Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Находится в Москве. Первоначально мужской. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы и московское монастырское строительство кон. XV в. Согласно летописи, в 1479 г. вел. кн. Иоанн III Васильевич заложил в Москве каменную ц. во имя свт. Иоанна Златоуста, «а прежебывшую древяную разобрав», повелел «поставити во своем монастыре Покрова в садех, еже и бысть, первую малую разобрав» (ПСРЛ. Т. 25. С. 323). М. П. м. определялся как великокняжеский, находившийся «в садех». А. Л. Баталов отнес основание М. П. м. ко времени правления вел. кн. Иоанна III и предположил, что главный монастырский престол «едва ли не первый в Москве, посвященный Покрову Божией Матери» ( Баталов. 2007. С. 18). По мнению исследователя, перенесение деревянной Златоустовской ц. в Покровский мон-рь, отмеченное в летописи, могло быть одним из событий, связанных с устроением обители. Тот же мон-рь упомянут в летописи и под 13 авг. 1488 г. в связи с пожаром, от к-рого «загорелась церковь Благовещение на болоте, и от того погорело от града до Кулишке, мало не дошло до Всех святых, да до Покрова в Садех, да по Неглимну, а церквеи згорело 42» (ПСРЛ. Т. 18. С. 272). В. П. Выголов, основываясь на местоположении Владимирского храма в Старых Садех (Старосадский пер., д. 11, стр. 1) и Троицкого храма в Хохлах (иногда с добавлением «в садех») (Хохловский пер., д. 12), а также находящегося рядом с храмами Старосадского пер., определяет местоположение обители, отмеченной в летописи под 1479 г., «в самом начале Покровки», полагая, что мон-рь поставлен «у самой дороги, по которой князья ездили в свою загородную резиденцию» ( Выголов. 1988. С. 67). Вел. кн. Иоанн III в духовной грамоте, составленной до 16 июня 1504 г., завещал старшему сыну кн. Василию различные села, «как было при мне, да монастырь Лыщиково (без уточнения посвящения.- Д. Д.) и з дворы, да Ильинскую слободку, со всем, потому, как есми выменил у Андроникова монастыря» (ДДГ. С. 354. 89). «Лыщиков монастырь» отмечен и в духовной грамоте царя Иоанна IV Васильевича , без указания посвящения и также в числе дач, предназначенных старшему сыну Иоанну: «...да манастырь Лыщиков, и с дворы» (Там же. С. 434. 104). Учитывая, что церковь на Лыщиковой горе посвящена Покрову Пресв. Богородицы (Лыщиков пер., д. 10), некоторые исследователи полагали, что именно там находился упомянутый в летописи под 1479 г. мон-рь ( Александровский. 1917. С. 14; Фехнер. 1949. С. 117-118).

http://pravenc.ru/text/2564208.html

покровахрам.рф Адрес храма: Лыщиков пер. д. 10. Вам нужно доехать до станции метро Таганская кольцевая, выйти на Большую Радищевскую улицу. Далее идти вниз по Земляному валу до ул. Николоямской. Затем повернуть налево - и первый переулок будет Лыщиков. В конце переулка виден Покровский храм. Икона в Покровском храме в Измайлово В храме Покрова Богородицы в Измайлове находится икона, которую пожертвовали настоятелю. Она написана в 19 начале 20 века в традиционном ростово-суздальской традиции. Также в храме есть Иерусалимская чудотворная икона Божией Матери. hrampokrova.ru   Храм находится по адресу Измайлово, Серебряный остров, д.1, стр. 1. Это станция метро “Партизанская”. До храма идти пешком 12 минут в сторону острова через бауманский мост. Для Москвы Покров Богородицы на протяжении всей истории имел огромное значение. После возведения храма Василия Блаженного, целая волна строительства поднялась после смутного времени. Как и при взятии Казани Грозным, решающий бой с поляками пришёлся на Покров – 1 октября 1618 г по старому стилю. Русские войска остановили польских интервентов, и спустя три месяца переговоров смута закончилась. При царе Михаиле Фёдоровиче в знак глубокой благодарности было построено 11 новых храмов и один Покровский монастырь. Князь Дмитрий Пожарский построил Покровский храм в Медведково. В 1690 году Львом Нарышкиным был построен Покровский храм в Филях, посвященный победе над поляками. В этих храмах также можно найти чтимые в Москве иконы Покрова. В столице Покровские церкви даже строились таким образом, что образовывали несколько “поясов” вокруг исторической части Москвы. Основатели храмов верили, что так молитвенный омофор Богородицы оградит город от нашествия. Акафист иконе Покрова Пресвятой Богородицы Текст акафиста Покрову Пресвятой Богородицы Описание иконы Покрова Пресвятой Богородицы Если разобрать Суздальский и Новгородский типы написания образа Покрова, то прочтение остальных вариантов не составит труда. Поэтому приведём подробное описание икон Покрова Пресвятой Богородицы лишь этих двух основных традиций.

http://foma.ru/ikona-pokrov-bogorodicy.h...

Адрес: 141221, Московская обл., Пушкинский район, пос. Черкизово, ул. Кедрина д. 6 Телефон : +7(926) 551-19-62 , +7 (496) 537-82-28 Электронная почта: hram-pokrov.p.ch@yandex.ru Сайт: http://pokrovskii-hram.ru Подробнее... Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе (Москва) [ править править код ] Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе (Москва). Храм Покрова Пресвятой Богородицы стоит у подножия холма, на котором в древности стоял Покровский Лыщиков монастырь со своей слободой. «Лыщикова гора» — место одного из древнейших домосковских поселений на левом высоком берегу Яузы — известна, как считают, еще с XII в. В XV—XVI вв.земли принадлежали великим князьям московским. Первое документальное упоминание Покровской обители встречается в 1504 г. — Иоанн III завещал ее своему сыну Василию III, а в 1572 г. Иоанн Грозный также отказывает монастырь своему старшему сыну. Упразднен монастырь, видимо, при сооружении Скородома (Земляного города), когда часть холма, на котором он стоял, была срыта. Главный храм обители Покрова Пресвятой Богородицы упоминается уже в 1625 г. как приходская деревянная церковь, «что слывет на Лыщикове». Адрес : г. Москва, Лыщиков пер., 10 (м. «Таганская», «Курская», трол. Б, 10, ост. «Николоямская ул.») Телефон: +7 (495) 915-02-95 Сайт: http://покровахрам.рф/ Подробнее... Храм Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леонове (Москва) [ править править код ] Храм Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леонове (Москва). Пустошь Левонова впервые упоминается в писцовых книгах 1573–1574 гг. В 1626 г. Леоново было пожаловано князю Ивану Никитичу Хованскому, который вскоре поставил деревянную Ризоположенскую церковь на том самом месте, где стоит и нынешний храм. Первое упоминание о ней имеется в 1633 г. Каменный храм, выстроенный в 1719–1722гг. из камня, был освящен в 1722г. в день праздника Положения Ризы Пресвятой Богородицы (2 июля ст.ст.). Церковь затворили в 1800г., и она «оставалась без пения до 1859г.», придя в полное запустение. В 1812г. войска Наполеона осквернили церковь, устроив в ней конюшню. В 1859г. фабрикант Молчанов, построивший незадолго перед тем Ростокинскую ситценабивную фабрику, отремонтировал храм для духовных нужд своих рабочих.

http://azbyka.ru/palomnik/Храмы_Москвы,_...

Недалеко от монастыря экскурсантам можно показать дом, в котором располагалась Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) с тюрьмой при ней (это здание москвичи прозвали «Кораблем смерти»). Здесь работал первый председатель ВЧК – Ф.Э. Дзержинский. Во дворе дома находился вход в подземный гараж ВЧК, в котором и производились расстрелы (Варсонофьевский пер., 11). На Лубянской площади можно показать памятный знак жертвам политических репрессий – камень, доставленный с Большого Соловецкого острова. 5. Бутовский полигон – место расстрела митрополита Серафима (Чичагова) в 1937 году в возрасте 82 лет (см. раздел V ).   Б. Места, связанные с жизнью нескольких Новомучеников, тесно связанных между собой. Места, связанные с жизнью и подвигами протоиереев Иоанна Восторгова, Романа Медведя, Алексия Мечева и Сергия Мечева. 1. Храм Покрова Богородицы на рву (Храм Василия Блаженного). Красная площадь. Место последнего служения протоиерея Иоанна Восторгова и сменившего его на посту настоятеля протоиерея Романа Медведя. 2.  Ходынское поле – место расстрела протоиерея Иоанна Восторгова. Какие-либо памятные знаки в настоящее время отсутствуют. 3. Храм Всех святых во Всехсвятском. (Ленинградский просп., 73). На территории храма создано братское кладбище – мемориал погибших в гражданской и двух мировых войнах, а также символические могилы епископа Ефрема (Кузнецова) и протоиерея Иоанна Восторгова, расстрелянных на Ходынском поле. 4. Храм Покрова Богородицы на Лыщиковой горе. (Лыщиков пер., 10). Место пребывания мощей священноисповедника Романа Медведя – одного из выдающихся духовников Москвы. В Севастополе в Свято-Владимирском адмиралтейском соборе, настоятелем которого протоиерей Роман был в течение 10 лет, бережно хранится память о нём – там находится большая икона и информационный стенд, посвященный священноисповеднику Роману Медведю. 5. Храм святителя Николая. (Ул. Маросейка, 5). Место служения святого праведного Алексия Мечева в Кленниках и его сына священномученика Сергия Мечева, расстрелянного в 1942 году в Ярославской тюрьме. В храме находятся мощи святого Алексия Мечева.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

4. Храм Покрова Богородицы на Лыщиковой горе. (Лыщиков пер., 10). Место пребывания мощей священноисповедника Романа Медведя (см. раздел III). 5. Храм Казанской иконы Божией Матери (город Реутов). В храме находятся мощи священномучеников Александра Смирнова и Феодора Ремизова, а также два мощевика, один из которых содержит частицы большинства имеющихся в наличии мощей Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.   VIII . Храмы, являющиеся местом пребывания иных святынь (иконы с частицами мощей Новомучеников и Исповедников, предметы, принадлежавшие мученикам (например, детали облачения, богослужебные предметы, личные вещи, книги и др.); иконы, написанные мучениками и настенные росписи, ими выполненные; иконы, изображающие Новомучеников и Исповедников, иные реликвии, связанные с эпохой гонений на Православную Церковь XX века). В настоящем разделе приведены лишь наиболее значимые объекты   1. Храм Христа Спасителя. (Ул. Волхонка, 15). Этот храм является сам по себе символом мученичества. Место служения священномученика Александра Хотовицкого – ключаря храма. Место нахождения иконы Собора Новомучеников и Исповедников Российских XX века. Здесь сохраняется икона «Спас нерукотворный» из взорванного в 1931 году храма. Мраморные горельефы, снятые со стен храма Христа Спасителя до его разрушения, размещены с внутренней стороны восточной стены Донского монастыря (см. III .А. Места, связанные с восстановлением патриаршества и жизнью св. патриарха Тихона (Белавина). 2. Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь. (Новодевичий пр., 1). В Успенском храме находится часть облачения митрополита Серафима (Чичагова) (палица), в котором был похоронен архиепископ Иларион (Троицкий) в Новодевичьем монастыре в      С.Петербурге. Во время обретения мощи оказались нетленными, равно как и само облачение. В храме находится икона, на которой изображены оба святителя. В Собор Новомучеников и Исповедников Церкви Русской были включены имена духовника Новодевичьего монастыря священномученика Сергия Лебедева и насельниц монастыря преподобномучениц Матроны (Алексеевой), Марии (Цейтлин), Наталии (Баклановой), Ирины (Хвостовой) и Наталии (Ульяновой).

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Соборы Москвы - Церковь Покрова Пресвятой Богоордицы Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Церковь Покрова Пресвятой Богоордицы на Лыщиковой горе Округ: Центральный, Район: Таганский, Адрес: Лыщиков пер., 10 . Состояние: Действующий. Датировка: 17 век (1691-1691). Обновление: конец 18в. - колокольня, 1838 - пристройки с севера и юга, переделка трапезной. Вернуться к списку храмов Москвы Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/hram-h167

Есть и такая красивая версия: лыщица – растение с белыми цветами, и они будто бы бурно цвели здесь в древности, покрывая гору. Кстати, Лыщикова гора иногда считается одним из семи холмов Москвы. Покровский Лыщиков монастырь стоял на подступах к городу и, возможно, имел оборонное значение. Существует версия, что в нем был освящен престол во имя Иоанна Лествичника, очень чтимого московскими князьями, в честь рождения у Ивана Грозного наследника Ивана. А в 1565 году Иван Грозный взял Лыщикову слободу в опричнину и затем передал Покровский монастырь своему старшему сыну Ивану, вскоре убитому им в гневе. Далее версии ученых снова расходятся. По мнению Г. Мокеева, Лыщиков монастырь сгорел в нашествие на Москву крымского хана Девлет-Гирея в 1571 году, не оправился и вскоре был упразднен. Большинство же исследователей считают, что его упразднили несколько позднее и по другой причине. После набега крымского хана Казы-Гирея в 1591 году было решено выстроить вокруг Москвы новое кольцо крепостных укреплений – Земляной вал. При его возведении срыли часть высокого холма, на котором стоял монастырь, и в начале XVII века обитель была упразднена. Но прежде произошло еще несколько исторических событий, которые оказались связаны с Покровским храмом на Лыщиковой горе. Борис Годунов поставил здесь церковь святого Симеона Столпника – по дню своего восшествия на престол – и основал ямскую Рогожскую слободу. А ямщики построили приходскую Никольскую церковь, отчего местная улица, по которой лежит путь к Покровскому храму, называется Николоямской. В ноябре 1606 году здесь произошла битва государева войска Василия Шуйского с армией Ивана Болотникова. После упразднения Покровского Лыщикова монастыря (иногда считают, что его монахи были переведены в новоустроенный Покровский монастырь на Убогих домах, но тот был основан несколько позднее) осталась деревянная церковь, упоминаемая как приходская в 1625 году. Однако она долго пустовала и бедствовала. Есть данные, что в ее приходе поселились несколько иноземцев, принявших православное крещение и потому имевших право жить в городе наравне с москвичами и не переезжать в Немецкую слободу.

http://pravoslavie.ru/4514.html

– Вы сказали, что крестились в 30 лет. А что привело вас к Богу? – У меня возникли неприятности в аспирантуре, я хотел было вернуться назад, в Хабаровск, – но меня не приняли. Говорят: «Ты к нам только защищенный приезжай». А здесь, в Москве, как-то все было сложно – и с работой, и с наукой. И у меня наступил такой момент, когда я просто вышел в поле, поднял руки к небу и сказал: «Господи, если Ты есть, разреши все эти недоразумения, я не знаю, как с ними справиться». И действительно, так получилось, что в течение месяца все устроилось. Этот гордиев узел вдруг разрубился. Нашлась спутница жизни, я женился, получил прописку, работу, и все встало на место. – Когда это произошло? – Это был 1983 год. И когда все уладилось, я начал читать Евангелие. Первый раз нашел там 154 противоречия. Отложил, второй раз прочел – отыскал только семь противоречий. Потом я встретил отца Сергия Романова, и он все эти недоумения разрешил. Со временем у меня на квартире организовали воскресную школу. Тогда еще были гонения на Церковь , и меня могли выгнать из Академии наук, если бы узнали, что я верующий. У некоторых наших прихожан телефоны прослушивались, и у нас даже возникла своя терминология, конспирация: был пароль – «к товарищу Лыщикову»Лыщиков – это переулок). «Ты пойдешь к Лыщикову? Когда там товарищ Лыщиков принимает?» У нас собиралась не только детская воскресная школа, но и богословский кружок для взрослых. Кстати, около 30 членов этого кружка потом стали священниками. – А кто руководил кружком? – Отец Сергий Романов. Мы шли не по семинарской программе, а брали некие проблемы и обсуждали их. По жалобам старух отца Сергия постоянно перемещали, и некоторые члены кружка всегда следовали за ним. Когда началась перестройка, отец Сергий был назначен настоятелем храма князя Владимира в Старых Садех, и мы организовали Братство святого равноапостольного князя Владимира. Был такой подъем, что казалось – возможно все. Удивительное время: Церкви отдавали храмы, исторические памятники, помещения. Кто сколько мог – брал. Можно было открыть гимназию, школу, детский сад.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Они стали прихожанами окраинного Покровского храма, но их было немного. А в 1654 году грянула эпидемия моровой язвы – чумы, которая сильно выкосила и без того немногочисленный приход. Едва оправились от этого бедствия, как в 1688 году храм сгорел в пожаре. И тогда прихожане со священником Михаилом Калинником решили строить каменную Покровскую церковь. Прошение о том составил ее прихожанин дьяк Иван Рагозин. Храм возвели в 1696 году в пышном стиле московского барокко, но не на прежнем месте, а у подножия холма, на котором высился когда-то царский Покровский Лыщиков монастырь. Исследователь А.А. Колмовской утверждает, что каменная Покровская церковь стала первой в Москве, где появились маскароны – высеченное из камня декоративное украшение в виде человеческих лиц, львиных масок, мифических существ. Традиция такого скульптурного убранства была перенесена в Россию из Западной Европы во времена Петра I. И Покровский храм впервые украсили головки ангелов над окнами. Уже в 1697 году он был освящен. По тезоименитству Ивана Рагозина в нем освятили придел во имя святого Иоанна Дамаскина – ныне он единственный в Москве. Храм стоял на далекой московской окраине. Большую часть местных земель занимали огороды – дворянские загородные дворы, расположенные близ черты Земляного вала, где жила прислуга. Конюхи, повара и прочие неимущие крепостные были прихожанами Покровской церкви, тогда как их господа жили в другом, более благородном месте. Спасением для храма были немногочисленные богатые прихожане. Например, статский советник Алексей Кириллович Лихарев, потом похороненный в Покровской церкви, имел здесь огромный богатый дом, отчего храм назывался «что у Лихарева двора». Он даже содержал хор певчих из Малороссии, которые считались лучшими и отбирались в дворцовые церкви Петербурга. Он же просил назначить второго священника на свой счет, чтобы тот служил литургии в приделе преподобного Иоанна Дамаскина по усопшим родителям. А в 1773 году его сын Илья Алексеевич Лихарев пожелал устроить в храме второй придел в честь Казанской иконы – на поминовение предков.

http://pravoslavie.ru/4514.html

Московская. Андреевский в Пленицах-Преображенский (1371), Антониева (1373), Афанасиевский-Кирилловский (1389), Бисерская (1396), Благовещенский-Можайский (1397), Богословский (1428), Богословский-Вяземский (1432), Богословский-Иоанновский-Можайский (1433), Богоявленский-Троицкий-Сергиев (1436), Борисоглебский-Можайский (1449), Введенский-Звенигородский (1473), Власьевский-Воло- коламский (1489), Воздвиженский на Убогих Домах (1497), Воскресенский-Высокий (1535), Воскресенский-Истринский (1537), Воскресенский на Подори (1543), Воскресенский-Хлябовский (1546), Воскресенский на Шоше (1547), Георгиевский-Рузский (1555), Георгиевский в Мушкове (1559), Димитриевский на Хлибу (1579), Ильинский-Волоколамский (1624), Ильинский на Воре (1628), Ильинский на Котыше (1629), Ильинский на Торговище (1634), Иоакимоаннский-Можайский (1641), Козмодемьянский на Вражках-Заяузский (1681), Крестовоздвиженский-Волоколамский (1699), Крестовоздвиженский-Звенигородский (1700), Лыщиков-Покровский (1721), Мироносицкий-Коломенский (1736), Мироносицкий на Никольском крестце (1738), Никитский (1760), Никитский-Дмитровский (1761), Николаевский-Введенский-Хлыновский (1787), Николаевский на Драчах (1797), Петропавловский или Рождество-Предтеченский-Коломенский (1870), Петропавловский-Можайский (1871), Покровский-Волоколамский (1899), Покровский в Садах (1909), Предтечев-Ивановский под Бором (1926), Преображенский-Спасский на Всходне (1941), Пречистенский-Успенский (1949), Пятницкий-Введенский-Подольный (1955), Рождественский-Богородицкий-Борисовский (1974), Рождество-Богородицкий на Голутвине (1986), Рождество-Богородицкий на Старом Симонове (1990), Саввин-Московский (1997), Соколова-Богородицкая-Каширская (2032), Соколовская-Звенигородская (2033), Софрониев-Успенский (2038), Спасо-Преображенский у Медвежья озера (2049), Спасский на Бору (2066), Спасский-Старый на Песках (2079), Спасский в Чигасах (2087), Спировский или Спиридонов-Богородный-Введенский (2088), Сретенский-Можайский (2090), Троиц­кий-Можайский (2116), Троицкий на Березниках (2123), Троицкий на Копыльце (2134), Троицкий в Торжку (2152), Успенский-Богородицкий под Сосною (2182), Успенский-Онуфриевский (2191), Феодоровский-Смоленской Богородицы (2205).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

  001     002    003