В свою очередь, служение как духовно-нравственный принцип может быть нормально реализовано лишь тогда, когда им руководит принцип более высокого порядка – принцип веры. Вера и сама по себе является, по своему содержанию, одной из высших христианских добродетелей, но она же и организует всю нравственно-психологическую жизнь. Христианская вера организует жизнь объективно и верно; когда же вера является лишь бессодержательноинтуитивным началом, она организует жизнь довольно неопределенно. В тех случаях, когда вера проявляла себя как принципиально-христианское основание жизни. Христос говорил неоднократно: «Вера твоя спасла тебя». В таких случаях вера проявляется как начало более защищенно-точное и более высокого порядка, чем, например, разум, рассуждение, потому что она, хотя и субъективными способами, включает в действие высшие, объективные силы и раскрывает личность в самоотверженных категориях. Вера является основанием и некоторых других принципов нравственного устройства, кроме служения. В частности, одним из таких принципов, предлагаемых Христом неоднократно, является бесстрашие, особенно в делах веры, вплоть до смерти. «Не бойтесь, – говорил Христос, – убивающих тело, душу же не могущих погубити» ( Мф10,28 ). Бесстрашие важно не само по себе, не как природная храбрость, но как один из признаков, характеризующих точность нравственного сознания человека, позволяющего, ради более значительного, пожертвовать менее значительным, даже и жизнью. Вообще таких показателей, как личностных, так и объективных, слово Божие предлагает довольно много. Среди таких объективных показателей, хотя и не всегда легко практически определяемых, необходимо выделить взаимоотношения буквальности нравственных показаний и их нравственно-духовного смысла. «Буква убивает, дух животворит»,– говорит апостол ( 2Кор.3,6 ). Т.е. буквальное понимание и исполнение нравственных предписаний, без вхождения в их духовные смыслы и переживания, лишает их нравственно-живого движения, умерщвляет душу. Подобное же значение имеет предлагаемое апостолом Павлом понимание внешнего благочестия, лишенного его внутренней силы. ( 2Тим.3,2–5 ). Такая «благочестивая» нравственность по подлинным достижениям бесполезна, как бесплодна нравственная жизнь человека, почитающего себя чем-то и тем уничтожающего заранее все возможные нравственные перспективы: «Кто почитает себя чем-то, тот – ничто» ( Гал.6,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Мы видим, что то же делают иногда превратные учители и властители, которые, не имея страха Божия, господствуют над клирами и о которых Иеремия говорит: достояния (cleri) их не полезна будут им ( Иер12:13 ); они считают благочестие средством для прибылей и, сидя в храме, подобно продавцам, предлагают голубей, но не в клетках, а на кафедрах, как учители, продавая дары Духа Святого; они уменьшают и увеличивают меру [предлагая] немногое или ничего бедным, и говоря, подобно ораторам, весьма длинные речи богатым и тем, от кого ожидают выгод; ради денег они сокрушают головы бедных и попирают их, и не хлеб Господень, подкрепляющий сердце человека, а отбросы и негодную пыль дают жаждущим устам, продавая даже то, что не имеет никакой цены, между тем как Господь заповедал апостолам: туне приясте, туне дадите ( Мф10:8 ). Писание очень часто изображает Бога клянущимся. Прежде всего в книге Бытия: воззва ангел Господень Авраама вторицею с небесе, глаголя: Мною самем кляхся, глаголет Господь: его же ради сотворил еси глагол сей и не пощадел еси сына твоего возлюбленного, благословя благословлю тя, и умножая умножу тебя, яко звезды небесные и яко песок в скрай моря ( Быт22:16–17 ). Также в сто девятом псалме; клятся Господь, и не раскается: ты иерей во век по чину Мелхиседекову ( Пс109:4 ). Написавший послание к евреям, кто бы он ни был, говорит относительно этого: понеже ни единем имяше большим клятися, клятся Собою ( Евр6:13 ). И у этого же самого пророка выше ( Ам4:2 ) мы читаем: клялся Господь святым Своим или святыми Своими, что вот придут на вас дни, и возьмут вас в оружии или на пиках и прочее. Таким образом тот, кто прежде клялся святым Своим или святыми Своими, теперь клянется относительно высокомерия Иакова с той целью, что если они не верят Его угрозам, то пусть поверят Ему, когда Он клянется подобно людям, которые тогда обращаются к клятве, когда не верят простым словам их. И не удивительно, если Бог называется клянущимся, когда Он спит вместе с спящими, и бодрствует с бодрствующими и называется гневающимся на тех, которые собирают себе гнев на день гнева ( Рим2:5 ). Клянется же Он в том, что не забудет дел их до конца, потому что Бог гордым противится, смиренным же дает благодать ( Иак4:6 ), но будет помнить о всех делах их до конца и до времени суда. Поэтому кающиеся просят: не помяни наших беззаконий прежних ( Пс78:8 ), тем более что в отношении в гордым сама земля поколеблется или придет в смятение, и восплачет не переселенец или пришлец, а житель ее, и поднимется, как река, истребление ее, и опустится, как река египетская, так что тот, кто покается, возвысится подобно поднимающейся реке, а кто будет упорствовать во грехах, тот опустится подобно реке египетской и, вступив в море, будет поглощен им. Чрез это дается знать, что высокомерие Иакова, относительно которого клянется Господь, будет поглощаемо вечными наказаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

День тот означает день плена, когда будут отведены в Ассирию и Халдею оба народа, для которых, вследствие великой скорби, солнце закатится в полдень и, между тем как у всех будет сиять свет, у них все будет покрыто мраком, когда праздники их и все песни обратятся в сетование и плач, спины или чресла всех будут покрыты власяницей и на головах, по древнему обычаю сетующих, будет плешь, что, как мы читаем, сделал и Иов при смерти сыновей ( Иов1:20 ). Печаль и сетование будут столь велики, что превзойдут скорбь матери о смерти единственного, самого дорогого для нее сына, и все будет полно плача и горести. Можем мы понимать это место и в отношении к страданию Господню, когда солнце в шестой час скрыло свои лучи и не дерзало взирать на висящего на кресте Господа своего ( Лк23:44–45 ), когда при тьме, все покрывшей, праздники и песни их, при победах Веспасиана и Тита, превратились в плач и сетование, когда все наполнилось слезами, покаянием и власяницами, и сделались плешивыми головы, которые прежде украшались волосами назореев, растившимися для Господа. Тогда первородный сын Божий, народ израильский, наложивший руку на единородного и истинного Сына Божия, предан был на вечное сетование, и последние времена его или те, которые были с ним, исполнились горести. Поэтому теперь они, отвергнув солнце правды, имеют тьму, а мы, сидевшие во тьме и тени смертной, увидели великий свет ( Ис9:2 ), и все праздники их перенесены на таинства церкви, так что они плачут, а мы воспеваем хвалы Господу. Они вместо пояса опоясываются веревками и власяницами, а нам вместе с апостолами говорится: да будут чресла ваша препоясана и светилници горящии в руках ваших ( Лк12:35 ). Мы препоясались истиной Христовой, исполняя слова Писания: станите, препоясани чресла ваша истиною ( Еф6:14 ), а они облеклись вместо истины в ложь диавола. Наша голова, о которой Спаситель говорит: вам же и власи главнии изочтены суть ( Мф10:30 ), имеет постоянно волосы и во главе нашей, то есть во Христе, мы обладаем силой, чтобы убить льва, а они спят на коленах блудницы, синагоги (сн. Суд16:19 ), и быв острижены рукой диавола, утратили присущую голове силу, утратив вместе с силой глаза, о которых в Екклезиасте написано: мудрого очи его во главе его, а безумный во тме ходит ( Еккл2:14 ). Их сообщники постоянно находятся в печали, а наши спутники облекаются одеждой веселья.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Дмитрий 4 февраля 2021, 15:58 " Будьте мудры, как змеи и просты, как голуби " Мф10, 16-18. Читал, что и преподобный Серафим Саровский много дней стоял на камне, борясь с каким-то искушением... Но наверно, форма житий святых, часто допускает некоторую поэтизацию и упрощение. Хотя рассказ про инока, который никого не осудил и спасся, похож на правду. Но опять же, какой ценой это ему далось? НН 4 февраля 2021, 14:52 Матушка, спасибо Вам за ваши статьи, всегда читаю с интересом, хоть и не во всем соглашаюсь. В данном случае по существу согласна, а вот по поводу: «Примером служит наше советское общество... " - на мой взгляд, НЕКТО точнее, потому что советское общество было по определению нерелигиозное, а имперское- по определению же религиозное. Мораль стоит выше религии? Мы всё время огядываемся назад и старательно избегаем настоящее. А оно вызывает гораздо больше беспокойства, согласны? В советское время храмов и прихожан было меньше. А сейчас в Москве и Питере, где проживает прим 25% взросл населения страны, храмы практич в шаговой доступности, но мораль упала ниже плинтуса. Если не согласны, то почему? Алла 4 февраля 2021, 13:11 Некто, в живых уже не осталось людей, которые бы помнили дореволюционные реалии. Поэтому практичней вспоминать развал СССР, этому явлению множество свидетелей. А живое свидетельство всегда лучше, чем книжное. Наталья 4 февраля 2021, 12:55 Удивительно! Когда читала на днях ту статью, которую критикует уважаемая монахиня, не могла отделаться от лёгкого недоумения от прочтённого. Оказывается, такие впечатления были не только у меня ) Катерина 4 февраля 2021, 10:43 Игорь Александрович 4 февраля 2021, 02:53 -- пожалуй, соглашусь я с Вами. Грехи те же, но ж люди изменяются, внешняя сторона этих изменений - меняющийся образ нашей жизни. инокиня Наталья -- Некто 4 февраля 2021, 10:29 Нет, не ближе. Гражданская война - плохо, но после революции в народе все же с трудом приживались ярко безнравственные идеи, вроде теории стакана воды. А после перестройки народ пошел во все тяжкие. Во все, а не только социальную вражду.

http://pravoslavie.ru/137140.html

Но великий грех – ненавидеть обличающего, в особенности, если он обличает тебя не из ненависти, а по любви, если [сначала обличает] один наедине, если [затем] в присутствии другого брата, и если после того пред церковью ( Мф18:15–17 ), обвиняя, очевидно, не по наклонности к злословию, а для твоего исправления. О двояких воротах – смерти и жизни, пороков и добродетелей, мы часто читаем в Писаниях, как например, в Псалмах: возносяй мя от врат смертных, яко да возвещу вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони ( Пс9:14–15 ). Высокая гора Сион, без сомнения, означает церковь и град Бога живого, небесный Иерусалим, и множество ангелов и церковь первенцев, написанных на небесах. Вознесенный в воротах Сиона не может бояться ворот смерти, о которых Господь говорит Петру: на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей ( Мф16:18 ). О воротах добродетели ясно говорится в другом псалме: отверзите мне врата правды: вшед в ня исповемся Господеви. Сия врата Господня, праведнии внидут в ня ( Пс117:19–20 ). Также и премудрость с уверенностью при воротах города говорила: «доколе невинные будут соблюдать правду, они не будут посрамлены» ( Притч1:22 ). Я полагаю, что ворота города, то есть души, верующей во Христа, означают добродетели, чрез которые Христос входит к верующим. И, так как не написано, в каких воротах ненавидели обличающего, в [воротах] ли добра или зла, то мы можем относить это к тем и другим. Пророк обличает грешников, стоящих в воротах зла, и поэтому они гнушаются им. Или, может быть, сам пророк стоит в воротах и начинаниях добродетелей, и его ненавидят те, которых он обличает, и не ограничиваются грешники ненавистью к обличающему или укоряющему в воротах, но и гнушаются словом святым, исходящим из уст его. Ибо кто не принимает пророка, тот не принимает пославшего его ( Мф10:41 ). Если же они возгнушались словом святым или тем, кто говорит правдиво (ибо слово святое есть Господь Иисус, о котором говорится: не даси святому Твоему видети истления ( Пс15:10 ), то все иудеи, произносившие анафемы на Иисуса, гнушаются словом Божиим, которое и совершенно, и свято, и непорочно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Многие приверженцы учения об исхождении ex Filio приводят в пользу своего положения некоторые другие тексты св. Писания, и толкуют их своеобразно, не принимая во внимание смысла, который всегда был присваиваем им в церкви. Они не хотят видеть, что, поступая подобным образом, они подвергают опасности поставить свои собственные мысли на место откровенного учения, которое есть залог и которое, следовательно, может быть подтверждаемо только голосом вселенским, единодушным и непрерывным христианским обществом; что оставляя в стороне этот голос, они подвергаются опасности присваивать Богу свое собственное ошибочное учение. Между текстами, напрасно приводимыми приверженцами Filioque, находится еще следующее, заимствованное из послания к Галатам: «А как вы сыны; то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего, Авва, Отче». ( Гал.4:6 ). На основании этого текста они рассуждают следующим образом: Дух назван Духом Отца (Мф10:20), потому что Он исходит от Отца; если же Он назван Духом Сына, то и это потому, что Он тоже исходит от Сына. Прежде всего можно заметить, что в приведенном тексте дело идет не об Ипостаси Св. Духа, но только о человеческом духе, обогащенном, благодаря искуплению Богочеловека, дарами Святого Духа. Затем можно заметить, что Дух назван Духом Отца не только потому, что исходит от Него, но также и потому, что Он консубстанционален Ему. В этом смысле Он есть Дух Сына также, как и Дух Отца; потому что Отец, Сын и Дух Святой имеют ту же субстанцию. Приверженцы Filioque неосновательно предполагают, что Дух Святой есть Дух Отца только потому, что Он исходит от Него, дабы на этом предположении обосновать исхождение ex Filio. Но их заключение, как и положение, на котором оно утверждается, противоположны учению отцов Церкви. «Если Дух Святой, говорит св. Иоанн Златоуст (Бесед. на Пятид.), называется то Духом Отца, то Духом Сына, так это не по причине смешения Отца с Сыном, но для обозначения нераздельности божественной сущности». – «По причине тождества природы, говорит блаж. Иероним (In Epist. ad Galat.), Дух Святой безразлично (одинаково, неразличимо) называется Духом Отца и Духом Сына». – Достаточно того, говорит блаж. Августин, чтобы христианин верил в Отца, в Сына, рожденного Отцом, в Духа Святого, исходящего от того же Отца, но Который в то же время есть Дух Отца и Сына» (Aug: Euch., с. IX).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

По LXX же было столь великое презрение к Богу, что они при жертвеннике на веревках развешивали одежды свои, в которых спят или блудодействуют, и устраивали παραπετσματα, то есть завесы, чтобы никто не мог видеть блудодействующих во храме, и, предаваясь пьянству и разврату, даже и вино, которое пили, приобретали не собственным трудом, а посредством клеветы, и это делали они в храме бога своего, для того, чтобы своими мерзостями и любодеяниями опозоривать тех, коих считали богами. Так говорят и так объясняют это те, которые следуют простому историческому смыслу. Но мы, указав [в толковании] на Осию, что под именем Израиля, Самарии, Ефрема и сынов Иосифа (из племени которого происходил Иеровоам, отделивший народ от царства Давидова Иерусалима и храма Божия), разумеются еретики, также и теперь, после Иуды и Иерусалима, означающих церковь , должны понимать пророческую речь в отношении к еретикам, которые продают мужа святого и правого, но бедного, за деньги. Муж бедный и правый – это тот член церкви, который не обладает знанием Писаний, но, довольствуясь простотой, исполняет заповеди и повеления и о котором написано: нищий не терпит прещения ( Притч13:8 ) и [в послании] к Галатам: точию нищих да помним ( Гал2:10 ). Это делают все еретики ради богатства и обуви, которой попирают прах земной, потому что они не могут босыми ногами стоят на земле святой (на которой стояли Моисей и Иисус, сын Навин [ Исх3:5 ; Нав5:15 ], вследствие чего и апостолам повелевается ходить босыми ногами [ Лк10:4 ], чтобы они не имели ничего смертного и кожаного, что указывает на плоть), и поэтому они бьют бедных по голове. И Спаситель заповедует ученикам отрясать прах от ног своих, если что-либо смертное присоединится к их делам, потому что они еще были на земле ( Мф10:14 ; Мк6:11 ). Еретики бьют бедных по головам (хотя этого в еврейском тексте нет), потому что они уклонились от пути смиренных. Это тот путь смиренных, который говорит: Аз есмь путь, живот и истина ( Ин14:6 ), и который призывает нас ходить по нему словами: придите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы ( Мф11:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Относительно их Господь повелевает Ахазу, царю иудейскому и Иерусалимскому не бояться этих двух полусожженных головней, указывая ему, как на знамение полного освобождения, на то, что Дева зачнет и родит. Таким образом, сыны Самарии живут в стране и углу постели, покоясь на помощи сириян и обнадеживая себя победой на ложе Дамаска, так что как тот, кто утомлен, подкрепляет себя в постели, так и они подкрепляли ослабевшие силы помощью соседнего народа. Поэтому у того же Исаии говорится, как образ (рег typum) будущего, что родится дитя, которое прежде, нежели будет уметь называть отца и мать, получит добычу Самарии и силу Дамаска ( Ис8:4 ), то есть тех, которые соединенными силами воевали против Иерусалима. Вместо угла постели и ложа Дамаска LXX перевели: против колена и в Дамаске, чтобы мы в переносном смысле разумели под коленом Иуду, а под Дамаском призванных язычников; из них образовалось одно стадо Господне, овец которого часто растерзывают лютые львы, и из пасти их едва исторгаются две голени или край уха. Голень указывает на путь учений, а ухо на таинственное значение слов. Поэтому и апостолам повелевается ходить босыми ногами, без обуви и без всего, сделанного из кожи мертвого животного ( Мф10:10 ). И верующим говорится: имеяй ушы слышати да слышит ( Лк8:8 ). Также в Апокалипсисе Иоанна мы читаем: имеяй ухо да слышит, что Дух глаголет церквам ( Откр2:7 ), и яснее у пророка говорится: «примите слова ваши в уши сердца нашего». Этот путь как еретики, так учители их, демоны, стараются заградить и опутать сетями, чтобы мы пали на пути, который есть Христос. Но приходит член церкви, человек Божий, Сампсон, означающий солнце, и убивает льва; сошедши в ров преисподний, освежающий воды во время снега, бури и дождя, он удушает льва, чтобы мы твердой ногой могли следовать за Господом и внимательными ушами слушать слова Его. Ам.3:13–15 . Слушайте и засвидетельствуйте в доме Иакова, говорит Господь Бог воинств. Ибо в тот день, когда Я начну посещать Израиля за преступления его, посещу и за жертвенники в Вефиле, и отсечены будут роги алтаря и падут на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...