Когда-же настал день, Христос призвал своих учеников и из них избрал двенадцать апостолов ( Лк.6:12–16 ), которые положили собою начало новозаветному священству, или иерархии. Этих апостолов Христос послал к погибшим овцам дома Израилева, или евреям, проповедовать приближение Царства Небесного, исцелять больных, воскрешать мертвых и проч. ( Мф.10:5–23 ). Потом как бы в помощь двенадцати, Христос избрал еще 70 Апостолов, давши им почти те же самые повеления относительно проповеди, что и двенадцати ( Лк.10:1–11 ). Пока Господь Спаситель оставался на земле, Он Сам был, так сказать, верховным пастырем Церкви, блюстителем ( 1Пет.2:25 ), или епископом, 9 но после воскресения из мертвых, Христос Спаситель передал Апостолам власть учить людей вере во Христа, проповедовать, с вященнодействовать в Церкви и управлять ею, сказавши им: идите, научите (проповедуйте) все народы, крестя их (священнодействуйте) во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (управляйте Церковью ) ( Мф.28:19–20 ; Мк.16:15–16 ). Учредивши в Своей Церкви в лице апостолов пастырей и учителей, 10 или иерархию, Христос Спаситель обязал всех людей, верующих в Него, принимать от апостолов учение, таинства или священнодействия и повиноваться им, сказавши: слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня ( Лк.10:16 ). Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает пославшего Меня ( Мф.10:40 ). Если кто не примет вас и не послушает слов ваших… отраднее будет земле содомской и гоморской в день суда, нежели городу тому ( Мф.10:14–15 ). Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:15–16 ). Согласно повелению Господа, апостолы каждый день учили в храме и по домам, проповедуя об Иисусе Христе ( Деян.5:42, 6:1–5 , 1Кор.9:16 ), совершали таинства или священнодействовали: каждый должен разуметь нас, говорит апостол Павел, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих ( 1Кор.4:1 ), и управляли Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лк.16:14 .  Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. Лк.16:15 .  Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом. В числе слушателей притчи о неправедном домоправителе были и фарисеи, которые посмеивались ( ξεμυκτριζον) над Христом – очевидно, потому, что им казалось совершенной нелепостью Его мнение о земном богатстве. Закон, говорили они себе, иначе смотрит на богатство: там обещается богатство в награду праведникам за их добродетели, следовательно, оно никак не может быть названо неправедным. Притом и сами фарисеи любили деньги. Такое рассуждение фарисеев, несомненно, имеет в виду и Христос, когда обращается к ним со словами: «вы выказываете себя праведниками...» Он как бы хочет сказать им: «Да, в законе действительно есть обещания земных наград и, в частности, богатства за праведный образ жизни. Но вы-то не имеете права смотреть на свои богатства как на награду от Бога за вашу праведность. Ваша праведность – мнимая. Если вы можете найти почтение к себе со стороны людей своей лицемерной праведностью, то не найдете себе признания со стороны Бога, Который видит настоящее состояние вашего сердца. А состояние это таково, что оно должно быть признано самым ужасным». Лк.16:16 .  Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Лк.16:17 .  Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет. Лк.16:18 .  Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует. Эти три стиха содержат изречения, которые уже объяснены в комментариях к Евангелию от Матфея (см. Мф.11:12–14, 5:18, 32 ). Здесь они имеют значение введения к следующей притче о богаче и бедном Лазаре. Господь утверждает ими великое значение закона и пророков (об этом будет речь и в притче), которые подготавливали иудеев к принятию Царства Мессии, вестником о наступлении которого явился Иоанн Креститель. Благодаря им, в людях пробудилось стремление к открывшемуся Царству Божию. Закон не должен потерять из себя ни единой черты, и в пример этого утверждения закона Христос указывает на то, что Он еще строже понимает закон о разводе, чем он трактовался в фарисейской школе. Впрочем, Б. Вейс дает особое толкование этому изречению 18-го стиха. Евангелист Лука, по его мнению, понимает это изречение аллегорически, как характеризующее отношения между законом и новым строем Царства Божия (ср. Рим.7:1–3 ). Кто ради последнего отрешается от первого, тот совершает чрез это пред Богом такой же грех прелюбодеяния, как и тот, кто после того, как Бог освободил человека от подчинения закону через возвещение Евангелия, все-таки хочет продолжать прежние отношения с законом. Тот грешит с точки зрения непреложности закона (стих 17), а этот – как не желающий принять участие в стремлении людей к новой благодатной жизни (стих 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мк.16:14 .  Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. Мк.16:15 .  И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Мк.16:16 .  Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Мк.16:17 .  Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; Мк.16:18 .  будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. «Наконец» (стих 14) – правильнее: «позже» ( στερον). Это явление, бывшее во время трапезы учеников, конечно, было не последним. Но так как евангелист Марк хочет здесь закончить свое Евангелие, то он ко времени этого явления относит и те следующие слова Христа, которые Он высказал перед самой Своей разлукой с учениками на Елеонской горе. Об этом же явлении говорят Лука ( Лк.24:36–49 ) и Иоанн ( Ин.20:19–23 ). «Упрекал их за неверие», т.е. за то, что они не поверили вести о Его воскресении, сообщенной им женщинами и двумя учениками. Теперь же, конечно, апостолы являются уже верующими в воскресшего Христа. «Идите по всему миру... всей твари» (стих 15). Первое слово, с которым здесь обращается Христос к апостолам, уничтожает те ограничения, которые Он ранее ( Мф.10:5 ) высказал относительно миссионерской деятельности апостолов. Отныне, по совершении искупления, весь род человеческий (тварь) призывается ко вступлению в Царство Христово (речи о «неразумной твари» здесь нет, как показывает употребленный здесь глагол «проповедуйте»: неразумной твари нельзя «проповедовать»). «Кто будет веровать...» (стих 16). Во-вторых, Христос говорил апостолам об условиях спасения для тех, кто будет слушать их проповедь. Желающие спастись на последнем суде (ср. Мк.8:35, 10:26, 13:13–20 ) должны с верою принять предлагаемое им Евангелие и в знак своей веры во Христа принять крещение. Напротив, кто не уверует и, следовательно, не примет крещения, тот навлечет на себя осуждение от Высшего Судьи и погибнет. Таким образом, главной задачей апостолов будет проповедовать людям и внедрять в них веру во Христа. О том, что они должны при этом крестить, прямо не сказано, но это должно подразумевать здесь. Ведь они и ранее уже совершали крещение ( Ин.4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Помни об этом, а все остальное - прости " . Человека призывает только Бог. Наивно думать, что мы можем как-то оттолкнуть или наоборот призвать. Если у нас есть цель призвать, то только самим попросив Бога об этом. Цели оттолкнуть, конечно, ни у кого нет. Ирина (еще одна) 16 сентября 2014, 17:36 НН, да и я с Вами соглашусь, что такие они - блудные дети или заблудшие овцы, но мы-то, кто уже видит себя в Церкви (тем паче служит в том или ином качестве), разве не должники, которым 500 динариев уже прощено? Мне кажется, статья об этом. Валентина 16 сентября 2014, 16:58 Еще нетерпимость проявляется дома по отношению к домочадцам. Потерпеть немытую посуду, пыль и т.д., не раздражаясь при этом, - это тоже подвиг. Не накручивать себя, вовремя останавливать, мягко делать замечания, - трудно. Я нетерпима дома и страдаю от этого. Надеюсь на помощь Божией Матери. Василий Н. 16 сентября 2014, 15:42 НН, а я так думаю, что если хамят, прикрываясь Богом или Церковью, то неокрепший в вере человек может и усомниться: а действительно ли православие несет любовь? Андрей 16 сентября 2014, 15:25 Спаси Господи! Есть над чем задуматься! Людмила 16 сентября 2014, 13:49 Поддерживаю автора. Пройдя этап неофитства надо заниматься своим внутренним миром, а не стремиться учить всех подряд. Скорее, думаю, нужно подражать тем аскетам, о которых автор пишет, чем становиться для многих людей непрошенными учителями. Помните, как сказал Господь Антонию Великому: " Антоний! Внемли себе " . Ирина 16 сентября 2014, 12:34 " Любовь ДОЛГОТЕРПИТ, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. " (Первое Послание к Коринфянам апостола Павла) И снова о Любви! А точнее об ее отсутствии. Любовь - это в первую очередь долготерпение.

http://pravoslavie.ru/73564.html

После принесения всех этих жертв следовали жертвы всесожжения, указанный книгою Числ (гл. 28, ст. 26–31: два тельца, один овен и семь однолетних агнцев). Этими жертвами, которые были как бы одной жертвой всесожжения 32 , израильтяне желали выразить свою полную преданность Иегове, даровавшему им плодородие на полях и благоволившему принять от них благодарственные за это жертвы. Но так как грех разлучает человека от Бога ( Ис.59:2 ; 2Кор.6:14–15 ), то по всей вероятности, прежде этих жертв закалывался козел в жертву за грех народа еврейского, о чем упоминается в кн. Чисел ( Чис.28:30 ). Так как жертвы, предписываемые Чис.28:26–31 для дня пятидесятницы, были совершенно такими же, как и во все семь дней праздника опресноков ( Чис.28:16–24 ) 33 ; так как, – далее, – самое название дня пятидесятницы праздником жатвы ( Исх.23:10 , евр. хаг " гаккацир) и днем первых плодов (евр. йом " габбикурим, Чис.28:26 ) указывает на 16-е нисана, когда приносился сноп из начатков жатвы (евр. решит " гаккацир); так как, – наконец, – счисление 50 дней и семи недель от принесения первого снопа до принесения первых кислых хлебов ( Лев.23:15–16 ; Втор.16:9–10 ) поставляет день пятидесятницы в самую тесную связь с праздником опресноков: то, очевидно, тот и другой праздник можно рассматривать как одно священное время, началом которого служила пасха, серединой – праздник опресноков и заключением – пятидесятница. Это был весенний круг ветхозаветных празднеств, подобно тому как праздник труб, день очищения и праздник кущей составляли осенний круг таких праздников 34 . Кроме двух кислых хлебов и жертв, которые приносились за весь народ ( Лев.23:17–20 ; Чис.28:26–31 ), конечно, каждый израильтянин мог приносить, по своему усердию, и другие жертвы, какие желал, лично от себя. Закон Моисеев прямо предписывал: «никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками, но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа Бога, какое Он дал» ( Втор.16:16–17 ; Исх.23:15, 34:20 ). В частности же относительно праздника пятидесятницы заповедовалось: «совершай праздник седмиц Господу, Богу твоему, по усердию руки твоей, сколько ты дашь, смотря по тому, чем благословит тебя Господь, Бог твой» ( Втор.16:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

«Приидет же, егда упразднится». Утешил сею надеждою. 1Кор.16:13 .  Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. 1Кор.16:14 .  Все у вас да будет с любовью. «Бодрствуйте, стойте в вере: мужайтеся, утверждайтеся»: «вся вам любовию да бывают». Сказал: «бодрствуйте», по причине обманщиков, и также: «стойте, мужайтеся, утверждайтеся», по причине явных врагов, потому что благочестивые были гонимы злочестивыми. Сие же: «вся вам любовию да бывают» – сказано тем, которые производили разделения в теле Церкви, дали в себе место страсти любоначалия, вкушали идоложертвенное и пренебрегали соблазняющихся. 1Кор.16:15 .  Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым). 1Кор.16:16 .  Будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся. «Молю же вы, братие: весте дом Стефанинов и Фортунатов, яко есть начаток Ахаии о Христе, и в служение святым учинииша себе: да и вы повинуйтеся таковым, и всякому споспешствующу и труждающуся». Две похвалы восписал Апостол: что первые прияли спасительную проповедь и что, открыв дом святым, оказывают им всякую услугу, а потому и дает приказание, чтобы они и соизволяющие на подобное сему пользовались всякою честию. 1Кор.16:17 .  Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше. 1Кор.16:18 .  Ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых. «Возрадовахся же о пришествии Стефанинове и Фуртунатове и Ахаикове, яко ваше лишение сии исполниша: упокоиша бо мой дух и ваш. Познавайте убо таковыя». С ними прислали письмо коринфяне и спрашивали Апостола об оженившихся. С ними и Апостол отправил сие послание. Ибо не блаженный Тимофей, как предполагали некоторые, послужил доставлению писания. Он, хотя к ним был послан, но, вероятно, выполнив другую потребность в ином городе, потом уже прибыл к ним. На сию мысль наводит написанное о нем, ибо сказано: «Аще приидет Тимофей, блюдите, да без страха будет у вас». А сих с особенною заботою одобряет Апостол, чтобы коринфяне не причинили им печали, по подозрению, будто бы они были обвинителями коринфян.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

См. 4,11. Образ, символизирующий наказание. Ср. Ис.41,16 . 15 более, нежели песку в море. Образ, ранее служивший символом благословения, теперь заключает в себе угрозу (см. Быт. 22,17 ; ср. Ис. 10,22 ). 15 остаток их предам мечу. Даже те, кого минует разрушение, погибнут в свой черед (см. Ис. 6,14 ). 15 может ли железо сокрушить железо..? Иными словами, разве может Иеремия надеяться на то, что ему удастся превозмочь упрямство Иудеи (см. 13,23 и ком.)? северное. Эти слова напоминают о том, что недруги Иеремии столь же сильны, сколь и враги Иудеи, т.е. вавилоняне (см. 6,1). 15 отправлю с врагами твоими. См. 43,4–7. 15 слова твои, и Я съел их. См. Иез. 3,1–3 . имя Твое наречено на мне. Те же слова относятся ко всему народу в 14,9. 15 под тяготеющею на мне Твоею рукою. Ср. Ис. 11,8 . сидел одиноко. Образ одинокого пророка, который ни для кого не был желанным гостем (ср. 3Цар. 19,10 и Мф. 26,37.38 ). 15 рана моя так неисцельна. Этой раной является Иудея (см. 14,17); те же слова в 30,12 соединяются с обещанием исцеления (ст. 16,17). См. также 10,19. обманчивым источником. Ср. 20,7. 15 спасу тебя. Обетование спасения Иеремии предвещает спасение всей Иудеи. Глава 16 1617,18 Иеремия получает запрещение жениться и каким-либо иным образом участвовать в мирской жизни, что служит знаком надвигающегося суд (16,1–21). Гл. 17 раскрывает различия между судьбами тех, кто надеется на человека, и тех, кто уповает на Бога (17,1–18). 16 не бери себе жены. Этот запрет объясняется исключительно характером пророчества Иеремии, призванного возвестить участь Иудеи; безбрачие пророка залог его бездетности (см. 1Кор. 7,26 ). на месте сем. Бездетность Иеремии имеет символический смысл, особенно для Иудеи и Иерусалима. 16:3–4 Обреченный на бездетность, пророк своей судьбой свидетельствует о том, что впереди у Иудеи нет будущего. тяжкими смертями. Ср. Втор. 7,15 . ни похоронены. См. ком. к 7,33. навозом. См.8,2. мечом и голодом. См. 14,12. 16 не будут преломлять для них хлеб... не подадут им чаши. Описание траурного обряда, возможно, связанного со смертью родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Тамара 16 марта 2015, 12:54 Спасибо архимандриту Тихону за его служение во Славу Божию и во благо Отечеству.Исчерпывающий анализ деятельности воинствующих представителей псевдокультуры. Хочется напомнить в этой связи слова свт. Филарета, митрополита Московского: " Любите своих врагов, сокрушайте врагов Отечества и гнушайтесь врагами Божиими " . Марина 16 марта 2015, 12:44 Спасибо, отец Тихон, за статью. И за все ваши труды всегда понятные и добрые. Священник Сергий 16 марта 2015, 12:40 Таких горе-деятелей культуры просто нужно отлучать от Церкви, как в свое время Л.Н. Толстого. Михаил 16 марта 2015, 12:33 Спаси и помоги нам Господи!!! И знаете, скорее всего, какой-то тупик в искустве в искустве получается - они не знают что и как ставить спектакли: призавающе-научающие нравственности, любви. Сам Марк Захаров в этом " расписался " Александр 16 марта 2015, 12:22 Галине Фоминых - судя по стилистическому сходству, и те и другие " демотиваторы " лепятся на одном компьютере... Анна 16 марта 2015, 12:14 Огромная благодарность Вам, о. Тихон, за спокойную и подробную статью. Иван Иванов 16 марта 2015, 11:55 Затем в Евангелии нам повелено непременно, и со всей искренностью, предпринять попытки увещевания: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви». Но эти увещевания не должны простираться до бесконечности: «Если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15–17). Если следовать этому принципу до конца, то диалог с подобными авторами должен заканчиваться или их покаянием или отлучением от церкви. Если они крещены, конечно. И пусть это отлучение формально для самого отлучаемого, но мы, как христиане имеем право надеяться, что с помощью Божией отлучённый постигнет, что на самом деле оно далеко не формально и сделает всё, чтобы оно было снято.

http://pravoslavie.ru/77914.html

1Кор.16:19 .  Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью. «Целуют вы церкви Асийския». И сие присовокупил Апостол на пользу коринфянам, показывая распространение проповеди. «Целуют вы о Господе много Акила и Прискилла, с домашнею их церковию». Вместе с ними жил божественный Апостол: «бяху бо» и они «скинотворцы хитростию» ( Деян. 18, 3 ). И они по великой добродетели соделали дом церковию, вознамерившись делать то одно, что прилично церкви. 1Кор.16:20 .  Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием. «Целуют вы братия вся. Целуйте друг друга лобзанием святым». Апостол изгнал раздор и святым лобзанием связал их между собою. 1Кор.16:21 .  Мое, Павлово, приветствие собственноручно. «Целование моею рукою Павлею», то есть послание сказывал я писавшему, а приветствие приложил своею рукою, сими письменами давая знать, что все написанное мое. 1Кор.16:22 .  Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа. 3 «Аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят». Да будет чужд общего тела Церкви, кто не имеет горячей любви ко Владыке Христу. А сим Апостол внушил страх тем, которые были уже обвинены. И как любящие телесное никого не хотят иметь сообщником в любви, так божественный Апостол желает, чтобы все люди вместе с ним были любителями, и кто не таков, отсекает тех от Церкви. «Маран афа». Это не еврейское, как думали некоторые, но сирское слово. В переводе же значит: Господь пришел. Апостол употребил оное, смиряя величавость коринфян, гордившихся даром слова, и научая, что потребна не ученость, но вера. 1Кор.16:23 .  Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. 1Кор.16:24 .  И любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь. «Благодать Господа Иисуса с вами»: «и любы моя со всеми вами о Христе Иисусе. Аминь». Апостол по обычаю пожелал коринфянам благодати Господа Иисуса, о любви же своей упомянул не просто, но давая знать, что, движимый любовию к ним, употребил слова более суровые, подражая отеческому любвеобилию и желая их спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

1Кор.16:7 .  Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь про­быть у вас несколько време­ни, если Го­с­по­дь по­зволит. 1Кор.16:8 .  В Ефесе же я про­буду до Пятидесятницы, 1Кор.16:9 .  ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и про­тивников много. Ап. намеревается посетить Коринф после того, как побывает в Македонии, и побыть в Коринфе долгое время. Теперь же ему нужно остаться до 50-цы в Ефесе. – «Иду чрез Македонию», т. е. собираюсь идти... – «Меня проводили», т. е. приготовили для меня и моих спутников все необходимое в путешествии. – Ап. писал послание около Пасхи 57-го г. Он рассчитывал еще несколько недель прожить в Ефесе, лето провести в Македонии, откуда осенью пойти в Коринф и пробыть там зиму 57–58-го года. Но некоторые обстоятельства заставили его изменить свое намерение и обстоятельства эти были, кажется, очень серьезного свойства (ср. 2Кор. 2:1–4 ). – «Дверь», т. е. открылась возможность распространять Евангелие. – «И противников много». Это обстоятельство заставляет Апостола продолжать свое пребывание в Ефесе. Он должен бороться с теми, кто ставил преграды Евангелию, и побороть их. 1Кор.16:10 .  Если же при­дет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Го­с­по­дне, как и я. 1Кор.16:11 .  Посему никто не пре­небрегай его, но про­водите его с миром, чтобы он при­шел ко мне, ибо я жду его с братиями. 1Кор.16:12 .  А что до брата Аполлоса, я очень про­сил его, чтобы он с братиями по­шел к вам; но он никак не хотел идти ныне, а при­дет, когда ему будет удобно. До прихода Апостола в Коринф туда может прибыть Тимофей. Ап. просит коринфян принять его и проводить как следует. Что касается Аполлоса, то он не захотел пойти в Коринф теперь и придет после. Ап. опасается, что коринфяне могут пренебречь тем, что им будет говорить Тимофей: он должен был показаться им слишком юным для того, чтобы выступать в качестве руководителя Церкви (ср. 1Тим. 4:12 ). – «Я жду его с братиями». Посланные Коринфской Церковью к Павлу послы еще не ушли в это время от него и ждали, что скажет о настроении коринфян Тимофей (ст. 17). – «А что до брата Аполлоса...». Ап. в виду существования партии Аполлоса в Коринфе, считает нужным сказать, что он вовсе не задерживает у себя Аполлоса, как будто опасаясь усиления его партии с его прибытием в Коринф. Аполлос сам не хотел идти туда, не желая подать повод к тому, чтобы его считали ищущим популярности в ущерб влиянию Павла. – «С братиями» т. е. с посланными от коринфской Церкви христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010