XV:13).    А чтобы возбудит людей к принятию того и другого закона, закон веры и деятельности, Господь Иисус указывал им: а) с одной стороны – на те величайшие бедствие и муки вечные, от которых всеблагий Бог предопределил избавить род человеческий чрез Своего единородного Сына, и которым неизбежно подвергнутся все грешники, если не наследуют Его учению (Мат. XXV:41; Лук. XIII, 28); б) с другой – на те величайшие и вечные блага, которые уготовал Отец небесный, также ради заслуг Своего возлюбленного Сына, для всех праведников, следующих Его учению (Мат. XIX, 23, 29; XXV, 34); в) наконец – на ту беспредельную и в высшей степени трогательную любовь Божию к нам – грешным, которая – явилась в дели искупление нашего от вечных бедствий и дарование нам вечного блаженства (Иоан. III:16 – 17; XV, 9, 13 – 15).   28. Библейские тексты о Евангелии    Евангелие есть благая весть о спасении: Как прекрасны на горах ноги благовестника, проповедующего спасение! (Ис. LII:7). – Не бойтеся; я возвещаю вам великую радость; ибо ныне родился вам Спаситель (Лук. II:10 – 11). – Напоминаю вам Евангелие, которое я благовествовал вам, которым и спасаетесь (1 Кор. XV:1 – 2).    Евангелие есть а) сила Божие ко спасению: Я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме. Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что око есть сила Божие ко спасению всякому верующему (Римл. I:15-16).    б) слово спасения: Мужи братие! вам послано слово спасение сего (Деян. XVII, 26).    в) слово благодати: во свидетельство слову благодати Своей Господь творил руками апостолов знамение и чудеса (Деян. XIV:3). – Предаю вас, братие, Богу и слову благодати Его ( – XX, 32).    г) слово примирения: Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирение (2 Кор. V:19).    д) вечное: Слово Господне пребывает в век; а это есть то слово, которое вам преподано (1 Петр. I:28). – Увидел я ангела, летящего по средине неба, который имел вечное евангелие (Апокал. XIV, 6).    е) славное: по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено (1 Тим. I:11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

А, впрочем, вот что говорит Апостол Иаков: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» ( Иак.5:16 ). Тут не обозначает он ни места, ни времени, ни других обстоятельств молитвы, и тем самым, очевидно, вменяет нам в непременную обязанность молиться за ближних вообще, не только за тех, которые живут с нами на земле, но и за тех, которые переселились отсюда в другой мир, мир загробный, тем более, что не только мы, живущие, но и все умершие для Бога живы суть. Вот что говорит и Сам Спаситель: «Кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Матф.12:32 ). Значит, есть грехи такие, которые отпускаются не только в здешней, но и в будущей жизни, а есть и такие грехи, которые не прощаются ни здесь, ни там. Понятны способы, по которым здесь отпускаются нам грехи, это – горячая молитва , соединенная с верою, глубокое раскаяние, добрые дела, некоторые таинства, и преимущественно таинство покаяния: но какие способы для прощения грехов там, за гробом? Там нет никаких таинств, которыми здесь очищается и освящается наша душа, там нет места ни покаянию, ни подвигам нашим, потому что здесь сеяние, а там жатва, и если при всем том для умерших возможно отпущение грехов, то как же оно возможно, если не по молитвам Церкви? Другого способа и представить нельзя. И мы уже видели прежде, что Иуда Маккавей приносил жертву за умерших воинов, и приносил с тою именно целью, да от греха очистятся (2Макк.12:39–45). Но, – продолжают пытливые умы, – что же значит евангельская притча о богатом и Лазаре ( Лук.16:19–31 )? Тут праведный Авраам прямо и решительно сказал грешному богачу: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» ( Лук.16:26 ). Не следует ли отсюда, что напрасны и молитвы наши за усопших, когда для грешника не возможен там переход из ада в рай, когда оттуда к нам не переходят?...Нет, не следует, и вот почему: Прежде всего, мы знаем, что Сам Спаситель, по смерти Своей, нисходил душою Своею во ад, яко Бог, чтобы там возвестить победу над грехом и смертью и вывести оттуда ветхозаветных праведников и других, умерших с верою в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

В данном же поврежденном состоянии – это лишь цель, которую надо достичь с Божией помощью, но и при личном усилии. Апостол Петр так суммирует содержание христианской жизни: «Как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1 Пет. 4:1). Здесь преодоление греха поставлено в прямую зависимость от добровольного распятия плоти с ее страстями и похотями (Гал. 5:24). В сущности все сводится к очень элементарной истине, что по причине греховной поврежденности душа и тело человека находятся в конфликте: когда тело пресыщается, тогда духовные силы человека притупляются и слабеют, и, наоборот, когда человек добровольным воздержанием ослабляет тело, тогда его духовные силы просыпаются и начинают расцветать. Лучшие мыслители издревле установили, что всякое духовное усилие, всякое добровольное лишение, всякий отказ, жертва – немедленно размениваются на духовные богатства внутри нас; чем больше мы теряем, тем больше приобретаем. Вот почему главной темой Священного Писания является побуждение к подвигу. Сама жизнь христианина уподобляется несению креста вслед Христу: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мт 10:38). На вопрос учеников, многие ли спасутся, Господь ответил: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лук. 13:24). «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мт 11:12, смотри также Лк 13:22—30; Мр 8:34—38; Лк 14:25—27; Ин 12:25—26). «Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мт 6:19—34). И это не только в известные моменты жизни, но должно стать образом жизни: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящими» (Лук. 12:32—35, Мр 13:33—37). «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» (Рим. 12:11). Однако, говоря о необходимости подвига, надо помнить, что в христианстве важно не одухотворение само по себе, а уподобление Христу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2620...

В прежнее время все стены, по свидетельству нашего древнего паломника Даниила (XII в.), были украшены мозаикой и фресками; против входной двери, у противоположной стены показывают место тайной вечери, огражденное деревянной решеткой. Другой покой верхнего этажа считают местом, где было сошествие Св. Духа, на апостолов ( Деян.2:1–42 ). Великие и священные события совершались на этом месте. Здесь произошло установление таинства тела и крови Христовой в замен ветхозаветных кровавых жертв. Здесь совершилось и исполнение обетования об облечении апостолов силою свыше и утверждение через него новозаветной Церкви. Трогательны и поразительны наставления Господа ученикам своим перед телесной разлукой с ними! – Желанием возжелех ясти пасху сию с вами, прежде Моей страсти ( Лук.22:15 ). Это были первые слова Его на этой трапезе любви. Какою скорбью и в то же время любовью проникнуты слова Его к ученикам Своим; какое видное сострадание в обращении Его к несчастному Иуде ( Мф.26:24,25 ; Мк.14:21 ; Лук.22:22 ; Ин.13:22–39 )! Какая сердечность слышится и в последних словах Избавителя, обращенных к ученикам: Чадца, еще с вами мало есмь, взыщете Мене, и якоже рех иудеом, яко аможе Аз иду, вы не можете приити: и вам глаголю ныне. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга якоже возлюбих вы, да и вы любите себе. О семь разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою ( Ин.13:33–35 ). Да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога, и в Мя веруйте. Не оставлю вас сиры: прииду к вам. Еще мало, и мир ктому не увидит Мене, вы же увидите Мя: яко Аз живу, и вы живи будете... Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не якоже мир дает, Аз даю вам. Да не смущается сердце ваше, ни устрашает. Слышасте, яко Аз рех вам: иду и прииду к вам... ( Ин.14:1,2,18,19,27,28 ). – Кто без слез может вспомнить всю вечерю и поучение Спасителя во время ее о взаимной любви учеников между собою и мире со всеми, откровение Его ученикам о ненависти к ним со стороны людей века сего и обещание им от Отца небесного Духа Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Возлюбленные! – умоляет он, – будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь ( 1Ин. 4:7–8 ), и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (4:16). Для такого же не страшен антихрист со всеми его соблазнами, потому что таковой познал истину, которая есть любовь! Аминь. 2001 г. О настойчивости в духовной жизни ( 29 сент./12 окт. – Лук. Зач. 19 Гл. 5:17–26,) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня св. Церковь вспоминает описанный в Евангелии случай исцеления расслабленного и поставляет его нам в пример. Читая Евангелие, мы слышали, как в один день Господь учил в доме, где собралось такое количество людей, что не только внутри, но и снаружи, у дверей, не было места. И в то время, как Он учил, четыре человека принесли к Нему расслабленного, желая его исцеления, но не могли внести его внутрь и положить пред Ним из-за толпы, окружавшей весь дом. Тогда эти люди залезли на крышу дома, раскрыли ее кровлю и спустили сквозь нее одр, на котором лежал расслабленный, прямо под ноги Господу. Увидев веру их, Господь сказал расслабленному: «Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» ( Мф. 9:2–8 ). Эти же слова Господь обращает к тем из расслабленных духом, которые проявляют изобретательную настойчивость, ища свой путь к Нему. Четыре человека несшие расслабленного – это образ того, как узнавший о Спасителе дух человеческий, взяв себе в помощники – ум, сердце и волю, несет с их помощью расслабленную грехом душу на исцеление туда, где пребывает Господь. И ни любопытствующая толпа, сама не входящая и другим заграждающая вход в дом Божий ( Церковь ), ни близстоящие возле Него «праведники», одним своим видом вводящие в уныние всякую расслабленную душу, ни другие явные или только кажущиеся препятствия не могут остановить усердно ищущего спасения. Главное только не останавливаться при встрече первого же препятствия, но прилагать все усилия к его преодолению и делать все, что представляется возможным и даже то, что кажется невозможным. В конце концов, невозможное для одних человеческих усилий становится возможным содействием Божием ( Лук. 18:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

е. всякая государственная власть, исполняющая свое назначение охраны человеческой жизни «от злых» — функцию «отмщения в наказание делающему злое», — поставлена «от Бога», так что «противящийся власти противится Божию установлению», и мы обязаны ей повиноваться не только из страха наказания, но и «по совести». Это наставление сохраняет свою силу, несмотря на то, что одновременно само понятие властвования признано Христом несовместимым с совершенным, подлинно христианским отношением между людьми (Ев. Лук. 22:25). Точно так же, хотя плотская любовь есть выражение несовершенства тварной человеческой природы, и по «воскресении», т. е. в чаемом царстве Божием, по слову Христа, «не женятся и не выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божии на небесах» (Матф. 22:30), однако, с другой стороны, именно в составе несовершенного мирового бытия, брак есть ненарушимая святыня, ибо сам Бог сочетал мужа и жену, сделав их единой плотью (Матф. 19:4—6); и потому, по слову апостола, брачная любовь есть земной символ таинственной связи Христа с церковью (Еф. 5:25—32), т. е. воплощение на земле, в условиях несовершенного, искаженного и ослабленного грехом мирового бытия, величайшей святыни — единства бытия, освященного спасающим присутствием в нем самого Бога. Этим освящено начало семьи, — хотя, с другой стороны, идеал христианского совершенства требует преодоления семейных отношений, как порядка, стесняющего духовную свободу человека в его стремлении к Богу («враги человеку домашние его»; «кто не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев… тот не может быть Моим учеником» (Матф. 10:36, Лук. 14:26). И, наконец, хотя в Новом Завете нигде не выражено открыто освящение начала собственности и, напротив, подчеркивается духовная опасность богатства, и отречение от всякой собственности признается условием полного совершенства, однако, одновременно не только само собой подразумевается сила ветхозаветной заповеди уважения к чужой собственности, но и право свободного распоряжения своим имуществом признается (Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3869...

И о значении троекратного: Паси овцы Моя, общие наши Божественные Отцы единогласно учат, что это не было каким-либо предпочтением святого Петра перед прочими Апостолами, тем менее его преемников, а просто восстановлением его в сан апостольский, из которого он ниспал чрез троекратное отречение. И сам святый Петр, как видно, точно также понял смысл троекратного вопроса Господа: Любишь ли Меня? и слов: больше нежели они ( Иоан. 21:15 ). Ибо вспомнив слова свои: Если и все соблазнятся о тебе, я никогда не соблазнюсь (§ 12); опечалился, что третий раз сказал ему: любишь ли Меня? Но преемники его, для своих целей, принимают это изречение в смысле, слишком для них благоприятном. § 12. Еще Его Блаженство говорит (стр. 8, ст. 12), что Господь наш сказал Петру ( Лук. 22:32 ): Аз же молился о тебе, да не оскудеет вера твоя, и ты некогда обратившись, утверди братьев твоих. Молитва Господа нашего была не по тому случаю, что сатана просил (там же, ст. 31), да попущено будет ему подвергнуть искушению веру всех учеников, – Господь же позволил ему сделать сие только с Петром, потому особенно, что он высказал слова самолюбия и почитал себя выше других: если и вси соблазнятся о Тебе, я никогда же соблазнюсь ( Матф. 26:33 ), но это искушение было временное, когда Петр начат божиться и клясться, что не знает сего человека ( Матф. 26:74 ) – так слаба природа человеческая, оставленная самой себе! дух бодр, плоть же немощна ( Матф. 26:41 ); – временное, говорим, для того, чтобы потом, прейдя в себя и очистившись слезами покаяния, он мол, еще более утвердить братьев своих в исповедании Того, Которому они не изменяли и не отрекались. О премудрые судьбы Господни! Как Божественна и таинственна была на земле последняя ночь Спасителя нашего! Священная та вечеря, – она самая, веруем мы, и ныне совершается ежедневно по слову Господа: сие творите в Мое воспоминание ( Лук. 22:19 ), и: когда вы едите хлеб сей и чашу сию пьете, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет ( 1Кор. 11:26 ). Братская любовь, с такою попечительностию заповеданная нам общим Учителем: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой ( Иоан. 13:35 ); любовь, которой рукописание и заветы первые разодрали папы, защищая и принимая еретические нововведения, вопреки тому, что нам благовествовано и что утверждено уставами общих учителей и Отцев наших, – та самая, говорим, любовь действует и ныне в душах христианских народов и особенно в руководствующих ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

«И спасет Господь их в тот день, как овец, народ Свой, ибо, подобно камням в венце, они воссияют на земле Его» (9:16). «В тот день откроется источник Дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты» (13:1; 1Петр. 3:21 ). «И Господь будет Царем над всей землей; в тот день будет Господь един и имя Его едино» (14:9). Воскресный день это – день проявления торжества и силы Христа над Его врагами и над диаволом: «жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих. В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни» ( Пс. 109:2–3 ). А так как «Христос воскрес для оправдания нашего» ( Рим. 4:25 ), то пророк Давид приглашает нас в день воскресный радоваться и веселиться: «Славлю Тебя, что Ты услышал меня и сделался моим спасением! Камень, который отвергли строители, сделался главой угла (см. Лук. 20:17–19 и 1Петр. 2:7 ). Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный» ( Псал. 117:21–24 ). В этот день и Христос велел Апостолам радоваться: «радуйтесь», сказал Он (Мф. 28:9), и они, действительно, в этот день радовались (Мф. 28:8; Иоан. 16:20–26, 20:20 ; Лук. 24:41 ). Таким же днем радости должен быть день воскресный и для всех истинно верующих в воскресшего Христа. Адвентисты напрасно празднуют субботу, ибо, по ветхозаветной букве, они все равно должны погибнуть. Ведь еще не прошло четыре рода, как появилось их учение: их деды и прадеды, а многих и отцы, праздновали день воскресный, некоторые из сектантов и сами недавно перестали его праздновать, почему они должны, по их же учению, все погибнуть за вину отцов своих, праздновавших воскресение, ибо в той же главе Исхода, где помещена заповедь о субботе, сказано о нарушителях заповедей Божьих, что не только они, а и потомки их будут наказаны, потому что Бог есть «Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» ( Исх. 20:5 ; Числ. 14:18 ). Итак, ясно, что ветхозаветная суббота была «до времени исправления» ( Евр. 9:10 ), то есть до времени Христа, Который не только словом, а и делом отменил ее, ибо наступила, по предсказанию пророков, новая суббота, то есть день воскресный, день «знаменитый», который «сотворил Господь», день славы Христа и нашей радости и веселья об избавлении нас и всего мира от рабства диаволу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Противоположную стратегию выбрал тот приточный богач, который, получив хороший урожай, решил сохранить его исключительно для себя, присвоив себе то, что ему не принадлежало ( Лук. 12:16–20 ). Назван был сей богач безумным, ибо, во-первых, не посчитал неожиданно полученное земное богатство даром от Бога для приобретения вечных ценностей, но исключительно собственным приобретением и для удовлетворения лишь временных нужд, во-вторых, временному он стал присваивать статус бесконечной вечности, говоря, «много добра лежит у тебя на многие годы», а в-третьих, усмотрел благо для души своей исключительно в телесных удовольствиях, говоря ей, покойся, ешь, пей, веселись, и обозначая тем самым желание греховной жизни, которая обычно следует за пресыщением чрева ( Еф. 5:18 ). Но в то время, как с великим услаждением мечтал богач о предстоящей ему греховной жизни, он внезапно лишился и ее, и полученного богатства. Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет ( Лук. 12:21 ). Свящ. Писание говорит нам о трех видах богатства. Есть такое богатство, о котором можно только сожалеть, говоря: «Горе вам, богатые» ( Лк 6:24 ), а есть богатство, за обладание которым муж праведный удостаивается похвалы ( Пс. 111:3 ), но еще бывает богатство в нравственном отношении нейтральное, которое становится благим или злым в зависимости от целей и свойств употребляющих его. Первый вид богатства – это богатство греховными делами и навыками, второй – богатство добродетелей, а третье – богатство материальное, которое может принести душе, как пользу, так и вред. Последнего вида богатство способно принести пользу лишь тому, кто имеет его так, как будто оно ему не принадлежит, ибо кто любит богатство, тому нет пользы от того ( Еккл. 5:9 ). Какая может быть польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит ( Мф. 16:26 )? Повредит уже тем, что будет уделять время не ей, а приобретению богатства. Тем более вредит душе тот, кто приобретает богатство способами неправедными, греховными. Особенно ужасно это выглядит тогда, когда «имение сребролюбца разделяют между собою многие, а грехи, сделанные им из-за этого имения, уносит с собою он один, подвергаясь за них мучительному наказанию». 98 Вот почему св. Апостол советует нам уповать не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все необходимое в изобилии, и призывает богатеть добрыми делами, быть щедрыми и общительными, собирая себе такое сокровище, которое послужит добрым основанием для будущей вечной жизни ( 1Тим 6:17–19 ). Вот почему Господь говорит нам: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф. 6:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Симон есть сокращенное имя Симеона, как и Митр — Митродора, Мина — Минодора, Февда — Феодосия. С самого начала апостол пробуждает помыслы и души верующих, побуждая их стараться в деле проповеди равняться апостолам. Ибо тогда, как все получили равно драгоценную благодать, несправедливо было бы иметь недостаток в чем-нибудь таком, в чем все оказались равными. Апостол постоянно желает верующим мира, который дал им Христос по воскресении своем из мертвых и при отхождении к Отцу, взывая: «мир вам» (Иоан. 20, 19. 21. 26. Лук. 24, 36). И в церкви мы молим Господа, чтобы дал нам «ангела мирна», и священник от святого жертвенника подает народу «мир»; потому что мир есть мать всяких благ. Поэтому и Господь заповедал ученикам своим, чтобы они при входе в домы прежде всего подавали мир (Мф. 10, 12. Лук. 10, 5). 2 Благодать вам и мир да умножится в познании Бога, и Христа Иисуса Господа нашего. Связь такая: вам, которые в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего, приняли с нами равно драгоценную веру, по правде Бога нашего, благодать и мир да умножатся. 3 Яко вся нам божественныя силы его, яже к животу и благочестию, подана разумом призвавшаго нас славою и добродетелию. 4 Имиже честная нам и великая обетования даровашася. Связь такая: да умножатся вам благодать и мир, так как все, потребное для жизни и благочестия, в познании Бога и Господа нашего Иисуса, Его божественною силою, этою благодатию, даровано вам для познания славы и добродетели, за которые дарованы величайшие обетования, дабы вы, удалясь от мирского растления, совершающегося чрез похоть, сделались причастниками Божеского естества. Иначе. Изложение растянуто, но мысль такая: силою Христовою получив бесчисленные блага, мы можем и сделаться причастниками Божеского естества и достигнуть жизни и благочестия; посему должны жить так, чтобы к вере присовокупить добродетель и чрез добродетель преуспевать в благочестии, доколе достигнем совершеннейшего блага, которое есть любовь. Причастниками же Божеского естества мы сделались чрез явление Господа и Бога, который начаток нашего естества соединил в самом Себе и чрез восприятие освятил; если же начаток свят, то и целое свято. Следствие мирской похоти называет растлением потому, что она слагается и вращается около предметов растленных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010