1:5; См. еще: Суд. 13:4–7 ). Об Иоанне Крестителе в Евангелии читаем: «Он будет велик перед Господом, не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» ( Лук. 1:15 ). При встрече с Богоматерью праведная Елисавета говорит ей: «Когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем» ( Лук. 1,15 и 44). Еще о детях читаем в Евангелии: «Видевши же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осана Сыну Давидову! Вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» ( Пс. 8:3 ; Мф. 21:15–16). Мы уже раньше видели, как ко Христу приносили детей, и Он благословлял их (Мф. 19:15), возлагая на них пречистые Свои руки. Значит, дети способны были получить Христово благословение, хотя ещё не имели полноты веры, как говорит и псалмопевец: «Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей. На тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты Бог мой» ( Пс.21:10–11 ). Итак, мы видим, что благодать Божья еще во чреве матери «освящает» пророка Иеремию, еще во чреве матери «исполняет» Духом Святым и радостью Иоанна Крестителя, и еще грудных детей научает приветствовать Спасителя. Значит, дети могут получать дары Св. Духа в самом раннем возрасте, а потому могут и должны получать дар Св. Духа в св. Крещении, ибо хотя в пророческом служении и таинстве крещения «дары различны, но Дух один и тот же» ( 1Кор. 12:4 ). 2) Могут ли не имеющие веры дети получить в Крещении прощение грехов по вере их родителей и восприемников? 2) Без всякого сомнения, могут! В св. Евангелии есть много примеров, как по вере одних получали благодать исцеления другие: так, например, по вере сотника выздоровел жестоко больной слуга его (Мф. 8:5–13); по вере матери–хананеянки (язычницы) выздоровела бесноватая дочь ее (Мф. 15:22–28); по вере отца исцелился бесноватый сын его (Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

5) Сектант: Не нужно храмов, ибо Господь отвергает общественную молитву: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно“. ( Мф. 6: 6 ). Объяснения православного: Здесь Господь отвергает не общественную, а лицемерную частную молитву, что видно из предыдущего стиха приводимых сектантами слов Его: «И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь молиться, чтобы показатъся пред людьми. Истинно, истинно говорю вам, что они уже получают награду свою“ (ст. 5). Не только св. Апостолы, молившиеся в храме ( Лук. 24: 53 . Деян. 22: 17–18 ), но удостоившаяся похвалы от Христа бедная вдова, посещавшая храм и пожертвовавшая на него последние две лепты (Map. 12: 44), и оправданный в грехах после молитвы не дома, а в храме, мытарь ( Лук. 18: 10–14 ) очень сильно обличают неправду мудрствования сектантов о храме. 6) Сектант: Первые христиане не имели храмов, а молились по домам: «И каждый день единодушно пребывали в храме и преломляли по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца «( Деян.2: 46 ). Объяснения православного: Это неверно: в первые времена у христиан вместо храмов были особые предназначенные для общественной молитвы «горницы“, или «церкви“ ( Деян. 1: 13–36 и 20; 8), где считалось неприличным есть и пить, как в обыкновенных домах ( 1Кор. 11: 22 ). Преломление же первенствующие христиане совершали «по домам“ по той простой причине, что совершать его в храме Иерусалимском неверовавшие во Христа Иудеи, конечно, им не позволили бы. А молиться св. Апостолы на первых порах ходили в храм Иерусалимский, что видно из приводимого же сектантами места книги Деяний: «И каждый день единодушно пребывали в храме“ (см. еще 22: 17–18). 7) Сектант: Еще пророк Иеремия предсказывал, что в Новом Завете храмы не нужны будут: «Не надейтесь на обманчивые слова: здесь храм Господень, храм Господень, храм Господенъ“ ( Иер. 7: 4 ). Объяснения православного: Этими словами Господь не отвергает храма, который Он назвал «жилищем“ Своим, о котором Сам сказал, что Он «освятил“ его, чтобы пребывать имени Его там вовеки. Здесь Господь грозит Евреям тяжко наказать их за их грехи и предостерегает, чтобы они не надеялись, что Он пощадит их потому только, что у них есть святый храм Его: «Как! вы крадете, убиваете, прелюбодействуете и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, и говорите: «мы спасены“, чтобы впредь делать все эти мерзости... И ныне, так вы делаете все эти дела..., то Я так же поступлю с домом сим (то есть разрушу его), над которым наречено имя Мое“ ( Иер. 7: 8–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Апостолов, которое они передали Христовой Церкви. 13) Св. Писание достаточно для спасения всякого человека: «Я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во–первых иудею, потом и Еллину ( Рим. 1:16 ). 13) И эти слова ап. Павла не оправдывают, а обличают сектантов, ибо Сам Христос и Его св. Апостолы под словом «благоветствование» разумели прежде всего и главным образом устную проповедь , т. е. св. Предание, а не св. Писание: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благоветствовать нищим» ... ( Лук. 4:18 ). «И другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан. И проповедовал в синагогах Галилейских» (ст. 43–44. 9; 6 и др.). Никакого Писания ни нищим, ни городам Христос не писал. Ясно, что под словом, «благовестие» Христос разумел устную проповедь, а не писанное слово Божие. «Апостолы, читаем в Деяниях, всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» (5:42). «И вот благовестие, которое мы слышали (а не читали) от Него» ( 1Иоан. 1:5 ). «Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, пришедши в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса ( Деян. 11:20 ). «Нищие, говорит Господь, благовествуют» (Мф. 11:5. Лук. 8:1,9; 6 и др.). И из этих мест Писания видно, что Христос и Апостолы под словом «благовестие» разумеют прежде всего устную проповедь, т. е. св. Предание, а не св. Писание, ибо никакого писания ни от нищих, ни от Киринейцев или Кипрян Христова Церковь не знала и не знает. 14) Для веры во Христа и спасения, достаточно одного св. Писания: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» ( Иоан. 20:31 ). 14) Как видно из предыдущего стиха: «Много сотворил Иисус перед учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей» – здесь речь идет о чудесах Христовых, которые записаны евангелистом Иоанном и которых достаточно для того, чтобы уверовать во Христа, что Он – Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Вершины великолепия и славы Иерусалим достиг при Ироде великом, во время земной жизни Христа Спасителя. «Едва только на Моавитских горах показывалась заря, и потом из-за Масличной горы восходило солнце, заставляя утренний туман улетучиваться и исчезать в глубокой долине близ Мертвого моря, Иерусалим оживал, в нем закипала жизнь и дневная деятельность. Золотые крыши и мраморные стены храма блестели ослепительным блеском; царский пруд за Тиропеоном казался наполненным расплавленным серебром; пальмы, кипарисы, смоковницы в царских садах тихо качались от мягкого ветерка» 38 . Величественные здания храма (на горе Мориа), великолепные дворцы и постройки богатого Сиона вызывали у иудеев восторг, у римлян – удивление. Иерусалим был для каждого иудея какой-то очарованной страной. «Посмотри, какие камни и какие здания» – говорили ученики своему Учителю, когда Он выходил из храма ( Лук. 13, 1 ). Но Божественный взор видел уже, еще сокрытое от человеческих взоров Его учеников, грядущее, которое скоро и пришло (13, 2 и др.). «Когда серебряные трубы священников будили народ для молитвы, или мелодичная музыка левитов раздавалась над городом, или дым от жертв нависал, будучи как-бы новой шехиной, над храмом, против зеленой горы Елеонской, возвышавшейся за храмом; или когда в каждой улице, на дворе и крыше дома устраивались шалаши в праздник кущей, а ночью огни от храмовой иллюминации бросали длинные фантастические тени над городом; или когда в пасху десятки тысяч евреев всходили на гору с своими пасхальными агнцами, и сотни тысяч садились праздновать пасхальную вечерю, то было почти трудно верить, чтобы язычество было так близко от Иерусалима, что римляне по праву, а скоро и фактически сделались властителями страны» 39 ... Когда Господь Спаситель сходил с учениками с горы Елеонской и взглянул на раскинувшийся пред Ним город, то заплакал о нем и сказал: «о если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но сие сокрыто ныне от глаз твоих, ибо приидут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду. И разорят тебя, и побьют детей твоих, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего» ( Лук. 19, 41–44 ). В этих словах и в этих Божественных слезах – вся многовековая судьба Иерусалима. Много бурь и гроз пронеслось над Иерусалимом и теперь снова тяжелые грозовые тучи клубятся там, на далеком горизонте святого града. «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя» 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Веря и понимая, что даже самый хороший и благородный земной отец стоит несравнимо ниже Небесного Отца, человек может обрести несравненное духовное утешение, обращаясь к Господу всей Вселенной словами «Отче Наш!» Однако необходимо отметить, что не все люди могут называться детьми Бога. В Евангелии от Иоанна есть место, где Христос, обращаясь к своим противникам, сказал: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины» (Иоанн 8:44). Так Он ответил на их уверения, что «мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога» (Иоанн 8:41). Такое точное и непреклонное высказывание нельзя оставить без внимания. Оно ясно указывает, что некоторые люди вправе считаться детьми Бога, в то время как другие – нет. Несомненно, что помимо этих двух групп людей есть и третья группа, к которой можно отнести большую часть человечества. О них говорит притча о блудном сыне. Юноша, будучи совершенно свободен и получив свою долю наследства «пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» ( Лук. 16:13 ). Логичный вывод этой притчи состоит в том, что, хотя юноша и жил грешно, он не стал сыном дьявола, даже алкоголиком или картежником, в чьей компании он тратил свое время и деньги. Он навсегда остался сыном своего отца, и, покинув дом, только лишил себя его поддержки и сочувствия. В конце концов, впав в отчаяние и беду, осознал свою ошибку, вернулся в родной дом и был встречен отцом, который очень сильно обрадовался и сказал второму своему сыну: «Брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся» ( Лук. 16:32 ). Я не буду задерживаться на этом материале, но в связи с мыслями, возникшими при чтении Молитвы Господней, возникает следующий основной вопрос: может ли быть так, что человек возденет руки к Богу и произнесет «Отче Наш,» надеясь и веря, и все же Молитва не дойдет до Бога; а все потому, что этот человек может оказаться не вправе обращаться к Богу: «Отче Наш»? И существует ли какое-то правило или кто может решить, имеет ли право данный человек обращаться к Богу, как Отцу: «Отче Наш»?

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/razmys...

Во всех Своих делах, учении, страданиях, Иисус Христос явил великую любовь к людям. Эта бесконечная любовь должна производить на нас могущественнейшее влияние и возбуждать в нас такую же любовь. Но этого часто не бывает, несмотря на увещания евангелия. В Своих слезах Спаситель выразил все Свое евангелие; тут высказалась вся полнота Его беспредельной любви; тут открылось Его окровавленное сердце. Тут наглядная любовь! 3. Самое ужасное увещание. Если слезы Иисуса Христа не побуждают нас к обращению, тогда они превращаются в плач над нами. Какое ужасное увещание! а) Уже на земле. Горький плач раздавался в иудейском народе, при разрушении Иерусалима. Опять повторилось то, что было прежде — « Разинули на нас пасть свою все враги наши. Ужас и яма, опустошение и разорение — доля наша. Потоки вод изливает око мое о гибели дщери народа моего. Око мое изливается и не перестает, ибо нет облегчения » (Плач. Иер. 3:46–49). Такой же горький плач постигнет и нас на смертном одре, когда мы, прожив многие и долгие годы, ничему доброму не научились и ничего доброго не сделали. Тогда мы стыдились признаться на словах. б) Еще более по ту сторону гроба, на страшном суде. «Горы, падите на нас; холмы, покройте нас!» Какой будет невыразимый плач, когда услышат: «идите в огонь вечный!» Какие мучения в аду, какие слезы отчаяния! Три врага нашего спасения, с которыми мы ежедневно должны бороться « Смотря на него, заплакал о нем » (Лук, 19:41). При входе Своем в Иерусалим, Иисус Христос, взглянув на этот город, заплакал. Что было причиной этих слез? Погибель Иерусалима (ср. Лук. 19:43–44). От чего погиб Иерусалим? От тех самых грехов, с которыми мы ежедневно должны бороться, именно от легкомыслия, беспечности и ожесточения или нераскаянности. 1. Легкомыслие. а) Иудейский народ по легкомыслию не внимал голосу Спасителя, не обращался и продолжал коснеть в своих грехах. По легкомыслию взывает он сегодня: «осанна!» a через несколько дней будет взывать: «распни, распни Его!» Такое легкомыслие привело его к погибели.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Вспомним некоторые из библейских текстов, содержащих в себе обетования Израилю о Мессии. Обетование, очевидно, возбудило в Иудеях живое ожидание; сознание же исполнения этого обетования, чувство удовлетворения выразилось при рождении Иисуса Христа. «Господи, – воскликнул старец Симеон, человек праведный и благочестивый, ожидавший утешения Израилева, – ныне отпущаешь раба Твоего по слову Твоему с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты приготовил дать всем народам как свет к просвещению язычников и как славу народа Твоего Израиля» ( Лук.2:25–32 ). После Симеона одна благочестивая женщина «лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь, Анна восхвалила Господа и говорила об Иисусе Христе всем во Иерусалиме, ожидавшим избавления Израилева» (ст. 36–38). Там был ещё некто более Симеона и Анны, и было ещё нечто выше их восторгов радости: «В те дни там явился Иоанн Креститель, проповедуя в пустыне Иудейской. Он имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный вокруг чресл своих, и пищею его были акриды и дикий мед. И он говорил: покайтесь, ибо приблизилось царство небесное; ибо это Тот, о ком пророчествовал Исаия пророк, говоря: Глас вопиющего в пустыне говорит: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Его: я крещу вас в воде, чтобы привести вас к покаянию, но есть некто среди вас, которого вы не знаете. Он есть Тот, кто идёт после меня, но который превосходит меня; я не достоин развязать ремень у обуви Его... И я не знал Его, но я пришёл крестить в воде для того, чтоб Он явлен был Израилю... И я видел и засвидетельствовал, что Он есть Сын Божий» ( Мф.3:1–5 . Мк.1:2–11 . Лук.3:1–18 . Ин.1:26–33 ). Некоторые, хотя боязливо, покушались представлять Иисуса Христа как знаменитейшего из числа многих преобразователей, которые около того же времени присваивали себе имя и дело Мессии, предсказанного пророками и ожидаемого Израилем. В частности, как на одного из Его предшественников указывали на Иуду Галилеянина, который немного после рождения Иусуса по случаю переписи, назначенной императорским легатом Квиринием, решился возмутить Иудею против этой меры, против налогов, через неё установляемых, и против самого императора, провозглашая, что одному Богу принадлежит имя Владыки, и что свобода дороже жизни 44 . Такие сравнения, не скажем – уподобления, лишены всякого основания; мнимые предшественники Христа были собственно противниками римского владычества, восстававшие так же, как и прежде них Маккавеи, во имя национальной независимости и в духе противодействия правительству в пользу правления Моисеева. У Иисуса Христа не было предшественников; Его дело не имеет никакого отношения ни к одной из предшествующих попыток, и Его единственным Предтечей был Иоанн Креститель, чуждый, как и Он сам, всяких предприятий и видов политических и столько же смиренный пред Ним, как пред истинным и единственным Мессией, сколько Иуда Галилеянин и его сообщики были дерзки против императора.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/razm...

И тотчас тот муж, который водил пророка и все показывал ему, сказал ему: эти ворота, которые ты видишь затворенными, всегда будут затворены и не отворятся, и никто из людей не пройдет чрез них. И указывает причины, почему они всегда затворены: ибо Господь Бог Израилев вошел или войдет ими и они будут затворены, по еврейскому тексту, для князя, которого LXX перевели чрез вождя. Этот князь и вождь, то есть nasi, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом, и войдет путем притвора, и выйдет чрез него. Какие же это ворота, которые всегда затворены н которыми входит один только Господь Бог Израилев? конечно, те, о которых говорит Спаситель в евангелии: Горе вам книжницы и фарисее лицемери, и горе вам, законником, яко взясте ключ разумения: сами не внидосте и входящим возбранисте (Лук. 11:44. 59). О них под именем книги пишет и Исаия: будут словеса книги сей аки словеса книги запечатленные, юже аще дадут человеку, неведущему писания и речется ему: прочти сие, и речет: не вем писания. Я дадут ее человеку, ведущему писания, глаголюще: прочтии сие, и речет: не могу прочести, запечатлена бо (Исаии 29, 11—12). Это есть та книга, которую раскрыть и с которой снять печати не может никто ни на небе, ни на земле, ни под землею, за исключением того, о котором в Апокалипсисе Иоанна говорится: се победил есть лев от колена Иудова, корень Давидов, разгнути книгу и разрешити печати ее (Апок. 5:5). Ибо прежде, чем Спаситель принял тело человеческое и Себе умалил, зрак раба приим (Филипп. 7), закрыт был закон и пророки и все разумение Писаний, закрыт был рай. Но после того, как Он быль повешен на кресте и сказал разбойнику: днесь со Мною будеши в раи (Лук. 23:43), тотчас завеса церковная, раздрася (там же, ст. 46), и все открылось, и, по снятии покрывала, мы говорим мы же вси, откровенным лицом славу Господню взирающе, в той же образ преобразуемся от славы в славу (2 Кор. 3:18). Если же все открыто, — ибо, чрез Христа, по слову Павла, все открывается (там же ст. 14), — то каким образом будут закрыты ворота и не отворятся и никто не пройдет чрез них? Из этого мы узнаем, что хотя бы мы достигли высшего знания, но, сравнительно с божественным знанием, мы теперь отчасти знаем и очасти разумеваем; егда же приидет совершенное, тогда еже от части, упразднится (1 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

" Которым и явил Себя живым " - для того, чтобы Апостолы могли свидетельствовать о Нем во всем мире, Господь явил им Себя живым после страданий и смерти Своей и уверил их в истине Своего воскресения, в продолжение сорока дней являясь им. Книга Деяний, таким образом дополняет Евангелие, указывая, что, хотя Господь и не пребывал со Своими учениками непрестанно после воскресения Своего, но многократно являлся им и лишь через сорок дней вознесся от них на небо. В течение этого срока Он учил их тайнам Царствия Божия, надо полагать, устроению этого Царствия, или Церкви Христовой, на земле, дабы подготовить их к предстоящей им Апостольской деятельности. Наставления Господа и Вознесение Его (1:4-12). Господь, " собрав их, повелел им не отлучайтесь из Иерусалима, " что требовало от учеников немалого самоотвержения, ибо им, конечно, не хотелось бы оставаться в этом враждебном их Учителю и им самим городе. Но такова была воля Божия: " ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима " (Исаия 2:3 и далее) - именно там, где вражда против Бога и Христа Его достигла своего наивысшего выражения, должно было явиться преизбыточество благодати Божией и начаться распространение Евангелия по всей вселенной. С этим тяжелым повелением оставаться во враждебном городе, Господь сейчас же соединил радостное обетование о ниспослании Апостолам всесильного Покровителя и Руководителя от Всемогущего Отца - Духа Святого. Несомненно, что под " обещанным от Отца " разумеется именно Дух Святой, ниспослать Которого еще через пророков было обещано Богом Отцом в Ветхом завете (напр., Исаии 44:3; Иоиля 3:1). " О чем вы слышали от Меня " - о Духе Святом Господь говорил Апостолам многократно, а особенно в Своей последней прощальной беседе, называя Его " иным Утешителем " (Лук. 12:12; Матф. 10:20; Иоан. 14:16-17,26; 15:26; 16:7,13). " Ибо Иоанн крестил водою... " об этом сошествии Св. Духа говорил и сам величайший из пророков св. Иоанн, который противопоставлял своему водному, как только приуготовительному крещению, крещение Духом Святым (Матф. 3:5; Лук. 3:16; Иоан. 1:33). Выражение " крещены Духом Святым " образно указывает на полноту и обилие даров Духа Святого - Апостолы как бы погрузятся в эту всеочищающую и оживотворяющую силу Св. Духа.

http://sedmitza.ru/lib/text/430508/

Меррилл Тенни предлагает следующие пояснения касательно погребальной одежды; «При подготовке к погребению по еврейскому обычаю, тело обычно обмывали, расправляли, а затем туго пеленали от подмышек до голеней в полосы льняной ткани шириной сантиметров в тридцать. Благовония часто были смолистой консистенции и помещались между слоями ткани или складками, отчасти они служили консервирующим веществом, а частично – для склеивания полос ткани в подобие твёрдой оболочки... Слово «обвили», которое мы встречаем у Иоанна ( Иоан. 19:40 ), прекрасно согласуется с глаголом, употребляемым Лукой ( Лк. 23:53 ), и в английском тексте Библии передаваемом как «завернули»... Утром первого дня недели тело Иисуса исчезло, но погребальные пелены остались на месте...» О погребении Христа профессор Джордж Б. Игер в «Международной стандартной библейской энциклопедии» пишет следующее: «Оно было проведено в строгом соответствии с обычаями и законами Моисея ( Втор. 21:23 ): «...то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день: ибо проклят пред Богом всякий, повешенный на дереве, и не оскверняй земли твоей, которую Господь, Бог твой, даёт тебе в удел» ( Гал. 3:13 ): «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, – ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе»...», а также в согласии с чисто человеческими позывами, когда Иосиф из Аримафеи отправился к Пилату и вымолил у него Тело Иисуса, чтобы предать его погребению в день распятия» ( Матф. 27:58  и далее). «Миссионеры и уроженцы Сирии рассказывают, – продолжает профессор Игер, – что и до наших дней там соблюдается обычай обмывать тело ( Иоан. 12:7 ); ( Иоан. 19:90 , ( Мк. 16:1 ); ( Лук. 24:1 ), пеленать руки и ноги лентами из ткани, обычно льняными ( Иоан. 19:40 ), и покрывать или обвязывать лицо салфеткой или платком ( Иоан. 11:44 ). До сих пор принято помещать между пеленами благовония и другие вещества, замедляющие тление... мы знаем, что после смерти Иисуса Никодим принёс «состав из смирны и алоя, литр около ста...», и что «...взяли Тело Иисуса, и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи...», а также что Мария Магдалина с двумя другими женщинами принесли ароматы для той же цели» ( Мк. 16:1 ); ( Лук. 23:56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010