Ибо пасха наша, Христос заклан за нас ( 1Кор. 5:7 ), который вкушается не извне, но в одном доме и внутри [его]. Ст. 18–19. Но Я иду, чтобы дела их и помышления их собрать вместе со всеми народами и языками, и они приидут и увидят славу Мою. И положу на них знамение и пошлю из тех, которые спаслись, к народам в море, в Африку, в Лидию, к натягивающим лук, в Италию и Грецию, на дальние острова, к тем, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей . LXX: И Я знаю дела их и помышления их, и иду собрать все народы и все языки, и приидут и увидят славу Мою, и оставлю на них знамение, и пошлю из тех, которые спаслись, к народам, в Фарсис и Фуд, и Луд и Мосох, и Фовел, и в Грецию и на дальние острова, к тем, которые не слышали имени Моего и не видели славы Моей . Прежде нежели изложить, что означает перечисление весьма многих народов, нужно вкратце сказать о разнообразии перевода. Фарсисом на еврейском языке называется море и (как говорят) страна в Индии, хотя Иосиф, изменив букву, полагает, что вместо Фарсиса называется Тарс, город в Киликии, в который хотел отправиться Иона, когда бежал из Иоппии ( Ион. 1 ). Фудом же или Фулом [называются] Ливийцы и вся Африка до Мавританского моря, в которой теперь [есть] река, называющаяся Фудом, и вся окрестная страна называется Футскою. А Лудом называют Лидийцев, поселенцы которых этруски, теперь называющиеся тусками, некогда бывшие весьма искусными в метании стрел, и теперь называются натягивающими стрелу . Вместо этого в еврейском читается mosche cesemh , что все, кроме Семидесяти, одинаково перевели: натягивающие лук ; Семьдесят же поставили Μoσχ, переведши именем вместо глагола. Если принять это, то он указывает на каппадокийцев, главным городом которых служит Мазака, впоследствии получившая от Цезаря Августа название Кесарии. Они также и в Бытии (гл. 10), – не знаю, с какою целью, – последнего сына Арамова, то есть Дамаска сирийцев, называющегося Мес , перевели Μοδχ, вместо чего мы правильнее переводим меонийцы , Атубал или Фовел означает или Италию, или Иберию, то есть Испанию [называющуюся] от реки Ибера, отчего и теперь страна испанская называется Кельтибериею. О них прекрасно [говорит] Лукан 76 :

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ис.66:19 . И по­ложу на них знаме­ние, и по­шлю из спасен­ных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягива­ю­щим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слы­шали обо Мне и не видели славы Моей: и они воз­вестят народам славу Мою: «И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам». Судя по началу стиха, можно, пожалуй, подумать, что речь идет о всех народах; но дальнейшие слова текста, в особенности, противопоставление лиц, о которых говорится, «народам», т. е. язычникам, почти не оставляют сомнения в том, что под «спасенными от них» разумеются уверовавшие в Мессию иудеи, и ближайшим образом – апостолы и ученики Господа, на долю которых, главным образом, выпал жребий благовестничества ближним и дальним, т. е. как иудеям, так и язычникам. В таком случае и под «знамением» или знаком их отличительного служения недостаточно разуметь лишь «знамение Креста» – признак общий всем христианам, а должно понимать нарочитую «печать апостольского служения», т. е. те сугубые дары Святого Духа, которыми в день Святой Троицы наделены были апостолы (в частности, напр., дар языков, особенно поражавший многих и заставлявший их уверовать во Христа – Деян.2:12–13, 37 ). «И пошлю... к народам, в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова». Целый ряд данных географических и этнографических терминов. Так как этими терминами пророк хотел показать пределы распространения миссионерской проповеди спасенных, то и местности, или народности, обозначаемые ими, должно искать, так сказать, на самом горизонте пророческого поля зрения. «Фарсис» – в нынешней Испании – крайний пункт на Западе ( Ион.1:3 ; Ис.23:6 ; Ис.60:9 ). «Пул и Луд» – по-видимому, крайние пункты на Юге, и «Тубал и Яван» – границы на Севере. В частности, следует заметить, что этнографический термин «Пул», по-видимому, несколько искажен в современном еврейско-русском тексте 82 . Более правильной следует считать форму «Фут», которая имеется в греко-славянском переводе, 83 а также и в разных других местах еврейской Библии ( Быт.10:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но после частного предварительного суда будет еще суд окончательный, о котором говорит Сам Господь Иисус Христос: «Но вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, н звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе: и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» ( Мф. 24:29–30 ). Не познавшие Бога подвергнутся наказанию, «когда Он придет прославиться во святых Своих и явится дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству " (2 Фессал. 1:9–10). Так вот, в промежуток этого времени, от предварительного суда до всеобщего, пусть нам сектанты укажут хоть один текст Св. Писания, которым бы запрещалось молиться за умерших. А мы знаем, что за умерших молиться возможно и должно. Апостол Иаков говорит, что молиться друг за друга необходимо ( Иак. 5:16 ). И апостол Павел требует от христиан, чтобы они молились за всех людей ( 1Тим. 2:1 ). «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» ( Еф. 6:18 ). Не сказал апостол, что не нужно молиться за умерших, но сказал, что нужно обращаться к Господу Богу «всякою молитвою». Сектанты могут возразить нам, что в Св. Писании говорится о том, что нужно молиться только за живых, а не за умерших, но на это мы им скажем, что у Бога нет мертвых, но все живы: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы» ( Лук. 20:38 ), «а живем ли, для Господа живем; умираем ли, для Господа умираем: и потому, живем ли, или умираем, всегда Господни " ( Рим. 14:8 ). 2) Православная Церковь напрасно разделяет время, в течение которого можно молиться за умерших и в течение которого невозможно молиться за умерших. Богач молился до всеобщего суда, однако Авраам сказал ему, что между адом и раем великая пропасть, которую нельзя перейти ( Лук. 16:19–31 ). 2) Притчу о богатом и Лазаре сектанты понимают неправильно и ложно ее толкуют. Богач молился из ада, но не Церковь молилась за него.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Но скажут нам: честная жизнь в обществе, где принято лукавство в жилищах их посреде их ( Пс. 54:16 ) тоже влечет за собой мучения, и пример мученика Лонгина, отказавшегося играть по предложенным ему правилам той игры, которую затеяли старейшины израильские, наглядное тому подтверждение! Не будем спорить с тем, что честная жизнь в нечестном обществе это неизбежный подвиг, связанный со страданием. Право открыто свидетельствовать правду в таком обществе оплачивается ценой потери доброго имени, привилегированного положения и самой жизни. Но как упрек в адрес стремящихся к комфортному христианству звучат слова Апостола: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии… мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» ( 1Кор. 4:10–13 ). Разве можно в виду грозящих скорбей выбирать сторону лукавства и лжи? Да и что значат все эти перечисленные мучения в сравнении с мучениями вечными, тем более что именно страдания за правду и доставляют блаженство вечное, по сказанному: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» ( Мф. 5:11 ). Кто выбирает честность как принцип жизни для того она послужит той самой закваской, которая готовит душу для Царства Небесного ( Лук. 13:20–21 ). Так что не надо бояться из-за правды потерять покой плоти, ведущий к гибели, а лучше расспросите у прошедших путем спасительным, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим ( Иер. 6:16 ). Аминь. 2018 г. Ноябрь О довольстве Нед. 20 по Пятидесятнице (Лк. зач. 83. Притча о богаче и Лазаре) (21 окт./3 нояб. 2019 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, братья и сестры, мы прочитали притчу о некоем человеке, который был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. А когда умер, то наследовал муку вечную. В этой же притче упоминается также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот богача в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола его, но не имел и такой возможности. А когда он умер, то отнесен был Ангелами на лоно Авраамово ( Лук. 16:19–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Подобным образом те, которые к израильтянам приметались, некогда возымели страстное желание, сидели и плакали вместе с сынами Израиля и говорили: Кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте ели даром, огурцы, и дыни, и лук [зеленый], и лук репчатый, и чеснок; и теперь мы исхудали. Ничего не видим, кроме манны (Числ. 11:4—6). Потом говорится несколько далее: И услышал Моисей, что народ плачет в семействах своих, каждый у дверей шатра своего (Числ. 11:10). И опять несколько далее Господь говорит Моисею: И ты должен сказать народу: освятите себя, [очиститесь] наутро и будете есть мясо. Так как вы плакали пред Господом и говорили: Кто накормит нас мясом; хорошо нам было в Египте: то и даст вам Господь мясо и будете есть мясо. Не один день будете есть, не два дня, не пять дней и не двадцать дней, целый месяц будете есть, пока оно не пойдет у вас из носа и не сделается для вас отвратительным за то, что вы презрели Господа, Который посреди вас, и не доверяли Ему, и плакали пред Ним, и говорили: зачем это мы вышли из Египта (Числ. 11:18—20)? Теперь мы посмотрим, целесообразно ли привели мы этот рассказ для разрешения трудности, заключающейся в месте: Не введи нас в искушение — и в словах апостола (Рим. 1:23–28). В своем страстном желании чужеземцы плакали в среде Израиля и сыны Израиля с ними (Числ. 11:4). Ясно, что доколе желанного они не имели, то никакого отвращения к тому не получали и не могли заглущить в себе своей страсти; а когда любвеобильный и милосердный Бог желанное дал им, то восхотел Он им дать в такой мере, чтобы пожелания более не осталось. Потому говорит Он, что должны они не в течение только одного дня мясо есть (Числ. 11:19); страсть в душе разгоряченной и воспламененной оставалась бы, если бы она получила мясо лишь на короткое время. Но и не на два лишь дня Бог дает им желанное; Он хочет поселить в них отвращение к нему; и потому в словах, которыми, казалось бы, выражается к ним благоволение, для способного судить как бы не содержится никакого обещания, а угроза, а именно когда Он говорит: «И не только в течение пяти дней будете вы мясо есть или в течение двойного количества этих дней или двойного количества этих усвоенного, но дотоле вы будете то мясо есть, — потому что вы в течение целого месяца будете то мясо есть, — доколе мнимое удовольствие и предосудительное постыдное желание мяса не пойдет у вас ноздрями назад в виде рвоты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Сам Христос Спаситель с благоговением относился к храму и признавал формы общественного богослужения ( Ин.2:12; 5:1; 5:2,10,14 ; Лук.22:7–8, 15 ). Придя однажды на праздник в Иерусалим, Он выгнал из храма всех продавцов и сказал: «дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников» ( Лук.19:45–46 ; ср. Ин.2:13–16 ). В той же нагорной проповеди Он говорил между прочим: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди, принеси дар твой» ( Мф.5:23–24 ). Ясно, что Спаситель признавал и особое место молитвы и особые формы общественной молитвы. А, следовательно, в Мф.6:6–7 Он мог говорить только против показной лицемерной молитвы. Что такое именно полемическое или обличительное значение имели слова Спасителя, это доказывает и апостольская история. Апостолам, конечно, лучше было знать, что заповедует и чему учит Спаситель. А они сразу после Его отшествия собираются вместе и «все единодушно пребывают в молитве и молении» ( Деян.1:12–14; 2:1,46 ) и если запирались в комнате, то не в одиночку, а все вместе. И в апостольское время, несомненно, были богослужебные формы, хотя и не такие обильные, как в настоящее время 94 . Что касается слов: «молясь не говорите лишнего», то эти слова явно направлены против языческого многословия, почему и сказано: «не говорите лишнего, как язычники». Не говорите лишнего (μ βαττολογσητε) значит: не говорите того, что к делу не относится, или: не говорите вздор, не болтайте. А говорить в молитве не относящееся к делу или болтать, значит обращаться к Богу с молитвой, которая не достойна Его, или просить о том, что не служит на пользу человеку 95 . Виноваты в этом грехе именно язычники. У них были длинные молитвы с большим перечнем имен богов и прилагаемых к ним иногда ласкательных эпитетов. А в молитвах заключались прошения о земных предметах, часто о том, что не угодно Богу. Это и теперь наблюдается у магометан и индийских факиров 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

2 ...изабудут оплакать своего покойника ради заботы о чужом...— Матф. 8, 21—22. 3 Кто нарушит одну из заповедей сих малейших...— Матф. 5, 19. 4 Лицемер, вынь прежде бревно из своего глаза...— Матф. 7, 5 5 ...что Иисус делал и чему учил от начала.— Деян. ап. 1,1. 6 Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?— Рим. 2, 21. 7 Кто из вас думает быть мудрым в веке сем...— I Коринф. 3, 18. 8 Мы безумны Христа ради.— I Коринф. 4, 10. 9 Потому что немудрое Божие премудрее человеков.— I Коринф. 1, 25. 10 Вся ты прекрасна, возлюбленная моя...— Песнь пес. 4, 7. 11 Люби ближнего, как самого себя.— Лев. 19, 18; ср.: Лук. 10, 27. 12 …кто не погнушался принять облик раба во спасение раба...— ср. Филипп. 2, 6—7. 13 ...чтобы спастинекоторых.— Часть фразы из I Коринф. 9, 22. 14 Юстиниан— византийский император (527—565). 15 Святой град— Иерусалим. Автор подразумевает, по-видимому, праздник в память обретения императрицей Еленой, матерью Константина, Крестного древа. В праздник Воздвижения Креста в главном Иерусалимском храме молящимся показывали обломок Крестного древа, якобы найденный матерью императора Константина Еленой. 16 Иерихон— город в Палестине. 17 Эмеса— город в Сирии. 18 ...бежали, как Петр и Иоанн к животворящему гробу Господню...— апостолы Петр и Иоанн, услышав от Марии Магдалины, что тело Христа исчезло из гроба, бегом бросились туда, где он был похоронен (Иоанн 20, 4). 19 ...звавшийся Никон, жизнь которого... соответствовала имени его.— Имя Никон ( Nikwn ) звучало по-гречески сходно с причастием настоящего времени глагола “побеждать” ( nikwn ). 20 ...десятка твоя победила... разумел совершенство монашеского подвига.— Число десять, согласно христианской символике чисел,— число совершенства. 21 ...невидел чего глаз, не слышало ухо...— I Коринф. 2,9. 22 Тыпрекраснее сынов человеческих.— Пс. 44,3. 23 Позволь мне прежде пойти и похоронить отца Моего... предоставь мертвым погребать своих мертвецов.— Матф. 8, 21—22. 24 Патрикий— один из высших титулов византийской табели о рангах; кувикулярий— придворный из личной охраны императора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=913...

Во-вторых, если б угодно было Геккелю заглянуть в Ветхий Завет , то уже там он увидел бы, что женщина ценилась высоко в те отдаленные времена и что священные ветхозаветные писатели всячески восхваляли «добрую жену», содействующую укреплению семьи. «Добродетельная жена – венец для мужа своего» ( Притч. 12:4 ). «Мудрая жена устроить дом свой» (14:1). «Разумная жена – от Господа» (19:14). «Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа» (18:23). «Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье» (ibid). «Кто найдет добродетельную жену? Цена её выше жемчугов» (31:10)... «Муж не останется без прибытка... Воздает ему добром... Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками» (11–13)... «Добывает хлеб...Встает еще ночью... Задумает... о поле и приобретает... ; от плодов рук своих насаждает виноградник» (14–16)... «Протягивает руки свои к прялке» (19)... «Вся семья её одета в двойные одежды» (21)... «.Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке её» (26)... «Не ест хлеба праздности» (27)... «Жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» (30) и т. д. (чит. вообще стихи: 10–31)... «Счастлив муж доброй жены... Добрая жена – счастливая доля; она дается в удел боящимся Господа» (I. Сир. 26:1. 3 ). «С нею... сердце довольное и лицо во всякое время веселое» (4)... «Кроткая жена – дар Господа и нет цены благовоспитанной душе» (17). «Благодать на благодать – жена стыдливая» (18). Хорошая жена сравнивается с «солнцем», со «светильником, сияющим на святом свечнике», с «золотыми столбами на серебряном основании» (20–23)... в т. д. В-третьих, Иисус Христос считает мужа и жену одною плотью, – говорит, что их сочетал Бог (Мф. 19: 6. 5), и поэтому запрещает развод, кроме единственного случая – прелюбодеяния мужа или жены (-9.-V, 32. Ср. Мрк. 10:11 ,- Лук. 16:18 )... Не ясно ли уже отсюда, что Господь и не думал унижать семьи, раз она – дело Божие?.. О каком-либо унижении, в частности, женщины Он также никогда не высказывался даже и намеком. Напротив, Господь беседовал с простою и необразованною Самарянкою ( Иоан. 4:4–43 ), которая превзошла даже самого Никодима, так как, по словам св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Почему Господь назвал его этим именем? Греческое слово " панирос " значит: и злой, и плохой, и лукавый. Таким - думается нам - Спаситель наш назвал его в противоположность Богу, Отцу Своему. Как мы знаем, Господь Иисус Христос сказал об Отце: " Никто не благ, как только один Бог " (Мф. 19, 17). Благость Божия здесь употребляется в смысле совершенства (Мф. 5, 48), святости (Евр. 4, 7) и, в частности, любви (1 Ин. 4, 16), ибо любовь есть " совокупность совершенства " (Кол. 3, 14). А диавол назван злым, плохим и лукавым, потому что в нём ничего этого нет, - " нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи " (Ин. 8, 44). Иногда, и нередко даже, и это " не удивительно " , " сам сатана принимает вид ангела света " (2 Кор. II, 14). Диавол вообще значит - " клеветник " , провокатор, обманщик, так он обманул прародителей в раю и теперь над нами нередко действует под " видом " добра, а не как Господь-Истина: " Все пути Господни - милость и истина " (Пс. 24, 10; Пс. 118, 86, 90, 128; Ин. 7, 28; 14, 6; 1 Ин. 5, 6; Откр. 3, 14). А диавол извращает истину. Поэтому и переведено греческое слово - " лукавый " , от слова " лук " , " лука " , т.е. изогнутое дерево, притом - стреляющее, ранящее, убивающее. И русское слово лукавый - т.е. хитрый - говорит о том же извращении правды. И люди, подобные диаволу, искажают её злонамеренно. И мы не можем не обратить внимания и на то, что это прошение поставлено в конце. Это значит, что Господь поставил его ниже даже грешников (пятое и шестое прошения). Вообще, мы замечаем не только " холодное " отношение Господа Иисуса Христа к диаволу, но и - как к " противнику нашему " (1 Пет. 5, 8), и " врагу " Божию (Лк. 10, 19) - даже господственное и наказывающее, со властию подчиняющее его даже людям - апостолам и верующим (Мк. 16, 17; Лк. 10, 1). И Сам Господь изгонял бесов с необычайной властью (Мр. 7, 29; Лк. 4, 5; 9, 42). И бесы трепещут Его (Иак. 2, 19), они знают, что Христос будет " мучить " их (Мф. 8, 29) и слуг его [диавола] (Откр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1027...

  Егоже царствию не будет конца.       Даниил: «царство Его царство вечное и вся власти Тому работати будут и слушати» (Дан. 7:14). В Евангелии: «и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца» (Лук. 1:33).        Против Македония духоборца:     И в Духа Святаго.       В Евангелии: «крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Матф. 28:19). «Утешитель же Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое» (Иоан. 14:26). Давид: «и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» (Псал. 50:13).     Господа.       Павел: «Господь же Дух есть, а идеже Дух Господень, ту свобода» (2 Кор. 3:17). Петр: «почто... солгал еси Духу Святому? Не человеком солгал еси, но Богу» (Деян. 5:3-4).     Животворящаго.       В Евангелии: «Дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже» (Иоан. 6:63), Давид: «послеши Духа Твоего и созиждутся», «и обновиши лице земли» (Псал. 103:30). Моисей: «и вдуну в лице его дыхание жизни» (Быт. 2:7). Иезекииль: «прорцы о Дусе, прорцы, сыне человечь... и вниде в ня дух жизни, и ожиша» (Иез. 37:9-10).        Пророчественно против нововведения Латинян:     Иже от Отца исходящаго.       В Евангелии: «егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит..». (Иоан. 15:26). «И абие восходя от воды, виде разводящаяся небеса и Духа яко голубя сходяща Нань» (Мк. 1:10). Павел: «мы же не духа мира сего прияхом, но Духа, Иже от Бога» (1 Кор. 2:12). Давид: «Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их» (Псал. 32:6).    О том, что одна слава и поклонение Троицы, и что один Отец есть единый Виновник, как Единородного, так и Духа. Этому весьма ясно учит (символ) тем, что, сказав сначала: Иже от Отца исходящего — потом говорит, — Иже со Отцем и Сыном спокланяема:       Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима.       В Евангелии: «крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Матф. 28:19). Павел: «кто бо весть от человек, яже в человеце… и Божия никтоже весть, точию Дух Божий» (1 Кор. 2:11). У Исаии и Иезекииля Ангелы (взывают): «свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Его» (Ис. 6:3; Иез. 10:4), то есть, Отца, и Сына, и Святаго Духа, единого в Троице Бога.  

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010