Как же должно радоваться? Возглашая гимны, совершая молитвы, воспевая псалмы вместо позорных тех песен. Таким образом Сам Христос будет присутствовать при твоей трапезе и исполнит благословения все пиршество, – когда ты будешь молиться, когда будешь петь духовные песни, когда призовешь нищих к участии в предлагаемом тобою, когда на своем пире ты будешь соблюдать полное благочиние и умеренность. Не говори мне, что ныне заведен другой, обычай, но исправь то, что худо» (Творения св. И. Златоуста, т. 10, стр. 789). Закончу свое слово словами ап. Павла, которыми и начал: ночь прошла, а день приблизился; итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти ( Римл. 13:12–14 ). Слово в неделю сыропустную, произнесенное в Псковском кафедральном соборе за Литургией Об опасности душевного сна Час уже нам от сна востати. ( Римл. 13:11 ) Это наставление ап. Павел преподал Римским христианам. Но оно имеет близкое отношение и к нам. Св. Церковь напоминает его нам в преддверии четыредесятницы и чрез то дает повод вникнуть каждому в себя, в свой внутренний мир. Апостол приглашает восстать от сна. Какой же это сон?... Есть два сна: сон телесный и сон душевный. Сон телесный естествен, необходим для всех. Он успокаивает нервы, восстановляет ослабевшие за дневной работой силы. Без сна человек не может существовать, бессонница – ужасная болезнь... Не то – сон душевный. Насколько первый – природная потребность, настолько второй – противоестественное явление. Насколько первый полезен, настолько второй вреден. Если душа спит, она, значит, больна: сон ее не служит к ее выздоровлению и восстановлению сил. Из этого различия двух родов сна видно, что ап. Павел убеждает нас восстать от сна не физического, а душевного. Каковы же свойства душевного сна? Если он не одинаков с телесным по значению его для нас, то по происхождению и проявлениям тожествен.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Но понятие «тела», как вещества и материи, нельзя ограничить сферой только земных явлений; «есть тела небесные и тела земные», – учит апостол (15:40). Солнце, луна, планеты, весь звездный мир неба тоже представляют из себя «тела», т. е. вещество, материю, имеющую свои отличительные друг от друга свойства, формы и действия (сила тяготения, излучения тепла и т. д.). «Звезда от звезды разнится в славе», – говорит апостол (15:41). Но кроме понятия «тела», т. е. вещества, существует по ап. Павлу еще и понятие «плоти». Это одушевленная материя. В животном мире эта «плоть» чрезвычайно разнообразна по своим свойствам. «Не всякая плоть такая же плоть, но иная плоть у человеков, иная у скотов, иная у рыб, иная у птиц» (15:39). Одушевленную материю ап. Павел иначе называет «телом душевным». И это «душевное тело» в жизни человека (христианина) преображается в «тело духовное». И именно это духовное тело имеет и истинное бессмертие. «Есть тело душевное, – учит апостол, – есть тело и духовное» (15:44), а последний Адам (т. е. Христос) есть Дух Животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, а потом духовное. Первый человек из земли перстный (т. е. плотский), второй человек Господь с неба (т. е. духовный) ... «И как мы носили: образ перстного, так будем носить и образ небесного» (15:45–49). Итак, учит апостол, «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну, не все мы умрем, но все изменимся» (15:50–51). Другими словами, воскрешенные Богом люди будут иметь тело преображенное, совершенно непохожее на теперешнее наше тело; это будет тело духовное. Практические советы, призыв к бодрости и любви . В конце первого послания (в шестнадцатой главе) апостол Павел дает коринфянам практические указания касательно сбора денег на помощь бедным христианам в Иерусалиме. «В первый день недели, – пишет он, – каждый из вас пусть отлагает и сберегает сколько позволит ему состояние» (16:2). Затем все собранные деньги, и вещи надо отправлять с доверенными, избранными Церковью, снабдив письмами в Иерусалим. Во время прихода самого апостола в Коринф, сборов денег делать не следует, очевидно, чтобы не отвлекать внимания верующих от самого главного, т. е. от слушания апостольской проповеди. «Все у нас да будет с любовью, – заканчивает св. Павел первое послание, – бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (16:14 и 13). Второе послание

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Представители двух полов на земле – Адам и Ева – до грехопадения были бессмертны и душой и телом» (81: 206). «…обладая бессмертием – Быт 2: 9, 16 , которое, согрешив, человек потерял – Быт 3: 24 …» (55. См. «Грех»). «Тело первого человека, Адама, Бог сотворил бессмертным, но после грехопадения смерть и зло вошли в мир» (104: 98). «Сотворенный по образу Божию человек вышел из рук Божиих непорочным, бесстрастным, незлобивым, святым, безгрешным, бессмертным, и все это делало его душу необычайно богоустремленной. Такую оценку человека дал Сам Бог, когда о всем, что Он сотворил, включая и человека, сказал, что все “хорошо весьма”» ( Быт.1: 31 ; ср. Еккл. 7: 29 ) (84. Гл.: О первоначальном состоянии человека. § 1). «… Святые Отцы учат, что первозданный человек имел духовное которое обладало необычными для нас свойствами – теми, которые мы видим в воскресшим Христе» (105: 25, 26). под «духовным телом», очевидно, имеется в виду бессмертное тело, которое будет у всех людей после всеобщего воскресения мертвых. Для пояснения термина «духовное тело» приведем слова св. апостола Павла: «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении… Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное... Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное… Когда же тленное сие облечется в нетленное и бессмертное, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою ( 1Кор. 15: 42, 44, 54 )». 107 «Ты (Господь – П. Д.)… дал Адаму тело смертное, которое было также создание рук Твоих, и вдохнул в него дух жизни, и он сделался живым пред Тобою…» ( 3Езд. 3: 5 ). «Господь лишил Адама “вкушения... от древа жизни” ( Быт. 3: 22 ), что дало бы ему бессмертие тела. Итак, по природе тело и плоть человека были смертными, но по причастию благодати оставались вне естественных процессов (старения и смерти)» (27: 69). «… Из Писания же видно, что это бессмертие человека даже по телу зависело не от свойства самого тела, созданного из земли, а от божественной благодати, и орудием этой благодати было насажденное в раю древо жизни: и теперь, сказал Господь по падении нашего праотца, как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно ( Быт. 3: 22 )» (6: 471, 472).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Но перед тем, как стать миротворцем, человек должен иметь мир в своей душе, а затем мир Божий распространять на окружающих. Для этого человек должен умиротворить самого себя, то есть достичь такого состояния, чтобы его дух ни кем не возмущался. Для этого человек должен спокойно относиться к лишениям и тягостям жизни, обидам, неудачам, неприятностям, злословию, и ничем не нарушать своего душевного спокойствия и мира своей души. Установив мир Божий в своей душе, человек, ставший миротворцем, должен распространять мир вокруг себя. А для этого нужно подавать пример миролюбия окружающим, мирить враждующих, предотвращать ссоры. А если мы не можем примирить людей, то нужно просить Бога о их примирении. Сам миротворец должен поступать с людьми дружелюбно и жить в мире со всеми людьми. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные ...Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты собирешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ( Рим.12:18–21 ). Как видим, мир Христов представляет собой выражение любви Божией, но не освобождает человека от противодействия злу. Ибо «любящие Господа, ненавидьте зло!» ( Пс.96:10 ). «Да не подумает кто-либо, будто бы я утверждаю, что всяким миром надобно дорожить,» – говорит Святой Григорий Богослов – «ибо знаю, что есть прекрасное разногласие и самое пагубное единомыслие. Но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом». («Духовные посевы», Составитель магистр богословия Г. Дьяченко , издание 4-е, 1900 г., стр. 309). Для того, чтобы установить мир Божий в своей душе, а также для того, чтобы победить зло добром и установить добрый мир, соединяющий людей с Богом, миротворцу нужно проявить много настойчивости, твердости душевной и самоотверженности. Сам Иисус Христос говорил о том, что Его учение может вызвать многие потрясения и противостояния среди людей, а от его последователей потребуется твердость духа и преданность вере Христовой. «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ... Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; ... и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» ( Матф.10:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

" Что же ты не смотришь на меня " ? Мотовилов ответил, что не может смотреть, потому что из глаз батюшки молнии сыпятся. Лицо его сделалось светлее солнца, и у него глаза ломит от боли!.. Отец Серафим сказал: “Не устрашайтесь, ваше боголюбие! И вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть. Что ж, батюшка, не смотрите мне в глаза? Смотрите просто и не убойтесь - Господь с нами!” Мотовилов взглянул после этих слов в лицо преподобного Серафима, и напал на него еще больший благоговенный ужас. Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный и простирающийся далеко, на несколько километров кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху беседующих. “Что же чувствуете вы теперь?” - спросил отец Серафим помещика. “Необыкновенно хорошо!” - сказал тот. “Да как же хорошо? Что именно?” Мотовилов отвечал: “Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу!” “Это, ваше боголюбие, - сказал батюшка Серафим, - тот мир, про который Господь сказал ученикам Своим: " Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Но мужайтесь: Я победил мир " (Ин. 15,16). Вот этим-то людям, ненавидимым от мира сего, избранным же от Господа, и дает Господь тот мир, который вы теперь в себе чувствуете; " мир " , по слову апостольскому, " всяк ум преимущий " . Так его называет апостол, потому что нельзя выразить никаким словом того благосостояния душевного, которое он производит в тех людях, в сердца которых его внедряет Господь Бог.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

3, 5). Это-о плотских страстях. О душевных же он говорит следующее: " отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, скверну уст ваших; не говорите лжи друг другу " и прочее (Кол. 3, 8-9). Из этих апостольских слов ясно видно, что существуют двоякие страсти: плотские и душевные, требующие и двоякого подвига от желающего исполнить мученичество бескровное или духовное. Святитель Димитрий Ростовский (103, 695-696) " И будете ненавидимы всеми за имя Мое " (Лк. 21, 17). Мир, враждебный Богу, враждебен и слугам Его, ибо ненавидящий господина ненавидит и раба его. Будете ненавидимы всеми, говорит Господь, ибо и Я ненавидим всеми, любящими мир сей. И не удивляйтесь тому, что вас, верных рабов Моих, не любит мир, ибо сначала Меня не захотел он любить. " Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел " (Ин. 15, 18). Но какова причина ненависти мира?.. " Будете,-говорит,- ненавидимы " . Причина та, что рабы Христовы, уйдя от мира и последовав за Христом, стали лучшими, сделались чуждыми миру и своими Богу. Поэтому Христос говорит: " Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир " (Ин. 15, 19). Все, что Христово, ненавистно миру. Мир любит свое, и как только сделаешься Христовым, тотчас же возненавидит тебя мир. Жела-ющие жить благочестиво и угождать Христу будут гонимы миром. Почему же? Потому, что они добродетельны. Зло, естественно, не любит добра, тьма ненавидит свет, и мир, лежащий во зле, не любит добрых и сияющих добрыми делами гонит, сам будучи исполнен тьмы и мрака. Удивляемся святому Иосифу, неповинно вверженному в темницу в Египте, вверженному той женой, которая исполнилась к нему в сердце своем пламенной любовной страстью. И как могла эта любовь превратиться в ненависть и злейшую вражду?.. Она тогда восстает на Иосифа, когда он проявляет себя лучшим и светлейшим в добродетели, когда он выказывает презрение к греховным вожделениям, когда отвергает женские неистовые любовные стремления, когда вырывается из рук бесстыдницы и убегает от нее; только тогда его ввергают в темницу и надевают ему железные оковы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

– Да как же хорошо? Что именно? Я отвечал: – Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу! – Это, ваше Боголюбие, – сказал батюшка Серафим, – тот мир, про который Господь сказал ученикам Своим: «Мир Мой даю вам; не так как мир дает, Я даю вам... Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому что ненавидит вас мир» ( Ин.15:19 ; Ин.14:27 ). Вот этим-то людям, ненавидимым от мира сего, избранным же от Господа, и дает Господь тот мир, который вы теперь в себе чувствуете; «мир», по слову апостольскому, «всяк ум преимущий». Таким его называет апостол, потому что нельзя выразить никаким словом того благосостояния душевного, которое он производит в тех людях, в сердца которых его внедряет Господь Бог . Христос Спаситель называет его миром от щедрот Его собственных, а не от мира сего, ибо никакое временное земное благополучие не может дать его сердцу человеческому: он свыше даруется от Самого Господа Бога, потому и называется миром Божиим... – Что же еще чувствуете вы? – спросил меня отец Серафим. – Необыкновенную сладость! – сказал я. И он продолжал: – Это та сладость, про которую говорится в Священном Писании : «от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их» ( Пс.35:9 ). Вот эта-то теперь сладость преисполняет сердца наши и разливается по всем жилам нашим неизреченным услаждением. От этой-то сладости наши сердца как будто тают, и мы оба исполнены такого блаженства, какое никаким языком выражено быть не может... Что же еще вы чувствуете? – Необыкновенную радость во всем моем сердце! И батюшка отец Серафим продолжал: – Когда Дух Божий нисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостью, ибо Дух Божий радостотворит все, к чему бы Он ни прикоснулся. Эта та самая радость, про которую Господь говорит в Евангелии Своем: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Друзья благороднейшие! Эти неблагодарные люди стоят крайнего сожаления: они болят недугом бесчувствия и скупости – помолитесь об них. А вы находите для себя награду в христианских чувствах своей доброй, простой и щедрой души, в исполнении христианского долга гостеприимства и в надежде получить награду от Господа в тот век за каждый уломок хлеба, каждый из стаканов пития, которыми вы так щедро и радушно их угощали. Много есть неблагодарных на свете. Вспомните: Кто пришел к своим, и свои Его не приняли [ Ин. 1, 11 ]? Тот, Кем мир начал быть: В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал [ Ин. 1, 10 ]. Истинно говорю вам: и кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика (то есть ради Христа, потому что вы Христовы [ Мк. 9, 41 ])... не потеряет награды своей [ Мф. 10, 42 ]. И не преставайте быть добрыми и щедрыми. Если перестанете, вас победит злоба врага диавола, а не вы победите его. Но побеждай зло добром [ Рим. 12, 21 ], сказано. Врагу крепко не нравится добродетель гостеприимства – эта высокая христианская добродетель, свидетельствующая о взаимной христианской любви и уважении нашем друг ко другу, и он дышит злобою на людей гостеприимных и всеми мерами старается отклонить их от ней, большею частию неблагодарностию наших нахлебников. На молитве стоящего человека враг чем-либо старается возмутить в сердце, большею частию недоумением и сомнением, также попечением о чем-либо житейском; потому надо углубляться всем помышлением и всем сердцем в молитву и ко Господу единому зреть сердечными очами. Всё, что составляет меня, человека, живет единственно Богом и в соединении только с Ним, а разлучившись с Ним, крайне бедствует. Но жизнь души моей составляет мир душевных моих сил, и этот мир исключительно приходит от Бога. Есть, правда, и мир плоти, но это обманчивый мир, предтеча духовной бури; в нем дремлют люди, живущие духом мира. О таком мире говорит Господь: когда будут говорить люди: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба ( 1Фес. 5, 3 ); но мир духовный, происходящий от Духа Божия, различается как небо от земли от того плотского мира: он небесен, блаженнотворен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Пасхальное послание Патриарха Александрийского и всей Африки Феодора II / Феодор II, Божией милостью Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Всей полноте нашего Апостольского и Патриаршего Престола благодать, милость и мир от Воскресшего из мертвых Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Чада о Господе возлюбленные и благословенные! Христос воскресе! Честные страсти Господа и Его мироспасительное воскресение, которое наша Церковь снова чтит и празднует, представляют единственный путь к подлинному искуплению человека. Вольная жертва Бога Слова приобретает смысл вместе с Его из мертвых восстанием. Смерть побеждается, душа человека искупляется и получает возможность войти в Царствие Небесное. В этом и состоит цель земной жизни человека. Святые дни Страстной седмицы ведут нас к душевному и духовному подъему, к внутреннему возрождению. Шествие Господа на мучительную смерть показывает нам, что кротость, смирение, терпение, прощение и любовь приводят человека к Богу. После принесения Им добровольной жертвы Воскресший Господь в первый раз является своим ученикам с приветствием, указывающим на великий дар Бога людям, важнейшее качество нашей души – мир. С приветствием: «Мир вам!» – Иисус дважды явился перед своими смущенными и напуганными учениками. Нет необходимости объяснять, что значит мир для отдельного человека, для семьи, для общества, для народов и для человечества. Никто из нас не хотел бы, чтобы как в душе его, так и в его доме все было вверх дном. Те же, у кого, к несчастью, нет мира ни в сердце, ни в семье, ощущают это как великое бедствие. Но мы, люди, опираясь только на собственные силы, не способны дать себе этот мир. И одна из причин и целей пришествия в мир Христа – дать нам крепкий мир и веру, любовь и нравственную силу; это то, что мы, верующие, черпаем из Его жертвы. Мир в секулярном понимании – мир непрочный, лицемерный, наполненный мелкими преходящими интересами и тысячью других зол. Не может быть мира только потому, что нет войн с внешним врагом, но при этом дух и душа неспокойны, брачные отношения и нравственность потрясены, ежедневно имеют место убийства, кражи, измены, беспорядки, неблагодарность.

http://pravoslavie.ru/41428.html

§ 188. Здесь вкратце прилагается, каким образом смирение искать. 1) Стараться познать себя, свою бедность, немощь и окаянство, и ту немощь почаще перед душевными очами полагать. 2) О величестве Божием и о своей подлости рассуждать. 3) О смирении Христовом, Чья любовь к нам, как и смирение ради нас так велико, что и умом понять невозможно, размышлять с прилежанием, что святое Евангелие тебе представляет. 4) Не смотреть на то, какое имеешь добро, но смотреть, какого еще не имеешь. 5) Помнить прежде совершенные грехи. «Воспоминание прежних грехов, — говорит святой Иоанн Златоуст, — есть довольная узда, чтобы усмирить и уцеломудрить нас» (Беседа 31 на Книгу Бытия). А притом и о том рассуждать, что еще более и тяжелее можешь согрешить, если благодать Божия не поможет тебе, как блаженный Августин исповедует. 6) Какое добро сделал, Богу то приписывать и благодарить, а не считать своим. 7) Когда видишь или слышишь брата согрешающего, то не о грехе только его рассуждай, но и добре внимай тому, что он еще делает или делал, и так увидишь, что он лучше тебе, как говорит свт. Василий Великий (В слове о смирении). К тому же, от его падения своего берегись и свои грехи на ум приведи. Ибо падать — общее зло человеческое. Читай еще главу о гордости, и сравнивай одно с другим, чтобы лучше понять. Ибо что от гордости отводит, то приводит к смирению, которое всегда противно гордости. Глава 3: О презрении и отрицании мира «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?»— говорит Христос (Мф.16:26). «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим 12:2). § 189. Под «миром» в Святом Писании понимается не одно и то же. 1) Мир понимается как весь небесный и земной круг, в котором все созданные вещи заклю­чаются. Так понимается слово: «в мире был, и мир чрез Него начал быть» (Ин.1:10). О создании этого мира пишется в главе 1 и 2-й книги Бытия. 2) Мир означает и лучшую часть мира сего, то есть человека. Об этом мире говорит Христос: «Так возлюбил Бог мир» (Ин.3:16-17) и прочее. 3) Мир берется и как все, что в мире сем услаждает и увеселяет нашу плоть, разжигает похоть ее, и от Христа отводит, и ведет к вечной погибели. Об этом говорит апостол: «Все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин.2:16). 4) Под миром понимаются и люди, кото­рые, служа своим прихотям, не хотят евангельской истины принять и следовать. На этот мир указывает Христос, говоря апостолам: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел» (Ин.15:18).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010