1921 Преосвященный Леонид продолжал быть викарием Московским и после кончины святителя Филарета до 1876 года, когда в сане архиепископа переведен был на Ярославскую кафедру, где в том же году и скончался. 1922 См. Письма митрополита Филарета к преосвященному Леониду, стр. 39; Письма Филарета к высочайшим особам и другим лицам, II, 161–162 и др. 1923 Еще в прошедшем столетии некоторое время была кафедра епископа Можайского и епископом Можайским (1745–1753) был Серапион Лятошевич, после епископ Переяславский. 1928 В своем донесении Святейшему Синоду о нужде второго викария, по примеру Санкт-Петербургской, и дли Московской епархии, святитель Филарет и ставит вопрос: «может ли быть сообразно с потребностями Церковного управления, чтобы я, при оскудевающих силах, продолжал еще вверенное мне служение». Собрание мнений и отзывов Филарета, V, 322. 1929 В том же донесении святитель Филарет упоминает и об этой помощи, т.е. со стороны преосвященного Леонида и ссылаясь на его частое нездоровье, как новую причину требования второго викарии, говорит, однако, о преосвященном Леониде, что «его достоинство побуждает сберечь его для продолжения службы». Там же. 1933 См. Празднование 25-летнего служения преосвященного Саввы в сане епископское, стр. 49, изд. 2, Тверь, 1892. 1934 Преосвященный Игнатий прямо из семинарии поступил в Академию, а преосвященный Савва, по окончании курса в семинарии в 1841 году, лишь чрез 5 лет поступил в Академию. 1937 Дотоле еще 25 декабря 1799 года в Сергиевой Лавре был рукоположен во епископа Дмитровского митрополитом Платоном Серафим, что в последствии митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский († 1843). 1938 Преосвященный Игнатий был внук сестры митрополита Филарета Ольги Михайловны и сын родной племянницы святителя, Анны Иродионовны, бывшей замужем за священником Богословской церкви города Коломны Димитрием Алексеевичем Рождественским. См. о них в Письмах Филарета к родным, стр. 247, 257, 271. 1942 Преосвященный Игнатий, с 1878 года из викариев Московских епископ Костромский, скончался в 1883 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Наречение его состоялось 29 марта 1745 г., а посвящение 30 марта. Для жительства ему назначался Никитский монастырь близ Переяславля. Воспоминать его, где следует, после настоящего архиепископа велено так: «боголюбивого епископа Серапиона», в великих возглашениях – «и боголюбивого епископа Серапиона, викария, архиепископа переяславского и дмитровского». 593 У Амвросия в Истории Рос. Иерархии (1, стр. 232) Серапион именуется епископом «боголюбывым», а в списках Юр. Толстого изд. 1896 г. 78 – «боголюбовским». Тут ясное недоразумение, основанное на искажении слова указа именовать за настоящим архиепископом его викария «боголюбивого епископа Серапиона», а не «боголюбского» и не «боголюбова». 17 февраля 1746 г. епископу Серапиону велено именоваться можайским и волоколамским и быть коадъютором Переяславской епархии, пока существует переяславская архиепископия. В ведение викария отданы церкви и монастыри в городах Можайске и Волоколамске и устроено особое Духовное Правление. Все можайское и волоколамское духовенство по своим делам должно было обращаться к епископу Серапиону, как к епархиальному архиерею. Местом жительства его по выбору Консистории и апробации самого епископа Серапиона, утвержденной архиепископом Арсением, назначен был Иосифо-Волоколамский монастырь. Доходы с него шли на содержание викария. В сомнительных делах епископ Серапион должен был обращаться к архиепископу Арсению и дела, таким образом, решались сообща. 594 После увольнения на покой архиепископа Арсения (1752 г. 27 мая) Можайское и Волоколамское викариатство упразднено (3 марта 1753 г.), а сам викарий епископ Серапион (Лятошевич) назначен на самостоятельную Переяславль-Залесскую кафедру, но скоро (29 октября того же года) переведен на Вологду в сане епископа. Переяславль-Залесскую кафедру после него занял знаменитый впоследствии страдалец московский архиепископ Амвросий Зертис-Каменский. Будучи первоначально назначен в Вологду, он выпросил себе кафедру поближе к Ново-Иерусалимскому монастырю, которым управлял до 1765 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В 1721 г. архим. Герман в числе представителей высшего духовенства подписал «Духовный регламент». В том же году инквизитор Никанор (Подгаецкий) донес в приказ Инквизиторских дел о злоупотреблениях архим. Германа (Там же. Оп. 3. Ч. 1. Ед. хр. 9, 10). В 1722 г. Герман был лишен сана архимандрита и по решению Синода нек-рое время содержался в мон-ре, а затем по обвинению в суеверии сослан во Флорищеву пуст. В 1722 г. архимандритом И. В. м. стал насельник столичного Александро-Невского мон-ря иером. Иоаким (возглавлял обитель дважды: в 1722-1723 и в 1728-1738). В 1726 г. должность наместника исполнял иером. Михаил, при котором в монастыре проживали, согласно описи, «Аарон (одержим животною болезнию), Иринарх (стар), Иосиф (грамоты недоволен), Ефрем (стар), Мелхиседек (дряхл) и Тарасий (стар и глух)» (см.: ОДДС. Т. 5. Прил. VI. С. LXXII). Др. постриженик Александро-Невской лавры, архим. Сергий (Прозоровский), в 1728 г. участвовал в церемонии коронации имп. Петра II . В 1732 г. управление духовными делами Волоколамской десятины было передано архим. Иоакиму. К этому времени к И. В. м. были приписаны волоколамский Власиевский жен. мон-рь, ржевский Крестовоздвиженский и Опекалово-Вознесенский муж. мон-ри. До 1740 г. И. В. м. подчинялся епископам Можайским и Волоколамским, в 1740-1789 гг.- епископам Переславль-Залесским и Дмитровским, а затем - митрополитам Московским. Власти монастыря получали указы и распоряжения из Синода, Коллегии экономии, духовной дикастерии, а также состояли в переписке с Волоколамской воеводской канцелярией. В 1745-1753 гг. И. В. м. управлял викарий Переславль-Залесской епархии еп. Можайский Серапион (Лятошевич). В обители располагался Домовотчинный приказ Переславль-Залесской духовной консистории. В 1746-1747 гг. И. В. м. был кафедральным, туда направлялись для исправления лица духовного и светского звания, совершившие преступления, или душевнобольные. По 2-й ревизии во владении И. В. м. находилось 11 624 чел. (муж. пола), 19 585,5 дес. пашенной земли на 3 полях и 16 092 копны сенных покосов.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Евфимий (вторично), в 1587 (пять месяцев) и † … Левкий , в 1587–90. Иоасаф , в 1590–92. Вассиан , в 1593–95. Геласий , в 1595–99. Вассиан (вторично), 1599–1601. Нил , в 1602–1604. Арсений , в 1605–23. Мисаил , 1623 и 24. Левкий , 1625–34. Макарий определён 5 сент. 1634; до 1641. Зосима , в 1642–52, уволен. (В 1653–61 жил в Москве и 19 февр. 1660 был восприемником от купели царевны Марии Алексеевны). Архимандриты Иор (sic), в 1652–54. Тихон , в 1654–61. Корнилий определён 1 сент. 1661; до 1666. Савватий , в 1666–68, февр. Гермоген , в 1668 (с июня); перев. в Московский Богоявленский. Герасим в 1668 перев. из Московского Богоявленского; до 1673. Корнилий , в 1673–81. Александр , с 1682; 8 февр. 1685 хирот. в архиеп. Великоустюжского. Тимофей , в 1685–87. Иоасаф , в 1687 и 88. Ефрем , в 1689 и 90; [перев. из Астраханского Спасского (Троицкого?). После в Крестном. (Ист. Иер., IV, 861 ?)] Николай , в 1690–94. Алексий , в 1695–1702. Герман определён 1 окт. 1702; в 1722, по суду, лишён сана и сослан. Иоаким определён в мае 1722; 16 февр. 1723 уволен. Мельхиседек Борщев 16 февр. 1723 перев. из Дмитровского Борисоглебского; в 1727 – в Новый Иерусалим. Сергий Прозоровский с дек. 1727; † 1728 … Иоаким (вторично, был в Чудове митре ризничим) определён 6 июня 1728; в исх. 1738 отрешён; † 1739 ... Варлаам , в 1739–45, отрешён. Серапион Лятошевич , еписк. Можайский, викарий Переяславль-Залесской епархии, в 1745–53, имел пребывание в мнтре и управлял им; архим-та не было. Панкратий Чарныйский 6 мая 1753 перев. из Переяславльского Даниилова монастыря и вскоре – в Можайский Лужецкий. Пахомий Симанский , с 1753; 25 мая 1758 хирот. в еписк. Тамбовского. Геннадий Драницын в 1758 перев. из Заиконоспасского монастыря; 13 дек. 1760 хирот. в еписк. Суздальского. Адриан , с 1761; 5 дек. 1766 перев. в Боровский Пафнутиев мнтрь. Варлаам Синьковский , 1767, в начале перев. из Петергофской Троицкой Сергиевой пустыни, а в 1773 – в Саввин Сторожевский мнтрь. Пахомий Поленичка ( Поляница ) в 1773 перев. из Московского Богоявленского монастыря; † 1775...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 . ГЕННАДИЙ Грацинский хиротонисан в 1768 году, Апреля 13, из Архимандритов Заиконоспасских и Ректоров. В 1773 году, Августа 16, скончался. 7 . АНТОНИЙ Румовский хиротонисан в 1774 году, Февраля 3, из Архимандритов Новгородского Вяжицкого монастыря. В 1776 году уволен в Московский Угрешский монастырь, и того же года, Сентября 19, определён в Астраханскую Епархию. 8 . ФЕОФИЛАКТ Горский хиротонисан в 1776 году, Сентября 18, из Архимандритов Донского монастыря. В 1788 году, Мая 6, переведён в Коломенскую Епархию, и по нём Переславская Епархия упразднена. Прибавление о Викарии Переславской Епархии Епископ 1 . СЕРАПИОН Лятошевич хиротонисан в 1745 году, Марта 30, из Архимандритов Колязинских с наименованием Боголюбовым. В 1745 году, Февраля 16, наименован Можайским и Волоколамским. В 1753 году, Марта 3, определён местным. Глава XI. Епархия Крутицкая Епархия Крутицкая учреждена в 1261 году под именем Сарайской на Волге, близ нынешнего города Царицына, в Великом Сарае, бывшей столице Ордынских Ханов, детей Батыевых, для приезжавших туда из России Христиан. Первый Епископ жил в Сарае, а второй в Переславле Русском, и потому именовался Переславским и Сарайским. Последовавшие же Епископы, поскольку имели потом в своём ведомстве и по Дону лежащие церкви; то начали титуловаться и Подонскими. В начале XIV столетия переселились они в Москву на Крутицы, однако же, удерживали прежний свой титул до 1764 года. А с того времени переименованы Крутицкими и Можайскими. Епархия сия продолжалась 527 лет, и упразднилась уже в 1788 году. А) Епископы Сарайские 1 . МИТРОФАН хиротонисан в 1261 году. В 1269 году оставил Епархию и принял схиму. 2 . ФЕОГНОСТ хиротонисан в 1269 году и наименован Переславским и Сарайским. Он упоминается и в 1279 году. Гaлakmuoh I сомнительный. 3 . BAPЛAAM I, Грек, первый Епископ собственно Крутицкий, которому Великий Князь Даниил Александрович около 1300 года повелел освятить церковь на горах у Москвы реки. Вероятно, с тех пор место сие было подворьем для приезда в Москву Сарайских Архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Вероятно, еще в начале 1743 году преосвященный Тверской Митрофан просил Киево-Печерского архимандрита Тимофея Щербацкого выслать в Тверь, для преподавания философии, иеромонаха Порфирия Падуновского, которого, однако же, архимандрит Щербацкий не выслал по первому требованию потому, что ожидал «повторительного указу из Св. Синода о непременной посылке его в Белоградскую Академию». Не получив удовлетворения своей просьбе, преосвященный Митрофан исходатайствовал особый указ Св. Синода по сему предмету и летом 1745 года послал в Киев своего боярского сына Василия Ворошинина с письмами к архимандритам Киево-Печерской лавры Тимофею Щербацкому и Киево-Михайловского монастыря Сильвестру (Думницкому) о том, чтобы первый выслал в Тверскую семинарию «для преподавания философии» иеромонаха Порфирия Падуновского, а второй – пана Василия Гловацкого. При этом преосвященный дал Ворошинину секретную инструкцию, по которой Ворошинин должен был передать письма от него к тогдашнему Митрополиту Киевскому Рафаилу и вышеупомянутым архимандритам, и при этом вручил указ из Св. Синода, который, очевидно, повелевал выслать в Тверь вышеупомянутых учителей, но который Ворошинин должен был подать архимандритам, «буде по тем письмам вышеименованный монах Порфирий Падуновский отпущен не будет»; в случае же свободного отпуска этих лиц, указ должно было, по инструкции, «привезти обратно в Тверь и никому об нем не объявлять». Но синодального указа не пришлось предъявлять никому в Киеве, так как оба требуемые учители были свободно отпущены из Киева. Киево-Печерский архимандрит, в письме своем, с которым он препровождал в Тверь Падуновского, писал, что он отправляет иеромонаха Порфирия «к произведению в Отроч монастырь во архимандрита и ко определению семинарии в ректора и к преподаянию философии»; а Киево-Михайловский архимандрит в письме своем, данном Гловацкому для вручения преосвященному Митрофану, писал, чтобы владыка, «прияв сына обители, пана Василия Гловацкого, в милостивую архипастырскую дирекцию, в благодетельском содержал респекте». Падуновский и Гловацкий вместе с Ворошининым отправились 4 сентября 1745 года, а приехали в Тверь в начале октября того же года. Они вступили в отправление своих обязанностей 18 октября 1745 года, а 28 октября того же года прибыть еще новый учитель Иван Лятошевич, тоже вызванный из Киева 335 ). Тогда как Падуновский вызывался для препдаяния философии, Гловацкий и Лятошевич, вероятно, назначались для преподавания реторики и пиитики.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Сванский (Свиньский) Успенский, от города Брянска в 3 верстах, существовал в XVI столетия. В 1681–86 зависел от Киевской Лавры и назывался «Новопечерский». Ныне третьеклассный. [VI, 35.] Игумены Тихон , 1560. Сергий , 1566 и 67. Иов , 1572. Варлаам , 1582; после архим. Петровский. Исаия , 1595, 99, 1603. Иаков , 1606. Марк , 1610. Варсонофий , 1614; после архим. Петровский. Иона , 1623, 30, 40. Иов Челюсткин , строит., 1625–27, 1630, 33, 35; после в Белевском Спасском. Феодосий , 1640–42. Иаков , 1643–55; † … Гермоген , 1655–57, отставлен. Марк , 1658–63. Варнава Глыбоцкий , 1664 и 65. Никодим , 1666–71, убит. Филарет Левшин , 1672–79, 2 сент. Маркелл , архим., 1679 и 80, 21 мар. хирот. в епископа Суздальского. Никон , архим., в сент. 1680 и 81 по мар.; куда выбыл, неизвестно. 10 мар. 1681 мнтрь приписан к Киево-Печерской Лавре, оттуда присылались Наместники Иоанн Максимович , из лаврских казначеев, в 1684–96, перев. в Черниговский Елецкий мнтрь. Сила Жоравский , 1696–99. Афанасий Миславский , 1700 и 1, февр., отозван в Лавру; после архим. в ней. Филофей Лещинский , 1701 и 2, 4 апр. хирот. в митрополита Сибирского. Серапион , в 1702–4. Антоний Тарасевич , в 1705–10. Модест Ильницкий , 1710–16,13 нояб. перев. в Нежинский Назарет. Иаков , с 1716; по … Илия … Варсонофий Ростоцкий , в 1721–27. Иннокентий Жданович , 1728–30. Варсонофий , в 1731–34. Иоиль Савицкий , 1738 и 39; † … Геннадий Васинский , 1743–45. Лука Белоусович , с 1745, а 21 июня 1752 посвящён в архим. Киево-Печерской Лавры. Гервасий , 1752, 13 сент. уволен. Иерофей , в 1752–55. Ипатий Войцехович , с 1758; † 23 мар. 1761. Ираклий Лятошевич , с 1761; в 1764 произведён в игумена; 10 янв. 1766 уволен, за болезнью. Каллист , игум., определён 10 янв. 1766; до 1770. Палладий , игум., определён 3 апр. 1770; † 7 июля 1787. 20 апр. 1786 мнтрь от Киево-Печерской Лавры отписан в епархиальное ведомство. Игумены Модест произведён 14 окт. 1787 из наместн. Саввы-Сторожевского монастыря; 22 окт. 1796 перев. в Орловский Успенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВОЛОГОДСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вологодский Воскресенский собор, 2012 год. Фото с сайта sobory.ru До постройки собора, с конца XVI до последней трети XVIII века, службы проводились круглогодично в неотапливаемом Софийском соборе . Сохранились сведения, что во время зимнего богослужения в Софии правящему архиерею, чтобы тот не замерз, вкладывали в одежду горячие камни. Решение о постройке теплого (зимнего) кафедрального собора, предназначенного для богослужения в основном в зимнее время, было принято в начале 1750-х годов при епископе Серапионе (Лятошевиче) . Первоначально теплый каменный храм, предназначенный для зимнего богослужения, на территории кремля был возведен между 1757 и 1770 годами и освящен во имя Сретения Господня . Однако вскоре обнаружились многочисленные дефекты постройки, указывающие на его непрочность. Поэтому в 1771 году построенный собор был полностью разобран. Для нового теплого собора избрано было место на юго-восточном углу высокой каменной стены, окружающей архиерейский дом, в расстоянии от Софийского собора к югу около 20 сажен. После сноса башни, в 1772 году состоялась закладка собора. На его постройку было разрешено брать камень, заготовленный при Иване IV для постройки каменных стен Вологодского кремля. 30 октября 1776 года новый собор был освящен во честь Воскресения Христова епископом Иринеем (Братановским) . В Вологодском музее хранится деревянная модель собора, которая отличается от возведенной постройки гораздо более тонкой и изящной трактовкой деталей. По-видимому, она была выполнена столичным архитектором. В нижнем этаже собора около 1805 года был освящен престол Киево-Печерских чудотворцев. В 1824 году в честь приезда в Вологду императора Александра I со стороны соборной площади к зданию был пристроен ампирных форм парадный вход-портик, с четырьмя колоннами и фронтоном.

http://drevo-info.ru/articles/13672667.h...

перешел в Московскую Славеногреколатинскую академию при Заиконоспасском монастыре, где 21 ноября того же года пострижен в монашество под именем Арсения; вскоре за тем определен там учителем грамматики и проповедником. Отличный дар его в сказывании поучений обратил на него всеобщее внимание, и он вызван был в Санкт-Петербург к должности придворного проповедника. Около трех лет был он в сем звании со славой, а в 1744 г. января 29 по именному Высочайшему указу посвящен в архимандрита Троицы Сергиева монастыря, которому того же года указом 8 июня Высочайше утверждено наименование Лавры. В том же году февраля 8 определен он в члены Св. Синода, а июня 6 именным указом пожалован и 25 июля и в Санкт-Петербурге посвящен на возобновленную тогда древнюю Переславля Залесского епархию прямо в архиепископа, с предоставлением ему титула архимандрита Троице-Сергиевой Лавры и управления оной, чего дотоле между лаврскими настоятелями не бывало; а в следующем 1745 г. в марте месяце дан ему викарий и коадъютор Переяславльской епархии, епископ Серапион Лятошевич, с наименованием Можайского и Волоколамского. Между тем оставался он в Санкт-Петербурге для присутствования в Св. Синоде. Императрица Елисавета Петровна имела к нему отменное благоволение и тогда же пожаловала ему бриллиантовую панагию в 60 тысяч рублей с портретом своим, обложенным крупными бриллиантами и бриллиантовый же с рубинами перемешанный, составленный из вензловых букв имени ее, крест. Из сих знаков чрезвычайной тогда милости монархини панагия осталась в ризнице Сергиевой Лавры, крест в Киево-Софийском Соборе сохраняется. Но в 1752 г. по болезням своим принужден он был проситься на покой и ему дан Новгородосеверский Спасский монастырь в управление. Там пребывал он пять лет, и когда митрополит Тимофей Щербацкий именным указом 22 октября 1757 г. переведен в Москву, то императрица сама тем же указом назначила и пожаловала Арсения митрополитом Киевским, и сан сей повелела ему по прибытии в Киев объявить при народном собрании в Соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Статус настоятеля М. К. м. был весьма высок. Игум. Феодосий (1610-1622) подписывал грамоту об избрании Михаила Феодоровича Романова на царство. Игум. Феодорит (1571-1573) присутствовал на церковном Соборе 1572 г. по случаю 4-го брака царя Иоанна IV Васильевича, архим. Сергий - на венчании на царство Феодора Алексеевича. В 1655 г. жена царя Алексея Михайловича царица Мария Ильинична исходатайствовала для М. К. м. архимандритию. В 1764 г. при учреждении штатов обитель приписали к первоклассным необщежительным и она заняла 11-е место в иерархии мон-рей. В 1776 г. монастырская слобода была преобразована в г. Калязин, ставший уездным центром, в обители размещались уездный и земский суды, казначейство, дворянская опека. В XVIII в. по штату в М. К. м. было положено 58 чел., в XIX в.- 33, но в 1894 г. в мон-ре проживало 26 чел. Нек-рые настоятели М. К. м. становились архиереями: в 1573 г. игум. Феодорит был хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского, архим. Рафаил (Заборовский) в 1725 г.- во епископа Псковского (впосл. митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России), архим. Серапион (Лятошевич) в 1745 г.- во епископа Можайского и Волоколамского, в 1773 г. архим. Арсений (Верещагин) - во епископа Архангелогородского и Холмогорского (в 1799, согласно завещанию, погребен в М. К. м.), архим. Тихон (Малинин) в 1775 г.- во епископа Воронежского и Елецкого, архим. Иларион (Кондратковский) в 1776 г.- во епископа Переяславского и Бориспольского, архим. Феоктист (Мочульский) в 1784 г.- во епископа Орловского и Севского, архим. Арсений (Москвин) в 1798 г.- во епископа Старорусского, архим. Иоанн (Островский) в 1800 г.- во епископа Пермского, архим. Евгений (Романов) в 1800 г.- во епископа Костромского, архим. Иоасаф (Сретенский) в 1810 г.- во епископа Старорусского, архим. Михаил (Бурдуков) в 1814 г.- во епископа Иркутского, архим. Самуил (Запольский-Платонов) в 1817 г.- во епископа Костромского, архим. Афанасий (Протопопов) в 1823 г.- во епископа Чигиринского, архим. Арсений (Москвин) в 1832 г.- во епископа Тамбовского и Шацкого (впосл. митрополит Киевский), архим. Афанасий (Соколов) в 1841 г.- во епископа Томского и Енисейского. Настоятелю (1850-1852) архим. Феофану (Александрову), ранее являвшемуся ректором Казанской ДС, настоятелем Донской иконы Божией Матери московского мон-ря , Синод разрешил совершать богослужения в М. К. м. с трикирием и дикирием. Настоятель (1865-1881) архим. Макарий (Каменецкий), ранее служивший иеромонахом во флоте и участвовавший во мн. сражениях, скончался в М. К. м.

http://pravenc.ru/text/2561264.html

   001    002   003     004