5. Смотри, вот приходит еще другой, и резко говорит о твоей болезни, или лучше, его устами говорит сам Учитель: не можете Богу работати и мамоне (Матф. VI, 24). Скажут: пусть так; но как же это может быть? Как нам отказаться от своего желания? И этому здесь можно научиться. Каким же образом? Слушай, что говорит Он: не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, идеже татие подкапывают и крадут (Матф. VI, 19). Видишь ли, как Он указанием на место и истребителей отклоняет от этой земной страсти и устремляет тебя к небу, где ничто не истребляется? Если, - как бы так говорит Он, - будете собирать богатство там, где ни моль, ни ржа не истребляют, где воры не подкапывают и не крадут, то и болезнь эту отразите, и душе доставите величайшее богатство. Сказав это, Он представляет и пример для вразумления тебя. И как врач, устрашая больного, говорит: " такой-то, напившись холодной воды, погубил себя " , так и Он приводит богатого, который, будучи болен и желая жизни и здоровья, не мог получить этого по страсти к любостяжанию, но отошел ни с чем. Затем другой евангелист указывает еще на другого богача, горящего в пламени и не имеющего даже и капли воды (Лук. XVI, 24). Потом, показав, что эти заповеди легки, Христос сказал: воззрите на птицы небесныя (Матф. VI, 26). Но будучи снисходителен, Он не дозволяет и богатым отчаиваться. Невозможная у человек, говорит Он, возможна суть у Бога (Лук. XVIII, 27). Хотя и богат ты, но все еще может исцелить тебя этот Врач. Впрочем Он не запрещает обогащаться, но не велит быть рабом денег и предаваться любостяжанию. Как же можно спастись богатому? Все стяжание свое делая общим для нуждающихся, как поступал Иов, изгоняя из души пристрастие к большему, и ни в каком случае не преступая пределов необходимого. После того представляет тебе и мытаря, который не смотря на то, что был одержим сильною горячкою любостяжания, скоро избавился от этого недуга (Лук. VI, 27). Кто корыстолюбивее мытаря? Но и он сделался человеком нелюбостяжательным, повинуясь предписаниям Врача.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

    1499 Б. Лейб вслед за А. Райффершайдом отмечает лакуну. Слова, заключенные в скобки, — наше дополнение.     1500 Ил., XXIII, 318.     1501 Β этом отступлении весьма ярко проявляются типичные для византийцев представления об идеальном воине и полководце (ср. «Стратегикон» Кекавмена). Если варварам, с точки зрения византийских авторов, как правило, свойственны безрассудство, грубая и необузданная физическая сила, то византийский полководец подчиняет свои действия разуму, хотя личная отвага и сила — его обязательные качества. Хитрость, коварство, почти не ограниченные никакими этическими нормами, — вполне оправданные средства на войне и в политических сношениях с чужеземцами.     1502 Становиться расчлененным строем (κα μερικς ποιεσθαι συνταξεις) Б. Лейб переводит: «...выполнять различные движения».     1503 Б. Лейб вслед за А. Райффершейдом отмечает лакуну.     1504 К востоку от Никеи (Ramsay, The historical geography..., р. 201).     1505 Пифик, Арменокастр и Левки находились в районе слияния Галиса и Сангара (Ramsay, The historical geography..., pp. 201—202).     1506 Элиан — греческий писатель первой половины I в. н. э., автор сочинения о тактике, посвященного императору Адриану.     1507 Ил., XIII, 131; XVI, 215.     1508 Ср. подробное описание вооружения и тактики турок в «Тактике» Льва (Leo. Tact., XVIII, 45—75). Так же как и Анна, Лев говорит о луках, которыми предпочитали пользоваться турки, об их разорванном боевом строе и об отрядах, оставляемых ими в тылу войска. Б. Лейб (Leib, Alexiade, III, р. 261) считает даже, что слова Анны навеяны рассказом Льва. Нам не удалось найти убедительных лексических совпадений для подтверждения этого предположения.     1509 ...’απ τ ν δεξι ν... κ τν ριστερν Дж. Баклер (Buckler, Anna Comnena..., p. 395) предлагает переводить: «.. правой рукой... левой рукой». Таким образом, по мнению ученой, турки стреляли обычным способом, держа лук в левой руке и натягивая тетиву правой, а ромеи натягивали тетиву левой, держа лук правой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

В.В. Виноградов Дрянной, дрянность Дрянной, дрянность. [В стихотворении «Родина», приписываемом Д. В. Веневитинову,] возможно, что [...] слово дрянной (в сочетании слов – дрянные избы) может служить объективно-историческим свидетельством того, что это стихотворение тесно связано со стилистикой русской стихотворной речи 40–50-х годов. Оно также не отмечено в языке Пушкина. Правда, оно известно как в форме дрянный, так и в форме дрянной еще с XVIII века (см. словари Нордстета – 1780 г. и словарь АР 1790, ч. 2, с. 778). В «Словаре Академии Российской» (1809, ч. 2, с. 264) оно не сопровождается никакой стилистической пометой, но разговорно-бытовая окраска его видна из фразеологических иллюстраций: дрянной товар, дрянное сукно, дрянная работа. Круг употребления существительного – дрянь – был шире. Но и оно в стихотворном языке Пушкина всеща носит отпечаток бытового просторечия (сл. Пушкина, 1, с. 725). Вообще слово дрянной не употреблялось или почти не употреблялось в языке художественной литературы начала XIX века за пределами низкого просторечия. Например, в басне А. Измайлова [«Лебедь, Гусь, Утка и Журавль»]: Две птицы плавали в пруде: Красивый Лебедь, чистый, белый, Да серый Гусь, дрянной! (Измайлов А. Е. Полн. собр. соч., т. 1, 1890, с. 26). Напротив, это слово нередко в языке народной поэзии, например, [в языке] былин: Говорил-то как Добрыня таковы слова: «Ай же ты король, Ботьян да Ботияновец! Ай твое-то есте, дрянное лученочко пометное. Да не из чего бога тырю повыстрелить» (Добрыня и Василий Казимиров. Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 г., СПб., 1873, с. 490). Сговорила меня маменька родима За того за детинушку дряннаго! Не мной бы дрянному владовати, Владовати бы мною любезному, Я котораго во девицах любила... (Влкр. народн. песни, 2, с. 229). Молодой Добрынюшка Микитинец Принимает этот лук одной рукой... Стал Добрынюшка он стрелочки накладывать, Стал Добрынюшка тетивочки натягивать, Стал тугии лук разрывчатый покрякивать, Шелковыя тетивочки полопывать.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   Если и не воздвигаются ныне на последователей Христовых гонения, производящие мученичество: и ныне, однако, как и всегда, многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие (Деян. XIV:22). Итак, посылается ли на тебя бедствие и скорбь, и при тщательном испытании своей совести, ты познаешь в сем наказание за грехи твои: терпи о Господе, и говори со Псалмопевцем: праведен еси, Господи, и прави суди Твои: благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим (Пс. CXVIII:137, 71). Если же и не примечаешь того, чтобы твоей виной привлечено было на тебя бедствие, которое постигает тебя: и тогда терпи о Господе и говори с Иовом: яко Господеви изволися, тако бысть: буди имя Господне благословено (Иов. 1:21).    Научает тебя благодать Божия молиться Богу об избавлении от бед, просить Его помощи в нуждах, а наипаче духовных, относящихся ко спасению души твоей и к вечному блаженству твоему: берегись и в сем святом упражнении непостоянства и нетерпеливости. Господь заповедал нам молитися и не стужати (Лук. XVIII:1), то есть, не тяготиться, не скучать молитвою, но пребывать в ней неослабно. Видишь ли плод твоей молитвы? Усугуби ее благодарением Богу, исполняющему во благих желание твое (Пс. CII, 5). Не получаешь ли просимого? Признавай несовершенство молитвы твоей и продолжай ее с новым усердием, помышляя, что всеблагий Отец Небесный, если видимо не исполняет твоего желания, то, без сомнения, невидимо печется о благе твоем более, нежели ты познать и вообразить можешь. Так и в молитве терпи о Господе.    Какой бы ты ни предпринял благочестивый подвиг, в какой бы ни начал упражняться добродетели: не изменяй принятому однажды благому намерению; и хотя бы предстояли тебе препятствия, хотя бы казалось тебе, что успех не соответствует ожиданию твоему, не отчаивайся, не малодушествуй; а, напротив того, хотя бы показалось тебе, что ты довольно успел в добром деле и подвиге, не обленяйся, не будь беспечен, признавая себя рабом неключимым, когда б и все повеленное сотворил, ибо и в сем последнем случае ты сделал бы только должное (Лук. XVII:10) и потому не имел бы еще права остаться без дела. Таким образом в трудности подвига уповай на Господа, и терпи о Господе; в успехе дела не полагайся на себя, и паки терпи о Господе (т. II, стр. 322).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Желаешь знать, как благовременна бывает Его благость, и как полезна и пригодна бывает нам Его строгость? (В таком случае) тщательно внимай (словам моим), чтобы это высокое рассуждение не ускользнуло от тебя. Жена грешница, погрязшая во всякого рода грехах и беззакониях, повинная в стольких грехах, одержимая бесчисленными греховными делами, возжаждав спасения от покаяния, проникла на пир святых, — пиром же святых я называю (этот пир) потому, что здесь присутствовал Святый святых. Когда Спаситель возлежал в дому Симона фарисея, пришла эта грешная жена, коснулась ног Спасителя, омывала слезами ноги Его и отирала власами. И Человеколюбец восставляет погребенную в бесчисленных грехах, говоря: «отпущаются греси ея» (Лук. VII:47). Я не намерен теперь исследовать всей этой истории, а (хочу) привести одно только свидетельство. Итак, смотри, какая щедрость! «Егоже (мира) ради глаголю ти: отпущаются греси ея мнози, яко возлюби много». Итак, грешная эта жена получила прощение стольких грехов, а Мария, сестра Моисея, за малый ропот, осуждается на проказу (Числ. XII:10). Грешникам Бог говорит: «аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю» (Ис. I:18); покаянием Он изменяет мрак в свет и словом благости разрешает бесчисленные грехи; к ходящему же в правде говорит: «иже... аще речет брату своему: ...уроде, повинен есть геенне огненней» (Матф. V:22). За одно слово он определил такое наказание, а при множестве грехов обнаруживает великое снисхождение.    3. Заметь еще и вот что достойное удивления. Грехи наши считаются как бы долгами, и тогда как кающимся грешникам Бог прощает весь долг, от праведников требует напротив еще и лихвы. Приступил к Нему человек, который должен был много талантов, и так как он каясь и с усиленной просьбой молил о деле, и сказал: «Господи, потерпи на мне, и вся... воздам» (Мф. XVIII:26), то Человеколюбец не ждал уплаты, а вменил признание вместо уплаты долга. Должнику десяти тысяч талантов Он простил все решительно, тогда как от праведников, говорит Он, будет требовать еще лихвы: «почто не» дали «сребра моего купцем, и аз пришед с лихвою истязал бых» (Лук.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

История – это основополагающий фактор нашей бизнес-модели. Для нас важно оповестить покупателей, что они покупают не просто лук или сыр, колбасу, говядину, топинамбур, а целый интересный мир. Например, топинамбур выращивался в России ещё в XVIII веке. Пастернак, который, кажется, вообще не российский, в конце XVII века из Архангельской губернии вывозился в Норвегию. А ведь там не было дворян, там были государственные земли. Это именно крестьянская инициатива. С другой стороны, были самородки в виде Андрея Тимофеевича Болотова в Тульской губернии, который в конце XVIII века что только ни выращивал – и спаржу, и артишоки, и помидоров кучу разных сортов. Он пропагандировал помидоры как гастрономический продукт, когда в Европе их еще не ели. В массе своей помидоры тогда выращивались как декоративное растение, а он здесь агитировал за это как за очень вкусную еду. Помидор – русский или нет? В Тульской губернии уже ели его раньше, чем во Франции. Еда – это способ изменить мир. Мы взаимодействуем с реальностью – Божьим творением: деревьями, растениями, животными – в том числе через еду. Спаржа фермера Иванова против мирового кризиса У нас в лавке все продукты помечены фамилиями вырастивших их фермеров, это принципиально важно. Мы придерживаемся философии ответственного потребления. Я хочу знать, какие цепочки взаимодействия запускаю, когда ем этот салат. Потому что между мной, моим салатом и землей, на которой он рос, есть много посредников, технологий. Я купил колбасу, масло, хлеб, сделал бутерброд и съел. Я поддержал своими деньгами огромное количество цепочек взаимодействия, которые могут нанести вред земле, человечеству, стране, региону, деревне, – а могут принести пользу. Покупая продукты, человек думает, кому он дает работу, какие технологии используют эти люди по отношению к земле, к социуму. Если он понимает, что фермер не использует пестициды, химические удобрения, да еще возродил какого-то владимирского гуся или муромские огурцы, создал в своей деревне рабочие места, – кроме гастрономических ощущений появляется чувство социальной ответственности.

http://pravmir.ru/boris-akimov-o-sanktsi...

Пусть подадут мне изогнутый лук и любезную лиру. Людям начну прорицать я решенья неложные Зевса. Необходимо указать еще на двух божеств, которые тесно связаны у Гомера с искусством, – на Гефеста и Афину Палладу. Гефест – бог огня. Он настолько близок к огню, что кое–где прямо отождествляется с огнем. Гомер говорит о " пламени Гефеста " (Ил. IX 467, XVII 88), о " дыхании Гефеста " (XXI 355, 366), о " божественно–горящем огне " Гефеста (342) и пр. Его необыкновенная сила великолепно изображена в описании борьбы огня с речным богом Ксанфом, Гефест – божественный кузнец, артистически прекрасно исполняющий металлические работы. Молот и щипцы в качестве постоянных атрибутов, одеяние мастерового и, далее, его сильная спина и грудь – результат вышеназванного значения этого образа. Однако на ноги он слаб и даже хромой, притом от рождения. В поздние времена последнее объяснялось тем, что работа его тонкая, духовная, не требующая элементарной физической силы. Гефест весьма превозносился как художник. Об этом свидетельствуют как многочисленные эпитеты – " знаменитый в искусстве " , " знаменитый в работе " , – так и множество произведений, приписываемых его творчеству (щит Ахилла). Он построил все жилища богов на Олимпе (Ил. I 608), в частности Зевсу – его портики (ХХ 12), Зевсу и Гере – спальный покой с плотными дверями (XIV 167, 339), для Зевса – также и эгиду (XV 308 сл.), для Атридов – скипетр (II 101), Диомеду – его панцирь VIII 195), Алкиною – собак золотых и серебряных (Од. VII 91), сеть для Афродиты и Ареса (VIII 274 сл.). O своей работе в области Океана он сам говорит (Ил. XVIII 400 – 404): Девять годов украшенья различные я им готовил, – Пряжки, застежки, витые запястья для рук, ожерелья, Сидя в глубокой пещере; вокруг Океан бесконечный, Пеной играя, шумел и бежал. Обо мне ни единый Ни из бессмертных богов, ни из смертных людей там не ведал. Небезынтересно отметить, что хотя (Од. VIII 266 – 369) Гефест является супругом Афродиты (Ил. XVIII 382 сл.), он же – супруг Хариты, т.е. самой Красоты, Грации (схолиаст пишет: " некоторые называют ее Фалией, другие же Аглаей " ). Гимн. ХХ 1 – 7 хорошо резюмирует образ Гефеста.

http://predanie.ru/book/219660-iae-i-ran...

Понимая, что оборудование хорошо защищённого лагеря по объективным причинам в данных условиях невозможно, Моисей просто решил лишить противника всякой возможности нападения, полностью разгромив его. и выбрал Моисей из всего Израиля способных людей и поставил их начальниками народа, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками и письмоводителями (Исх 18:25). Помимо формирования самой армии, Моисей формирует довольно стандартную, но чёткую командную систему, существовавшую до него и существующую по сей день, в основе которой лежит десятичная система счисления. Низшим командным составом являются командующие десятью человеками (командир отделения), далее сотней (сотник, командир роты) и тысячей (тысячник, командир полка). Из этих цифр можно сделать вывод, что воюющая часть Израиля не превышала двадцати тысяч человек, иначе, видимо, должны были быть десятитысяченачальники (командующие армией). Похоже, что эту должность и занимал Иисус Навин. Но даже цифра 20000 достаточно велика для армий той эпохи. Вот что пишет о количественном составе египетской армии А. В. Авдиев: “Конечно, численность населения Египта позволяла выставить значительно более многочисленные войска. Так, Масперо полагает, что армия фараонов XVIII династии могла быть доведена до 120 и даже 130 тыс. человек. Но не следует забывать того, что крайне низкий уровень техники, примитивные условия транспорта, отсутствие регулярного и организованного снабжения не позволяли доводить армию до такой высокой для того времени цифры. Поэтому вряд ли можно предполагать, чтобы фараоны, даже во время наивысшего расцвета военного дела и военной политики в период XVIII династии, выставляли одновременно более 25–30 тыс. воинов” 28 . …пусть побьют его камнями, или застрелят стрелою (Исх 19:13). С точки зрения военного искусства данная часть приказа Моисея приведена лишь как первое указание Священного Писания на наличие в его войске такого типа вооружения, как лук и соответственно на наличие лучников.

http://pravmir.ru/voennoe-iskusstvo-v-kn...

Родился в Петербурге. Сын отставного офицера. В 1860 поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, прервал учение (по болезни), в 1863 возобновил занятия на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета (окончил в 1867). Сочетание гуманитарного и естественного образования повлияло на формирование научных интересов Анучина, который стал заниматься зоологией, антропологией, этнографией и археологией. С 1884 проф. Московского университета, совмещал работу на кафедре географии и этнографии с преподаванием антропологии и географии. Один из основоположников антропологии в России. Рассматривал проблемы антропологии и этнографии в комплексе с данными естественных наук. Комплексный метод развивал в работе «Лук и стрелы. Археолого-этнографический очерк» (1887), где исследовал, в частности, формы наконечников стрел в Восточной Европе и др. регионах в свете различных культурных влияний. В работе «Сани, ладья и кони как принадлежности похоронного обряда. Археолого-этнографический этюд» (1890) последовательно применил сравнительный метод, развиваемый европейской антропологической школой в этнографии, привлек исторические и этнографические аналогии в погребальных обычаях народов Евразии и др.; роль саней в царских ритуалах (выездах и т. п.), похоронах, свадьбах и др. объяснял особой древностью этого вида транспорта; рассматривал особенности конских захоронений у народов Евразии (скифов, славян, тюрков, финно-угров и др.). Специальная археологическая работа Анучина посвящена т. н. чудским древностям – памятникам искусства и религии древнего населения Приуралья («К истории искусства и верований у Приуральской чуди», 1899). Исторической этнографии Сибири посвящены работы «К истории ознакомления с Сибирью до Ермака» (1890), где исследована древнерусская рукопись XV-XVIII вв. «О человецех незнаемых в восточной стране», и заметка «Город Мангазея и Мунгазейская земля» (1903). С проблемами исторической географии России связаны географические экспедиции Анучина 1890, 1894, 1895 на Валдайскую возвышенность, к истокам Волги, Зап.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда самоеды хотят узнать от такого кудесника, что их ожидает в ближайшем, то зовут его к себе, и когда он является, набрасывают ему на шею веревку, потом стягивают ее до такой степени, что тот падает, словно мертвый. По прошествии некоторого времени кудесник начинает несколько двигаться и затем совершенно приходит в себя. Когда он начинает свои предсказания, кровь выступает у него из щек и останавливается, когда он кончит предсказание, если ж он снова начинает предсказывать, то снова начинает течь и кровь, как рассказывали мне это люди, часто бывшие очевидными тому свидетелями. Эти чародеи носят на своем платье множество железных пластинок и таких же колец, которые издают страшный шум, когда они входят куда. Впрочем, те из них, которые живут в этой местности, не имеют на себе ничего подобного, а просто носят на лице проволочную сетку, к которой привязывают всякого рода зубы разных животных. Когда такой кудесник умирает, самоеды строят подмостки из бревен, огороженные сверху со всех сторон против вторжения диких животных; потом кладут покойника на верх оных в лучшей его одежде, а подле него помещают его лук, колчан, топор и т. п.; далее привязывают также оленя – одного или двух, если покойник имел их при жизни, и оставляют таким образом этих животных на привязи, пока они околеют с голоду, если, впрочем, не сорвутся и не убегут куда-нибудь. Все эти сведения сообщили мне люди, жившие в этой местности, и мне подтвердил их еще один русский купец, Михаил Остатёв (Остафьев?), которого я пригласил к себе, узнав, что он езжал по Сибири летом и зимою, отправляясь в Китай, и что в этих путешествиях своих он провел четырнадцать лет. Это был человек лет шестидесяти, с здравыми познаниями и суждением. Он сообщил мне, что самоеды распространены в Сибири до главнейших рек ее, как-то: Оби, Енисея, Лены и Амура, впадающих в Великий океан. Последняя река составляет границу самых крайних владений московского царя со стороны Китая, так что сказанные обитатели уже не переходят за нее. Между реками Леной и Амуром живут якуты, которые суть особый вид татар, и ламуты, питающиеся оленями, как и самоеды: число их простирается до 30 000; они отважны и воинственны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010