I. Повествование трех Евангелистов, Матфея, Марка и Луки об установлении таинства Евхаристии. Все они свидетельствуют, что Господь Иисус на последней вечери, взяв хлеб, благословил, преломил и, раздавая его ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть тело мое, еже за вы ломимое: сие творите в мое воспомининие, — и взяв чашу с вином, и воздав над нею хвалу Богу, подал ее ученикам, говоря: пийте от нея вси: сия бо есть кровь моя новаго завета, яже за многие изливаема во оставление грехов (Матф. 26:26; Марк. 14:22; Лук. 22:19). Отступать и здесь от буквального смысла слов Спасителя, — в которых Он с такою ясностию свидетельствует, что под видами хлеба и вина в таинстве Евхаристии преподаются Его истинное тело и Его истинная кровь, — нет ни малейшего основания; напротив, все заставляет принимать их в смысле буквальном. И -    1) Достоинство самого Спасителя. Допустить с вольнодумцами, что Господь, говоря ученикам своим: сие есть тело мое…, и сия есть кровь моя…, хотел собственно выразить мысль: «это есть символ или знак моего тела, и это есть символ моей крови», не значит ли допустить вместе, что Он неточностию своего выражения ввел в заблуждение и Апостолов, и чрез них всю Церковь, которая, как увидим, всегда принимала означенные слова в смысле прямом, буквальном, и потому всегда видела в Евхаристии истинное тело и истинную кровь своего Господа, а отнюдь не символы Его тела и крови?    2) Обстоятельства, посреди которых Христос произнес эти слова. Он произнес их пред одними избранными учениками своими, Которые удостоились от Него слышать: вы друзи мои есте (Иоан. 15:14. 15); произнес в то время, когда, по сознанию самих учеников, Он уже ни о чем не беседовал с ними в притчах, а глаголал прямо, не обинуяся (Иоан. 16:29); произнес в последние часы пред своими страданиями и смертию. Но если когда естественно всякому открывать друзьям душу свою и говорить пред ними прямо и ясно, — то по преимуществу пред своею кончиною.    3) Значение Евхаристии. Установляя ее, Господь установлял величайшее таинство нового завета, которое заповедал совершать во все времена (Лук. 22:19. 20). Но и важность таинства, необходимого для нашего спасения, и свойство завета или завещания, и свойство заповеди равно требовали, чтобы при этом речь была употреблена самая ясная и определенная, которая бы не повела ни к каким недоразумениям или обману в столь важном деле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   Весьма также важны, по отношению к рассматриваемой нами истине, два следующие замечания:    а) Во всем Священном Писании Дух Святой нигде не называется творением и не поставляется в числе творений Божьих, хотя открывалось к тому немало случаев, если бы священно-писатели, действительно признавали Его существом сотворенным. Так, Псалмопевец неоднократно призывает к прославлению Бога все Его создания, небесные и земные, ангелов, силы, солнце, луну и прочие, но о Святом Духе не говорит ни слова (Пс. 102:20-22; 148:1—13). Апостол Павел исчисляет важнейшие из созданий Сына Божия, престолы, господства, начала, власти — но о Святом Духе — также ни слова (Кол. 1:16). Апостол Петр свидетельствует, что, когда Иисус Христос вознесся на небо и сел одесную Бога Отца, тогда покорились Ему, как Богочеловеку, ангелы и власти и силы (1 Петр. 3:22), но о покорности Ему Святого Духа — ни малейшего намека.    б) Дух Святой поставляется в таком же точно отношении к Иисусу Христу, в деле нашего искупления, как и Бог Отец. Отец освятил Сына своего и послал в мир (Иоан. 10:36), и о Духе Святом говорит Спаситель: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем (Лук. 4:18), и Апостол Петр замечает: Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета (Деян. 10:38). Отец содействовал самому воплощению Сына своего: Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной (Рим. 8:3), Который родился от жены (Гал. 4:4); и о Святом Духе предвозвещено было Пресвятой Деве: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лук. 1:35). Об Отце свидетельствовал Спаситель: Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела (Иоан. 14:10); дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне (Иоан. 10:25), и о Святом Духе: Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие (Матф. 12:28). Отец Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (Рим. 8:32); тоже приписывается и Святому Духу, когда говорится, что Христос Духом Святым принес Себя непорочного Богу (Евр. 9:14). Возможно ли, чтобы все такие действия усвоялись Духу Святому по отношению к Иисусу Христу — Богочеловеку и наравне с Богом Отцом, если бы Святой Дух был не Божеское Лицо, а тварь?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Апостолов, которое они передали Христовой Церкви. 13) Св. Писание достаточно для спасения всякого человека: «Я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во–первых иудею, потом и Еллину ( Рим. 1:16 ). 13) И эти слова ап. Павла не оправдывают, а обличают сектантов, ибо Сам Христос и Его св. Апостолы под словом «благоветствование» разумели прежде всего и главным образом устную проповедь , т. е. св. Предание, а не св. Писание: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благоветствовать нищим» ... ( Лук. 4:18 ). «И другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан. И проповедовал в синагогах Галилейских» (ст. 43–44. 9; 6 и др.). Никакого Писания ни нищим, ни городам Христос не писал. Ясно, что под словом, «благовестие» Христос разумел устную проповедь, а не писанное слово Божие. «Апостолы, читаем в Деяниях, всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» (5:42). «И вот благовестие, которое мы слышали (а не читали) от Него» ( 1Иоан. 1:5 ). «Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, пришедши в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса ( Деян. 11:20 ). «Нищие, говорит Господь, благовествуют» (Мф. 11:5. Лук. 8:1,9; 6 и др.). И из этих мест Писания видно, что Христос и Апостолы под словом «благовестие» разумеют прежде всего устную проповедь, т. е. св. Предание, а не св. Писание, ибо никакого писания ни от нищих, ни от Киринейцев или Кипрян Христова Церковь не знала и не знает. 14) Для веры во Христа и спасения, достаточно одного св. Писания: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» ( Иоан. 20:31 ). 14) Как видно из предыдущего стиха: «Много сотворил Иисус перед учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей» – здесь речь идет о чудесах Христовых, которые записаны евангелистом Иоанном и которых достаточно для того, чтобы уверовать во Христа, что Он – Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Весьма также важны, по отношению к рассматриваемой нами истине, два следующие замечания: а) Во всем Священном Писании Дух Святой нигде не называется творением и не поставляется в числе творений Божьих, хотя открывалось к тому немало случаев, если бы священно-писатели, действительно признавали Его существом сотворенным. Так, Псалмопевец неоднократно призывает к прославлению Бога все Его создания, небесные и земные, ангелов, силы, солнце, луну и прочие, но о Святом Духе не говорит ни слова ( Пс. 102:20–22; 148:1–13 ). Апостол Павел исчисляет важнейшие из созданий Сына Божия, престолы, гос­подства, начала, власти – но о Святом Духе – также ни слова ( Кол. 1:16 ). Апостол Петр свидетельствует, что, когда Иисус Христос вознесся на небо и сел одесную Бога Отца, тогда покори­лись Ему, как Богочеловеку, ангелы и власти и силы ( 1Петр. 3:22 ), но о покорности Ему Святого Духа – ни малейшего намека. б) Дух Святой поставляется в таком же точно отношении к Иисусу Христу, в деле нашего искупления, как и Бог Отец. Отец освятил Сына своего и послал в мир ( Иоан. 10:36 ), и о Духе Святом говорит Спаситель: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем ( Лук. 4:18 ), и Апостол Петр замечает: Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета ( Деян. 10:38 ). Отец содействовал самому воплощению Сына своего: Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной ( Рим. 8:3 ), Который родился от жены ( Гал. 4:4 ); и о Святом Духе предвозвещено было Пресвятой Деве: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим ( Лук. 1:35 ). Об Отце свидетельствовал Спаситель: Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела ( Иоан. 14:10 ); дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне ( Иоан. 10:25 ), и о Святом Духе: Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие ( Матф. 12:28 ). Отец Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас ( Рим. 8:32 ); тоже приписы­вается и Святому Духу, когда говорится, что Христос Духом Святым принес Себя непорочного Богу ( Евр. 9:14 ). Возможно ли, чтобы все такие действия усвоялись Духу Святому по отношению к Иисусу Христу – Богочеловеку и наравне с Богом Отцом, если бы Святой Дух был не Божеское Лицо, а тварь?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Вместо того, чтобы из жизни отцов научится страху Божьему, они решаются убить величайшего господин виноградника. Или Отец Небесный оставит ненаказанной смерть Сына Своего, или не в силах отнять собственность из рук наглых похитителей? Но разве страсти наши могут говорить и поступать умно? Их обыкновенное дело отуманивать ум и доводить нас до глупостей. Враги же Иисуса, как открывал Сам Он, действовали под влиянием князя тьмы, открытого врага власти Божией. (Иоан. 14:30; Лук. 22:31; 22:53 ). Так страшное решение произнесено и оно выполнено, как предсказано в притче. Преданный Пилату, как враг кесарю, Иисус выведен из города “ на место, нарицаемое Лобное ” (Лук. 23:33), и там распят. Апостол Петр говорил иудеям об иудеях, что они не знали, что делали, распиная Иисуса (Деян. 3:17 ). Да, они не понимали тайны примирительной смерти Христовой и не признали в Иисусе Мессии (Деян. 13:27 ). Но все это отчего? Оттого, что заняты были только землей и не думали о духовном, ожидали от Мессии только земного величия, земного счастья, земной власти. Оттого-то хотя и видели по временам духовное величие Иисуса, но увлеченные страстями земными убили Начальника жизни (Деян. 3:15 ). О земля, земля! Как пагубно обаяние твое для бессмертного духа. “ Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои ” (ст.40. 41). Если бы вопрос Спасителя предложен был самым несправедливым, самым несовестливым судьям, и те, по крайней мере, из опасения показаться плохими людьми, отвечали бы: злодеев предаст смерти, а виноград передаст другим. Так поступили и книжники. Враги Иисуса произнесли приговор самим себе, конечно, не поняв на первый раз, что дело идет о них, самих. Святой Лука замечает, что некоторые прибавили: да не будет! (20:16 ). Это значит, что эти поняли, к кому относится приговор правды и ужаснулись. Ужаснулись больше всего того, что виноградник отнят будет из рук их и передастся другим стражам, другим начальствам.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Во всем этом папы уже безмерно далеко отступают от Апостолов, которые называли себя только служителями Аристовыми ( Еф. 4:1 ) и которые не имели никакой светской власти, и даже никакого имущества, и не желали иметь их; потому что подражали Христу, Который не имел где приклонить голову ( Матф. 8:20 ) и Который на просьбу некоего человека: Учитель? скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство, сказал: кто поставил Меня судить или делить вас ( Лук. 12:14 )? А объявляя себя непогрешимыми, кому уподобляют себя папы? В своем притязании на всемирное владычество и на непогрешимость подражая Нимроду и цезарям, папы в сущности подражают тому, кто невидимо действовал через этих всемирных владык. Жестоко это слово, но не наше оно. Папа Святой Григорий Великий , порицая Константинопольского патриарха за присвоение им себе титула «вселенский», писал ему: «Что скажешь Христу, т. е., вселенскому главе Церкви, на испытании последняго суда, ты, который названием «вселенскаго» стараешься подчинить себе все его члены? Кто в этом, столь развращенном, названии предлагается подражанию, как не тот, который, презревши легионы Ангелов, в союзе с ним поставленных, домогался вознестись на верх единства, чтобы никому не подчиняться и одному казаться выше всех?» 59 И диавол, бывши сначала ловцом Ангелов, стал потом ловцом людей ( 2Тим. 2:26 ); но да избавит Бог всякого подражать такому ловцу и такой ловитве! Никто не может служить двум господам; нельзя служить Богу и маммоне ( Матф. 6:24 ; Лук. 16:13 ). Папы с одной стороны подражают Христу и Апостолам, а с другой они действуют как Нимроды, цезари и калифы. Результаты такого неестественного соединения папами службы Богу и маммоне были самые плачевные, как для папства, так и для Латинской церкви. В 16 веке целая треть этой церкви отпала от пап и от латинской веры и основала особое исповедание, которое, однако, еще дальше отступило от истинной Христовой веры и приверженцы которого вот уже почти 400 лет ведут ожесточенную борьбу против папства и Латинской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Вспомним об эммаусских учениках, о Фоме, как он пришел к вере в воскресение Иисуса Христа, о событии (Лук. 24:36–43), где Спаситель уверял сомневающихся в действительности своего совершившегося воскресения. Соединим все, что говорит нам Евангельская история о явлениях Воскресшего, — и Его воскресение представится нам выше всякого сомнения; ибо он являлся не однажды, а многократно, не одному, а многим, — являлся не вдали только, но говорил с ними, разделял с ними трапезу, они осязали Его руки и ноги, словом, Он явил себя живым, по воскресении, со многими несомненными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Божьем царстве. В одно из таких явлений, вкушая пищу с апостолами, Он “ повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня ” (ст. 4). Прежде, еще до своей смерти, Господь обещал послать им иного утешителя, Духа истины (Иоан. 14:16–17 ); то же самое Он подтверждает и по воскресении, и указывает им на Иерусалим, как на такое место, где они должны ожидать исполнения обетования Отца. Далее, Он объяснил им и причину, для которой они должны ожидать этого обетования. “ Ибо Иоанн ” — говорил воскресший Спаситель — “ крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым ” (ст. 5). Вам нужно ожидать обетования Отца Моего, потому что Иоанн Креститель крестил людей водою в покаяние (Мат. 3:11 ); вы же имеете быть крещены Духом святым. Хотя вы и прежде наделены были различными дарами Святого Духа, как, например, вам дана власть вязать и разрешать грехи, наступать на змею и скорпиона, исцелять всякий недуг и всякую язву в людях и прочее (Лук. 10:19; Иоан. 20:23; Мат. 10:1 ): но, по исполнении “ обещанного от Отца ,” вы получите не по одному или по два дара, а исполнитесь в изобилии всякого дарования Божия, имеющего наполнить все существо ваше. И это обетование совершится над вами “ через несколько дней ” (ст. 5), в самое короткое время, чтобы вы имели утешение в разлуке со Мною. Но апостолы, еще не просвещенные Духом Святым, не могли понять высокого смысла слов Спасителя; они полагали, что Иисус Христос, по своем воскресении из мертвых, сядет на престоле царства израильского и объявит себя земным Царем.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

или «о высоком нравственном достоинстве дел истинно-христианского милосердия». Ст. 41–45: «немилосердие к ближним, оказываемое нами на земле, будет иметь влияние на решение нашей вечной участи». Ст. 46: «о вечности мучений» и т. п. Как страшно будет второе пришествие Господа для грешников и как утешительно для праведников! « Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы » (ст.31, 32). Нынешнее евангелие изображает нам картину второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа на суд. Было время, когда Сын Человеческий приходил на землю « в образе раба », чтобы « взыскать и спасти погибшее » (Лук. 19:10). Будет время, когда Он придет опять на землю, но уже «во славе своей», чтобы судить живых и мертвых, и воздать каждому по делам его (2 Кор. 5:10). 1. Страшно для грешников. а) Приидет Сын Человеческий во славе своей (Мар. 13:24–27; 1Фесс. 4:16–17; Мат. 24:30 ) и станет судить живых и мертвых. Этот суд будет всеобщий. Пред ним предстанут « все народы », начиная от сотворения мира до последнего дня, все великие и малые, старые и юные, богатые и бедные, знатные и простые. На нем раскроются и изобличатся « все » наши мысли, слова и дела, явные и тайные (Апок. 20:12; 1Кор. 4:5; Иуд. 1:14–15; Лук. 12:2 ). Этот суд будет праведнейший; ибо Судьей будет сам Господь, «воздающий каждому по делам» (Рим. 2:5–6), без лицеприятия (Рим. 2:11; 1 Пет. 1:17 ). Этот суд будет последний и окончательный. На нем решится участь наша на всю вечность. Пшеница отделится от плевел (Мат. 13:30 ), овцы — от козлищ; между теми и другими утвердится непроходимая пропасть, и никто уже не изменит вечного решения (Исаии 63:14). б) Поистине, страшен будет этот суд, но страшен для грешников. Каким позором и срамом покроются они, когда все их «постыдные дела тьмы» явятся во всем свете пред взорами всевидящего Бога, пред тьмами ангелов и человеков. — Тогда совесть представит грешнику всю его протекшую жизнь. Грешник узрит себя во всей наготе и прийдет в ужас, и раскается. Какой позор и смятение!

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

«Народы под Тобою падут» – языческие народы не враги, «стрелы заостренные» не про них. Народы « " падут» – уверуют, воздавая Царю должное поклонение» (ПсСвОт) 251 . Пс.45:9             Придите, видьте дела Божии –                         какие Он произвел разорения на земле… «Разорения» – как следствие оставленности; «да оставлены (разорены) будут говорящие мне: ага! ага!» ( Пс.40 /39:16) 252 . Пс.45:10             …упраздняя войны до края земли,                         лук сокрушит и рассечет копье,                         колесницы сожжет огнем. «Упраздняя войны» (шават) – «давая почить», как Бог-Творец «почил в день седьмой», субботу, «от всего труда Своего» ( Быт.2:2 ). Христос «упразднил войны» – это никак не пацифизм: чтобы сокрушить лук и разложить копье, нужно одержать победу. Знак окончательной победы – «сжечь колесницы огнем» ( Нав.11:6 ). Однако «Господь сил ни одного из противников Своих не уязвляет и не низлагает, но «сокрушает лук, рассекает копье " » – отбирает оружие (ПсСвОт). Войны на земле не прекращаются, и «надлежит всему тому быть» ( Мф.24:6 ). Христов мир не есть отсутствие войны. «Упразднение войны» происходит не по логике мира сего: «из уст младенцев и грудных Ты устроил силу… чтобы упразднить (шават) врага и мстителя» ( Пс.8:3 ). Христос принес на землю духовный «мир» (шалом). Миротворение есть главное дело Бога Сына, ибо Отец «умиротворил Кровью креста Его и земное, и небесное» ( Кол.1:20 ). Христос «есть мир наш» ( Еф.2:14 ). Псалом говорит, что Господь произвел великие «разорения на земле» (этот Пс., ст.9), и их нужно видеть и понимать: Храм Иерусалимский был разрушен; и одновременно Христос «упразднил войны», то есть принес на землю мир – примирил земное и небесное. То же говорит Евангелие о временах перед концом земной истории: «услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть» ( Мф.24:6 ). Не войны страшны, а то, что духовный мир начнет оскудевать: «тогда соблазнятся многие, друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга… и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» ( Мф.24:10,12 ). И вновь внимание должно обратиться к Храмовой горе: «увидите мерзость запустения… стоящую на святом месте» ( Мф.24:15 ). Разоренный Господом храм иудейский будет восстановлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Объясн. Эти слова служат нам основанием для прославления Богоматери, сказавшей: «ублажат Меня все роды». Примеры к прославлению Св. Девы показали: Архангел Гавриил: Лук. 1, 28 ; праведная Елисавета: ст. 42; царь Давид пророчески говорил, что Пресвятая Дева, Царица Небесная, Матерь Владыки: Пс. 44, 10 . О почитании св. ангелов Деян. 7, 42 . «Бог же отвратился и оставил их служить воинству небесному, как написано в книге пророков: «дом Израилев! приносили ли вы Мне заколения и жертвы в продолжения сорока лет в пустыне?» Объясн. Под «воинством небесным» здесь разумеются светила небесные и осуждается поклонение этим светилам (ст. 43). Св. Ангелы называются воинством Господним: Иис. Нав. 5, 14 , за чествование их благочестивые люди получили благословение Божие: Иис. Нав. 6, 19 ; Суд. 13, 20 . Ангелы служат Богу и Христу, а кто сим служит, тот достоин одобрения от людей: Мф. 18, 10 ; Рим. 14, 18 . Колос. 2, 18. 19. 23 . «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмевалсья плотским своим умом и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим. Это имеет только вид мудрости в самовольном служении смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти». Объясн. Здесь изобличается апостолом гностическое лжеучение об Ангелах, как зонах. Почитание Ангелов соединялось у гностиков с неверием в Сына Божия, Который искупил греховное человечество и воссоединил его с Богом. Вот почему эти еретики, в ложном смиренномудрии, лишая себя надежды на мир и соединение с Богом через Христа, как об этом учит Апостол в том же послании: 1, 20–22; 2, 13, считали себя достойными чтить только Ангелов. Но таково ли наше почитание Ангелов? Мы почитаем их как духов, посылаемых от Бога на служение нашему спасению: Быт. 19, 15–16 ; Деян. 5, 19 ; Евр. 1, 14 . О молитвенном ходатайстве св. угодников Божиих Лук. 16, 37–31 . «Тогда сказал он: так прошу тебя, отче пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев: пусть он засвидетельствует им, чтоб и они но пришли в это место мучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010