Мы же в каком положении нашли Церковь , в таком и заблагорассудили оставить ее. Посему мы определяем, чтобы никто не дерзал принимать слово ни против икон, ни за них, но да не будет и слуху – как будто их никогда не бывало – о соборах Тарасия, Константина и Льва и да будет соблюдено почтение по отношению к иконам» 1468 . Тем не менее источники говорят, что он боялся связываться с иконопочитателями,_не хотел восстанавливать Православие ввиду необходимости полного низложения иконоборческого клира и сохранил традиционный для иконоборцев тип императорских моливдовулов: крест во все поле и круговая надпись «Во имя Отца, Сына и Святого Духа» на лицевой стороне 1469 . Сам Епифаний рассказывал, как во время своего «обхода стран и городов вплоть до Воспора», оказавшись в северомалоазийских центрах: Никомидии, Дафнусии, Гераклее Понтийской, Амастриде, Дарипии, Карусе, Синопе, он видел и прикасался к мощам многих великомучеников и мучеников (Пантелеймона, Анфима, Индиса, Феодора, Зотика, Аникиты, Фотия, Иакинфа, Христины, Ипатия, Фокиидр.), их святым реликвиям, свободно посетил мартирии и мемории, которые ему показывали местные жители: «много мощей нашли, а куда не успели, о том тщательно расспрашивали встречных и радостно внимали» 1470 . Таким образом, это было массовое явление, и Боспор не был одинок в своем следовании такого рода умеренному, примирительному курсу, впрочем, никоим образом не удовлетворявшему ортодоксальных иконопочитателей. Поэтому Епифаний, именно такой ортодокс, ярый противник «христоборцев» любого рода, во время ограниченной веротерпимости мог упрекать людей в недостаточной преданности тому, что он сам исповедовал, так что его путешествие не обязательно связывать только с периодом пятилетних гонений на монахов при Льве Армянине и на этом основании заявлять, что существование тогда «иконопочитательской кафедры на византийской территории было абсолютно невозможно, зато вполне логично для греческого города, подчиненного хазарам» 1471 . Приведенное выше указывает, что такая логика была допустима и для ромейских центров, подвластных василевсам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По этому уставу монахам воспрещена была всякая собственность; они должны были обучаться различным, нужным для монастыря мастерствам и сами обязательно производить все нужные для их обихода работы. Сам Феодор трудился более всех и своим примером возбуждал общее соревнование и усердие к труду. Но недолго продолжалась благодатная и производительная иноческая жизнь под управлением такого высокого подвижника, каким был Феодор. Новые испытания отвлекли его от монастырских трудов. Никифор, отнявший престол у Ирины, восстановил всех пострадавших по смерти Константина, принудил патриарха разрешить пресвитера Иосифа, венчавшего Константина с Феодосиею, и когда Феодор восстал против этого, то снова подвергся преследованию и сослан был в 809 г. в заточение со всеми своими последователями, и только в 811 г., по смерти Никифора, убитого на войне (как предсказал ему Феодор), возвращен был в столицу. Когда же, через три года после того, настало гонение на иконы при Льве Армянине, то Феодор снова заявил себя неустрашимым исповедником и защитником истины. Он строго обличал заблуждения царя: «не наруииай, император, мира Церкви! – сказал он ему, между прочим, – Апостол сказал: Бог поставил в Церкви иных – Апостолами, других – пророками, некоторых – пастырями и учителями для созидания Церкви, но не упомянул о царях. Оставь Церковь пастырям и учителям. Когда же не так, то поверь, что если бы и сам ангел, сойдя с неба, стал извещать истребление веры нашей, не послушаем и его»... Иконоборцы заставляли Феодора молчать и не вмешиваться в рассуждения и споры о вере. Он отвечал им: «лучше пусть отрежут язык мой, нежели мне молчать и не помогать истинной вере». И действительно, не смотря ни на какие угрозы, Феодор не ослабевал в борьбе с иконоборцами за почитание икон и, чтобы возбудить бодрость в угнетаемых и смущающихся поклонниках православия, в неделю ваий торжественно совершил крестный ход с иконами вокруг монастыря и с пением: «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий!» – За это, после страшных пыток, Лев сослал Феодора в отдаленное заключение в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но во время тишины и благополучия человек обычно или весьма забывает Бога, или пребывает в унынии и нерадении, поэтому Всевидец Бог, видя, что нам не на пользу благотишие, изволяет чередовать для нас горечь и сладость, бурю и ведро, смятение и тишину. И мы видим, что это чередование с давних времен относилось и к Святой Церкви. Буря налетела на Церковь Христову, начиная с мучителя Нерона, и продолжалась триста лет, но после этого наступила великая тишина, во время Константина Великого . Снова возникла буря, начиная с проклятого Ария. Тишина же наступила во время Феодосия Великого, и Феодосия Младшего и прочих. Снова возникла большая буря, волнующаяся кровью святых, начиная от Исавра, проклятого иконоборца. Тишина же наступила во время Константина и Ирины. Снова иконоборческая буря возобновилась при Льве Армянине, тишина же – во время царствования благочестивых Михаила и Феодоры. И эту тишину нарушили волны иконоборчества в восемьсот сорок втором году. О, сколь много зла принесла эта проклятая ересь за сто двадцать лет, начиная от Льва Исавра, смущая повсюду Восточные Церкви, гоня, озлобляя, разоряя, подобно тому, как бесновалась та апокалипсическая блудница, упоенная кровью святых ( Откр. 17 ). Во время этой иконоборческой ереси Сарацины захватили восточные царства, и западные царства отдалились от восточных. Из-за этой ереси весь мир претерпел много зла, и даже в самом Царьграде. Когда Лев Исавр повелел посреди города сжечь святые иконы, произошло много убийств, и триста тысяч человек погибли только в самом городе (Читай летописца Палмирия, за семьсот сорок первый год от Рождества Христова). После этого стал царствовать его сын Копроним, причинивший много зла на Востоке. Это был трус, из-за которого земля сильно поколебалась, так что пали многие города и было убито много тысяч людей. А в Царьграде стали убивать еще более жестоко, чем в предыдущий период, так что не было места хоронить мертвых, ни в виноградниках, ни в озерах, ни в колодцах, ни в других местах. И да не останется сомнений, по чьей вине погибло столько людей. В то время стали появляться малые Кресты, изображенные как бы елеем на одежде людей, на церковных завесах, на иерейских облачениях, что было проявлением гнева Бога знамением Христа, память о Котором Копроним хотел всячески изгладить.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

События идут быстро, и конечно каждое из них имеет свою историческую причину. Нам нет дела до того какие пружины заправляли столь неожиданными переменами в политическом отношении. Но нельзя оставить без разъяснения вопроса: почему император Василий низвергает Фотия? Сказать просто: потому что новый император пожелал восстановить патриарха Игнатия, не значит еще решить вопроса. То правда, что Василий захотел очистить патриаршее место для прежнего патриарха; но почему же этот прежний патриарх снискал такое неожиданное благоволение в глазах нового императора? Древние византийские историки 193 для объяснения дела рассказывали о таком поступке Фотия, который навлек на него гнев Василия; именно они утверждали, что Фотий лишил императора св. причащения, когда этот последний пришел в храм Софийский, по убиении Михаила. Но по новейшим исследованиям, основанным на самых точных данных, оказывается, что такого факта совсем не было 194 . Рассказ принадлежит к области вымыслов. Чем же спрашивается руководился император, низвергая Фотия с престола и возводя на этот вместо Фотия – Игнатия? Побуждений к подобному образу действий могло быть несколько. Прежде всего новому императору, достигшему царской власти путем узурпации и преступления, для приобретения себе популярности в народе нужно была ознаменовать себя таким действием, которое произвела бы приятное впечатление в. большей части византийского общества. А таким действием и было восстановление Игнатия на место Фотия. Нет никакого сомнения, что имя Игнатия было почитаемо в массах простого народа: Игнатий был царского рода, был страдальцем за веру при иконоборце Льве Армянине, отличался действительным благочестием, стоял во главе монашества того времени, монашества, которое пользовалось уважением в ни стих классах народа; наконец недавние страдания Игнатия в царствование Михаила III у всех еще были в свежей памяти. Все это вместе окружало личность Игнатия в глазах народа особым ореолом истинной святости я мученичества. Что Игнатий пользовался большим почтением в народе, этого не мог не знать Василий Македонянин.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Пленным же из священнического сословия они связали за спиной руки и вгоняли им в голову железные гвозди. Немало они сожгли и святых храмов. Однако надвигалась зима, у росов кончалось продовольствие, они боялись наступающего войска доместика схол Куркуаса, его разума и смекалки, не меньше опасались и морских сражений и искусных маневров патрикия Феофана и потому решили вернуться домой. Стараясь пройти незаметно для флота, они в сентябре пятнадцатого индикта 688 ночью пустились в плавание к фракийскому берегу, но были встречены уномянутым патрикием Феофаном и не умели укрыться от его неусыпной и доблестной души. Тотчас же завязывается второе сражение. И множество кораблей пустил на дно, и многих росов убил упомянутый муж. Лишь немногим удалось спастись на своих судах, подойти к побережью Килы и бежать с наступлением ночи. Патрикий же Феофан, вернувшийся с победой и великими трофеями, был принят с честью и великолепием и почтен саном паракимомена 689 . (Перевод Я. Н. Любарского. С. 84, 142–143, 175–176) Псевдо-Симеон Так называемая Хроника Псевдо-Симеона представляет собой одну из известных версий хроники «Продолжателя Феофана» или сходных частей хроники Логофета. В отличие от других версий памятника, оканчивающихся на описании событий 948 г., текст Псевдо-Симеона описывает события всемирной истории с 813 по 963 г. Она является компиляцией различных, по большей части известных, трудов – Феофана Исповедника , Георгия Монаха, анонимной хроники IX в. об императоре Льве Армянине (Scriptor incertus de Leone Armenio), сохранившейся в свою очередь в двух вариантах, первой редакции Продолжателя Георгия и хроники Продолжателя Феофана. В тексте хроники Псевдо-Симеона содержится заимствованный сюжет об осаде росами Константинополя (в 860 г.) и об организации патриархом Фотием обороны столицы. Та же хроника сохранила рассказ и о росах-дромитах, названных по имени некоего Роса, происходящих из рода «франков». Вновь о росах-дромитах сообщается в связи с рассказом о походе на Константинополь Олега в 907 г., восходящим к «Продолжателю Георгия».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Размещение иконы на Престоле напоминает о молебне перед этой иконой, совершенном Константинопольским патриархом Мефодием, императрицей Феодорой, ее трехлетним сыном Михаилом и всем православным народом 11 марта (в том году это было первое воскресенье Поста) 843 года в храме Святой Софии. После молебна был совершен крестный ход по Константинополю, и верующие вернули сохраненные иконы на их места в храмах. По преданию, во время молебна Феодора благодарила Бога за прощение ее мужа, императора Феофила, прежде яростного иконоборца. На двенадцатом году правления он сильно заболел. Как-то Феодора услышала вопль императора: «Горе мне, несчастному: подвергаюсь побоям за святые иконы!» Несмотря на запрет, императрица тайно хранила в своей спальне несколько икон. Услышав крики мужа, она с молитвой возложила на больного образ Богородицы. Император поцеловал святой образ, и ему стало легче. Вскоре он умер. После смерти мужа Феодора восстановила на константинопольском патриаршем престоле святителя Мефодия, свергнутого Феофилом, и созвала Собор, предавший иконоборцев анафеме. Участники Собора записали в еретики и императора, но его имя чудесным образом исчезло из списка. За это Феодора и благодарила Бога, возвращая иконы на их места. Участники и очевидцы Икона Торжества Православия разделена на два ряда. Вверху слева от иконы Богородицы — праведная императрица Феодора с сыном Михаилом. Царевич Михаил присутствует на иконе, несмотря на то что впоследствии его за беспутную жизнь прозвали Пьяницей. На иконе он изображен как участник исторического события, легшего в основу сюжета. Справа от Престола — святитель Мефодий и преподобный Феодор Студит, игумен Студийского монастыря, автор многочисленных трудов в защиту иконопочитания. Даже будучи заключен императором-иконоборцем Львом Армянином в тюрьму, он продолжал в письмах защищать иконопочитание. В нижнем ряду в центре изображены святой Феофан Сигрианский Исповедник (участник Седьмого Вселенского собора, при возобновившем иконоборчество Льве Армянине он несколько лет провел в заточении и умер в ссылке) и Стефан Новый (монах с Авксентиевой горы, был наставником всего Константинопольского монашества, советовал монахам не поддаваться на провокацию иконоборцев, а немощным — скрываться там, где нет гонений), держащие икону Христа. Справа от них — Феофилакт Исповедник, епископ Никомидийский, он участвовал в переговорах Льва Армянина и святого патриарха Тарасия, который пытался убедить императора не возобновлять иконоборческую ересь после Седьмого Вселенского собора. Дальше — два брата, Феодор и Феофан Начертанные. Такое странное прозвание братья — защитники икон получили, потому что на их лицах, по приказанию императора Феофила, раскаленными иглами выжгли оскорбительные стихи.

http://pravmir.ru/ikona-ikonopochitatele...

< >< back 3) > < >< back 4) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > Страдание святого мученика Иоанна Нового Иоаннина или Янина находился в Эпире, между Триккою Фесеалоникийскою и Амвракиею эпирскою, к югу. восточная часть северной Греции, простиравшаяся от Акрокеруанских гор до Амброкийского залива Ионийского моря. царь Эпира с 295 г. по 272 г. до Р. Хр. Этот царь известен своими войнами против Рима и Спарты. был взят мусульманами в 1453 г. было в 1500 г. город в Фессалии — области на северо-востоке Греции. святой Пасхи. святого мученика последовала в 1526 г. Память святого отца нашего Космы Исповедника, епископа Халкидонского, и преподобного Авксентия знаменитый в древности город — столица Византийской империи, ныне г. Стамбул в Турции. Константинополь расположен на берегу Босфора — пролива Средиземного моря и славился в древности своею образованностью и торговлею. или, правильнее, Калкедон — первоначально мегарская колония на берегу Пропонтиды (Мраморного моря) при входе в пролив Босфор, основанная за 2 или 3 века до Р. Х., — затем один из главных городов Вифинии — малоазийской области. В истории христианской церкви Халкидон замечателен как место IV Вселенского собора, созванного в 451 г., при императоре Маркиане, для обличения ереси монофизитской (признававшей в Иисусе Христе только одно естество — божеское). — В настоящее время на месте древнего Халкидона находится небольшая турецкая деревушка Кодикиой. его совершается в тот же день. Упоминаемого здесь Авксентия не следует отождествлять с преподобным Авксентием, память которого празднуется 14 февраля. Этот последний Авксентий подвизался на горе Оксии близ Халкидона и присутствовал на IV Вселенском соборе. Скончался он ок. 470 г. святого Космы последовала в начале IX b. (ок. 816 г.) при императоре-иконоборце Льве (V-м) Армянине (царствовавшем с 813 г. по 820 г. Память преподобного отца нашего Иоанна Ветхопещерника Харитон подвизался в III b. и нач. IV b. в Палестине, где основал три обители: суккийскую («Ветхая лавра»), фаранскую и иерихонскую. — Память его празднуется 28-го сентября.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Девятый век 815 г. – Возобновление иконоборчества (при Льве Армянине) и начало нового исповедничества. Достаточно упомянуть только имена св. Михаила, епископа Синадского (бывший посол императора Никифора у Гаруна аль-Рашида) 395 преп. Феофилакта Никомидийского 396 преп. Никиты Мидикийского 397 и славнейшего в отцах преп. Феодора Студита 398 842 г. – «Торжество православия», свершившееся в этом году в первую неделю Великого Поста, и доныне отмечается, являясь и торжеством монашества, вынесшего, можно сказать, на своих плечах всю тяжесть иконоборческого гонения. Св. Собор (VII Вселенский), проходивший под председательством св. Мефодия 399 анафематствовал еретиков и подтвердил иконопочитание. На утрени в этот день пелся канон преп. Феофана Начертанного (впоследствии митрополита Никейского), в котором живо изображается торжество Церкви 400 Чем дальше, тем монашество все более и более ширилось и делалось славнее. При македонской императорской династии, по словам историков, «монахов и счесть было бы невозможно» 401 «В Константинополе и его предместьях, – говорит лучший знаток этой поры византийской истории Шлемберже 402 (и оттого, что говорит инославный, свидетельство вдвойне ценно), – монастыри высились целыми сотнями; у каждой церкви, даже у каждой часовни был свой монастырь; в некоторых кварталах здания их и всевозможных связанных с ними благотворительных учреждений тянулись друг за другом на необозримое пространство. Не было императора, князя, провинциального архонта, богатого сенатора или купца или же знатной женщины, которые не основали бы или не обогащали бы, при жизни или на смертном одре, какого-либо монастыря, то для снискания милости Божией, то для искупления тяжкой вины». Почти каждый зажиточный человек мечтал о своем собственном монастыре 403 а небогатые, даже крестьяне, строили их в складчину 404 Влечение в кельи стало всеобщим: представители обоего пола, всех званий и положений, от высших до низших, соревновались в желании покинуть мир. Некоторые обрекали своих детей на монашество в раннем возрасте, а иногда даже еще до рождения 405 Многие из оставшихся в миру старались и в нем жить по-монашески, а краем желаний даже для религиозно равнодушных людей было умереть постриженным или, по крайней мере, быть похороненным в священной ограде монастыря!» 406 /

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Уроженец Сицилии 3914 , святитель Христов Мефодий в юных летах воспринял иноческий образ, преуспевая в добродетельной жизни. В царствование Льва Армянина 3915 , иконоборца, он занимал при святейшем Никифоре, патриархе Цареградском , должность апокрисиария 3916 . Патриарх Никифор послал святого Мефодия к папе в Рим 3917 с одним поручением, касающимся церковных дел; здесь, в Риме, он намеренно задержался на довольно продолжительное время, потому что нечестивый Лев, свергнув с патриаршего престола святейшего Никифора, возвел на него еретика иконоборца Феодота Мелиссийского, по прозванию Касситера 3918 . По кончине царя Льва и лжепатриарха Феодота святой Мефодий возвратился из Ветхого Рима в Новый 3919 . В сане пресвитера он служил Господу в правде и преподобии, неустанно борясь с иконоборческой ересью, особенно усилившейся в то время: по Льве Армянине на царский престол вступил, тоже еретик иконоборец, Михаил Валвос или Травлос 3920 ; патриархами во дни его были люди неблагочестивые. И великий подвиг взял на себя блаженный Мефодий, препираясь с еретиками и постыжая их. За такую деятельность нечестивый царь томил в муках и темнице святого Мефодия, как сообщает об этом грек Зонара 3921 : он передает, что Михаил Травлос в начале царствования своего показал себя милостивым правителем: многих святых отцов, заточенных Львом Армянином за почитание икон, он освободил от уз и заключения, но затем, по прошествии уже довольно значительного времени, Михаил отменил это, внушенное лицемерием, доброе дело и, не скрывая своего злобного нечестия, воздвиг гонение на православных. С гневом он ополчился на святого Мефодия и на Евфимия, Сардийского епископа, – о многих других, много пострадавших от него, уже не говорим. Евфимия он отправил за почитание икон в изгнание, а святого Мефодия заключил в темнице в Акрите 3922 . Тот же Зонара следующим образом описывает нечестие Михаила Травлоса: он подражал во всем, по его словам, царю Копрониму 3923 ; благоволя иудеям, он приказал поститься в субботу; не веря воскресению мертвых, Михаил осмеивал надежду на блаженную жизнь за гробом; подвергал насмешкам и предсказания святых пророков, утверждал, что бесов не существует и не почитал за грех скверных плотских деяний: почитая Иуду предателя за святого, Михаил думал, что последний будет спасен. Он ненавидел учение книжное и препятствовал родителям отдавать детей в православные школы, чтобы, изучив священное Писание, они не обличили его безумия, но, пребывая невеждами и бескнижными следовали его еретическому заблуждению. Так говорит Зонара. Святой Мефодий мужественно противился зловерному царю, как пастырь мудрый, сведущий в Божественном Писании, православных догматах и преданиях святых отцов; за это он, как исповедник истины, переносил не только узы и темницы, но даже раны.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Кондак, гл. 4. Воздержанием, отче, житие украсив, и плоть умертвил еси: темже и победил еси вражия прилоги, преблаженне, и пришел еси к Богу в бесскорбный и вечный живот, яко достоин наследник Иоанне: Емуже молися спастися нам. Иже во святых отцов наших, исповедника пр. Космы, епископа Халкидонского, и пр. с ним подвизавшегося. Родом из Константинополя, пр. Косма за свою св. жизнь был избран епископом Халкидона. Он был ревностным защитником иконопочитания и вместе со своим сподвижником пр. Авксентием много претерпел огорчений и страданий от иконоборцев. Оба они скончались в заточении, при Льве Армянине (около 816 г.). Мучч. Зинна, и Они уверовали во Христа, видя твердость св. великомученика Георгия (см. 23 апр.), за что и были усечены мечом, в Никомидии, в 303 году. Муч. Нового. Родом из Эпира, он с детства проводил благочестивую жизнь, часто посещая храм Божий и усердно занимаясь своим ремеслом (он был портной). Заработанные деньги он делил на три части: одну отдавал родителям, другую бедным, а третью расходовал на себя. По смерти родителей, св. Иоанн прибыль в Константинополь, где клеветники и отступники от христианства донесли на него, что он, принявши магометанство, теперь порицает его и исповедует себя христианином. Мусульмане предали св. мученика жестоким истязаниям, жгли на костре, и, наконец, отсекли ему голову, в 1526 году. Мощи святого, положенные в Константинополе, в патриаршей церкви, прославлены чудесами. 19 . Г. Пр. отца нашего ветхопещерника. Пр. Иоанн, «уязвився божественным желанием», ушел «в чужду страну», отвергся «всех сладких мира», и, «добродетели стяжав» «и в безмолвии житие изжив», достиг «всех желаемых», получив «достойно по кончине». Он подвизался в обители пр. Харитона (в Палестине в пустыне Сукка), называвшейся по времени своего основания сравнительно с другими обителями Ветхой или Древней (см. 28 сент.). В этой обители он, по церковным песнопениям, был священником. Что же касается названия преподобного в этих песнопениях святителем, то, вероятно, это название употребляется в несобственном смысле. Скончался он, как полагают, во второй половине VIII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010