При папе Григории X партия Г. постепенно переориентировалась на франц. королевский дом. Папа, стремившийся к примирению партий, наложил на Флоренцию интердикт (1274) за нежелание прекратить преследования гибеллинов. Папа Николай III , напуганный ростом франц. влияния, попытался создать противовес французам, опираясь на гибеллинов. Он послал во Флоренцию своего легата кард. Латино деи Франджипане (1279-1280) с заданием уладить спорные вопросы в городе. После периода господства Г. (1267-1280) во Флоренции в янв. 1280 г. было создано смешанное правительство, опиравшееся на городские ремесленные цехи, но компромисс оказался неустойчивым. Партия Г. стала одной из главных орг-ций Флорентийской республики, к-рая принимала меры против тех, кого подозревали в гибеллинских симпатиях. Флорентийские Г., уничтожив гибеллинскую оппозицию, разделились на 2 партии - «белых» и «черных», группировавшихся соответственно вокруг семей Черки и Донати. К «белым гвельфам» принадлежала часть богатых горожан, «черные гвельфы» выражали интересы аристократических семей Флоренции. Отношения между представителями 2 партий быстро обострились, и после кровавого столкновения на пл. Санта-Тринита и в прилегавшем к ц. Св. Троицы квартале (1 мая 1300) вражда между партиями стала непримиримой. На нек-рый период «белые» одержали верх в борьбе за власть в республике. «Черные» обратились за поддержкой к папе Бонифацию VIII , к-рый вызвал им на помощь франц. отряд Карла Валуа, назначенного также командующим войсками католич. Церкви и губернатором Тосканы. 1 нояб. 1301 г. армия Карла Валуа, за к-рым следовало войско Корсо Донати, главы семьи Донати, вступила во Флоренцию. В 1302 г. «белые гвельфы» были изгнаны из Флоренции. Папа Бенедикт XI сделал попытки примирить Г. и гибеллинов, но после его смерти последовало «Авиньонское пленение пап» (1309-1378), усугубившее итал. усобицы. В 1310 г. герм. кор. Генрих VII вторгся в Италию, провозгласив своей целью заключение мира между партиями Г. и гибеллинов. Неаполитанский кор. Роберт и флорентийцы сумели ему противостоять. В 1312 г. Генрих VII был коронован императором и сумел завладеть рядом городов в Сев. Италии. После его смерти имперские наместники захватили власть в нек-рых городах. Угуччоне делла Фаджуола, в течение нек-рого времени синьор Пизы, сумел разгромить соединенные силы Неаполя и Флоренции в битве при Монтекатини (15 авг. 1315), что определило преобладание гибеллинов. В Милане Г. потерпели поражение, после того как Маттео Висконти, получив сан имперского викария (1311), стал графом Милана (1313). Объявив себя пожизненным синьором Милана (1317), он закрепил власть в Милане за представителями своего рода. Каструччо Кастракани, кондотьер (предводитель наемных военных отрядов), захвативший в 1316 г. власть в Лукке, а в 1325-1327 гг. при поддержке герм. кор. Людовика Баварского завоевавший значительную часть Тосканы, попытался последовать примеру Висконти. Но после его смерти Лукка снова стала гвельфской республикой.

http://pravenc.ru/text/161777.html

ч. должностью декана капитула ц. св. Донатиана в Брюгге (с 1393)), Ж. тем не менее отказался встать на сторону бургиньонов в их борьбе с арманьяками (сторонниками Орлеанской ветви королевской династии Валуа). Осудил действия Бургундского герц. Жана Бесстрашного, по приказу к-рого был убит брат короля герц. Людовик Орлеанский (23 нояб. 1407), Ж. резко выступил против профессора Парижского ун-та Иоанна Малого , составившего специальную речь в оправдание этого убийства как акта тираноборчества (Justification du Duc de Bourgogne, 1408). Ж. добился осуждения взглядов Иоанна Малого университетом, Собором в Париже (1413-1414) и Констанцским Собором (1414-1418). Жесткая позиция Ж. по этому вопросу стала причиной того, что после окончания работы Констанцского Собора он не смог вернуться в Париж, занятый к тому времени бургундцами. По приглашению герц. Альбрехта Баварского Ж. переехал в замок Раттенберг, а оттуда в бенедиктинское аббатство Мельк (совр. земля Н. Австрия), где в подражание Боэцию написал стихотворно-прозаическое соч. «De consolatione Theologiae» (Об утешении теологией, 1418). Только после убийства Жана Бесстрашного (1419) Ж. смог перебраться в Лион, где его брат был настоятелем мон-ря целестинцев. Последние годы жизни Ж. посвятил воспитанию и религ. образованию детей. Являясь одним из лидеров Соборного движения, Ж. принимал активное участие в преодолении схизмы в католической Церкви и восстановлении церковного единства, что нашло отражение в тематике нек-рых его сочинений: «De modo se habendi tempore schismatis» (О том, как следует себя вести во время схизмы, 1401), «De jurisdictione spirituali et temporali» (О духовной и мирской юрисдикции, 1405), «De Unitate ecclesiatica» (О церковном единстве, 1409), «De auferbilitate papae ab Ecclesia» (О праве Церкви смещать папу, 1409), «De potestate ecclesiastica et origine juris» (О церковной власти и об источнике права, 1417). В 1398 г. в трактате «De restitutione obedientiae» (О восстановлении повиновения) Ж. предложил добровольное отречение от Папского престола обоих конкурирующих пап (via compromissionis) как способ прекратить церковную схизму.

http://pravenc.ru/text/182229.html

(† 25.12.795), папа Римский (9.02.772-25.12.795). Происходил из рим. нобилей; со времен папы Павла I состоял в рим. клире. Сразу же после избрания стал проводить профранк. политику. Призыв А. к франк. кор. Карлу Великому о помощи в борьбе с лангобардами стал поводом для вторжения франков в Италию. После победы над Дезидерием, королем лангобардов, Карл стал королем Италии. На Пасху 774 г. он был принят А. в Риме и получил от папы титул рим. патриция. Подтвердив дарения, сделанные кор. Пипином Коротким папскому престолу в Италии, Карл не спешил с реализацией идеи создания папского гос-ва. Лишь во время визита Карла в Рим в 781 г. были оформлены границы папского гос-ва (см. Папская область ). Оно включило Римскую пров., Равеннский экзархат, Пентаполь и Сабину (совр. итал. обл. Лацио, Умбрия, Марке, Романия); в его состав не вошел ни Милан, ни часть южноитал. земель (герц. Сполето и др.), на к-рые претендовал А. Тогда же А. помазал на царство Пипина и Людовика Благочестивого , сыновей Карла. В 787 г., после 3-го итал. похода Карла Великого, А. получил часть земель герц. Архиза II Беневентского; он также использовал свой духовный авторитет, угрожая отлучить от Церкви герц. Тассилона III Баварского, противника Карла. Растущая интеграция Франкского королевства и итал. земель позволяла А. рассылать образцовые экземпляры Collectio Dionysio-Hadriana, Sacramentarium Hadrianum и др. рим. книг и распространять свое влияние на обширных территориях. Он принял участие в иконоборческих спорах, отправив в 785 г. послание в К-поль. Легаты А. присутствовали на Никейском Соборе 787 г. Папские легаты поддержали осуждение иконоборчества , однако подписанное ими решение Собора (в лат. переводе А. имелись ошибки) было отвергнуто на Франкфуртском Соборе 794 г., к-рый был созван Карлом, боявшимся укрепления связей папства и Византии. То, что А. оказался на второстепенной роли в борьбе теологов Карла против адопцианства , и то, что его легатам пришлось стерпеть осуждение Франкфуртским Собором постановлений Никейского Собора, ясно показало границы папской власти в рамках франк. королевской Церкви. А. похоронен в соборе св. Петра в Риме (могильная плита с эпитафией Алкуина ).

http://pravenc.ru/text/63592.html

К тому же, по известию одной хроники, которое мы приводили выше, Людовик Немецкий именно в 873 году желал мира, вел в этом смысле переговоры с князьями Моравскими, – в числе моравских князей разумелся и Коцел Паннонский, в области которого жил тогда Мефодий, вследствие чего в вышеприведенной переписке упоминается только о Паннонии. Если сила славянского оружия заставила Германского короля прекратить войну со Славянами, то конечно, притязания баварской церкви не были в состоянии понудить его возобновить неприязненные сношения с народом, силу которого уже не раз испытало германское войско. Обстоятельства помогли папе Иоанну VIII и по отношению к Зальцбургскому престолу: в это именно время умер Зальцбургский архиепископ Адальвин, и Иоанн VIII, вероятно, не упустил случая, при посвящении Теотмара, в 874 году, поставить одним из условий посвящения полное отречение от всяких притязаний на Паннонию; по крайней мере мы уже не слышим более об открытых притязаниях на Паннонию, хотя тайная вражда к Мефодию продолжалась, как мы то увидим ниже. Иоанн VIII обращался не только к представителям Германии, Баварии и Зальцбурга. Сохранился отрывок из папского послания к сербскому князю Мутимиру 327 , в котором Иоанн VIII увещевает князя „по примеру предков своих обратиться к Паннонской епархии и так как в ней, милостью Божьею, поставлен уже апостольским престолом епископ, то подчиниться его пастырскому попечению“. Вероятно, около этого же времени, в 874 г., Мефодий переехал опять в Моравию 328 , в страну теперь спокойную, ко двору сильного Святополка: письма папы Uoahha VIII по поводу Мефодия адресованы к Святополку, и в них Мефодий назван „архиепископом Святополка“. Мефодий продолжает просвещать Славян и отправляет богослужение на славянском языке. Враги Мефодия, немецкие епископы, пользуются этим: и после того как им не удалось возвратить славянские земли к Зальцбургской провинции, они стараются очернить Мефодия в глазах папы за его славянское богослужение, которое отстраняло их от всякого влияния на соседние земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Борьба за Тироль привела к открытому конфликту императора с Люксембургами. В 1345 г., после смерти брата своей жены, гр. Вильгельма II, Л. Б. унаследовал Голландию и Геннегау. Но 11 июля 1346 г. часть курфюрстов во главе с Балдуином Люксембургом, архиеп. Трирским, при поддержке папы Климента VI избрали антикоролем Карла Люксембурга, маркгр. Моравского (король Чехии с 1346, император Карл IV в 1355-1378). Л. Б. начал готовить военный поход против Карла Люксембурга, но в разгар приготовлений скоропостижно скончался от сердечного приступа во время охоты. Несмотря на то что Л. Б. умер, формально находясь под церковным отлучением, к-рое не было снято и посмертно, его похоронили рядом с 1-й женой Беатрисой Силезской в ц. Богоматери в Мюнхене (Фрауэнкирхе, с 1821 кафедральный собор). Во 2-й пол. XV в., во время перестройки церкви, по заказу герцога Баварии Альбрехта IV (1463-1508) было сооружено новое надгробие. В 1619-1622 гг. по заказу герц. Баварии Максимилиана I скульптором Х. Крумпером (ок. 1570-1634) была построена парадная гробница в стиле баварского барокко. Л. Б. не удалось закрепить политическое доминирование династии Виттельсбахов в Свящ. Римской империи. Но его правление стало важным этапом в юридическом и идеологическом оформлении в империи секулярной политической общности, независимой от папы Римского. Начатая при Л. Б. реформа процедуры избрания герм. короля получила развитие в «Золотой булле» имп. Карла IV (1356). Длительное (более чем 20-летнее) противостояние Л. Б. с папами привело к падению их авторитета в Германии. Ист.: Bayerische Chroniken des 14. Jh./Hrsg. G. Leidinger. Hannover; Lpz., 1918. (MGH. Script. Rer. Germ.; 19); Die Register der Kanzlei Ludwigs des Bayern/Hrsg. H. Bansa. Münch., 1971-1974. 2 Bde; Regesta Imperii. Ser. 7/Hrsg. J. F. Böhmer et al. (http://www.regesta-imperii.de [Электр. ресурс]); Iohannis, abbatis Victoriensis Liber certarum historiarum/Hrsg. F. Schneider. Hannover; Lpz., 1909-1910. (MGH. Script. Rer. Germ.; 36. Tl. 1-2); Geschichte Ludwigs des Bayern/Hrsg. Ch. Lohmer. Essen; Stuttg., 1987. 2 Bde.

http://pravenc.ru/text/2561066.html

Во Франции борьба против Рима, начатая королем Филиппом Красивым, желавшим привлечь духовенство к несению финансовых тягостей, несмотря на папское запрещение 1396 , кончилась решительным поражением папства. He смотря на го, что вышеупомянутая булла «Unam sanctam» направлена была именно против Филиппа Красивого, преемник Бонифация VIII-ro Климент V, перенесший резиденцию из Рима в Авиньон и сделавший папскую кафедру орудием политических планов французского короля, издал бреве «Meruit», в которой для Франции, французского короля и французского народа сделано исключение из общего правила, выраженного в булле «Unam sanetam» о том, что всякое человеческое создание должно повиноваться папе под страхом лишения вечного спасения. В дальнейшей истории Франции церковно-политические отношения развились в связи с епископальной теорией, переносившей центр тяжести церковной власти с папы на собор епископов и с так называемыми вольностями галликанской церкви 1397 . Важнейшие пункт; галликанской системы, с той именно е стороны, с которой она касалась отношений королевской власти к папе, были следующие: 1) короли Франц в светских делах независимы от папы; 2) они имеют право созывать соборы епископов в своем королевстве и издавать законы по делам церковным; 3) подданные короля не могут быть разрешаемы папой от клятвы верности королю, и королевские чиновники не могут быть отлучаемы от церкви за исполнение королевских распоряжений; 4) папские легаты не могут въезжать во Францию без разрешения короля; 5) папские буллы и бреве не могут быть публикуемы во Франции без одобрения короля, что называлось «placet» или «exequatur»; 6) на решения духовных судов и на всякое распоряжение духовной власти может быть подаваема жалоба (appellatio tanquam ab abusu, recursus ab abusu, l’appel comme d’abus). В Германии реакционное движение против Рима заметным образом выказалось во время борьбы императора Людовика Баварского с папой Иоанном XXII-ым, который под предлогом вакантности императорского престола, объявил себя самого единственным компетентным представителем императорской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

В Рим святые братья прибыли в начале 868 г., известив заранее, что они несут частицу мощей св. Климента (третьего после Апостола Петра епископа Рима), которого очень почитали римские христиане. Новый Папа Адриан II , сменивший умершего Папу Николая I, торжественно с крестным ходом вышел навстречу останкам святителя Климента. Он тепло принял братьев-миссионеров, одобрив их переводческие труды. При этом привезенные ими книги на славянском языке были положены на престол в храме Пресвятой Девы Марии. В нескольких храмах в Риме была отслужена Божественная Литургия на славянском языке. Таким образом, Папа Римский благословил труды святых братьев. В свою очередь Мефодий и трое его учеников были рукоположены Папой во пресвитеров. Святые братья и их славянские ученики продолжили свои переводческие труды, находясь в Риме, где были прекрасные библиотеки и много церковных ученых. Но силы Константина уже таяли. Он почувствовал, что приближается его кончина. Тогда он стал усердно просить своего брата не оставлять начатых трудов в славянских землях. Перед кончиной, которая последовала 2 февраля 869 г., Константин принял монашеский постриг с именем Кирилл, и под этим именем он стал великим святым Церкви и небесным покровителем славянских народов. Погребен св. Кирилл в храме св. Климента в Риме. Этот храм в настоящее время является неизменным местом паломничества христиан из славянских стран. Святой Мефодий, архиепископ Моравский и Паннонский . Св. Мефодий был в середине 869 г. посвящен Римским Папой Адрианом II в епископский сан и затем назначен архиепископом для Моравии и Паннонии, о чем Папа написал в особом послании князьям Ростиславу и Коцелу. Однако обратный путь св. Мефодия к своей пастве оказался долгим и трудным. Немецкие епископы соседних со славянскими княжествами земель с неодобрением смотрели на деятельность святых братьев, видя утрату своей власти у западных славян. Они воспользовались тем, что в столкновении с королем Людовиком Немецким Ростислав Моравский был взят в плен и вскоре умер. Святой Мефодий в это время находился во владения Паннонского князя Коцела. Оттуда в 870 г. его вызвали на церковный Собор в Баварию в город Регенсбург, где он был арестован и осужден немецкими епископами как похититель их церковной власти и еретик в связи с введением им богослужения на славянском языке вместо латыни. Лишь спустя три года новый Римский Папа Иоанн VIII , узнав о печальной участи Моравского святителя, отменил решение Баварского Собора, и св. Мефодий был освобожден.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Здесь с еще большей резкостью были поставлены две противоположные системы, чем во время спора Филиппа Красивого с Бонифацием VIII и Людовика Баварского с Иоанном XXII. Представители церковной реформы находили, что церковь не нуждается в посреднике, получая благодать immediate a Deo, и что одновременное главенство папы и Христа обращает церковь в двуглавое чудовище. Прямой вывод отсюда – что папе нет места во вселенской Церкви – маскировался, однако, софистическим учением о главенстве папы, отличном от главенства Христа. Папа – член церкви и сын ее; хотя он и выше народов и иерархов, но духовная власть каждого епископа столь же божественна. Власть папы вверяется ему церковью ex plenitudine potestatis, но не в собственность, а для применения в установленных церковью пределах. Он – орган исполнительный; его главенство – служебное по отношению к церкви, а не господство над церковью. Папа есть брат во Христе каждого христианина. Непогрешимость его прямо противоречит смыслу Священного Писания и опыту прошедшего и настоящего (отречение Петра, схизма многих пап, раскол и т.д.). Единый верховный правитель полезен, иногда необходим для охранения единства и благоустройства церкви, но от этого не должна страдать самостоятельность отдельных церквей, внешний строй которых применяется к особенностям наций и земель. Собор, таким образом, был выразителем феодальной тенденции: постепенного подчинения одной иерархической ступени другой, и всех – папе, но не иначе как через ближайших начальников. На соборе раздавались голоса о бесполезности " не богоучрежденной " коллегии кардиналов; другие, напротив, стояли за расширение ее компетенции, с целью ограничения папства. Собор настаивал на полной децентрализации административной власти путем системы периодических общих и поместных соборов с автономными правами и правом противления папе. Под plenitude potestatis papalis (полнотой папской власти) реформаторы разумеют не всю сумму власти на земле, а только один из видов законной власти, и сводят ее к власти ключей: вязать и решить верующих, поучать их, исправлять их мерами принудительными, подвергать духовному суду, преподавать таинства, получать материальные средства от паствы и руководить церковной иерархией.

http://drevo-info.ru/articles/2606.html

На это германские власти отреагировали интригами, подстрекая Святополка, племянника Ростислава, к войне с дядей, чтобы отнять у него власть над Великой Моравией. В 870 г. святой Мефодий со своими учениками прибыл в Паннонию на свою кафедру и был радушно встречен князем Блатенским Коцелом, который горячо поддержал святителя в деле славянизации местной Церкви. Тем временем в Моравии произошли перемены. Страна подверглась агрессии со стороны королевства восточных франков, войско покровителя равноапостольных братьев князя Ростислава было разбито Людовиком Немецким, а сам он захвачен в плен, ослеплен и заточен в баварскую тюрьму, из которой уже не вышел. Править в Моравии стал его племянник Святополк, вначале ставленник франков, но позже восставший против их господства. Когда восстание было подавлено, Людовик Немецкий назначил править в Моравии двух маркграфов Вильгельма и Энгельшалька, и тогда, в 872 г., интриги баварского духовенства Моравии и Паннонии против архиепископа Мефодия привели к его аресту и, по приговору баварских епископов, к заключению в монастырскую тюрьму в Райхенау. Более двух лет спустя новый папа Иоанн VIII, узнав о горестной участи святого Мефодия, решил вмешаться, потребовал в своих буллах, адресованных королю восточных франков Людовику, без промедления освободить узника, которого он, когда требование его было выполнено, вернул на кафедру, и даже запретил епископов, осудивших невиновного, в служении на два с половиной года — на тот же срок, который провел в заточении святой Мефодий. После освобождения он в 874 г. прибыл в Паннонию, а затем, после смерти князя Коцела, в столицу Моравии Велеград, где снова правил изгнавший немцев из своей страны Святополк. Святой Мефодий, его ученики, священники, поставленные им в Моравии и Паннонии, совершали богослужение по-славянски. В 874 г. Мефодий крестил чешского князя Буревоя (Борживоя) и его супругу святую Людмилу. Открывалась перспектива включения Чехии в состав славянской Архиепископии, расположенной в центре Европы.

http://pravoslavie.ru/150773.html

8 дек. 1322 г. И. буллой «Ad conditorem canonum» закрепил за орденом права собственности на используемое имущество. Это решение вызвало возмущение в ордене, поскольку стирало различия между францисканцами и др. орденами. Буллой «Cum inter nonnullos» от 12 нояб. 1323 г. папа объявил еретическим утверждение, что Христос и апостолы ничем не владели. Позиция папы подтолкнула мн. бывш. врагов, напр. конвентуала Бонаграция из Бергамо и спиритуала Убертино да Касале, объединиться в споре с И. Генеральный министр ордена Михаил из Чезены отказался признать правомочность решений папы и обратился за помощью к герм. кор. Людовику IV Баварскому. Претендент на имп. трон, в 1324 г. отлученный папой от Церкви, король поддержал францисканцев. Конфликт продолжался неск. лет. В мае 1328 г. состоялся генеральный капитул францисканского ордена в Болонье, на к-ром были подтверждены полномочия Михаила из Чезены, находившегося в это время при папском дворе. В ночь с 26 на 27 мая генеральный министр в сопровождении неск. членов ордена, в т. ч. Уильяма Оккама и Бонаграция из Бергамо, бежал из Авиньона в Пизу под защиту Людовика IV Баварского. 28 мая 1328 г. И. отстранил Михаила от руководства орденом, а 6 июня отлучил его от Церкви вместе с сопровождавшими его миноритами. В ряде булл («Ad conditorem canonum» от 8 дек. 1322, «Cum inter nonnullos» от 12 нояб. 1323, «Quia quorumdam» от 10 нояб. 1324 и «Quia vir reprobus» от 16 нояб. 1329) И. дал разъяснение понятию «евангельской бедности», изложив офиц. т. зр. католич. Церкви о частной собственности (спиритуалы настаивали на еретическом характере утверждений, изложенных в папских буллах). Генеральный капитул ордена, состоявшийся в 1329 г. в Париже, осудил Михаила из Чезены и его сторонников и избрал нового генерального министра. На капитуле 1331 г. в Перпиньяне Михаил из Чезены был изгнан из ордена и заочно осужден на пожизненное заключение. Важнейшим достижением внутрицерковной политики И. стала адм. и финансовая централизация. В понтификат И. решался вопрос денежного обеспечения Папского престола, с кон.

http://pravenc.ru/text/469712.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010