Наконец, Он пришел на гору Елеонскую, против Иерусалима, и там в последний раз повторил им Свои наставления: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас, говорил он ученикам Своим. Идите же по всему миру, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, в оставление грехов. Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром и давайте. (Иоан. 20:21. Марк. 16:17., Матф. 28:19; 10, 8). Благословляйте гонителей своих, благословляйте, а не проклинайте. Подражайте Учителю вашему. Потому узнают все, что вы мои ученики (Иоан.13. 25), если вы будете любить ненавидящих вас. Вспомните, сколько зла мне сделали иудеи! Серафимы не смеют взирать на лице Мое и закрывают свои лица, а иудеи били Меня по ланитам. Мои руки образовали человека из земли и создали весь этот прекрасный мир, а иудеи железными гвоздями пригвоздили эти руки к древу. Если Я обращу взор Мой на землю, земля трепещет и трясется, а иудеи смеялись надо Мною, проходя мимо и кивая головами. Все Я терпел от них, и не гневался, не мстил им. Думаете ли вы, что Я не мог мстить? Ангелы у Меня стояли готовые к мести, но Я не позволил им, простертый на кресте, Я молил Отца за врагов Моих и говорил: Отче Мой, прости им; ибо не знают, что делают! (Лук. 23:34) Я страдал терпеливо, чтобы вам подать пример. Если бы Я только учил, а не делал; в Моем учении была бы несообразность. Нет, сперва Я Сам сделал все, а потом уже вас обязываю делать. Я сказал: Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец (Иоан.10:11), и не отказался от смерти, будучи бессмертным. Я сказал: Благословляйте клянущих вас (Матф.5:44), а не проклинайте; и, столько вытерпевши от Иудеев, никого не проклинал. — Я все совершил, что предсказали о Мне пророки; и вот теперь восхожу к Отцу моему (Иоан.20:17). Но вы не печальтесь; Я не оставлю вас сиротами (-14, 18); пошлю к вам Духа Св., Господа животворящего, единосущного Моему Отцу и Мне. Да и Сам Я с вами, во все дни до скончания века (Матф:28, 20). Как древле Я был с Моими пророками, так буду и с вами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Небезызвестно это и самому злому демону. Вот почему, когда он, употребив все те средства, увидел, что борец остается невозмутимым и спокойным, то устремился к этому величайшему состязанию, говоря, что все остальное выносимо – лишится ли кто дитяти, или имущества, или чего-нибудь другого (потому что это обозначается словами «кожу за кожу» ( Иов. 2:4 ), а смертельный удар тот, когда кто получит в удел страдания телесные. Вот почему, когда он был побежден после этой борьбы, он не мог и голоса поднять, хотя прежде спорил крайне бесстыдно. Здесь же, говорю, и он уже не нашел возможным выдумать чего-нибудь бесстыдного, но удалился с закрытым от стыда лицом. 3 . Но если тот желал смерти, не вынося страданий, то не думай, что это для тебя служит оправданием в желании самой смерти. В самом деле, поразмысли, когда тот желал и при каком положение дел, а именно, когда закон не был дан, пророки не являлись, благодать в такой степени не была излита, и сам он не получил участия в других родах целомудрия. Что действительно от нас требуется больше, чем от живших в то время, и что нам надлежат более трудные подвиги, послушай, как говорит об этом Христос: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» («аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в царствие небесное») ( Матф. 5:20 ). Поэтому не думай, что желание смерти теперь свободно от вины, но слушай голоса Павла, который говорит: «разрешиться и быть со Христом… несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» («разрешитися и со Христом быти много паче лучше: а еже пребывати во плоти, нужнейше вас ради») ( Флп.1:23–24 ). Чем больше усиливаются мучения, тем больше увеличиваются и венцы; чем больше обжигают золото, тем чище оно становится; чем обширнейшее море переплывает купец, тем больше собирает он товаров. Итак, не подумай, что тебе предлежит малое состязание, – нет, подлежит более высокое, чем все то, что ты претерпела, разумею состязание по поводу болезни тела. Так и Лазарю (хоть я и часто говорил тебе это, но ничто не мешает сказать то же и теперь) этого было достаточно для спасения ( Лук.16:20–25 ); и в недра того, кто открывал дом для приходящих, кто по повелению Божию постоянно был переселенцем, и кто заклал родного сына, единородного, данного в глубокой старости, отошел тот, кто не сделал ничего подобного, так как он легко перенес бедность и болезнь, и отсутствие покровителей. Для тех, кто благородно переносит что-нибудь, это, действительно, столь великое благо, что Бог, если найдет кого согрешившим весьма тяжко, освобождает от тяжелого бремени грехов; а если найдет украшенною добродетелями и праведного, то и для того делается прибавка не малого, но даже и очень великого дерзновения перед Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но еще более пробуждает нас от этих грез учение Иисуса Христа. « Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие .» (Лук.18:25). « Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? » (Матф.16:26) и т.д. в) Мы вступаем в дни поста и покаяния. Пробудимся от сонных мечтаний и подумаем о действительном нашем состоянии. 2. Иные спят и грезят тщеславием. а) Думают с самодовольством о своих нарядах, о телесной силе и красоте, о почете и влиянии, о талантах своего ума и его совершенствах. Все это одни грезы! б) Иисус Христос и своим примером, и своим учением пробуждает нас от таких грез: « И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Матф.5:40). « И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом (Матф.20:27). Блаженны нищие духом (Матф.5:3)» и т.п. в) Наступающая Четыредесятница есть время покаяния и сокрушения о грехах. Оставим суетные мечтания. Сами по себе мы ничто. Мы нуждаемся в спасении и искуплении. Через одного Иисуса Христа мы можем быть не тем, что мы не есть, но чем должны быть. 3. Многие, очень многие грезят удовольствиями. а) Ищут своего счастья в пиршествах и кутежах, в играх и опьянении грубой похоти. Но эти удовольствия проходят, как сон, и не оставляют после себя ничего, кроме неприятного воспоминания. Что бывает с такими людьми на другой день, по пробуждении? Не чувствуют ли они себя дурно, не бывают ли расстроены, даже часто больны душой и телом? Только духовные удовольствия, проистекающие из молитвы, благодарности и сознания верно исполненных обязанностей, прочны и приятны. б) Апостол Павел хочет пробудить нас от нашей дремоты и грез. « Наступил уже час пробудиться нам от сна », взывает он; « ибо ныне ближе к нам спасение » (ст.11). Детям было бы еще позволительно спать, но в старости и зрелых годах, когда настало для нас ближайшее время спасения, было бы неестественно и преступно предаваться сну и грезам. От юного ли дерева ожидают плодов, a не от окрепшего? « Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы » (ст.12)! Греховные удовольствия достойны осуждении потому уже, что они совершаются в ночной тьме.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Ос. 2 :11. И прекращу у нея всякое веселие, и праздники ея, и новомесячия ея, и субботы ея, и все празднества 21 ея. Ос. 2 :12. И опустошу виноградники ея и смоквы ея, о которых она говорила: «это у меня плата, которую дали мне любовники мои», и сделаю их свидетельством 22 , и будут поедать их звери полевые и птицы небесные и гады земные. Ос. 2 :13. И отмщу ей за дни Ваалов 23 , в которые она приносила им жертвы, и надевала серьги свои, и ожерелья свои, и ходила в след любовников своих, а Меня забывала, говорит Господь. Ос. 2 :14. Посему и Я увлеку 24 ее и сделаю ее как бы пустынею 25 и буду говорить к сердцу ея. Ос. 2 :15. И дам ей оттуда 26 имения ея и долину Ахорову 27 , чтобы раскрыть смысл ея. И смирится она там, как во дни юности своей и как во дни исхода своего из земли Египетской. Ос. 2 :16. И будет в тот день, говорит Господь, она назовет Меня: «Муж мой», и не будет более называть Меня: «Ваалим» 28 . Ос. 2 :17. И удалю имена Ваалов от уст ея, и не будут вспоминаемы имена их. Ос. 2 :18. И заключу в тот день для них союз с полевыми зверями, и с птицами небесными, и с гадами земными, и лук, и меч, и войну истреблю с земли, и поселю их с надеждою 29 . Ос. 2 :19. И обручу тебя Себе на век и обручу тебя Себе в правде, и в суде, и в милости, и в щедрости. Ос. 2 :20. И обручу тебя Себе в вере, и узнаешь Господа 30 . Ос. 2 :21. И будет в тот день, говорит Господь, Я услышу небо, а оно 31 услышит землю. Ос. 2 :22. И земля услышит пшеницу, и вино и елей, а они услышат Иезраеля. Ос. 2 :23. И посею ее для Себя на земле, и помилую непомилованную 32 , и скажу не народу 33 Моему: «ты — народ Мой», а он скажет: «Ты — Господь Бог мой» 34 . Глава 3 Ос. 3 :1. И сказал мне Господь: еще иди, и полюби женщину, любящую зло и любодейцу, как любит Бог сынов Израилевых, а они взирают на чужих богов и любят виноградные лепешки 35 . Ос. 3 :2. И нанял я себе ее за пятнадцать сребренников и за гомор 36 ячменя и за меру 37 вина. Ос. 3 :3. И сказал я ей: много дней оставайся 38 у меня, а я (буду) для тебя, и не блуди и не будь с другим мужем 39 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Плч. 3 :11. Гонится за отступающим, и усмирил меня, признал меня погибшим 65 . Плч. 3 :12. Натянул лук Свой и поставил меня как бы целью для стрел. Плч. 3 :13. Ге. Пустил в почки мои стрелы из колчана Своего. Плч. 3 :14. Я стал посмешищем для всего народа моего, вседневною песнью их. Плч. 3 :15. Он насытил меня горечью, напоил меня желчью 66 . Плч. 3 :16. Вав. Сокрушил камнем зубы мои, накормил меня пеплом. Плч. 3 :17. И лишил мира душу мою, я забыл о блогополучии. Плч. 3 :18. И я сказал: погибла слава 67 моя и надежда моя на Господа. Плч. 3 :19. Заин. Вспомни бедность мою и гонение на меня. Плч. 3 :20. Я вспоминаю 68 горечь и желчь 69 мою, стеснена во мне душа моя. Плч. 3 :21. Положу я это 70 на сердце мое, а потому и потерплю. Плч. 3 :22. Иф. Милость Господня (в том), что Он не оставил меня, ибо не истощилось Его милосердие; пребывающий каждое утро 71 , помилуй, Господи! Мы не погибли, не истощилось Твое 72 милосердие. Плч. 3 :23. Ново оно каждое утро, велика верность Твоя. Плч. 3 :24. Господь — часть моя, говорит душа моя, посему буду надеяться на Него. Плч. 3 :25. Теф. Благ Господь для надеющихся на Него. Плч. 3 :26. Душе, ищущей Его, блого (есть) 73 , терпеливо ожидающей спасения от Бога. Плч. 3 :27. Блого мужу, когда он в юности своей несет иго 74 . Плч. 3 :28. Иод. Сядет уединенно и умолкнет, ибо возложил (его) 75 на самого себя; Плч. 3 :29. Полагает уста свои в прах (говоря): «может быть еще будет надежда», Плч. 3 :30. Подставляет ланиту свою бьющему, насытится укоризнами. Плч. 3 :31. Каф. Ибо не во век отвергнет Господь, Плч. 3 :32. Но Смиривший помилует, по множеству милости Своей, Плч. 3 :33. Не отверг от сердца Своего и смирил сынов человеческих. Плч. 3 :34. Ламед. Чтобы попирать ногами своими всех узников земли, Плч. 3 :35. Чтобы нарушить суд человека пред лицем Всевышняго, Плч. 3 :36. Чтобы обвинить 76 человека, когда он ищет суда, — Господь (сего) не говорил. Плч. 3 :37. Мем. Кто скажет, и исполнится, если Господь не повелит? Плч. 3 :38. Из уст Вышнего не исходит зло и добро.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

" Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня " и т. д. ( Мф.25:34,35). Заметь, что говорит Творец ми pa. Он не говорит: Я был царем, и вы убоялись Меня; Я был правителем, и вы оказали Мне почет, – но: Я был " наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня " (ст. 36). Поистине, нет ничего равного милостыни: получает деньги нищий, а отдает Бог. Сделавшись должником, в лице нищих и собираю­щихся у дверей церковных, Бог не просто отдает лишь долг, но самих заимодавцев делает наследниками, обращаясь к ним так: " Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира " . И когда, говорит, уготовано? Когда ты раздавал бедным пищу и одежду, когда ты благотворил церквам и на могилах мучеников, когда ты справлял память святых, когда ты принимал (бесприютных) в своем доме, когда ты посещал больных и заключенных, когда ты все это делал, Я готовил тебе это царство, И вот, когда ты должен будешь покинуть эту жизнь, тебе не придется думать о том, кто там окажет тебе гостеприимство. Сам Домовладыка встретит тебя приветствием: " Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня " . Вот каково величие милостыни! Никакая добродетель не может с ней сравниться или превзойти ее. Не сказано ведь: вы соблюли девство, или: вы ради Меня постились; ничего подобного не сказано, – но только: " ибо алкал Я, и вы дали Мне есть " . Велики, конечно, и пост, и девство, и прочие добродетели, но ничто не может сравниться с милостыней. Перешли же свои блага в тот нескончаемый ми p, – и ты найдешь в том веке то, что раздаешь здесь, как и Господь говорит: " приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители " (Лук.16:9). О, дружба Владыки! О, неразумие людей, привязанных к богатству! Он утешает, а богач скорбит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

С другой стороны, достигнуть на земле совершенства, осуществить Евангельские идеалы, люди не могут, потому что Иисус Христос был не только человеком, но Богочеловеком, благоволившим воспринять в Божественную Ипостась человеческую природу. Первые последователи Иисуса Христа удостоились быть Его учениками по вере и любви к Нему; однако в Евангелиях неоднократно говорится, что ученики уверовали в Него. Так, после первого чуда на браке в Кане Галилейской, Евангелист свидетельствует, что «уверовали в Него ученики Его. ( Ин. 2:11 ). После укрощения бури на Геннисаретском озере ученики удивлялись и говорили между собою: «Кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?» ( Лук.8:25 ). После второго укрощения бури, когда Иисус Христос шёл к ученикам по водам Геннисаретского озера, они «поклонились Ему и сказали: истинно Ты – Сын Божий». ( Мф. 14:33 ). Эти Евангельские изречения свидетельствуют, с одной стороны, о том, что ученики постепенно усовершенствовались в вере в Иисуса Христа; а с другой стороны – величие Божественного Лица Иисуса Христа было так неизреченно, власть Его над природою была так необычайна. Его нравственное влияние на слушателей так велико, что ученики, при каждом новом проявлении Его всемогущества и любви к людям, припадали к Нему, прославляли Его величие и утверждались в вере, выраженной Ап. Петром: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго». ( Мф. 16:16 ). Несмотря на то, что ученики по вере удостоились быть Апостолами или посланниками, Иисус Христос неоднократно обличал их в маловерии и страхе. «Что вы так боязливы? как у вас мало веры?» ( Марк. 4:40 ). Пламенному по вере Ап. Петру, когда он стал погружаться в воду, Иисус Христос сказал: «маловерный, зачем ты усомнился?» ( Мф. 14:31 ). В третий год служения Иисуса Христа, после чудесного исцеления бесноватого глухонемого отрока, ученики спрашивали Его наедине: «почему мы не могли изгнать злого духа? Иисус же сказал им: по неверию вашему. Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет, и ничего не будет невозможного для вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

С каждой страницы Евангелия на меня смотрел монастырь Я еще даже некрещеной была, и верующей себя не считала, но вот, если говорить о Промысле Божием в жизни, то с каждой страницы Евангелия на меня смотрел монастырь. Я читала: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 31–34) и думала: это о монашеской жизни. Читала: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Лук. 9, 23) – значит, монастырь. Читала: Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф. 16, 25) – и ясно понимала, что нужно отказаться от мирской жизни. Рядом с нашим художественным училищем Памяти 1905 года находился Знаменский храм, и вот как-то на Троицу, на последнем курсе училища, я пришла к храму, ходила вокруг него и думала: как жаль, что я неверующая! А на следующее утро, в День Святого Духа, ясно поняла: я верю в Бога! Шел 1980-й год, и мне исполнилось 22. Не было никаких скорбей или болезней, через которые часто приходят к Богу, я была юная и полная сил, радужных надежд и творческих мечтаний, но Господь явно призывал меня, и я ясно услышала Его призыв, но, к сожалению, не сразу на него ответила. Скит с высоты птичьего полета О возрождении старинной Казанской девичьей обители Я готовилась стать театральным художником, мне было очень жаль прощаться со своей мирской мечтой, и я ещё 7 лет оставалась в миру. За эти годы покрестилась, окончила институт, филологический факультет. Шутила еще, что образование у меня будет, как у благородных девиц: немного живописи, немного литературы... Одновременно работала в драматическом театре и ТЮЗе, потом ещё преподавала в институте методику ИЗО. Потом мне уже самой захотелось в монастырь, но у мамы случился инсульт, и старец-архимандрит Кирилл (Павлов) из Троице-Сергиевой лавры благословил сначала доходить маму. И я ухаживала за ней, работала, но мирская жизнь все больше теряла для меня свою ценность, тянуло в церковь, и я стала работать в храме святых апостолов Петра и Павла простой уборщицей.

http://pravoslavie.ru/113672.html

С такою именно целью сделано все это. 4. Итак, не будем смущаться; пусть никто не сетует, видя порочных людей благоденствующими. Здесь нет воздаяния ни пороку, ни добродетели; а если иногда и бывает (воздаяние) пороку и добродетели, то не по достоинству их, но слегка, как бы в предвкушении суда, чтобы неверующие воскресению образумились здесь хотя таким образом. Потому, когда мы увидим порочного богатым, не будем падать духом; когда увидим добродетельного страждущим, не будем сму­щаться, - потому что там венцы, там и наказания. При том нет такого порочного человека, который был бы совершенно порочным, но и в нем бывает нечто доброе; равно нет и такого добродетельного, который был бы совершенно добродетельным, но и у него бывают некоторые прегрешения. Итак, когда порочный благоденствует, то знай, что это - к погибели собственной головы его; он здесь наслаждается этим для того, чтобы, получив здесь воздаяние за свое малое добро, подверг­нуться там полному наказанию. Тем более блажен тот, кто, получая наказание здесь, чтобы отдать долг за все грехи свои, отходит отсюда оправданным, чистым и неповинным. Этому поучает нас Павел, когда говорит: " От того многие из вас немощны и больны и немало умирает " (1 Кор. 11:80), и еще: " предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа " (1 Кор. 5:5). И пророк говорит: " ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои " (Ис. 40:2), также Давид: " Посмотри на врагов моих, как много их, и [какою] лютою ненавистью они ненавидят меня …и прости все грехи мои " (Пс. 24:19,18); и еще иной: " Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас " (Ис. 26:12). Все это доказывает, что добродетельные получают здесь наказания за грехи свои. А где (говорится), что порочные получают здесь добро, чтобы там подвергнуться полному наказанию? Послушай Авраама, который говорит бога­тому: " чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое " (Лук. 16:25). Какое " доброе " ? Употребляя выражение: воспр iялъ ecu, а не: пр iялъ ecu , он показывает, что оба они получали по заслугам, один благоденствие, а другой бедствия, и говорит: " ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Сами радовались, (других) печалили; прославлялись, – безчестили; укреплялись и благодушествовали, – обижали, безумствовали, утучнели, отолстели, разжирели, и если не оставили Бога, как некогда Иаков, то как возлюбленный (Израиль) насытившись отверглись (Его) ( Bmop.XXXII, 15 ) и как упрямая телица были упорны ( Ос. 4:16 ) против повелений Господа и презирали заповеди Его. Посему шум брани и разрушение войны на земле нашей ( Иер.50, 22 ); посему «открыл Господь хранилище Свое и взял из него сосуды гнева Своего» ( Иер. 50, 25 ); «посему народ вышел от страны северной, устремляясь как бы на другой Иерусалим, и племена поднялись от краев земли, держа... лук и копье; они жестоки и немилосерды; голос их шумит как море; ...мы услышали весть о них, или лучше, увидели грозный вид их, и руки у нас опустились, скорбь объяла нас и муки, как женщину в родах; не выходите в поле и не ходите по дороге, ибо меч... со всех сторон» ( Иер. 6, 22–25 ). Что мне сказать тебе, или, с чем сравнить тебя, – скажу сегодня словами Иеремии, – город царственный? Кто спасет тебя и утешит тебя? Ибо велика «чаша сокрушения твоего»; кто исцелит тебя ( Плач. 2:13 )? Вы теперь плачете; и меня едва не сразило это горе и не прервало моей речи. Но что вопиете ко мне! Для чего рыдаете? Послушайте меня, приостановите немного рыдание и дайте доступ словам (моим). И я плачу вместе с вами; но малые капли не угашают пламени, долго разгоравшегося, – что я говорю? Напротив еще более разжигают его! – и случайная слеза не может умилостивить гнева Божия, воспламененного вашими грехами. И я плачу вместе с вами; но слезы многих несчастных мы презирали; не говорю о том, как сами их и причиняли. И я плачу вместе с вами, если только теперь время плакать и наступившее несчастие не гораздо выше проливания слез; есть, поистине есть выше слез много несчастий, во время которых у страждущего внутренности цепенеют, или сильно стесняются и сжимаются, так что часто влага, текущая из глаз, отанавливается. Не вижу я теперь и пользы от слез; ибо, когда пред нашими глазами мечи врагов обагряются кровию (наших) единоплеменников, а мы, видя это, вместо того чтобы помочь, бездействуем, не зная что делать, и проливаем слезы, какое от этого утешение несчастных? Хотя бы большие реки образовались из потоков крови от убитых тел или из проливаемых нашими очами слез, но если вытекающими оттуда потоками кровеносной влаги не смывается скверна прегрешений, то как могут смыть ее ручьи (слез) из очей? He теперь надлежало плакать; возлюбленные, а ненавидеть грех от начала; не теперь – горевать, а раньше избегать тех удовольствий, которые причинили нам это горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010