18. Некоторые из епикурейских и стоических философов стали спорить с ним, и одни говорили: что хочет сказать этот суеслов? А другие: кажется, он проповедует о чужих божествах; потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение. 19.И, взяв его, привели в Ареопаг, и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? 20. Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое? 21. Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое. Епикурейских и стоических философов: причина, почему именно последователи этих двух философских систем, а не другие, не академики, например, и не перипатетики, стали спорить с Павлом, заключались отчасти в том, что эти именно системы пользовались в то время большой популярностью и имели много последователей, с которыми потому и Павлу приходилось чаще встречаться на площади, частью – в том, что эти философские системы были более резко противоположны христианству, так как основным началом первой из них был грубый материализм и нигилизм, второй – самозамкнутая гордость естественными и, следовательно, мнимыми добродетелями поврежденной и, следовательно, греховной человеческой природы. Суждение, какое вынесли эти философы из беседы и споров с Павлом, было двоякое: одни (вероятно, эпикурейцы) считали истины, проповедуемые Павлом и совершенно противоположные их мнимой мудрости, пустословием или безумием ( 1Кор.1:23 ) и не хотели более иметь с ним дела, не понимая его и отвергая проповедуемые им истины. Другие (вероятно, из стоиков) заинтересовывались тем, что этот иностранец проповедовал о чужих, иностранных (не-греческих) божествах, так как Павел проповедовал об Иисусе Христе, как Боге, и о воскресении (Анастасии), которое они, кажется, понимали также как особое божество (Злат.). Эти, по крайней мере, не отвертывались от проповедника с пренебрежением и желали его слушать, хотя считали речи его странными (ст. 20). – Взяв его, привели: не насильственно, а в смысле – пригласили, так как ни из чего не видно, чтобы против воли Павла они взяли его и заставили говорить.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

19), и в этом случае смысл его будет таков: несмотря на то, что Моисеев закон всюду читается в синагогах каждую субботу, не многие из язычников (прозелиты) располагаются к его принятию и не многими он принимается, а это показывает, что при принятии язычниками христианства он будет только затруднением, препятствием к благоуспешному распространению христианства между язычниками, следовательно, нужно обращающихся к Христу язычников освободить от ига его. Или, наконец, это изречение составляет основание для всего воззрения Иакова, выраженного в его речи, и служит ответом на предполагаемое возражение, что в случае освобождения христиан от исполнения закона Моисеева самый этот божественный закон придет в забвение, и в этом случае смысл изречения будет таков: христиане из язычников должны быть свободны от соблюдения закона Моисеева кроме воздержания от вышеуказанного, и при этом напрасно опасение, что этот богодарованный закон придет в забвение, потому что он всюду еженедельно читается в синагогах. Какое бы из этих объяснений не принять, сущность дела от сего не изменяется. «Таким образом он (Иаков) разрешил все. По-видимому он заповедует соблюдать закон, потому что из него заимствует эти предписания, но и освобождает от него, заимствуя только это» (Злат.). 22. Тогда апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсовою, и Силу, мужей начальствующих между братиями, 23. Написав и вручив им следующее: Апостолы и пресвитеры и братия находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радуйтесь (о Господе)! Тогда, после предварительных рассуждений, повествований Варнавы и Павла и речей Петра и Иакова, рассудили: точнее – положили определение; греческое слово, употребленное здесь, употреблялось о формальных решениях сената, народных собраний, судебных приговорах и т.п. Рассудившими или положившими решение были, во-первых, апостолы, во-вторых, пресвитеры и, в-третьих, вся Церковь , и именно в полном составе членов ее, конечно, достигших совершеннолетия и с ним права участвовать в рассуждениях и определениях собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

19. И так покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, 20. Да приидут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, 21. Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых своих пророков от века. Покайтесь: см. прим. к Деян.2:38 , – Обратитесь: т.е. к Христу, признайте Его своим Мессией, уверуйте в Него как Сына Божия, искупителя мира. – Дабы изгладились грехи ваши: как вышеизложенный грех против Христа и Бога-Отца, так и другие грехи. Покаяние и обращение к Христу суть единственные средства примирения с Богом, как бы тяжки ни были грехи. Прощение грехов представляется здесь, как и в других некоторых местах ( Пс.50:9 ; Ис.43:25 ; Кол.2:14 ), под образом изглаживания их из рукописи; грех представляется как бы вписанным в свиток; как скоро он прощается, написанное в свитке стирается, сглаживается, уничтожается. О крещении здесь прямо не говорится, как Деян.2:38 ; но оно само собой разумеется под словами обратитесь и изгладятся, особенно при представлении, что не очень давно крестились целые тысячи. – Да придут времена отрады и да пошлет и пр.: одно из затруднительных для толкования мест, в объяснение которого составилось довольно мнений. Вероятнейшее из них то, что здесь вообще разумеется царство Христово на земле до скончания века. Быстрым взором апостол обнимает здесь все время царства Мессии на земле до второго Его пришествия, указывая в кратких чертах его отличительный характер сравнительно с царством мирским вообще. По сему воззрению Нового Завета, как и Ветхого, жизнь в греховном мире, в отчуждении от Бога, есть время борьбы, бед и несчастий; жизнь в царстве Божьем, в царстве Христовом, в примирении с Богом, есть время успокоения, время отрады. Это время духовного мира или отрады начинается для человека или общества со времени обращения его к Христу и продолжается в общем постоянно. Это-то идеальное успокоение в царстве Христовом или, по характеристичному выражению, субботствование ( Евр.4:1–11 ) в царстве Христовом и разумеется здесь под выражением – времена отрады.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

19. Ин. 11:19 . и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Ин. 6:19 . Из иудеев: вероятно, родственники и знакомые семейства. Из множества пришедших надобно заключить, что фамилия Лазаря была очень известна, имела большое родство и обширные связи. Именем иудеев в этом Евангелии по большей части называются люди нерасположенные, или мало расположенные, или хотя расположенные, но нерешительно, к Господу. Из дальнейшего рассказа видно, что и в числе тех, которые теперь пришли в дом Лазаря, были люди нерасположенные, даже враждебно расположенные к Господу (ст. 36–37, 46 и прим.). Может быть, то были дальние родственники и знакомые, которые пришли вследствие обычая, и расположенные к семейству умершего, но нерасположенные к Господу, и пришли, может быть, зная, что Того, к Кому они не расположены, там теперь нет. Впрочем, многие из них и уверовали в это время в Господа, и «значит были люди, не принадлежавшие к числу злых» (Злат., ср. Феофил.) – Утешать их в печали: семь дней продолжались обыкновенно печальные поминки по умершему ( 1Цар. 31:13 ; 1Пар. 10:12 ), в продолжение которых родные и знакомые навещали дом покойного для утешения понёсших утрату. 20. Ин. 11:20 . Марфа, услышав, что идёт Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Лк. 10:39 . 21. Ин. 11:21 . Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Ин. 11:32 . 22. Ин. 11:22 . Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Ин. 11:42, 9:31, 33 . Марфа, услышав и пр.: Марфа, в немногих сказаниях евангельских об этом семействе, представляется хозяйкой дома и распоряжающейся в доме ( Лк. 10:40 ; Ин. 12:2 ). Она первая из сестёр услышала, что Господь подходит к селению, услышала, может быть, потому, что по хозяйству имела более сношений с окружающими, чем тихая, погруженная в свою глубокую скорбь, во внутренних комнатах, Мария. – Пошла навстречу Ему: не сказав даже сестре своей, – так обрадовалась она прибытию Господа. Или же она не хотела сказать сестре потому, что хотела наедине увидеться с Ним и рассказать Ему о случившемся, чтобы скрыть это от бывших с нею (Злат., и Феофил.) – Мария сидела дома: во внутренних комнатах дома, в глубокой горести, принимая утешения пришедших утешать.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

19. Ин. 8:19 . Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. Ин. 14:19, 8:55, 16:3, 5:37 . Где Твой Отец: вопрос, выражающий насмешку и кощунство спрашивавших, ибо они не могли не знать, что Он говорит о Боге. «Ты говоришь, говорили кощунники, что есть другой свидетель о Тебе, Отец Твой? А где Он? Его нет здесь, свидетельства Его мы не слышим и свидетеля не видим» и т. д. Для слышания и видения свидетельств Бога Отца о Христе у них не было ни духовного слуха, ни духовного ока; они видя не видели и слыша не слышали, и не разумели. Вот почему Господь на насмешку их и отвечает решительно, что они не знают ни Его (ср. ст. 14.), ни Отца, как должно знать. – Если бы знали Меня и пр.: это изречение имеет основанием то, что во Христе открыл Себя Отец (ср. Ин. 14:9 ). 20. Ин. 8:20 . Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что ещё не пришёл час Его. Лк. 7:30, 12:23, 13:1, 21:1 п. У сокровищницы – во храме: см. прим. к Мк. 12:41 . Евангелист указывает точно место произнесения этой речи, по важности и решительности её (ср. Ин. 6:59 ). Место это – в так называемом дворе женщин (ср. прим. к Мф. 21:12 ) – было недалеко от залы заседаний Синедриона, которая находилась между двором женщин и двором священников. Из этого обстоятельства объясняется важность, какую придаёт евангелист указанию на самую местность: недавно в этой зале происходило враждебное Господу заседание Синедриона ( Ин. 7:45–52 ), и вот теперь Господь, так сказать, пред глазами и ушами Синедриона, говорит решительную речь о Своём мессианском достоинстве, и никто, замечает евангелист, не взял Его и пр.: ср. прим. к Ин. 7:30 . 21. Ин. 8:21 . Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрёте во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти. Ин. 8:14, 24, 7:34, 16:1 д. Я отхожу и пр.: ср. прим. к 7:33–34. Враждебное настроение против Господа фарисейской партии, выразившееся и теперь в пререканиях и насмешках, опять (как и при речи Его предшествующей – 7 и далее) привело Его к мысли о страданиях и смерти Его, до каких доведёт Его, наконец, это враждебное настроение, и Он повторяет то, что тогда сказал, с указанием на безвыходное положение их при сем, если они не уверуют в Него как Мессию (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

19. Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? 20. Мы не можем не говорить того, что видели и слышали. Сказал им в ответ и пр.: с поразительным мужеством и смелостью отвечают Петр и Иоанн членам синедриона на их угрозы и прещения, ссылаясь на суд собственной их совести, справедливо ли поступили бы они, апостолы, если бы послушались их – членов синедриона более, нежели Бога, повелевающего им проповедовать спасение мира во Христе Иисусе. При этом они прямо заявляют, что они не могут не проповедовать о том, чего были непосредственными свидетелями, что сами они видели и сами слышали: мы не можем нравственно, по совести, не говорить, мы должны говорить о том, чему были свидетелями. В ответе этом выражается двоякое убеждение: во-первых, что проповедь их есть непосредственное божественное повеление или заповедь им, и, во-вторых, что требования иудейского начальства противоречат тому повелению или заповеди Божией, что эти требования Божьи и начальственные несоединимы и несовместны, и, следовательно, это начальство фактически самовольно перестало быть органом божественных распоряжений и стало быть противобожественным или богоборственным – Деян.5:39 . Когда требования земной власти не противны требованиям божественным, надобно исполнять и те, и другие ( Мф.22:21 ); когда же противны и несовместны, тогда надобно исполнять только божественные требования с отказом земной власти, – таков смысл апостольской речи (см. прим. к Мф.22:21 ). 21. Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее. 22. Ибо лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления. Отпустили их: освободили от суда, как невинных. – Не находя возможным: собственно – не находя как, под каким предлогом, наказать их. – По причине народа: и здесь тот же страх синедриона перед толпой народа, какой замечаем в последние дни евангельской истории ( Мф.26:5 и парал.). – Лет более сорока и пр.: чудо через это становилось поразительнее для народа и еще более возбуждало в нем чувство удивления и прославления Бога. Таким образом, это первое по отшествии Господа открыто враждебное нападение иудейских властей на апостолов окончилось полной нравственной победой последних над первыми; но здесь же заключались уже грозные для апостолов и верующих признаки будущего. Сознание членами синедриона этой победы над ними людей некнижных и неученых, без сомнения, могло раздражить самолюбивых врагов распятого ими Галилейского Учителя, и они не могли простить апостолам этой победы. Теперь они боялись народа, но хитрость и лукавство их, как в последние дни жизни Христовой, могли поворотить мнение народа в противоположную сторону, хотя, мало-помалу, и тогда страшного гонения на проповедников и исповедников нового учения следовало ожидать, причем должна была миновать и нерешительность синедриона, что и исполнилось. Молитва Апостолов и чудо (23–31)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

1 и прим.); по крайней мере, о мужчинах в этом собрании не упоминается и их, вероятно, и не было. О том же свидетельствует и на ту же указывает причину и то обстоятельство, что Павел и его спутники не держали, по обычаю, открытой и более или менее продолжительной речи, как бывало в синагогальных многолюдных собраниях, а сидя разговаривали, вели частную взаимную беседу с собравшимися там женщинами. – Из города Фиатир, именем Лидия: Фиатиры была македонская колония в малоазийской провинции Лидии (одной из областей так называемой Проконсульской Азии, ср. прим. к ст. 6–8), и Лидия может быть сама была македонянка и имя Лидии получила от своих соотечественников как поселянка в их лидийской колонии (лидянка), хотя имя Лидии было довольно обычным женским именем у древних. – Торговавшая багряницею: тканями, одеждами и т.п. предметами багряного или красного цвета. Производство подобного рода предметов, по свидетельствам древних, было особенно развито в лидийской провинции и в Фиатирах. – Чтущая Бога: т.е. Лидия была не природной иудейкой, а прозелитка (см. прим. к Деян.13:16 ). – Господь отверз и пр.: т.е. внимательно слушая учение Павла, Лидия уверовала и крестилась, не только сама, но и домашние ее, уверовала во время беседы с ней Павла и крестилась, вероятно, вскоре, так как и все пребывание проповедников в городе было непродолжительно. – Верною Господу: т.е. истинно верующей в Господа и верной учению и заповедям Его; это признание ее таковой со стороны апостолов выразилось в самом факте крещения ее. – Войдите в дом мой и пр.: см. Мф.10:11 и прим. Изгнание прорицательного духа (16–18) 16. Случилось, что когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая чрез прорицание доставляла большой доход господам своим. 17. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. 18. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

1 Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, 2 чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. 1–2. Итак, как Христос пострадал и проч.: апостол таким образом снова возвращается к мысли о страданиях Христовых ( 1Пет. 3:18 ), чтобы на ней основать новые наставления нравственные христианам, обнаруживая тем, что как предшествующее, так и дальнейшее развитие наставлений исходит из мысли о страданиях Христовых. – Плотию: слово плоть берется здесь в том же смысле, как и 1Пет. 3:18 , – в смысле вообще телесного состава человека, на который простиралась смерть Христова ( 1Пет. 3:18 ), окончившая Его страдания за нас, то есть не за обращенных только ко Христу, но и за весь род человеческий. – Вооружитесь тою же мыслию: то есть мыслию о страданиях; будьте готовы к перенесению страданий за Христа, как Он пострадал за нас, и переносите их, если Богу благоугодно будет послать их на вас; ученик да уподобляется Учителю. – Вооружитесь: слово указывает на борьбу, на брань, конечно – с искушением от противоположной мысли, влекущей грешного человека, которому тяжки страдания, к тому, чтобы избегать страданий так или иначе; потому действительно надобно именно вооружаться мыслию о страданиях Христовых, чтобы победить мысль об избежании страданий. – Ибо страдающий (точнее – пострадавший) плотию перестает (точнее – перестал) грешить: по видимому это – общая мысль, смысл которой тот, что страдания телесные ослабляют силу и действие греховности человеческой и содействуют прекращению греха, что страдающий меньше грешит, перестает грешить по крайней мере в той мере, в какой грешил, не страдая. Но эта мысль слишком сильно, решительно и безусловно выражена, особенно в подлиннике, так что невольно заставляет искать более определительного смысла, каковой и можно находить при снесении рассматриваемого изречения с подобными у святого апостола Павла. По учению его, человек, обращающийся ко Христу верою в Его искупительную крестную смерть, распинается с Ним и крещением в смерть Христову погребается с Ним, а умерший свободен от греха, и потому христианин должен почитать себя мертвым для греха в том смысле, что грех уже не должен над ним господствовать и он не должен быть рабом греха ( Рим. 6:1–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

20. Ин. 12:20 . Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Ин. 7:35 ; Деян. 17:4, 8:27 . Из событий, происшедших с Господом от входа Его в Иерусалим до последней пасхальной вечери (от воскресения вечера до четвертка вечера), Иоанн повествует только об одном, о котором не упоминают первые три евангелиста, передающие много подробностей о событиях этих последних дней. Иоанн говорит только о речи Господа, сказанной по случаю желания еллинов видеть Его, сопровождает эту речь Своими замечаниями о неверии иудеев и излагает ещё изречения Господа о Своём мессианском достоинстве. Всё это имеет прямое отношение к главной цели его Евангелия (20:31) и, опуская описанное первыми евангелистами, он сосредоточивает внимание только на этом. – Еллины: это не иудеи, жившие в греческих странах, которые называются в новозаветных Писаниях не еллинами, а еллинистами. Еллины эти были язычники, принявшие иудейскую веру, каковых было тогда много и которые назывались прозелитами различных классов. Это были, вероятно, прозелиты врат (так называемые), что можно заключить из некоторых дальнейших черт рассказа. Они приходили иногда издалека (ср. Деян. 8 и далее) в Иерусалим на праздники, участвовали в жертвоприношениях и церемониях законных, но не всюду допускались, и истые иудеи, а особенно фарисеи, смотрели на них неблаговолительно. 21. Ин. 12:21 . Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Ин. 1:45 . 22. Ин. 12:22 . Филипп идёт и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Ин. 1:45 . Они подошли и пр.: когда и где это случилось, евангелист не говорит. Ев. Лука говорит, что Господь в эти последние дни Своей земной жизни днём учил во храме, а ночи проводил на горе Елеонской, и народ с утра приходил к Нему во храм слушать Его ( Лк. 21:37–38 ). Посему вероятно, что еллины приступили к Филиппу с своею просьбою во храме, т. е. в одном из дворов или притворов храма. Когда это случилось – нет точных данных.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

20. Ин. 13:20 . Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня. Ин. 20:21 ; Мф. 10:40 ; Лк. 9:48, 10:16 . Для большего и сильнейшего утверждения веры учеников, которая не должна колебаться в них предательством Иудиным, Господь указывает им на величие их будущего служения делу Мессии: принимающий того, кого Я пошлю и пр. Это изречение Господь ещё прежде предложил ученикам Своим, посылая их на проповедь ( Мф. 10 и прим.), и теперь, ввиду предстоящих страданий Своих, повторяет его. Нетрудно заметить, что изречения Господа в рассматриваемой речи Его, со ст. 16-го, имеют несколько отрывочный характер. Это показывает, что евангелист приводит не всю Его речь, говорённую во время последней пасхальной вечери, и её надобно дополнять сказаниями первых трёх евангелистов о сем, в особенности ев. Луки (22 и далее). 21. Ин. 13:21 . Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Ин. 11:33, 13:11 . Возмутился духом (ср. прим. к 12:27; 11, 33 и 38): указание на ученика-предателя сделано было уже Господом во время пасхальной вечери и сделано прямо (ср. прим. к ст. 2–5; ср. Мф. 26 и далее; Мк. 14 и далее; Лк. 22 и далее), но тихо. Возникший между учениками спор о первенстве и омовение Господом ног Своим ученикам несколько изгладили тяжёлое и тревожное впечатление сего указания; Иуда же и по прямому указанию на него как предателя (чего, впрочем, не приметили в смятении ученики), продолжал возлежать на вечери, прикрываясь лицемерием и нахальством. Это лицемерие и нахальство ученика, уже продавшего Господа и Учителя своего, но нагло продолжающего притворяться одним из верных Ему учеников и остававшегося всё ещё в малом святом обществе в важнейшие для него минуты, глубоко возмутило Господа, и Он вновь с силой и некоторой напряжённостью напомнил ученикам, что среди них – предатель. На эту силу и некоторую напряжённость речи, излившейся из возмущённого духа, указывают выражения евангелиста: и засвидетельствовал и сказал: истинно, истинно говорю вам. – Предаст Меня: см. прим. к Мф. 26 и парал.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010