4 174 Ибо не мечом своим приобрели отцы наши землю, и не мышца их спасла их, но десница Твоя, и мышца Твоя, и сияние лица Твоего, ибо Ты благоволил к ним. 5 175 Ты Царь мой и Бог мой, дарующий спасение Иакову! 6 С Тобою врагов наших пронзим, будто рогами, и именем Твоим уничтожим восстающих на нас! 7 Ибо не на лук мой надеюсь, и меч мой не спасет меня; 8 Ибо спас Ты нас от гонителей наших и ненавистников наших посрамил. 9 Восхвалять Бога будем всяк день и прославим имя Его вовеки. 10 176 А ныне отринул Ты нас и посрамил нас самих, и не шествуешь, Боже, во главе ополчений наших. 11 Обратил Ты нас вспять пред врагами нашими, и ненавистники наши расхищали наше добро. 12 177 Отдал Ты нас, будто овец, на съедение, и среди язычников рассеял нас. 13 178 Отдал народ Твой, как не имеющий никакой цены, и уже немного нас, взывающих к Тебе. 14 Предал нас на поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим окрест нас. 15 179 Соделал нас притчею у язычников, кивают на нас головой народы. 16 Всяк день позор мой предо мной, и стыд на лице моем 17 От голоса обидчика и клеветника, от речей врага и гонителя. 18 180 Все это постигло нас, но не забыли мы Тебя и не нарушили завета Твоего. 19 181 И не отступило вспять сердце наше, хотя и отклонил Ты стези наши от пути Твоего. 20 Ибо смирил Ты нас там, где постигли нас беды, и покрыла нас тень смертная. 21 Если бы забыли мы имя Бога нашего, если бы простерли руки наши к богу чужому, 22 Не Бог ли взыскал бы за это? Ибо Он ведает тайны сердца. 23 Но за верность Тебе умерщвляют нас всяк день, для них мы, как овцы, отданные на заклание. 24 182 Восстань, – что опочил Ты, Господи? Восстань и не отринь нас до конца! 25 Что отвращаешь Ты лицо Твое? Забываешь нищету нашу и скорбь нашу? 26 Ибо унижена в прах душа наша, и на землю повержено тело наше. 27 Восстань, Господи, помоги нам и избавь нас во славу имени Твоего! 1 183 В конец, об имеющих измениться, сынов Кореевых, в поучение, песнь о Возлюбленном, 44. 2 184 Изрекло сердце мое слово благое, говорю Всевышнему Царю о соделанном мною; язык мой – трость книжника-скорописца.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4. Возвратитеся сынове возвращающиися, и исцелю сокрушение ваша. Иер . 3:22. 5. Господь долготерпит на нас, не хотя, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут. 2Пет. 3:9 . 6. Грядущаго ко Мне не изжену вон. Ин. 6:37 . 7. Тако, глаголю вам, радость бывает пред ангелы Божиими о едином грешнице кающемся. Лук. 15:10 . IX. Притча о рабе, пришедшем с поля. Лк. 17:7–10 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив не скажет ли ему: приготовь мне поужинать, и подпоясавшись служи мне; пока буду есть и пить; и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы, ничего не стоящие; потому что сделали, что должны были сделать. В этой притче Господь научает нас тому, что сколько бы мы ни совершили дел благочестия, никогда не должны тщеславиться ими, и никогда не должны думать, будто уже достаточно сделали для угождения Богу и для своего спасения; а напротив должны думать, что все сделанное нами, еще очень далеко от совершенства. Кто разумеется здесь под именем господина? – Господь Бог , наш Творец, Промыслитель и Спаситель. А под именем раба? – Все люди и, преимущественно, верующие в Господа Иисуса Христа, искупленные Его честною кровью от греха, проклятия и смерти ( 1Пет. 1:18–19 ). Чему научает нас пример раба, который, возвратившись с поля, вместо отдыха и подкрепления себя пищей, продолжает служить своему господину? – Тому, что и мы, не смотря ни на какие труды и занятия, никогда не должны оставлять служения Богу. Почему говорится в притче, что едва ли господин станет благодарить своего раба за услугу его? – Потому, что раб исполняет в этом случае только свою обязанность, которая не требует особенной награды или благодарности. Почему мы, даже и после того, если бы исполнял и все, что повелено нам, должны называть себя ничего не стоящими рабами? – Потому, что мы сделали бы только то, что должны были сделать·, да кроме того самые добрые дела наши бывают весьма несовершенны.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pritchi...

4 не утаилось от детей их в следующий род, – возвещу хвалу Господу и силу Его, и чудеса Его, сотворенные Им. 5 Он дал откровение в Иакове, и закон положил в Израиле: что заповедал отцам нашим, чтобы передавать сыновьям своим, 6 да знает род иной, сыновья, имеющие родиться, и возстанут, и поведают о сем сыновьям своим, 7 чтобы возлагали на Бога надежду свою, и не забывали дел Божиих, и заповедей Его искали, 8 чтобы не были, как отцы их, родом лукавым и огорчающим, родом, который не сохранял правоты сердца и не был верен с Богом духом своим. 9 Сыновья Ефрема, натягивающее лук и стреляющие, обратились вспять в день брани. 10 Не сохранили завета Божия и не захотели ходить в законе Его, 11 и забыли благодеяния Его и чудеса Его, которые Он показал им: 12 чудеса, которые Он совершил пред отцами их в земле Египетской на поле Тане. 13 Разделил море и провел их: поставил воды, как мех. 14 И вел их облаком днем и светом огня во всю ночь. 15 Расторг камень в пустыне и напоил их как бы из великой бездны. 16 И извел воду из камня и низвел воды, как реки. 17 А они продолжали грешить пред Ним: огорчали Вышнего в безводной. 18 И искушали Бога в сердцах своих, прося пищи по душе своей. 19 И клеветали на Бога и говорили: “Ужели Бог сможет приготовить трапезу в пустыне? 20 Хотя Он ударил камень и потекли воды, и полились ручьи, но сможет ли Он дать и хлеб? Или приготовить трапезу народу Своему?” 21 Услышал Бог и отложил, и огонь возгорелся в Иакове и гнев поднялся над Израилем, 22 ибо не веровали Богу и не надеялись на спасение Его. 23 Он заповедал облакам свыше и открыл двери неба. 24 И одождил им манну в пищу и хлеб небесный дал им: 25 хлеб Ангелов ел человек. Пищу послал им до пресыщения: 26 поднял юг с неба и навел силою Своею либ, 27 и одождил на них, как пыль, мяса и, как песок морской, птиц пернатых, 28 и нападали они среди стана их, вокруг шатров их. 29 И ели они и пресытились, и желаемое ими дал им, 30 и они не лишены были желаемого своего. Но еще пища была в устах их, 31 когда гнев Божий пришел на них, и убил очень многих из них и избранных Израиля запнул.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

6. И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин. (И сотворит Господь Саваоф всем языком: на горе сей испиют радость, испиют вино). К обетованию помощи и покрова, а также и всяких благ временной жизни, на Сионе, пророк присоединяет обетование и высшей радости, которую сотворит Господь всем народам на сей же горе, на Сионе. Здесь, на Сионе, где предварительно Господь совершит свой суд над народами, здесь же Он сотворит и радость. Как обыкновенно на горе, покрытой виноградниками, жители страны пили вино и вместе радовались, так и на горе Божией, на Сионе, все народы будут иметь вино и с ним преисполняться радостью. Это обетование пророка Исаии есть повторение и подтверждение пророчества Давида о том, что Господь устроит пиршество в своем храме и все будут есть и насыщаться ( Пс.21:27–30 ); оно есть также повторение и подтверждение пророчественной притчи Соломона о том, что Премудрость создаст себе дом, приготовит свою трапезу и предложит на ней всем, ищущим благостной жизни, хлеб и вино ( Прит.9:1–6 ). Но Давид говорит, что от трапезы Господней «насытятся убогие и душа их будет жива» тогда, когда «обратятся к Господу все концы земли и поклонятся пред Ним все отечества язычников», когда Господне будет царствие и Он будет обладать всеми народами. А это будет после страданий и смерти праведника – Мессии ( Пс.21:27–32 ). Следовательно, мир Божий есть мир веры; это есть вечеря любви Сына Божия, который на горе Сионе предложил, под видом хлеба и вина, свое тело и свою кровь, для спасения всех народов и как источник вечной радости для всех верующих Нового Завета. Точнее – это есть таинство Евхаристии. «Вполне исполнилось это пророчество на Господе нашем, когда на горе Иерусалимской преломил Он тело свое и преподал кровь свою, и сказал: сие творите в Мое воспоминание ( Лук.22:19 ). Вот пиршество небесное и духовное, пиршество от века соблюденное и тучное, пиршество Животодавца и Крепкого, пиршество в век пребывающее, которого будут причащаться все народы» ( Ефрем Сирин ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   А Спаситель о повиновении священноначальствующим прямо сказал: «слушающий вас, Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня, отвергается Пославшего Меня» (Лук. 10:16). Что же делать с такими, которые не желают повиноваться священноначальствующим в Церкви лицам?   Таких, по повелению Христову, должно извергать из Церкви. «Кто Церкви не послушает, — говорит Спаситель, — то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17). Кому дано право извергать из Церкви?   Это право дано Апостолам и их преемникам-епископам. Откуда это видно?   Это видно из самой жизни Церкви Христовой. Тяжких нераскаянных грешников Ап. Павел отлучал от Церкви. За какие грехи допустимо отлучение от Церкви?   За извращение Богопреданного учения Церкви и за тяжкие грехи против нравственности. Есть ли в св. Писании примеры отлучения от Церкви за извращение ее учения?   Есть. Ап. Павел отлучил за это многих. «Некоторые, — пишет Апостол, — потерпели кораблекрушение в вере. Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать» (1 Тим. 1:19, 20). И таких непременно должно извергать из Церкви, иначе «слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру» (2 Тим. 2:17, 18). Кто, по св. Писанию, отлучался за безнравственность?   Отлучен Ап. Павлом Коринфянин кровосмесник (1 Кор. 5 гл). Как называлось извержение из Церкви?   Оно называется анафематствованием, то есть, отлучением от Христова общества — Церкви. Откуда взято это слово «анафематствование»?   Из св. Писания. Ап. Павел говорит, что кто будет «превращать благовестие Христово, тот да будет анафема» (Гал. 1:6—9). Отлучают ли епископы Христовой Церкви в наши дни?   Отлучают. Так они предали анафеме Льва Толстого, «братцев» Ивана Колоскова и Димитрия Григорьева в Москве, а также многих из тех, кто уклонился в ересь баптизма, адвентизма, латинства и др... Почему у нас не извергаются из Церкви все пьяницы и блудники, коль скоро Ап. Павел написал «не сообщаться с теми, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником» (1 Кор. 5:11).   Все пьяницы не извергаются у нас потому, что и Апостол не извергал всех тяжких грешников, а только кровосмесника, да и то до времени его покаяния (2 Кор. 2:7). Многие из христиан Коринфской Церкви за вечерями любви упивались (1 Кор 11:21), однако Апостол не отлучал их, а только не похвалил (там же, ст. 22). Так и теперь Церковь Христова никого не хвалит, не одобряет за грехи, заповедуя всем православным так: «уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33:15), и добрые христиане уклоняются, напр., от пьяных и развратных сообществ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Языческий храм маммоны посещали люди, чья душа была не равнодушна к приобретению богатства любым путем. И после совершения обряда поклонения маммоне усиливался контакт между душой человека, жаждущего приобретения богатств, и языческим божеством (злым духом), покровительствовавшим накоплению богатства неправедного.    В наше время, несмотря на то, что таких храмов нет, души людей продолжают стремиться к богатству. Используя эти стремления человеческой души, злой дух-маммона, присутствующий в нашем мире, разжигает эти желания и пагубно влияет на человека. Таким образом, и без поклонения в языческом храме, человек начинает служить маммоне. Сперва тем, что своими помыслами лелеет мысли о богатстве, а потом своими поступками продолжает это служение, приобретая неправедное богатство.    Божественное учение Иисуса Христа, отрицая служение языческим божествам, и доказывая то, что они являются не истинными богами, распространяло идею Единого Бога и принесло новую философию и мораль, согласно которой “доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота” (Притч.22:1). Поясняя Свое учение, Иисус Христос говорит людям: “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляеют и где воры не подкапывают и не крадут” (Матф.6:19-20).    Учение Иисуса Христа говорит о том, что есть два вида сокровищ. Сокровища земные, удовлетворяющие низменные страсти. И сокровища небесные, дающие человеку спасение его души. А поэтому сокровища небесные ценятся выше, чем все земные богатства бренного мира, потому что человеку “не поможет богатство в день гнева” (Притч.11:4). И только добрые поступки и богоугодная жизнь помогают человеку собрать сокровища небесные и открывают перед ним дорогу в Царство Небесное. “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его” (Матф.6:33). Поэтому, излагая учение Христово, Евангелист Лука пишет: “Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение” (Лук.6:24).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

А за тем конец, когда Он предаст царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу... тогда истребится последний враг – смерть... да будет Бог все во всем ( 1Кор. 15:22–28 ). Тогда и сама тварь будет освобождена от рабства тлению в свободу славы детей Божиих ( Рим.8:19 ). Следующий предмет христианской надежды есть прежде всего и главным образом будущая жизнь. Но насколько нравственное совершенство достижимо и на земле, предмет надежды есть и настоящая жизнь. Ап. Петр пишет: препоясавши чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа ( 1Пет.1:13 ). Ап. Павел высказывает надежду, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа ( Фил. 1:6 ). Предметом христианской надежды служат не только нравственные и духовные блага, но и физические или телесные (здоровье, имущество и т.д.), насколько они необходимы для приобретения благ духовных. Сам Господь учит нас молиться о «насущном хлебе». Хотя надежда направлена на будущее время, как вера направлена на прошедшее, но поскольку вера есть в совершившееся в истории откровение Господа Иисуса Христа и искупление Им человеческого рода, а раньше – в сотворение мира от вечности существующим Богом, то сущность христианской надежды состоит в том, что будущее представляется в ней как бы настоящим, теперь совершающимся, – как и существо веры состоит в том, что она прошедшее представляет как бы происходящим в настоящее время. Надежда не была бы истинной и действенной, т.е. исполненной непоколебимой уверенности и вливающей в человека мужество и энергию, если бы она была лишь чистым ожиданием, если бы предмет ее и цель совершенно отсутствовали теперь, т.е. находились лишь в далеком и туманном будущем. Предмет надежды, именно Бог и Христос, в настоящее время, присущи человеку ( Матф. 28:20 ; Еф. 3:20 ; Лук. 1:37 ). Это сообщает христианской надежде не ложность и силу, как не ложен и силен спасти человек Бог (по слову Свящ. Писания. Рим. 3:4 ; 2Тим. 2:13 ; Евр. 10:23 ). Ап. Павел говорит, что мы спасены в надежде ( Рим. 8:24 ). Это выражение указывает, с одной стороны, на то, что спасение наше еще впереди и ожидается нами пока в будущем, а с другой стороны, что это будущее посредством непоколебимой надежды уже как бы существует в настоящем. Для этого указывается и основание, которое заключается в том, что мы уже в настоящее время имеем в себе начаток Духа: имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего ( Рим. 8:23 ). Отсюда же видим, что надежда может иметь место только в христианстве. Хотя надежда, как и вера, свойственна вообще человеку, но вне христианства нет достаточного основания для надежды. Поэтому апостол называет язычников не имеющими надежды ( 1Фес. 4:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

б) По причине вечного наказания, ожидающего грешника. « Идите от Меня, проклятые » и проч. Это несомненно последует. И грешник не убежит от карающего правосудия Божьего. Он ввержен будет в « озеро огненное » (Апок. 19:20), во тьму кромешную, и на долго ли? Навсегда (Исаии 66:24; Апок. 14:11 ). 2. Для кого оно отрадно. а) Для праведников. Впрочем не все ли мы грешники? (Псал. 142:2). Какие шипы у самой прекрасной розы! — Есть обратившиеся, раскаявшиеся и примирившиеся с Богом грешники (Иоан. 5:24), которых сердце более не осуждает нас (1 Иоан. 3:21), которые праведно и благочестно жили в этом мире и всегда хранили свою совесть (Иов. 27:6). Такие с радостью явятся пред судилищем Христовым (Сир. 34:16). б) По причине несомненной и вечной награды, ожидающей их. На их главе венец (2 Тим. 4:8). Невыразимое блаженство (2 Кор. 4:17). Радость после печали. Жатва после посева, награда после труда. Добрые дела их последуют за ними (Апок. 14:13). Судья воздаст им (Евр. 11:6; Мат. 5:12 ) за каждую чашу воды (Мат. 10:41 ), за каждое дело их милосердия к меньшим братьям. Заключение. Многие слушают об этом с холодным сердцем. О, слепой, беспечный человек (Исаии 28:15), вспомни известного богача (Лук. 16:24). Со смертью Судья уже при дверях. — Лицемер, Бог знает твое лукавое сердце (Мат. 7:22–23). Бедный Лазарь, не унывай духом! Нынешнее евангелие открывает нам зрелище вечности « Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свой сторону, а козлов — по левую .» 1. Все мы явимся перед судищем Христовым (2 Кор. 5:10). Кто Судья? « Сын Человеческий во славе своей ». Он явится как Царь всех царей (1 Фесс. 4:16), сидящий на троне (Мат. 26:64). Перед Ним соберутся все народы. Никакого предпочтения к национальностям, к званию, состоянию, происхождению, возрастам и лицам. Те, которые доживут до страшного суда, также восхищены будут (1 Фесс. 4:17).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Благочестие или, как говорят, религия имеет место в сознательных и свободных действиях, желаниях человека, в которых человек может быть и скверным в очах Господа, и угодным Ему, и приближаться к Нему, и удалять Его от себя. Ст. 29. «Мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого». На эти слова постоянно ссылаются штундисты, осуждая православных за почитание св. изображений, или икон. Но нельзя говорить об иконах, что они «получают образ от вымысла человеческого». Разве это вымышлено, что Сын Божий воплотился, был видим в образе человека и образом обретеся, якоже человек ( Филип. 2:7 )? Разве это вымышлено, что Св. Дух явился телесным образом ( Лук. 3:22 )? Разве это вымышлено, что тайнозритель Иоанн видел Самого Бога Отца сидящим на престоле и подобным по виду камени иаспису и сардинови (Аппок. 4:3)? Итак, мы, устрояя и почитая иконы, не вымышляем, а созерцаем то, что по истине было. Как же, спросят нас, ап. Павел говорит, что Божество не подобно камени, а между тем ап. Иоанн созерцал Его подобным камени? Очевидно, что Павел разумеет бесконечное и непостижимое существо Божие, которое превыше всякого подобия, а Иоанн созерцал образ, в котором Господь благоволил ему явиться, чтобы быть видиму плотскими очами. Наши иконы суть воспроизведение тех образов, в которых Господь по благости Своей являлся подобным нам людям. Отвержение храмов, как мест особого благодатного присутствия Божия, икон, как воспроизведения тех образов, в которых Господь благоволил являться среди людей, есть в некотором смысле отвержение благости Божией: не надо де нам той благости Божией, по которой бесконечное Божество ограничивает себя пространством, чтобы наиболее приблизиться к нам (вездесущее столь же близко к нам, как и далеко от нас), или той благости, по которой Господь принимал видимые образы для того, чтобы быть зримым от людей. Гл. 19, ст. 2. Св. Павел спрашивал у некоторых учеников: приняли ли они Духа Святого? «Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Близ места, где взяли Христа, спал один юноша (как думают, Марк, сын Марии, которой по преданию, принадлежал сад). Шум разбудил его. Он вышел, завернувшись в простыню, которою покрывался, и следовал за Господом. Воины заподозрили его и схватили; он едва мог спастись, оставив в руках их свое покрывало. § 88. Суд над Иисусом Христом у Первосвященника Анана или Анны (Ин.18, 13 19–24) «Зачем мятутся народы, и племена замы шля ют тщетное?» «Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против помазанника Его» ( Пс. 2, 1–2 ). По взятии Господа, воины повели Его не прямой дорогой, а дальним обходом (вдоль потока Кедрона), и привели к первосвященнику Анану. Этот первосвященник давно уже (около 20-ти лет) был отставлен от своей должности, но в это время жил в Иерусалиме и пользовался почетом, благодаря тому, что должность первосвященника занимал зять его Киафа, близкий к римским властям. Господа привели к нему или потому, как думают, что Анан был президентом синедриона, или для того, чтобы успеть собрать в доме Киафы надлежащее число членов судилища и подыскать лжесвидетелей. Анан придал такой видь делу, как будто Иисус Христос был главою каких-либо тайных заговорщиков с опасною целью, и спросил Его: велико-ли число Его учеников и в чем состоит Его учение. Господь отвечал ему: „Я говорил явно миру; Я учил в синагоге и храме, где всегда иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот они (слуги архиерейские) знают, что Я говорил“ 79 . Этот ответ одному из слуг Анана показался оскорбительным для его господина, и он осмелился ударить Иисуса Христа по щеке, сказав: „как, то ты отвечаешь первосвященнику?“ Господь с кротостью и достоинством ответил ему: „если Я сказал худо, покажи, что худо; если же сказал хорошо, за что Меня бьешь?“ Анан не нашел ничего возразить на слова Господа и отослал Его связанным к первосвященнику Каиафе. § 89. Суд иудейского синедриона над Господом в доме первосвященника Каиафы. (Мф. 27, 56, 59–68: Марк. 14, 53, 55–65; Лук. 22, 54, 63–71; Ин.18, 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010