Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Маденшехир. Общий вид. Гравюра. XIX в. [тур. Binbirkilise - тысяча и одна церковь], группа древних поселений у горы Карадаг, в 80 км на юго-восток от г. Конья (обл. Ликаония в рим. и визант. эпоху; совр. иль Караман). Здесь сохранились руины более 40 ранне- и средневизант. храмов, отнесенных к 2 группам, расположенным на нижнем поселении, идентифицируемом как место г. Барата (совр. Маденшехир), где в IV-XII вв. находились епископия, и на верхнем поселении - убежище Деглер. Также на Карадаге сохранились хеттские скальные изваяния, неск. храмов, построенных на пиках горы, и ряд средневек. укреплений. Маденшехир. Храм 1. Вид интерьера с юго-запада Маденшехир. Храм 1. Вид интерьера с юго-запада Б.-к. известно ученым с 1826 г.; его посещал Дж. Гамильтон и мн. путешественники XIX-XX вв., а также экспедиции Дж. Дж. К. Андерсона , Я. И. Смирнова и Дж. У. Кроуфута (1900) и К. Хольцмана (1903); наиболее серьезное исследование осуществлено У. Рамсеем и Г. Белл (1905 и 1907), фотографии последней (хранятся в ун-те г. Ньюкасл-апон-Тайн) - основной источник сведений об утраченных фрагментах памятников в период с 1826 по 1905 г. Большинство храмов представляло собой каменные сводчатые базилики с боковыми нефами и нартексами, встречались храмы с центричным планом, среди к-рых маленький купольный октагон с 4 выступами-рукавами 8 - здесь и далее по нумерации Рамсея и Белл), подобный описанному свт. Григорием Нисским мартирию кон. IV в. в Ниссе (Каппадокия); группа крестообразных погребальных капелл; ряд храмов с планом типа вписанного креста. Храм 7 в Маденшехире отличает свободно стоящая экседра с востока, в то время как большая базилика 32) в Деглере с двухэтажным нартексом и галереями над нефами напоминает ц. Св. Софии в Фессалонике или ц. Успения Богородицы (VIII в.?, уничтожена в 1922) в Никее (совр. Изник). В целом архитектура имеет общие черты с сир. и арм. памятниками (широко распространены подковообразные проемы, однотипное устройство колонных нефов и апсид). Скульптурного декора мало, в основном это простые резные балки и профилировки. Декоративные кладки из кирпича также редки и сведены к дверным и оконным проемам. Эти здания часто описывают как «деревенские церкви», однако простота облика храмов обманчива. Поскольку почти все они имеют следы штукатурки на стенах, можно предположить, что они были расписаны так же, как скальные церкви Каппадокии. Рамсею и Белл Карадаг представлялся своего рода священной горой, подобной Афону или Синаю; совр. гипотезы связывают процветание района и строительство большого количества церквей с развитием по соседству шахт по добыче серебра или города раннехрист. и визант. эпохи как центра обширной сельской округи.

http://pravenc.ru/text/149203.html

Типы и характер археологических памятников Визант. традиция сохранила античное наименование жителей К.- «троглодиты», т. е. «пещерные жители» (Лев Диакон, X в. ( Leo Diac. Hist. 35); «Эпос о Дигенисе Акрите», X-XI вв. (Digen. Akrit. G 17)), в к-ром отражены указания на рельеф местности и обычай населения К. вырубать в мягких скальных породах пещеры для устройства в них домов, храмов и мон-рей. Но из комментария Льва Диакона неясно, отражает ли оно непосредственные наблюдения или является пересказом легенд, бытовавших в его время. Похожие сообщения есть в араб. хрониках. Нек-рую информацию дают надписи на фресках, где упоминаются конкретные лица и их титулы, но в целом совр. наука еще очень далека от последовательного изложения событий, происходивших в К. в визант. период. Неизвестно, только ли вторжения арабов (VII-VIII вв.) и тюрок-сельджуков (кон. XI в.) вызвали в К. культурные изменения. Наиболее важный материал для реконструкции исторических процессов в К., к-рый можно датировать,- скальные храмы и фрески. Однако ученые не могут договориться об их хронологии: франц. и амер. школы настаивают на ранних датировках памятников и считают периодом расцвета скальной архитектуры и живописи кон. X-XI в., нем. и тур. школы относят большинство памятников к эпохе сельджуков, к кон. XI-XIII в. Храм 1 в Маденшехире, Бинбир-килисе Храм 1 в Маденшехире, Бинбир-килисе Главные города К. античной и христианской эпох плохо сохранились, до нас дошли провинциальные скальные поселения. Их гораздо больше, чем построек из камня. Мягкий вулканический туф и спрессованный пепел легко обрабатывать, но они быстро разрушаются под воздействием внешней среды. В К. есть участки из твердых вулканических пород, к-рые добывали для строительства. На протяжении всего визант. периода в Центр. Анатолии рим. традиция каменного строительства не пресекалась. Наиболее известны сохранившиеся постройки в районе Бинбир-килисе (Ликаония, близ горы Карадаг), к-рые заинтересовали ученых во 2-й пол. XIX в.; материалы были изучены и опубликованы Белл и У. М. Рамсеем (нач. XX в.), позднее исследованы С. Эйисе (1968). Как и везде в Центр. Анатолии, эти церкви были сооружены из хорошо тесанного камня с забутовкой, с тщательной отделкой деталей, с подковообразными арками (напр., храм 1 в Маденшехире). Всего неск. храмов такой постройки пережили средневизант. период и сельджукское завоевание. Пещерные храмы и другие помещения дошли до нас в лучшей сохранности, чем каменные, которые позднее разбирали на строительный материал.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Аркадии и Гонории (одновременно правили в 395-408). Надпись указывает на вероятность перестройки ворот и стен города в это время, видимо в связи с обострением исаврийской угрозы. С севера и запада город окружают 3 некрополя. Ворота Диокесарии Ворота Диокесарии В ранневизант. эпоху (предположительно во 2-й пол. V в.) храм Зевса был перестроен в 3-нефную базилику (39×21 м). Целла храма была разобрана, а колоннада периптера включена в кладку внешних стен базилики в качестве контрфорсов. Базилика имела стандартные формы, с апсидой и пастофориями по бокам от нее. Внутренние колоннады базилики, а также проч. элементы декора почти полностью утрачены, что затрудняет определение даты постройки. Вторая базилика (23,2×16,4 м) находилась рядом с театром; она плохо сохранилась и заросла кустарником. Ее апсида была близка по форме к апсидам храмов в Каставале. Базилика св. Стефана, наиболее крупная в городе (52×22 м), видимо кафедральная, находилась за пределами стен. Почти полностью утрачена, хотя в 1-й пол. XX в. остатки храма были еще видны; раскопки не проводились. Алтарная часть базилики не имела пастофориев, что указывает на сравнительно раннее время ее постройки. Апсида, полукруглая изнутри, с вост. стороны была обнесена дополнительной стенкой и снаружи выглядела как прямоугольная. На внешней вост. стене была надпись, указывавшая на посвящение храма. К сев.-зап. углу здания примыкала цистерна. Базилика на сев. кладбище расположена также за пределами города. Постройка имела весьма необычную форму. Апсида храма в наст. время скрыта под совр. шоссе; ее форма была такой же, как у базилики, перестроенной из храма Зевса. Зап. часть храма вырезана из скальной породы. Здесь же, в 26 м к западу от алтаря, в скале находится неизвестное погребение, к-рое, вероятно, было особо почитаемым местом храма. Возможно, базилика возникла как мартирий на месте этой чтимой христианами могилы. Храмовый комплекс включал также ряды колоннад справа и слева от основного наоса, похожие на дополнительные боковые галереи базилики. Их назначение и сочетание с основным храмом неясны. Аналогов этой конструкции в К. нет, но с ней сравнима базилика 7 в Варате (Маденшехир, Бинбир-килисе ; центр М. Азии). Храм был богато украшен различными резными элементами, к-рые почти не сохранились. Это скальное погребение и возведенный на нем храм нестандартной формы могут считаться одним из наиболее ранних мест собраний христиан в Диокесарии ( Hild, Hellenkemper. 1990. S. 239-240; Hill. 1996. P. 252-256). Высказывалось предположение, что если Диокесария в одной из надписей была названа «городом святого Лукия», то эта могила и могла быть местом почитания святого ( Keil, Wilhelm. 1931. P. 61-62). Каставала

http://pravenc.ru/text/1684614.html

Ранневизант. церковная архитектура Л. похожа на зодчество вост. части М. Азии, прежде всего соседней Каппадокии, особенно в технике кладки из крупных, хорошо отесанных квадров. Однако заметны и различия: храмы чаще всего строились снаружи с полукруглой апсидой, нартексом, на фасадах редко возводили пилястры. С архитектурой Юго-Вост. М. Азии и Сев. Сирии архитектуру храмов Л. роднит 3-частное устройство нартекса, часто с 2 башнями и приделом внутри. Храмы украшены резьбой, напоминающей памятники соседней Исаврии, но декор более простой и сухой. Остается неясной датировка строительства храма в Иврале (ныне Ешильдере), превращенного в мечеть в 1649 г. Этот храм представляет собой купольную церковь типа «вписанного креста» на столбах, с изолированными пастофориями. Храм перестраивался в поздневизант. эпоху, что заметно по глухому куполу, коробовым сводам, замене малых подпружных арок архитравами, пазам для алтарной преграды на вост. столбах и новому кресту над вост. окном. Остатки средневизант. фресок указывают на то, что оригинальная постройка возникла не позже IX-XI вв. ( Belke. 1984. S. 175; Idem. 1995. Sp. 833-834). Однако декор окон-бифориев и не выраженная снаружи апсида скорее свидетельствуют о возникновении храма в ранневизантийскую эпоху под влиянием архитектуры Исаврийско-Киликийского региона, что не удивительно, учитывая первоначальную принадлежность этой местности к Исаврии. Положение юж. окна подтверждает, что изначально храм соответствовал типу «вписанного креста», что является редкостью для зодчества ранневизант. М. Азии (ср. церковь 2-й пол. VI - 1-й пол. VII в. в каппадокийском Антигусе, ныне Ешильюрт). Церковь в Маденшехире. Кон. VIII в. Церковь в Маденшехире. Кон. VIII в. К VII-VIII вв. может быть отнесен комплекс построек в горном Дегле, куда переселились жители Вараты, скрываясь от арабов. Так, местная базилика 33 датируется по надписи кон. VIII в. Важно отметить, что здесь сохранился строительный континуитет с ранневизант. архитектурой, к-рый проявляется как в планах базилик и в формах опор, так и в рельефном декоре (желобчатые бровки с кружком или полукружком на концах, встречающиеся уже в рим. экседре в Маденшехире). В Дегле и его окрестностях строились как зальные храмы 36, 46) и базилики, длинные 31-33) и короткие 42 и на соседней горе Маден), так и крестообразные храмы 37, 44 и в соседнем Махалаче). Новшеством стало появление у базилик хор над боковыми нефами и пристроенных по бокам пастофориев.

http://pravenc.ru/text/2110495.html

Здание Е в комплексе 39/43, высокий купол к-рого опирался на 4 квадратных столба, возможно, относится к средневизант. времени, когда были отреставрированы некоторые храмы в Маденшехире (напр., 1). В эту эпоху в регионе складывается т. н. ликаонийская архитектурная школа. К ее произведениям относится крестово-купольный храм типа «вписанного креста» 35 в Маденшехире, а также аналогичные ему по плану церкви на соседней горе Чет, в Фисандоне (ныне Дерекёй) и Ала-килисе близ древней Килистры. У этих храмов каменная кладка без использования плинфы, боковые апсиды снаружи не выражены, в интерьере строились квадратные столбы (вместо колонн) и крестовые своды угловых ячеек. Разделка фасадов производилась с помощью глухих арок (со стеной над ними, как в храме в порту в Сиде), к-рые обычно совпадают с внутренними ячейками (кроме храма 35 в Дегле, где зап. и центральные прясла на боковых фасадах разделены 2 глухими арками, что напоминает скорее Чанлы-килисе в Каппадокии). Также фасады в верхней части украшались сложнопрофилированными узкими нишами (на боковых фасадах они поставлены в ряд) над внешним карнизом, а также розетками. Фасадная резьба этих храмов следует традициям предшествующего времени (напр., форма бровок). Среди построек ликаонийской школы наиболее сложен храм в Фисандоне, имеющий нартекс (подобный есть в Ала-килисе), усложненную резьбу (полуколонки между узкими нишами, как в каппадокийской Чанлы-килисе, и резную люнету на фасаде, как в каппадокийском Ягдебаше), пирамидальное расположение троек боковых окон и, вероятно, тыквообразный купол. Храм в Ала-килисе был украшен фресками: сохранились изображения красных крестов и кругов на белом фоне. Аналогичная полихромия на фасаде достигалась за счет раскраски розеток охрой (как на Карагедик-килисеси в каппадокийской Белисырме). В стенах «читается» неск. рядов деревянных связей, крыша была покрыта черепицей (керамидами и калиптерами). К храму пристроен парекклисион, вероятно предназначавшийся для погребений, еще один придел был устроен по старой местной традиции в нартексе. Видимо, ликаонийская школа оказала влияние на архитектуру храмов средневизантийского Кипра на п-ове Карпасия (храмы св. Филона, св. Михаила в Ялусе и св. Синесия), где встречается аналогичная разделка фасадов.

http://pravenc.ru/text/2110495.html

Христ. община И. достигла расцвета при епископстве свт. Амфилохия, к-рый был возведен на эту кафедру в 373 или 374 г. И. многократно упоминается в письмах свт. Василия Великого, особенно в адресованных свт. Амфилохию ( Basil. Magn. Ep. 138, 150, 161, 176, 188, 190-191, 199-202, 217-218, 231-236, 248). В творениях свт. Амфилохия ( Amphilochius Iconiensis. Opera/Ed. C. Datema. Turnhout, 1978) мало информации о жизни христ. общины И. Свт. Василий (нач. 373 или 374) отправил только что рукоположенному во епископы И. свт. Амфилохию письмо (Ep. 161), в к-ром содержится наставление «соблюсти корабль (т. е. общину) непотопляемым в соленых и горьких волнах зловерия (т. е. арианства)» (см. также: Greg. Nazianz. Ep. 63). В 138-м письме свт. Василий (осень 373 г.) упоминает о том, что И. был недавно выведен из состава пров. Писидия и стал самостоятельным центром новой пров. Ликаония. В 376 г. в И. состоялся Собор епископов провинции под председательством свт. Амфилохия. В соборном послании было подтверждено следование Никейскому Символу веры и осуждение арианства ( Amphilochius Iconiensis. Epistola synodica//PG. 39. Col. 93-97). Возможно, Собор сыграл также роль в установлении статуса И. как митрополии во вновь образованной провинции, под чьим руководством оказались местные епархии. В 381 г. свт. Амфилохий принял участие во II Вселенском Соборе в К-поле, будучи признанным первенствующим епископом Ликаонии. Значение его кафедры и личный авторитет были таковы, что по итогам Собора имп. Феодосий I объявил свт. Амфилохия, а также Оптимия, еп. Антиохии Писидийской, хранителями правосл. веры в диоцезе Асия ( Socr. Schol. Hist. eccl. V 8; CTh. XVI 1. 3). Основной состав епархий Ликаонии, подчиненных И., сложился уже в IV в. На II Вселенском Соборе наряду со свт. Амфилохием присутствовали 12 епископов Ликаонии. К VI в. митрополиту И. подчинялись 15 епархий (по нотиции Николая I Мистика): Листра, Васада (ныне Бостандере), Амвлада (ныне Хисартепе), Уманада, Псивила (Виринуполь), Сопатра (Саватра; ныне Яглыбаят), Кана (ныне Бешагыл), Гданмаа (Гдамава, Евдокиада; ныне Чешмелисебиль), Пирга, Ларанда (ныне Караман), Илистра (Илисира, ныне Йолларбаши), Посала (ныне Озъюрт), Тивассада, Варата (ныне Маденшехир), Перта (ныне Гимир).

http://pravenc.ru/text/389044.html

На 1-ю пол. XIII в. приходится период экономического и культурного расцвета сельджукской Коньи и ее окрестностей, к-рый на нек-рое время был прерван из-за монг. нашествия в сер. XIII в. Правители сельджукской державы терпимо относились к своим подданным-христианам, положение Церкви в сер. XII - XIII в. несколько улучшилось. Визант. имп. Мануил I Комнин договорился с султаном Кылыч-Арсланом II о возвращении в Л. мн. изгнанных ранее клириков. В сельджукской Конье (Иконии) христиане занимали важные должности и имели престижные профессии (врачи, архитекторы), им позволено было строить новые и восстанавливать старые храмы. Так, на рубеже XII и XIII вв. близ Икония была построена ц. св. Георгия, а в пригороде Силле в 1288/89 г. основан мон-рь, который в различных источниках упоминается то как св. Платона, то как св. Харитона или Пресв. Богородицы Спилеотиссы. При этом датировка строительной надписи, исследованной в развалинах мон-ря, дана по правлению как сельджукского султана Масуда II, так и византийского имп. Андроника II Палеолога (1282-1328) и патриарха Григория II К-польского (1283-1289). Этот же мон-рь находился под покровительством мусульм. суфийского ордена Мевлеви, основанного Джелал ад-Дином Руми. Ситуация для христиан начала ухудшаться в XIV в. Митрополит Икония снова с трудом мог занять свою кафедру, так что в 1327 и 1365 гг. решениями к-польского Синода управление Иконием передавалось митрополиту Кесарии Каппадокийской. В 1369 г. епископия Мисфии упраздняется и ее территория передается в Писидию. В 1370 г. мон. Павел Тагарий провозгласил себя митрополитом Икония и стал рукополагать священников. В 1380 г. за прежние проступки был низложен митр. Маркелл. Его преемник, назначенный в 1382 г., был низложен уже через 3 года, он переселился в Атталию (Анталью) и был там митрополитом. Некоторая стабилизация наступила лишь в эпоху Османской империи (XV - нач. XX в.): митрополия Икония существовала до 1923 г. Памятники архитектуры В Л. рим. городские укрепления сохранились только в Исаврополе (Леонтополе) и, возможно, в Иконии, известны экседра в Варате (ныне Маденшехир), а также ряд ранневизант. крепостей (крупнейшая - Кавала) в др. частях.

http://pravenc.ru/text/2110495.html