И лишь женщины, молчаливо служившие Иисусу при жизни, продолжали безмолвно служить Ему и по смерти, желая отдать последний долг уже мертвому в их глазах человеку, приготовив благовония (миро) для погребения тела (Лк. 23, 55-56). Мужскую часть вместо ближайших учеников Иисуса в этот момент восполнили более отдалённые до сих пор Его почитатели – Иосиф Аримафейский и Никодим. Сколько женщин, или жен-мироносиц, как назвала их впоследствии Церковь, присутствовали при распятии Иисуса, и кто из них участвовал в Его погребении, в точности установить невозможно. Евангелист Марк пишет: «Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим» (Мк. 15, 40-41). Евангелист Лука говорит просто о «женщинах, следовавших за Ним из Галилеи» (Лк. 23, 49). По Матфею это были Мария Магдалина и «другая Мария», то есть та же, что у Марка (мать Иакова и Иосии), а также мать сыновей Зеведеевых (возможно, та же Саломия — Мф. 27, 56). Евангелист Иоанн говорит о Матери Иисуса, её сестре Марии Клеоповой и Марии Магдалине (Ин. 19, 25). Кроме того, только Иоанн сообщает нам ту подробность, что сначала воскресшего Христа, не узнав Его, встретила Мария Магдалина, еще затемно. А когда узнала после того, как Иисус назвал ее по имени, Он запретил ей прикасаться к Нему (Ин. 20, 17). Тогда как остальные женщины, пришедшие уже позднее, встретили не Иисуса, а ангела, сидящего при распечатанном гробе (Мф. 28, 2-4; по Луке – двух ангелов, Лк. 24, 4), а потом уже по пути к апостолам Иисус явился им с приветствием «радуйтесь!». И они, «приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф. 28, 9). Но какие бы ни были неясности в точном согласовании всех евангелистов, очевидно одно: первыми свидетельницами Воскресения Христова стали не ближайшие ученики Иисуса, а именно женщины. Пусть пришедшие к Нему как к мертвецу, чтобы отдать последний долг и достойно похоронить Учителя, но услышавшие радостную весть – Евангелие от ангела — о том, что Он жив: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес» (Лк. 24, 6).

http://pravmir.ru/pervye-diakonissy/

Между ними была Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сынов Заведеевых " (27:55-56). Марк говорит: " Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим " (15:40-41). Евангелист Иоанн говорит: " При Кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина " (19:25). Евангелист Лука: " Все же знавшие Его и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это " (23:49). Что же мы видим из этих сообщений? Первые два Евангелиста из всей совокупности галилейских жен совершенно ясно выделяют группу, состоящую из Марии Магдалины, Марии, матери Иакова и Иосии, и Саломии, матери сынов Заведеевых. Это выделение доходит до степени еще большей определенности у двух остальных Евангелистов. Евангелист Иоанн, говоря о женах, стоявших при Кресте, упоминает только эту группу, ставя во главе ее Матерь Господа; и так как Господь в это время поручает Ее с Креста Апостолу Иоанну (19:26-27), то, очевидно, эта группа стояла в последние моменты земной жизни Господа буквально при Кресте, т.е. совсем вблизи Его. Наоборот, Ев. Лука, говоря о женщинах, стоявших в эти же последние минуты вдали, обозначает их только как женщин, следовавших за Господом из Галилеи, не называя ни одной из Марий, ни Саломии. Итак, вырисовываются как бы две группы жен, присутствовавших при распятии Господа. В первой мы видим самых ближайших к Господу, во главе с Его Матерью; во вторую входят вообще галилейские жены, следовавшие за Иисусом, во главе, вероятно, с Иоанной, которую называет потом Ев. Лука (24:10). Может быть, вначале эти группы были вместе (Матфей и Марк), а потом (по Иоанну и Луке) одна стояла вблизи Креста, а другая - вдали. Вот первая черта различия, которую нам позволяет наметить само Евангелие среди жен Мироносиц. Затем мы можем усмотреть и дальнейшее различие уже в действиях той и другой группы сейчас же по положении Господа во Гроб.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

По уходе учеников Мария Магдалина опять возвратилась ко гробу, куда влекла ее крепкая, как смерть, любовь ( Песн.8:6 ) ко Христу Спасителю. Она стояла у гроба и плакала ( Ин.20:11 ): страдания, испытанные ею в предшествующие скорбные дни, довершались этою невозвратимою утратою, отнимавшею у нее последнее утешение, – поплакать облегчающими душу слезами над телом Учителя. Как человек, потерявший неоцененное сокровище и не хотящий этому верить, Мария наклонилась во гроб ( Ин.20:11 ), чтобы посмотреть на место, где покоилось тело Спасителя. И необычайное зрелище открылось пред полными слез глазами Марии: она увидела двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног ( Ин.20:12 ) смертного ложа Христова. – Жена! Что ты плачешь? ( Ин.20:13 ), – спросили скорбящую Марию радостные вестники Христова воскресения. Всецело поглощенная горем Магдалина нисколько не удивилась неожиданному явлению светоносных Ангелов, хотя самая одежда их «показывала великую радость», и Мария «могла воспрянуть от скорби и утешиться» (св. Иоанн Златоуст ). Но горе ее было так велико, что она обратила внимание только на вопрос Ангелов и поспешила поведать им свою печаль: – Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его ( Ин.20:13 ). В это время Господь «внезапным явлением позади (Марии) привел в изумление Ангелов, и они, узрев Владыку, и видом, и взором, и движением тотчас обнаружили, что увидели Господа» (св. Иоанн Златоуст ); Мария Магдалина заметила это и обратилась назад ( Ин.20:14 ). Господь явился в смиренном виде, так что плакавшая Мария, далеко отстоявшая от мысли о воскресении, приняла Его за садовника, и в ответ на вопрос Господа: Что ты плачешь? Кого ищешь? (см.: Ин.20:15 ) – она обратилась к Нему за разрешением раздиравшего ее душу сомнения: – Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его ( Ин.20:15 ). Тогда Иисус говорит ей: Мария! ( Ин.20:16 ). Знакомый голос Спасителя, исполненный благодатною силою (см.: Ин.7:46 ), проник в душу Марии; быстро обернувшись и всмотревшись внимательнее, она узнала Господа и в восторженной радости воскликнула: Учитель! ( Ин.20:10 ), и тотчас же хотела припасть к ногам Воскресшего. Но Господь остановил ее:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скорее нужно сказать, что воскресение Христа, как и воплощение в Нём божественного Слова, не были историческими явлениями в своей метафизической отвлечённости, но получали историческую плоть и кровь только в сердцах верующих. Повествования четырёх евангелистов о воскресении Христа принадлежат к числу тех евангельских повествований, которые почти невозможно привести к единству в подробностях. В частности, трудно установить, в ком прежде всего обнаружилась вера в воскресшего Христа: в Марии Магдалине или в любимом ученике Иисуса, Его наперснике ( Ин. 13:23 ), Иоанне. Вопрос в сущности сводится к следующему: что было прежде, явление ли Воскресшего женщинам ( Мф. 28:9 ) или пришествие ко гробу Петра и Иоанна, как это представляется в евангелиях Иоанна и Луки? По некоторым основаниям нужно признать за вероятное последнее. В таком случае события следует поставить в таком порядке: в первый день недели рано приходят ко гробу Мария Магдалина и другие женщины и видят, что пещера, в которой положено было тело Христа, пуста; об этом Мария Магдалина возвещает Петру и Иоанну, которые спешат ко гробу и видят также, что он пуст; вероятно, с ними возвратилась ко гробу и Мария Магдалина, которой при втором возвращении от гроба и явился Воскресший 463 . Остановим теперь своё внимание на путешествии ко гробу Марии Магдалины и особенно на прибытии туда Иоанна и Петра, как на весьма важных моментах евангельских повествований о воскресении Христа. В первый день недели Мария Магдалина и другие женщины с купленными ароматами пошли ко гробу Иисуса, чтобы помазать Его по обычаю иудейскому, чего они не успели сделать при погребении Его в пятницу вечером, который считался у иудеев уже началом субботы – дня покоя (а то была суббота пасхальная). Когда они пришли ко гробовой пещере, то они увидали, что камень от неё отвален, и она пуста. Вот всё, о чём они могли возвестить апостолам. Правда, сообщается, что при виде пустого гроба они вспомнили предсказание Христа, что «Сыну человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» ( Лк. 24: 7–8 ); но при этом не сказано, что они поверили воскресению Христа. Напротив, придя к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, Мария Магдалина могла только сказать: «унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» ( Ин. 20:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Так и пред крестною казнию Спасителя, злоба врагов облекает Его в одежду багряного цвета, возлагает на Него терновый венец, дает трость в десницу Его – злоба ругается над Ним, а сама, не ведая того, служит к тому, что Господь является царем, в венце, в багрянице и со скипетром. Счастлив жребий, достоблаженна участь погребавших Христа! Можно ли и нам как-нибудь участвовать в них? продолжает проповедник. Храм Божий есть такое место, где находится гроб и плащаница Христова, это св. престол, где Спаситель почивает Своим телом и кровию. Способствуй благолепию храма своим посильным приношением, и ты поступишь подобно Иосифу, уступившему для Господа свой новый гроб и купившему плащаницу, и подобно Никодиму, принесшему драгоценные ароматы». 61. Б же т магдалина и дрга сдщ прм гроба. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. О Марии Магдалине и другой Марии чит. объяс. 56 ст. Сидели против (седяще прямо) гроба, – они не осмеливались принять участие в погребении, а только смотрели на погребение, чтобы затем и самим приступить и намастить тело Христово миром. Зач. 114-е. Стража при гробе Господнем Евангелие 12-е страстей, в великий пяток, и в великую субботу на утрени. 62. Во же день, иже по птц, собрашас и къ На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату Во утрий день, иже есть по пятце (на другой день, который следует за пятницею), т. е. в субботу, на другой день смерти Христовой. Враги И. Христа не тотчас после погребения Его просили поставить стражу ко гробу, потому что вслед за погребением наступал час совершать пасхальную вечерю, когда запрещалось не только заниматься какими-либо посторонними делами, но даже и выходить из дому. Они могли быть спокойны, что в эту ночь, равно как и в самую субботу, когда также ничего не позволялось делать, ученики И. Христа не украдут тела Его, как они ложно подозревали их в сем намерении. Но по миновании субботы, когда разрешались дела житейские, по их мнению, ученики могли похитить тело своего Учителя. А потому в субботу, вероятно к вечеру, пришли к Пилату с просьбою о страже (Мих.). Другие толкователи думают, что стража поставлена была, в субботу утром, и первосвященники и фарисеи сделали это с явным нарушением покоя субботы, и еще субботы пасхальной; а между тем строго укоряли и преследовали Господа И. Христа, то что Он исцелял больных в субботу. 63. глаголюще: господи, помнхомъ, к льстецъ нъ реч, сый живъ: по днехъ востан: и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну;

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

«Иди к братьям Моим...». Не удерживать Христа здесь на земле должна Мария, а идти к Его братьям – так называет Христос Своих учеников для того, чтобы показать Свою особую близость к ним (ср. выражение «друзья» в Ин.15:13–15 ) и сказать им, что Он восходит теперь ( ναβανω – настоящее время) к Своему Отцу и Богу, Который в то же время есть их Отец и Бог. Христос, очевидно, говорит здесь не о том восхождении, которое должно было совершиться через сорок дней. По представлению Иоанна, Христос явился Марии Магдалине в тот момент, когда только что покинул гроб. Он воскрес, но еще не прославлен – прославление воспоследует тотчас же, и, по-видимому, Он и Марии явился для того, чтобы послать ее к ученикам с возвещением, что сейчас должно совершаться то прославление Христа, о котором Он им неоднократно говорил прежде как о самом важном событии, которое должно повести за собой и их собственное прославление (ср. Ин.16:7, 22 ). Как бы желая показать, что Он еще не вошел в состояние божественного прославления, Христос здесь называет Отца Своим Богом: такого выражения Он не употребляет нигде в других Своих речах, имеющихся у Иоанна. Однако Христос говорит отдельно о Своем отношении к Богу и отдельно об отношении к Богу учеников. Этим Он показывает, что Он есть Сын Божий Единородный, Который сокрыл вечную славу Свою в состоянии воплощения и снова идет принять ее как нечто от века Ему принадлежащее – принять именно как Богочеловек, чтобы и немощная человеческая природа удостоилась с Ним прославления. Отсюда и наименование апостолов «братьями» Христа принимает особый смысл: Христос как бы хочет сказать этим, что и апостолам предстоит благодаря прославлению Христа также прийти некогда к Отцу и войти в славу Христову (ср. Ин.3:2 ; Евр.6:20 ) 50 . Ин.20:18 .  Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей. Мария идет и возвещает о том, что Христос ей явился, и передает Его слова, обращенные к ней. Некоторые толкователи на основании показания евангелиста Марка полагают, что ученики не поверили Марии ( Мк.16:11 ). Это мнение нужно признать правильным, хотя Иоанн сам и не говорит о том, как принята была учениками весть о воскресении. Если Луази утверждает, что согласно Иоанну апостолы представляются поверившими Марии (Петр и сам Иоанн уже, – говорит Луази, – уверовали, а прочие ученики без страха и с радостью приняли явившегося к ним Христа), то это утверждение разбивается о прямое показание евангелиста Марка. Конечно, впрочем, из числа не поверивших Марии учеников нужно исключить Петра и Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Потом, так как Мария усомнилась, услышав, что Он воскрес, и пришла, и увидела Его, и спросила: «если ты взял Его» (ср.: Ин. 20:15), — посему сказал это, дабы показать ей, что Он действительно воскрес. «К Отцу Моему Я восхожу» (ср.: Ин. 20:17), — и, утвердив этими словами не то, чтобы не приступали к Нему, поскольку Он восходит к Отцу, но так как она сомневалась, то сказал ей: не приближайся ко Мне, пока Я не взойду к Отцу Моему, как и там: «Тебе Самой душу пройдет меч» (отрицание) (ср.: Лк. 2:35). Однако если воспрепятствовал ей прикасаться к Нему потому, что она усомнилась в воскресении Его, то вот Фома усомнился и (все-таки) прикоснулся к Нему. Но скажем (на это) следующее. Как предсказал Свое страдание, прежде чем страдал, и Свое воскресение, прежде чем воскрес, так и в этом месте хотел предвозвестить Свое восшествие. Таким образом, когда сказал: «не прикасайся ко Мне», то новое возвещание о восшествии Его, всецелое и полное, дано было Марии, ибо говорит (далее): «иди, скажи братьям Моим: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17). Говорит: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (Ин. 20:17). И вот, дела Клеопы и товарища его благословил, и с учениками ел, и Фоме показал бок Свой; почему же запретил Марии прикасаться к Нему? Быть может, потому, что передал ее [в Евангелии речь ранее шла о Марии Магдалине (Ин. 20:1, 11. 17:18. Лк. 23:55 и 24:10. Мф. 27:56 и 28:1), хотя затем святой Ефрем подразумевает Богоматерь] вместо Себя Иоанну: «Жено, — говорит, — вот сын Твой» (Ин. 19:26). Однако ни первое знамение не произошло без Нее, ни начаток гроба не остался без Нее [как первое чудо в Кане Галилейской произошло в присутствии Марии, так и исход Христа из гроба]. «Еще не восшел к Отцу Моему». По-видимому, Своим ответом отвергал ложную мысль Марии. Научил ее, как и учеников, что взойдет на небо, в конце (же) мира придет и даст ей обещанные дары. А так как Мария вдруг узнала Его, то мысль ее унеслась к последнему Его пришествию, и она подумала, что настало Царство Небесное. Посему сказал: «еще не взошел к Отцу Моему». Далее, так как Христос, рожденный чудным образом, есть перворожденный из гроба, в котором погибают племена, поколения и народы, то через это научил, что в воскресении ни отцы к детям, ни дети к отцам не обратятся, но все к тому одному, чтобы, если окажутся достойными, взойти по милосердию к Отцу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

3) Где в Писании говорится о приснодевстве Божией Матери? Пророк Исаия так говорит о Ней: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил“ (Иса. 7: 14). И Сама Богоматерь говорит Ангелу, благовествующему Ей о рождении Спасителя: «Как будеть это, когда Я мужа не знаю? “ На что Ангел отвечает Ей: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышняго осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим“ ( Лук. 1: 34–35 ). А св. пророк Иезекииль говорит о приснодевстве Божией Матери: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены; не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, – и они будут затворены“ ( Иез. 44: 2 ). 4) Почему ПресвятаяДева называется иногда в Писании «женою“? В св. Писании часто слова «муж“ и «жена“ употребляются просто для обозначения пола, а не брачного состояния известного лица. Так, напр., пророк Исаия предсказал и Ангел Богоматери благовествовал, что Спаситель родится от Девы, а ап. Павел пишет: «Бог послал Сына Своего Единороднаго, Который родился от жены“ ( Гал. 4: 4 ). Мария Магдалина не была замужем, но Ангелы говорят ей, ищущей во гробе Христа: «жена, что ты плачешь“? ( Иоан. 20: 13 ). Очевидно, и Богоматерь и Мария Магдалина названы женами в смысле женщин вообще, а не женщин замужних. В таком же смысле употребляется в св. Писании и слово «муж“; наприм., «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых“ ( Пс. 1: 1 ). Конечно, здесь под словом «муж“ разумеется вообще всякий мужчина, а не только женатый. (См. Деян. 1: 10–11. 2: 14. 5: 35. 13, 15 . Мф. 27 ;: 55–56 и др.). 5) Кто были упоминаемые в Евангелии «братья Господни“? Это были двоюродные братья Иисуса Христа, дети упоминаемой в Евангелии сестры Божией Матери, Марии Клеоповой ( Иоан. 19: 25 ): Иаков, Иосий, Симон и Иуда (Мф.: 27: 55–56). Божия Матерь нигде не называется матерью этих братьев, а всегда называется «Девою Мариею“ ( Лк. 1: 27 ); «Матерью Господа» (ст. 43), «Матерью Иисуса“ ( Иоан. 2: 1 и 2), или «Матерью Его“ ( Мф. 1: 18 . Лк. 2: 51 . Иоан. 19: 25 ). Равным образом и четыре «братья Господни“ нигде не называются сыновьями Девы Марии и сами себя называют не братьями Иисуса Христа, а Его рабами: «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова ( Иуд. 1: 1 ); «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа“ ( Иак. 1: 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Если бы Он сказал: «не подходи ко Мне как прежде; теперь обстоятельства изменились, и Я уже не буду обращаться с вами по прежнему», то это было бы для Марии неприятно и отзывалось бы хвастовством и тщеславием. Но слова: не у бо взыдох ко Отцу, были не тягостны и, между тем, выражали тоже самое» 86 . Со своей стороны мы можем сказать следующее. По всей вероятности, Мария Магдалина, узнав своего возлюбленного Учителя, имела намерение крепко обнять ноги Иисуса Христа. Она хотела крепко держать Его, что бы никто не мог разлучить её со своим Господом. Это намерение вполне объясняется ее тогдашним психическим состоянием. Она пламенно любила своего Божественного Учителя; все ее помыслы сосредоточивались на том, чтобы найти дорогое тело Господа, унести Его от врагов и положить в скрытом месте, где бы она могла помазать Его миром. Но вот оказывается, что Учитель ее стоит живым перед нею. Не должна ли была Мария пасть к Его ногам и крепко обнять их? Что делают, обыкновенно, люди, которые после продолжительного времени находят своего друга, считавшегося уже умершим? Не раскрывают ли они своих объятий и не крепко ли держат в них дорогое для них существо? Подобно этому хотела поступить и Мария Магдалина. Она не принимает во внимание того, что между ею и Господом есть большое расстояние; она намеревается обнять только Его колена. Господь, однако, не допускает этого, так как в этом не было нужды. Он намерен был еще не раз явиться своим последователям. Враги теперь не могли разлучить Марии со своим Господом. Следовательно, словами: не убо взыдох ко Отцу моему, Иисус Христос дает Марии величайшее утешение. Она теперь могла вдвойне радоваться – тому, что нашла своего Учителя, и тому, что еще не раз увидит Его. Обрадовавши Марию Магдалину, Иисус Христос тотчас дает ей поручение. Он говорит: иди же ко братии моей, и рцы им: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему πορεου δ πρς τος δελφος μου 87 , κα επε ατος. ναβανω πρς τν πατρα μου κα πατρα μν, κα Θεν μου κα Θεν μν.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voskres...

Какая же это здесь имеется в виду Мария? Конечно, отвечает он, Мария, Мать Господа. Да почему же? А потому, что у евангелиста эта Мария названа матерью Иакова и Иосии, а Иаков и Иосий были, как известно (Мф.13:54 и т.д.), братьями Господними. Затем, в Евангелии от Марка говорится: Были тут и женщины, которые смотрели издали; между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего (точнее — малого) и Иосии (15:40, Ср.:15:47;16:1). По мнению Гельвидия, и в этом случае речь идет о Марии, Матери Иисусовой, и на том же основании. Наконец, в Евангелии от Луки говорится: Возвестили все это одиннадцати и всем прочим. То были Магдалина Мария, и Иоанна и Мария, мать Иакова и другие с ними (24:9—10). Под именем Марии Иаковлевой Гельвидий опять разумеет Матерь Иисусову, потому что в числе братьев Господних, при упоминании о них евангелистов, на первом месте всегда поставляется Иаков. Кроме того, лжеучитель, упоминая о Марии, Матери Господней, стоявшей при кресте, совершенно произвольно позволяет себе именовать Ее вдовой. Есть также основание предполагать, что Гельвидий считал Иакова, брата Господня, лицом, принадлежащим к лику 12-ти апостолов Христовых (то же, вероятно, он думал, а может быть и писал, и о Симоне и Иуде, других братьях Господних). Опору для этого он находит, по-видимому, в том, что этот Иаков называется малым или меньшим, по его соображению, в отличие от Иакова Зеведеева, несомненного члена 12-ти. Такое сопричисление Иакова и двух других братьев Господних Гельвидием, а потом и многими другими богословами, к 12-ти, делается, кажется, для упрощения понимания Евангелий: чем меньше допускать действующих лиц в евангельской истории, тем легче изучать ее и распутывать недоуменные вопросы. Но указанное стремление в данном случае, как будет видно впоследствии, заходит за пределы позволительного.    Лучшим опровержением Гельвидиева мнения о братьях Господних, Иероним считает противопоставление его мнению своего собственного. Но, к сожалению, это последнее изложено слишком кратко и неясно, т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2640...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010