Рубрики Коллекции Фото Владимира Ештокина Если была в начале поста на чтении Канона, обязательно ли быть и в среду пятой седмицы? 1 мин., 17.04.2024 Поделиться Вопрос читателя: Нужно ли стоять на коленях всё время чтения Покаянного канона Андрея Критского? Если была в начале поста на чтении Канона, то обязательно ли в среду присутствовать на чтении? Спасибо. Любовь Ответ священника: Андрей ЕФАНОВ протоиерей Дорогая Любовь, на  Великом покаянном каноне по уставу положено стоять на коленях только во время пения кондака, остальное время положено делать по 3 поясных поклона на каждый тропарь канона. Впрочем, мне кажется, что такое «упражнение» не позволяет внимательно слушать канон и понимать текст молитвы, поэтому логичнее было бы вместо трёх поклонов совершать один (см. Как понять Великий покаянный канон Андрея Критского? ). Понятие обязательности не стоит применять к богослужению, иначе последствием этого может стать отвращение от богослужения вообще. Лучше постепенно входить в круг храмового богослужения и привыкать к молитве. Смотрите также: Мариино стояние: прямая трансляция и текст службы Если у Вас возник вопрос, обязательно ли посещать чтение Великого покаянного канона, то лучше для себя решить, а хочется ли Вам молиться в храме в этот день? Если желания нет, тогда надо задуматься, а почему это так? Выяснив для себя причину, следует принять решение. Если это лень или нежелание молиться, тогда это надо в себе перебороть. Если нет сил по здоровью, то лучше остаться дома и прочитать канон самостоятельно. Совсем же опускать чтение канона я бы не советовал, ведь глубина покаянного чувства, выраженная преподобным Андреем Критским, является для нас примером покаянной молитвы. Возможно, лучше понять смысл богослужения среды Вам поможет текст Мариино стояние , ведь в этот день читается не только Великий канон, но и житие удивительной святой — преподобной Марии Египетской. Помоги Вам Господь! Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Как праздновать Пасху с месячными? 26.04.2024 25.04.2024 25.04.2024 23.04.2024 23.04.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/esli-byla-v-nachale-posta...

И тут ты уже никуда не спрячешься. Вот Христос в освященных Дарах движется по храму, а правильнее сказать - приближается к каждому из присутствующих, и ответить на это движение страшно, а не ответить - еще страшнее. Особые дни В течение Великого поста есть дни, выделяющиеся особыми богослужениями, на которых христиане стремятся непременно побывать. В первую очередь это, конечно, Крестопоклонная неделя - третье воскресенье Великого поста (23 марта), когда торжественно выносится на середину храма украшенный крест Христов для поклонения и укрепления постящихся христиан. Служба этого дня и накануне Всенощное бдение посвящаются воспоминанию Страданий Христовых как напоминание почти посреди поста о том, к чему мы движемся, что Страстная неделя будет венчать Великий пост. Завершение 3-й Седмицы поста - это уже и время, когда христиане устают от напряжения телесного и духовного. Поклонение Кресту укрепляет силы уставших и побуждает к постному труду успевших расслабиться и подзабыть о первоначальной ревности и тех обещаниях, которые мы давали Богу на 1-й Седмице Великого поста. Очень ожидаемая служба - Мариино стояние (2 апреля), в среду вечером на 5-й Седмице Великого поста. Такое неформальное название это богослужение получило по необычной для привычного хода службы вставке чтения жития преподобной Марии Египетской. Повествование о жизни этой удивительной святой убеждает нас в том, что никакое, даже самое низкое, падение не является препятствием для покаяния в истинном смысле - решительной ненависти к ранее соделанным грехам. Мариино стояние - это еще и одна из самых продолжительных служб, поскольку на ней полностью прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Таким образом, для тех, кто упустил его на 1-й Седмице, это шанс все-таки услышать величайшее богослужебное последование христианской Церкви. На последней шестой неделе Поста, накануне праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья), совершается воспоминание воскрешения праведного Лазаря, называется этот день Лазарева суббота (12 апреля). Пост закончился, одежды священников на один день меняются с темных на светлые. И радость этого праздника ощущается христианами через особое чувство, которое можно было бы назвать предвкушением. Накануне Лазаревой субботы, в пятницу вечером частично поются воскресные песнопения, и хотя впереди еще главная седмица поста, Страстная, но мы уже, как когда-то древние иудеи, понимаем, Кто к нам пришел... Воскресить из мертвых четверодневного, уже смердящего покойника может только Бог. Это еще не окончательная победа над смертью, но твердое уверение в том, что последний наш враг скоро будет повержен.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Стояние Марии Египетской (Мариино стояние) – см. Андреево стояние. Страстная седмица ( слав, страсть – страдание) – последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе и посвященная воспоминаниям о последней неделе земной жизни Спасителя по входе Господнем в Иерусалим, куда входят Его пророчества и притчи, Тайная вечеря, предание на суд, страдания, смерть и погребение. Все дни С. с. носят название Великих – Великий Понедельник, Великий Вторник и т. д.; в первые три дня совершается Литургия Преждеосвященных Даров, в Великий Четверток и Великую Субботу – Литургия Василия Великого , в Великий Пяток Литургия не совершается. Страстотерпцы – наименование христианских мучеников, принявших мученическую кончину не за имя Христово, а в силу злобы и коварства людей; главное в подвиге С. – беззлобие и непротивление врагам. С. являются благоверные князья Борис и Глеб (XI в.), св. царевич Димитрий Угличский (1591 г.), последний император Российский Николай II и члены его семьи (1918 г.). Схима ( греч. σχμα – образ, схема) – совокупность одежд монаха, монашеское облачение; соответственно степеням монашества бывает С. малая и великая. Схимонах, или схимник, – монах, принявший великую схиму, иначе – великий ангельский образ. Пострижение инока в великую схиму совершается торжественней и дольше, чем в малую; монах даёт обет отречения от мира и всего мирского. К именованию монахов, имеющих сан, при их пострижении в великую схиму добавляется приставка «схи-». С.-священник (схииеромонах или иеросхимонах) сохраняет право священнодействовать, схиигумен и схиархимандрит должны устраниться от монастырской власти, схиепископ должен устраниться от епископской власти. Дополнительно к обычному монашескому одеянию С. носит куколь и аналав. Сыропустная Неделя (сыропуст) – последнее воскресенье перед Великим постом, когда можно употреблять в пищу скоромные продукты (за исключением мяса), в частности сыр. В это воскресенье воспоминается изгнание Адама из рая ( Быт. 3, 24 ). С. Н. называется также «Прощеным воскресеньем», т. к. в этот день бывает чин общего прощения в храме и принято, приступая к подвигу святой Четыредесятницы, примиряться со всеми.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

17 апреля – среда. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. В среду вечером в православных храмах совершается особая служба – «Мариино стояние». На этой службе единственный раз в году прочитывается целиком Великий канон Андрея Критского, который звучал по частям с понедельника по четверг первой седмицы Великого Поста и канон преподобной Марии Египетской. 18 апреля – четверг. Стояние преп. Марии Египетской. В этот день, по древнему обычаю, поется последование Великого канона. Сочинил его преподобный Андрей тогда же, когда и святой Софроний, патриарх Иерусалимский, записал житие Марии Египетской. Великий канон и слово о преподобной Марии отец Андрей впервые принес в Константинополь, когда был послан патриархом Иерусалимским Феодором в помощь на Шестой Собор. На Стояние преп. Марии Египетской — горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (200г). Один раз в день, около 15.00. Некоторые уставы разрешают только вино, а елей (масло) не допускается. 19 апреля – пятница. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. Перед праздником Похвалы Пресвятой Богородицы некоторые уставы разрешают вино. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина. 20 апреля – суббота. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина. Великий Пост 2024: питание в шестую Седмицу (22 — 27 апреля) 22 апреля – воскресенье. Пятая неделя Великого поста (пятый воскресный день поста). День памяти преп. Марии Египетской

http://pravmir.ru/chto-mozhno-v-post/

СТОЛПНИК - преподобный, совершавший подвиг монашеского делания на " столпе " - башне или другом возвышении. Основателем столпничества является преподобный Симеон Столпник (Сирия, ум. 459 г.). СТОЯНИЕ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ (Мариино стояние) - народное название утрени, совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста, на которой читается Великий канон св. Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской. Богослужение в этот день длится 57 часов. СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА (страсть - славянский страдание) - последняя неделя Великого поста, во время которой вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд, страдания и распятие, погребение Иисуса Христа. Все дни Страстной седмицы носят название Великих - Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. В первые три дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров, в Великий Четверток и Великую Субботу - литургия Василия Великого, в Великую пятницу литургия не совершается. СХИМА (греч. образ, схема) совокупность одежд монаха, монашеское облачение. Схима соответственно степеням монашества бывает малая и великая. СХИМОНАХ - монах, принявший великую схиму, иначе - великий ангельский образ. При постриге в великую схиму монах дает обет отречения от мира и всего мирского. Схимонах-священник (схииеромонах или иеросхимонах) сохраняет право священнодействовать, схиигумен и схиархимандрит должны устраниться от монастырской власти, схиепископ должен устраниться от епископской власти и не имеет права совершать литургию. Облачение схимонаха дополняется кукулем и аналавом. Схимонашество возникло на Ближнем Востоке в V в., когда с целью упорядочить отшельничество, императорской властью было приказано пустынникам поселиться в монастырях. Пустынники, принявшие затвор в замену отшельничества, стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным для схимонахов. СЫРОПУСТНАЯ НЕДЕЛЯ - последнее воскресение перед Великим постом - этим днем кончается употребление в пищу не постных продуктов (в т.ч. сыра). В это воскресение вспоминается Адамово изгнание (изгнание Адама из рая; см. Бытие, 3; 24). Сыропустная неделя также называется " Прощеным воскресением " , т.к. в этот день по традиции принято особенно просить друг у друга прощения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Рубрики Коллекции Что мы знаем о монахе, который рассказал миру о подвиге Марии Египетской? 4 мин., 17.04.2024 Поделиться На пятой неделе Великого поста в храмах совершается служба, которую называют Стояние Марии Египетской (Мариино стояние), где, кроме Великого покаянного канона Андрея Критского, полностью прочитывается житие святой Марии Египетской. В этом житии мы встречаемся не только с образом великой подвижницы — преподобной Марии, но и со свидетелем ее подвига старцем Зосимой. Что мы знаем о нем? Старец Зосима прославлен в лике святых как Зосима Палестинский, его память совершается 17 апреля (4 апреля по старому стилю). Считается, что преподобный жил в Палестине в V или VI веке (в зависимости от датировки смерти святой Марии Египетской). Еще ребенком («едва оторвавшись от материнской груди», как говорится в его житии) Зосима был отдан в один из палестинских монастырей, где преуспел в подвижничестве. В это время Палестина была центром христианского монашества. Здесь подвижники синтезировали египетский, сирийский и каппадокийский монашеский опыт и сформировали на его основе свою собственную гармоничную традицию. Отличительной чертой палестинского монашества в то время было устроение монастырей вблизи городов: крупные монастырские кластеры были вокруг Иерусалима, Газы, Скифополиса (совр. Бейн-Шеан), Елевферополя (совр. Бейт-Гуврин) и Кесарии (рядом с этим городом, по преданию, был монастырь, где изначально жил преподобный Зосима). Палестинские монахи участвовали в общественной жизни и богословских спорах того времени, а состав монашеской братии, насчитывающей тысячи человек, был многонациональным. Итак, Зосима был монахом, подвизавшимся в палестинской традиции: «Соблюдал он во всем правило, завещанное от воспитателей на поприще духовной атлетики, многое и от себя примыслил, трудясь покорить плоть духу».  Узнав об этих духовных дарованиях, монахи из ближних и дальних монастырей стали приходить к нему за научением. Также житие говорит, что «старец бывал удостоен божественных видений, озаряемый свыше».

http://foma.ru/chto-my-znaem-o-monahe-ko...

Святая Гора Афон (традиционным является употребление в тексте только двух слов названия - Святая Гора, Гора Афон, Святой Афон). Благочиния и представительства за рубежом: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, Представительство Русской Православной Церкви при Патриархе Антиохийском и всего Востока, Представительство Патриарха Московского и всея Руси в Нью-Йорке, Венгерское православное благочиние, Патриаршие приходы в Финляндии, Патриаршие приходы в США и Канаде, Западноевропейский Экзархат, Среднеевропейский Экзархат. Названия частей и принадлежностей храма Названия всех частей храма пишутся со строчной буквы: притвор, трапеза, алтарь, апсида и т.д. Названия всех принадлежностей храма пишутся со строчной буквы, кроме именования " Царские врата " : престол, жертвенник, солея, горнее место, иконостас и т.д. Названия священных сосудов и предметов пишутся со строчной буквы: дискос, звездица, лжица, кроме: Святая Чаша, Потир - как вмещающий Святые Дары, но: дарохранительница, Святая Плащаница. Названия всех священных одежд пишутся со строчной буквы. Деисис, не Деисус, - с прописной буквы. Названия книг Священного Писания и богослужебных книг пишутся с прописной буквы: Святая Библия, Бытие, Исход, Книга Иова, но: Песнь песней, Вторая книга Царств, Книга пророка Исаии, Евангелие, Четвероевангелие, Первое Послание апостола Петра. Служебник, Требник, Минея Месячная. Цветная Триодь, но Триодь цветная. Постная Триодь, но Триодь постная. Литургическая терминология Устав Церковный, Церковный Устав. Название служб суточного круга пишутся с прописной буквы: вечерня, повечерие, утреня, часы Великой Пятницы, великая вечерня, рождественские часы, царские часы, крещенские часы, но: Андреево стояние, Мариино стояние. Божественная литургия, Литургия Преждеосвященных даров, Тело и Кровь Христовы. Названия чтений и песнопений пишутся со строчных букв, кроме Блаженны (без кавычек), Богородичен (с Богородичном), Трисвятое: тропарь, кондак, ектения великая и т.д., стихира на " Хвалите " , или на " Хвалитех " (тоже устоявший в литургике термин, и даже более часто употребляемый), евангельская стихира, антифоны, степенны, аллилуиарий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/125/...

Разделы портала «Азбука веры» Покаянный Великий канон святого Андрея Критского Преосвященного Ионафана, архиепископа Херсонского и Таврического, четыре опыта переложения на русский язык для духовно-назидательного чтения Светлой памяти митрополита Никодима (Ротова) О ПОКАЯННОМ КАНОНЕ СВЯТОГО АНДРЕЯ КРИТСКОГО Покаянный великий канон — сочинение святителя Андрея Критского , жившего в конце седьмого века от Р.Х. По своему содержанию канон — сокровенная беседа с собственной душой. По форме — античная ритмическая проза. Он изобилует примерами из Ветхого и Нового Заветов, имеющими целью показать не только губительные последствия греховного состояния, но и бесконечное милосердие Божие, хотя и к падшему, но Его любимому творению. Чтение Покаянного Великого Канона — это, своего рода, словесное паломничество в духовный мир святого Андрея Критского , в мир восточной монашеской мистики и православной византийской антропологии. Покаянный Великий Канон знакомит читателя и слушателя с духовным измерением бытия: жизнь как стояние перед вечным Богом в сердечном молчании и творческой созидающей деятельности, как умственное богосозерцание, как восхождение к вершинам святости через отсечение слабой греховной воли и утверждение последней в добре через исполнение двуединой заповеди о любви к Богу и человеку. Кратко эту парадигму человеческого бытия выразил еще блаженный Августин в своей «Исповеди»: «До тех пор пребудет в смятении сердце мое, пока не успокоится в Тебе, Боже». Настоящий труд Преосвященного Ионафана (Елецких), архиепископа Херсонского и Таврического, представляет читателям четыре опыта переложения на русский язык Покаянного Великого канона св. Андрея Критского по дням первой седмицы Великого Поста и полный текст канона в четверг пятой седмицы Великого поста, т.н. Мариино стояние (славянизированная, прозаическая, ритмическая и стихотворная версии. Последняя — избранные тропари 1 и 2 песни канона). Ирмосы канона оставлены в церковнославянской версии Постной Триоди. Пояснительные слова выделены курсивом. Пунктуация славянизированной версии следует, как правило, знакам препинания в Постной славянской Триоди.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pokayannyj-...

9 апреля — Родительская вселенская суббота 4-й недели Великого поста Пятая седмица — с 10 апреля по 16 апреля 2016 года 10 апреля – воскресенье. Четвертая неделя Великого поста (четвертый воскресный день поста). День памяти богослова Иоанна Лествичника. Иоанн Лествичник был игуменом Синайского монастыря, написал знаменитую «Лествицу добродетелей», где показал ступени восхождения к духовному совершенству. («Лествица» от ст.-слав. «лестница». Варианты — Лествица райская, Скрижали духовные). Образ «Лествицы» заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят ангелы (Быт.28:12). Календарная память Иоанна Лествичника выпадает на время Великого поста, ее перенесли на воскресенье, и она закрепилась за 4-м воскресеньем Великого поста. В день памяти Иоанна Лествичника выпекали лесенки Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина. 11 апреля – понедельник. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. Сухоядение 12 апреля – вторник. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00. 13 апреля – среда. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. Сухоядение В среду вечером в православных храмах совершается особая служба – «Мариино стояние». На этой службе единственный раз в году прочитывается целиком Великий канон Андрея Критского, который звучал по частям с понедельника по четверг первой седмицы Великого Поста и канон преподобной Марии Египетской. 14 апреля – четверг. Стояние преп. Марии Египетской.

http://pravmir.ru/velikiy-post-2016-kale...

В конце Великого поста мы вспоминаем святую, которая прошла долгий путь покаяния. Пре­подобная Мария родилась в Александрии в середине V века. В двенадцать лет она ушла из дома, влекомая порочной жизнью. Долго Мария жила в грехе: «Семнадцать лет, и даже больше, я совершала блуд со всеми, не ради подарка или платы, так как ничего ни от кого я не хотела брать, но я так рассудила, что даром больше будут приходить ко мне и удовлетворять мою похоть». Но внезапно Господь обратил ее к покаянию. Это случилось, когда Мария случайно попала в Иерусалим и оказалась у храма Воскресения Христова. Все люди свободно входили в храм, а Марию останавливала невидимая сила. Так она поняла, что Господь не допускает ее войти в святое место. Марию охватили страх и раскаяние. После этого она зашла внутрь. Молитва у Гроба Господня изменила грешницу: Мария оставила свою прошлую жизнь и ушла в Иорданскую пустыню. Там она провела почти пятьдесят лет в одиночестве, молясь и постясь. В пустыне ее встретил старец Зосима из Иорданского монастыря. Он беседовал с преподобной и был поражен ее праведностью. Также он видел, как во время молитвы она приподнималась над землей и переходила Иордан по воде как по суше. Год спустя старец причастил святую, а еще через год — нашел в пустыне ее тело и похоронил. По преданию, могилу ему помог выкопать лев. Святой Серафим Саровский  говорил, что разница между погибающим грешником и грешником, который находит путь к спасению, — в решимости. Примером такой решимости служит Мария Египетская. Житие Марии Египетской читается за богослужением на пятой неделе Великого поста, в среду вечером, когда в храмах совершается утреня четверга, которую принято называть Стояние Марии Египетской (Мариино стояние). В 2024 году — 17 апреля. Лазарева суббота — 27 апреля В этот день мы вспоминаем невероятное чудо — воскрешение Христом праведного Лазаря, который четыре дня был мертв. Святой праведный Лазарь жил в Вифании и был братом Марфы и Марии. Христос часто посещал их. Незадолго до праздника Пасхи Лазарь заболел, и сестры сообщили об этом Христу.

http://foma.ru/prazdniki-velikogo-posta-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010