Правда, термины и многогранны по значению их или слов близких к ним по звуковому сочетанию ( или 1) это – множественное число от – клятва ( Быт. 26:3 ), или 2) множественное число от – неделя (Вт. 16:9, 16), или 3) partic. pass. plur. Kal’я от ( Иез. 21:26 ). имеет также три различных смысла: 1) множественное число от ветвь ( Иез. 19:11 ); 2) множественное число от палка ( Исх. 4:2 ); 3) множественное число от колено ( 3Цар. 8:1 ), но контекст благоприятствует вышеуказанному переводу, который вместе с тем проще и понятнее. Многочисленные параллели подтверждают выразительные клятвенные уверения Бога в крепости завета с народом Израилевым и в несомненной помощи ему. Втор. 32:3942 : Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей. Я подъемлю к небесам руку Мою и клянусь десницею Моею и говорю: живу Я во-век! Когда изострю сверкающий меч Мой, и рука Моя приимет суд, то отмщу врагам Моим и ненавидящим Меня воздам; упою стрелы Мои кровью, и меч Мой насытится плотью, кровью убитых и пленных, головами начальников врага (ср. также Быт. 15:915; 24:7; 26:3; 28:1315 ; Числ. 11:12 ; Втор. 7:8; 29:12 ; Евр. 6:16 ). Что же касается до π πτα λγει Κιος в перевод LXX-mu, то объяснимы два слова; передано через πτα, a λγει получилось из : корреляты здесь даны масоретами, а откуда взялось слово Κιος (введено, вероятно, по смыслу), и как сменилось π, – рассуждать об этом мы не берёмся. Итак, в войне люди употребляют многочисленные вооружения для себя. Для характеристики совершенной боевой силы и готовности на брань за народ Свой Господа, пророк изображает Его вооруженным обычным оружием древности, луком. Для защищения народа и поражения врагов его Господь вынимает лук из колчана; образ Господа, как воина, варьируется в Ветхозаветной Библии ( Пс. 17:15; 34:23 ; Ис. 59:17; 63:15 ). – «Как, говорит блаж. Иероним, Иордан и Красное море осушил Ты, сражаясь за нас, не потому, что гневался на реки и море, и не потому, что неодушевлённые предметы могли навлечь чем-либо гнев; так и теперь, восходя на колесницы Свои, схватывая лук, Ты дашь спасение народу Твоему, и навеки исполнишь клятвы, которыми Ты клялся отцам нашим и народам.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Христос, действительно раз навсегда совершивший оправдание наше ( Евр. 10:10, 12–14 ). Пророк Нафан также предсказал Давиду, что от него произойдет велкий Потомок, Которому Господь будет отцом и царство Которого будет вечно ( 2Цар. 7:12–14, 16 ). Пророк Михей предсказал место рождения (Мих. 5:2), пророк Даниил – время рождения ( Дан. 9 гл.), а другие пророки предвозвестили многие иные обстоятельства жизни Спасителя, которые все, даже самые частные, исполнились на одном только Иисусе Христе. Напр., Евангелие свидетельствует, что, согласно пророчествам, И. Христос происходил из рода Давидова ( Лук. 1:27, 32 , сн. Деян. 13:23 ; Рим. 1:3 ), и родился по плоти в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода (Мф. 2:1), бывшего у Иудеев первым иноплеменным царем, происходившим по отцу от иудеев, а по матери – от аравитян (Евсев. Церк. ист. кн. 1, гл. 6). Рождение И. Христа во плоти было чудесное, сверхъестественное, какое было только с Ним одним. «Се Дева во чреве примет, – говорил прор. Исайя царю Ахазу и с ним всему народу иудейскому, – и родит Сына и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис. 7:14 ). Евангелист Матфей, повествуя о рождении Спасителя, говорит, что эго совершилось в исполнение приведенного пророчества Исайи (Мф. 1:18–25), а еванг. Лука поясняет, что самое зачатие Христа Спасителя было сверхъестественное: по наитию Св. Духа ( Лук. 1:34–35 ). Воплотившись, Иисус Христос принял хотя действительное, настоящее человеческое тело, подобное во всем нашему ( Кол. 2:9 ), но без греха ( Ин. 8:46 ; 1Ин. 3:5 ; 2Кор. 5:21 ). Будучи безгрешным, Он «взял на себя наши немощи и понес наши болезни... изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем и ранами Его мы исцелились... Он истязуем был, но страдал добровольно» ( Ис. 53:4–5, 7 ) и «есть умилостивление за грехи наши и не только за наши, но и за грехи всего мира» ( 1Ин. 2:2 ). Поэтому Он был и есть наш Спаситель, наш Искупитель. После воплощения Сына Божия в лице Иисуса Христа другого подобного воплощения не было, нет теперь и впредь быть не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Первосвященники, однако же, и в пасхальную субботу не знали покоя. Рано утром они пришли к Пилату и сказали ему; „господин, мы вспомнили, что этот обманщик говорил: после трех дней воскресну; итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его ночью не украли Его и не сказали народу: Он воскрес из мертвых; тогда этот последний обман будет хуже первого“. Пилат сказал им: „вы имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете“. Они пошли, поставили у гроба стражу и приложили к камню свою печать. Таким образом, хотя первосвященники старались очернить даже память умершего Господа, но сделали то, что гроб Его, как по истине царский, был охраняем воинами. § 98. Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. (Мф. 28, 1–15; Марк. 16, 1–8; Лук. 24, 1–11; Ин. 20, 1). «Ты не оставишь души Моей во аде и не дашь Святому Твоему увидеть тление» ( Пс. 15, 10 ). «Оживить нас чрез два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» ( Ос. 6, 2 ). «Смерть! где твое жало? Ад ! где твоя победа?» (там же 13, 14). После полуночи с субботы на следующий после неё день (ныне воскресенье), Господь наш Иисус Христос, силою своего Божества, воскрес из мертвых. Стража стояла у гробовой пещеры, камень лежал, и печать была цела. Только сотряслась земля, когда Господь выходил из Своего гроба. Вскоре после сего явился Ангел Господень, отвалил камень от двери гроба 91 и сел на него. Вид его блистал, как молния, а одеяние его было бело, как снег. Приставленные ко гробу воины помертвели от страха; опомнясь же, бросились бежать. Прибежав в город, они рассказали первосвященникам обо всем, что случилось. Первосвященники, устроив совещание со старейшинами, дали стражам денег и сказали: „говорите всем, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда вы спали. Если же слух об этом дойдет до правителя, то мы уговорим его и избавим вас от неприятности“. Воины, получив деньги, поступили так, как им было приказано. § 99. Мария, Петр и Иоанн у гроба Спасителя. (Мф. 28, 1–8; Марк. 16, 1–8; Лук. 24, 12; Ин. 20, 2–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

XV:13).    А чтобы возбудит людей к принятию того и другого закона, закон веры и деятельности, Господь Иисус указывал им: а) с одной стороны – на те величайшие бедствие и муки вечные, от которых всеблагий Бог предопределил избавить род человеческий чрез Своего единородного Сына, и которым неизбежно подвергнутся все грешники, если не наследуют Его учению (Мат. XXV:41; Лук. XIII, 28); б) с другой – на те величайшие и вечные блага, которые уготовал Отец небесный, также ради заслуг Своего возлюбленного Сына, для всех праведников, следующих Его учению (Мат. XIX, 23, 29; XXV, 34); в) наконец – на ту беспредельную и в высшей степени трогательную любовь Божию к нам – грешным, которая – явилась в дели искупление нашего от вечных бедствий и дарование нам вечного блаженства (Иоан. III:16 – 17; XV, 9, 13 – 15).   28. Библейские тексты о Евангелии    Евангелие есть благая весть о спасении: Как прекрасны на горах ноги благовестника, проповедующего спасение! (Ис. LII:7). – Не бойтеся; я возвещаю вам великую радость; ибо ныне родился вам Спаситель (Лук. II:10 – 11). – Напоминаю вам Евангелие, которое я благовествовал вам, которым и спасаетесь (1 Кор. XV:1 – 2).    Евангелие есть а) сила Божие ко спасению: Я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме. Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что око есть сила Божие ко спасению всякому верующему (Римл. I:15-16).    б) слово спасения: Мужи братие! вам послано слово спасение сего (Деян. XVII, 26).    в) слово благодати: во свидетельство слову благодати Своей Господь творил руками апостолов знамение и чудеса (Деян. XIV:3). – Предаю вас, братие, Богу и слову благодати Его ( – XX, 32).    г) слово примирения: Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирение (2 Кор. V:19).    д) вечное: Слово Господне пребывает в век; а это есть то слово, которое вам преподано (1 Петр. I:28). – Увидел я ангела, летящего по средине неба, который имел вечное евангелие (Апокал. XIV, 6).    е) славное: по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено (1 Тим. I:11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Вспомним некоторые из библейских текстов, содержащих в себе обетования Израилю о Мессии. Обетование, очевидно, возбудило в Иудеях живое ожидание; сознание же исполнения этого обетования, чувство удовлетворения выразилось при рождении Иисуса Христа. «Господи, – воскликнул старец Симеон, человек праведный и благочестивый, ожидавший утешения Израилева, – ныне отпущаешь раба Твоего по слову Твоему с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты приготовил дать всем народам как свет к просвещению язычников и как славу народа Твоего Израиля» ( Лук.2:25–32 ). После Симеона одна благочестивая женщина «лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь, Анна восхвалила Господа и говорила об Иисусе Христе всем во Иерусалиме, ожидавшим избавления Израилева» (ст. 36–38). Там был ещё некто более Симеона и Анны, и было ещё нечто выше их восторгов радости: «В те дни там явился Иоанн Креститель, проповедуя в пустыне Иудейской. Он имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный вокруг чресл своих, и пищею его были акриды и дикий мед. И он говорил: покайтесь, ибо приблизилось царство небесное; ибо это Тот, о ком пророчествовал Исаия пророк, говоря: Глас вопиющего в пустыне говорит: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Его: я крещу вас в воде, чтобы привести вас к покаянию, но есть некто среди вас, которого вы не знаете. Он есть Тот, кто идёт после меня, но который превосходит меня; я не достоин развязать ремень у обуви Его... И я не знал Его, но я пришёл крестить в воде для того, чтоб Он явлен был Израилю... И я видел и засвидетельствовал, что Он есть Сын Божий» ( Мф.3:1–5 . Мк.1:2–11 . Лук.3:1–18 . Ин.1:26–33 ). Некоторые, хотя боязливо, покушались представлять Иисуса Христа как знаменитейшего из числа многих преобразователей, которые около того же времени присваивали себе имя и дело Мессии, предсказанного пророками и ожидаемого Израилем. В частности, как на одного из Его предшественников указывали на Иуду Галилеянина, который немного после рождения Иусуса по случаю переписи, назначенной императорским легатом Квиринием, решился возмутить Иудею против этой меры, против налогов, через неё установляемых, и против самого императора, провозглашая, что одному Богу принадлежит имя Владыки, и что свобода дороже жизни 44 . Такие сравнения, не скажем – уподобления, лишены всякого основания; мнимые предшественники Христа были собственно противниками римского владычества, восстававшие так же, как и прежде них Маккавеи, во имя национальной независимости и в духе противодействия правительству в пользу правления Моисеева. У Иисуса Христа не было предшественников; Его дело не имеет никакого отношения ни к одной из предшествующих попыток, и Его единственным Предтечей был Иоанн Креститель, чуждый, как и Он сам, всяких предприятий и видов политических и столько же смиренный пред Ним, как пред истинным и единственным Мессией, сколько Иуда Галилеянин и его сообщики были дерзки против императора.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/razm...

Горе мне (за) нечестие! Что оплачу прежде всего? О чём постенаю потом? О чём погорюю? О лишении благ, или о скорбных муках? О безграничности наказания, или об отлучении от Бога? Плачь, несчастная душа, думая об этом про себя, и (о том), что встретит тебя по исходе, как сильно тяжкое и мучительное, и взывай: Боже сил, Боже вечный, Боже жалости и милосердия, не по­кинь меня, не презри меня, не поставь меня вне Своей милости: " поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой! " (Пс. 37:23). И будучи в таком состоянии и так размышляя, не отказываюсь от благой надежды, и не отчаиваюсь в своём опасении. Знаю о благосострадании моего Владыки, знаю о незло­памятности человеколюбца, и что Он желатель милости, не желающий смерти грешника, для обращения и жизни его (Иез. 30:11), желающий, чтобы все были спасены, и пришли к познанию истины (1 Тим. 2:4), и особенно обращающиеся от греха. Ты не пришёл " пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию " (Мк. 2:17); " … не здоровые имеют нужду во враче, но больные " (Лук. 5:31); " … вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел " (Быт . 18:27), " … я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе " (Пс. 21:7). Дай мне " слово " возвещать " устами моими " (Еф. 6:19), дающей молитву молящемуся, так как от Тебя " Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше " , от Тебя " Отца светов " (Иак. 1:17), чтобы я и достойно молился, и с пользой умолял. Да не буду отвращён с унижением, в посрамлении, но получив, на что надеялся я; и так отойду, ра­дуясь от полноты своего сердца. " Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей … " (Пс. 50:1), " … ибо на Тебя уповает душа моя " (Пс. 56:1); " Помилуй меня, Господи, ибо я немощен … " (Пс. 6:3), Врач душ и тел. Как бы предстоя у страшного Твоего престола, как бы касаясь Твоих чистых ног, так прошу, молю и умоляю, с сокрушенным и уничиженным сердцем: " Боже! будь милостив ко мне грешнику! " (Лук. 18:13), снизойди мне, негодному и низкому, взгляни из святого Своего жилища на моё бедствие, посмотри со святых Своих высот на молитву низкого Своего раба, и не презри моления моего; отпусти мне, чтобы подкрепиться, прежде чем мне отойти, откуда уже не возвращусь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1652...

Но после частного предварительного суда будет еще суд окончательный, о котором говорит Сам Господь Иисус Христос: «Но вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, н звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе: и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» ( Мф. 24:29–30 ). Не познавшие Бога подвергнутся наказанию, «когда Он придет прославиться во святых Своих и явится дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству " (2 Фессал. 1:9–10). Так вот, в промежуток этого времени, от предварительного суда до всеобщего, пусть нам сектанты укажут хоть один текст Св. Писания, которым бы запрещалось молиться за умерших. А мы знаем, что за умерших молиться возможно и должно. Апостол Иаков говорит, что молиться друг за друга необходимо ( Иак. 5:16 ). И апостол Павел требует от христиан, чтобы они молились за всех людей ( 1Тим. 2:1 ). «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» ( Еф. 6:18 ). Не сказал апостол, что не нужно молиться за умерших, но сказал, что нужно обращаться к Господу Богу «всякою молитвою». Сектанты могут возразить нам, что в Св. Писании говорится о том, что нужно молиться только за живых, а не за умерших, но на это мы им скажем, что у Бога нет мертвых, но все живы: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы» ( Лук. 20:38 ), «а живем ли, для Господа живем; умираем ли, для Господа умираем: и потому, живем ли, или умираем, всегда Господни " ( Рим. 14:8 ). 2) Православная Церковь напрасно разделяет время, в течение которого можно молиться за умерших и в течение которого невозможно молиться за умерших. Богач молился до всеобщего суда, однако Авраам сказал ему, что между адом и раем великая пропасть, которую нельзя перейти ( Лук. 16:19–31 ). 2) Притчу о богатом и Лазаре сектанты понимают неправильно и ложно ее толкуют. Богач молился из ада, но не Церковь молилась за него.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Сам Христос Спаситель с благоговением относился к храму и признавал формы общественного богослужения ( Ин.2:12; 5:1; 5:2,10,14 ; Лук.22:7–8, 15 ). Придя однажды на праздник в Иерусалим, Он выгнал из храма всех продавцов и сказал: «дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников» ( Лук.19:45–46 ; ср. Ин.2:13–16 ). В той же нагорной проповеди Он говорил между прочим: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди, принеси дар твой» ( Мф.5:23–24 ). Ясно, что Спаситель признавал и особое место молитвы и особые формы общественной молитвы. А, следовательно, в Мф.6:6–7 Он мог говорить только против показной лицемерной молитвы. Что такое именно полемическое или обличительное значение имели слова Спасителя, это доказывает и апостольская история. Апостолам, конечно, лучше было знать, что заповедует и чему учит Спаситель. А они сразу после Его отшествия собираются вместе и «все единодушно пребывают в молитве и молении» ( Деян.1:12–14; 2:1,46 ) и если запирались в комнате, то не в одиночку, а все вместе. И в апостольское время, несомненно, были богослужебные формы, хотя и не такие обильные, как в настоящее время 94 . Что касается слов: «молясь не говорите лишнего», то эти слова явно направлены против языческого многословия, почему и сказано: «не говорите лишнего, как язычники». Не говорите лишнего (μ βαττολογσητε) значит: не говорите того, что к делу не относится, или: не говорите вздор, не болтайте. А говорить в молитве не относящееся к делу или болтать, значит обращаться к Богу с молитвой, которая не достойна Его, или просить о том, что не служит на пользу человеку 95 . Виноваты в этом грехе именно язычники. У них были длинные молитвы с большим перечнем имен богов и прилагаемых к ним иногда ласкательных эпитетов. А в молитвах заключались прошения о земных предметах, часто о том, что не угодно Богу. Это и теперь наблюдается у магометан и индийских факиров 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

10) Разобрать места священ. Писания, извращаемые сектантами в вопросе о таинстве брака: 1Кор. 7:29 ; Ефес. 5:31–32 ; Мф. 8:21–22 ; Лук. 10:61–62;14:26 ; 1Кор. 7:10 ; Ефес. 5:24 . XXXI. О таинстве Елеосвящения «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящаго, и возставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему». Иак. 5:14–15 . 1) То, что предписывает здесь апостол, было сообразно с волею Господа, Учителя истины, тем более, что дается не совет, а заповедь, тогда как апостолы считали себя только слугами Христовыми: 1 Кор.: 4:1 и установляли только то, что заповедал им Господь и внушал Дух Святой: 1Иоан. 1:3 . 2) Заповедуя совершать молитвы во имя Господа, апостол разумеет имя Господа Иисуса: Лук. 16:17 и предписывает совершать действие, согласное с волею Господа о христианах. Елеосвящение предписывается как необходимое в Церкви Христовой таинство для всех мест и для всех времен. 3) Спаситель, избрав 12 учеников в звание апостолов, послал их с проповедью о царствии, и они, как повествует евангелие: «изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мрк. 6:13 ), так и в таинстве елеосвящения, совершаемом пастырями, преемниками апостольского служения, верующий получает благодать Духа Святого, исцеляющую немощи душевные и телесные: Иоан. 5:14–15 ; Мрк. 6:13 . 4) Напоминая христианам о таинстве елеосвящения, апост. Иаков в своих словах (5:14–15) ясно свидетельствует: 1) что елеосвящение есть действие не только врачебное для тела, но и тайнодейственное для души, потому что, посредством этого действия, не только даруется восстановление от болезни, но и отпущение грехов; 2) что совершать это таинство могут только пастыри – пресвитеры Церкви, чрез рукоположение уполномоченные на совершение таинства. 5) Действия таинства елеосвящения следующие: оно содействует приумножению Божественной благодати; укрепляет в страданиях, особенно в борьбе со смертью , содействует прощению грехов, облегчает телесные страдания и часто содействует полному выздоровлению. Если таковы действия этого таинства, то прибегать к нему должно не с чувством страха и с мыслью о неизбежности смерти, а с верою и упованием на помощь Божию и облегчение в страданиях. Окружающие больного тяжко согрешили бы, если бы по их вине больной умер, не воспользовавшись этим таинством.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

С этих пор Господь оставил Назарет и избрал местом Своего пребывания Капернаум, так что этот город сделался известен, как Его город. § 22. Чудесный лов рыбы в Геннисаретском озере. (Мф. 4, 18–22; Марк. 1, 16–20; Лук. 5, 1 –11). Капернаум лежал на берегу Геннисаретского озера. Близ него было селение Вифсаида. Находясь в сих местах, Господь один раз учил народ на берегу озера. На воде стояли две лодки, а рыболовы, вышедши из них, вымывали сети. Это были: Симон-Петр, Андрей, Иоанн и Иаков. Так как толпа слушателей прибывала, то Господь нашел более удобным проповедовать с лодки и вошел в одну из лодок, принадлежавшую Симону. Приказав ему держаться в некотором расстоянии от берега, Господь говорил с неё народу, стоявшему на отлогом берегу. Окончив свою проповедь , Господь велел Симону отплыть на глубину и закинуть сети. Симон сказал Ему: «Наставник, мы трудились всю ночь и ничего не поймали; но по слову Твоему закину сеть». Симон с Андреем закинули сеть и поймали такое множество рыбы, что даже сеть у них прорывалась. Чтобы скорее выгрузить пойманную рыбу, они пригласили двух товарищей – Иоанна и Иакова. Те подъехали, и обе лодки были наполнены рыбою, так что начинали тонуть. Увидев это, Петр, в сознании своего не достоинства, бросился к ногам Спасителя и воскликнул: «выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный!». Ужас объял и всех бывших с ним от этого необычайного лова Величие силы Божией было для них тем поразительнее, что обнаружилось на них самих и в их обычном деле. Господь с кротостью и любовью ответил Петру, обращая Свою речь и к его товарищам: «не бойся, отныне будешь ловить человеков» (т. е. обращать людей к истинной вере). Это было для них решительным призванием к апостольскому служению, – и они, вытащив лодки на берег, оставили все и последовали за Ним. § 23. Исцеление расслабленного в Капернауме. (Мф. 9, 2–8; Марк. 2, 1–12; Лук. 6, 17–26). Во время Своего пребывания в Капернауме, Господь Иисус Христос в одном доме учил народ. Множество людей теснилось внутри и около дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010