В целом раввинистическая традиция склонялась к тому, чтобы признать астрологию допустимой и полезной. Авторитетным астрологом был, напр., Авраам бен Меир Ибн Эзра (1089-1164). Он род. в г. Тудела, много путешествовал, что нашло отражение и в его сочинениях. Его библейские комментарии, философские и поэтичные, но в то же время содержащие много сухих филологических рассуждений и даже завуалированных элементов довольно рационалистической «библейской критики», стали одними из самых авторитетных наряду с глоссами Раши. С XII в. евреи активно переводили с араб. языка на иврит и помогали христианам переводить сочинения араб. авторов на лат. язык. Переводческие центры были в Монпелье, Барселоне, Толедо. Наиболее известна династия переводчиков Тиббонидов (Йехуда бен Шауль ибн Тиббон, Шмуэль бен Йехуда ибн Тиббон и др.), внесших огромный вклад в разработку иудейской религиозно-философской терминологии. С христианскими переводчиками сотрудничал автор «Книги предания» (    ) Авраам ибн Дауд (ум. в 1180), переехавший из Кордовы в Толедо (подробнее о евреях-переводчиках см.: Steinschneider. 1893). Приток лит-ры с Востока способствовал распространению в Европе целого ряда мистических сочинений (помимо известной прежде кн. «Сефер Йецира» европ. раввины познакомились с лит-рой Хехалот), давших импульс к развитию каббалистического учения. В 1-й пол. XIII в. произошли серьезные перемены в Испании и Юж. Франции. В 1212 г. победа христ. войск при Лас-Навас-де-Толоса подорвала влияние Альмохадов в Испании. В 1236 г. христиане отвоевали Кордову, а в 1248 г.- Севилью. Отношение к евр. общинам на бывш. мусульм. территориях было терпимым. Иудеи рассматривались как лояльные союзники в борьбе с мусульманами. Поэтому в крупных городах были построены (или перестроены из мечетей) синагоги. Строгие законы против иудеев на практике не соблюдались. При дворах испан. правителей появились не только иудейские врачи и переводчики, но и астрологи. Иудеи были организованы в самоуправляющиеся общины (alhamia), обладавшие широкими правами (евр.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

П. должно было заслониться здесь логическими хитросплетениями, заменившими хитрости á асмахта. Вот представители этого направления в толковании: 1) Иосиф-ибн Акнин, написавший объяснение П. П. под символическим названием: «откровение тайны или явление света», в котором он различает три вида объяснений П. П. соответственно трём порядкам существования человека: физическому, физиологическому и духовному: первое объяснение есть объяснение буквальное или филологическое, второе объяснение мидрашное, третье объяснение философское, «доступное только людям высших талантов и посвященным в высшие науки, и теперь только первый раз осуществляемое». Это третье объяснение, составляющее «откровение тайны», Иосифъ-и6н-Акнин сводит на спекулятивное отношение души человека к νος ποιητις и схоластически победоносно решает все экзегетические препятствие к такому пониманию. 2) Моисей ибн-Тиббон целью написания Песни Песней полагает окончательное «утверждение для евреев учение о бессмертии души, которое в Пятикнижии только слегка указано». Но бессмертие души может быть достигнуто только чрез связь человеческого духа с всеобщим интеллектом. Каким образом отдельные силы души, представляемые выведенными в П. П. действующими лицами, действуют для этой цели, Ибн-Тиббон показывает при специальном объяснении Песни П., которую он делит на три части: 1) 1, 1 до 2, 8. 2) 3, 1 до 5, 1. 3) 5, 2 до 8, 4. 3) Иммануил-бен-Соломон. «Возлюбленный фигурирующий в П. П. есть интеллект сепаратный; его подруга – интеллект материальный, выжидающий влияние деятельного интеллекта, чтобы быть ему подобным и соединиться с ним». 4) Леви бен-Герсон (начала XIV века) считает не соответствующими содержанию П. Песней комментарии, стоящие на пути мидрашей. Цель П. П. не просто начертать идеальный образ, но и указать человеку путь к достижению его или иначе путь к блаженству. Её аллегория показывает умеющим понять её, как усилиями нравственной деятельности и погружением в науки происходит постепенное соединение души с intelectus activus. Выставляемый в П. П. город Иерусалим есть человек, как микрокосм. Дочери Иерусалима – силы души. Соломон – специальный образ интеллекта, господствующего в человеке. Пастух пасущий между лилиями – способность представление. Ароматы и благовоние это –тезисы философские, теологические, физические и проч. Когда толкователю не удается объяснить какое-либо место своим философским способом он соглашается приложить к нему низший способ объяснение мидрашный.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Мы принимаем в толковании Песни Песней ее общие основные мысли, но принимаем и толкование отдельных деталей и штрихов там, где это открыто. Там же, где сокровенный смысл отдельных штрихов сокрыт, или, может быть, отсутствует, там мы и оставляем эти штрихи без толкования. У святых отцов в плане экклезиологического толкования (св. Григорий Нисский и блаженный Феодорит ) мы имеем полное толкование книги, каждого ее стиха и слова. В других толкованиях и у других отцов мы, действительно, имеем либо только общую мысль, либо указания на некоторые отдельные тексты. Были и другие полные святоотеческие толкования, но до нашего времени в полном объеме не сохранились. 3.9. О разделении содержания книги Нам нет никакой надобности передавать содержание книги, поскольку будет дано ее подробное полное толкование. Что же касается способов деления текста книги на различные отделы, то их так много (от четырех частей до тридцати), что ни один из них не может быть принят определенно. Автор Песни Песней явно ни о каком ее делении на части не помышлял. Поэтому и мы отказываемся от какого-либо расчленения текста книги. 3.10. Сводная таблица различных концепций Песни Песней и ее представителей I. Иудаистические толкования Концепция толкования Имя или источник Примечания Традиционная Историческое Талмуд Равви Акиба I-V ум. 132 Традиционное понимание Иудейско-мессианское значение Таргум Пересказ книги. В толковании метод асмахты Мидраш VII-IX Раввинистическая экзегетика Равви Саадий Гермневтическая Герменевтическая Буквальное и историческое Равви Раши (Соломон бен-Исаак) ум. 1105 Commentarius in libros historicos et Salomonis V. T., in Lat. vertit J. Fr. Breithaupt, 1714 г. Авторитетный учитель иудейской синагоги Рашбам (Самуил бен-Меир) Давид Кимхи 1190 – после 1250 Абен-Езра ум. 1167 Философская Соединение интеллектов деятельного и страдательного Моисей Маймонид ум. 1204 Крупный иудейский ученый Иосиф ибн-Акнин Моисей ибн-Тиббон Иммануил бен-Соломон Леви бен-Герсон нач. XIV Мистическая Учение о духах, их соединение

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Для объяснения книги в новом направлении хитрости асмахты были сменены хитростями схоластических философских построений. Из учителей этого направления – Иосиф ибн-Акнин. Написал на Песнь Песней книгу «Откровение тайны или явление света», где излагает 1. буквальное объяснение (физическое), 2. филологическое (физиологическое) по Мидрашу и 3. философское (духовное). Моисей ибн-Тиббон в основном сводит книгу Песнь Песней к учению о бессмертии, которое в Торе только слегка указано. Иммануил бен-Соломон говорит о соединении деятельного и материального выжидающего интеллекта. Леви бен-Герсон (нач. XIV в.). Отвергает толкование Мидраша. Видит в Песни Песней образ и указание, как путем нравственных и научных усилий душа воссоединяется с intellectus activus. Философское осмысление книги Песнь Песней как учения о соединении высшего деятельного интеллекта и подчиненного, страдательного само по себе не ложно. Это можно сформулировать, как единение творческого Божественного разума и тварного человеческого. Но опасность в указанном средневековом направлении восприятия Песни Песней была та, что прокладывался путь от живого Бога к некоему безличному высшему началу, от живой веры и любви к безжизненно-отвлеченному рационализму. Собственно говоря, прокладывался путь к имеющему через несколько веков появиться атеизму. Иудейские мистики Некоторую реакцию на философское направление представляли иудейские мистики. Они видели в Песни Песней не только учение об интеллектах, но и о бесплотных силах и способе соединения низших духов с высшими и с Ен-Соф, то есть Бесконечным. В Песнь Песней вносились каббалистические моменты. Но каббалисты не дали целостного толкования книги, а только пользовались ею от случая к случаю, подбирая в ней подходящие им фразы. Мистики еще более отрешили Песнь Песней от всего земного. Философы таргумическое национальное толкование возвели к космополитическому, а каббалисты отнесли его к области духов и мистерий. Не ведая жизни в Духе Святом и сакральной таинственной жизни Церкви, иудейские мистики соединялись духовно с гностицизмом, который христианская Церковь преодолела еще в первые века своего исторического пути. Но употребить Песнь Песней для темной каббалистической мистики иудеи всё-таки не смогли. Не смогли в силу ее богодухновенности. Для этого им понадобились уже «иные песни» перед чаемой ими «десятой песнью». Буквальное понимание

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...