В XVI-XVII вв. в Луцке действовали 11 церквей: кафедральная ап. Иоанна Богослова, св. арх. Михаила, св. Димитрия, свт. Николая, Покрова Пресв. Богородицы, Рождества Пресв. Богородицы, вмц. Екатерины, Св. Троицы и св. Афанасия, Крестовоздвиженская, св. Параскевы Пятницы, Св. Духа. В Остроге было 10 церквей: кафедральная Богоявленская, св. Параскевы Пятницы, св. арх. Михаила, ап. Иоанна, Воскресенская, Борисоглебская, свт. Николая, св. Онуфрия, Пречистенская (Успенская), Св. Троицы. В Кременце действовали 7 храмов: Преображения Господня, свт. Николая, св. Параскевы Пятницы, Вознесения, арх. Михаила, Св. Троицы, Рождества Пресв. Богородицы. В Константинове имелось 4 церкви: Св. Троицы, Пречистенская, Мариинская, Преображения Господня. В Дубно, Заславе (ныне Изяслав) и др. городах было по меньшей мере по 3 храма. Большинство малых городов имели по 1 приходу. В 1647 г. Л. е. насчитывала 1 тыс. правосл. приходов. Примерно такое же количество зафиксировал в 1664 г. Холмский униат. еп. Иаков Суша . Братское движение на территории Л. е. не было массовым. Кроме Луцкого Крестовоздвиженского братства, основанного в 1617 г., еще одно братство было учреждено 18 марта 1633 г. в Кременце при Богоявленской ц. Инициаторами создания Луцкого братства были шляхтичи: волынский хорунжий Даниил Ело-Малинский, волынский чашник Древинский и Луцкий еп. Афанасий (Пузына). В 1636 г. митр. Петр (Могила) утвердил братство и разрешил открыть при нем школу по образцу Киевского коллегиума. Помимо школы братчики учредили богадельню и типографию (работала до 1638). Из книг, изданных в братской типографии, наиболее известной является «Грамматика, или Письменница, языка словенского», в основе к-рой была «Грамматика» Мелетия (Смотрицкого). Также были опубликованы речь Афанасия (Пузыны) на епархиальном Соборе и перепечатка «Дидаскалии» Сильвестра (Косова) - «О мucmupiяx, илы Тайнах». На территории Л. е. было создано большое количество рукописей. Старейшей рукописной книгой считается Луцкое Евангелие-апракос (РГБ.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Сретенский Михновский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Сретенский Михновский женский монастырь — монастырь Украинской Православной Церкви. Основан в 1642 году Филоном Яловецким, ротмистром королевской гвардии, депутатом выборного сейма, членом Луцкого Православного братства в с. Михновка, Камень-Каширский район, Волынская область. Сретенский Михновский женский монастырь Содержание История [ править править код ] Село Михновка основано в 1637 г. как местечко, которым тогда владел вельможа Филон Яловецкий – член православного Крестовоздвиженского братства г. Луцка. В 1642 г. он воздвиг в Михновке деревянную церковь Сретения Господня и учредил при ней мужской монастырь, а позже был погребен в этом храме. Впоследствии монастырь прекратил существование, и храм стал приходским. В 1720 г. его перестроили, в 1813 г. рядом поставили деревянную колокольню. В 1842 г. владелец Михновки помещик Станислав Пиотрошевский выселил из местечка всех жителей за отказ нести барщину, разобрал их дома и вырубил сады, а через 2 года устроил здесь пашню. Изгнанники разошлось по окрестным селам, однако по-прежнему числились прихожанами Сретенской церкви. В 1960-х гг. церковь была закрыта, в 1989 г. – возвращена верующим, в 1990 г. – обновлена. Активный участник ремонта Иван Дерчик (житель соседнего с. Бузаки) выдвинул инициативу возродить монастырь. 3 мая 1996 г. Свящ. Синод УПЦ учредил при храме женскую обитель. В 1996-1998 гг. сооружен 3-этажный корпус келий с домовой церковью Покрова Пресвятой Богородицы. На 2001 г. в комплекс строений монастыря входили также надкладезная часовня, дом духовника, 2 дома для паломников, хозяйственные помещения, каменная ограда. В 2003-2007 гг. близ огороженного участка монастырской усадьбы сооружен собор свв. апп. Петра и Павла. Описание [ править править код ] Старейший храм обители — деревянная церковь Сретения Господня, построенная в 1642 г. на средства луцкого православного вельможи Филона Яловецкого, который учредил при ней монастырь; в 1720 г. храм был перестроен, в 1813 г. рядом сооружена деревянная колокольня. Является одним из старейших деревянных храмов Украины.

http://azbyka.ru/palomnik/Сретенский_Мих...

Граждане действительно соорудили дом для школы против своего городского собора и тогда просили короля, чтобы он утвердил лист, данный им епископом Мелетием, освободил их училищный дом от всяких господарских и городских повинностей и дозволил им учредить при соборной церкви духовное братство по образцу львовского. Король своею грамотою (28 генваря) исполнил все эти просьбы. И новое братство снеслось с львовским и получило от него для себя его устав . Еще в прошлом году, на Брестском Соборе, православные владыки жаловались друг другу на чрезвычайные отягощения и притеснения, какие испытывали они от разных чинов,— и вот, в настоящем году притеснения эти не только не уменьшились, а, кажется, даже усилились. Более всех пришлось потерпеть старейшине владык, или экзарху, епископу Луцкому Кириллу Терлецкому. По окончании прошлогоднего Собора Кирилл, подвергшись болезни, отправился в Сандомир для излечения, спрятав все свое имущество, находившееся в острожском епископском доме, в его кладовых. Чрез несколько времени войский луцкий Ждан Боровицкий распустил слух о смерти Кирилла, а сам завладел епископским двором в Остроге, сорвал печати с кладовых, отбил замки у дверей и у сундуков и позабрал деньги, серебряные сосуды, оружие и богатые одежды. Все это освидетельствовано потом (в мае 1591 г.) по требованию Кирилла возным. Кирилл принес жалобу князю К. К. Острожскому, который был очень к нему расположен, но Боровицкий, не менее пользовавшийся благоволением князя, удостоверил его, что Кирилл вымышляет, и, кроме того, порассказал князю о весьма важных преступлениях Луцкого владыки . Князь пригласил Кирилла к себе, и здесь свидетели прямо в глаза ему перечислили эти его преступления. Кирилл на все отвечал только, что это басни и подготовлено его соперником, но с того времени уже лишился расположенности князя Острожского . Новый враг Кириллу явился в лице луцкого старосты Александра Семашки, который происходил от древнего русского православного рода, но недавно совратился в латинство.

http://sedmitza.ru/lib/text/436065/

Л. м. был организован на городских землях, ранее принадлежавших частным лицам. Это облегчало юридическую защиту имущества мон-ря от нападок со стороны католиков и униатов, к-рые активно противодействовали деятельности Луцкого братства. Так, уже в 1621 г. Крестовоздвиженская ц. была ограблена католиком В. Лонским. По суду он был подвергнут смертной казни через сожжение на рынке у костела св. Якуба. Частично Л. м. находился на участке земли, пожертвованном в пользу Луцкого братства паном Александром Зубцовским. Он был сыном московского эмигранта слуги и сподвижника кн. А. М. Курбского и королевского городничего в Луцке Кирилла Ивановича Зубцовского и кнж. Марии Андреевны Полубенской, которые поддерживали тесные отношения с кн. К. К. Острожским. Др. часть земли обители в 20-х гг. XVII в. была выкуплена у частных лиц и подарена Луцкому братству волынским подкоморием кн. Юрием Юрьевичем Пузыной («з Козельска»). Этот вкладчик происходил из известного рода борцов за права православных в Речи Посполитой ( Liedke M. Od prawosawia do katolicyzmu: Ruscy moni i szlachta Wielkiego Ksistwa Litewskiego wobec wyzna reformacyjnych. Biaystok, 2004. S. 162). Воздвигнутый в это время на территории буд. монастыря деревянный ансамбль состоял из зданий церкви, госпиталя (богадельни), школы. В 1-й пол. 30-х гг. XVII в. его решили перестроить. В Л. м. возвели Крестовоздвиженскую ц. и монастырский комплекс, в каменном здании к-рого располагалась типография братчиков. Л. м. поддерживали представители известных волынских шляхетских фамилий князей Воронецких, Кориатовичей-Курцевичей, Пузын-Козельских и Святополк-Четвертинских, панов Гулевичей, Древинских, Выговских, Еловицких, Малинских, Семашко - родственников кн. Курбского, Гулевичей и др., а также старшины Запорожской Сечи , в которой служили отдельные члены семей князей Полубенских и панов Зубцовских. Ктиторами, защитниками и монахами обители стали представители более 55 шляхетских родов ( Довбищенко. 2008. С. 184-195). В сер.- посл. трети XVII в.

http://pravenc.ru/text/2110932.html

Но в Белоруссии положение братств было еще сравнительно сносным, тогда как на юге, и в особенности в Галичине, дела приняли решительно дурной оборот для православных. Львовский православный епископ Иосиф Шумлянский в тайне уже склонился к унии и около него образовался кружок духовных и светских людей, которые, подобно самому Шумлянскому, из-за честолюбивых и корыстных целей готовы были изменить православию. В числе этих лиц состоял нареченный епископом Перемышльским Иннокентий Винницкий, который под условием утверждения его в этом сане, обещал открыто перейти в унию, что потом и исполнил. Подготовив себе вышеуказанными мерами почву для воздействия на православных, король Ян Собесский в октябре 1679 года в своих универсалах приглашал высшее православное и униатское духовенство, церковные братства и светских лиц, на съезд в конце января 1680 года в г. Люблин. На этом съезде надлежало уладить все несогласия и споры между униатами и православными и окончательно разрешить дело о религиозном разногласии. 13 В эту решительную минуту церковные братства еще раз оказали православию великую услугу. Во главе движения, направленного против католическо-униатской затеи, стало теперь Луцкое братство. Православные не явились на съезд и только одни униаты собрались в громадном числе и торжественно открыли совещание; но этот съезд был внезапно распущен королем, под влиянием энергических действий Луцкого братства. 14 Получив королевское предписание о высылке депутации на Люблинский съезд, Луцкое братство выбрало из своей среды особых послов, из числа знатного Волынского дворянства. В состав депутации вошли: князь Вацлав Святополк-Четвертинский, – хорунжий житомирский, двоюродный брат православного Луцкого епископа, а впоследствии Киевского митрополита Гедеона Четвертинского, – Брацлавский подстолий Даниил Братковский и Киевский чашник Андрей Гулевич. Данная им инструкция была подписана 35 православными Волынскими дворянами. Пред выездом депутаты поклялись в том, что они, отвергая всякий подкуп милостями или подарками и не страшась даже смертной казни, будут отстаивать все догматы и обряды православия, от великого до малого, в том виде, как верит и исповедует святая Церковь . Вместо того, чтобы отправиться в Люблин, послы отправились прямо к королю в Варшаву, и король не мог отказать в приеме такой знатной депутации. Послы представили королю данную им братством инструкцию и доложили от имени братства, и вообще православных, что без сношения с восточными патриархами и без их участия немыслимы для православных такие сделки в делах веры, которые затевались на съезде в Люблине. Король уступил такому энергическому протесту и Люблинский съезд распался. 15

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Выбор же четырех старших братий и распределение между ними должностей и «послуг Церковных», смотря по достоинству, кто к чему способен, происходил в определенный день, «в первую неделю Антипасхи» (т.е. в неделю Фомину) 80 . Никто не должен был противиться выбору; а если бы кто сделал это без всякой уважительной к тому причины; то подвергался штрафу – именно, давал три безмена воску 81 . Избранные таким образом в старшие братья назывались «рочными справцами» 82 или «справцами известного рока» (года) 83 , также старшими 84 , старостами 85 , или наконец – старшими братчиками, как это было в Братстве Львовском 86 . Братчики обязаны были повиноваться старшим братчикам и во всем оказывать им уважение. Старший братчик был самым ближайшим лицом, к посредству которого прибегали члены Братства в случаях несогласий и споров; он был первым судиею, который судил виновных 87 . По отношению ко всему Братству, старшие братчики были представителями его пред гражданским начальством; так они, от лица всего Братства, представляли королю грамоты на утверждение Братских прав и привилегий 88 , в случае обид и притеснений, вносили протесты в городские книги, ходили по судам, вели продолжительные процессы, подавали королю апелляции 89 . Гражданское начальство, с своей стороны, обращалось прямо к старшими братчикам, когда дела касались всего Братства, требовало к себе для ответа и подвергало их штрафу и наказанию за все Братство 90 . Старшие братчики действовали во всех подобных случаях от лица всего Братства, и потому в королевских грамотах мы нередко встречаемся с выражениями: такие-то рочные справцы предстали пред нами именем всех брати Братства» такого-то 91 , или – «в особе всего Братства Церковного» такого-то 92 . Вообще значение старших братчиков можно выразить следующими словами членов Луцкого Братства, по случаю собрания их, в 1686 году, для выбора старосты: «мы … (такие-то), говорится в их постановлении, единогласно, из среды себя избрали старших братий и смотрителей Церкви Божией (таких-то), даючи означенным их милостям полную свободу и всякого рода власть пещись о благосостоянии Божией Церкви нашей Луцкой Братской и монастыря нашего; и что упомянутые их милости постановят, то долженствует быть столь же важным, как бы совершенно было в собственном присутствии всех нас» 93 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

4. Священник Павел Вартминский – с 1816 г. по февраль 1817 г.; перемещён в с. Пустомыты Ровен. уезда с марта 1817 г. по 1818 г. Андрусиев. парохия состоит под наблюдением свящ. с. Липок о. Иоанна Сеницкого. 5. Священник Гавриил Самовский – с 1818 г. по 1848 г.; умер 21 октября 1849 г. и погребён протоиереем м. Горингрода Иоанном Опатовичем. 6. Священник Даниил Свенцицкий – с ноября 1848 г. по 1853 г.; перемещён на другой приход. 7. Священник Елисей Липский – с 1853 г. по 1856 г.; перемещён на другой приход. 8. Священник Иосиф Денбновецкий – с 1856 т. по 1882 г.; умер 9 мая 1882 года. 9. Священник Анания Алексеевич Лотоцкий – с 13 июля 1882 г. по 18 декабря 1887 г.; переведён в с. Будераж Дубен. узда. 10. Священник Сергей Хращевский – с 1888 года по настоящее время. В метрических книгах есть подписи о визитациях различными лицами Андрусиевской церкви. Так, под 3 декабря (Грудзня) 1778 г. есть подпись генеральной визиты епископа Острожского Киприана Стецкого, данная в м. Межириче Ров. уезда, – вотчинном владении Стецких. Из старопечатных книг имеются при церкви следующие: 1) «Ευαγγλιον», сиречь «Благовестие» боговдохновенных евангелистов, тщанием и иждивением братства Львовского «Ставропигион» издадеся во Львове 1722 года. На этом евангелии надпись свидетельствует, что оно приобретено в Андрусиевскую церковь в 1740 году от Андрусиев. пароха Григория Бучинского крестьянами Денисом Сматчуком и Яковом Нархомчуком за 50 злотых польских; 2) Минея праздничная, изд. Московское от 1706 года; 3) λειτοοργιχν, сиесть Служебник, изд. Почаев. Лавры от 1735 года, при униат. епископе Феодосие Лубиенецком Гудницком; 4) Требник униатский, изд. Почаев. Лавры от 1741 года, при том же епископе Феодосие; 5) Минея общая, изд. Почаевской Лавры от 1800 года, при епископе униатском Стефане Левенском. 71 Село Быстричи упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается и городня Быстрицкая (Памятники, т. 4, отд. 3, стр. 86). Ещё оно – под именем села Быстрич Хупковской волости, как имение каштеляна Брацлавского, старосты Луцкого, Александра на Хупкове Семашки – упоминается акте от 1596 года 7 марта в сознании возного о том, что он ездил в замок Межирицкий, к державцу Скотницкому требовать вознаграждения для пана Семашки, каштеляна Брацлавского за убытки, причинённые подданными Межирицкими в его имениях, в том числе и в селе Быстричах. Скотницкого не было тогда в замке Межирицком, но возный нашёл в нём до 200 человек мещан Межирицких и крестьян окрестных сёл, которые называли себя сотнею войска Лободы, а также скот и лошадей, которых они награбили в имениях Семашки, Урядник замка – Соколовский и арендатор, жид Еся сказали возному, что они не в праве учинить справедливости над этими людьми в отсутствии державцы, но обещали до окончания дела не выпускать их из замка; когда же возный хотел клеймить лошадей, забранных в имениях Семашки, то этого ему не позволили сделать и с побоями выгнали из замка (Архив, ч. 3, т. 1, стр. 101).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

1492 . Воздвиженский или Крестовоздвиженский, женский, ныне церковь Воздвижения Креста, в гор. Иванове-Вознесенске, Владимирской губ., Шуйского у., в 30 вер. к сев.-зап. от Шуи при р. Уводи. История его неизве­стна. Существовал в XVIII ст. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 215; “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1855 г., XII, Отд. 3, 103 (опис. церкви, с видом ее). 1493 . Воздвиженский, мужской, совсем несуществующий, в губ. гор. Вологде, в вост. его части. Уже суще­ствовал в начале ст. и по описи 1627 г. значился приходским с 2 цер­квами: Воздвижения и преп. Онуфрия; при церквах было 5 келий. “Ист. Росс. Иер.”, III, 576; “Волог. губ. вед.”, 1857 г., 27 (Вологда в нач. XVII в.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 769, 29; “Волог. сборн.”, 1887 г., V, 22 (Писц. кн. 1627 г.). 1494 . Воздвиженский, мужской, совсем уничтоженный, в гор. Саратове. История его неизвестна, существовал в XVIII ст. и имел церковь Воздвижения. “Ист. Росс. Иер.”, III, 576. 1495 . Воздвиженский, мужской, совсем уничтоженный, в гор. Твери, за Тьмакою. Существовал в ст., когда владел деревнями в волости Суземье. Запустел в литовское разоре­ние и в 1613 г. недвижимая его соб­ственность отдана Николаевскому-Малицкому м-рю. Покровский, “Ист. стат. опис. Твер. губ.”, I, 115; “Твер. губ. в.”, 1859 г., 21; 1865 г., 5 (Затмац. пос. 1626 г.); Иером. Феофил. Виноградский, “Опис. Никол. Малиц. м-ря”, 14; Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 176. 1496 . Воздвиженский – Белостокский, мужской, ныне село Бело­сток, Волынской губ., Луцкого у., в 27 вер. к сев.-зап. от Луцка. Основан около 1636 г. Симеоном Гулевичем Воютинским, земским писарем Луц­ким, впоследствии еписк. Перемышльским. К 1690 г. упоминается настоя­тель м-ря Афанасий Падальский, а в 1695 г. в м-ре был игуменом Фео­досий Падальский, избранный в этом году в игумены Луцкого братства. В м-ре находилась постоянная резиден­ция сначала православ. епископов, а потом и униатских. С 1843 по 1863 г. в упраздненн. м-ре помещалось православ. духовн. училище, переведенное в Житомир.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Михновка. Сретенский женский монастырь. Храмы монастыря: Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью В период возрождения Православия в Украине после Брестской унии в 1596 года в Михновке в 1642 году на средства местного жителя ротмистра королевской гвардии, войскового Владимирского, депутата выборного сейма 1632 года, члена Луцкого Православного Братства Филона Яловицкого, был построен Свято-Сретенский храм и открыт мужской православный монастырь. Это был период активного возрождения Православной Церкви в Украине после попытки ликвидировать ее унией 1596 года в Бресте. Михновский монастырь был одним из островков благочестия в этом Волынско-Полесском крае. Здесь сохранились Богослужебные книги, в одной из которой сохранилась дарственная надпись 1647 года, работала иконописная мастерская известных монахов-иконописцев, работы которых известны по всей Волыни. С приходом богоборческой советской власти в Западную Украину многие храмы и монастыри были закрыты. Не миновала и участь сей обители. Первоначально власти монастырь зарегистрировали как приходскую церковь, а затем в 1962 году, несмотря на статус памятника республиканского значения, ее закрыли, а храм преобразовали под склад. Часть церковных икон: " Преподобного Онуфрия Великого”, " Святителя Николая Чудотворца”, " Великомученика Георгия Победоносца” разместили в музейных экспозициях в городах Луцка и Львова. Только в 1996 году местная власть вернула Украинской Православной Церкви все постройки и всю прилегающую территорию. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 3 мая 1996 года, ходатайством архиепископа Луцкого и Волынского Нифонта(Солодухой), был основан Свято-Сретенский женский монастырь в селе Михновка Камень-Каширского района. Давняя мечта жителей сел Видричей, Михновки, Бузаков сбылась. Основательницами женской обители при древней Свято-Сретенской церкви стали две насельницы Зимненского Свято-Успенского Святогорского женского монастыря — инокини Анна (Селиверстова) и Варвара (Коваль), которые приняли монашеский постриг с именами Серафима и Амвросия в честь великих угодников Божиих — преподобных Серафима Саровского и Амвросия Оптинского.

http://sobory.ru/article/?object=26562

В правосл. Брестском Соборе 1596 г. участвовал луцкий протопоп-наместник (очевидно, священник кафедральной ц. св. Иоанна Богослова) Иоанн Вацута, доверенное лицо К.: в 1594 г. он упоминается как протопоп по делам имений Луцкой кафедры, от имени К. он вносил документы в луцкие гродские книги. Как участник правосл. Брестского Собора протопоп Иоанн был отлучен униат. Собором. После Брестских Соборов Иоанн Вацута в источниках не встречается. В авг.-окт. 1598 и 1599 г. в луцком суде рассматривалось дело по обвинению К. в утоплении священника Преображенской ц. в с. Чернчицы Луцкого повета Стефана Добринского, к-рый не перешел в унию. Правосл. монах-полемист Иоанн (Вишенский) , какое-то время живший в Луцке и знавший Луцко-Острожского архиерея, сообщил о причастности К. к неск. убийствам, совершенным в кон. 90-х гг. XVI в., в частности, к убийству казначея Львовского братства Филиппа. Мелетий (Смотрицкий) в соч. «Trenos, to iest Lament iedyney powszechney apostolskiey Wschodniey Cerkwie...» (Тренос, т. е. Плач, единой святой кафолической апостольской Восточной Церкви) (Wilno, 1610) писал о К. как о «мужебойце» и развратнике. В различных преступлениях обвинял К. автор антиуниат. соч. «Пересторога», называвший епископа-униата двоеженцем и «пособником диавола». Сведений об управлении К. Луцко-Острожской епархией немного. Епископ занимался благоустройством прежде всего кафедральной замковой ц. св. Иоанна Богослова в Луцке. Сохранилось описание имевшихся в храме книг (почти все богослужебные): 6 Евангелий, Служебник «святительский», 2 Октоиха, 4 Минеи, 2 Триоди, учительное Евангелие, Устав, Апостол, Требник, Соборник. Известен западнорус. список 1585-1595 гг. Архиератикона (Чиновник архиерейский), в к-ром упоминается К. Между 1595 и 1598 гг. епископ расширил и укрепил свою каменную резиденцию в Луцке, занимавшую половину луцкого замка. Второй кафедрой епархии являлся Острог, где на территории окольного замка находился кафедральный собор, епископский двор. К. построил церкви во Введенском мон-ре в Дубище, в имениях кафедры Жабче и Колодеже, соорудил и «уфундовал» храм в Перковичах, имении брата Яроша, а также в Речице.

http://pravenc.ru/text/1840347.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010