI, 69. Свято-Озерского: Игум. Иов в 1680 перев. в Новинский. Строит. Мардарий , с 1702. – Павел , 1737. VI, 176. Солбинской пустыни: Строители Варлаам , бывший, 27 окт. 1729 определён в Лукианов. Варлаам , 1734–38. Мельхиседек в мар. 1778 перев. на Песношь. Ириней в нар. 1778 перев. с Песноши. Филарет в мар. 1781 перев. на Песношь. Никита в мае 1781 перев. с Песноши. Аркадий Федоров определён 3 июля 1814, а 26 мая 1818 перев. в Боголюбов. Аарон в нояб. 1853 перев. из Вязниковского Благовещенского. VI, 241, 959. Владимирский Спасский. VI, 260, 731. Шуйский Спасский. VI, 1008. Киржаческий. VI, 1021. Липицкий. VI, 1051. Суздальский Введенский. VI, 1053. Хотшильский. 200 В 1276 г. Константино-Еленский игум. Феодор хирот. в епископа Владимирского, но это или ошибка, или был другой мнтрь сего имени. 201 В одной грамоте патриарха Филарета 1628 г. (в синод. библиотеке) сказано: «даны были воды и озера, и с истоки, и с заводьми на оброк в наш Царякостянтиновский монастырь в лете 7018, и на те де воды дана была в Царякостянтиновский монастырь оброчная грамота Симона митрополита, почему им теми водами владеть и ведать Костянтиноеленского монастыря архимаритом и по колку бочек, и какие рыбы на наш погреб, ловя, отдавать: и как де Царякостянтиновского монастыря архимариты перевелись, а старые старцы померли, а иные без вести разбрелись, и монастырь оскудел и стал безлюден, и та де грамота Симона митрополита в монастыре утерялась, и те де Боголюбовские игумны завладели насильством Костянтиноеленского монастыря озеры лутчими», и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15. Свято-Васильевский монастырь в селе Куйзовка Резинского района Республики Молдова (11.04.2006). 16. Монастырь в честь Успения Божией Матери близ села Коада Язулуй Сынжерейского района Республики Молдова (11.04.2006). 17. Свято-Серафимовский монастырь в селе Татьяновка Марьяновского района Омской области (11.04.2006). 18. Заволжский Свято-Ильинский монастырь в селе Подгоры Волжского района Самарской области (11.04.2006). 19. Свято-Георгиевский монастырь в Предгорном районе Ставропольского края (близ станицы Есентукской) (11.04.2006). 20. Марфо-Мариинский монастырь в селе Ира Кумертаусского района Республики Башкортостан (11.04.2006). 21. Свято-Троицкий Творожковский монастырь в селе Финёва Гора Стругокрасненского района Псковской области (17.07.2006). 22. Спасо-Казанский монастырь в городе Острове Псковской области (17.07.2006). 23. Константино-Еленинский монастырь в поселке Ленинское Выборгского района Ленинградской области (6.10.2006). 24. Крестовоздвиженский монастырь в городе Кизляре Республики Дагестан (26.12.2006). 25. Макариево-Решемский монастырь в поселке Решма Кинешемского района Ивановской области (26.12.2006). 26. Покровский монастырь в селе Лукино Богородского района Нижегородской области (26.12.2006). 27. Рязанский Казанский монастырь в городе Рязани (26.12.2006). 28. Монастырь в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в городе Бендеры Республики Молдова (Приднестровье) (26.12.2006). 29. Монастырь во имя Святителя Иннокентия, Митрополита Московского в селе Раздольное Биробиджанского района Еврейской автономной области (21.08.2007). 30. Свято-Сергиевский монастырь в селе Алексеевка Базарно-Карабулакского района Саратовской области (12.10.2007). 31. Николо-Косинский монастырь в деревне Косино Старорусского района Новгородской области (7.11.2007). 32. Сухотинский Знаменский монастырь в селе Сухотинка Знаменского района Тамбовской области (27.12.2007). 33. Мамонтовский Никольский монастырь в селе Мамонтово Сосновского района Тамбовской области (27.12.2007).

http://pravmir.ru/doklad-svyatejshego-pa...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010