Из этого нового события, которое есть личность Иисуса, про­исходит вся новизна экзегезиса, осуществленного Им Самим в Ветхом Завете. Евангелие наглядно показывает это, потому что, «начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» ( Лук.24,27 ). Иисус не объясняет Писание пусть в своеобразной, дотоле неведомой манере. Он открывает, изъясняет смысл Писаний, ибо Писания «свидетельствуют о Нем» ( Ин.5:39.46 ); ибо Он «пришел исполнить закон и проро­ков» ( Мф.5:17 ). Как прекрасно выразил Ин.19:28-31 , Писания не столько «сбываются», сколько «находят свое завершение» в Иисусе, ибо Он один может сказать: «Совершилось!» ( Ин.19:30 ). В этом все новое учение ( Мк.1:27 ) и власть ( Мк.1:22 ) нового экзегезиса Иисуса. Экзегезис Апостольской Церкви. Экзегезис Апостольской Церкви также формируется под воз­действием нового принципа герменевтики: Христос Спаситель – центр всех событий. Для апостолов и новозаветных авторов, когда они берут в руки ВЗ, его истинным смыслом, несомнен­но, является сам Христос. И весь ВЗ (а не только Пророков) они призывают читать и изучать в свете новозаветного Откровения, Евангельского благовестия, что дает нам духовное «уразумение» книг Священного Писания: «И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит, исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» ( Лк.24:44-45 ). Цель такой экзегетики состоит в определении взаимоотноше­ний между двумя Заветами. Для большей ясности, в дальней­шем, стали использовать такие технические термины как typos и anti - types . Для ап. Павла, а также для 1Петр ВЗ – это typos , a Христос и новая христианская практика составляют anti - typos (срв. 1Кор.10:6-11 ; Рим.5:14 ; 1Пет.3:21 ). В Послании к Евреям небесное завершение исполнения тайны Христа – это typos (или архитип). Такой архитип в ВЗ имеет свои модели ( ypodeigma ), фигуры (anti-typos), символы ( parabola ), тени ( skia ), в то время как христианская практика является их истинным образом ( eikon ).

http://azbyka.ru/ekzegeza

Миропомазание есть то самое таинство, которое обещал Церкви Своей Спаситель, когда говорил: кто верует в Меня, у того.... из чрева потекут реки воды живой, так как, по свидетельству Евангелиста, Он сказал это о Духе, которого имели принять верующие в Него ( Ин. 7:38–39 ). Апостолы первые получили дары Духа в день пятидесятницы, а потом сами, через особенные действия, сообщали духовные дарования всем крестившимся. Действия эти состояли или в возложении рук, или в помазании. О первом, ясно говорится в Деяниях Апостольских (8:14–17; 19:2–6); о втором, свидетельствуют те места Писания, в которых сообщение даров Духа Святого называется помазанием, как например: вы имеете помазанье от Святого ( 1Ин. 2:20 . Ср. 2Кор. 1:21 ). Последнее действие еще при Апостолах сделалось исключителным знаком настоящего таинства, потому оно и стало называться миропомазанием. Видимая сторона его есть помазание крестившегося освященным миром, с произношением слов: печать дара Духа Святаго. Слово о покаянии было первым словом евангельской проповеди : покайтесь и веруйте в евангелие ( Мк.1:15 ). Требуя от всех покаяния, Господь вместе с тем даровал Апостолам, а в лице их и всем преемникам апостольского служения, власть разрешать или связывать согрешающих, смотря по их нравственному состоянию: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе ( Мф. 18:18 ; Ин.20:23 ). Так учреждено таинство покаяния, видимым знаком которого служит разрешение грехов кающемуся, под условиям искреннего их исповедания и твердого намерения исправления. Таинство причащения впервые совершил сам Иисус Христос, благословив на вечере своей с учениками хлеб и вино и под видом их преподав Апостолам плоть и кровь Свою. Тоже заповедал Он творить в Церкви Своей во все времена ( Лук. 22:19 ; ср. 1Кор.24:26 ). С тех пор, действительно, в Церкви совершается непрерывно и неизменно, таинство причащения тела и крови Христа Спасителя. Священство, существовавшее и в ветхозаветной Церкви, в новом завете представителем своим имеет самого Иисуса Христа, который есть великий Первосвященник, прошедший небеса, и имеет священство непреходящее ( Евр. 4:14; 7:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

Начался этот труд с иудейской синагоги, т. к. Евангелие надлежало быть проповедано прежде «народу избранному». Так делал Христос. Проповедуя иудеям Евангелие Царствия Божия, Он и Апостолов посылал прежде всего туда: «Идите наипаче к погибшим овцам дома Израиля». (Ев. Матф. 10:6 ). Беседуя с женой Хананеянкой (Ев. Матф. 15:24–26 ; Марк. 7:27 ), Он уклоняется от миссии у язычников и говорить о посланничестве Своем к детям –сынам Царствия–иудеям. Но когда эти сыны Царствия оказались недостойны, Христос отвергает их. Притчами о непослушных сыновьях и неблагодарных виноградарях (Ев. Матф. 21:28–44 ), Он, наглядно показывая пренебрежение иудеев проповедью Евангелия, высказывает справедливый суд: «отнимется от вас царствие Божие, и дано будет народу приносящему плоды его» (–21, 43). Вспомним еще притчу о званных на вечерю и не восхотевших прийти (Ев. Матф. 22:1–14 ; Лук. 14:16–24 ). Ожесточение сердца иудеев вынудило Христа перенести благословение Божие на язычников. Так же точно и апостолы начинали проповедь Евангелия с иудеев, а когда те не принимали ее, обращались к язычникам. «Вам первым надлежало быть проповедано Слово Божие», говорили Павел и Варнава иудеям, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам ( Деян. 13:46 ). Так и Павел, хотя и просвещал светом Евангелия преимущественно языческие страны, однако начинал в них проповедь с иудеев. И проповедуя Евангелие в Коринфе, он начал с иудейской синагоги. Хотя проповедь его вначале и увенчалась успехом, обращением ко Христу начальника синагоги Криспа, но ожесточение иудеев против Христа было так велико, что Павел принужден был покинуть синагогу. Он перенес свою аудиторию в соседний с синагогою дом Иуста, христианина обращенного из язычников. Сюда стал сходиться большими толпами коринфский народ, среди которого как электрический ток пробежала весть о новом проповеднике и необычном характере его дивной проповеди . Дом Иуста всегда был полон народа и Павел неутомимо проповедовал, имея многих помощников. Кроме Прискиллы и Акилы, и других сильных верою христиан, с Павлом были Апостолы: Сила, пришедший в Коринф из Верии и Тимофей–из Фесалоник. Эти спутники Павла помогли ему в устройстве новонасажденных христианских общин. Когда вследствие ненависти иудеев, Павел принужден был покинуть города Македонии ( Деян. 17:13, 14 ), Сила и Тимофей остались там и вызванные теперь Павлом в Коринфе, они принесли ему добрые вести и дары от Филиппийской общины, посланные от чистого сердца, за что потом Павел, в послании к этой общине, благодарил: «Вы знаете Филиппийцы, писал он, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних (Филипп. 4: 15)».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/trudy-...

Однакож не от нас ли самих зависит увеличить силу добра для перевеса над злом и умножить число избранных? Будем любить добро и делать добро и трудиться для добра; будем употреблять данные нам от Бога силы и средства на все доброе и Богоугодное, и преувеличивать их неслабую деятельность; пусть души наши будут пред Богом чистыми и мудрыми девами: и, о если бы все и каждый из христиан были таковы! Не одно ли добро тогда царствовало бы в мире, и где было бы место злу? И все человечество, мирное и счастливое в этом мире, вошло бы в блаженное царство Христово. Не роковое предопределение предназначает тому или другому из нас быть добрым или худым; не безусловно беспредельная воля Божия определяет количество добра и зла в мире: тут и воля, и труд человека. Только последствия наших дел и наши судьбы по ним решает вечный суд Божий. Аминь. Беседа 4 Между тем как Спаситель раскрывал пред учениками мрачные виды будущих судеб мира и христианства, ученики Его, занятые ближайшим в то время к ним предметом, – судьбой их отчизны, естественно с усиленным вниманием ожидали решения своего прежнего вопроса: что же будет с Иерусалимом и народом иудейским? Каким образом разрешится их таинственная судьба? Как исполнятся, данные издревле Самим Богом, обетования о них и о царстве Мессии, долженствующем в них раскрыться? Теперь Спаситель обращает беседу на этот предмет. «Когда Евангелие проповедано будет по всему миру, тогда настанет последнее время для Иерусалима. Вы увидите Иерусалим, окруженный со всех сторон войсками: тогда знайте, что приблизилось запустение его. Это будет день гнева и отмщения на народ сей, да исполнится все, сказанное в Писании. Тогда будет скорбь великая, какой еще не было от начала мира и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть: только избранных ради сократятся дни те. Тогда увидите мерзость запустения на святом месте. Иудеи – одни падут от меча, другие отведены будут в плен ко всем народам. Все, что вы видите (в Иерусалиме и храме его), будет разрушено так, что не останется камня на камне. Иерусалим будет попираем язычниками до тех пор, как окончатся времена язычников. Не прейдет настоящее поколение, как все это сбудется. Тогда будут являться многие лжехристы и лжепророки; будут говорить: вот здесь – Христос, или – вот там; не верьте! Где будет труп, там соберутся орлы» ( Мф.24:14–28 . Лук.21:20–24,32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Они же, тогда как должно было бы удивляться сему и чрез то приходить к вере в Него, не допуская никакого сомнения, не делали этого, но были объемлемы завистью и принимали в душу свою горькую скорбь об этом. Он исцелил слепорожденного, а они назвали Его грешником (Ин. 9, 1 и дал. 24). Изгоняемы были Им легионы нечистых демонов, а они лживо говорили, что споспешником Ему в этом является веельзевул (Мф. 12:22 и дал.). Камни бросали в Него, весьма нечестиво говоря: «не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (Ин. 10:33). Скрежетали зубами, говоря: «это наследник; пойдем, убьем его» (Мф. 21:38). Ревностным Он был и для тех, которые ненавидели Его, но не совсем могли пленить Его. Ибо, хотя Он и претерпел Крест, однако как Бог ожил, поправ смерть, причем едва не взывал и говорил Ему Бог и Отец; «ко Мне обратися» (Быт. 49:22). Он восшел на небеса, дабы там и услышать говорящего: «седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Пс. 109:1). Что они постыждены были, хотя и величайшее обнаруживали против Него безумие, этому Он научил, сказав: «огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы» (Быт. 49:23). Ибо собирая советы, замышляли жестокое «стрельцы» , то есть вожди народов, которые, как бы разжигая против Него тех, которые могли Его ранить, да и сами едва не наподобие острия копья вонзаясь в Него, чтобы совершить то, чего бы не следовало дерзать делать, и чтобы нападать на Него наподобие диких зверей. Но только «но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева» (Быт. 49:24), то есть Бога и Отца, который есть Господь сил, и который предуготовил все, чтобы Сын благословен был на небе и на земле. Ибо пишет божественный Павел: «Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии» (Евр. 1:6). Говорит в одном месте также и великий Давид: «вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе» Пс. 65:4). Это, говорим, и есть благословение свыше, и благословение, содержащее в себе все то, что на земле низу, то есть такое, в котором по причине Христа, заключается всякая добродетель и весьма многоразличные плоды благочестия в отношении к Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

—494— ские орудия будут обращены в военные. Третий пророк говорит иное. От имени Господа он возвещает: «и сокрушен будет бранный лук; и Он (царя Салима) возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли» ( Зах.9:10 ). Если мы обратимся от этих пророческих вещаний к настоящему моменту, то увидим, что поставлена задача сокрушить лук Германии. Для этой цели и земледельческие орудия перековываются на военные. Но всё это делается в виду высшей задачи, чтобы в конце концов перековать мечи на орала, уничтожить войну и освободить всю тварь „от рабства тлению в свободу славы детей Божиих“ ( Рим.8:21 ). Но произойдет ли это? Взоры пророков, слова которых мы приводили, обращались к царству мессии – Христа. Но было бы с нашей стороны крайне необдуманно претендовать на то, что мы сами собою поняли их верно и точно. Апостол говорил: «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет.1:20–21 ). Мы можем уразуметь эти пророчества лишь в той мере, в какой они исполнились. Мессия по нашей вере пришел. Мессианское царство основано, но это вовсе не значит, что мессианский идеал уже осуществлен. Христос велел возвещать апостолам: «приблизилось к вам царствие Божие» ( Лк.10:9:11 ). По мысли Евангелия пришествие Христа на землю было вместе с тем и основанием царствия Божия. Но Христос также сказал: «не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» ( Мф.10:34 ; Лк.12:51 ). Изображая будущие судьбы человечества, Христос возвестил: «восстанет народ на народ, и царство на царство и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга... и по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» ( Мф.24:7, 10:12 ). И так, с одной стороны – царство Божие, которое есть правда, мир и радость о Духе Святом; с другой стороны – раздоры семейные, раздоры внутренне-государственные, войны, беззаконие и ненависть.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

7–8. Смятошася языцы, уклонишася царствия: даде глас свой Вышний, подвижеся земля. Господь сил с нами, Заступник наш Бог Иаковль. Возшумели – взволновались народы, как воды морей, уклонишася, точнее – подвиглись, заколебались царства, составляемые этими народами, как приморские скалы (ст. 4). Но Вышний дал свой глас – как бы гром, и подвиглась, затрепетала земля от этого гласа гнева Его... Так стало очевидно, что Господь силе с нами – с народом Израильским, что заступник наш от этих взволнованных, мятущихся народов, есть Бог Иакова, т. е. народа Израильская, который весь, как потомство и одно семейство, назывался именем этого патриарха – Иаков или Израиль. 9–10. Приидите и видите дела Божия, яже положи чудеса на земли: отъемля брани до конец земли, лук сокрушит, и сломит оружие, и щиты сожжет огнем. Что Господь сил в союзе со своим народом (ст. 8), это очевидно. – «Приидите и видите дела Господа, говорит псалмопевец, обращаясь к сомневающимся: это – чудеса, которые Он положил или совершил на земли – в собственной Своей земле, именно в Палестине, где Он избрал и освятил место селения своего (ст. 5–6). Господь совершил эти свои дела – чудеса, отъемля брани или прекращая войны до конец земли – до крайних пределов земли Своей, иначе – совершенно прекратив войну: Он сокрушал луки, ломал оружие – мечи и копья, а щиты, сделанные из дерева и обтянутые кожей, сожигал огнем; таким образом, Он совершенно обезоруживал врагов народа своего – Иакова и, очевидно для него и врагов его, был его помощником (ст. 1 и 8). Избавление земли Израильской от врагов псалмопевец называет чудом, несомненно, потому, что своим войском народ не мог бы отразить такого врага (ср. Сир.48:21–24 ). Вероятно, псалмопевец имеет в виду грозное нашествие на Иерусалим полчищ Ассирийского царя Сеннахирима в четырнадцатый год Иудейского царя Езекии. В виду столь грозного и сильного врага, Езекия принял большие меры защиты Иерусалима, собрал своих военачальников на площадь у городских ворот и, ободряя их, говорил: «с ним (Сеннахиримом) мышца плотская, а с нами Господь Бог наш, чтобы помогать нам, и сражаться на бранях наших. И подкрепился народ словами Езекии... И помолился царь Езекия и Исаия, сын Амосов, пророк, и возопили к небу». В ответ на молитву царя и пророка Господь сказал: «Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего» ( 4Цар.19:34 ). И послал Господь Ангела, и он истребил всех храбрых, и главноначальствующего, и начальствующих в войске царя Ассирийского... Ангел Господень поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали по утру и вот все тела мертвые» ( 4Цар.18:13; 19:35 . 2Пар.32:20–21 ). – Без сомнения, трупы этих погибших сожигались вместе с их одеждами и вооружением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

б) Другая партия лжеучителей говорит : “все зависит от веры. Кто исповедует веру Церкви, тому ничто не грех.” Но как говорит Христос? “ Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное ” (Матф.7:21) и т. д. “ Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь ” (1 Иоан.4:8). “ Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: “ты имеешь веру, а я имею дела”: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих ” (Иак.2:17–18) и т. д. 2. Против строгой нравственности. Позволяют сыновьям посещать любезные для них общества , заводить небезукоризненные знакомства, не отставать от общепринятого тона, потому что иначе было бы им стыдно. Дают дочерям право не уступать другим в щегольстве, в удовлетворении прихотям суетности, тщеславия и т. д. Поощряют к различным увеселениям, потому что молодым людям неприлично, говорят, сидеть взаперти. Хвалят хитрость и лукавство в поступках, потому что иначе нельзя жить на свете. Христос говорит: “ Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ” (Мф. 5:48). “ Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его ” (1 Петр. 2:21). 3. Против должного послушания. “ Не должно слишком много угождать родителям, господам, властям ,” говорят лживые учители. “Свобода и равенство” привлекательные слова. Но в Священном Писании говорится: “ почитай отца твоего и мать твою ” (Исх. 20:12) и т. д. (Сир. 7:29; Сир. 3:16; Притч. 30:17; 28:24 ). И: “ рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу ” (Ефес. 6:5–8 ). И: “ нет власти не от Бога ” Рим. 13:1 и т. д. 4. Против стремления к небесному. “Будущая жизнь неизвестна, поэтому будем заботиться о настоящей, наслаждаться земной. Имущество, обладание, приобретение — вот самое первое и очевидное благо, о котором нужно заботиться. Бедность — единственное несчастье!” говорят лживые учителя нашего материального века. Но как говорит Христос? “ Жизнь человека не зависит от изобилия его имения ” (Лук. 12:15 ) и т. д. “ Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут ”(Мф. 6:19) и т. п. “ Ищите же прежде Царства Божия и правды Его ” (Мф. 6:33) и т. д.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Беседа первая. Предосудительность и вред пьянства Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объедением и пьянством и печальми житейскими, и найдёт на вы внезапу день той. (Лук., 21, 24) Слушайте, братия, что говорит Христос Спаситель наш, предопределённый судья живых и мертвых! Внимайте божественным словам Его, и держите их в вашем уме и сердце. Смотрите за собою, говорит Господь, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот, в который придёт Господь во славе судить живых и мёртвых, не постиг вас внезапно. Ибо этот день, как сеть найдёт на всех , живущих по всему лицу земному. Итак бодрствуйте на всякое время, и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий, и предстать пред Сына человеческаго (Лк., 21, 34 – 36). Не зная ни дня ни часа, в который придёт сын Человеческий (Мат., 25, 13), мы должны всегда бодрствовать, т.е. должны всегда помнить о Боге и о Его святом законе, чтобы нам всё делать по заповедям Божиим, чтобы и мысли наши, и чувствования, и желания,Ю и дела подчинялись закону Божию, чтобы всею душою любили мы Бога и всеми силами старались делать только угодное Богу. А для этого и должны мы всячески беречься, чтобы сердца наши не отягчались ни объедением, ни пьянством, ни заботами житейскими. Сердце наше принадлежит Богу: оно всецело должно быть Ему посвящено, т.е. всецело должно быть занято любовью к Нему. Всякая другая любовь, и всякая земная необходимая забота должны быть подчинены любви к Богу и главной нашей заботе о том, чтобы всегда усердно служить Богу, т.е. исполнять заповеди Божии. От чего же предостерегает Господь? От того, что так обыкновенно привязывает человека к земле, подавляя в нём мысли о Боге и о вечной жизни, о назначении человека к вечности и о его обязанностях, – от объедения, пьянства, и забот житейских. Братия! Будьте внимательны к себе, и смотрите, как часто суетные заботы о житейских нуждах заглушают в душе мысли о Боге, памятование о будущей жизни, подавляют в сердце благочестивые чувствования и добрые желания! Как часто неумеренность в пище или объедение делает человека неспособным к благоговейным размышлениям и молитве. И как это обыкновенно, что человек, и ныне и завтра предаваясь неумеренности в пище делается сластолюбцем; чувственные удовольствия занимают его мысли и желания; нет у него расположения к духовным занятиям, к размышлению о Боге и об обязанностях к Нему; их бог чрево, говорил Апостол, и слава в сраме их; они мыслят о земном (Филипп. 3, 19). А что сказать о пьянстве? Как велико это зло? Как пагубно действует этот порок? Как он унижает человека? Как вреден для души и тела? Как много зла производит в семействах и обществах? Как пагубен он по отношению к жизни настоящей и будущей?

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Быт.49:19 . Гад, – толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам. Ст. 19, 20 и 21, содержащие пророчества о Гаде, Асире и Неффалиме, образуют введение к пророчеству об Иосифе. Гад, изображение боевого положения которого связывается здесь с этимологией его имени (иной в сравн. с Быт. 30:11 ), обитавший в Галааде, подвергался постоянным набегам арабских кочевых племен ( Суд. 10:7–8 ; 1Пар. 5:18–19 и др.), но их дикие орды всегда находили с его стороны готовый отпор, хотя бы только в виде партизанских преследований («по пятам»). Иеффай был гадитянин ( Суд.11:1 ). Быт.49:20 . Для Асира – слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства. Асиру обещается чрезвычайное плодородие почвы, обилие хлеба и пряностей, которые будут в употреблении и для царского стола (ср. Втор. 33:24–25 ). Действительно, территория Асира между Кармилом и Ливаном на границе с Финикией была плодоноснейшей в Палестине местностью, и произведения ее доставлялись ко двору царей израильских и финикийских. Быт.49:21 . Неффалим – теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви. Обычное чтение еврейского масоретского текста и переводов: «Неффалим – стройная лань; он говорит прекрасные изречения» (Акила: Ελαφος πεσταλμνος διδους χαλλονν), в чем толкователи усматривают намек на Варака из племени Неффалимова и вызванную его подвигами песнь Деворы ( Суд.4–5 ), в дальнейшем смысле – на начало евангельской проповеди в земле Неффалима ( Ис. 9:1 ; Мф. 4:15 ) – Галилее, откуда вышли и все апостолы. По чтению LXX (принятому в слав. и русск.): στλεχος νειμνον, πιδιδος ν τ γενματι κλλος «теревинф рослый, распускающей прекрасные ветви»; значение менее ясно, и (по блаженному Феодориту «приращение потомства») сравнение может быть рассматриваемо тогда, как переход к благословению Иосифа. Быт.49:22–26 . Иосиф – отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною; огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010