Особенное место памяти новомучеников – Бутовский полигон. Там среди двадцати тысяч расстрелянных около тысячи церковных людей. Это и священнослужители, и монахи, и старосты, и певчие, и сторожа… Вся церковная Москва и не только: в Бутове расстреливали и арестованных в Подмосковье и даже в соседних областях. Московская область тогда включала, например, часть Рязанской области и некоторых других регионов. Расстрелянных там мы знаем поименно. Большая часть прославленных Бутовских новомучеников – это священники, служившие в Москве и в Подмосковье. Есть и архиереи во главе с митрополитом Ленинградским и Гдовским Серафимом (Чичаговым). Монашествующие, как, например, последний настоятель Троице-Сергиевой лавры перед ее закрытием – архимандрит Кронид (Любимов). И другие монахи, монахини, миряне – целый сонм подвижников. Те, кто был в Церкви, кто жил ее интересами, а значит, кого преследовала власть. Так было не только в столице, повсеместно была примерно та же картина. – Можно ли сказать, что особую роль в преследовании церковных людей сыграли их монархические убеждения? – Если смотреть ситуацию 1918 года, то да – первый удар был нанесен по наиболее ярким фигурам, как отец Иоанн Восторгов. А в 1937 году просто тот факт, что ты священник, монах или монахиня, мог быть достаточным для расстрела. – Расскажите, пожалуйста, о базе данных «За Христа пострадавшие», созданной в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, где вы преподаете. Какую роль она сыграла при подготовке к церковному прославлению новомучеников и исповедников? – В конце 1980-х годов в Советском Союзе началась реабилитация жертв политических репрессий. Она осуществлялась силами прокуратуры без участия Церкви. Однако родственники репрессированных церковных людей стали обращаться в Патриархию в поисках информации о своих близких. Приходили тысячи писем схожего содержания: дед был священником, в 1937-м арестован, и больше о нем не слышали. В 1992 году по благословению Патриарха Алексия эти обращения передали в Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Вскоре появилась возможность проверять и дополнять эту информацию, и под руководством профессора Николая Емельянова была разработана база данных. Ее пополняли не только письма родственников. В начале 1990-х стали публиковаться первые расстрельные списки, например в «Вечерней Москве». Активно действовало общество «Мемориал». Иногда находились энтузиасты среди сотрудников органов. Был случай, когда прокурор прислал нам необходимые материалы по своей области.

http://pravoslavie.ru/110463.html

В 1920 году монастырь был закрыт, в нем находился организованный И. Ф. Никольским историко-краеведческий музей (к 2016 находился в Богоявленском соборе Калязина). Также в 1919 - 1924 годах в монастыре располагалась колония беспризорников. В 1929 - 1937 годах часть зданий монастыря занимал дом отдыха московского " Электрозавода " им. В. В. Куйбышева. В 1930-40-х годах Волгостроем НКВД проводилась масштабная работа по созданию системы каскадных гидроэлектростанций. В зону затопления попал Калязин и монастырь. С 1937 года проводилась фиксация монастыря, составлялись обмеры и чертежи, со стен сбивали фрески. В 1939 - 1940 годах в мон-ре работала экспедиция музея архитектуры Академии архитектуры СССР во главе с П. И. Юкиным. Обмер собора и трапезной (наиболее значимых памятников) проходил с декабря 1939 по сентябрь 1940 года. В группу сотрудников Академии архитектуры вошли В. А. Каульбарс, А. М. Харламова, И. Г. Шульман, Л. К. Любимов и другие. Реставратор Юкин осуществлял работы по снятию и сохранению фресок. И. И. Леонидов (архитектор-конструктивист, один из наиболее ярких представителей авангардизма) и М. Чалый в 1940 году изготовили модель " Калязинский монастырь - архитектурный памятник XVI-XVII веков " . В 1930-х  были снесены все постройки монастыря. В конце 1940 года каскад плотин был введен в строй. Библиотека и ризница монастыря, некоторые скульптурные фрагменты, росписи и чертежи были переданы в фонды Калининского (Тверского) гос. объединенного историко-архитектурного и литературного музея и его Калязинского филиала. Об архитектурном ансамбле дают представление материалы фондов ГНИМА им. А. В. Щусева (макет Троицкого собора, трапезной, данные обмеров построек), туда переданы 150 кв. м фресок Троицкого собора (более 100 фрагментов). Там же - материалы по исследованию, обмерам и изъятию архитектурных фрагментов и фресок (1940). Также часть фресок, снятых со стен Троицкого собора, хранится в собраниях ГИМ, ГРМ, ГНИМА, ТОГК, Калязинского историко-краеведческого музея. Некоторые иконы вошли в фонд Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва.

http://drevo-info.ru/articles/13680072.h...

Приводим избирательные списки Братства 11 : 1. Никитин Иоанн Григорьевич (1880–1937), настоятель церкви Равноап. Константина и Елены при гимназии Императорского Человеколюбивого обще­ства в Петрограде. К обновленцам никогда не принадлежал. В 1929 примкнул к Иосифлянскому движению. Погиб в лагере 12 , 2. Прохоров Григорий Васильевич, экстраординарный профессор по кафедре русской литературы Петроградской Духовной академии. Сведениями о его дальнейшей судьбе мы не располагаем. 3. Вениамин (Казанский, ок. 1872–1922), митрополит Петроградский. Рас­стрелян. В 1992 причислен к лику святых. 4. Васильев-Любимцев Михаил Васильевич. Сведений нет. 5. Кирилл (Смирнов, 1863–1937), архиеп. Тамбовский. В 1925 г. заве­щательным указом Патриарха Тихона назван первым кандидатом на патриар­ший престол. Один из лидеров оппозиции митр. Сергию (Страгородскому) . Расстрелян. 6. Кузнецов Николай Дмитриевич (1867–1930?), доцент МДА, церковный публицист, член Поместного Собора 1917–1918 г., защитник интересов Церкви перед властями. Скончался в ссылке. 7. Миртов Петр Александрович, митрофорный протоиерей, настоятель церкви Воскресения у Варшавского вокзала в Петрограде, член Поместного Со­бора 1917–1918 гг. Сведениями о его дальнейшей судьбе мы не располагаем. 8. Евсеев Иван Евсеевич 13 (1868–1921), профессор Петроградской Духов­ной академии, выдающийся библеист. Был скорее консервативным деятелем и с обновленчеством не связан. 9. Любимов Дмитрий Гаврилович (1857–1938), священник Покровской церкви на Садовой. В 1925 хиротонисан в епископа Гдовского. Впоследствии один из лидеров иосифлянского движения. Неоднократно арестовывался 14 . 10. Кульбуш Павел Петрович, (1869–1919), протоиерей, настоятель рус­ско-эстонской церкви во имя сщмч. Исидора Юрьевского. В конце 1917 гг. ру­коположен во епископа Ревельского. Член Поместного Собора 1917–1918 гг. Расстрелян в Юрьеве 15 . 11. Барановский Василий Сильвестрович. Сведениями о его .дальнейшей судьбе мы не располагаем. 12. Антоний (Храповицкий, 1863–1936), архиеп. Харьковский

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

19 Указ о переводе митрополита Иосифа на Одесскую кафедру был подписан 17 сентября 1927 года. Митрополитом Иосифом он был получен только 22 октября 1927 года. 21 Епископ Димитрий (Любимов Дмитрий Гаврилович, 1857–­1937) – до 1925 года протоиерей в Петрограде; в декабре 1925 года хиротонисан во епископа Гдовского, викария Ленинградской епархии; 26 декабря 1927 года вместе с епископом Сергием (Дружининым) подписал акт отхода от митрополита Сергия (Страгородского) , фактически возглавил иосифлянское движение; в 1928 году возведен митрополитом Иосифом в сан архиепископа; 29 ноября 1929 года арестован; приговорен к десяти годам заключения в лагере; скончался в заключении. 22 Епископ Сергий (Дружинин Иван Прохорович, 1863–1937) – до 1917 года настоятель Троице-Сергиевой пустыни под Петроградом в сане архимандрита, духовник великих князей; в 1924 году хиротонисан во епископа Нарвского, викария Ленинградской епархии; 26 декабря 1927 году выступил вместе с епископом Димитрием (Любимовым); 7 декабря 1930 года арестован; приговорен к пяти годам заключения; расстрелян. 23 В своем письме митрополиту Кириллу (Смирнову) от 18 сентября 1929 года митрополит Сергий писал: «К сожалению, Ваше суждение «о моей деятельности» ... не оставляет места сомнению в том, что Вы и теоретически единомысленны с нашим новым расколом, не совсем правильно называемым “иосифлянским”...» (Акты... С. 644–645). 24 Священномученик митрополит Кирилл (Смирнов Константин Иларионович, 1863–1937) с апреля 1920 года митрополит Казанский и Свияжский; с августа 1920 года – в заключении (с краткими перерывами); в завещательном распоряжении святого Патриарха Тихона от 7 января 1925 года указан первым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола; осенью 1926 года на состоявшихся без его ведома тайных выборах Патриарха получил наибольшее число голосов (чему, однако, сам значения не придавал); в мае 1929 года открыто выступил с осуждением действий митрополита Сергия; расстрелян вместе с митрополитом Иосифом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Чтобы вытравить из памяти соотечественников факты славной истории Руси, искоренить память о преподобном Сергии Радонежском, его учениках и последователях в 1930 году древний город Сергиев Посад переименовали в Загорск. Новое название городу дали в честь В. М. Загорского (псевдоним, настоящая фамилия Лубоцкий, 1883-1919) - партийного деятеля, в 1918 году секретаря Московского комитета рабоче-крестьянской партии большевиков - МК РКП(б), погибшего при взрыве в Леонтьевском переулке. Глумление над ценностями лавры не прекращалось с осени 1917 года. Кроме того, что новая власть монастыря откровенно ограбила, отняв его ценности и строения, продолжали умалять его историко-архитектурное значение. Это выражалось не только в нефункциональном использовании монастырских строений, но и в их перестройке, приспособлении для использования в светских целях, а также ликвидации ценных в историческом плане монастырских колоколов. Так, только 28 января 1930 года с колокольни лавры варварски сбросили и отправили в переплавку 19 старинных колоколов, в том числе и крупнейший тогда в российской провинции царь-колокол весом в 64 т. 20 ноября 1937 года в Загорске был арестован последний наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Кронид (Любимов) и с ним ещё 14 человек монахов и городского духовенства. В 1940 году постановлением ВКП(б) лавру объявили " музеем-заповедником республиканского значения " . В годы Великой Отечественной войны на территории лавры размещался военный госпиталь. С 25 июля 1941 года до 19 ноября 1944 года, мощи Преподобного Сергия вместе с ракой и другими ценными экспонатами находились в эвакуации в Соликамске и затем были возвращены обратно. Возрождение Троице-Сергиевой лавры началось с лета 1945 года. Первое богослужение в Успенском соборе состоялось на Пасху, в апреле 1946 года. В 1948 году в лавру из Московского Новодевичьего монастыря перевели Московскую духовную академию и семинарию. Потребовалось более 10 лет, чтобы в основных чертах провести восстановительные работы в возвращённой Русской Православной Церкви Троице-Сергиевой лавре. Реставрация архитектурных памятников лавры в Загорске проводилась в 1919-1920, 1925-1926 и с 1937 г., исключая годы войны. В 1941 году постройки лавры маскировали, опасаясь разрушительных бомбардировок. Более масштабные реставрационные работы за государственный счёт велись в лавре и в послевоенный период. В 1969 году Загорск специальным решением советского правительства был объявлен туристическим центром и включён в число исторических городов России, объединённых названием " Золотое Кольцо " . После этого реставрационные работы в Троице-Сергиевой лавре ещё более расширились. Она в 1993 году была включена в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

http://sobory.ru/article/?object=00497

Ремесленников, резчиков, каменщиков и иконописцев из М. К. м. приглашали в др. мон-ри, в т. ч. они работали в тверском в честь Преображения Господня соборе. В XVII в. мастер Мокеев строил церкви в Новоторжском во имя святых князей Бориса и Глеба и Валдайском Святоозерском в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рях. 1920-2016 гг. В 1920 г. М. К. м. был закрыт, в нем находился организованный И. Ф. Никольским историко-краеведческий музей (к 2016 находился в Богоявленском соборе Калязина). Также в 1919-1924 гг. в мон-ре располагалась колония беспризорников. В 1929-1937 гг. часть зданий мон-ря занимал дом отдыха московского «Электрозавода» им. В. В. Куйбышева. В 30-40-х гг. XX в. Волгостроем НКВД проводилась масштабная работа по созданию системы каскадных гидроэлектростанций. В зону затопления попал Калязин и мон-рь. С 1937 г. проводилась фиксация М. К. м., составлялись обмеры и чертежи, со стен сбивали фрески. Троицкий собор. Чертеж-реконструкция на XVI в. А. М. Харламовой. Акварель. 1940 г. Троицкий собор. Чертеж-реконструкция на XVI в. А. М. Харламовой. Акварель. 1940 г. В 1939-1940 гг. в мон-ре работала экспедиция музея архитектуры Академии архитектуры СССР во главе с П. И. Юкиным. Обмер собора и трапезной (наиболее значимых памятников) проходил с дек. 1939 по сент. 1940 г. В группу сотрудников Академии архитектуры вошли В. А. Каульбарс, А. М. Харламова, И. Г. Шульман, Л. К. Любимов и другие. Реставратор Юкин осуществлял работы по снятию и сохранению фресок. И. И. Леонидов (архитектор-конструктивист, один из наиболее ярких представителей авангардизма) и М. Чалый в 1940 г. изготовили модель «Калязинский монастырь - архитектурный памятник XVI-XVII вв.». В 30-х гг. XX в. были снесены все постройки мон-ря. В кон. 1940 г. каскад плотин был введен в строй. Б-ка и ризница мон-ря, нек-рые скульптурные фрагменты, росписи и чертежи были переданы в фонды Калининского (Тверского) гос. объединенного историко-архитектурного и литературного музея и его Калязинского филиала. Об архитектурном ансамбле дают представление материалы фондов ГНИМА им. А. В. Щусева (макет Троицкого собора, трапезной, данные обмеров построек), туда переданы 150 кв. м фресок Троицкого собора (более 100 фрагментов). Там же - материалы по исследованию, обмерам и изъятию архитектурных фрагментов и фресок (1940). Также часть фресок, снятых со стен Троицкого собора, хранится в собраниях ГИМ, ГРМ, ГНИМА, ТОГК, Калязинского историко-краеведческого музея. Нек-рые иконы вошли в фонд Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва.

http://pravenc.ru/text/2561264.html

58 Игумен Ипполит (в миру Иван Степанович Яковлев), духовник МДА. В 1928 г. при общей облаве в г. Загорске сумел уйти из дома через черный ход. В последние годы жизни юродствовал, ходил круглый год босиком. Был неплохим художником. Сохранились его рисунки. Умер в доме жителя Загорска Сычева 22 ноября 1937 г. 59 Икона «Достойно есть», привезенная архимандритом Аристоклием (Амвросиевым) со Святой Афонской Горы, хранилась в доме Недосекиных на ул. Кирова, д. 76 (бывшей ул. Дмитровской) у монахини Евфросинии (Барановой). Ныне икона находится в Трапезной церкви Троице-Сергиевой Лавры у правой стены, между клиросом и иконостасом. 60 В доме бывшего владельца свечной фабрики старосты Петропавловской церкви Н. М. Сычева был настоящий тайный монастырь. В доме проживал последний настоятель Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кронид (Любимов). Сам о. Кронид и с ним монахи, хозяин дома Сычев и благочинный Загорского округа о. Димитрий Баянов были арестованы по доносу. Следственное дело имело кодовое название «Ипполит» – по имени старца-прозорливца, духовника Лавры, жившего в доме Сычева и умершего во время следствия. Все арестованные были расстреляны 10 декабря 1937 г. на подмосковном Бутовском полигоне НКВД. В 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе архимандрит Кронид прославлен в лике святых. 61 Архимандрит Иеремия (в миру Владимир Алексеевич Лебедев; 1885–1953), казначей Патриархии. В 1920-е гг. был насельником Покровского монастыря. После его закрытия многие годы провел в тюрьмах и ссылках. В Москве появился в конце 1946 г. Был назначен настоятелем Крестовой патриаршей домовой церкви, с 1947-го – настоятельствовал в Богоявленском Елоховском соборе. См.: Русь уходящая: Рассказы митрополита Питирима. СПб, 2007. С. 26. 63 Сщмч. Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий; 1886–1929), архиепископ. После избрания патриарха Тихона – секретарь и главный его консультант по богословским вопросам. 22 марта 1922 г. был арестован и выслан в Архангельск на год. В 1923 г. вернулся из ссылки, возведен в сан архиепископа, в 1923 г. – настоятель Сретенского монастыря в Москве. Получил известность как замечательный проповедник. Осенью 1923 г. выслан на 3 года в Соловецкий лагерь особого назначения. Являлся одним из авторов «Памятной записки соловецких епископов», выразившей волю группы заключенных архиереев. Осенью 1929 г. приговорен к 3 годам ссылки в Среднюю Азию. На этапе заразился сыпным тифом и в Ленинграде умер в тюремной больнице. Похоронен в Ленинграде на кладбище Новодевичьего монастыря. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в Сретенском монастыре совершил 10 мая 1999 г. его прославление в лике местночтимых святых. Накануне честные останки архиепископа Илариона были перевезены из Петербурга и помещены в соборном храме Сретенского монастыря. В августе 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви владыка Иларион причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В расстрельном групповом деле Антибесского отделения Сиблага 1937 г. 6 в свидетельских показаниях приводятся антисоветские разговоры заключенных священнослужителей (даже антисоветский монолог одного из них, произнесенный ночью среди барака и не обращенный ни к кому конкретно), излагаются факты совершения ими в лагере богослужений. В протоколах допросов самих заключенных все это отрицается практически полностью. Извлечь из находящейся в данном деле информации истину о взаимоотношениях служителей Церкви в лагере не представляется возможным 7 . Достаточно достоверными можно считать лишь сведения о прежних местах их служения и заключения, отчасти о характере работ, выполняемых ими в лагере, и о состоянии их здоровья. Кроме того, о подлинной картине жизни в лагере скупо свидетельствуют два подшитых к делу письма. Они были перехвачены у проходивших по данному делу двоих заключенных Мариинского ОЛП при попытке передачи писем доверенным лицам для отправки домой, минуя цензуру. В одном из них говорится о тяжком, сравнимом с пребыванием в аду положении заключенных в лагере 8 , в другом — о страданиях как лагерников, так и живущих неподалеку колхозников 9 . По поводу остальных материалов дела следует отметить, что по относящимся к 1950м гг. признаниям самих следователей, в 1937–1938 гг. лагерные дела по Кемеровской области были сфальсифицированы 10 .После расстрела о. Неофита уцелевшие его труды хранила духовная дочь Татьяна Катуар, которая передала их впоследствии епископу Афанасию (Сахарову) . Но многое оказалось утраченным — это касается, в частности, размышлений о скорби, постигшей в те годы Русскую Церковь . Эти размышления, по отзывам священномученика Кирилла (Смирнова) и священноисповедника Афанасия (Сахарова), имели особую ценность 11 . Не исключено, что в 186 листах писем, изъятых у митрополита Кирилла при аресте в Гжатске 14 июля 1934 г. и не приобщенных к документам Гжатского дела, содержались и крупицы богословского и эпистолярного наследия о. Неофита 12 . К сожалению, один из особенно ценных трудов о. Неофита — толкование на первый псалом — до нас не дошел, но, по мнению священномученика Кирилла, этот труд показывал, «каким методом должна созидаться вся система православного нравственного богословия». Митрополит Кирилл в письме к о. Неофиту восклицал: «Горе нам, что таких библеистов, какие нужны для этого созидания, у нас едва ли имеется кто-нибудь, кроме Вас!» 13 О церковной позиции о. Неофита в конце 1920х — начале 1930х гг. можно составить представление на основании его писем епископу Афанасию (Сахарову) 14 , священнику Николаю Дулову, А.Н. Азиатской, «неизвестному епископу» 15 , по письмам к нему митрополита Кирилла 16 , по протоколам допросов 1927 и 1935 гг. Косвенно о взглядах о. Неофита говорят имена тех, кому он в письме к А. Н. Азиатской просит передать приветствие. Это, например, епископ Димитрий (Любимов), протоиерей Феодор Андреев — ленинградские «непоминающие».

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

В сент. 1937 г. в лагере против М. было начато новое следственное дело. Он обвинялся в том, что среди заключенных «создал контрреволюционную группу», которая под его руководством «систематически собиралась, проводила богослужения, распространяла контрреволюционные и религиозные настроения среди лагерников». Богослужения М. устраивал в помещении, где он жил, в лагерной кузне или за стогами сена. После службы он читал проповеди, призывая слушателей «не поддаваться соблазну, которому поддались отступники от веры, продавшиеся за временное благополучие» и достойно нести наказание за свои грехи. На допросе М. было предложено «порвать с духовенством», но он ответил, что, пока жив, от веры не отступит. М. заявил следователю, что «к советской власти он принципиально лоялен, хотя факт существования этого порядка управления ему неприятен». Категорически отрицал обвинение в создании контрреволюционной группы: «Я свое молитвенное настроение храню при себе, вовне я его не проявлял». 28 сент. Особой тройкой НКВД по Карагандинской обл. приговорен к расстрелу вместе с мучениками Василием Кондратьевым и Владимиром Правдолюбовым . Был казнен вместе с ними, место захоронения неизвестно. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ в 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-77092; Архив ДКНБ по Карагандинской обл. Д. 2060. Лит.: За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биогр. справочник. Александров, 2000. С. 58; Святые новомученики и исповедники, в земле Казахстанской просиявшие. М., 2008. С. 292-293. Рубрики: Ключевые слова: КРОНИД (Любимов Константин Петрович; 1859-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2561142.html

ДИМИТРИЙ Васильевич Казамацкий (1871-1938), псаломщик., мч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Михайлович Морозов (1875-1937), мч. (пам. 26 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Иванович Рудаков (1879-1937), мч. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Спиридонович Спиридонов (1871-1938), мч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Крючков (1874-1952), свящ, священноисп. (пам. 27 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ (Беликов Дмитрий Никанорович, 1852 - 1932), бывш. архиеп. Томский, «митрополит Томский и Сибирский» в григорианском расколе; историк Сибири ДИМИТРИЙ (Вознесенский Николай Федорович, 1871 - 1947), архиеп. Хайларский, церковный писатель, богослов, педагог ДИМИТРИЙ (Григорьев Доримедонт Григорьевич; 1798 - 1882), архим., настоятель задонского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря ДИМИТРИЙ (Любимов Дмитрий Гаврилович, 1857 - 1935), бывш. еп. Гдовский, руководящий деятель иосифлянства ДИМИТРИЙ (Маган Евгений Митрофанович; 1899 - 1969 (1970?)), архиеп. Бостонский и Нью-Инглендский Православной Церкви в Америке ДИМИТРИЙ (Сперовский Николай Андреевич; 1865 - 1923), еп. бывш. Рязанский и Зарайский, историк искусства 98-100 ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта) 100-101 101-102 ДИМИТРИЙ II ХОМАТИАН († после 1236), архиеп. Охридский (с 1216/17), визант. ученый, писатель, канонист, церковный и политический деятель Эпирского царства 102-103 103-104 ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами) 104-107 ДИМИТРИЙ АНДРЕЕВИЧ (не позднее 1483 - не позднее 1544), св. кн. угличский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Прилуцкий

http://pravenc.ru/vol/xv.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010