Добродетельная жизнь и способности ценятся везде. Видя усердие и во всем исправность своего малого, зажиточный хозяин дома готовил ему свою дочь в замужество. Но у Льва Даниловича было совсем другое намерение и стремление, а потому он наотрез отказался от этого счастья. После, когда он уже был старцем в Оптиной Пустыни, эта бывшая его невеста вместе с другими спутницами приходила к нему в Оптину как посетительница и богомолица. На двадцать девятом году своей жизни, именно в 1797 г., Лев Данилович оставил многомятежную и суетную жизнь мира сего и первоначально поступил в Оптину Введенскую Пустынь, Калужской епархии 2 . Настоятелем монастыря в то время был игумен Авраамий, первый восстановитель и возобновитель совсем было пришедшей в упадок сей Пустыни. Ревностно принялся молодой послушник за труды монастырской жизни и своею богатырской силой по временам удивлял сожителей своих и вообще соприсутствовавших. Приводим здесь сему пример. В одно время с Львом Даниловичем поступил в Оптину другой молодой послушник (впоследствии бывший настоятелем Московского Симонова монастыря, архимандрит Мелхиседек). Оба они равны были силою. Вот открылась надобность соединить каналом два небольших озера вблизи монастырской бани, и почему-то требовалось окончить дело в один день. К этой работе нужно было приставить до двадцати человек поденных. Два упомянутых богатыря решились принять этот труд на себя и во что бы то ни стало окончить работу в один день и, к изумлению всех, намерение свое привели к желаемому концу. Только в этот день они отличились особенным аппетитом, как впоследствии неоднократно, подшучивая над собой, разсказывал о сем сам старец о. Леонид: «Мы вдвоем съели в этот день пятнадцать фунтов хлеба» 3 . Недолго прожил в Оптиной Пустыни молодой послушник Лев, – всего два года; но в этот короткий срок своими непомерными трудами успел расстроить крепкое свое здоровье, как сам он писал о сем уже в преклонных летах. В 1799 г. он перешел из Оптиной в пустынную обитель Белобережскую, Брянского уезда, Орловской епархии. Неизвестно, какая причина побудила его к сему переходу. Если предположить тяжелые труды в Оптиной, от которых он потерял свое здоровье, так и в Белобережской обители его ожидали те же труды, на которые он обрек себя при поступлении в монастырь. Вероятнее всего, его потянуло туда неудержимое желание обучаться жизни духовной, так как настоятельствовал в то время в Белых Берегах иеромонах Василий Кишкин, старец духовной жизни, подвизавшийся немалое время на Афонской горе. Итак, не для облегчения трудов и не для телесного успокоения перешел послушник Лев в другую обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

В 1921 году произошла неожиданная трагедия — смерть Блока. Она вспоминала: «Умер близкий мне человек… Мне нужен был учитель, который спас бы меня от прелести. Я молилась…». Павлович могла бы стать хорошей дочерью Серебряного века и революции 1917 года В том же году Надежда Александровна Павлович в состоянии, близком к самоубийству, приехала в Оптину за два года до окончательного закрытия монастыря. А ведь Павлович могла бы стать хорошей дочерью Серебряного века и революции 1917 года. Но Господь привел ее в Оптину пустынь. И Оптина навсегда поменяла ее жизнь, как меняла многие жизни прежде. Как меняет и по сей день. Метанойя «Чудеса превращений» здесь начались еще в конце XIV века. Существует красивая легенда о том, что некий разбойник Опта покаялся и, приняв монашество и удалившись от мирской суеты, основал монастырь. И хотя исследователи сомневаются в правдоподобности этой версии, возникновение такого предания у народа вполне объяснимо. Ведь именно покаявшийся разбойник, распятый рядом со Христом, первым наследовал Царство Небесное. Разбойник Опта правил свой разбой Над тихой Жиздрой, на холмах зеленых. И рядом с Оптой стали мы с тобой, Повинные в деяньях беззаконных. (…) Сюда на холм разбоя он пришел И там, где кровь пролили душегубы, Он храм Пречистой бережно возвел, И лес укрыл монашеские срубы. Н.А.Павлович Оптина пустынь. Вид со стороны реки Жиздры. XIX век.      Через пять веков пришел в Оптину Лев Данилович Наголкин , могучий приказчик с зычным голосом и гривой густых волос. И остался послушником. После долгих странствий по разным монастырям, обогащенный духовным опытом, он вновь вернулся в Оптину — уже схимонахом Львом, вошедшим в историю как первый Оптинский старец. Или вот еще: простой мальчик Саша Гренков, родившийся в небогатой семье в Тамбовской губернии. Живой, смышленый и бойкий… Кто бы мог подумать, что он станет известен всей России, да и всему миру. «Иди в Оптину, ты там нужен», — услышал Саша из уст затворника Илариона, подвизавшегося в Троице-Сергиевой лавре. Юноша отправился в Оптину пустынь — и уже совсем скоро Саши не стало. Появился монах Амвросий. За этими краткими строками — годы трудов, аскетической жизни, тяжёлой физической работы. Иеросхимонах Амвросий (Гренков) — самый известный Оптинский старец, прославленный Богом ещё при жизни многими чудесами, беззаветно прослуживший людям более 30 лет и снискавший от них искреннюю любовь и почитание.

http://pravoslavie.ru/87030.html

О. Арсений был тесно связан с Оптиной пустынью. Он жил здесь в 1833–1835 гг., общался со старцем Львом (Наголкиным) , затем в 1853 г. приезжал в гости. Многие сочинения духовного писателя хранились и переписывались в Оптиной, что свидетельствует об интересе к его личности. Однако оптинские старцы относились к ним настороженно. «Память о молитвенной жизни старца Василиска…» вызвала критический отклик старца Макария (Иванова) , написавшего «Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную молитву Иисусову и о смирении». Иеросхимонах Макарий подчеркивал, что в посвященной старцу Василиску рукописи говорится лишь о радостях и утешениях, которые дарит умная, внутренняя молитва , но не упоминается об опасностях, грозящих тем, кто ее проходит, особенно неопытным 15 . В Оптиной учили осторожности: чтобы не впасть в прелесть, монашествующий должен был соблюдать постепенность при молитвенном углублении и, самое главное, поверять себя советами старца. В ОР РГБ я обнаружил письмо другого уважаемого оптинского насельника, игумена Антония (Путилова), от 1854 г. В нем автор скептически отозвался о молитвенной практике «отца Арсения, коего мудрование – как не во всем согласное с учением святых отец – весьма сожалительно!.. Молитвословие церковное толикую имеет силу и важность, что церковное едино Господи помилуй [подчеркнуто автором.– Г.З.] превосходит все келейные духовные упражнения… Нынешние отцы свои умствования не только не поверяют с учением св[ятых] отцов, но еще и выше свое ставят, а посему нередко и заблуждаются от истинного разумения» 16 . Любопытно, что это важное послание было опубликовано в сборнике писем игумена Антония 17 . Но в самом главном месте там стоит не имя о. Арсения, а многоточие. Дело в том, что в публикации, как и в других дореволюционных изданиях писем старцев, акцент был сделан на общих назидательных словах, а конкретные имена удалялись. Так что сотни людей, читавших опубликованные письма Антония, не могли догадаться, чье же «мудрование» он критикует, а разгадку хранил лишь архивный оригинал.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

В 1830 году Ольга Николаевна, прожив в тверской обители менее года, была перемещена в Ростовский Рождественский монастырь Ярославской епархии, где 7 июня 1835 года приняла монашеский постриг. А уже через два года, 22 октября 1837 года была возведена Высокопреосвященнейшим Григорием (Постниковым) в сан игумении и назначена настоятельницей Знаменского Осташковского монастыря. В ту пору ей было 40 лет. Пройдя искус монашеской жизни, матушка Мария в расцвете своих сил вступила на многотрудное поприще настоятельницы. Современники отмечали необыкновенную чистоту и теплоту её сердца. “Она всегда была спокойна, весела, со всеми ласкова и проста в обращении; принимала живое участие во всех Всем и каждому она смотрела прямо в глаза, говорила обо всём откровенно; и этот прямой взгляд и простая речь вызывала всегда в собеседнике и откровенность и смирение” . В конце 1847 года матушка впервые посетила Оптину пустынь. В то время старчество, насаждённое в Оптиной преподобным Львом (Наголкиным), приносило обильные плоды. Более двадцати лет (с 1826 года) настоятельствовал преподобный Моисей (Путилов), который, будучи сам духовно опытным и глубоким человеком, всячески поощрял путь старческого окормления во вверенной ему обители. Духовником обители в ту пору был отец Макарий (Иванов), близкий ученик и преемник старца Льва. Монашествующие из многих женских обителей обращались к оптинским старцам, по советам которых устраивали свою жизнь. Письмо игумении Марии (Игнатьевой) от ноября 1847 года описывает её впечатление от поездки в Оптину пустынь . Ваше Высокопреподобие достопочтеннейший отец Моисей! Нет слов выразить и малейшей части сердечных чувств, благоговейного почитания и глубочайшей благодарности души за всё милостивейшее внимание, обязательное радушие и боголюбивое странноприимство и угощения Вашего Высокопреподобия. Святая обитель блаженна, имевши такового настоятеля, и все посетители и богомольцы, сподобившиеся счастья помолиться в оной, конечно, сохранят на всю жизнь назидательное воспоминание всех деятельных христианских добродетелей первых веков христианства, едва ли где более виденных в наше скорбное и последнее время.

http://azbyka.ru/palomnik/Оптина_пустынь...

Учеником старца Василия Кишкина, и вместе с тем, и учеником старцев Феодора и Клеопы (Антонова) является выдающийся подвижник Оптинский старец Леонид. Схимонах Леонид Оптинский (в схиме Лев), родился в 1768 г. в городе Карачеве Орловской губернии в семье простых родителей по фамилии Наголкины. В крещении был наречен Львом. В молодости занимался купеческими делами, но в 1797 г. оставляет мир и поступает в Оптину пустынь под начальство игумена Авраамия. Через два года Лев переходит в Белобережскую пустынь, настоятелем которой был иеромонах Василий Кишкин. В 1801 г. старцем Василием он был пострижен в монашество с наречением имени Леонид, в том же году рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. В 1804 г. о. Леонид на пятом году своего пребывания в Белобережской пустыни был назначен ее настоятелем, когда старец Василий оставил руководство монастырской братией 210 . До занятия должности настоятеля о. Леонид временно пребывал в Чолнском монастыре, где в то время поселился прибывший из Молдавии схимонах Феодор, ученик великого старца Паисия. Под руководством этого опытного наставника о. Леонид обучался брани со страстями, и в дальнейшем его со старцем соединяла неразрывными узами любовь во Христе. В 1805 г. старец Феодор переселяется в пустынную Белобережскую обитель, но через некоторые время поселяется в уединенной келье в глуши леса недалеко от обители с другим подвижником иеросхимонахом Клеопою. В 1808 г. о. Леонид сложил с себя настоятельство, переселился к своему учителю старцу Феодору на пустынножительство, и был им келейно пострижен в схиму с наречением имени Лев. В 1809 г. время старец Феодор переходит в Новоезерский монастырь. О. Леонид со старцем Клеопою в 1811 г. переселяются на жительство в Валаамский скит, а через год к ним присоединяется старец Феодор, где они вместе прожили около шести лет. Одновременно в Валаамском скиту жил с тремя подвижниками иеромонах Варлаам, впоследствии игумен Валаамский . Сожитие и собеседование со старцами принесло немалую пользу о. Варлааму 211 . Духовными наставлениями старца Феодора и о. Леонида пользовался и келлиарх Валаамского монастыря о. Евдоким, впоследствии схимник Евфимий 212 . Слава о подвижниках распространялась все более, и вместе с о. Евдокимом к ним стали приходить и другие иноки из числа братии Валаамского монастыря. Стекались к ним и посетители разных сословий за богомудрыми советами старцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

в молении расположена справа от центрального образа Св. Троицы (в одеждах, стилизованных под древние образцы), слева помещен образ прп. Сергия Радонежского. В иконостас храма прп. Сергия Радонежского Троице-Сергиевой пуст. Х. Г. Прохоровой написана икона И. в рост в епископском облачении древнего типа (без палицы и панагии). В С.-Петербурге (2007, иконописец В. Михайленко) и в Алатыре (2007, иконописец О. Норкина) написаны ростовые иконы И. с храмом в руках: это Воскресенский собор Троице-Сергиевой пуст. и собор Иверской иконы Божией Матери Николо-Бабаевского мон-ря. Святитель облачен в крещатую фелонь и омофор, на др. иконе - в архиерейскую мантию и клобук. На образе, исполненном в 2007 г. в Пскове мон. Алипием (Оборотовым), он показан прямолично в рост в богослужебном облачении (на голове митра), с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке. Ковчегс частицей св. мощей и иконой И. хранится в Николо-Угрешском мон-ре. Первая житийная икона И. выполнена по заказу Вологодской епархии Масюковой в иконописной мастерской МДАиС (1999, находится в Димитриевом Прилуцком мон-ре, см.: Марк (Лозинский). 2007. Вкл.) в стиле рус. житийных икон XV-XVI вв. Она представляет святителя в архиерейской мантии, с развернутым свитком в левой руке. Средник окружают 17 клейм с сюжетами жития святителя: 1. Рождество святого. 2. Уединение и молитва отрока Димитрия. 3. Исповедание перед царем желания Единому Богу служить. 4. Следование за прп. Львом (Наголкиным). 5. Образ древнего послушания. 6. Видение во сне Креста и чудесное исцеление. 7. Монашеский постриг святого. 8, 9. Иноческая жизнь святого в мон-рях. 10. Поставление И. во игумены Троице-Сергиевой пуст. 11, 12. Наставление иноков и братская любовь И. 13. Хиротония святого во епископа Кавказского. 14. Святитель управляет Кавказской епархией. 15. Благословение братии Николо-Бабаевского мон-ря. 16. Труды святителя по написанию поучений современному иночеству. 17. Погребение И. Другая икона создана к торжествам 200-летия со дня рождения святого в стиле древней синайской иконописи с.-петербургским худож.

http://pravenc.ru/text/Игнатий ...

преподобный Амвросий Оптинский (Гренков) (1812–1891) Литургика Нравственно-аскетические труды Сравнительное богословие Письма Сборники Симфонии или указатели Аудиокниги преподобный Амвросий Оптинский (Гренков) Иеросхимонах, старец Оптиной пустыни, духовный наставник. Родился 21 или 23 ноября (6 декабря) 1812 г. в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в благочестивой семье. Дед его был священником, отец, Михаил Фёдорович, пономарём. Был шестым из восьмерых детей. В 1825 г. двенадцатилетний Саша Гренков поступил в Тамбовское духовное училище, которое блестяще закончил. В 1830—1836 гг. обучался в Тамбовской семинарии. В последнем классе семинарии перенёс опасную болезнь и дал обет постричься в монахи, если выздоровеет. 8 октября 1839 г. прибыл в Оптину пустынь, где был ласково принят старцем Львом (Наголкиным), у которого стал келейником. Вскоре он принял постриг и был наречён Амвросием, в память святителя Амвросия Медиоланского . Лето 1841 г. — пострижен в рясофор, в 1842 г. — в мантию. В 1843 г. рукоположён во иеродиакона. 7 декабря того же года на пути в Калугу простудился и тяжело захворал. 9 декабря 1845 г. рукоположён во иеромонаха; из-за болезни почти не мог служить. Был пострижен в великую схиму без изменения имени. Преставился 10 (23) октября 1891 года в Шамординской обители. На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» ( 1Кор.9:22 ). Тропарь преподобному Амвросию Оптинскому, глас 5 Яко к целебному источнику,/притекаем к тебе, Амвросие, отче наш,/ты бо на путь спасения нас верно наставляеши,/молитвами от бед и напастей охраняеши,/в телесных и душевных скорбех утешаеши,/паче же смирению, терпению и любви научаеши;/моли человеколюбца Христа/и Заступницу усердную//спастися душам нашим. Кондак преподобному Амвросию Оптинскому, глас 2 Завет Пастыреначальника исполнив,/старчества благодать наследовал еси,/болезнуя сердцем о всех, с верою притекающих к тебе./Темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти:/отче святый Амвросие,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Тропарь Собора преподобных старцев Оптинских, глас 6 Православныя веры светильницы, монашества непоколебимии столпи, земли Российския утешителие, преподобнии Старцы Оптинстии, любовь Христову стяжавши и души своя за чада полагавши, молитеся ко Господу, да утвердит земное отечество ваше в Православии и благочестии и спасет души наши. Кондак Собора преподобных старцев Оптинских, глас 4 Воистину дивен Бог во святых своих, Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый, идеже богопросвещении отцы, тайная сердца человеческого ведущее, народа Божия печальницы доблии явишася: сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша, в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша и Божией премудрости научиша, страждующим и немощным спострадаша и исцеления дароваша. Ныне же, во славе Божией пребывающее, молятся непрестанно о душах наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Иеромонах Леонид родился в 1768 году, в городе Карачеве, Орловской губернии во святом крещении наречен был Львом. Родители его были простые карачевские граждане, по фамилии Наголкины. В молодости Лев Данилович Наголкин занимался торговыми делами, и в должности купеческого приказчика делал часто большие и дальние разъезды, так что хорошо знал почти всю Россию; имел сообращение с людьми всех сословий, и через это еще в мире приобрел большое знание людей и опытность, которую впоследствии употреблял для пользы ближних, обращавшихся к нему за духовными советами. В 1797 г. он оставил мир, и первоначально поступил в Оптину пустынь, при игумене Авраамии. Прожив тут два года, перешел в пустынную обитель Белобережскую (Орловской епархии), где в то время настоятелем был иеромонах Василий (Кишкин), старец духовной жизни, подвизавшийся не малое время на Афонской горе. В 1801 г. Лев пострижен был им в монашество и наречен Леонидом: в том году 22 декабря рукоположен в иеродиакона, а 24 декабря в иеромонаха. Такое быстрое возведение о. Леонида на степень иеромонашества, через два года? по поступлении его в Белобережскую обитель, показывает, что он своей жизнью превосходил прочих братий, и обратил на себя особенное внимание настоятеля. Больших подробностей о первоначальной монашеской жизни о. Леонида мы не знаем. Известно только, что, живя в монастыре, он проводил дни свои в непрерывных трудах, подавая собой всем братиям пример искреннего послушания. Однажды при наступлении храмового праздника, клиросные братия, недовольные чем-то, отказались петь бдение, полагая, что этим принудят настоятеля исполнить некоторые их требования. Но настоятель не захотел уступить неразумному их домогательству, и, чтобы смирить их, велел позвать о. Леонида с другим близким к нему братом, и им вдвоем пропеть все бдение. О. Леонид в это время возил сено с хутора. Усталый и покрытый пылью, он собирался поужинать, когда ему передали волю настоятеля, чтобы он становился на клирос. Он беспрекословно послушался, и не доужинавши поспешил в церковь , где вдвоем с товарищем пропел все бдение к удовольствию настоятеля. Голос он имел довольно сильный (теноробас), хотя несколько резкий, пел правильно, и хорошо знал порядок службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Особое внимание обращал на то, имелись ли в обители опытные старцы. По совету иеромонахов Илариона (Здобина) и прп. Филарета (Пуляшкина) побывал в Оптиной пуст. , где сблизился со старцами прп. иеросхим. Львом (Наголкиным) и прп. иером. Макарием (Ивановым) . По завершении всех дел в Саратове 13 марта 1839 г. Пономарёв поступил послушником в Иоанна Предтечи скит при Оптиной пуст. Исповедовался прп. Макарию, на откровение помыслов ежедневно ходил к прп. Льву, испытал влияние игум. Варлаама (Давыдова) . В братство определен 26 февр. 1843 г., пострижен в рясофор по указу от 28 авг. того же года. Когда прп. Макарий 1 дек. 1839 г. стал начальником Иоанно-Предтеченского скита, он избрал Пономарёва своим келейником. Тот исполнял послушание более 20 лет, в это время завершилось формирование его духовного облика. Проходил также др. послушания: садовое, трапезное, занимался лечением братии. 13 авг. 1849 г. был пострижен в монашество. 10 февр. 1853 г. рукоположен во диакона, 21 апр. 1857 г.- во иерея. Прп. Макарий († 1860) оставил после себя 2 старцев-преемников: прп. иеросхим. Амвросия (Гренкова) и И. При жизни прп. Макарий предлагал своим духовным детям обращаться к тому из них, к кому имеют больше доверия. В числе перешедших под рук. И. была супруга И. В. Киреевского Н. П. Киреевская, а также насельницы белёвского в честь Воздвижения Креста Господня, севского во имя Св. Троицы , великолукского в честь Вознесения Господня, тульского в честь Успения Пресв. Богородицы, Влахернской иконы Божией Матери и Нерукотворного образа Спасителя жен. мон-рей, каширской во имя вмч. Никиты жен. общины (впосл. мон-рь) и др. На молитвенную память И. получил от прп. Макария мантию, присланную из Нямецкого в честь Вознесения Господня мон-ря в знак признательности за издание переводов схиархим. прп. Паисия (Величковского) , параман с частицей мощей, Иверскую икону Божией Матери, а также неск. книг. Преемственность старческого служения И. отмечали мн. духовные дети: наставления прп. Макария, его жизнь и деятельность являлись образцом для него.

http://pravenc.ru/text/389133.html

Б. м. явил сонм подвижниц, среди к-рых известны стяжавшая дар непрестанной молитвы мон. Тарсилия (Гезева; † 26 июня 1817), ее сокелейница мон. Евпраксия (Логинова; † 1835), мон. Маргарита (Симонова; 1-я пол. XIX в.), схим. Агриппина (Шеншина; † 8 июля 1831). После панихиды по схим. Агриппине получали исцеления больные туберкулезом. Более 40 лет подвизалась в Б. м. мон. Ираида (схиигум. Юлия; † 1844), каждые сутки прочитывавшая Псалтирь. Мн. сестры Б. м.- схим. Леонида (Литовкина) (сестра прп. Иосифа (Литовкина) , схим. Лаврентия - окормлялись у Оптинских старцев прп. Амвросия , прп. Льва (Наголкина) . Особым уважением и авторитетом у насельниц пользовался духовник обители свящ. Феодор Турьянский († 1859), находившийся в духовном общении с прп. Львом (Наголкиным). В обители особо почитались 2 списка Тихвинской иконы Божией Матери. Подаренный Б. П. Шереметевым образ, согласно описанию 1799 г., хранился в Тихвинской ц., «подле иконостаса по правую сторону», от него происходили многочисленные исцеления. На аналое в Тихвинском храме находилась др. почитаемая святыня - точная копия с явленной близ Тихвина иконы, к-рую в 1838 г. привез из тихвинского Большого мон-ря прп. Леонид (Наголкин). В мон-ре почитались также древняя икона свт. Николая Чудотворца, напрестольный крест с частицами Животворящего Креста Господня и святых, особо берегли напрестольное Евангелие (М., 1698), подаренное Б. П. Шереметевым. В авг. 1923 г. в Борисовке было организовано Временное управление монастырского поселка, началась опись монастырского имущества. 25 авг. комендант поселка Н. Шевченко рапортовал о ликвидации Б. м., имущество к-рого было частично передано в детдома и больницы, частично распродано. В окт. 1923 г. насельниц выдворили из мон-ря, нек-рых направили в дом престарелых, др. поселились в окрестностях Борисовки, неск. инокинь перешли в жен. Корсунский скит упраздненного белгородского Рождество-Богородицкого мон-ря. В монастырских зданиях разместили детский дом «Новый свет» им. К. Либкнехта, на месте монастырского кладбища в кон. 40-х гг. XX в. был разбит фруктовый сад. В наст. время из монастырских построек сохранился двухэтажный корпус, принадлежащий школе-интернату. В храме арх. Михаила пос. Борисовка находится перенесенная в него после закрытия Б. м. Тихвинская икона Божией Матери, в Борисовском краеведческом музее хранятся личные вещи нек-рых сестер. 11 дек. 1999 г. Белгородский архиеп. Иоанн (Попов) освятил поклонный крест и камень на месте Б. м.

http://pravenc.ru/text/153179.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010