Московские правосл. регентские курсы при ц. Трех святителей на Кулишках (МПРК; руководитель Е. С. Кустовский) выпускают, в т. ч. в сотрудничестве с другими московскими изд-вами, нотные издания для небольшого смешанного хора: «Избранные песнопения Рождественской службы» (Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 1997; Живоносный Источник, 19992), «Избранные песнопения литургии Преждеосвященных Даров» (Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского, 1998), «Песнопения литургии» (1998), «Избранные песнопения Пасхи» (1999), «Пособие по изучению осмогласия современной московской традиции» Кустовского и Н. Потемкиной (1999), «Похвала Богородице: Избранные песнопения Субботы акафиста в 5-ю седмицу Великого поста» (совместно с изд-вом «Благовест», 1999), «Причастный стих» (Живоносный Источник, 1999), «Песнопения всенощного бдения» А. Гринченко (2000), «Ексапостиларии и светильны» (2000), «Двухголосная литургия обиходного распева в редакции Д. С. Бортнянского» (2001). МПРК также готовит серию тематических богослужебных сборников с нотными приложениями: «Обиходные песнопения панихиды и отпевания» (МП «Феникс», б. г.; ТОО «Рарогъ», 19952; Живоносный Источник, 19973), «Последование во Святую и Великую неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу: Пасхальные песнопения обихода московской традиции» (Сретенский монастырь: Правило веры, 1997; ПСТБИ, 20012), «Антифоны на литургии - изобразительные, праздничные, вседневные» (Православное братство св. ап. Иоанна Богослова, 1998), «Последование архиерейской службы: С нотами и практическими указаниями регенту» (совместно с Изд-вом им. свт. Игнатия Ставропольского, 1998; совместно с ПСТБИ, 20032), «Последование седмичных служб Великого поста: С нотными примерами постовых напевов» (Паломник, 1999; переизд.: М.: Софт Издат, 2007), «Воскресные службы Постной Триоди» (Паломник, 2000), «Последование обручения и венчания» (2000), «Благовещение Пресв. Богородицы» (сост.: Г. Иванов; ред.: Г. Иванов, И. А. Епифанов, Е. С. Кустовский. М.: Святитель Киприан, 2002), «Мариино стояние. Покаянный канон св. Андрея Критского в четверг 5-й седмицы Великого поста» (совместно с ПСТБИ, 2002), «Последование служб в Неделю ваий и Страстную седмицу» (Паломник, 2002), «Последование над умершим священником» (сост.: Е. С. Манакова; совместно с ПСТБИ, 2002), «Праздничные службы Цветной Триоди» (Софт Издат, 2008).

http://pravenc.ru/text/293876.html

Когда я учился в консерватории, то примерно к третьему курсу начал серьёзно задумываться о том, чем я буду заниматься после ее окончания. Конечно, я получал образование и квалификацию по полной программе. Больше, чем мне давали там, мне бы не дали нигде. Евгений Сергеевич Кустовский — регент московского храма во имя Трех Святителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Окончил Московское хоровое училище имени Свешникова, дирижерско-хоровой факультет консерватории, аспирантуру института им. Гнесиных. С 1996 года руководит созданными им же при храме Московскими православными регентскими курсами (МПРК). МПРК известны своей активной издательско-просветительской деятельностью. Е.С. Кустовский — редактор и составитель многочисленных богослужебных сборников. На интернет-сайте МПРК http://kliros.ru/kust/kust.html находится богатое нотное собрание обиходных песнопений, а в интернет-сообществе «Клирос» общаются православные регенты практически со всего мира. – Евгений Сергеевич, Вы учились в Консерватории. Почему Вы не связали свою судьбу со светской музыкой, почему стали регентом? Как сложилось так, что Вы пришли на клирос?   Когда я учился в консерватории, то примерно к третьему курсу начал серьёзно задумываться о том, чем я буду заниматься после ее окончания. Конечно, я получал образование и квалификацию по полной программе. Больше, чем мне давали там, мне бы не дали нигде. Но почти все выпускники консерватории дружными рядами шли работать в рестораны, в дома звукозаписи, педагогами по сольфеджио в музыкальных школах или, в лучшем случае, в училищах. И только единицы продолжали работать как дирижёры. Я стал спрашивать – не риторически самого себя, а педагогов, студентов, – для чего консерватории выпускают каждый год 20 отточенных специалистов, которые потом работают не по специальности? Ведь никто же не выпускал по 20 хоров для каждого из дирижёров.  Получалось, что заведомо выпускали человека безработного, либо человека, который будет работать где-нибудь ещё, но только не дирижером. На такие вопросы я получал разного рода ответы, начиная с “не лезь не в своё дело” и заканчивая партийными комсомольскими утверждениями, что меня ждёт некий город Ош, в котором вообще ни одного дирижёра-хормейстера нет, что я закончу и поеду туда и буду там работать по распределению и поднимать хоровую культуру киргизского народа.  

http://pravmir.ru/regent-eto-tot-kto-ne-...

Первый из указанных сайтов — скорее сообщество регентов, певчих и всех интересующихся православным богослужебным пением, возникшее на платформе «Живого журнала» Кустовского. Любопытен форум с практически неограниченным диапазоном тем для высказываний — от выяснения длины рукавов и размера оклада первой сопрано до происхождения и порядка проведения ­богослужений ­Радоницы. Не менее интересна и нотная библиотека церковной музыки, сгруппированная, впрочем, немного сбивчиво (так, в здешних рубриках сборник «Причастный стих» соседствует с тропарями Пасхи, притом присутствует еще и графа «Разное»). Отдельная ссылка ведет к «Тумбочке Е. С. Кустовского» — содержимому служебного аналоя московского храма Трех святителей на Кулишках. «Наши службы предельно просты, поэтому библиотека неизменяемых песнопений сравнительно небольшая», — отмечает ее достоинства сам Евгений Сергеевич. Поскольку ни МПРК, ни МПРС де-юре не существуют, а их тематику ныне продолжает другое упомянутое выше образовательное учреждение, соответствующая нотная библиотека полностью скопирована на не менее популярном веб-сайте современного церковного композитора Владимира Ковальджи kliros.ru. К дополнительным достоинствам этого ресурса отнесем прямые ссылки на другие популярные церковно-нотные собрания, а также некоторые любопытные полностью оригинальные сочинения, практически нигде более не опубликованные. Для удобства пользователя весь нотный контент сайта сгруппирован еще и по трем разделам богослужебного круга (суточный — неподвижный — пасхальный). 8. Библиотека регента Сайт посвящен русской духовной музыке ­рубежа XIX–XX веков и содержит сочинения композиторов, в основном представляющих так называемую синодальную школу. Некоторые из них были мастерами музыкальной миниатюры (Анатолий Лядов или Николай Кедров-сын), другие писали весьма масштабные произведения, доступные далеко не каждому составу, тем более на сегодняшних приходских клиросах (Александр Никольский, Александр Гречанинов, Виктор Калинников). Внутри алфавитного списка композиторов содержится краткая биографическая справка, все оригинальные произведения без переложений и аранжировок (то есть потенциально это «полное собрание богослужебных сочинений» автора) и звукозаписи.

http://e-vestnik.ru/church/internet-klir...

3. Православные певчие. Мужской хор  (зеркало и альтернативный адрес: http://profundo.ru/ ) Официальный сайт мужского хора «Православные певчие». Дискография MP3, последования служб Минеи, Триоди, Октоиха, Требы и др. Многие стихиры и песнопения даны в нотном варианте. Присутствует богатейшая концертная библиотека хора и ноты (немного подробнее этот ресурс мы рассмотрели выше). 4. Русские православные церковные ноты Копии вокальных партитур из наследия семейной династии церковных музыкантов Ледковских — Бориса Михайловича и Александра Борисовича, последовательно управлявших архиерейским хором Синодального собора в Нью-Йорке свыше полувека. Библиотека состоит из обширного собрания партитур, в том числе рукописных подлинников и антикварных изданий. Сейчас ее систематизирует и поддерживает в пригодном для использования виде дочь Александра Ледковского Елизавета. На сайте открыта свободная подписка для получения нот по электронной почте. 5. Православное русское пение Ноты песнопений, исполняемых хором Пантелеимоновского храма под управлением регента Николая Семянко в Хартфорде (Коннектикут, США). По определению нототека одного клироса не в состоянии конкурировать с библиотечным интернет-архивом, зато для удобства пользователей она строго и четко сгруппирована по девяти разделам церковных богослужебных циклов (Цветная Триодь, Постная Триодь, Минеи месячные, Октоих, вечерня, утреня, Литургия, Литургия Преждеосвященных Даров, богослужебные книги). Помимо регулярных обновлений раздела песнопений ожидается размещение на сайте богослужебных текстов в формате Но уже сегодня по темпам роста популярности этому сайту среди ему подобных равных нет. 6–7. Клиросная библиотека Евгения Кустовского ( http://kliros.org/ и http://kliros.ru/ ) Два разных ресурса с совершенно разными URL-aдpecaмu, с единым источником — основателем существовавших с 1989 года Московских православных регентских курсов (впоследствии — Московской православной регентской семинарии, МПРК и МПРС соответственно) Евгением Кустовским.

http://e-vestnik.ru/church/internet-klir...

Певчие в нашем храме не получают денег, поют только во славу Господа. Это значит, что членом нашего хора может стать только член общины, но никогда – наемный певчий. Такой подход очень хорошо сказывается на ходе службы и на микроклимате внутри самого хора. В других странах тоже есть хоры, которые не получают денег, но есть и оплачиваемые. Очень забавно было однажды получить по электронной почте предложение от вокального состава: «Хотим приехать к вам в Швейцарию подработать, можем петь в церкви». Пришлось разочаровать: клондайков тут не имеется. Еще важный момент, пожалуй, наиважнейший и центральный. В Европе негде научиться регентскому мастерству. Негде научиться и певческому делу. В России можно если не научиться, то хотя бы «нахвататься». А здесь это исключено. Всю свою поверхностность я осознала в первые же месяцы пребывания здесь. Очень пожалела, что в свое время не пошла учиться на МПРК к Е.С. Кустовскому, но было уже поздно. Ведь мой регентский стаж был, в общем, никаким: хоть и 6 лет, но только на Литургии раз в неделю. Всенощное бдение я впервые провела здесь, в Цюрихе. И это было неимоверно трудно, не имея систематического специального образования, учиться всему на ходу. Наверное, весь первый год ушел на учебу в процессе служения. Прошло несколько лет, я стала чувствовать себя увереннее. И в первую очередь – благодаря   тому, что «нахватываться» довелось на первых летних подмосковных регентских семинарах, проводимых силами МПРК. Честно скажу: без них было бы гораздо труднее. С 2001 по 2004 годы я ездила «в гости» к Кустовскому на эти семинары, но, подчеркиваю, оставалась пассивным слушателем. Уж очень было боязно со своими скромными знаниями даже рукой взмахнуть при таких «зубрах». И вот, в 2004 году уже невозможно стало вот так бояться, а лето уже кончалось, и надо было уезжать. Возникла идея провести такой же семинар, но уже в Европе. Я подумала, что на ее просторах наверняка найдется несколько десятков человек, таких же как я. Несколько десятков человек, которых точно так же поставил Господь на клирос, а учиться негде, которые были бы рады поучиться, но не могут себе позволить поехать в Россию на длительный срок… Идея высветилась в голове мгновенно, как будто ты задрал голову вверх и увидел гору, на которую тебе надо подняться. А потом уже пошел сам подъем в гору – организация I и II Европейского регентского семинаров.

http://pravmir.ru/klirosnoe-sluzhenie-v-...