Наследник ли ты? А о язычниках, какую им благодарность он описывает? „Язык, егоже не ведех, работаша ми, в слух уха послуша мя» ( Пс.17:44–45 ). О вас говорит: „вас ради присно имя Мое хулится во языцех» (Ис.:52:5), а о язычниках: „зане от восток солнца до запад имя Мое прославися во языцех» ( Мал.1:11 ). О народе же и о синагоге говорит: „изъясни рабу и сына ее, не имать бо наследовати сын рабынин с сыном свободныя» ( Гал.4:30 ). „Оставих дом Мой, оставих достояние мое» ( Иер.12:7 ). Почему же ты оставил наследие свое? Потому, что „бысть мне достояние мое, яко лев в дубраве» ( Иер.12:8 ). Что же оно сделало? „Даде противу мене глас свой» ( Иер.12:8 ). Что оно говорило? „Возьми, возьми, распни Его!» ( Ин.19:15 ). А о язычниках: „дал еси достояние боящимся имене Твоего» ( Пс.60:6 ). Поэтому, взяв книгу Исаии, Он (Христос) читал ее, как завещание. Ибо Сам Он взял книгу и, прочитав, подписал: „днесь сбыстся писание сие ( Лук.4:21 ). Скажи же, иудей, вместо „в начале о наследствущей» не нужно ли „в конце?» Посмотрим, унаследовал ли ты „в конце?» Не изгнан ли ты из города? не потерял ли ты храм? не рассеян ли ты повсюду? не порабощен ли ты римлянам? не тем ли, к наследству кого ты простер руку, лишен ты наследства? В начале ты получил в наследство чужбину: „поразившему цари велия, и давшему землю их достояние, достояние израилю рабу своему» ( Пс.135:17,21,22 ). Народы „в конце» наследовали царство небесное. „Приидите благословеннии Отца Moero, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» ( Мф.25:4 ). Ты дочь Вавилона услышала: „дщи Вавилоня, окаянная» ( Пс.138:8 ). А вместо тебя язычница сделалась дочерью Бога: „слыши, дщи, и виждь и приклони ухо твое ( Пс.44:11 ). „Глаголы моя внуши, Господи», – „Глаголы моя» – чистые и нескверные, нелицемерные, истинные и святые, чуждые хулы и свободные от болтливости, достойные Твоего человеколюбия. Глаголы моя, превосходящие всякое человеческое разумение, которые выше всякого ангельского языка, сильнее всякого старшинства святых, ценнее всякого ходатайства праведных, яснее солнца, приятнее фимиама и слаще меда для верных.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Гёррес, по-прежнему, будет нашим руководителем. «Именем Бога, начинает Буидесем, Зенд учит нас, что жизнь дана была, прежде всего, Ормузду и Ариману; потом учит, как мир создан. Ясно сказано в законе, что Ормузд был первый в свете мира с высшею наукою, с чистотой. Этот престол Света, это жилище Ормузда, есть первый свет; эта высшая наука, эта чистота, произведение Ормузда, есть закон. 35 Началась борьба между первым светом и первою тьмою; Ормузд произнес, наконец, свое слово, ослабившее Аримана, и началось создание мира». 36 «Ормузд, прежде всего, создал Банана, долженствующего правит небом, миром Ормузда». 37 «Баман – царь неба, 38 царь мира Ормуздова, 39 дух божий». 40 «Потом созданы все другие Амшаспанды. Всех Амшаспандов семь. Из них один Баман; другой Ардибегешт: он дает огонь, здоровье произведениям, дает величие миру. 41 Сапандомад, Изед земли, дочь Ормузда, оплодотворяющая землю, щедро исполняющая желания земледельцу; 42 Она принимается за оплодотворенную землю. 43 Коршид 44 Солнце, есть око Ормузда, живящее природу». 45 «Ормузд создал свет между небом и землею, создал звезды, планеты, луну и солнце». 46 «Пять звезд: среди неба звезда Меш с планетою Кеван, великая звезда (Сатурн); на юге – Венант с планетою Ангума (Юпитер); на севере Гафторанг с планетою Бфам (Марс); на западе Сатевис с планетою Анагид (Венера); на востоке Таштер с планетою Тир (Меркурий)». 47 «Звезды неподвижные, какие можно заметить, были разделены на 12 созвездий-матерей. Имена их: Агнец, Бык, Близнецы, Рак, Лев, Колос, Весы, Скорпион, Лук, Козерог, Ведро, Рыбы. Они были сначала разделены на 18 мужеских Кордегов». 48 «Звезды малые созданы сопутниками звездам сих созвездии. Ормузд еще поместил на четырех сторонах неба четырех стражей, бодрствующих над неподвижными звездами, над многочисленными звездами созвездий. Из тех четырех стражей, Таштер хранить восток, Сатевис – запад, Венант – юг и Гафиоранг – север. О тридцати шести Деканах персидских говорит Гёррес. 49 Еще два слова. В египетской религии почитаются души. В персидской феруэры: Роде называет феруэров душами, 50 а Гёррес души египетские феруэрами. 51 Теперь возьмем пример из системы условных принадлежностей многобожия.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Ответ старца Вонифатия. Верим ли, что над всеми нами бдит премудрый и преблагий промысл Божий, а не слепой произвол и случай? Тебе, христианину, должно быть известно, что и волос с головы нашей не падает на землю без воли Отца нашего небесного. Премудрость Творца видит все пути к нашему предназначению, благость Его избирает лучшие из них и ведет нас по ним. Все пути Божьи ведут к добрым и спасительным целям и судьбы наши составляют предмет высочайшего смотрения Божия. Итак, что значит роптать на судьбу свою? Значит роптать на самого Бога; и это не постыднейшее ли богохульство! Довольствуйся лучше всем, что пришлось и приходится на твою долю. Иначе ты будешь метать к небу каменья, которые будет падать на твою же голову. 43. Вопрос того же странника. Отчего же рождается во мне недовольство своею судьбою? Ответ старца Вонифатия. Недовольство сие рождается: 1. от неумеренных ожиданий; 2. от неблагоразумного сравнения своей участи с участью других; 3. от незнания, где искать себе довольства. Чего не вымышляют и не предпринимают люди для своего счастья? Все стихии мира в беспрестанной суете от них; а счастье не является им,– или всегда только в области их мечтаний. Какая причина сему? То, что его не там ищут, где должно, ищут весьма далеко. Вечное слово истины так поведало нам: «Царство Божие внутри вас есть» ( Лук. 17, 21 ); «ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам». 44. Вопрос посетителя. Когда никакая святая мысль и представление не действуют на сердце раздраженное или предавшееся бесчувствию, что должно делать, чтобы умягчить его? Ответ старца Вонифатия. Должно принудить себя к молитве, к излиянию души пред Богом. Когда несколько умягчится душа, тогда должно изыскивать причину такой холодности. Если возникло нечувствие духовное от неудовлетворения какой-либо страсти, то презри движение страсти и удали от себя предмет, ее раздражающий; и когда сие горестное ожесточение водворилось от непроницаемых причин, то более проси Всемогущего Господа, да отразит своей благодатью все страстные прилоги и теплотою ее да согреет охладевшее сердце твое. 45. Вопрос странника. Слышал я, что говорят: лицо и сан царя христианского на земле есть живой образ и подобие Христа-царя, Живущего на небеси; правда ли это?

http://azbyka.ru/otechnik/Vonifatij_Feof...

Почему и говорил Давид:  не на лук мой уповаю, и меч мой не спасет мене; спасл бо еси нас от стужающих нам, и ненавидящих нас посрамил еси (Пс. 43, 7. 8). 44) Не будем принимать помыслов, умаляющих грехи наши и обманом уверяющих нас, что они уже прощены нам. Это от них предостерегая нас, сказал Господь: внемлите же от живых пророков, иже приходят к вам в одеждах овчих, внутрь же суть овцы хищницы (Мф. 7, 15). Пока ум наш стужаем бывает от греха, дотоле, знай, не улучили еще мы оставления его; ибо верно не сотворили еще мы плодов достойных покаяния, Плод покаяния есть безстрастие души; безстрастие же есть изглаждение греха. Не имеем еще мы совершеннаго безстрастия, если иногда стужаемы бываем от страстей, а иногда нет. Не улучили мы, значит, и совершеннаго оставления грехов. От прародительскаго греха освободились мы чрез святое крещение, от тех же грехов, на которые дерзали мы по крещении, освобождаемся не иначе, как посредством покаяния. 45) Покаемся же искренно, чтоб, освободившись от страстей, улучить нам оставление грехов. Презрим временныя блага, чтоб ссорясь из — за них с людьми, не нарушить заповеди любви и не отпасть от любви Божией. Будем ходить духом и похотей плоти совершать не станем (Гал. 5, 16). Возборствуем и вострезвимся, и отрясем сон безпечности; поревнуем святым подвижникам Спасовым, и восподражаем подвигам их, задняя забывая, в предняя же простираяся. Восподражаем не утомимому их течению, горячему усердию, постоянству в воздержании, святыне целомудрия, твердости терпения, непоколебимости благодушия, искренности сострадания, невозмутимой кротости, теплоте ревнования, непритворной любви, высокому смииренномудрию, совершенному нестяжанию, мужеству, благостыне, тихонравию. Не будем поблажать–влечению к удовольствиям, не допустим разслабления в помыслах, не оскверним совести. Будем иметь мир со всеми и святыню, без которых никто не узрит Господа (Евр. 12, 14). Ко всему же этому, убежим от мира, братие, и от миродержца. Оставим плоть и плотское. Потечем на небеса и там, станем иметь свое жительство, подражая божественному Апостолу, да достигнем началовождя жизни и вкусим от источника живота.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

3344 35 . Исаак в возрасте шестидесяти лет родил близнецов, и первый из них был Исав, от него получили свое наименование идумеи, а вторым был Иаков по прозвищу Израиль, от которого и получили свое наименование израилиты. 36. В это же время берет свое начало царство греков, где первым царем был Инах. 37. Сыном его был царь Фороней, который первым в Греции создал законы и учредил суды. 38. Рассказывают, что в те времена Минерва явилась в образе юной девы близ озера Тритонид 10 3434 39. Иаков в возрасте девяноста лет родил Иосифа. 40. В это время Серапис 11 , сын Юпитера и царь египетский, после кончины был принят в сонм богов. 38. Исправленная и перемещенная глава: В те времена Минерва явилась в образе юной девы близ озера Тритонид. О ней говорят, что была она весьма превосходна в изобретениях различных вещей. Говорят, что она придумала талер, создала щит и лук, научила людей ткать полотна и окрашивать шерсть. 37 . Исправленная и перемещенная глава: В эту эпоху был знаменит царь Фороней, сын Инаха. Этот царь был первым в Греции, кто установил законы и учредил суды. 41. В Египте закладывается город Мемфис. (Во втором издании эта глава упразднена.) 3544 42. Иосиф жил сто десять лет. 43. В это время царь Аргос властвовал в Греции, и там начали собирать урожаи злаков, семена коих принесены из других мест. 3688 44. В рабстве египетском евреи пребывали сто сорок четыре года. 45. Говорят, что в эти времена жил Прометей, о котором ходят сказки, будто бы он сотворил человека из праха. 46. Тогда же Атлант, брат Прометея, почитался великим астрологом/. исправлено: Тогда же брат его Атлант основположил астрологию и первым задумался над движением небес и их разумным истолкованием, 47. а Меркурий , внук Атланта, явил себя знатоком множества искусств, и поэтому после кончины был принят в сонм богов. 48. Тогда же Орсилох впервые создал упряжку из четырех лошадей – квадригу. 49. И в это же самое время Кекропс основал Афины, и от имени Минервы «афинянами» стали называть аттиков. 50. Он же совершил первое жертвоприношение быками и приказал поклоняться Юпитеру.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

44. Если предел, свойство и образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет: то глубочайшего смиренномудрия признак, когда человек ради уничижения, в некоторых случаях, принимает на себя такие вины, каких и нет в нем. Так поступил тот духовный отец, который взял в руки хлеб и сыр [ 7 ]; так поступил и тот делатель чистоты, который снял с себя одежду и прошел город бесстрастно [ 8 ]. Таковые уже не заботятся и не боятся, как бы не соблазнились люди, потому что они молитвою получили силу всех невидимо пользовать. А кто из них о первом, то есть о соблазнах, еще заботится, тот изъявляет скудость второго дарования; ибо где Бог готов исполнить прошение, там мы все можем сделать. 45. Избирай лучше оскорбить людей, нежели Бога; ибо Он радуется, видя, что мы усердно стремимся к бесчестию, чтобы потрясти, уязвить и уничтожить суетное наше тщеславие. 46. Таковые дарования [ 9 ] доставляет совершенно уклонение от мира. И поистине дело великих — терпеть поругания от своих. Но да не приводит вас в ужас сказанное мною; никто никогда не мог одним шагом взойти на верх лестницы. 47.  О сем разумеют вси, яко Божии ученицы есмы (Иоан. 13, 35), не яко беси нам повинуются, но яко имена наша написана суть на небеси смирения (Лук. 10, 20). 48. Естественное свойство лимонного дерева таково, что оно, будучи бесплодно, поднимает ветви кверху; а когда оные наклоняет, то они скоро бывают плодоносны. Разумно познавший уразумеет сие. 49. Святое смирение имеет дарование от Бога к восхождению на тридесять, на шестьдесят и на сто. На последнюю степень восходят одни бесстрастные, на среднюю — мужественные: на первую же степень все могут взойти. 50. Познавший себя никогда не бывает поруган, чтобы предпринять дело выше своей силы; он утвердил ногу свою на блаженной стези смиренномудрия. 51. Птицы боятся и вида ястреба; а делатели смирения — и гласа прекословия. 52. Многие получили спасение без прорицаний и осияний, без знамений и чудес; но без смирения никто не внидет в небесный чертог. Ибо хранитель первых (дарований) есть второе (смирение); но часто, в легкомысленных людях, чрез первые истребляется второе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

и) Иудеи сами виною непринятия оной, по своей мечтательной праведности (10, 121.). i) Впрочем и они во свое время спасутся (1136.). Примечание. Изъяснение совокупных понятий, как то: кроме закона, свидетельствуема от закона иПророк, явися и пр., при чтении сего отдела, весьма удобно также может быть примечено, пли указано, как и понятие о правде. В полный контекст входит все Послание. К сказанному доселе о всеобщей правде Божьей чрез Веру присовокупите: а) предуведомление Апостола о ней в самом приступе Послания, в собственном звании писателя (1, 1. 2. 5.), в цели Писания (1, 13.); б) потом пересмотрите вторую, практическую часть Послания с 12 главы по 16, где излагаются в частности правила Веры истинной или деятельной, в отношении Христиан – а) друг к другу (12.), б) ко властям, (13.), в) к немощным в Вере (14.), г) к неверующим (15.), к труждающимся о Господе (16) 47 .   68. Свод мест (Parallelismus). Сходство с состишием и различие Соображение стихов должно быть и вне одной книги ибо всего Св. Писания Творец один, Дух Святой. Тогда соображаемые стихи называются подобными, соотносительными, параллельными (παραλλοι) местами, а самое сношение их можно назвать состишием всеобщим или сводом текстов. Такой способ изъяснения благоизволил употребить Иисус Христос, когда, начен от Моисея и от всех Пророков, сказаше Еммаусским путникам, по воскресении Своем, от всех Писаний, яже о нем. Лук. 24, 27 . сн. 44.45.46. Свод мест делается точно так же, как и контекст просто, по словам и предметам, называясь от того или словесным (verbalis), или предметным (realis). Это бывает трояким образом: 1) сношением мест одной книги с местами других книг одного и того же писателя, когда они есть. 2) Сношением мест одной книги с местами других книг одинакового содержания, хотя и разных писателей в одном и том же Завете, и 3) сношением книг одного Завета с книгами другого. Сношение последнего рода есть свод текстов в строгом смысле, и им занимается само Писание с ясными на то указаниями. В семто случае особенно и нужно примечание о разделении Писания на Закон, Пророков и Евангелие (11.). Сношение стихов первого и второго рода можно считать только повторением одного и того же сказания или сказателя.  

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

   Спрашивается, какое значение имели эти вечери, и откуда получили они свое начало? Есть ли это явление чисто христианское или же привнесенное отвне?    Бесспорно, подобные вечери существовали как в иудействе, так в язычестве, и новообращенные христиане иудейские вечери могли знать по опыту, так как сами участвовали в них до своего обращения, языческие — по слуху. Но одна аналогия, и притом чисто внешняя аналогия вечерей христианских с дохристианскими, не дает права ставить их в — исторически причинную связь и первые производить из последних. Мы должны вникать в сущность исторического явления, как представляется оно само в себе, в своей объективной действительности, и на основании положительных данных объяснять его происхождение.    Из книги Деяний гл.2, ст.46, мы видим, что христианские вечери получили свое начало естественно и независимо от сторонних влияний, с первым зарождением христианского общества, которое в них именно впервые открылось, как собственно христианское общество, в отличие от общества Иудейского. Отделившиеся от «рода развращенного» (Деян. 2:40), соединенные крещением, исполненные Духом Святым, христиане образовали одну семью и имели все общее (Деян. 2:44—45 и 4, 34—35), даже ежедневные вечери. К такой тесно сплоченной общинной жизни — совне располагала опасность, грозившая им со стороны их соплеменников, изнутри — тот дух братства и свободной любви друг к другу, какой породило христианство. Сам Спаситель, Своим отношением к ученикам, — представил первообраз истинно христианской жизни. Сам Он считал Себя отцом и обращался с ними, как со Своими детьми (Матф.10:25; 20, 1. Лук.13:25), Его малое стадо или малый кружок учеников лично принимали в них участие. Правда, название (αγαπαι) указывает на то, что они обязаны своим происхождением главным образом христианской братской любви (αγαπη) или, лучше, общению (κοινωνα), которое нашло в них соответствующее выражение своего существа. Тертуллиан противополагает характер христианских агап характеру языческих обедов, к которым допускались и бедные, и в этом отношении указывает существенную разницу между теми и другими. В то время как там бедные допускались к столу только в качестве шутов, христиане принимали их, как братьев, чисто из любви к ним: на эту-то любовь указывает самое название αγαπαι... В этой-то любви, в этом общения исключительно и полагают источник или начало происхождения агап, по примеру Златоуста, который называет агапы απρροια της κοινωνας εκενης... Как ни неоспоримо это все-таки остается необъясненным, почему христианская братская любовь и общение в общей именно трапезе искали своего осуществления, а не проявились в другой какой-нибудь форме.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И верим, что ея криле Ты утвердишь И уповающих на Тя не постыдишь. 41. Водимы страхом мы, с надеждой сопряженным, Готовы следовать стезям Твоим священным; В законы нашего приникнувши Творца, Поищем Твоего в зерцале сем лица. 42. Молясь, дерзаем мы, дерзая же, боимся, Да скользкою ногой ступив, не постыдимся. По многой милости и кротости Твоей, О! Боже, подкрепи колеблемых людей 43. И силой Твоея чудесныя десницы Изми нас из руки надменнаго денницы. Даждь славу имени Святому Твоему. О! Господи, вонми молению сему, 44. Да род враждебный нам внезапно посрамится И плена своего рукою постыдится, Да крепость силы их безсильны сокрушат, И зайцы робкие сих тигров устрашат. 45. Да узрят из Твоей десницы укрепленной Что Бог еси един толь славен во вселенной, Что мог Своих изъять у сильнаго из рук И слабой их рукой ослабить сильных лук». 46. В течении сего их с Богом разговора, По воле гордаго Навуходоносора, Служители его горящую ту пещь Как можно более старалися разжечь, 47. И навфой , и смолой огонь сей раздражали, Изгребия и хвраст с подгнетою мешали; Возвышен пламень был на пятьдесят локтей, Как злейших скопище со всех сторон смертей. 48. Но пламень сей на тех единственно ярился, Кто ближе подступать с подгнетами стремился; Царя земнаго слуг он только пожигал, От Божиих рабов и сам он содрогал. 49. Сошедший Ангел к ним, певцов оберегая, И сильный пламень сей от оных отторгая, Как цветник, пещь сию росою охладил И Вышнему в ней храм случайно учредил. 50. Се зрите, как огонь природу забывает, Кой вместо жжения лишь только одевает Тех внуков перстнаго, носящих тленну плоть, Которых сохранить восхощет сил Господь. 51. Огня стыдливаго объемлемый волнами Весь троичный сей лик едиными устнами, Торжественно поя, Творца благословлял, Хвалил и чествовал, и тако прославлял: 52. «Благословен еси, о! Боже предков наших, Пославый во огни прохладу рос сладчайших, Котораго поют земля и небеса, Котораго весь мир возносит чудеса! И имя в век Твое вся тварь да восхваляет, Которо славою и святостью сияет,

http://azbyka.ru/fiction/svyashhennaya-p...

Видите ли, каков кроткий? Подражателем кого он называется? Не ангелов, не архангелов, но Владыки всех. Хотя и они - кротчайшие и исполнены всякой добродетели, однако Павел назвал кротких соревнователями Божиими, чтобы величием этой чести наставить слушающих быть кротчайшими, чтобы всякий, оскорбляемый или терпящий что-нибудь иное ужасное, переносил поношения кротко, и удерживался бы от гнева, как имеющий следовать Богу, в воздержании от гнева. В чём именно (дело) Божие? Он свыше всё видит и слышит, а много обид в том, что говорится и делается на земле. Есть некоторые, дошедшие в нечестии до того, что даже Бога злословят, когда опечалятся чем-либо в своих делах, и, смотря на небо, не удерживаются ни от какого слова; а Бог переносит, и не мстит, имея столько силы для отмщения нечестивым. Если бы Бог наказывал всех согрешающих, очень мало было бы спасающихся, ни живых не было бы достаточно для погребения. Потому Давид говорит: " Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, - Господи! кто устоит? Но у Тебя прощение " (Пс. 129:3,4). Теперь же и в этом самом Бог показывает Своё человеколюбие, - что Он не наказывает даже по справедливости. Итак, кто желает быть подобным Богу, пусть будет, по силе человеческой, кротким и смирным, и пусть благородно переносит, когда будет терпеть что-либо ужасное от посторонних. " Любите " , - говорит (Господь), - " врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас " , " да будете " подобны Отцу вашему, - " ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных " (Лук. 6:27; Мф. 5:44,45). Итак, много есть добродетелей, приличествующих христианским мужам, но больше всех кротость, потому что только сияющих ею Христос называет ревнителями Божиими. Нам следует, когда оскорбит кто-либо, или ударит, или сделает другое что ужасное, переносить всё благородно с спокойною душою, помышляя о том, что кротость делает подражателями Богу. И сам Владыка и Спаситель наш, будучи оскорбляем, получая удары, подвергаясь пригвождению, распятие на кресте, кротко перенёс иудейское безумие, и не отмстил, имя столько силы для отмщения нечестивым, но показал Свою силу в сотрясении земли, воскресении мёртвых, сокрытии солнца и обращении дня в ночь, а кротость и человеколюбие в том, что не наказал никого из нечестивых, - чтобы знали все нечестивые, поднимавшие руки на Владыку, что так легко потрясши землю и повелевший солнцу сразу сделаться невидимым легко бы наказал безумцев; теперь же, так как Он смирен и кротко переносит безумие нечестивых, не только сам кротко претерпел распинающих, злословящих, но даже умолял Отца не употреблять против нечестивых небесных стрел.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1649...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010