Именно так толкует слова «до времени» прп. Максим Исповедник: «До какого времени? До времени крестного страдания, дабы, как он полагал, ему удалось с помощью искушений [связанных], со страданием, найти в Господе какое-либо [проявление] человеческих страстей» . И вот это время исполняется. Сатана приступает ко Господу через одного из ближайших учеников, входит в Иуду, становится его полным властителем. Но Христу известна эта страшная метаморфоза, произошедшая с одним из двенадцати. При этом Он не скрывается и не только показывает, что знает все сатанинские планы, но еще и торопит, выказывая этим, что все козни сатанинские учтены в Его Божественном плане и не способны поколебать его. Господь как бы говорит сатане: «Вот, Я – на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала! И поверну тебя, и поведу тебя, и выведу тебя от краев севера, и приведу тебя на горы Израилевы. И выбью лук твой из левой руки твоей, и выброшу стрелы твои из правой руки твоей» (Иез. 39, 1–3). Печальный пример Иуды показывает нам, что любовь к материальным благам, которая все более и более завладевает миром, постепенно превращается в страсть, открывающую свободный вход князю мира сего. В итоге человек, призванный быть храмом Божиим (1 Кор. 3, 16, 17), становится жилищем и орудием сатаны, закрывая для себя путь возвращения ко Христу. Человек, призванный быть храмом Божиим (1 Кор. 3, 16, 17), становится орудием сатаны Так же и в истории человечества наступит время, когда отступивший от Бога мир возглавит антихрист, который явится как бы персонализацией отрекшегося от Христа и полностью подпавшего под власть сатаны человечества. Тогда Господу вновь не останется ничего сказать этому миру и его князю, кроме слов, уже сказанных в свое время Иуде и его властителю диаволу: «что делаешь, делай скорее». Делай скорее, чтобы приблизить второе, славное и уже окончательное, Пришествие Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и неодолимое силами зла всеобщее воскресение. И лишь горстка гонимых и преследуемых христиан будет способна тогда вслед за апостолом воскликнуть: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20).

http://pravoslavie.ru/120780.html

Итак, справедливо запретил Он сказывать прежде креста народу, когда прежде креста опасался все открыть и тем, которые должны быть наставниками. " Еще многое имею сказать вам " , — говорит Христос, — " но вы теперь не можете вместить " . И действительно, многого они еще не разумели в Его словах, чего прежде креста Он ясно не открыл им; после же воскресения они поняли некоторые из Его слов. " С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать " (Матф. 16:21). " С того времени " : с которого времени? С того, когда насадил в них учение о Своей божественности, — когда положил начало обращения языков. Но и тогда они не поняли еще слов Его, — сказано: " но они ничего из этого не поняли " (Лук. 18:34); они все еще оставались как бы в некоем мраке, не зная, что должно Ему воскреснуть. Вот почему Христос и останавливается на этом трудном для них предмете, распространяет Свое слово, чтобы отверзть их ум и дать уразуметь, что значат слова Его. Но они " не разумели " , но " слова сии были для них сокровенны " ; они даже боялись спрашивать Его, впрочем, не о том, точно ли умрет Он, но о том, как и каким образом, и что значит эта тайна? Они не знали, что такое значит воскреснуть, и считали важнейшим никогда не умирать. Вот почему, при общем смущении и недоумении учеников, пылкий Петр опять один осмеливается продолжить об этом разговор, но и то не при всех, а наедине, т. е. устранившись от других учеников; И говорит: " будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобой " (Матф. 16:22)! Что это значит? Тот, который удостоился откровения, назван блаженным, так скоро споткнулся и упал так, что побоялся страдания? Но что удивительного, если это случилось с человеком, который не получил о том откровение? Чтобы знать тебе, что он не сам от себя произнес слова ( " Ты — Христос, Сын Бога Живого " ), — смотри, как он смущается и недоумевает о том, что ему еще не открыто, и, тысячу раз слыша, не понимает, что говорят ему. Он познал, что Иисус есть Сын Божий; а что такое тайна креста и воскресения, — то ему еще не было известно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Миссионерская памятка избранных стихов св. Писания 1) О Церкви Христовой 2) О священ. Писании е) Итак, догматический закон Моисея в силе и в Новом Завете. Мф. 5:17–18 . Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророки. Иоан. 5:39,46 . Исследуйте Писания, ибо вы думаете... Деян. 8:32–35 . Филипп... начав от сего Писания ( Ис. 53:7–8 ) Примечание , как к настоящей, так и к последующим памяткам: 1). Подбор указаний на тексты предназначается ко вложению в Библию или Нов. Завет. 2) Но предварительно требуется ознакомиться подробнее со стихами и объяснением их по книге: «Меч духовный» или «Щит веры», дабы знать смысл каждого стиха. 3) Знаком вопроса отмечены стихи, которыми сектанты делают возражения, а знаком – краткий ответ на эти возражения. 4) На стихах, пред которыми поставлен знак ? следует внимательно остановиться, и отметить их в Библии разъясняющими цитатами. 5) Ответы на возражения могут быть весьма разнообразны. 6) Более веские стихи по данному вопросу следует подчеркнуть. 7) Тексты, состоящие из многих стихов, означаются в цитатах многоточием. 3) О чтении и толковании свящ. Писания а) Истин. смысл Писания не всем доступен Мф. 22:29. Заблуждаетесь, не зная Писаний. 2Петр. 1:19 . Вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему… Колос. 4:16 . Прочитанное послание передать... 1 Фесс. 5: 27. Прочитать сие послание всем святым. д) В Священ. Писании возвещаются такие тайны, проникнуть в которые и для Ангелов является делом только желательным 1Петр. 1:2 . Им... открыто было... во что желают проникнуть Ангелы. 1Тим. 3:16 . Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти. ж) И Апостолам не вдруг открывалось разумение Писания Лук. 24:45 . Тогда отверз им ум к уразумению писаний. 4) О свящ. Предании г) Строгие прещения противн. Предания Гал. 1:8–9 . Если бы... не то что мы благовеств... анафема. (Писаний новозаветных сначала не было). 5) О соборах Церкви г) Необходимость введения новых правил благочиния в Церкви вытекает из понятия о самой Церкви, как теле живом, которое в своих членах

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

митр. Елевферий (Богоявленский) «Надлежало ли вам ради Бога говорить неправду и для Него говорить ложь? Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему и за Бога так препираться? Хорошо ли будет, когда Он испытает вас? Обманете ли Его, как обманывают человека? Строго накажет Он вас, хотя вы и скрытно лицемерите». ( Иов.13:7–10 ). «Знаю дела твои; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни, и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя». ( Апок.3:1:3 ). Содержание I. Папство, как верховная власть в церкви, по преемству от св. ап. петра» при свете Свящ. Писания. Христос не выражал своего желания сделать св. Петра главою апостолов и церкви до смерти своей II. Христос по воскресении не поставил ап. Петра главою апостолов. Дух Святый ничем не выделил ап. Петра из лика апостолов при сошествии на них. Он разграничил между Петром и Павлом области преимущественного проповеднического ведения – Петру – обрезанных, Павлу – необрезанных, хотя в этих областях были проповедниками и другие апостолы. Апостолы Петр и Павел признавали взаимный авторитет учительства в своих областях. Сам ап. Петр никогда не претендовал на приматство III. Св. апостолы не видели в ап. Петре главы для себя и Церкви IV. Не знала приматства св. ап. Петра Церковь, т. е. верующие V. Св. апп. Иоанн и Павел по преимуществу – боговдохновенные учители вселенной. «Говорю по человеческому рассуждению» (Рим.3:5). VI. Разбор 1. «И будет едино стадо и един пастырь» (Ин.10:1–16) 2. Ев. Иоанна 21:15–17 Смысл Мф.16:15–18. «И сказал Господь: симоне, симоне! вот сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу; но я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лук.22:31–32). VII. Отношение церкви после апостольского времени к вопросу о главенстве римского епископа в учении и власти. В чем непогрешимость Церкви, и как она проявлялась а) в период времени до вселенских соборов б) в период Вселенских Соборов VIII.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Недавно я читал воспоминания одного из участников войны 1812 года . Он пишет о том, что в армии ходили слухи (ошибочные) о предательстве некоторых высших офицеров. Однако даже тем, кто в них верил, в голову не приходило, что теперь они могут с полным правом дезертировать. Чужое предательство никак не оправдывает своего — это так в обычной армии, это так и в Воинстве Христовом. Вторая истина — Ваш выбор по отношению к Церкви есть выбор по отношению ко Христу . Это не выбор по отношению к Патриарху, священникам, или кому бы то ни было еще. Мы крещены, потому что Христос сказал: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. (Мар.16:16)”. Мы приступаем к Причастию потому, что Он сказал “сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. (Лук.22:19)” и настаивал на том, что “если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. (Иоан.6:53)”. Христос установил, как именно мы должны проявить веру в Него, если относимся к ней сколько-нибудь серьезно. Отказываясь со страхом Божиим, верой и любовью приступить к Чаше, мы отказываемся от Христа. Это — очень серьезные слова, но они не мои. Перечитайте слова Господа чуть выше. Молиться, как мы молимся перед Причастием “Вечери Твоея Тайныя, днесь, Сыне Божий, причастника мя прими”, а потом уйти от Чаши потому, что нам не понравилось, как священноначалие реагирует на тот или иной эпизод — значит полностью не понимать, о чем мы молимся. Здесь, в Чаше — дар вечной жизни, за который Господь заплатил Своей мукой и смертью. Отвернуться и уйти в знак политического протеста — значит просто не верить в это. Наше согласие или несогласие с теми или иными шагами священноначалия вообще не имеет отношения к делу. Единственное, что важно в сухом остатке — это то, повинуетесь ли Вы Господу и приступаете ли ко Святой Чаше. Но если мы говорим о людях, я хотел бы напомнить еще одну истину — скорее даже из области здравого смысла, а не богословия.

http://pravmir.ru/otpadenie-ot-very-i-py...

О том, что Приснодева, как Мать, родившая Избавителя мира, будет спасать людей Своим перед Ним заступничеством, предсказывал еще св. пророк Иеремия: «Долго ли тебе скитаться, отпадшая дочь? – говорит Израильтянам Бог через пророка Иеремию. Ибо Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа» ( Иер. 31:21–22 ). 1) Православные чтут Богородицу, называя Ее «благословенною», но в Писании и Иаиль благословенною называется: «Да будет благословенна между женами Иаиль, жена Хевера Кенеянина; между женами в шатрах да будет благословенна» ( Суд. 5:24 ). 1) Иаиль названа благословенною за то, что убила Сисару, врага Израильского, и названа благословенною только «между женами в шатрах», а Божия Матерь названа «благословенною» за то, что «обрела благодать у Бога» и родила Спасителя мира, Который Своей крестной смертью «лишил силы имеющего державу смерти, то есть диавола» ( Евр. 2:13–16 ) и избавил все человечество от гнева Божия, греха, проклятия и смерти, примирив его с Богом «посредством креста, убив вражду на нем» ( Еф. 2:13–16 ), вследствие чего люди, «бывшие некогда далеко (от Бога), стали близки Ему Кровью Христовой» (ст. 13), так что мы теперь уже «не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (ст. 19), «не рабы, но сыны, а если сыны, то и наследники Божьи через Иисуса Христа» ( Гал. 4:6 ). Вот почему Божья Матерь называется благословенною между женами всего мира, вот почему Ее должны «ублажать все роды» до скончания мира. И Ее, действительно ублажают все христианские народы, кроме сектантов–еретиков. 2 Вопросы и ответы православного 1) Из каких мест св. Писания видно величие Божьей Матери? 1) Еще св. пророк в псалме 44 именует Ее «Царицей», ставшей одесную Бога, и говорит, что «богатейшие из народа будут умолять лице Ея» (ст. 13). И Ангел Господень назвал Ее «Благодатной» и «благословенной между женами» ( Лук. 1:28 ). Такой же «благословенною между женами» и «Матерью Господа» назвала Ее, исполнившись Св. Духа, праведная Елисавета, мать величайшего из рожденных женами, св. Иоанна Крестителя (ст. 41–43). Наконец Сама Богоматерь, по вдохновению Св. Духа, сказала о себе: «отныне будут ублажать Меня все роды, что сотворил Мне величие Сильный» (ст. 46–49).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Петра главою апостолов и церкви до смерти своей Если Папство, как верховное вероучительное и управительное в Церкви начало, есть догмат, то ясно, что оно должно иметь Христово установление» апостольское осуществление, и церковное принятие его. А так как Папство свой генесис связывает с личностью св. ап. Петра, будто бы получившего верховную власть в лике апостолов, а потом и во всей Церкви, и передавшего ее римским епископам, то все суждения о папском приматстве сводятся к тому – установил ли Христос вообще в Своей Церкви единоличную верховную власть в лике апостольском–управлять и учить, и был ли св. ап. Петр облечен таковою властью в среде апостолов и в Церкви вообще. При рассмотрении этих вопросов мы пока не будем останавливаться на местах Евангелия – Мф.16:18 ; Ин.21:15–17 и Лук.22:32 , приводимых папством в подтверждение своего достоинства; укажем потом смысл этих обоснований, вытекающий из общего смысла решения поставленных вопросов Словом Божиим и практикою Церкви. Так как Христос основал Свою Церковь на крестной смерти, а фактическое свое начало она ведет с сошествия Св. Духа на Апостолов, то, естественно, что Спаситель еще до Своей смерти мог говорить и говорил о Церкви, как будущем Своем учреждении, и обо всем, что касалось последнего, как о Своих желаниях, предначертаниях. С этой точки зрения, само собою возникает вопрос – выражал ли Христос определенное, твердое желание учредить в Церкви Своей верховную власть в лице ап. Петра. Для положительного решения этого вопроса мы в Евангелии не находим никаких твердых данных. Правда, Ев. Матфей приводит слова Христа, на которые, как на фундамент для своего папского приматства, опирается Католическая Церковь . На вопрос Христа ко всем апостолам: «вы за кого почитаете Меня? Симон Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я тебе говорю: Ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (16:15–19).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

По этой-то причине Христос других не назвал блаженными, но, говоря с Петром, показал, кто и открыл ему. Чтобы исповедание Петрово не показалось многим сказанным из дружбы и лести, и в знак особенного к Нему расположения, — потому что он весьма любил Христа, — и указывает Того, Кто внушил ему, чтобы ты разумел, что Петр только произносил, а научал его Отец, и чтобы ты верил, что слова эти не выражают человеческое мнение, но божественное учение. Но почему Христос не открывает Себя сам, — не говорит: Я Христос, — но достигает этого вопросом Своим и заставляет произнести исповедание учеников. Потому что это и Ему тогда было приличнее и нужнее, и их более побуждало верить сказанному. Видишь ли, как Отец открывает Сына? Как Сын открывает Отца? " Отца не знает никто " , сказано, " кроме Сына, и кому Сын хочет открыть " (Матф. 11:27; Лук. 10:22). Таким образом, не через другого кого можно познать Сына, как только через самого Отца; и не через другого кого можно познать Отца, как только через Сына, так что и из этого видно, что Они равночестны и единосущны. Что же говорит Христос? " ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа " (Иоан. 1:42). Так как ты проповедал Моего Отца, то и Я именую родившего тебя, и как бы так говорит: как ты сын Ионин, так и Я Сын Моего Отца. Иначе излишне было бы говорить: " ты — сын Ионин " . Но когда Петр назвал Его Сыном Божьим, тогда Христос, чтобы показать, что Он так же есть Сын Божий, как Петр сын Ионин, т. е. одной сущности с родившим, присовокупил: " и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне " — т. е. на вероисповедании — " Я создам Церковь Мою " (Матф. 16:18). Этими словами Господь показывает, что отселе многие будут веровать, ободряет дух Петра и делает его пастырем: " и врата ада не одолеют ее " . Если же не преодолеют ее, то тем более Меня. Поэтому не смущайся, когда услышишь, что Я буду предан и распят. Далее обещает и другую почесть: " и дам тебе ключи Царства Небесного " (Матф. 16:19). Что значит: " и Я дам тебе " ? Как Отец дал тебе познание обо Мне, так и Я дам тебе; не сказал — умолю Отца, хотя и это было бы важным доказательством Его могущества и неизреченно великим даром; но: " Я дам тебе " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Постройка стены остановилась на время. Но зато враги иудеев, увидев, что их замысел неожиданного нападения открыт, оставили его, и дело постройки могло продолжаться. Однако для предупреждения неожиданного нападения Неемия все-таки счел нужным принять ряд мер, о которых идет речь в ст. 16. Неем.4:16 .  С того дня половина молодых людей у меня занималась работою, а другая половина их держала копья, щиты и луки и латы; и начальствующие находились позади всего дома Иудина. «С того дня половина молодых людей» (nearim) у меня " , т.е. половина свиты Неемии, того отряда, который находился в распоряжении его для полицейских обязанностей (ср. Неем. 5:10, 16, 13:19 ). Неем.4:21 .  Так производили мы работу; и половина держала копья от восхода зари до появления звезд. «Так производили мы работу», т.е. Неемия и его свита, несшие особенные труды. Неем.4:22 .  Сверх сего, в то же время я сказал народу, чтобы в Иерусалиме ночевали все с рабами своими, – и будут они у нас ночью на страже, а днем на работе. В дополнение к прочим мерам предосторожности Неемия сделал распоряжение, чтобы народ не расходился по окончании дневных работ, а оставался на ночлег в Иерусалиме, выставляя стражу. Этим распоряжением имелось в виду не только охранить город, но и дать отдых людям, несшим наибольшие труды, т.е. Неемии и его свите. Неем.4:23 .  И ни я, ни братья мои, ни слуги мои, ни стражи, сопровождавшие меня, не снимали с себя одеяния своего, у каждого были под рукою меч и вода. «Не снимали с себя одеяния своего, у каждого были под рукою меч и вода». Последнее предложение опущено у LXX и неодинаково передается в других переводах. В сирском тексте выражение передается в том смысле, что защитники Иерусалима не снимали с себя одежды в течение месяца. У Лукиан. κα νδρα, ον πστελον π τ δωρ ανρ κα πλον ες τ δωρ. В Вульг.: unusquisque tantum nudabatur ad baptismum, каждый снимал одежду только для омовения. Экзегеты также толкуют приведенное выражение различно: «каждый имел свое оружие и воду при себе, чтобы не покидать поста» (Клерик); «каждый имел свой лук в правой руке» и каждый обнажал тело только для ночных потребностей (maim – вода).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сии оглашения просвещаемых, предлагая для чтения приступающим к крещению и верным, приявшим уже крещение, вовсе не давай ни оглашенным, ни другому кому, не соделавшемуся еще христианином, иначе дашь ответ Господу. И если с сих оглашений сделаешь список, то как пред Господем, пропиши и это. 1-е огласительное слово к просвещаемым, говоренное без приготовления в Иерусалиме и заключающее в себе первоначальное учение приступающим ко крещению Чтение из Исаии: «Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей Моих» и пр. ( Ис. 1:16 ) 1. Теперь по призванию, а вскоре и по благодати, ученики Нового Завета и общники Тайн Христовых! «Сотворите себе новое сердце и новый дух» (Иезек. 18:31), да будет веселие небесным. Ибо, если, по Евангелию, бывает «радость о едином грешнице кающемся» ( Лук. 15:7 ), то кольми паче подвигнет небесных к веселию спасение стольких душ. Вступив на добрый и превосходный путь, благоговейно теките поприщем благочестия. Ибо готовый к избавлению вашему Единородный Сын Божий предстоит и говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф. 11:28 ). Вы, покрытые тяжестию грехопадений и связанные пленицами собственных грехов, слышите сей пророческий глас: «Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей Моих» ( Ис. 1:16 ), чтобы воззвал вам Ангельский лик: «Блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты» ( Пс. 31:1 ). Вы, которые теперь только возжгли светильники веры, соблюдайте их в руках своих неугасимыми, чтобы Тот, Кто тогда, на этой всесвятой Голгофе, разбойнику за веру отверз рай, и вам даровал воспеть брачную песнь. 2. Если кто здесь раб греха, да уготовится верою к свободному возрождению сыноположения и, сложив с себя бедственнейшее рабство греху, прияв же блаженнейшее рабство Господу, да сподобится наследовать небесное царство. Посредством исповеди совлекитесь, «отложите прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» ( Ефес. 4:22 ), чтобы облечься «в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» ( Кол. 3:10 ). Приобретите верою «залог Духа Святаго» ( 2Кор. 5:5 ), чтобы могли вы быть принятыми в вечные обители. Приступите к таинственной печати, чтобы соделаться удобоведомыми Владыке. Сопричислитесь к святому и словесному стаду Христову, назначенному стоять одесную Его и наследовать уготованную вам жизнь. Ибо те, на ком лежит еще греховная чешуя, поставляются ошую, потому что не приступают к благодати Божией, даруемой Христом при возрождении крещением. Разумею же не возрождение тел, но духовное возрождение души, потому что тела рождаются от видимых родителей, а души возрождаются верою. Ибо «дух дышит, где хочет» ( Ин. 3:8 ). И тогда, если будешь достоин, услышишь: «добре, благий рабе и верный» ( Мф. 25:21 ), только сделалось бы явным, что не имеешь в совести никакой нечистоты лицемерия.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010