214). К. и. помещались в рамы с клеймами Акафиста Богородице, напр. Каргопольская Казанская икона. На большой (126×89 см) раме кон. XVIII в. с 37 клеймами и изображениями 32 икон Божией Матери на боковых полях, написанной палехскими мастерами (Иконопись Палеха из собр. МПИ/Сост.: Л. П. Князева и др. М., 1994. 44. С. 147. Ил. на с. 52-53), 25 клейм Акафиста совмещены с 12 клеймами Повести митр. Ермогена, расположенными в центральной части рамы вверху и внизу от средника с К. и. На К. и. письма Григория Белоусова (1785, ГТГ) в 20 клеймах помещены праздники, в нижнем ряду в центре - Боголюбская икона Божией Матери, Нерукотворный образ Спасителя и избранные святые. К. и. XVI - нач. XX в. в музейных и частных собраниях Казанская икона Божией Матери. 80–90-е гг. XVI в. (МП) Казанская икона Божией Матери. 80–90-е гг. XVI в. (МП) Списки явленной К. и. в XVI в. были распространены, но ныне встречаются достаточно редко. Один из них, 80-90-х гг. XVI в., передан в 2002 г. в дар РПЦ МП московским коллекционером С. Н. Воробьёвым ( Чугреева. «Державная Заступница». 2003. Ил. 3 на с. 7). К. и. кон. XVI в. в окладе рубежа XVI и XVII вв. была вложена в 1645 г. в Троице-Сергиев монастырь стольником А. Л. Плещеевым (СПГИАХМЗ) ( Николаева Т. В. Древнерус. живопись Загорского музея. М., 1977. Кат. 150. С. 104. Ил. 150 между с. 40 и 41), она находилась в алтаре Никоновского придела Троицкого собора. Др. К. и., датируемая XVI в. (СПГИАХМЗ) (Там же. Кат. 215. С. 129), стояла «на тябле» над местным рядом (в пядничном ряду) иконостаса Троицкого собора, слева от царских врат ( Чугреева. О почитании Казанской иконы. 2008. С. 70). К. и. нач.- 1-й трети XVII в. имеют размер пядниц и воспроизводят иконографию явленной К. и. Многие из них относятся к культуре Москвы, напр. икона, созданная по заказу кн. И. И. Шуйского, приближающаяся по размеру (28,7×24,2 см) к явленной К. и. (ГРМ) («Пречистому образу Твоему поклоняемся...». СПб., 1995. 146. С. 231 с ил.). Эти иконы имеют разные фоны: золотые, розоватые с притенениями (Святые образы: Рус.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Минеям). П., 1951. С. 134-135; М., 2008п. С. 130-131). Благодатная сила явленной Казанской иконы подчеркивается сравнением ее с Нерукотворным Лиддским образом Божией Матери, относившимся к типу «Одигитрия» (седален по 3-й песни 2-го канона, глас 8), утвердившим своим появлением в К-поле в эпоху иконоборчества победу иконопочитания, подобно тому как Казанская икона укрепила правосл. веру и иконопочитание в Казани. Служба Казанской иконе помещена в первые московские печатные Минеи 1629 г., 1645 г., Трефологион 1637 г., 1638 г. Казанская икона Божией Матери с 20 клеймами. 1785 г. Иконописец Григорий Белоусов (ГТГ) Казанская икона Божией Матери с 20 клеймами. 1785 г. Иконописец Григорий Белоусов (ГТГ) Царской династией Романовых Казанская икона почиталась как новая гос. святыня. В 1613 г. царь Михаил Феодорович повелел установить ей празднование дважды в год - 8 июля, в день обретения в Казани, и 22 окт., в день освобождения от поляков (ПСРЛ. Т. 14. [Ч.] 2. С. 133). В 1-й праздник «осенней Казанской», 22 окт. 1613 г., в Москве служили во Введенской ц. на Сретенке, куда был выдан особый, «праздничный» ладан ( Павлович. 1995. С. 226-227). Сюда стали совершать т. н. Большие крестные ходы из Успенского собора Московского Кремля. Описание церковных служб и крестных ходов «к Пречистой Казанской на Устретеньскую» (на Сретенку) дает «Сказание действеных чинов» Успенского собора Московского Кремля, составленное в 1621/22 г., при патриархе Филарете ( Голубцов А. П. Чиновники Московского Успенского собора и выходы Патриарха Никона. М., 1908. С. 15-17, 61-62). Накануне праздника при звоне на Большой Успенской звоннице в новый большой колокол «Реут» и при трезвоне «во вся» царь Михаил Феодорович ехал к вечерне во Введенскую ц., здесь все молились пред М. К. и. В Успенском соборе Московского Кремля обычно в присутствии патриарха Филарета служилась великая вечерня с литией, впосл. всенощная. На литию выходили не только священнослужители собора, но и архимандриты и игумены мон-рей, священники и диаконы, съезжавшиеся в Москву из различных городов, а также московское городское и посадское духовенство ( Никольский. 1911. С. 12-13). По окончании вечерни в центре собора перед Казанской иконой из Успенского собора, поставленной на аналой, совершался молебен. Утреня служилась с полиелеем, на величание выходил патриарх, свечи к величанию присылались из царского дворца. По отпусте утрени благовестили в валовой колокол (нижнего, валового, яруса колокольни Ивана Великого) для Большого крестного хода. Казанская икона Божией Матери с 25 клеймами Акафиста Божией Матери и 12 клеймами Повести митр. Ермогена. Кон. XVIII — нач. XIX в. (МПИ)

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Прп. Макарий Великий. Роспись ц. прп. Антония в мон-ре прп. Антония Великого. XIII в. (Египет) Прп. Макарий Великий. Роспись ц. прп. Антония в мон-ре прп. Антония Великого. XIII в. (Египет) К изображениям М. В. в «монашеском» изводе следует отнести миниатюры из Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в., посвященные чудесам преподобных, насельников Нитрийской пуст. в Египте; рассказ о них помещен в повествование о событиях эпохи имп. Валентиниана на западе и Валента на востоке Римской империи (в составе Лицевого хронографа - РНБ. F.IV.151. Л. 226 об.- 230 об.). Миниатюры образуют небольшой самостоятельный житийный цикл, в котором наряду с М. В. изображены его современники, другие преподобные и не прославленные в церковном календаре иноки егип. Фиваиды. Цикл включает 5 сюжетов, каждый раскрыт в неск. миниатюрах. Воспоминанием о подвиге монахов становится 1-я из миниатюр, иллюстрирующая сообщение летописи «о избиении мних», когда по велению арианского еп. Александрии Лукия 3 тыс. солдат были посланы в пустыню казнить монашествующих. Композиция включает «групповой портрет» упомянутых в тексте М. В., прп. Макария Александрийского и других подвижников. Здесь, как и в других миниатюрах, М. В. изображен в преподобнических одеждах (охристого цвета подрясник, коричневая ряса, голубая схима с опущенным куколем), он сед, с короткими волосами и бородой, разделенной на 2 волнистые пряди. Образ М. В.-монаха присутствует в росписях нек-рых афонских храмов, напр. нартекса кафоликона мон-ря Дохиар: в рыжем хитоне, синей схиме, зеленоватом плаще, с непокрытой головой, бородой средней длины из 2 прядей, с хартией в левой руке; вписан в арку, лицевую сторону к-рой украшают цветы (1700; работа иером. Дамаскина из Янины). Монашеский облик М. В. известен в произведениях кисти палехских иконописцев, как, напр., на иконе с образом М. В. и вмц. Параскевы в молении Казанской иконе Божией Матери (XVII в., МПИ). М. В., с окладистой широкой недлинной бородой рыжеватого цвета, облачен в зеленую рясу, схиму, расшитую красными голгофскими крестами, в черном куколе.

http://pravenc.ru/text/Макарием Великим ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛОУСОВЫ семья палехских иконописцев. Имя Евграфа Б., основателя династии (кон. XVIII в.), встречается на прорисях палехских мастеров XVIII - нач. XIX в. (до кон. XIX в. хранились в с. Палех). Его сыновья Василий Евграфович (1825-1890), Иван Евграфович (1827-1893) и Владимир Евграфович (1831?-1896) считались одними из лучших иконописцев артели Н. М. Сафонова . Сохранилась часть фрески наружной стены Благовещенского собора Московского Кремля с надписью на оборотной стороне: «Сие изображение святого Благоверного князя Бориса есть часть штукатурки, снятой во время реставрации, проводимой Сафоновым, с наружной стены Московского Благовещенского собора, что в Кремле. Написано оное изображение в 1868 г., трудов Василия Евграфовича Белоусова села Палеха Владимирской губернии» (МПИ). В 80-е гг. XIX в. Б. организовали собственную мастерскую «Братья Белоусовы», к-рая работала в стиле «фрязь», возникшем в результате сближения живописных и иконописных приемов. Иван Васильевич (1852, с. Палех - 23.01.1914, Самара), Фёдор Иванович (1852-1885), Михаил Владимирович (1858-1920) - следующее поколение Б., работавших в мастерской. В 1882 г. по рекомендации археолога и историка искусства Г. Д. Филимонова Б. получили заказ на роспись Грановитой палаты Московского Кремля. Иконописцы располагали словесным описанием сюжетов и композиций, сделанным Симоном Ушаковым в 1672 г., по к-рому составили первоначальные эскизы, поданные на утверждение имп. Александру II. За выполнение этой работы (окончание в 1882) Б. были отмечены высокими наградами: Василий Евграфович - золотой медалью на широкой аннинской ленте, Иван Васильевич - золотой медалью на станиславской ленте, Фёдор Иванович - серебряной медалью на аннинской ленте. Надпись, сохранившаяся на стене Грановитой палаты, сообщает о том, что роспись была сделана мастерами-крестьянами Б. из с. Палех. Следующей работой мастерской была роспись ц. Трех святителей в Москве, в 1885 г. выполняли заказ на изготовление икон для трехъярусного иконостаса и др. храмовых икон церкви при Шуйском духовном уч-ще. В 1898 г. Иван Васильевич вместе с братьями Василием Васильевичем и Михаилом Васильевичем открывают иконописную и иконостасную мастерскую в Самаре, участвуют в росписи кафедрального Воскресенского, Казанского соборов, храмов Иверского жен. мон-ря, Ильинской ц., церквей в селах Екатериновка, Семёновка, Б. Глушица, Берёзовый Яр. Были написаны иконостасы соборного храма в самарском Николаевском муж. мон-ре, шестиярусный иконостас ц. в честь Воздвижения Креста Господня в с. Палех и иконы для Свято-Троицкого жен. мон-ря Бузулукского у. Самарской губ.

http://pravenc.ru/text/77954.html

Но все-таки основной причиной, по которой СК хочет свою собственную экспертизу, юристы называют невероятно затянутые сроки проведения судебно-медицинских экспертиз в учреждениях Минздрава. Время идет — срок растет Срок проведения судебно-медицинской экспертизы может превышать срок давности привлечения к ответственности по уголовному делу. И дело закрывают, просто потому что не успели провести экспертизу. Ольга Зиновьева — Ситуация с судебно-медицинской экспертизой в федеральном центре, на мой взгляд, вообще критическая, — говорит Ольга Зиновьева , а двокат петербургской юридической компании Onegin Group, глава Центра медико-правовых инноваций (МПИ) инновационного научно-технологического центра «Сириус» . — Например, срок давности привлечения к ответственности по части 2 ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей) и по части 2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей) составляет два года. Следствие часто не успевает уложиться в этот срок, в том числе из-за очень длительного проведения судебных экспертиз.  И следователи, и суд могут устанавливать предельные сроки для проведения экспертиз, пытаясь обязать экспертное учреждение выполнить экспертизу и за месяц, и за два. Но из-за колоссальной загруженности эксперты не соблюдают эти сроки, — продолжает Ольга Зиновьева. — Экспертиза может идти и четыре месяца, и полгода, и год. При этом и потерпевшие, и обвиняемые, и следствие, и суд могут запросить повторную экспертизу… Иногда следователи находят выход из этой ситуации. Переквалифицируют обвинение на ст. 238 УК РФ — «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей». Это тяжкий состав с возможным наказанием в виде лишения свободы сроком до шести лет и со сроком привлечения к уголовной ответственности 10 лет. Алексей Старченко, президент Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе, подтверждает, что очень часто более длительный срок привлечения к уголовной ответственности — это иногда единственная причина переквалификации медицинских дел на более тяжкий состав.

http://pravmir.ru/iz-230-obvinennyh-medr...

Иконы насыщены деталями, любая мелочь прописана с невероятной тщательностью. Композиционной перегруженности удавалось избегать благодаря тому, что каждый элемент имел свое взаимодействие с фоном, больше или меньше погружаясь в него, передавая ощущение «ближе - дальше». Фон, даже золотой, на палехских иконах не исполнял роль плоского задника, а создавал впечатление световоздушной среды. Владение рисунком у мн. мастеров было на высоком профессиональном уровне. Линии то кажутся насыщенными, упругими, то совсем исчезают, тая в светлом пространстве фона. Нередки импровизации, когда линии идут не по графье. Палешане легко создавали причудливые формы горок, писали фантастические травы и деревья, шпили и башенки. Также свободно, верными ударами кисти они наносили детали орнамента. Особенностями палехской иконы являются сложные архитектурные декорации с притененными белильными узорами, представленные то в ракурсе, то фронтально, высоко поднимающиеся плавными уступами горки с мягкими изгибами. Плоскостные условно-декоративные формы, популярные у старообрядцев, на палехских иконах встречаются так же часто, как и реалистичные изображения пейзажа и европ. ордерной архитектуры. В традиционных для П. ярусных композициях фигуры людей представлены в свободных поворотах. Мастера создавали на иконах не образ торжественного предстояния, а состояние эмоционального переживания чуда. Несмотря на едва обозначенные детали личного письма, эмоции изображенных хорошо прочитываются, что придает иконам П. определенную внутреннюю свободу, динамику. Нюансы в характеристике персонажей выявлены за счет выразительной пластики фигур. Так, страдания людей и скорбь Богородицы переданы на иконе «Всех скорбящих Радость» (нач. XIX в., МПИ). Благодаря наблюдательности и знанию природы автор наделил деревья индивидуальной пластической характеристикой, разнообразив их кроны, стволы. В нач. XIX в. в палехской иконописи активно формировалась традиция небольшой многоклеймовой иконы с многофигурным средником. Т. н. мелочные иконы пользовались большим спросом и предназначались для богатых заказчиков. Это могли быть житийные иконы святых или многоярусная композиция «Воскресение - Сошествие во ад» в среднике, с праздниками в клеймах. Визитной карточкой П. стали минейные иконы, которые не были подвержены влиянию меняющихся вкусов; в них палешане использовали однообразные композиционные схемы, одни и те же элементы архитектуры, пейзажа, приемы доличного и личного письма.

http://pravenc.ru/text/2578719.html

В 1907 г. в П. была организована иконописная артель, председателем которой стал В. И. Мазаев, членами правления - А. М. Корованин, А. Н. Салаутин. Артель объединяла 20 чел. и просуществовала до 1910 г. Активно открывали палешане свои иконописные мастерские в др. городах. В Москве работали мастерские М. А. Рогожкина, В. Н. Суслова, И. И. Баканова, И. Ф. Ерзунова, А. А. Глазунова. Мастерская Д. А. Салабанова в Н. Новгороде описана М. Горьким в повести «В людях». Ученичество В ранний период и период расцвета иконного дела в П. систематическое обучение молодых художников не велось. Мастерство передавалось от отца к сыну, от мастера к ученику. Чтобы стать иконописцем, мальчики обучались ремеслу 6 лет, начиная с 10-11 лет. Бесплатно учили только детей своих работников. Так, «крестьянин села Палеха вотчины полковницы Варвары Александровны Грязевой Степан Матвеев порядил сына своего Сергея Степановича в ученье того же села вотчины генерала Михаила Петровича Бутурлина крестьянину Льву Михайловичу за сто двадцать рублей» (МПИ. Архив Сафоновых. Д. 3). Ученикам жалованье не полагалось, хотя в конце обучения некоторые из них выполняли работу на высоком профессиональном уровне. В палехских мастерских, прежде всего у Сафоновых, практиковалась профессиональная подготовка иконописцев, к-рая включала знакомство с академическим рисунком (среди ученических работ есть и рисунки с натуры). Др. важной стороной обучения было усвоение техники исполнения отдельных деталей на стадии рисунка, как правило, в 2 цвета. Киноварью или охрой учились правильно наносить пробела, запоминая варианты их формы. Эти упражнения продолжались 1-2 года, в зависимости от способностей ученика. Потом определялась специализация: доличник (мастер общей композиции, одетых фигур и пейзажа) или личник (специалист по выполнению голов, рук, ног и обнаженного тела). По окончании 6-летнего срока ученичества молодой мастер выполнял самостоятельную работу, в которой демонстрировал приобретенные навыки. Хозяин мастерской, как правило, дарил икону своему ученику.

http://pravenc.ru/text/2578719.html

Несмотря на то что мировоззренческая основа палехского искусства тесно связана со средой обитания и с укладом жизни палешан, по своим интересам, взглядам на мир иконописцев П. вряд ли можно считать обычными крестьянами, т. к. многим из них часто и подолгу приходилось жить и работать далеко от родных мест. Разносторонние познания позволяли местным мастерам расширять иконографические рамки произведений, не замыкаться на уже известных композиционных схемах и стандартных изобразительных элементах. Отсюда же стремление палешан к соборности, вселенскому масштабу своих образных и композиционных решений, что подтверждают лучшие произведения палехской иконописи: «Акафист Спасителю» и «Акафист Пресв. Богородице» (70-е гг. XVIII в., МПИ), «Всех скорбящих Радость» (нач. XIX в., МПИ), «Николай Чудотворец, с житием и чудесами» (90-е гг. XVIII в., МПИ), «Суббота всех святых» В. И. Хохлова (1813, ГТГ), «Воздвижение Креста Господня, с праздниками» Евстигнея Першина (1826, МПИ) и мн. др. Зародившаяся в провинциальной крестьянской среде, иконопись П. стала неординарным явлением рус. художественной культуры. По отзыву Г. Д. Филимонова, побывавшего в П. в 1863 г.: «Вместо жалких крестьян-ремесленников я, совершенно неожиданно, встретился с народом развитым, исполненным светлых убеждений, знающим свою историю и насчитывающим в числе своих предков людей, занимавшихся не одной только иконной техникой, но и науками,- словом, я встретился с народом, который, по справедливости, может быть назван передовым Русской народности» ( Филимонов. 1863). Узнаваемый палехский стиль сложился к сер. XVIII в. Для него характерны центризм, симметрия в композиционном построении, замедленный ритм линий, гармония ярких, но сложных цветов. Утонченная декоративность, смелость живописного решения, фантастичность, сказочность пейзажей выделяли работы палехских мастеров из массы провинциальных икон. Манеру палешан характеризует особое многослойное наложение красочной массы, создающее эффект объемности изображения. Тональные градации, на первый взгляд, лишены логики традиционного в иконописи отношения света и тени. Иконописцы П. умели создавать тончайшие неуловимые переходы между пробелом и основным локальным пятном, а также между тенью и основным цветом. Пробела нередко накладывались легким прикосновением кисти поверх живописи, почти интуитивно, при этом максимально обозначали объемность формы.

http://pravenc.ru/text/2578719.html

Рубрики Коллекции Журнал ФОМА - Авторы - ЛАЗАРЕВ Максим, психолог ЛАЗАРЕВ Максим, психолог Выпускник факультета психологии МПИ святого Иоанна Богослова (бакалавр психологии, магистр христианской психологии). С 2013 по 2015 годы трудился помощником проректора МПИ св. Иоанна Богослова по воспитательной работе — отвечал за организацию студенческого самоуправления, проведение психологических тренингов и семинаров. Работал в Дирекции спортивных и молодежных мероприятий Московской области и Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре города Москвы. Прошел повышение квалификации по программе развития ценностно-смысловых установок для подростков (первичная профилактика рискованного поведения). Прошел повышение квалификации по программе  «Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики» Л.Н. Собчик  - ведущего эксперта в этой области психологии, одной из пионеров психодиагностики в СССР. Прошел обучение: методу работы с травмой у  М. Мюррей , американского психолога, разработавшего авторский метод, который помог тысячам людей переживших насилие по всему миру; психологическому методу работы с зависимостями, фобиями, тревогами –  «психокатализ»  у его создателя А.Ф. Ермошина; психотерапии потерь у А.В. Гнездилова - основателя первого хосписа и одного из основателей всего хосписного движения в России, основоположника российской сказкотерапии, изобретателя ряда новых методов арт-терапии; методу песочной сказкотерапии у А.В. Шиманской, ученицы и ассистента А.В. Гнездилова; методам работы с детской травмой у Имен Андерсон, специалиста по социальной защите детей коренного населения университета штата Монтана. Проводит индивидуальные консультации и групповые встречи в Центре практической христианской психологии и душепопечения. Разработал и провел курс «Введение в психологию» для миссионеров и катехизаторов (факультет дополнительного образования МПИ св. Иоанна Богослова). Разработал и провел курс «Введение в психологию» для священников (Богословское училище во имя святой Нины Ахалкалакской и Кумурдойской епархии Грузинской Православной Церкви).

http://foma.ru/authors/lazarev-maksim

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 11(?).12.1651, мест. Макаров, близ Киева - 28.10.1709, Ростов), свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых), митр. Ростовский и Ярославский, духовный писатель, проповедник. Биография Отец Д., казачий сотник Савва Григорьевич († 1703), происходил из шляхетского рода Савичей (личное прозвище отца святителя - Туптало - было перенесено на Д. в лит-ре уже в XVIII в.). В старости, будучи ктитором киевского Кирилловского мон-ря (ставшего семейной усыпальницей Савичей), Савва Савич принял монашеский постриг. Мать Д. звали Марией Михайловной († 1689), младшие сестры Д.- Памфилия, Феврония и Параскева - были преемственно игумениями основанного ими киевского Иорданского мон-ря во имя свт. Николая. Свт. Димитрий Ростовский. Портрет-парсуна. Нач. XVIII в. (?) (МПИ) Свт. Димитрий Ростовский. Портрет-парсуна. Нач. XVIII в. (?) (МПИ) В 1660 г. семья Савичей переселилась в Киев. Даниил учился в Киево-Могилянской коллегии в 1662-1665 гг. (до ее разрушения во время набега на Киев казачьих войск П. Д. Дорошенко), ректором академии в эти годы был игум. Иоанникий (Галятовский) . Затем Даниил поступил в Кирилловский мон-рь, где 9 июля 1668 г. игум. Мелетием (Дзиком) был пострижен в монашество с именем Димитрий. 25 марта следующего года рукоположен Киевским митр. Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским) во диакона, 23 мая 1675 г. рукоположен во иерея Черниговским архиеп. Лазарем (Барановичем) в Густынском во имя Св.Троицы жен. мон-ре , где пребывал до 1677 г., став кафедральным проповедником при архиеп. Лазаре, к-рый обратил внимание на нравственные достоинства Д., его ученость, замечательный дар слова. С. Г. Савич, отец свт. Димитрия. Портрет. Кон. XVIII - нач. XIX в. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. XX в. (Б-ка Конгресса США) С. Г. Савич, отец свт. Димитрия. Портрет. Кон. XVIII - нач. XIX в. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. XX в. (Б-ка Конгресса США)

http://pravenc.ru/text/178011.html

  001     002    003    004    005