16:22–23). Хотя не задолго перед тем Он похвалил Петра и назвал блаженным, однако теперь назвал его сатаной, не для того, чтобы огорчить апостола, но желая показать этой укоризной, что сказанное Петром было не согласно с Его волей, но противно ей столько, что сказавшего это, хотя то был сам Петр, Он не замедлил назвать сатаной. Также и в другом месте Он говорит: « очень желал Я есть с вами сию пасху » (Лук. 22:15). Почему Он говорит: « сию пасху », тогда как и прежде праздновал этот праздник вместе с ними? Почему? Потому, что за ней следовал крест. И еще: « Отче! прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя » (Иоан. 17:1); и во многих других местах мы видим, что Он предсказывал свои страдания и желал, чтобы они исполнились, и что для них Он и пришел. Почему же здесь Он говорит: « если возможно »? Он показывает нам немощь человеческой природы, которая нелегко решается расстаться с настоящей жизнью, но уклоняется и колеблется по причине изначала внедренной в нее Богом любви к настоящей жизни. Если и после всех таких слов Его некоторые осмелились сказать, что Он не принимал плоти, то чего они не сказали бы, если бы не было сказано ничего подобного? Там Он, как Бог, предсказывает о Своих страданиях и желает, чтобы они были, а здесь, как человек, избегает их и уклоняется. Что Он добровольно шел на страдания, это видно из слов Его: « имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее: никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее » (Иоан. 10:18). Как же Он говорит: « впрочем, не как Я хочу, но как Ты »? Но удивительно ли, что прежде распятия на кресте Он так тщательно уверял в действительности Своей плоти, если и после воскресения, увидев неверующего ученика, Он не отказался показать ему Свои раны и язвы от гвоздей, дозволил осязать рукой эти раны и сказал: « осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет » (Лук. 24:39)? Поэтому и в начале Он не воспринял человеческой плоти в возмужалом возрасте, но благоволил быть зачатым, и родиться, и питаться молоком, и столько времени пребывать на земле, чтобы и продолжительностью времени и всем прочим удостоверить людей в том же самом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

16 . Вот Я на руках Моих написал 675 стены твои, и ты всегда предо Мною. 17 . И ты вскоре восстановлен будешь теми, кем был разрушен, и опустошители твои уйдут от тебя. 18 . Подними глаза твои и вокруг посмотри на всех: вот собрались и пришли к тебе. Живу Я, говорит Господь: всеми ими, как украшением 676 , оденешься и нарядишься ими, как невеста убором. 19 . Ибо пустыни твои и развалины и павшие (здания) теперь будут тесны для жителей, и поглощающие тебя удалятся от тебя. 20 . Ибо скажут вслух тебе сыновья твои, коих ты погубил было: тесно мне место, дай мне место, где бы я мог поселиться. 21 . И скажешь в сердце своем: кто мне родил их? А я бездетна и вдова, кто же мне воспитал их? Я оставалась одинока, где же они были у меня? 22 . Так говорит Господь, Господь: вот Я поднимаю к народам руку Мою, и подниму на островах знамя Мое, и принесут сыновей твоих на руках 677 и дочерей твоих на плечи возьмут. 23 . И будут цари питателями твоими и царицы их – кормилицами твоими; до лица земли поклонятся тебе и будут лизать прах ног твоих, и узнаешь, что Я Господь Бог 678 , и не постыдятся надеющиеся на Меня. 24 . Кто возьмет у исполина добычу? И если кто неправедно возьмет в плен, спасется ли? 25 . Ибо так говорит Господь: если кто возьмет в плен исполина, то овладеет (его) добычею, берущий же от сильного спасется. А Я разберу твое дело, и Я избавлю твоих сыновей 679 . 26 . И притеснители твои будут есть плоть свою и пить кровь свою, как новое вино, и опьянеют, и узнает всякая плоть, что Я Господь, избавивший тебя и заменяющий силу Иакова. 666 По изъяснению св. Кир. Алекс, и Злат., слова соберусь и прославлюсь и до конца ст., содержат речь верующих во Христа людей. 667 Соотв. слав. дах тя в завет рода греч. δωκ σε ες διαθκην γνους наход. в ват., text. recept., а в алекс. – нет. Под родом, вероятно, разумеется весь род человеческий. 674 Соотв. слав. и холми правду греч. κα ο βουνο δικαιοσνην наход. в син., альд. и лук. чтениях, а в алекс. и ват. – нет. 676 Соотв. слав. аки в красоту по греч. ς κσμον наход. в ват. и text. recept.; в лук. ς στολν в алекс. и син. – нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

1, 10-11) [ 5 ]. Сим предсказано, что везде будет приноситься чистая христианская жертва и следовательно везде будут храмы. Кроме того пророк Исаия предсказал о жертвеннике и жертвах египтян истинному Богу в египетской земле (Ис. 19, 19-20), а пророк Захария о жертвах по всей земле иудейской (Зах. 14, 21).Сам Господь Иисус Христос, совершив вечерю в горнице большой, устланной, повелел и апостолам совершать таинство причащения в Его воспоминания (Лук. 22, 12, 19; 1 Кор. II, 24). Через святого апостола Павла открыто, что это таинство должно совершаться до самого второго пришествия Христова (1 Кор. II, 26). Эта бескровная жертва заменила не только пасхального агнца, однажды в год снедаемого в домах, но и все ветхозаветные кровавые жертвы, которые приносились в храме первосвященником и священниками (Исх. 24,8).Сам Господь Иисус Христос сей бескровной жертве, преданной апостолам на тайной вечери, приписал ту же силу, какую имеет жертва, принесенная Им на кресте и заменившая ветхозаветные жертвы: пейте от нее все; сия есть кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многие изливаемые во оставление грехов (Мф. 26, 28; Лук. 22, 20; Иоан. 6, 51,53).Святой апостол Павел в послании к Коринфянам ясно противопоставляет ее жертвам иудейским и языческим, приносимым в храмах и жрецами, и тем показывает, что и она должна приноситься в храме христианском. Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова? Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника? Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской (1 Кор. 10, 16-21). Он же пишет евреям: мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии (Евр. 13, 12). Если имеем жертвенник, то и храм. Ибо только в исключительных случаях жертвенники допускались без храмов.В первые времена церковь христианская уподоблялась младенцу: сокровенно возрастающему в утробе матери.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

1:21); присовокупи и апостольское изречение: « мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести [из него] » ( ничто же бо внесохом в мир сей, яве, яко ниже изнести что можем ) (1 Тим. 6:7). Идет ли о тебе худая молва и бесчисленными злословиями осыпают тебя? Вспомни следующее изречение: « Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! » ( горе вам, егда добре рекут вам еси человецы ) (Лук. 6:26); и еще: « Когда пронесут имя ваше, как бесчестное, возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь » ( возрадуйтеся и взыграйте, егда пронесут имя ваше яко зло ) (Лук. 6:22, 23). Изгнан ли ты за пределы отечества? Представь себе, что ты не имеешь здесь отечества, но если хочешь быть любомудрым, то и всю землю тебе заповедано считать чуждой. Подвергся ли ты жестокой болезни? Скажи апостольские слова: « если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется » ( аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни ) (2 Кор. 4:16). Потерпел ли кто насильственную смерть? Представь себе Иоанна и голову его, отсеченную в темнице, принесенную на блюде и отданную в награду за пляску блудницы. Представь себе и награды за это: все эти страдания, когда они причиняются кому–нибудь несправедливо, очищают грехи и доставляют праведность. Так велика от них польза для тех, которые переносят их мужественно! 5. Итак, если ни лишение богатства, ни клеветы и злословия, ни изгнание, ни болезни и страдания, ни самая смерть, которая кажется всего страшнее, не причиняют вреда испытывающим это, но еще приносят пользу, то от чего, укажи мне, может кто–нибудь потерпеть вред, когда от этого он не терпит никакого вреда? Напротив, я постараюсь доказать, что те особенно и терпят вред, испытывают мучения и неисцельно страждут, которые причиняют это другим. Кто может быть несчастнее Каина, который так поступил с братом? Кто жальче жены Филипповой, которая отсекла у Иоанна голову, или братьев Иосифа, которые продали его и удалили за пределы отечества? Кто несчастнее диавола, который подверг Иова таким бедствиям? Ведь он не только за прочие дела, но и за это злоумышление понесет великую казнь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

1:5; См. еще: Суд. 13:4–7 ). Об Иоанне Крестителе в Евангелии читаем: «Он будет велик перед Господом, не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» ( Лук. 1:15 ). При встрече с Богоматерью праведная Елисавета говорит ей: «Когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем» ( Лук. 1,15 и 44). Еще о детях читаем в Евангелии: «Видевши же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осана Сыну Давидову! Вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» ( Пс. 8:3 ; Мф. 21:15–16). Мы уже раньше видели, как ко Христу приносили детей, и Он благословлял их (Мф. 19:15), возлагая на них пречистые Свои руки. Значит, дети способны были получить Христово благословение, хотя ещё не имели полноты веры, как говорит и псалмопевец: «Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей. На тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты Бог мой» ( Пс.21:10–11 ). Итак, мы видим, что благодать Божья еще во чреве матери «освящает» пророка Иеремию, еще во чреве матери «исполняет» Духом Святым и радостью Иоанна Крестителя, и еще грудных детей научает приветствовать Спасителя. Значит, дети могут получать дары Св. Духа в самом раннем возрасте, а потому могут и должны получать дар Св. Духа в св. Крещении, ибо хотя в пророческом служении и таинстве крещения «дары различны, но Дух один и тот же» ( 1Кор. 12:4 ). 2) Могут ли не имеющие веры дети получить в Крещении прощение грехов по вере их родителей и восприемников? 2) Без всякого сомнения, могут! В св. Евангелии есть много примеров, как по вере одних получали благодать исцеления другие: так, например, по вере сотника выздоровел жестоко больной слуга его (Мф. 8:5–13); по вере матери–хананеянки (язычницы) выздоровела бесноватая дочь ее (Мф. 15:22–28); по вере отца исцелился бесноватый сын его (Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

2Кор. 3, 14–16 . «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается не снятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Объясн. Под «обращением к Господу» должно понимать обращение к Христовой вере; когда же говорится, что покрывало снимается Христом, то разумеется не одно непосредственное действие Христа: Он снимает покрывало с Ветхого Завета через писание Новозаветное, через Предание апостольское, через вразумляющие и руководящие внушения и действия пастырей Церкви, которые есть столп и утверждение истины: 1Тим. 3, 15; 4, 12–13 . Здесь не выражается той мысли, будто всякому, обращающемуся к Господу, открывался полный и истинный смысл Священного Писания : Сир. 33, 24–25 ; 1Кор. 14, 38 , а говорится лишь об ослеплении ума и сердца «сынов Израиля»: Лук. 24, 25, 27 . 1Кор. 1, 19, 26–28 . «Ибо написано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну» (Исаия 29, 14). Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. И незнатное мира и уничиженное и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее». Объясн. Несправедливо думать, будто Господь открывает Свое св. учение только людям незнатным и малограмотным. Мф. 23, 34 . Великий апостол Павел был человек ученый и знатный: Деян. 22, 3, 23 ; Иосиф Аримафейский был человек знатный: Лук. 23, 50 . Корнилий сотник тоже: Деян. 10, 1 . Здесь говорится о том, что мудрость мира сего, т. е. мудрость языческая – человеческая, ничто перед мудростью Божественною: 1Кор. 3, 19–20 , чем осуждается горделивая самонадеянность человеческой мудрости. Писание одобряет смиренное и простосердечное отношение к истине одних, и осуждает надменное отношение к ней других. Но никак не хвалит невежество и отнюдь не порицает возвышенной христианской мудрости: 1Кор. 2, 6–7 . О вере и делах Мф. 9, 2 . «И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

34:28; Зах. 9:10 ), единственного Князя и Пастыря ( Иез. 34:23–24 ; Ис. 40:10–11 ), но представляли Его Владыкою народов, Владыкою вечным, с властью и действиями царскими ( Дан. 2:44; 7:13–14 ; Мих. 5:2. 6 ). Согласно таким предсказаниям, ангел Господень, возвещая Деве Марии о зачатии Иисуса, говорит: и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца ( Лук. 1:32–33 ). И Сам Иисус Христос усвоял Себе имя Царя, когда, напр., принял и одобрил исповедание Нафанаила: равви, Ты еси Сын Божий, Ты еси Царь Израилев ( Иоан. 1:49 ), и народные восклицания при торжественном входе Его в Иерусалим: осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев ( Мф. 21:9 ; Иоан. 12:13 )! На вопрос Пилата: царь ли еси Ты? – Он ответил утвердительно: ты глаголеши, яко царь Аз есмь (18:37); Он же учил: Аз завещеваю вам, якоже завеща Мне Отец Мой, царство ( Лук. 22:29 ). Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли ( Мф. 28:18 ; сн. Иоан. 17:1–2 ). Ап. Павел учит: подобает бо Ему царствовати, дóндеже положит вся враги под ногама Своима ( 1Кор. 15:25 ), что Он получил не только имя, которое выше всякого имени ( Фил. 2:9 ; Евр. 1:4 ), но и всю власть на небе и на земле ( Еф. 1:22; 5:23 ; Кол. 1:18 и др.). В откровении И. Богослова Иисус Христос неоднократно назывался Царем над царями и Господом над господами ( Апок. 1:5; 17:14; 19:16 ), – говорится, что Он имел ключ Давидов ( Апок. 3:7 ), – знак власти царской ( Ис. 22:20. 22 ), такой, который отворяет дверь, и ее никто уже не затворит (ст. 8), т. е. подает помощь никем несокрушимую. II. Царство Иисуса Христа есть царство не земное, но духовное. Оно состоит не во внешнем обладании странами и народами и не во внешнем величии, подобно обыкновенным царствам, но в духовном владычестве Его на земле и на небе над всеми искренно и благоговейно прославляющими Его, как Спасителя, Владыку и Бога всяческих. Царство Мое несть от мира сего, говорил он Пилату: аще от мира сего было бы царство Мое, слуги Мои убо подвизались быша, да не предан бых был иудеом; ныне же царство Мое несть отсюду ( Иоан. 18:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

3. Подобным образом часто поступал Христос и в других случаях. Хотя явно не обличал Он, но ответом показывал мысль к Нему приходивших. Так и тому, который говорил: " Учитель благий " (Матф. 19:16) и этой лестью думал расположить Его к себе, Он, имея ввиду его намерение, отвечал: " что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог " (Матф. 19:17). И когда говорили Ему: " вот Матерь Твоя и братья Твои " ищут Тебя (Матф. 12:47) (так как последние еще имели в себе нечто человеческое, и желали не услышать что-нибудь полезное, но показать, что они близки к Нему, и тем тщеславиться), послушай, что говорит: " кто Матерь Моя? и кто братья Мои " (Матф. 12:48)? И опять самим братьям Своим, которые говорили Ему: " яви Себя миру " (Иоанн. 7:4), и желали через то приобрети себе тщетную славу, сказал: " Мое время еще не настало, а для вас всегда время " (Иоан. 7:6). То же самое делает и с противной стороны. Так о Нафанаиле говорит: " вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства " (Иоан. 1:47). И опять: " пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите " (Матф. 11:4). И здесь Он дал ответ не на слова, но на мысль пославшего. Подобным образом, и к народу говорит сообразно с его внутренним расположением: " что смотреть ходили вы в пустыню " (Лук. 7:24)? Так как народ, вероятно, думал об Иоанне, как о простом и обыкновенном человеке, то, исправляя такое его мнение, говорит: " что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? человека ли, одетого в мягкие одежды " (Лук. 7:24-25)? — показывая через то и другое, что он и сам в себе тверд, и не может быть расслаблен никакими удовольствиями. Так точно и здесь Христос дает ответ, сообразный с мыслью говорившего. Приметь, какую кротость показывает Он и в настоящем случае. Он не сказал: хотя Я имею, однако презираю; но сказал: не имею. Видишь ли, сколь великую Он имел осмотрительность и вместе снисходительность? Ел ли Он когда, пил ли, или казался делающим что-либо несогласно с Иоанном, — Он делал и это для спасения иудеев, или лучше, для спасения целой вселенной, и, вместе, заграждая уста еретиков, и сильно желал привлечь к Себе бывших тогда при Нем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

7. Но чтобы кто по простоте или и из хитрости не предположил, будто бы Христос равночестен праведным людям, потому что Сам говорит: «восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему» ( Ин. 20:17 ), всего лучше наперед объяснить, что, хотя имя Отца одно, но сила значения сего имени различна. И зная, что «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» ( Лук. 2:49 ) и «Отцу вашему» Не говорит: ко Отцу нашему, но разделяет и именует сперва Отца Своего: «ко Отцу Моему», т. е. ко отцу по естеству, потом присовокупляет: «и Отцу вашему», т. е. Отцу по присвоению. Ибо хотя преимущественно сподобились мы говорить в молитвах: «Отце наш, Сущий на небесех» ( Мф. 6, 9 ), но это – даяние человеколюбия. Не как по естеству родившиеся от небесного Отца, именуем Его Отцем, но сподоблены говорить сие неизреченным человеколюбием, как благодатию Отчею чрез Сына и Святого Духа приведенные из рабства в сыноположение. 8. Если же кто хочет дознать, в каком смысле именуем мы Бога Отцем, то пусть послушает превосходного наставника Моисея, который говорит: «Не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя» ( Втор. 3:26 ); и еще пророка Исаию: «но ныне, Господи, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты – образователь наш, и все мы – дело руки Твоей» ( Ис. 64:8 ). Благодать пророчественная весьма ясно изобразила, что именуем Бога Отцем не по естеству, но по благодати Божией и по присвоению. 9. А чтобы точнее узнать нам, что в Божественных Писаниях именуется отцем не один непременно отец по естеству, послушай, что говорит Павел: «Ибо хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов, я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» ( 1Кор. 4:15 ). Павел же был отцем коринфян не потому, что родил их по плоти, но потому, что научил и возродил их духовно. Послушай и Иова, который говорит: «отцом я был для нищих» ( Иов. 29:16 ). Он наименовал себя отцом не в том смысле, что всех родил, но в том, что имел о них попечение. И Сам Единородный Сын Божий, во время крестного страдания пригвожденный плотию к древу, увидев Марию, матерь Свою по плоти, и возлюбленнейшего из учеников, Иоанна, сказал ученику: «се, Мати твоя», а Марии: «се сын Твой» ( Иоан. 19, 26. 27 ), поучая тем должной любви, а косвенным образом разрешая и сказанное у Луки: «Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» ( Лук. 2:33 ), за что хватаются еретики, говоря, что Христос родился от мужа и жены. Ибо как Мария – матерь Иоанну по любви, а не по тому, что родила его, так и Иосиф назван отцом Христу не за то, что родил Его (ибо, по словам Евангелия, «не знал Ее, как, наконец, Она родила Сын Своего первенца» ( Мф. 1:25 ), но за попечительность при воспитании.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

9:16). Далее следует: «и сильный не удержит силы своей», — не потому, что он силен, а потому, что хвастается своею силою, или же [здесь идет речь о том], кто надеется на свою силу, а не на милость Божию, подобно тому, как написано: «погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергу» (1 Кор. 1:19), не в том смысле, что может погибнуть истинная мудрость и быть отвергнуто разумение истины, а в том, что погибнет мудрость тех, которые сами считают себя мудрыми и надеются на свою ученость. Также крепкий или воитель, который не спасет жизни своей, есть тот, кто не обладает всеоружием апостольским, имея щит, но не [щит] веры, препоясав чресла, но не истиною, облекшись в броню, но не [в броню] праведности, взяв меч, но не [меч] спасения (Ефес. гл. 6). Подобного рода воитель не приготовляется к священной войне и не может вести брани Господней, ратоборствуя за ложь против истины. Такой воитель не может сказать: «благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополчение и персты моя на брань, милость моя и прибежище мое» (Псал. 143:1—2). Еретики имеют и стрелков, которые, тщетно натягивая лук, не могут устоять против стрелы Господа, говорящего чрез Исаию: „я как стрела избранная в колчане Господнем“ (Исаии 49, 2). Это те стрелки, о которых и Давид говорить: «се грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем» (Псал. 10:2). И быстроногий, говорит [пророк], не спасется, то есть: кто вследствие своих хитроумствований перебегает от одних свидетельств Писания к другим и путем ораторского красноречия и диалектических софизмов старается истребить истину, тот запутается в этом и падет, потому что он надеется не на Бога, а на свои ноги. Также сидящий на коне не спасет жизни своей, — не обращающий внимания на сказанное пророком: «ложь конь во спасение» (Псал. 32:17), и не знающий написанного: «воздремаша вседшии на кони» (Псал. 75:7). Он не спасет жизни своей, но погибнет и услышит [слова]: «сии на колесницах и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010