Уже на 1-й сессии Собор выступил против новых законов о гражданском браке и его расторжении. В принятом на 2-й сессии определении по этому вопросу заявлялось что: " Брак, освященный Церковию, не может быть расторгнут гражданскою властью. Такое расторжение Церковь не признает действительным. Совершающие расторжение церковного брака простым заявлением у светской власти повинны в поругании таинства брака " . 31 января Собор постановил, что вновь учреждённые Священный Синод и Высший Церковный Совет принимают дела церковного управления у Святейшего Синода с 1 февраля. Таким образом были приведены в дело решения первой сессии о Высшем церковном управлении и 1/14 февраля Святейший Синод упразднился. Во время 2-й сессии Собор попытался вступить в непосредственный контакт с советским правительством, которое весной 1918 года переехало из Петрограда в Москву . 27 марта в Совнарком пришла соборная делегация, выразившая свое несогласие с январским декретом " Об отделении церкви от государства " . В ходе переговоров делегации дали понять, что правительство не настаивает на толковании этого закона в худшую сторону, и он может быть дополнен новым, более либеральным декретом. Во втором заявлении церковной стороны уже отмечались лишь наиболее неприемлемые пункты, вроде национализации всех церковных имуществ. Управляющий делами Совнаркома В. Д. Бонч-Бруевич дал обещание привлечь священнослужителей к дальнейшей работе над законом о культах, но оно так и не было выполнено. Постепенно переговоры заглохли, не приведя к реальным результатам . 18 апреля Собор принял поста­новление о прославлении святителей Иосифа Астрахан­ского и Софрония Иркутского . 20 апреля, на пятой седмице Великого поста , было решено закончить 2-ю сессию Поместного Собора в связи с приближением праздника Пасхи и возобновить работу 28 июня. Ввиду сложной политической обстановки соборяне постановили, что для придания законности соборным деяниям впредь достаточно будет присутствия на заседаниях одной четверти состава Собора.

http://drevo-info.ru/articles/25207.html

" Во имя Божие... Собор призывает сражающихся между собою дорогих наших братьев и де­тей ныне воздержаться от дальнейшей ужасной кровопролитной брани... Собор... умоляет победителей не допускать никаких актов мести, жестокой расправы и во всех случаях щадить жизнь побежденных. Во имя спасения Кремля и спасения дорогих всей России наших в нем святынь, разрушения и поругания которых русский народ никогда и никому не простит, Свя­щенный Собор умоляет не подвергать Кремль артиллерийскому обстрелу " . Затем, в воззвании изданном 17 ноября, Собор призвал к всеобщему покаянию: " Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения - кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов - смешение языков и ожесточение, ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки, бросаются друг на друга. Происходит всеобщее затемнение совести и разума... Русские пушки, поражая святыни кремлевские, ранили сердца народные, горящие верою Православною. На наших глазах совершается суд Божий над народом, утратившим святыню... К нашему несчастью, доселе не родилось еще власти воистину народной, достойной получить благословение Церкви Православной. И не явится ее на Русской земле, пока со скорбною молитвою и слезным покаянием не обратимся мы к Тому, без Кого всуе трудятся зиждущие град " . Военные условия преображали сам Собор, который сумел воздержаться от поверхностных оценок и выступлений узко политичес­кого характера, сознавая относительную значимость политических явлений в сравнении с высшими религиозными и нравственными ценностями. Как писал впоследствии митрополит Евлогий : " В эти кровавые дни в Со­боре произошла большая перемена. Мелкие человеческие страсти стихли, враждебные пререкания смолкли, отчужденность изгладилась... Собор, по­началу напоминавший парламент, начал преображаться в подлинный " Цер­ковный Собор " , в органическое церковное целое, объединенное одним волеустремлением - ко благу Церкви. Дух Божий повеял над собранием, всех утешая, всех примиряя " . По воспоминаниям митрополита Евлогия, духовным апогеем Собора явилось первое после интронизации появление на Соборе патриарха Тихона : " С каким благоговейным трепетом все его встречали! Все - не исключая " левых " профессоров... Когда... Патриарх вошел, все опустились на колени... В эти минуты уже не было преж­них несогласных между собой и чуждых друг другу членов Собора, а были святые, праведные люди, овеянные Духом Святым, готовые ис­полнять Его веления... И некоторые из нас в этот день поняли, что в реальности значат слова: " Днесь благодать Святаго Духа нас собра... "

http://drevo-info.ru/articles/25207.html

8 сентября 1943 года. На Соборе Епископов. Ход Собора Собор открыл местоблюститель патриаршего престола митрополит Московский Сергий , прочитавший краткий доклад " О деятельности православной Церкви за два года Отечественной войны " . Поскольку говорить открыто о жизни Церкви в годы, прошедшие после Поместного Собора 1917-1918 годов , не было возможности, в докладе речь шла исключительно о патриотическом служении Церкви во время войны. Затем последовал доклад митрополита Ленинградского Алексия " Долг христианина перед Церковью и Родиной в переживаемую эпоху Отечественной войны " . Сравнивая Великую Отечественную войну с Отечественной войной 1812 года, митрополит Алексий указал на нравственные условия успеха русского воинства, общие для всех времен: " Твердая вера в Бога , благословляющего справедливую брань; религиозный подъем духа; сознание правды ведомой войны; сознание долга перед Богом и Родиной " . Затем митрополит Алексий поставил вопрос об избрании патриарха и предложил кандидатуру митрополита Сергия, что было единодушно одобрено всеми соборянами. Митрополит Сергий поблагодарил преосвященных за избрание его патриархом и предложил формулу поминовения патриарха: " Святейшего отца нашего Сергия, Патриарха Московского и всея Руси " . Члены Свящ. Синода, избранные на Архиерейском Соборе 1943 г. В нижнем ряду (слева направо): митр. Ленинградский Алексий (Симанский), Местоблюститель Патриаршего Престола митр. Сергий (Страгородский), митр. Киевский Николай (Ярушевич). Митрополит Сергий также предложил избрать Священный Синод при патриархе из трёх постоянных и трёх временных членов. Временных членов предполагалось выбирать на полугодовые сессии по архипастырю от каждой из трёх групп епархий: северо-восточной, центральной и южной, в порядке старшинства. Постоянными членами Синода Собор избрал митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) , а также архиепископа Горьковского Сергия (Гришина) . Временными членами в Синод приглашены были архиепископы Куйбышевский Алексий (Палицын) , Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий) и Ярославский Иоанн (Соколов) , а также управляющий делами Московской Патриархии протоиерей Николай Колчицкий . Полномочия нового Синода отличались от полномочий того, который был учрежден определениями Поместного Собора 1917-1918 годов о высших органах церковного управления: Поместный Собор в своё время предусматривал для Синода более самостоятельный статус, новый же Синод образовали при патриархе. В этом выразился опыт, приобретенный Русской Церковью в 1920-1930-х годах, который показал особую ответственность первосвятительского служения, так как в пору гонений, при внешних и внутренних разделениях, для многомиллионной паствы главным духовным ориентиром, помогавшим различать, где Православная Церковь, а где расколы , была личность первого архиерея.

http://drevo-info.ru/articles/14105.html

В " Определении о церковных округах " , ссылаясь на то, что Соборы 1666 года и 1681-1682 годов признали целесообразность образования митрополичьих округов , Собор постановил " учредить в Российской Церкви церковные округа, а установление числа их и распределение по ним епархий " было поручено высшим органам церковного управления . В связи с отделением бывшего Царства Польского от Российского государства Собор вынес особое " Определение об устройстве Варшавской епархии " , которая " остается в прежних своих пределах и, составляя часть Православной Российской Церкви , управляется на общих основаниях, принятых Священным Синодом для всех православных епархий Российской Церкви " . 29 мая 1918 года Украинской Православной Церкви был дарован автономный статус . На заключительном заседании Собора 20 сентября было принято определение по проекту " Положения о временном высшем управлении Православной Церковью на Украине " , утверждавшее автономию Украинской Церкви, при котором постановления Всероссийских церковных Соборов и Московского патриарха должны были иметь обязательную силу для Украинской Церкви. Епископы, клирики и миряне украинских епархий привлекались к участию во Всероссийских Соборах, а митрополит Киевский по должности и один из архиереев по очереди должны были участвовать в Священном Синоде. Соборными отделами были также подготовлены доклады о автокефалии Грузинской Церкви и устройстве Православной Церкви в Финляндии , но решить эти вопросы Собор не успел. Другие деяния 3-й сессии На 3-й сессии продолжилась работа над составлением определений о деятельности высших органов церковного управления. В " Определении о порядке избрания Святейшего Патриарха " устанавливался порядок подобный тому, каким был избран святитель Тихон, но с более широким представительством на избирательном Соборе клириков и мирян Московской епархии , для которой патриарх является епархиальным архиереем. В случае освобождения патриаршего престола предусматривалось незамедлительное избрание местоблюстителя из членов Высшего церковного совета .

http://drevo-info.ru/articles/25207.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Началось возрождение монастыря Белобережская пустынь в Брянской области 13.05.2019 В монастыре Белобережская пустынь начались строительные работы, сообщают «Брянские новости». В 2004 году монастырь был возвращен Брянской епархии после его закрытия советскими властями в 1924 году. Тогда от монастырских построек сохранилось только несколько жилых и хозяйственных зданий и часть ограды с юго-восточной башней. На сегодняшний день уже построены новые ворота с арками, ведутся другие строительные работы. В 1706 году в Брянске было пять монастырей – мужские Петропавловский, Свенский, Спасо-Поликарпов, Белопесоцкий, а также женская Воскресенская обитель. По Указу Петра I в этом же году начали строительство оборонительной засеки от шведов на пограничных территориях – во Пскове, Смоленске и Брянске. В двенадцати верстах от города на белопесчаном берегу реки Снежети поставили часовню, которая стала началом нового монастыря, получившего позже название Белобережской пустыни. В некоторых источниках указывается другой год основания обители – 1661. Возле пустыни находился скит с возведенной в 1856 году двухэтажной церковью. Для монашествующих в скиту были построены четыре деревянных корпуса с кельями. В начале XX века в Белобережской пустыни проживало около 200 монахов, к 1916 году их было уже 400. К 1916 году в монастыре было свыше 30 корпусов: настоятельский, братские, трапезные, гостиничные, больничный, различные мастерские (иконописная, бондарная, слесарная, маслобойная и другие), конный и скотный дворы. Во время Первой мировой войной на территории монастыря разместился лазарет для раненых, а окончательно монастырская жизнь была разрушена революцией 1917 года и Гражданской войной. В 1918 году началась конфискация имущества обители. Монастырь был лишен прав юридического лица, около 150 монахов объединилась в трудовую коммуну «Белобережское трудовое братство». В 1919 году здесь разместили дачную колонию Московского отдела народного образования, а с 1920 года – детскую трудовую колонию. Окончательно монастырь был закрыт властями 17 июня 1924 года, а 26 июля 1924 года полностью прекратилось богослужение в храмах. Два года спустя началось целенаправленное разрушение обители: был разобран главный соборный храм, кирпич использовался для строительства «Дома Советов» в Брянске. В 1930 году та же судьба постигла собор во имя иконы Богородицы «Троеручица». В военное и послевоенное время все монастырские храмы и колокольня были разрушены до основания, кирпич пошел на восстановление Брянска, а территорию бывшего монастыря передали детскому санаторию. В 2004 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 13.05.2019 20:24:12

http://drevo-info.ru/news/24924.html

Собор вынес также " Определение о привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения " . Помимо приходских собраний и советов, женщинам было разрешено участвовать в деятельности благочиннических и епархиальных собраний, но не в епархиальных советах и судах. В исключительных случаях благочестивые христианки могли допускаться и на должность псаломщиц , но без включения в клир . Опираясь на наставления Священного Писания о высоте священнического служения ( 1 Тим 3, 2 , 12 ; Тит 1, 6 ) и на святые каноны ( 3 правило Трулльского Собора и др.), Собор вынес определения, ограждающие достоинство священного сана. Были подтверждены недопустимость второбрачия для вдовых и разведенных священнослужителей и невозможность восстановления в сане лиц, лишенных его приговорами духовных судов. При этом 15 августа Собор вынес определение о признании недействительным лишения сана священнослужителей по политическим мотивам. Последнее решение распространялось на митрополита священномученика Арсения (Мацеевича) , боровшегося против секуляризации церковных земельных владений ; священника Григория Петрова , в своей политической деятельности придерживавшегося крайне левого направления. Другим определением Собор снизил возрастной ценз для безбрачных кандидатов священства, не состоявших в монашестве , с 40-летнего, установленного прежде в Русской Церкви, до 30-летнего. 3 августа был создан отдел по соединению христианских церквей, который, прежде всего, работал в русле расширения контактов с англиканами и сторокатоликами . В это время представители основных христианских конфессий нередко совместно противостояли антирелигиозным акциям советских властей: была попытка проведения православными, римо-католиками и лютеранами крестного хода в защиту преподавания Закона Божия летом 1918 года в Петрограде , делались ходатайства за репрессированных священнослужителей других конфессий, согласовывалась совместная позиция на переговорах с органами власти. 13 августа было принято определение " О восстановлении празднования дня памяти всех святых Российских " (в неделю 2-ю по Пятидесятнице) , а 3 сентября - " О порядке прославления святых к местному почитанию " .

http://drevo-info.ru/articles/25207.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии В Москве презентуют книгу о наиболее спорных моментах истории старообрядчества 09.10.2017 Презентация книги, посвященной истории старообрядчества в России, состоится в понедельник вечером в Москве, в культурном центре " Покровские ворота " . Автор – выходец из старообрядческой семьи, предприниматель, меценат, общественный деятель, руководитель благотворительного Фонда Григория Богослова и общественной организации " Сохраним жизнь вместе " Леонид Севастьянов. " Книга, которая приближает нас к моменту, когда " страшное церковное разделение, возникшее еще при царе Алексее Михайловиче, будет полностью преодолено " , - так московское издательство " Спасское дело " характеризует свое новое произведение. Автор книги показывает перипетии истории России через призму истории старообрядчества, находя при этом наиболее спорные и дискуссионные моменты преследования инакомыслия в стране. " Параллельная история России, или вера моих отцов " Л.Севастьянова открывает новую книжную серию " Взгляд на Собор " . В ней будут печататься книги, тематика которых связана так или иначе со Всероссийским Поместным Собором 1917-1918 годов, юбилей которого в настоящий момент широко отмечается. Именно на том Соборе активно обсуждались вопросы единоверия и снятия " клятв " со старообрядцев, и хотя клятвы были сняты только на Поместном Соборе 1971 года, однако Собор революционной поры все для этого подготовил. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 09.10.2017 16:59:07 Новости 25.04.2024 Монография «Святой Патриарх Тихон и изъятие церковных ценностей в 1922 году» вышла в издательстве ПСТГУ Спецслужбы Украины задержали наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения 24.04.2024 В Буркина-Фасо неизвестные похитили и убили католического катехизатора Священника Димитрия Сафронова, служившего панихиду по Алексею Навальному, запретили в служении 23.04.2024 Македонская Церковь канонизировала новых святых 22.04.2024 Захвачен храм Ровенской епархии УПЦ в селе Бронники Договор об аренде помещения канцелярии православной епархии расторгли в Таллине Митрополит Кишиневский Владимир возглавил хиротонию архимандрита Патрокла (Поромбака) во епископа Дондюшенского 21.04.2024 Патриарший экзарх всея Беларуси освятил храм в честь святителя Николая Чудотворца в деревне Городище Минского района Патриарх Кирилл совершил освящение столичного храма Чуда Архангела Михаила в Хонех в Братееве и возглавил хиротонию архимандрита Авксентия (Абражея) во епископа Несвижского Подписка Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/news/22858.html

В Отечественную войну 1812 года монастырь был разорён и сожжён. Часть ризницы успели отправить в Вологду. От огня не пострадала только соборная церковь. Игумения с сестрами оставались в обители, и лишь когда их жизни стала угрожать прямая опасность, удалились в Хотьковский Покровский монастырь . После изгнания французов разоренный Ивановский монастырь был упразднен, монастырский собор был обращен в приходскую церковь. 3 сентября 1860 года состоялась торжественная закладка нового собора с больничным храмом прп. Елизаветы. К 1877 году все работы были окончены. 7 июня 1877 года в монастырских корпусах открылся военный госпиталь для участников русско-турецкой войны. Все раненые и больные офицеры, прибывавшие в Москву, находились именно в Ивановском монастыре. В 1879 году монастырь был восстановлен и открыт по благословению митрополита Филарета (Дроздова) . 4 октября 1879 года архимандрит Пимен (Мясников) освятил малую больничную церковь прп. Елизаветы Чудотворицы. 19 октября 1879 года состоялось освящение главного престола Иоанно-­Предтеченского собора митрополитом Макарием (Булгаковым) . К 1917 году в Ивановском женском монастыре проживало 44 монахини и 33 рясофорные послушницы, остальные (их было более двухсот) жили на испытании. Почти все насельницы монастыря, кроме исполнения своих монашеских послушаний, с 1914 года шили военное обмундирование для русской армии, а с 1918 года - для красноармейцев. Ивановский монастырь был закрыт одним из первых в Москве. Все банковские счета его были ликвидированы, арендные помещения, приносившие доход, конфискованы в пользу государства, лазарет закрыт, поднимался вопрос о выселении монахинь. В 1918 году монастыре был устроен концлагерь. 23 апреля 1919 года был заключен договор с общиной верующих, состоявшей из сестер и прихожан монастыря (всего 560 человек), о передаче им «в бессрочное пользование» двух храмов: соборного храма Св. Иоанна Предтечи и больничной Елисаветинской церкви. Спустя полтора месяца снова встал вопрос о выселении; монастырь передавался в распоряжение отдела принудительных работ НКВД.

http://drevo-info.ru/articles/13679507.h...

В 1905 г. в одном из пролетов Святых ворот соорудили часовню Казанской иконы Божией Матери. В 1914 г. восстановили и освятили в честь святых апостолов Петра и Павла. Настоятелями монастыря часто назначались ректоры духовных академий. Монастырь, несмотря на свою скудность, предоставлял его территорию и здания нуждающимся церковным образовательным учреждениям: в 1786 здесь нашли приют десять воспитанников Славяно-греко-латинской академии ; с 1822 по 1834 год – предоставлены помещения для Заиконоспасского уездного духовного училища . С 1863 года и до революционных событий 1917 года в стенах монастыря действовало Общество любителей духовного просвещения , располагались епархиальная библиотека и духовно-цензурный комитет Русской Церкви. В стенах монастыря функционировал филиал Варнавинского общества трезвости. Закрытие монастыря в советские годы 22 сентября 1918 года в монастыре произошло последнее заседание Совещания епископов по регламенту работы Поместного Собора Православной Российской Церкви. На нем председательствовал патриарх Тихон (Беллавин) . Святитель Тихон неоднократно совершал богослужения в Высоко-Петровском монастыре во время престольных праздников храмов обители. В 1918 году монастырь был официально закрыт, а все церковное имущество – национализировано. Несколько лет после революции при общине монастыря продолжала действовать подпольная Московская духовная академия . Осенью 1923 г. в монастыре возникла одна из крупнейших подпольных монашеских общин в СССР во главе с епископом Варфоломеем (Ремовым) , который пригласил сюда для служения в монастырских храмах часть братии закрытой Смоленско-Зосимовой пустыни . Решением Моссовета в 1926 г. монастырь был окончательно закрыт. Церкви же его закрывались поочередно: в 1921 г. был закрыт храм Сергия Радонежского, в 1926 г. — храм Покрова Пресвятой Богородицы, в 1927 г. — Боголюбской иконы Божией Матери. Самой последней, в 1928 г., прекратила существование часовня Казанской иконы Божией Матери. Все помещения обители, в том числе и храмы, передали в ведение различных государственных учреждений и организаций. Усыпальница Нарышкиных была частично разрушена. В монастырских палатах открылась шляпная мастерская, начала работать чайная. В Сергиевской церкви оборудовали спортивный зал, а в братских кельях была размещена экспозиция Государственного литературного музея. Петровский собор монастыря стал складом художественных фондов.

http://drevo-info.ru/articles/28016.html

11 октября состоялась встреча соборных делегатов с министром Антоном Карташовым , который сказал, что правительство не изменит свою позицию, потому что церковно-приходская школа - детище старого режима и не может служить новому государственному строю. Уважая гражданские свободы, власть не станет запрещать открытие церковных школ на средства приходов, но это будут единичные случаи. Также правительство может сохранить в духовном ведомстве только те школы, где уровень образования будет признан удовлетворительным. Министр выразил надежду, что соборное деяние даст ему основание отстаивать в правительстве неприкосновенность преподавания Закона Божия . В тот же день состоялась беседа делегатов с министром-председателем Александром Керенским , который объяснил, что у Церкви отбираются лишь те школьные помещения, на постройку которых затрачены казенные средства; остальные же государство берет в аренду на два года. Правительство, по его словам, не верило россказням о контрреволюционных настроениях Собора, но новый государственный строй должен быть внеконфессиональным, и поэтому закон от 20 июля отмене не подлежит. Патриарх Московский и всея России свт. Тихон (Беллавин) Восстановление патриаршества 11 октября 1917 года на пленарном заседании председатель Отдела высшего церковного управления епископ Астраханский священномученик Митрофан выступил с докладом, которым открывалось главное событие в деяниях Собора - восстановление патриаршества . Предсоборный Совет в своём проекте устройства высшего церковного управления не предусматривал первосвятительского возглавления Церкви и при открытии Собора лишь немногие были убежденными поборниками восстановления патриаршества. Однако, когда этот вопрос был поставлен в Отделе высшего церковного управления, то встретил широкую поддержку. Смутная обстановка в стране побуждала к спешному восстановлению первосвятительского служения. Самочинно отложившаяся часть Русской Церкви - Грузинская Православная Церковь - уже восстановила у себя сан патриарха в сентябре. В итоге Отдел высшего церковного управления, не дожидаясь завершения обсуждения всех деталей на своих внутренних заседаниях, решил предложить Собору восстановить сан патриарха , и лишь после этого перейти к дальнейшему рассмотрению законопроекта об управлении Русской Православной Церковью .

http://drevo-info.ru/articles/25207.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010