2003 г. О суждении и осуждении Нед. 5 по Пятидесятнице. Пятница. Зач. 130 ( 1Кор. 4:5–8 ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь ( 1Кор. 4:5 ). Такую заповедь возвещает нам сегодня, братья и сестры, апостольское слово. Что же следует из этого заповедания? Никого, никогда и ни в чем не судить? А как же тогда возможно будет с соблюдением этого условия исполнить другую заповедь того же Апостола, данную его возлюбленному ученику: «Согрешающих обличай перед всеми» ( 1Тим. 5:20 ). При поверхностном взгляде на вопрос возникает явное противоречие, ибо невозможно, не пользуясь природной способностью суждения, отличить и отделить зло от добра, обличая его перед всеми? Но точно такое же «противоречие» можно усмотреть и в словах Спасителя, когда Он говорит: «Не судите, да не судимы будете» ( Мф. 7:1 ), но в то же время: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его» ( Мф. 18:15 ). Кажущееся противоречие в высказываниях возникает от явного непонимания сокрытого в них смысла. А смысл вышеприведенных высказываний раскрывается следующими словами Божественного Откровения: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» ( Мф. 7:3–5 ). Если же кому-то и это изречение кажется недостаточно ясным, то мы постараемся его сейчас пояснить. Слово Божие в принципе не запрещает производить суд. Оно требует только того, чтобы суд был праведным ( Ин. 7:24 ). «Горе вам, – говорит Господь фарисеям, – что нерадите о суде» ( Лук. 11:42 ). По изъяснению отеческому здесь речь именно о суде, правом, ибо судом неправым фарисеи судили постоянно. 459 Превратный суд, как сказал о том еще пророк Аввакум, происходит оттого, что нечестие преобладает над праведностью ( Аввак. 1:4 ). Следовательно, там, где всем заправляет нечестие нельзя ожидать правильности в суде. Его неправильность свидетельствуется тем, что от внимания неправедно судящего уходит существенное; несущественное же и мелочное выходит на первый план и преследуется со всей строгостью Закона. Говоря образно, начинается отцеживание комара с одновременным пожиранием верблюда ( Мф. 23:24 ) и изъятие едва заметной порошинки из нежного глаза ударами тяжеловесных бревен. 460

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

5 . Есть два образа человека: один – полученный от Бога, созданный вначале, как сказано в книге Бытия: «И сотворил Бог человека по образу Своему» ( Быт.1:27 ); другой – «образ перстного» ( 1Кор.15:49 ), который он воспринял после того, как вследствие непослушания и греха был изгнан из рая, поддавшись обольщению «князя мира сего» ( Ин.12:31 ). И как на драхме или динарии имеется изображение императора мира, так и тот, кто совершает дела «мироправителей тьмы» ( Еф.6:12 ), носит образ того, чьими эти дела являются . А в нас должен отражаться тот образ, которому научил нас Иисус, он должен исходить от нашего лица; нам следует воспринять тот образ, по которому мы с самого начала были созданы, по подобию Бога. И поэтому мы должны отдавать кесарю кесарево, а Богу – Божие. Он просит: «Покажите Мне динарий» ( Лк. 20:24 ); (в Евангелии от Матфея также упомянут динарий) ( Мф.22:19 ). И когда Он получает его, то спрашивает: «Чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы». На это Он отвечает: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». 6 . Об этом говорит и Павел: «И как мы носим образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор.15:49 ). Сказано: «Отдавайте кесарево кесарю», иными словами: снимайте с себя личину земную, сбрасывайте образ перстный, чтобы получить вам возможность обрести образ небесный и отдавать Божие Богу. Бог требует от нас. Чего требует? Послушай Моисея: «Чего требует от тебя Господь, Бог твой?» ( Втор.10:12 ) и прочее. Бог требует и просит нас не потому, что нуждается в чем-то, что мы могли бы Ему дать, но с тем, чтобы после того, как мы ему это дадим, Он в той же мере даровал бы нам в спасении. И чтобы яснее показать это, Он приводит притчу о мине (ср. Лк. 19:11–27 ). Тот, кто получил одну мину и приобрел десять и предложил их своему господину, вверившему ему одну мину, получает и еще одну, которой раньше у него не было. 7 . А у того, кто, получив мину, не размножил ее, господин повелевает ее отнять и отдать тому, у кого есть другие. Он приказывает: «Возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин» ( Лук.19:24 ). Однако в той мере, в какой мы дадим Богу, Он сам вернет нам вместе с тем, чего прежде не имели. Бог требует и просит от нас даров, чтобы у Него была возможность дать тому, кто дал Ему. Ибо сама Его благодать есть двойная мина, и тем, кто заслужил, дано больше, чем они надеялись получить. Так восстанем же и будем молить Бога, чтобы принести Ему достойные дары, которые Он нам вернет и вместо земного дарует небесное во Христе Иисусе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   «О чаше вольней спасительныя страсти Господь помолился, якоже о невольней» (воскресная служба 5-го гл., 8 песнь канона), показав этим два хотения двух естеств, и прося Бога Отца, чтобы человеческая воля Его не поколебалась в покорности воле Божеской (Точное изложение православной веры, книга 3, 24). С небес Ему явился ангел и укреплял (Лук. 22:43) Его человеческую природу, а совершавший подвиг самопожертвования Иисус молился все прилежнее, обливаясь кровавым потом. И за Свое благоговение, за всегдашнюю покорность воле Отчей услышан был Сын Человеческий.    Укрепленный и ободренный встал Иисус от молитвы (Точное изложение православной веры, книга 3, 24). Он знал, что не поколеблется более Его человеческая природа, что вскоре снимется с Него бремя человеческих грехов, и что Своим послушанием Богу Отцу Он приведет к Небу заблудшее человеческое естество. Он подошел к ученикам и сказал: «Вы все еще спите и почиваете. Кончено, пришел час: вот предается Сын Человеческий в Руки грешников. Встаньте, пойдем, вот приблизился предающий Меня, молитесь, чтобы не впасть в искушение».    Выйдя навстречу пришедшим за Ним, Господь добровольно отдал Себя в руки их. А когда Петр, желая защитить Своего Учителя, ударил мечом архиерейского раба и отсек ему ухо, Господь исцелил раба, а Петру напомнил, что Он сам добровольно предает Себя: «Вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец». «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов. Как же сбудутся Писания, что так должно быть» (Ин.18:11; Мф. 26:53-54). И добровольно выпив до дна всю чашу душевных и телесных страданий, Христос прославил Бога на земле, — совершил дело по величию не меньшее, чем само сотворение мира. (Он восставил падшую природу человека, примирил Божество и человечество, и сделал людей причастниками Божеского естества (2 Петр. 1:4).    Совершив дело, которое «дал Ему Отец да сотворит», Христос и по человечеству Своему прославился той славой, которую как Бог, имел «прежде мир не бысть» (Иоан. 17:5), и сел человечеством Своим одесную Бога Отца, ожидая, «доколе враги Его положены будут в подножие ног Его» (Евр. 10:13).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Бог непостижим в Своем могуществе. Он мог явить в творениях нечто большее, но совершил в них только то, что они способны вместить (25, 246). Не обвиняйте Божиего могущества, что природа не вмещает невозможное, виной тому не Создатель, а творение (25, 248). Если Бог хочет, вещества приобретают противоположные свойства. Преподобный Ефрем Сирин (28, 98). Всемогущество Божие познаем из создания мира и управления им, из чудес Его, сотворенных и творимых в мире. Не было ничего, но Бог сотворил великие и преславные дела, небо и землю и все, наполняющее их, и сотворил из ничего, без труда, единым словом: " Он сказал,- и сделалось; Он повелел,- и явилось (Не. 32, 9). В этом Его всемогущество. Та же всемогущая сила управляет созданным миром и хранит его. Святитель Тихон Задонский (104, 124). ГНЕВ БОЖИЙ " Господь, Бог твой, есть огнь поядающий. Бог ревнитель (Втор. 4, 24). " Иисус сказал народу: не возможете служить Господу (Богу), ибо Он Бог святый, Бог ревнитель, не потерпит беззакония вашего и грехов ваших " (Нав. 24, 19). " Господь есть Бог ревнитель и мститель: мститель Господь ! страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих " (Наум. 1,2). " Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный От гнева Его дрожит земля, и народы не могут выдержать негодования Его " (Иер. 10, 10). Не тетива напрягает Божий лук, но карающая сила, которая иногда напряжена, а иногда ослаблена. Слово грозит грешнику тем, что готово ожидающее его наказание, если он будет во грехе, потому что уготованы сосуды смертные - силы, истребляющие врагов Божиих ... Как огонь страшен для сгорающих веществ, сжигает не алмаз, который не плавится, а хворост, так и стрелы Божий направлены на души, в которых собрано много вещества, требующего истребления. Потому те, которые имеют уже в себе предварительно разожженные стрелы диавола, приемлют на себя карающие стрелы Божий. Святитель Василий Великий (4, 181). Когда читаем о гневе или ярости Божией, мы должны представлять их не по подобию человеческого возмущения, но достойно Бога, Который чужд всякого возмущения. Под этим мы должны понимать, что Он-Судия и Отмститель за все неправедное в этом мире. Боясь воздания, мы должны опасаться делать что-нибудь против Его воли. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (53, 102).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Божественное учение Иисуса Христа, отрицая служение языческим божествам, и доказывая то, что они являются не истинными богами, распространяло идею Единого Бога и принесло новую философию и мораль, согласно которой «доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» ( Притч.22:1 ). Поясняя Свое учение, Иисус Христос говорит людям: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляеют и где воры не подкапывают и не крадут» ( Матф.6:19–20 ). Учение Иисуса Христа говорит о том, что есть два вида сокровищ. Сокровища земные, удовлетворяющие низменные страсти. И сокровища небесные, дающие человеку спасение его души. А поэтому сокровища небесные ценятся выше, чем все земные богатства бренного мира, потому что человеку «не поможет богатство в день гнева» ( Притч.11:4 ). И только добрые поступки и богоугодная жизнь помогают человеку собрать сокровища небесные и открывают перед ним дорогу в Царство Небесное. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» ( Матф.6:33 ). Поэтому, излагая учение Христово, Евангелист Лука пишет: «Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение» ( Лук.6:24 ). А Евангелист Марк, дополняя сказанное, говорит о том, что «как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!» ( Мар.10:24 ). В противоположность христианской морали, в языческом мире ложно ценились земные богатства. А люди ложно боготворили и поклонялись маммоне, не зная Истинного Бога и не ведая, что для спасения их душ нужны сокровища небесные. Однако с приходом в мир Спасителя, Иисуса Христа, и распространением Его Божественного учения, которое показало истинные ценности мира, многие люди продолжали выше всего на свете почитать земное богатство и поклоняться ему. В наше время таких людей можно разделить на четыре категории. К первой категории относятся люди, не имеющие надлежащих религиозно-нравственных знаний о сокровищах земных и небесных, и ошибочно считающие, что за богатство можно приобрести любые блага, земные и небесные.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Гордые иудеи думали, что на всей земле только храм Иерусалимский есть необходимое и единственное место истинного Богопочитания,а язычники думали, что боги, как ограниченные существа, живут в храмах, как в домах, и приносили им даже пищу, которая съедалась жрецами. Но мы сказали, что врага, обольщающего слабых христиан ложным толкованием Св. Писания, надобно, по примеру Спасителя, отражать Писанием же. Господь сказал устами пророка Исаии иудеям: небо престол Мой и земля подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне (Ис. 66, 1-2)? Потом прибавил: а вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим; значит, не храм Он осуждает, а гордость молящихся в нем. Не тот ли же Господь, как говорит Писание, повелел Моисею создать скинию, а Соломону храм и приносить Себе жертвы и обличал через пророков тех, которые приносили Ему худое от стад своих или краденое (Малах. 16 13)?Соломон в молитве своей при освящении храма изрек тоже в смирении: Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил (3 Цар. 8, 27): потому слава Божия осенила сей храм.Тот же архидиакон Стефан, который сказал: Всевышний не в рукотворенных храмах живет, молился вместе с апостолами и другими христианами в Иерусалимском храме, уже после крестной жертвы Спасителя, после того как завеса в храме разодралась и ветхозаветные жертвы потеряли свое значение. Христиане и после того смотрели на храм Иерусалимский, как на дом молитвы. Мы знаем из евангелия от Луки, что св. апостолы, по вознесении Господа, пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога (Лук. 24, 53), и не только апостолы, но, по книге Деяний апостольских, и все уверовавшие из иудеев, уже и по сошествии Святого Духа, каждый день единодушно пребывали в храме (Деян. 2, 46).Святой Апостол Павел приходил из дальних своих путешествий в Иерусалимский храм для поклонения (Деян. 24, 11.12). Однажды, как он сам говорит, когда он молился в храме, Господь Иисус Христос явился ему и сказал ему, что он назначается для проповеди не иудеям, а язычникам (Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

д. В последнем, 24-м стихе указывается еще, как на причину гибели Вавилона, то, что в " нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле " . Глава девятнадцатая. Брань Слова Божия со зверем и воинством его и погибель последних В первых 10 стихах этой главы также чрезвычайно образно описывается ликование на небе в среде многочисленных сонмов святых по поводу разрушения враждебного антихристова царства и наступления царства Христова. Последнее изображается под видом " брака Агнца " и участия праведников в " брачной вечери Агнца " (ср. Матф. 22:1-14; также Лук. 14:16-24). Тайновидец услышал на небе " громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: " Аллилуиа: спасение и слава, и честь и сила Господу нашему " ... и падоша двадесять и четыре старцы и четыри животна, и поклонишася Богови седящему на престоле, глаголюще: аминь, аллилуиа " – " Аллилуиа " , по объяснению св. Андрея Кесарийского, " означает Божественное прославление " ; " аминь " – истинно, да будет. Это говорит, Ангельскими силами вместе с равноангельными людьми воспевается Богу " троекратно " , по причине Триипостасности Отца, Сына и Святого Духа, Единого Бога, Который отметил кровь рабов Своих от руки Вавилона, облагодетельствовал наказанием жителей его и пресек грех. " Аллилуиа " от еврейского " Галлему Яг " значит буквально: " хвалите Бога " . " И дым ея восхождаше во веки веков " – это говорится о том, что кара, постигшая Вавилон-блудницу, будет продолжаться вечно. " Радуимся и веселимся и дадим славу Ему: яко прииде брак Агнчий " – предмет ликования составляет то, что наступает время празднования брака Агнца. Под " браком " или " брачным пиршеством " разумеется вообще состояние духовного веселия Церкви. Под женихом Церкви разумеется Агнец – Господь Иисус Христос, Глава таинственного Своего Тела; под невестой и женой Агнца разумеется Церковь (см. Ефес. 5:25). Самый брак означает тесное соединение Господа Иисуса Христа с Его Церковью, запечатленное верностью, с той и другой стороны подтвержденною заветом, как бы взаимным договором (ср.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1421...

Если неведение это происходит по собственной воле, по небрежности и нерадению людей о приобретении истинного нравственного познания, по пристрастию к духу времени, то находящиеся в нем весьма виновны перед судом правды Божией. Но не без вины и те, кто, не отвергая христианской нравственности в душе, не учатся ей сами и детей своих не наставляют истинам благочестия христианского. Предостерегая верующих от этого неведения, ап. Павел говорит: «Оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» ( Деян.17: 30 ). «Не безопасно, – говорит св. Василий Великий , – грешить и по неведению " ( Лук. 12: 47–48 ) 722 . В состоянии нравственной беспечности (securitas, то есть свобода от всякой заботы или тревоги) человек, не имея ни любви к добру, ни страха наказания за грехи, не хочет углубиться в самого себя и узнать, как повелевает жить закон Божий и согласны ли с ним дела его, а спокойно продолжает жить, как жил, не заботясь о своем нравственном усовершенствовании. Это есть состояние естественного человека, состояние язычества, в котором люди живут «без закона» ( Рим.7: 9 ). Ап. Павел сравнивает такое состояние с состоянием сна: «Встань спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» ( Ефес. 5: 14 ; ср. Рим.13: 11–12 ). В таком состоянии находились люди перед потопом, когда они «ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег; и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех» ( Мф.24: 37–39 ). Такое состояние переживали люди и во дни Лота: «ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех» ( Лк.17: 28–29 ). В таком же состоянии, по словам Спасителя, будут находиться люди перед вторым Его пришествием ( Мф.24: 37–39 ; Лк.17: 26–29 ), так что «когда будут говорить: мир и безопасность; тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фесс. 5: 2–3). «Сообразно с веком сим» ( Рим.12: 2 ), они будут жить в полной беспечности, пока не застигнет их страшный переворот.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Искупительной жертвой Иисуса Христа небесные обители открылись для душ усопших праведников: вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства ( Евр.12:22,23 ). Таким образом, мы получили возможность почитать и изображать и Бога Сына, и ангелов, и святых и праведных, чьи души водворены Господом в небесные чертоги, так как Бог возвысил… славу всех святых Своих ( Пс.148:14 ) и повелел: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их ( Евр.13:7 ). И Православная Церковь, судя по христианской жизни и смерти человека, определяет его святым, полагая веру его достойной подражания, поминает его память в установленный день и создаёт его иконографическое изображение. Причём, «икона изображает не повседневное, обычное лицо человека, а его вечный прославленный лик. Потому что самый смысл иконы в том, чтобы показать нам наследников нетления, наследников Царствия Божия, начатками которого они и являются уже в своей земной жизни» (11). Церковь обращает к святым свои молитвы, потому что они ходатайствуют перед Богом о живых людях: Господи, Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их… ( Вар.3:4 ). 8. Святые апостолы, как первые ученики и последователи Иисуса Христа, всегда ходили в храм Иерусалимский, где находились священные изображения, для молитвы: и возвратились в Иерусалим с великой радостью, пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога ( Лук.24:52-53 ). Апостол Павел свидетельствует о себе, что он неоднократно ходил в храм Иерусалимский для поклонения Богу: когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме… ( Деян.22:17 ), ты можешь узнать, что не более двадцати дней тому, как я пришёл в Иерусалим для поклонения ( Деян.24:11 ). Он призывает христиан: будьте подражателями мне, как я Христу ( 1Кор.11:1 ).

http://azbyka.ru/bibliya-o-svyashhennyh-...

Как Спаситель относился к ветхозаветному храму?   Спаситель проявлял ревность о храме, видя его осквернение: «дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:13). Почему Господь так ревновал о храме?   Потому что в храме, по слову Спасителя, особое присутствие Божие: «клянущийся храмом, — говорит Он, — клянется им и Живущим в нем» (Мф. 23:21).    Спаситель признавал также и освящение от храма: «что больше, — спрашивал Он, — дар, или жертвенник, освящающий дар» (Мф. 23:19)?    И во время Своей земной жизни Господь очень часто посещал Иерусалимский храм. Не отменил ли Спаситель храма для верующих в Него?   Нет, наоборот, Господь предсказал, что все народы, уверовавшие в Него, будут иметь св. храмы: «дом Мой, — говорил Спаситель, — домом молитвы наречется для всех народов» (Мк. 11:17). Как относились Апостолы к ветхозаветному храму?   Апостолы, после Воскресения Господня, «пребывали всегда в храме прославляя и благословляя Бога» (Лук. 24:53).    Апостол Павел приходил в «Иерусалим для поклонения» (Деян. 24:11) «и молился в храме» (Деян 22:17). Может быть, только у евреев был храм, а христиане храмов не имели?   Господь еще в Ветхом Завете предсказал о создании обновленного храма — храма новозаветного, и это пророчество приводит Ап. Иаков, говоря, как написано: «потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, — воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие» (Деян. 15:16, 17). Исполнилось ли это пророчество?   Исполнилось. Мы, действительно, видим у верующих в Христа храмы, или церкви, с самого начала христианства. «Целый год, — читаем об Апостолах, — собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами». (Деян 11:26). Может быть, у христиан под церквами разумелись обыкновенные жилые дома?   Нет, под церквами разумелись, именно, храмы. «Жены ваши, — пишет Ап. Павел, — в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор 14:34, 35).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010