Переписка игумении Досифеи с оптинскими старцами сохранилась довольно хорошо. Это уникальное эпистолярное наследие позволяет показать духовную жизнь русского женского монашества середины – второй половины XIX века. Первым оптинским старцем, к которому относилась игумения Досифея, был преподобный Лев (Наголкин), основатель старчества в Оптиной пустыни. Старец говорил о себе: “Я живу и хожу пред Богом моим, живу для ближних моих, откинув всякое лицемерие и страх мирского суда; я не боюсь никого, кроме Бога. Когда совесть моя мирна, сердце весело играет, как у младенца; когда вся жизнь моя была одним днём служения Богу, моему Старцу и детям моим о Христе, то чего мне бояться?”. Сближению матери Досифеи со старцем Львом, видимо, способствовало и то обстоятельство, что они были земляками: старец Лев родился в городе Карачеве Орловской губернии. Отношение игуменьи Досифеи к своему наставнику показывает её письмо, отправленное в Оптину пустынь в 1836 году 5 . Ваше высокопреподобие! Богоугоднейший батюшка отец Леонид! Грехи мои и недостоинство не дозволяют много Вас убеждать. Но милость Ваша ко всем грешным христоподражательная даёт ещё средство и мне, прогневавшей Вас много и оставленной праведно, испросить отеческое прощение. Итак, умоляю Ваше благосердие, отец мой, успокойте душу мою, крепко поражённую вашим молчанием и гневом, примите заочно припадающую к стопам Вашим святым убогую грешницу в прежнее Ваше отеческое покровительство. Простите и разрешите душу мою во всём, много вас прогневавшую и согрешившую своим неразумием и нетерпением. Отеческого наказания я рада теперь вдвое оное выдержать, лишь бы Вашу милость внутреннюю обратить, аще Господь мой мне поможет. Простите, батюшка, желаю Вам всех благ от Бога и совершенного здоровья, чтущая душею Вас, о Господе убогая и недостойная послушница игумения Досифея. Маия 14 дня Христорождествен Тверской монастырь Как повествуется в историческом описании Тверского Христорождественского монастыря, во время правления игумении Досифеи “высокий уровень строгой подвижнической жизни, процветавшей при игумении Аполлинарии, не только продолжался и поддерживался, но и возвышался” 6 , чему немало способствовало тесное духовное общение с оптинскими старцами.

http://pravmir.ru/optina-pustyin-i-zhens...

в молении расположена справа от центрального образа Св. Троицы (в одеждах, стилизованных под древние образцы), слева помещен образ прп. Сергия Радонежского. В иконостас храма прп. Сергия Радонежского Троице-Сергиевой пуст. Х. Г. Прохоровой написана икона И. в рост в епископском облачении древнего типа (без палицы и панагии). В С.-Петербурге (2007, иконописец В. Михайленко) и в Алатыре (2007, иконописец О. Норкина) написаны ростовые иконы И. с храмом в руках: это Воскресенский собор Троице-Сергиевой пуст. и собор Иверской иконы Божией Матери Николо-Бабаевского мон-ря. Святитель облачен в крещатую фелонь и омофор, на др. иконе - в архиерейскую мантию и клобук. На образе, исполненном в 2007 г. в Пскове мон. Алипием (Оборотовым), он показан прямолично в рост в богослужебном облачении (на голове митра), с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке. Ковчегс частицей св. мощей и иконой И. хранится в Николо-Угрешском мон-ре. Первая житийная икона И. выполнена по заказу Вологодской епархии Масюковой в иконописной мастерской МДАиС (1999, находится в Димитриевом Прилуцком мон-ре, см.: Марк (Лозинский). 2007. Вкл.) в стиле рус. житийных икон XV-XVI вв. Она представляет святителя в архиерейской мантии, с развернутым свитком в левой руке. Средник окружают 17 клейм с сюжетами жития святителя: 1. Рождество святого. 2. Уединение и молитва отрока Димитрия. 3. Исповедание перед царем желания Единому Богу служить. 4. Следование за прп. Львом (Наголкиным). 5. Образ древнего послушания. 6. Видение во сне Креста и чудесное исцеление. 7. Монашеский постриг святого. 8, 9. Иноческая жизнь святого в мон-рях. 10. Поставление И. во игумены Троице-Сергиевой пуст. 11, 12. Наставление иноков и братская любовь И. 13. Хиротония святого во епископа Кавказского. 14. Святитель управляет Кавказской епархией. 15. Благословение братии Николо-Бабаевского мон-ря. 16. Труды святителя по написанию поучений современному иночеству. 17. Погребение И. Другая икона создана к торжествам 200-летия со дня рождения святого в стиле древней синайской иконописи с.-петербургским худож.

http://pravenc.ru/text/293401.html

Иеромонах Леонид родился в 1768 году, в городе Карачеве, Орловской губернии во святом крещении наречен был Львом. Родители его были простые карачевские граждане, по фамилии Наголкины. В молодости Лев Данилович Наголкин занимался торговыми делами, и в должности купеческого приказчика делал часто большие и дальние разъезды, так что хорошо знал почти всю Россию; имел сообращение с людьми всех сословий, и через это еще в мире приобрел большое знание людей и опытность, которую впоследствии употреблял для пользы ближних, обращавшихся к нему за духовными советами. В 1797 г. он оставил мир, и первоначально поступил в Оптину пустынь, при игумене Авраамии. Прожив тут два года, перешел в пустынную обитель Белобережскую (Орловской епархии), где в то время настоятелем был иеромонах Василий (Кишкин), старец духовной жизни, подвизавшийся не малое время на Афонской горе. В 1801 г. Лев пострижен был им в монашество и наречен Леонидом: в том году 22 декабря рукоположен в иеродиакона, а 24 декабря в иеромонаха. Такое быстрое возведение о. Леонида на степень иеромонашества, через два года? по поступлении его в Белобережскую обитель, показывает, что он своей жизнью превосходил прочих братий, и обратил на себя особенное внимание настоятеля. Больших подробностей о первоначальной монашеской жизни о. Леонида мы не знаем. Известно только, что, живя в монастыре, он проводил дни свои в непрерывных трудах, подавая собой всем братиям пример искреннего послушания. Однажды при наступлении храмового праздника, клиросные братия, недовольные чем-то, отказались петь бдение, полагая, что этим принудят настоятеля исполнить некоторые их требования. Но настоятель не захотел уступить неразумному их домогательству, и, чтобы смирить их, велел позвать о. Леонида с другим близким к нему братом, и им вдвоем пропеть все бдение. О. Леонид в это время возил сено с хутора. Усталый и покрытый пылью, он собирался поужинать, когда ему передали волю настоятеля, чтобы он становился на клирос. Он беспрекословно послушался, и не доужинавши поспешил в церковь , где вдвоем с товарищем пропел все бдение к удовольствию настоятеля. Голос он имел довольно сильный (теноробас), хотя несколько резкий, пел правильно, и хорошо знал порядок службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Л. часто посещал Оптину в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. , находившуюся в неск. верстах от имения отца. Под влиянием преподобных Макария (Иванова) , Льва (Леонида) (Наголкина) , И. В. Киреевского молодой офицер изучал Свящ. Писание и творения отцов Церкви. Опубликовал очерк «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни» (1847). В рецензии М. П. Погодин отмечал, что описание составлено очень подробно, «все источники… употреблены в дело рукою искусною» (Москвитянин. 1848. 4. С. 131). Возможно, в процессе работы Кавелин, «как лучший знаток истории Оптины, привел в надлежащий порядок записи, относящиеся к начальному периоду существования Оптинского скита» (Летопись скита. 2008. С. 10). На этом лит. деятельность Л. приостановилась. Приняв решение избрать монашеский путь, Лев Александрович «вышел в отставку с чином капитана». 21 марта 1852 г. вступил в число послушников Оптиной пуст. (Там же. С. 212). В оптинском Иоанно-Предтеченском скиту Кавелин стал одним из ближайших учеников и помощников прп. Макария, под духовным руководством к-рого участвовал в трудах по переводу и изданию святоотеческих трудов. В записке старца Макария «о переводе книги святого Исаака Сирина» упоминалось, что по завершении работы над пояснениями к сложным для понимания местам текста слав. перевода прп. Паисия (Величковского) в подготовке к изданию участвовал и послушник Кавелин: «...прошедши всю книгу, паки поверили с отцом Иоанном Половцевым и Львом Александровичем Кавелиным» (Там же. С. 340). Сам Л. в рукописном библиографическом «Перечне» своих трудов свидетельствовал, что под рук. иеросхим. Макария занимался вместе с 3 «сотоварищами приготовлением к изданию в свет славянских переводов» прп. Паисия (Величковского), вместе с мон. Иувеналием (Половцевым) перевел на рус. язык кн. «Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошение учеников, на славянском наречии, гражданской печати» (М., 1852) и «Душеполезные поучения и послания» прп. аввы Дорофея Газского (М., 1856). Нек-рые исследователи (в т. ч. и И. Н. Корсунский в «Перечне», составленном для ж. «Библиографические записки») ошибочно включали в каталог трудов Л. все переводы, изданные до 1856 г. при Оптиной пуст. ( Иннокентий (Просвирнин). 1972. С. 229). Пребывание в Оптиной пуст. (1852-1857 и 1859-1863) сопровождалось изучением церковно-археологических древностей Калужской епархии. Л. составил каталог старопечатных и редких книг, хранящихся в церквах и б-ке Оптиной пуст. (1857). Одним из послушаний Л. было ведение скитской летописи, к-рое он выполнял в 1852-1857 и 1859-1860 гг.

http://pravenc.ru/text/2463435.html

Богородичен: Мати Божия, сияние неизреченнаго Света,/стопы наша к жизни вечней направи,/прощающи вся злая, нами содеянная. Светилен праздника. Слава, святителя: Имя Богоносца преславнаго в монашестем образе твоем восприем,/отче Игнатие, святителю всечестне,/Христа молитвою непрестанною внутрь сердца твоего вселил еси/и был еси учитель, к Свету невечернему ведый,/богоносец воистину досточудный явився. И ныне, праздника. На хвалитех стихиры праздника 3 и святаго 3. Стихиры святаго, глас 8: В житии твоем поучал еси, отче преподобне,/яко сердце человеческое обретает покой,/егда в заповедех Христовых пребывает,/изобразити бо в души образ Христов/благо есть и спасительно,/сего же и нас достигнути/милостивно сподоби молитвами твоими. Христу последовал еси усердно, святителю Игнатие,/вся мирская отложив и Крест Господень на рамо взем,/темже пути совершенства достигл еси,/к сему и нас приведи, отче,/молитвами твоими. Приидите, собори людей Божиих,/припадем усердно ко источнику приснотекущему,/святителю Игнатию, богоносцу Российскому,/и восхвалим, усердно просяще:/молитвами твоими, святителю,/подай просвещение душам нашим. Слава, и ныне, праздника. НА ЛИТУРГИИ Служба праздника и святителя. Святитель Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский Святитель Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский в миру Димитрий Александрович Брянчанинов, родился 5 февраля 1807 года в селе Покровском Вологодской губернии. Он происходил из дворянской фамилии Брянчаниновых, восходящей к боярину Михаилу Бренко, герою Куликовской битвы. Имя его отца – Александр Семенович, матери – София Афанасьевна. Димитрия влекла иноческая жизнь, но отец отдал его в Главное военное инженерное училище в Санкт-Петербурге. Проходя учение, юноша задумался об относительности научных знаний и тщетности учености, которые не ведут прямо к вечной жизни. В поисках истины он внимательно читал творения святых отцов Православной Церкви. Димитрий принял решение стать монахом, отстаивая его перед начальством и родителями. Это намерение укрепилось после знакомства с оптинским старцем Леонидом (Наголкиным) – преподобным Львом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИОДОР (Голованицкий Иоанн; 1795, с. Староселье Киевской губ.- 28.06.1879, Глинская в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст.), прп. Глинский (пам. 9 сент.), схиархим., настоятель Рыхловского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря , Петропавловского мон-ря Глуховского у. Черниговской губ. Род. в семье приходского священника, в 1806-1813 гг. обучался в КДА, затем был зачислен в нижегородское ополчение. Получив в марте 1815 г. отставку, он поступил в Киево-Печерскую лавру, проходил послушание в ключне, затем стал келейником наместника лавры архим. св. Антония (Смирницкого ; впосл. епископ Воронежский). Через нек-рое время перешел сначала в Молченскую Сафрониеву , а в 1818 г.- в Глинскую в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужскую пустынь В 1820 г. Голованицкий был пострижен прп. Филаретом (Данилевским) в рясофор с именем Иоиль. Духовным наставником инока был схим. Пахомий (Сковородка), который до поступления в Глинскую пуст. подвизался в монастыре Хиландар на Афоне. После смерти старца Пахомия с 1821 г. И. стал обращаться за советами к игум. Филарету. Прп. Илиодор (Голованицкий). Рис. неизвестного художника (РГИА. Ф. 835. On. 4. Д. 59. Л. 6) Прп. Илиодор (Голованицкий). Рис. неизвестного художника (РГИА. Ф. 835. On. 4. Д. 59. Л. 6) 9 марта 1823 г. игум. Филаретом был пострижен в монашество с именем Иоанникий. Весной 1824 г. он был оклеветан и изгнан из обители, по просьбе братии в том же году был принят обратно, нес тяжелую епитимию; 12 нояб. 1824 г. рукоположен во диакона; 29 сент. 1826 г. был перемещен в Рыхловский Николаевский мон-рь, а ок. 1829 г.- в Домницкий Богородице-Рождественский мон-рь Черниговской губ. 20 нояб. 1831 г. И. был рукоположен во иерея и назначен настоятелем Рыхловского Николаевского мон-ря Черниговской губ., 16 сент. 1832 г. утвержден в этой должности. Налаживал уставную жизнь обители, инициировал ремонт обветшавших построек. Для сбора пожертвований ездил в Москву, в Троице-Сергиеву лавру, общался с ее наместником прп. Антонием (Медведевым) , на обратном пути посетил Оптину пустынь О душеполезных беседах с иером. прп. Львом (Леонидом) (Наголкиным) И. рассказывал ученикам уже в глубокой старости. За благоустройство обители 12 нояб. 1833 г. награжден набедренником, 14 сент. 1835 г. возведен в сан игумена с возложением палицы. Указом Святейшего Синода 6 авг. 1840 г. И. был переведен настоятелем Петропавловского мон-ря Черниговской губ. с возведением в сан архимандрита. Братия Рыхловской обители настолько почитала И., что посещала его и в Петропавловском мон-ре, и в Глинской пуст.

http://pravenc.ru/text/389285.html

В своих отношениях с братством Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий стремился следовать учению святых Отцов Православной Церкви и многое перенял из уроков, преподанных ему самому незабвенным отцом Леонидом (в схиме Львом) Наголкиным. Широкая образованность, глубокая проницательность, собственный опыт постоянного самонаблюдения помогали ему находить правильные пути к совершенствованию «ищущих душ». Ближайший ученик его, впоследствии преемник писал: «он приучал быть откровенным с ним не только в делах, но и в помыслах. Такая откровенность и близость отношений не допускала учеников до грубых погрешностей». Архимандрит и сам показывал примеры откровенности и терпеливости. Об этом, в частности, можно судить по его пространному письму ученику, «письменно обличавшему его в изменяемости его расположения к окружающим и к нему»: «Понеси убо мои немощи; а я постараюсь понести твои, как доселе старался … Мои немощи тяжелы более для тебя, нежели для меня; а твои ощутительны для меня, нежели для тебя» (полностью приведено ниже). Методы воспитания архимандрита Игнатия, приучение братства к безусловному послушанию, откровенности, смирению неопытному взгляду часто казались суровыми, даже жестокими (как, в свое время, методы отца Леонида Наголкина). Не все выдерживали такую систему. «Были и такие в числе братства, которые никак не могли привиться к своему отцу, и это большею частию — которые получили начальное воспитание в других монастырях». Не желая жить по правилам отеческим, они затевали интриги и враждовали против тех, которые ходили на исповедь и откровение помыслов. «Много пострадал о. Архимандрит за них, много вынес на своих плечах клеветы и порицания». Кончалось, однако, тем, что они вынуждены были покинуть Сергиеву пустынь. Так что уже в 1841 г. архимандрит Игнатий писал своему другу Стефану Дмитриевичу Нечаеву: «Все почти прежние жители монастыря выбыли; теперь первые лица — это те послушники, которые вступили в обитель вместе или вслед за мною. Они уже иеромонахи» [ 178 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

В то время Дмитрий жил на съемной квартире со слугой Дормидонтом. Слуга знал о его хождениях в лавру и регулярно сообщал о них отцу Дмитрия. Отец, вспомнив их странный дорожный разговор, решил лишить сына возможности следовать выбранному пути. Он попросил начальника училища графа Сиверса перевести Дмитрия с частной квартиры на казенную. Так будущий святитель оказался в стенах Михайловского замка, построенного государем Павлом I, который стал и склепом императора. За молодым Брянчаниновым был установлен надзор. Учеба продолжалась обычным порядком, но и духовная жизнь вскоре наладилась. Митрополит, после недолгого разбирательства, позволил лаврскому монаху, отцу Афанасию, принимать исповедь у Дмитрия. Училище будущий святитель закончил отлично, но вскоре его жизнь резко изменилась. Весной 1826 года Дмитрий заболел. Эта болезнь, по всем признакам, вела к смерти. Есть мнение, что во время болезни Дмитрий дал обет: если выживет, стать монахом во что бы то ни стало. И он действительно выжил. Но его ожидал не монастырский покой, а годы и годы болезней, скитаний по обителям и коварство церковных властей. Господь услышал своего избранника. В первое же посещение Александро-Невской лавры после болезни Дмитрий познакомился с монахом Леонидом (Наголкиным), будущим оптинским старцем Львом . В одном из писем более позднего времени святитель Игнатий рассказывал об этой встрече как о чуде. Он описал старца, как если бы это было само солнце, сошедшее на землю и излучавшее вокруг себя свет и тепло. Во время короткого отпуска, данного ему для поправки здоровья, Дмитрий пытался поговорить с родителями о своем намерении, но встретил только холодный отпор. В Петербург он вернулся в глубокой меланхолии и немедленно подал просьбу об увольнении. Но Николай I не согласился на отставку и поручил своему брату, великому князю Михаилу, отговорить Дмитрия. Молодой Брянчанинов был непреклонен. Тогда ему было заявлено, что отставки не будет. Для смирения Дмитрия, к тому времени одного из лучших военных инженеров, направили на строительство крепости в Динабурге (Даугавпилсе), в Латвии, на реке Даугаве. Это было сырое, болотистое место. Молодой Брянчанинов снова заболел. Он по нескольку дней не выходил из комнаты, а приступы меланхолии были очень сильными. Его друг, Михаил Чихачев, как мог, поддерживал его. Осенью 1827 года великий князь посетил Динабург и увидел, что молодой Брянчанинов не может выполнять своих обязанностей по состоянию здоровья. После того как он получил отставку, Дмитрий направился в Александро-Свирский монастырь , к старцу Леониду.

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

В 1921 году произошла неожиданная трагедия — смерть Блока. Она вспоминала: «Умер близкий мне человек… Мне нужен был учитель, который спас бы меня от прелести. Я молилась…». Павлович могла бы стать хорошей дочерью Серебряного века и революции 1917 года В том же году Надежда Александровна Павлович в состоянии, близком к самоубийству, приехала в Оптину за два года до окончательного закрытия монастыря. А ведь Павлович могла бы стать хорошей дочерью Серебряного века и революции 1917 года. Но Господь привел ее в Оптину пустынь. И Оптина навсегда поменяла ее жизнь, как меняла многие жизни прежде. Как меняет и по сей день. Метанойя «Чудеса превращений» здесь начались еще в конце XIV века. Существует красивая легенда о том, что некий разбойник Опта покаялся и, приняв монашество и удалившись от мирской суеты, основал монастырь. И хотя исследователи сомневаются в правдоподобности этой версии, возникновение такого предания у народа вполне объяснимо. Ведь именно покаявшийся разбойник, распятый рядом со Христом, первым наследовал Царство Небесное. Разбойник Опта правил свой разбой Над тихой Жиздрой, на холмах зеленых. И рядом с Оптой стали мы с тобой, Повинные в деяньях беззаконных. (…) Сюда на холм разбоя он пришел И там, где кровь пролили душегубы, Он храм Пречистой бережно возвел, И лес укрыл монашеские срубы. Н.А.Павлович Оптина пустынь. Вид со стороны реки Жиздры. XIX век.      Через пять веков пришел в Оптину Лев Данилович Наголкин , могучий приказчик с зычным голосом и гривой густых волос. И остался послушником. После долгих странствий по разным монастырям, обогащенный духовным опытом, он вновь вернулся в Оптину — уже схимонахом Львом, вошедшим в историю как первый Оптинский старец. Или вот еще: простой мальчик Саша Гренков, родившийся в небогатой семье в Тамбовской губернии. Живой, смышленый и бойкий… Кто бы мог подумать, что он станет известен всей России, да и всему миру. «Иди в Оптину, ты там нужен», — услышал Саша из уст затворника Илариона, подвизавшегося в Троице-Сергиевой лавре. Юноша отправился в Оптину пустынь — и уже совсем скоро Саши не стало. Появился монах Амвросий. За этими краткими строками — годы трудов, аскетической жизни, тяжёлой физической работы. Иеросхимонах Амвросий (Гренков) — самый известный Оптинский старец, прославленный Богом ещё при жизни многими чудесами, беззаветно прослуживший людям более 30 лет и снискавший от них искреннюю любовь и почитание.

http://pravoslavie.ru/87030.html

По всем этим причинам при распределении фактов в жизнеописании старца отца Леонида пришлось держаться более собственноручных записок киево-печерского иеросхимонаха Антония, нежели переданных через него сведений Андрея Ковалевского. Из этих последних извлечено только самое малейшее, не подлежащее сомнению 2 . Глава I. Рождение и мирская жизнь Льва Даниловича Наголкииа, впоследствии старца Леонида. Его поступление в Козельскую Оптину пустынь, переход в Белобережскую пустынь, временное пребывание в Чолнском монастыре и переход на Валаам Приснопамятный оптинский старец иеромонах Леонид, в схиме Лев, родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии и в Святом Крещении наречен был Львом. Родители его были простые граждане карачевские, мещанского сословия, по фамилии Наголкины. Имя отца было Даниил. Больше о родителях старца отца Леонида ничего не известно. Можно только с достоверностью полагать, что они были люди разумные и благочестивые. К такому заключению приводят разумность и благочестие их молодого сына Льва. Как впоследствии и сам старец отец Леонид по поводу наследственности добродетелей или пороков от родителей к детям выражался так: «Яблоко от яблони далеко не укатится». При таких душевных качествах родители старца отца Леонида были, как видно, бедные. На эту мысль наводит то обстоятельство, что сын их, молодой Лев, достигнув зрелого возраста, несмотря на свои умственные и нравственные способности, не имел возможности оставаться дома и заниматься хозяйственными делами, а вынужден был поступить на жалованье в приказчики к одному купцу города Волхова Орловской губернии, по фамилии Сокольников, торговавшему пенькой и конопляным маслом, дом которого стоял на Одерской площади. В те, впрочем давние, былые, времена в Волхове, кажется, едва ли еще употреблялось название «приказчик», а просто называли «работник» или «малый». Редко кому-либо из болховских приказчиков приходилось разъезжать по разным сторонам России. Кожевники бывали иногда в Харькове и по другим украинским ярмаркам, а торговавшие пенькой дальше своего уезда не ездили. Накупив по разным селам и деревням достаточное количество пеньки и масла, они сбывали все это белевским купцам, которые имели дело с Петербургом. Но Лев был малый расторопный и сметливый, честный и верный. По примеру некоторых смельчаков он и сам сбывал свой товар непосредственно тогдашним петербургским купцам. Сбыт этот производился в городе Сухиничи Калужской губернии. И хозяин вполне доверял честному своему «малому» сухиничское дело. Почему и приходилось сему последнему в продолжение зимы бывать в Сухиничах по нескольку раз. Впоследствии при воспоминании о сем старец отец Леонид приговаривал: «Плохинская дорога из Волхова в Сухиничи мне так была знакома, как с печки на лавку» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010