А теперь, въ свою очередь, Я могу считать Себя несчастнейшей оттого, что хороню Сына Моего. Тогда въ Тебя Я избежала болезней, а ныне въ Твоемъ Меня объяли болезни. Тогда по–младенчески Ты часто бывало засыпалъ на Моей груди, а ныне, какъ покоишься сномъ на той же груди. Я ублажаю Симеона, Тебя въ храме изъ Моихъ рукъ въ свои (Лук. 2, 25–28 и сл.). И въ то время, какъ пророки пророчествовали о вещахъ приносящихъ радость и говорящихъ о Моей славе, онъ единственный предсказалъ Мне сумрачныя вещи, связанныя съ печалью (Лук. 2, 34–35). О, какъ Ты подвергъ Себя Ты, Который Своимъ отверзалъ очи слепыхъ (Марк. 8, 23; 9, 1–7)? Какъ Ты стерпелъ Ты, Который бичемъ ударялъ торгашей священныхъ предметовъ и изгналъ ихъ изъ пределовъ храма 2, 14–16)? Какъ Ты подъялъ поносную смерть, о, безгрешный Сыне? Твои руки и Твои Ноги были пронзены, но гвозди Я чувствовала простирающими боль въ самую Мою душу. Ты былъ пронзенъ въ ребра 19, 34), но и Мое сердце было тогда пронзено вместе съ Тобою; вместе съ Твоимъ отдаю Себя гробу. О, что Мне жизнь, когда Тебя нетъ со Мною, о, Творецъ Мой и Сынъ! Но где сонмъ учениковъ, чтобы вместе со Мною, скорбящей, восплакать? Пораженъ былъ Пастырь и овцы разсеялись (Матф. 26, 31). Голова спитъ, и руки и ноги пребываютъ безъ деятельности! И склоняютъ головы, но это происходитъ тогда, когда сначала уйдетъ духъ человека; Ты же, наоборотъ, сначала склонилъ голову, затемъ велевъ смерти придти, предалъ Твой духъ 19, 30). И колени Твои не были перебиты, потому что и въ древности у приносимаго въ жертву агнца никакая кость не была переломлена 19, 36; Исх. 12, 46). Покланяясь Страстямъ Твоимъ, Я съ лобызаю Твое Тело. Я принимаю воду, истекшую изъ Твоего пронзеннаго ребра 19, 34), которой означается для меня баня (Тит. 3, 5). Я принимаю также и кровь Твою, истекшую вместе съ нею, въ силу которой и въ силу тайны, изображается которая своимъ освятила Благоразумнаго Разбойника и самого крестившагося темъ которое приключилось Тебе (Марк. 10, 38). О, горькое оное отъ древа добра и зла) (Быт.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

§ 48. Что совершил Бог в деле Веры христианской, и что требуется от человека?    I. Возжелавши извести падшего человека из его жалкого состояния в новое благодатное, Господь благоволил выполнить все те условия, какие для этого требовались, и которых, как мы видели в своём месте (§§ 31—34), сам человек никогда не мог выполнить собственными силами. Именно благоволил употребить три следующие средства:    1) Средство для просвещения падшего человека светом истинного учения Веры: сверхъестественное откровение. С этой целью ещё во времена патриархов Господь иногда являлся им Сам, иногда сообщал некоторым из них дар пророчества, иногда возвещал им волю через Ангелов, и небесное учение веры переходило тогда из рода в род посредством устного предания. Потом торжественно даровал Израильтянам письменный закон через Моисея, и посылал им целый ряд Пророков, которые, по вдохновению от Духа Святого, и устно и письменно изрекали людям слово Иеговы. С этой же, между прочим, целью (Лук. 4:43) явился, наконец, на земле единородный Сын Божий, сый в лоне Отчи (Иоан. 1:18), проповедовал Евангелие царствия Сам (Матф. 9:35), послал проповедовать его св. Апостолов, которые, быв облечены силой свыше, возвестили всему миру устно и письменно учение Христово, a после того дал и даёт Церкви своей поставляемых от Духа Святого пастырей и учителей для сохранения и проповедования этого учения в роды родов до скончания века (Еф. 4:11. 14).    2) Средство для примирения с Собой падшего рода человеческого. Оно состоит в том, что единородный Сын Божий соделался человеком и, совершенно безгрешный и невинный, добровольно принял на себя грехи мира. А как неизбежные оброцы греха — смерть (Рим. 6:24), то Он Духом святым себе пренесе непорочна Богу (Евр. 9:14) в умилостивительную жертву за нас, умер праведник за неправедники (1 Петр. 3:18), и таким образом искупил ны не ценой сребра или злата, но честной своей кровью от клятвы законные, быв по нас клятва (Гал. 3:13; ср. 1 Петр. 3:18), истребил еже на нас рукописание..., пригвоздив е на кресте (Кол. 2:14),— и мы, врази бывше, примирихомся Богу смертию Сына его (Рим. 5:10): зане Бог бе во Христе мир примиряя себе, не вменяя им (т. е. людям) согрешений их (2 Кор. 5:19). Но совершивши на кресте искупление всего рода человеческого, как вечный Первосвященник, Христос ещё учредил в Церкви своей св. таинства (Матф. 28:19; Лук. 22:19; 1 Кор. 11:24), через которые верующие в Него, получая благодать, могли бы, при содействии этой божественной силы, каждый в особенности, усваивать себе Его крестные заслуги, для примирения себя с Богом; учредил также и строителей тайн Божьих (1 Кор. 4:1), давши им, между прочим, исключительное право и власть совершать священнодействия для верующих (Евр. 5:4; Еф. 4:11-12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

Судите же после всего этого, насколько справедливы раздающиеся нередко в наше время жалобы людей старого поколения на молодое, – жалобы на его именно измельчание, нравственную распущенность, на оскудение среди него характеров, сильных сколько широким и светлым умом, столько же и доброю, нравственною волею, прекрасным, теплым сердцем? Не дети большею частью виновны в этом, а сами же отцы. Наше общество пожинает в этом случае только то, что оно само же щедрою рукою сеяло или позволяло сеять другим. Не собирают смокв с терновника, и не снимают винограда с кустарника ( Лук. 6:44 ). Возвратите нашему молодому поколению, если хотите видеть в нем желаемые доблести, – постарайтесь развить и укрепить в нем через воспитание и образование то, чем и при сравнительно не богатых научно-образовательных средствах были сильны наши дети и прадеды, – силу Веры. Эта нестареющая нравственно-образовательная сила не заменима в деле человеческого просвещения и в наши дни никакою другою силою. Неоспоримо, прекрасны многие новейшие педагогические методы обучения и воспитания; велика и достоуважаема образовательная сила науки нашего времени; но они, образуя сегодняшнего человека, не достигают со своим благотворным влиянием до человека внутреннего, не проникают до того, во глубине души сокрытого, тайника, откуда, как из родника, ключом бьет струя духовной жизни человека, или, – как говорит Христос Спаситель, – откуда добрый человек выносит доброе, а злой человек выносит злое ( Мф. 12:35 ). Подчинить этого внутреннего человека своему воспитательному влиянию, проникнуть до этого родника духовной жизни, – и если воды его горьки и мутны, то усладить и очистить их может одна только религия со своим словом Божиим, живым и действенным, – как говорит апостол Павел, острейшим всякого меча обоюдоострого, проникающим до разделения души и духа, составов и мозгов, и судящим чувствования и помышления сердечные ( Евр. 4:12 ). Кроме слова Божия, религия имеет для этого в сокровищнице Церкви множество других благодатных сил и средств, возрождающих и укрепляющих человека нравственно; у нее есть верный и высочайший идеал воспитания истинного, совершенного человека, – идеал живой, действительный, а не воображаемый только. Идеал этот есть Богочеловек. Спаситель наш Иисус Христос . Кто не преклонится перед нравственным величием этого идеала..! И где в основание педагогического здания положены и упрочены образованием высшие религиозные элементы, там за прочность его не может быть никакого опасения. Никакие ветры ложных учений и толков, волнующие окружающий его мир, никакие житейские бури и соблазны не в состоянии поколебать его, потому что оно основано на несокрушимом для сил самого ада камне – камне Веры ( Лук. 6:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Второе свидетельство из евангелия Марка, приводимое австрийцами, следующее: «По сих же двема от них грядущема явися инемь образом, идущема на село и тогда шедша возвестиста прочым, и ни тема веры яша» ( Мр. 16:12–13 ). Кто же не поверил эммауским путникам? Некоторые из 70 учеников, что подтверждает св. Лука, который говорит, что к приходу эммауских путников 10 учеников и некоторые из прочих (т. е. из 70) уже веровали восстанию Христову. Вот его слова: «возвратистася (эммауские путники) во Иерусалим и обретоста совокуплены единона десяте, и иже бяху сними, глаголющих, яко воистину воста Господь, и явися Симону, и та поведаста яже на пути, и яко познася има в преломлении хлеба». ( Лук. 24:33–35 ). Если 10 учеников ещё до прихода эммауских путников веровали, то, значит, слова св. Марка «и ни тема веры яша» относятся к некоторым из 70 учеников 181 , что подтверждает Феофилакт, который в объяснение этих слов ев. Марка говорит следующее: «Како Лука глаголет, яко возвратившася обретоста, собравшася единаго надесяте, глаголюща, яко воста Господь, Марку глаголющу, яко ни от села пришедшима веровавша, глаголем убо, яко еже возвестиста прочим, ни о едином надесяте глаголет, но о инех неких, тех бо прочая именует, понеже едининадесяте видеша его, в самый той день, егда от села возвратившася, обретоста я глаголюща, яко воста Господь» (Благов. Мар. л. 103 об.). Теперь рассмотрим третье свидетельство из евангелия Марка, приводимое Усовым, особенно важное, но и особенно неясное, 182 которое так читается: «Последиже возлежащим им, единому надесяте явися, и поноси неверьствию их, и жестосердию, яко видившим Его воставши, не яша веры». ( Мк. 16:14 ) «Св. евангелие, говорит Усов, и сам Христос свидетельствуют, что апостолы не просто сомневались, а прямо таки не веровали Христову воскресению, пока Он сам не явился к ним 183 и поноси неверствью (неверию) их, яко видевшим Его воставша, не яша веры». Когда апостолы только сомневались в чём-либо относительно Христа, тогда Он не поношал их в неверии, а называл только маловерными. «Что страшливи есте маловери»? (Мф. 8:26) – сказал Он, когда они усомнились в Его всемогуществе над тварью во время бури на море. Когда же они впали в неверие Его воскресению, Он и обличил их в неверии. Христос не мог неправильно говорить о Своих учениках, а называл их таковыми, каковы они были, и если Он засвидетельствовал, что апостолы не верили Христову воскресению, то, значит, это – непререкаемая истина. Так понимал это и бл. Феофилакт болг. 184 В толковании на вышеприведённое повествование ев. Луки он говорит: «Возвращщежеся от гроба, и апостолом се рекшем, лжа им мнеся, тако не верно естеству человеческу мнимо воскресения чюдо, т. е. так по природе невероятным кажется чудо воскресения». 185 (Благов. Лук. л. 252, – Усова ст. 40–1).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

4:13), и сколько ни наставлял их Спаситель, все они многого не понимали в Его учении (Лук. 24:25. 26; Иоан. 16:12), иногда прекословили Ему (Матф. 16:22), и, даже по воскресению Его, после новых, подробнейших наставлений, не могли ещё совершенно освободиться от неправильных мнений своих соотечественников касательно Мессии и понять, надлежащим образом, тайны царствия Божьего (Деян. 1:6. 7). Теперь мы видим в Апостолах совсем другое. Как только снизошёл на них Дух Святой, они вдруг начинают возвещать о Боге учение самое возвышенное и совершенное, раскрывать понятая о Мессии такие, чище и достойнее которых быть не может, преподавать правила нравственности, бесконечно превышающие собой все когда-либо бывшие нравоучения человеческие. Эти рыбари вскоре изумляют своей проповедью Иудею, малую Грецию, Азию и прочие страны; смело вступают в состязания с книжниками и философами, благовествуя о спасении мира, посрамляют премудрость мудрых, и силой своего слова повсюду привлекают ко Христу бесчисленное множество народа. До нас дошли их святые писания, сохраняющиеся в Церкви,— и, читая эти писания без предубеждения, с открытой душой и сердцем, кто не изумлялся необычайной высоте и светлости содержащихся в них истин, светлости и чистоте правил, чудной силе самого слова? Что же показывает всё это, если не то, что сам Бог, даровал Апостолам уста и премудрость (Лук. 21:15), что они проповедовали и писали, по вдохновению от Духа Святого, и что их слово было и есть не человеческое, но, воистину, слово Божье (1 Сол. 2:13)?    О нравственных качествах Апостолов мы уже замечали (§ 101). Теперь повторим кратко, что, по снисхождению на них Св. Духа последовавшим за воскресением Христовым, они сделались несравненно выше в нравственном отношении, нежели были прежде. Велико было их самоотвержение, когда, оставив всё, они последовали за Спасителем; но пример сынов Зеведеевых (Мар. 10, 35—37) показывает, что в сердце учеников Христовых таились ещё остатки своекорыстия и привязанности к благам житейским.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

А так как сами книжники и фарисеи доведены были до злобы против Него тем крайним сребролюбием, которым они страдали и в котором обличал их Христос ( Мф.23:25 ), то пророк Исаия и называет их «богатыми» и «лукавыми» ( Ис.53:9 ) 983 . Таким образом вожди Иудейские, как «обуявшие пастыри сделались виновниками погибели вверенных им людей», так как «Израиль, последуя своим развращенным начальникам, уклонился от упования на Христа»; об этом предсказывал прор. Иеремия, говоря: «понеже обуяша пастырие и Господа не взыскаша, сего ради не уразуме все стадо и ра­сточено бысть» ( Иер.10:21 ); и от лица Самого Бога, – «пастырие мнози растлиша виноград Мой, оскверниша часть Мою, даша часть желаемую Мою в пустыню непроходную, положиша в потребление пагубы» ( Иер.12:10, 11 ) 984 . И в другом месте «припи­сывает им погибель народа», обращаясь к ним со словами: «о пастыри, погубляющие и расточающие овцы паствы Моея» ( Иер.23:1 ), ибо «священницы не рекоша, где есть Господь? и держащии закон не ведеша Мя, и пастырие нечествоваша на Мя» ( Иер.2:8 ) 985 . Они-то, по прор. Осии, «совратишася ни во чтоже, быша яко лук напряжен» ( Ос.7:16 ), «ибо обратились к учениям и заповедям человеческим и сделались как лук, обращен­ный в противоположную сторону, нечестиво метая стрелы против своего Владыки» 986 . Наконец, «одно из наиболее справедливых и приложимых к архиереям и фарисеям обвинений» св. Отец видит в словах прор. Михея: «сия глаголет Господь на пророки, льстящия людей Моих, угрызающия зубы своими и проповедающия мир на них, и не вдася во уста их, возставиша на них рать» ( Мих. 3:5 ), ибо, «после­довав за ними, жалкая толпа Иудеев погибла и была истре­блена, ибо стала нечестивою и убийцею Господа» 987 . Враждебное отношение ко Христу вождей народа Иудейского, кроме того, было еще предызображено в жизни некоторых ветхозаветных праведников, прообразовавших гонимого Хри­ста. В частности, то, что «грубейшее скопище нечестивых фа­рисеев оклеветало» Его, – по мнению св. Кирилла Ал., – предызображено было в жизни Иосифа, на которого «взвели злую клевету рожденные от Зелфы и Валлы» ( Быт.37:2 ) 988 ; а образом «всегда искушающих Христа фарисеев» ( Мф.22:15 ), по его мнению, был один из сыновей Зелфы – Гад ( Быт.35:26 ), самое имя которого означает искушение ( Быт.49:19 ) 989 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Ибо первый Адам, созданный из земли, был тленен и имел стремление к земному; Сей же, второй Адам явился к нам с неба и щедро даровал стремление к небесному всем, приветствовавшим это явление Его, отвергшим прежнее свое одеяние и возжелавшим возрождения: елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его: иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася ( Ин. 1:12, 13 ). И Тебе же Самой душу пройдет оружие, говорил далее Симеон Матери Деве: яко да открыются от многих сердец помышления ( Лук. 2:35 ), то есть: душу твою, пораженную изумлением и страхом, как бы пронзит меч, когда ты увидишь Его добровольно пригвожденным ко кресту и висящим среди разбойников, дабы умертвить смерть, коею умерщвлены были мы, даровать нам жизнь и освободить человека от уз греха, коими издревле связал его диавол. В самом деле, как Бог, по природе не могущий ни умирать, ни страдать, был распят на кресте? Как Тот, Кто окружен постоянным славословием ангелов, оказался среди поношений разбойников? Как Тот, Кто дает пищу всем алчущим и питие жаждущим, пиет желчь и оцет? Каким образом Сама Жизнь, дарующая жизнь всем любящим ее, принимает смерть, а потом и погребение? Ты, Дева, будешь поражена, видя это, и Твою душу пройдет оружие; но Ты не останешься в таком состоянии, и меч весьма скоро будет исторгнут из души Твоей. Откроются же от многих сердец помышления те, которые не могут воспринять Божественные и дивные Твои, Дева, таинства и созерцать небесные добродетели. Посему погибает тот, кто не верит прославлению Тебя, возвышается же и просвещается к вечной жизни тот, кто признает Тебя Богородицею. – При сем присутствовала также Анна пророчица, достигшая глубокой старости, и та в той час приставши исповедашеся Господеви, и глаголаше о Нем всем чающим избавления во Иерусалиме ( Лук. 2:38 ). Что же, наконец, обозначают горлицы и птенцы голубиные, которых Христос принес в жертву, придя в Иерусалим поставити Себя пред Богом Отцем? Эти птенцы признаются чистыми, к тому же – горлицы отличаются крайнею умеренностью, целомудрием и уединенностью, а голуби – простотою ( Матф. 10:16 ), незлобием, безвредностью и привязанностью к людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   Блаж. Августин: «Христос помазан быть и царем, и первосвященником. Как царь, Он вел брань за нас; как первосвященник — принес Себя за нас в жертву».    Блаж. Феодорит: «слова: аз же поставлен есмь царь от него (Пс. 2:6) относятся к человечеству И. Христа: ибо, как Бог, Он имеет царство по всей природе; а как человек, Он приемлет определенное царство». § 158. В каких действиях выразилось царское служение Иисуса Христа? Его чудеса    Главные действия, в которых выразилось царское служение И. Христа, суть: во-первых, все чудеса, которые совершал Он в доказательство своего божественного посольства и истины своего учения, и в которых проявлял царскую власть свою как над всею природою, так, в частности, над адом и над смертию; во-вторых, Его нисшествие во ад и победа над адом; в-третьих, Его воскресение и победа над смертию; в-четвертых, Его вознесение на небеса, которым отверз Он нам вход в царство небесное.    1) Господь Иисус совершал свои чудеса в доказательство своего Божественного посольства и истины своего учения. Об этом говорит Он сам: аще не творю дела Отца моего, не имите ми веры: аще ли творю, аще и мне не веруете, делом моим веруйте (Иоан. 10:37. 38); дела бо, яже даде мне Отец, да совершу я, та дела, яже аз творю, свидетельствуют о мне, яко Отец мя посла (Иоан. 5:36; снес. 14,11; 15, 24). Говорили также св. Апостолы, например, ап. Петр в речи своей к Иудеям: послушайте словес сих: Иисуса Назорея, мужа от Бога извествованна в вас силами и чудесы и знамении, якоже сотвори тем Бог посреде вас, якоже и сами весте, сего нарекованным советом и проразумением Божиим предана приемше, руками беззаконных пригвождше убисте (Деян. 2:22—23), — и ап. Павел в послании к Евреям: како мы убежим, о толицем нерадивше спасении; еже зачало приемше глаголатися от Господа, слышавшими в нас известися: сосвидетельствующу Богу знаменми же и чудесы, и различными силами, и Духа Святаго разделенми, по своей ему воли (2, 3. 4).    2) Господь Иисус проявлял в чудесах своих власть над всею природою. Так, Он претворил воду в вино (Иоан. 2:1—11), ходил по водам (Матф. 14:26), одним словом укротил бурю морскую (Лук. 8:24; Матф. 8:23—27); одним словом, или одним прикосновением своим исцелял всякие болезни (Матф. 9. 20—23; 14, 35. 36). давал зрение слепым (Марк. 10:46—52), слух глухим, язык немым (Матф. 9:32—35; 12, 22; Лук. 11:14), исцеление прокаженным (Матф. 8:1—5); немногими хлебами и рыбами напитая однажды пять, в другой раз четыре тысячи человек, кроме жен и детей (Матф. гл. 14. 15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

б) Похвала слушающим и исполняющим слово Божье. Лк.8:19–21 . Мф.12:46–50 . Мр. 3:31–35 . Если пришествие ко Христу Матери и братьев было во время и при обстоятельствах, указываемых евв. Матфеем и Марком, то целое событие можно представить так: прежде нежели известие о пришествии ко Христу Матери и братьев дошло до Него, оно разносилось по окружавшей Его толпе, переходя от одного к другому, и когда оно достигло ушей одной впечатлительной и пылкой жены, которая при том, быть может , или быда бездетна или несчастлива своими детьми, – у ней невольно вырвалось из груди это воззвание: «как счастлива Та, Которая родила и воспитала Тебя!..» Это было по окончании обличения клеветы фарисеев, будто Иисус изгоняет бесов силою веельзевула (как это изображается у ев. Луки 11:27–28 ). После того И. Христос отвечает требовавшим от Него знамения, получает весть о пришествии к Нему Матери и братьев и в ответ на это указывает на Своих верующих учеников, признавая их Матерью и братьями Своими, т.е. таковыми, с которыми у Него более близкое духовное родство, нежели с телесными родственниками, если последние не суть в то же время Его верные ученики. 46. Гадаринское путешествие. ( Лук. 8:22–39. 9:57–62 . Мр. 4:35–5:20 . Мф.8:18–34 ). Ев. Марк сообщает нам время этого события: это было вечером того же дня в который И. Христос учил народ при море притчами (4:35), а ев. Матфей указывает повод, по которому И. Христос вознамерился переселиться на другую восточную сторону моря: около него стали собираться большие толпы народа, от которого Он и хочет теперь уединиться (18), вероятно, потому, что замечал сильное возбуждение в нем плотских мессианских ожиданий (ср. Иоан. 6:15 ). а) Ответ И. Христа книжнику, желавшему следовать за Ним, и призвание одного из учеников к последованию. Мф.8:19–22 . Один ев. Матфей передает здесь об этом. Ев. Лука о тех же двух случаях и еще о третьем, повествование о котором находится у него одного, передает в совершенно другой связи: по нему это было во время последнего отшествия И.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

25. Еже рещи. 26. Царей и князей (I. Нав. 12:10), владычествовавших в Иерусалиме, включая и Мелхиседека (Б. 14, 18) и его преемников. 27. Сердце в книге Екклесиаст, как в Притчах (18, 4. 16. 20, 5. 24, 6) и у Иова (38, 2), употребляется в значении: ум, разсудок, разум, и вообще означает способность интеллектуальную, а не орган чувства (Ек. 10:3). 28. Гр. πιστμην-слав. хитрость, вер., искусство „точнаго“ изложения мыслей (12, 12—14. Пр. 1, 5). 29. Гр. λγημα-слав. болезнь, синод. скорбь. Разумеется познание „искривленнаго“ (15 ст.) мира, вне веры в Бога и Его Промысл. Истинное и полезное, по Екклесиасту, знание таково: Бога бойся и заповеди Его храни, в этом все для человека (Ек. 12:13-14). Так соединяются начало и конец книги Екклесиаст! 30. Гр. δερο-прииди, пользуемся синод. пер. 31. Гр. δε-виждь, как евр., так и гр. слову толковники придают значение: испытай, синод. насладись. 32. Слав. погрешение соотв. вульг. errorem, а по гр. περιφορν-кружение, неустойчивость, блуждание, тоже, что „волнение духа“ (1, 14). 33. Доставишь-ли счастие человеку? 34. Разум и сердце не сделаются-ли для тела моего так же привлекательны, как вино? Григ. Нис. и Григ. Чудотв. 35. Слав. мя соотв. με-компл., альд., 68, 106, 147,… др. итал., в др. нет. 36. Слав. удержати веселие соотв. κρατσαι π εφροσνην-господствовать и властвовать над веселием, а не подчиняться ему. 37. Гр. ποιοσιν-альд., 147, 159-слав. творят, а ποισουσιν гл. ποιω значит: приобретать, достигать, получать. 38. ν ριθμ (23, 253, а об. ριθμν) в число, определенное Богом. 5, 17. 39. Гр. μεγαλυνα-возвеличихся. 40. Гр. παραδεσους-раи. 41. Гр. δρυμν βλαστντα ξλα-рощу, выращающую деревья, по нашему: „школу“, в которой выращаются дорогия породы. Слав. прозябение древес, каж., перифраз. 42. Гр. κτσις-слав. стяжание, сущ. переводим глаголом. 43. Слав. злато и сребро соотв. чт. Григ. Чудотв. χρυσου κα ργρου, а об. по евр., гр. и лат. переставлено: серебро и золото. 44. Много раз встречающееся в 4—8 ст. местоим. себе, мне, для себя, для меня,-оттеняет эгоистический характер „трудовъ“ Екклесиаста: он все делал для себя, а не для других. Лук. 12:18-19. Иак. 5:5.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010