Христианин находит сильнейшие поощрения к терпению в истинах и учении своей веры. а) Первые исповедники христианства подвергались всевозможным гонениям, угнетениям, преследованиям, — и все это должны были переносить с терпением. Посему апостолы так часто увещевают к терпению. « Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное » ( Евр. 10:36 ). « Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны » ( Рим. 12:12 ). « Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний » ( Иак. 5:7 ). « Терпением вашим спасайте души ваши » ( Лук. 21:19 ). « Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, 2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью » ( Ефес. 4:1–2. 1 Тим. 6:12; 2 Петр. 1:6 ; Сир. 2:1–5 ). б) Полагая терпение вообще в обязанность каждому , христианская вера требует от своих исповедников в особенности такого расположения и таких поступков, которые без добродетели терпения не могли бы проявляться. Христиане должны во всех обстоятельствах представлять себя, как Божьи слуги, т. е. как поклонники истинного Бога, которые чувствуют и признают свою зависимость от Него, постоянно уповают на Него, ожидают от Его всемогущества, премудрости и доброты своей защиты, помощи и спасения, и убеждены, что « все содействует ко благу .» ( Рим. 8:28 ). Христианин должен прощать, если его оскорбляют ( Мф.5:39 ; Рим. 12:17 , 19, 21 ). Христианин терпит убыток имущества, и не предается ропоту ( Мф.5:40 ; Иов. 1:13–15 ). Он видит и испытывает слабости и прегрешения людей, и не должен враждовать, но быть снисходительным, милосердым, смиренномудренным ко всем ( Тит. 3:2 ). Как мог бы христианин оказывать такое расположение духа без терпения? Как многое, следовательно, находит он в своей вере, что поощряет и обязывает его к терпению! 2. В примере Иисуса Христа и апостолов. Люди бедные, больные, несчастные и страждущие всякого рода нуждаются в ободряющих примерах, чтобы не предаваться отчаянию, но быть терпеливыми и уповать на помощь Божью.

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

О молитвах за умерших Есть ли какая-нибудь связь между живущими еще на земле и уже умершими христианами? У нас, живущих еще на земле христиан, самая близкая связь с нашими братьями, переселившимися ко Господу: Бог соблаговолил «все небесное и земное соединить под главою Христом» ( Еф. 1:10 ). Таким образом, мы с умершими – одна семья, а Глава нашей семьи – Христос. Нет ли большой разницы между живущими и умершими христианами? Апостол Павел так отвечает на это: «Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» ( Рим 14:7–9 ). Значит, во Христе нет разницы между мертвыми и живыми: все христиане составляют тело Христово, все они братья, обязанные любить друг друга и заботиться друг о друге. В чем должна выражаться любовь христиан друг к другу? Главным образом в молитве. «Молитесь друг за друга», – говорит Ап. Иаков ( Иак. 5:16 ). И Ап. Павел наставляет: «всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время ... о всех святых» ( Еф 6:18 ), т.е. о всех христианах. Но, быть может, здесь говорится о молитве к Богу только за таких христиан, которые живут еще на земле? У Господа такого деления нет, потому что Бог «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Бога все живы» ( Лук. 20:38 ). Умершие христиане нуждаются-ли в том, чтобы Церковь Христова возносила за них молитвы к Богу? Несомненно, нуждаются. Чем вызывается эта их нужда? Она вызывается тем, что они люди, и, как люди, не свободны от недостатков ( Иов 4:17–19 ) и никто из них, умирая, не мог сказать: «я очистил сердце мое, я чист от греха моего» ( Притч 20:9 , ср. Лк. 17:10 ; Иак. 3:2 ). Какое может быть основание для умилостивления Божия за грехи людей умерших? Ап. Иоанн разъясняет, что Христос «есть умилостивление за грехи наши и не только наши, но и за грехи всего мира» ( 1Ин. 2:2 ). К этому умилостивителю, Грядущему Судии и обращаются христиане с молитвами о прощении грехов братьев своих по вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, точно оружием, Ты оградил нас. 1 24 В конец, песнь о восьмом дне, псалом Давида, 6. 2 Господи, да не обличишь меня в ярости Твоей и не накажешь меня в гневе Твоем! 3 Помилуй меня, Господи, ибо немощен я; исцели меня, Господи, ибо содрогнулись кости мои, 4 И душа моя в сильном смятенье... О, Господи, доколе?... 5 25 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня по милости Твоей! 6 Ибо никто из умерших не поминает Тебя, и во аде кто исповедает величие Твое? 7 Изнемог я от воздыханий моих, омываю плачем всякую ночь ложе мое, слезами моими постель мою орошаю. 8 Помутились от горести очи мои, ослабел я среди врагов моих. 9 Отступите от меня, все делающие беззакония, ибо услышал Господь плач мой! 10 26 Услышал Господь моление мое, Господь принял молитву мою. 11 Да постыдятся и придут в смятенье враги мои, да обратятся вспять и посрамятся вскоре! Слава: 1 27 Псалом Давида, воспетый им Господу после слов Хусия, сына Иемении, 7. 2 Господи Боже мой, на Тебя уповаю, спаси меня от гонителей моих, избавь меня! 3 Да не похитит враг, словно лев, душу мою, когда не будет избавителя и заступника! 4 Господи Боже мой, если сотворил я дурное, если осквернил неправдой руки мои, 5 Если отомстил я творящему мне зло, да повержен буду врагами моими! 6 Да преследует враг душу мою, и да настигнет меня, и втопчет в землю жизнь мою, и славу мою в прах низведет! 7 Восстань, Господи, в гневе Твоем, поднимись над пределами врагов твоих; вознесись, Господи Боже мой, да свершится заповеданное Тобою! 8 И сонм людей обступит Тебя, и возвеличься над ними! 9 Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по незлобию моему! 10 Да иссякнет злоба грешников! Наставь праведника, Боже, Ты, испытующий праведно сердца и души! 11 Поможет мне Бог , спасающий всех, хранящих правду в сердце своем! 12 Бог Судия праведный, и могучий, и долготерпеливый, не всяк день являет Он гнев Свой. 13 Если не обратитесь к Нему, оружие Свое изострит; лук Свой напряг Он и держит его наготове.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава: 1 Псалом Давиду, егоже воспет Господеви о словесех Хусиевых, сына Иемениина, 7 2 Господи Боже мой, на Тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя и избави мя: 3 да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу. 4 Господи Боже мой, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею, 5 аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощ. 6 Да поженет убо враг душу мою и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит. 7 Воскресни, Господи, гневом Твоим, вознесися в концах враг Твоих, и востани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси. 8 И сонм людей обыдет Тя, и о том на высоту обратися. 9 Господь судит людем: суди ми, Господи, по правде моей, и по незлобе моей на мя. 10 Да скончается злоба грешных, и исправиши праведнаго, испытаяй сердца и утробы, Боже праведно. 11 Помощь моя от Бога, спасающаго правыя сердцем. 12 Бог Судитель праведен и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день. 13 Аще не обратитеся, оружие Свое очистит, лук Свой напряже и уготова и, 14 и в нем уготова сосуды смертныя, стрелы Своя сгараемым содела. 15 Се боле неправдою, зачат болезнь, и роди беззаконие: 16 ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела. 17 Обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет. 18 Исповемся Господеви по правде Его и пою имени Господа Вышняго. 1 В конец, о точилех, псалом Давиду, 8 2 Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес. 3 Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника. 4 Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси. 5 Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его? 6 Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его. 7 И поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его. 8 Овцы и волы вся, еще же и скоты польския, 9 птицы небесныя, и рыбы морския, преходящыя стези морския. 10 Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли.

http://ms.pravoslavie.ru/107018.html

Перейдем к Новому Завету. Латынина ссылается на «молчание» Христа об извращениях и на этом основании приписывает Ему терпимое к ним отношение. Но, как уже сказано, Он подтверждал весь ветхозаветный Закон вкупе и поэтому не имел необходимости ссылаться на множество отдельных его норм. Но универсальные обличения «рода лукавого, прелюбодейного и грешного» (Мф. 12, 39; 16, 4; Мр. 8,38), конечно, подразумевают всевозможные пороки. Нужно иметь поистине извращенное сознание, чтобы увидеть в рассказе об исцелении Христом слуги римского сотника намек на то, что слуга был любовником сотника. Латынина не знает греческого языка, но ссылается на то, что Евангелие употребляет греческое слово pais, которое ей угодно понять по-своему. Это слово имеет не менее четырех значений. В Новом Завете оно значит: 1. мальчик (в том числе и младенец), 2. девочка (с артиклем he), 3. сын, 4. раб. Лука, особенно точный в словах, трижды называет слугу рабом (doulos - Лук. 7, 2-10) и только единожды называет его pais. Лука сообщает, что за сотника ходатайствовали иудейские старшины, сообщившие Христу, что тот любит иудеев и построил им синагогу. Скорее всего, сотник при этом оставался язычником. Но он мог, как это часто бывало, испытывать влияние иудейской веры. Конечно, Всеблагой Господь мог совершить (и совершает) чудо даже ради самого ужасного грешника, нисколько этим не одобряя его греха. Но вот иудейские старшины никогда не стали бы ходатайствовать за содомита. Крайне наивна попытка Латыниной (напоминающая опусы недоброй памяти “научного атеизма”) изобразить Павла несогласным с Евангельским учением. Это неверно уже потому, что все 4 Евангелия написаны после Павловых посланий, про Луку известно, что он Павлов ученик, но и Евангелие от Иоанна согласно с благовествованием Павла. Из нескольких высказываний Павла (1 Кор. 6, 9, 1 Тим. 1, 10) на эту печальную тему приведем одно: “.... женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение…. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют” (Рим. 1, 26-27, 32).

http://pravoslavie.ru/64487.html

8 . Возник Он, как отрасль, пред лицом Его (Господа), и как корень из земли сухой: нет вида на нем, нет красоты, чтобы можно было посмотреть на Него; нет благообразия, чтобы можно было возжелать Его ( Ис.53:2 ). 9 . Когда время проповеди Евангелия Его наступало, св. Иоанн Креститель, бывший Его Ангелом, призывал всех грешников к покаянию, и гласом своим наполнял всю пустыню, в которой жил с первых лет своих, сколь строго, столь и невинно. Народ около пятисот лет не видавший Пророков, признал нового сего Илию, и, по причине великой его святости, едва не принял его за Спасителя; но он сам показал народу Того, о Котором говорил: я не достоин развязать ремень у сапога Его. Я крещу вас водою, присовокупил он, но грядет сильнейший меня, Тот будет крестить вас Духом Святым и огнем ( Лук.3:16 ). 9. Се Я посылаю Ангела Моего, и Он приготовит путь пред лицом Моим; и внезапно приидет ко храму Своему Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, Которого вы желаете; с грядет Он, глаголет Господь воинств ( Мал.3:1 ). 10 . Крещение Иоанна не омывало беззаконий, но предрасполагало к крещению Мессии. Иисус Христос соблаговоляет принять оное, несмотря на сопротивление Святого своего Предтечи, и когда Он вышел из воды и начал молиться, то Дух Святый снисходит на Него в смиренном, и прообразующем мире, в виде голубя: глас небесный произносит сии слова: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Коем все Мое благоволение. Вся Троица явилась ( Мф.3:17 ). 10 . Дух Господа на Мне, ибо помазал Меня Господь; благовествовать нищим он послал Меня, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным свободу, и связанным отверстие темницы, проповедовать благоприятное лето Господне, и день отмщения Бога нашего, утешить всех плачущих ( Ис.61:1–2 ). Иисус Христос хотел креститься, дабы примером своим одобрить благоговение крестившихся до Него; дабы, вмешавшись в толпу грешников, не пропустить случая сего к уничижению Себя, особливо же, дабы освятить воды и прикосновением Своим придать им плодовитость и силу возрождать чад Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

При этом не нужно забывать тот факт, что белое, т.е. женатое духовенство не может следовать примеру апостола Павла просто потому, что Павел не имел семьи и детей. Священнику нужно не только печься о собственном пропитании, но и о том, чем кормить семью, и это в условиях постсоветской церковной разрухи, когда большинство приходов требуют максимального внимания и сил священнослужителя. Нередка следующая картина, которую застаёт среднестатистический батюшка, приехав на свой приход: храм, требующий ремонта (варианты: храм полуразрушен/разрушен/храма нет совсем — его священник сам должен будет построить); весьма малочисленные прихожане, чьи познания в Православии сводятся к набору псевдоцерковных примет и суеверий; отсутствие людей, знающих устав и способных петь-читать на клиросе; засилие сект или откровенного язычества и т.д. Если священник в таких условиях будет «плести палатки», чтобы прокормить семью, кто будет заниматься миссионерством? Кто будет искать благодетелей для строительства разрушенных храмов и восстанавливать эти храмы? Кто будет посещать людей на дому? Кто будет вырывать заблудших из рук сектантов, наводнивших наши города и сёла? Св.Писание неоднократно подчёркивает право благовествователей питаться от пожертвований. «Трудящийся достоин награды за труды», — говорит Спаситель, посылая апостолов на проповедь (Лук.10:7). «Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне», — пишет ап.Павел филиппийским христианам, присылающим ему пожертвования для продолжения его миссионерских трудов (Фил.4:10). Сам Апостол, не имевший жены и детей, и возможно именно по этой причине не всегда пользовавшийся своим правом «питаться от святилища» (1 Кор.9:13), в отличие от о.Андрея, отстаивает это право для других священнослужителей. «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» — даёт ап.Павел последние наставления Тимофею незадолго до своей казни (1Тим.5:17,18). Он призывает Тимофея, не смущаясь, принимать материальную помощь общины (комментарий Брюссельской Библии на 2 Тим.2:4-6).

http://pravmir.ru/trudyashhijsya-dostoin...

Для того, чтобы все слышали из уст самого слепца о его слепоте, и не было бы после со стороны фарисеев какого сомнения или подозрения в чудесном исцелении его. Что особенно поучительного в этом евангельском чтении? То, что милость Божия дается человеку не просто, а по заслугам его, по вере: не что другое, а вера твоя спасла тебя, сказал Господь, исцеляя слепца. Евангелие тридцать второй недели по пятидесятнице Какое евангелие 32 недели? О мытаре Закхее. Лук. 19, 1–10 . Зач. 94 1 Пришел Иисус в Иерихон 2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, 3 Искал видеть Иисуса, кто Он; но не мог за народом, потому что мал бы ростом. 4 И забежав вперед взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его; потому что ему надлежало проходить мимо ее. 5 Иисус, когда пришел на сие место, взглянув, увидел его, и сказал ему; Закхей! Сойди скорей; ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. 6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью. 7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку. 8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и если кого чем обидел, воздам вчетверо. 9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама. 10 Ибо сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Ст. 2. Кто такие были мытари, начальником которых был Закхей? Слово «мытарь» означает сборщика податей, оно происходит от славянского слова «мыто», т.е. пошлина, подать. Мытарями назывались у иудеев откупщики, которым римляне отдавали за взнос известной суммы сбор общественной подати. Ст. 4. Что за дерево смоковница, на которую взлез Закхей, чтобы увидеть Иисуса Христа? Это дерево, с которого собирают плоды – смоквы или, так называемые у нас, винные ягоды. Ст. 7. Как понимать народный ропот на Иисуса Христа, когда Он пришел в дом Закхея? Народу было неприятно, что Иисус Христос, великий и святой, зашел в дом мытаря. Мытари у евреев были люди презираемые, считавшиеся явными грешниками: потому что при сборе податей мытари делали народу обиды и притеснения, за неуплату подати брали и продавали хозяйственные вещи еврея, и потому, что все они были богаты, а богатство давало возможность предаваться порокам: гордости, скупости, и пр. Потому-то народ и возроптал на Иисуса, когда Он зашел в дом Закхея и говорил при сем, что Он зашел к грешному человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Вообще все чтения из Ветхозаветного и Новозаветного Писания своим историческим и догматическим содержанием уясняют истины откровения для присутствующих при Богослужений; постоянно оглашая верующих тем, что Божие откровение благоволило открыть им для их спасения, постоянно оглашают их и теми именами Бога, какие даны в этих книгах. Как Моисей, указывая на доступность заповедей Закона для познания Израильтян, говорил: «Заповедь сия, которую я заповедаю тебе сегодня, не сокрыта от тебя и не удалена; она не на небе, чтобы нужно было говорить: кто бы нам вошел на небо и дал нам услышать ее, и мы исполнили бы ее? И не за морем она, чтобы нужно было говорить: кто бы нам сходил за море и взял ее нам, и дал нам услышать ее, и мы исполнили бы ее? Но слово сие весьма близко к тебе; оно в устах твоих, и в сердце твоем, чтобы ты исполнял его (Второз. 30:11–14): так и христианин, видя доступность познания имен Божиих в этом отделе Богослужения, справедливо скажет, что слово Бога, открывающее ему имена свои, весьма близко к нему. 2) Вторая составная часть нашего Богослужения–песнопения и молитвы. Сила богослужебных песнопений и молитв понят­на сердцу присутствующего при Богослужении: высказываемыми в них понятиями о Боге возбуждаются в сердце христианина чувства, соответствующие понятиям; а чувства, опираясь на понятия, получая от них силу и постоянство, делаются руководителями для него в продолжение всей его жизни. Само Писание дало образцы для песнопений и молитв. Псалмы Псалтири, из которых одни песни во славу Бога, другие молитвы к Нему, так же песни ветхозаветные – Моисея (первая, Исх. 15:1–18 ; вторая, Второз. 32:1–43), Анны, матери Самуила ( 1Цар. 2: 1–10 ), Аввакума (3:1–19), Исайи (26:9–19), Ионы (2:3–10), трех отроков, совоспитанников пророка Даниила (первая, Дан. 3:26–45. 52–56 ; вторая, 3:57–90), новозаветный–Приснодевы Богородицы ( Лук. 1:46–55 ) и Захарии, отца Иоанна Предтечи (1:67–79), и сами входят в состав нашего Богослужения, и послужили образцом и содержанием для песнопений, составленных отцами и учителями Церкви и благочестивыми подвижниками, которые сами воспевали их Богу, и передали их Церкви в ее назидание.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

СТАВРОФИЛА. Что же будет с теми, которые отделяются, и не хотят иметь общения с единою истинною Церковью ? АНГЕЛ. Они подобны тем, которые на малых ладьях хотят переплыть великое море, и потому погружаются в волнах собственных заблуждений, или впадают в руки мысленных разбойников. СТАВРОФИЛА. Все ли плывущие на корабле Церковном спасены будут? АНГЕЛ. На корабле Церковном благополучно совершают плавание и достигают Царствия Небесного только истинные христиане, которые с правою верою соединяют и добрые дела, т. е. исполнение заповедей Господних, и если когда в чем-либо оные преступают и нарушают, то стараются истинным покаянием и искренним исповеданием и посильным исправлением загладить свои ошибки и согрешения. Упорные же и нераскаянные грешники извергаются из корабля духовного или судом церковным, или невидимым судом Божиим, а некоторые, подобно плевелам в пшенице, долготерпением Божиим оставляются до жатвы. Одна вера без христианских дел не спасает, ибо «вера без дел мертва есть» ( Иак.2, 26 ). А чтобы иметь добрые дела и стяжать христианские добродетели, должно всегда помнить слова Апостола, глаголющего: «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» ( Евр.10, 36 ). Терпение подает крепость при совершении всякой добродетели, и ни одна добродетель без него не может устоять, по сказанному: никто «озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» ( Лук.9, 62 ) (Св. Петр Дамаскин , кн.2. сл.5). Кто отвергает терпение, тот не может быть истинным чадом Церкви Христовой. Посему один из церковных писателей и сказал, что самой Церкви дано имя «терпение», так как она одна радуясь, претерпевает во веки, и составляется из терпения верующих, которые суть уды Христовы (Климента Алекс. Педагог, кн.1). На каждом Христианском храме водружен крест. Что сие знаменует? Знаменует, во-первых, то, что крестом совершено искупление рода человеческого, а во-вторых, что только тот обретает спасение в Церкви, кто с терпением несет крест посылаемых ему от Бога скорбей и страданий, по слову Самого Господа: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» ( Матф.10, 38 ). Глава 11. Крест возводит верующих к горнему Иерусалиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010