Смысл изречения таков: человека, не признающего авторитета Церкви, не считай более своим братом, прекрати с ним христиански братское общение, чтобы не заразиться его болезнью. Таковые упорные грешники, отвергающие авторитет церковного священноначалия, совершенно извергаются из Церкви, пример чему дает нам св. ап. Павел в 1 Коринф. 5 гл. На этих словах Господа и основывается с апостольских времен практикуемое Церковью отлучение, называемое «анафемой,» в полном согласии с Коринф. 16:22. «Анафема» не есть «проклятие,» как многие думают в наше время, осуждая за это Церковь, как якобы допускающую этим акт против христианской любви. «Анафема» (отлучение) это крайняя вразумительная мера для упорных грешников, не поддающихся исправлению и для предостережения от следования им других. Право на это доно церковному священноначалию Самим Господом, сказавшим: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.» То, что обещано было прежде Петру (16:19), теперь обещается всем Апостолам. Апостолы же передали эту власть вязать и решить грехи своим преемникам — пастырям Церкви, ими поставленным для продолжения их дела на земле. Но и во всяком другом случае, когда Апостолы Христовы соединяются в единодушной молитве по поводу какой бы то ни было нужды, Господь обещает исполнить их желание, ибо «где двое или трое собираются во Имя Мое, там Я посреди них.» Притча о немилосердном должнике (Матф. 18:21-35 и Луки 17:3-4). Наставление Господа о прощении согрешившего и покаявшегося брата вызвало вопрос Петра, сколько раз прощать брату. Вопрос этот объясняется тем, что, по учению иудейских книжников, прощать можно только три раза. Желая превзойти ветхозаветную праведность и думая показаться великодушным, Петр спрашивает, достаточно ли будет прощать до семи раз. На это Христос ответил, что прощать нужно до семижды семидесяти раз, то есть прощать нужно всегда, неограниченное число раз. В пояснение этой необходимости всегдашнего, беспредельного всепрощения Господь рассказал затем притчу о милостивом царе и немилосердном должнике.

http://sedmitza.ru/lib/text/430493/

Глава 4. Минералы как символы 1. Камень прежде всего означает самого Христа. Об этом говорили еще ветхозаветные пророки. Четвертое царство, которое царь Навуходоносор видел во сне в облике идола из железа и земли, представляло собой Римскую империю. Камень, отколовшийся от горы, который обрушился на того идола и поверг его в прах, предвосхищал явление Христа, Царя царей, основателя нового Царства, которое вовеки не разрушится (Дан.2:44), как предрекал в своем пророчестве Даниил. 2. Великий пророк Исаия называет Христа камнем преткновения: И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна... И многие преткнутся и упадут... (Ис.8:14-15). Господь поставил на Сионе, Святой горе Своей, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный (Ис.28:16), чтобы был тот камень фундаментом нового царства вечного - царства христианского. 3. Камень тот прекрасен, чудесен, но и ужасен. Он прекрасен для принявших Его в сердце свое, но ужасен для отвергающих Его. Никогда Всеблагой Господь не произносил устами Своими более страшных слов, чем когда пророчествовал: Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит (Лк.20:18). Теми страшными словами Он напомнил зодчим всякого рода: устроителям собственной души, семьи, общества, народа, государства, человечества, что они не смеют и не смогут создать что-то помимо Него, Краеугольного Камня. Святой Феофилакт Болгарский в своем " Толковании Евангелия от Луки " указывает, что " евреи были отбиты (тем камнем) в мякину и развеяны по всему свету. Вспомните, что сначала они упали на тот камень, то есть прельстились, а потом камень упал на них и казнил их " . 4. Символизирующий Христа камень в то же время символизирует и твердую веру в Христа. Когда апостол Петр признался в своей вере в Господа, сказав: " Ты - Христос, Сын Бога живого " , Господь ему ответил: " Ты - Петр (а имя Петр означает камень), и на этом камне я создам Церковь Свою " , то есть на той вере, в которой он исповедался. А тот же самый Петр (камень) в своем Послании называет верующих живыми камнями: " Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный " (1Пет.2:4-5), ибо все те, которые во имя Христа крестятся, в Христа облекаются и становятся похожим на Христа. Поэтому апостол Петр и называет христиан так же, как и Христа, живыми камнями. Множество камней на земле символизирует многочисленность верующих во все времена, от начала мира до конца света. Вспомните: Господь обещал Аврааму, что потомки его в правой вере будут многочисленны, как песок на берегу моря (Быт.22:17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1153...

Отеческий характер послания здесь выразился еще яснее (нежели в 1-м послании), как в ходе мыслей, так и в образе выражений и обращения к возлюбленному ученику и духовному сыну. Апостол Тимофей, конечно, навестил Павла в узах, утешил его, как мог, и после поучительно-мужественной смерти мученика-учителя своего, усеченного мечем, возвратился к месту своего служения, на котором и подвизался еще около 18-ти лет. Скончался Ап. Тимофей мученически. В царствование Домициана он был убит язычниками города Ефеса, буйно справлявшими одно из своих странных празднеств. Святые мощи его были сначала похоронены за городом (Ефесом) а потом перенесены были в Константинополь, где положены были (в храме Апостолов) вместе с мощами св. Евангелиста Луки и Ап. Андрея Первозванного. Память Ап. Тимофея ублажается Православною Церковию 22-го января. Сохранялось и распространялось во вселенской Церкви 2-ое послание к Тимофею так же, как и первое, а потому и свидетельства о нем приводят почти все те же церковные писатели и отцы Церкви. В Православной Церкви 2-ое послание к Тимофею употребляется при Богослужениях в таком порядке: Гл. 1, ст. 1–2 и 8–18 пяток 27-ой недели. 3–9 св. Апостолу Тимофею. Гл. 2, ст. 1–10 мученикам. 11–19 в субботу 33-ей недели. 20–26 в понедельник 28-ой недели. Гл. 3, ст. 1–9 в субботу 34-ой недели. 10–15 в неделю 33-ю. 16–17 и Гл. 4, ст. 1–4 во вторник 28-ой недели. 5–8 в неделю по Просвещении. 9–22 в среду 28-ой недели. Второе послание к Тимофею святого Апостола Павла Глава 1 1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе, 2. Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего 125 . 3. Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно воспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью 126 , 4. и желаю видеть тебя, воспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, 5. приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике: уверен, что она и в тебе 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

– А вы знаете, что в этих книгах написано? – Не читавши, почём знаем. Тогда книгоноша прочёл из послания апостола Павла к Филиппийцам гл. 4 стих 6: „Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом”. В это время нашла большая туча. Раздался сильный удар грома. Все вздрогнули и перекрестились. Книгоноша заметил это и сказал: – Мы одну минуту слышали гром и невольно вздрогнули и перекрестились. Как же нам не страшен гром Христовых слов, которые гремят девятнадцать сотен лет. Затем он раскрыл св. Луки, Лк. 11:28 . и прочёл „Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающее его”. Тут все матросы купили себе по Новому Завету, а водолив – Библию. В артиллерийском лагере под Варшавой заходит книгоноша в „хлебную команду” (заготовляющую хлеб для лагеря, – около 200 чел.). Солдаты сидели за обеденным столом; один из них читал сказку, прочие слушали. Книгоноша предлагает св. книги: Евангелия, Новые Заветы. –„О, это Божественное! Нам не нужно, – говорят, – никто не будет слушать, когда читаешь божественную книгу; а как сказку читаешь, так вон сколько слушателей есть”. Книгоноша, раскрыв 1 послание к Тимофею, стал им читать из главы 1 стих 15: „Верно, и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников”, а затем из 4 главы, 17 стиха: „Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя”. – „Сказка не спасёт, – прибавил он, – чтение Евангелия спасёт”: тогда подходят трое и покупают себе, один – Евангелие, а двое других – по Новому Завету. – „Что это такое за толстая книга?” – спрашивает унтер-офицер, указывая на Библию. – „Библия”, – отвечает книгоноша. – „Ах, Библия не для нашего брата, это для священника; да и от Библии с ума сойдёшь”. – „Напротив, – возражает книгоноша и прочитывает ему из псалма 18: – „Закон Господень совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых; повеления Господа праведны, веселят сердце; Заповедь Господа светла, просвещает очи”. Из книги пр. Исаии, главу 5, стих 11: „Слово Моё, – говорит Господь, – исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его”. – „Библию, по слову Божию, нужно читать всю”, – и дал прочесть 2 послание Петра, 2Пет. 1:21 : „Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым”, и ещё 2 послание к Тимофею 2Тим. 3:16 : „Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности”.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Глава XXXV 1 . Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; 2 . великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего. Мы выше видели в главе 33-й (ст. 9), что: „земля сохнет, „Ливан постыжен... Сарон похож стал на пустыню... Васан и Кармил обнажены от листьев“. И в конце главы 33-й обещано возрождение Иерусалима, спасение от Господа. Такое же пророчество читаем мы в главе XXXV. Это есть повторявшееся увещание Исаии верным не унывать, ждать помощи Божией при тяжелых того времени обстоятельствах; но все эти пророчества суть несомненно пророчества Мессианские, значение которых вполне раскрыто было только Христианам 1169 . Общее значение всех таковых пророчеств есть возрождение человечества под влиянием живительного действия Духа Божия, творящего цветущий сад там, где была бесплодная пустыня. Слово „нарцис“ переведено в некоторых переводах Библии словом роза 1170 , называется по-Еврейски хаббацелет, и по всей вероятности (как указывает проф. Якимов) есть любимейший цветок востока, нарцисс. „Я нарцисс Саронский, лилия долин“, говорит о себе жених в книге Песн. 2 (см. в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 313–336) Слово хаббацелет упомянуто только в таинственной Песни Соломона и в читаемом месте Исаии, поэтому в обоих местах с ним должно быть соединено одно и то же духовное значение, а именно расцвет благодатной жизни на земле, вследствие воплощения на земле Сына Божия. ( Ин. 1:16–17 ). Заметим, что 2-й стих оканчивается словами: „Они 1171 увидят славу Господа, величие Бога нашего“, что соответствует гласу Ангельскому в гл. VI Исаии: „Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его“ и соответствует гласу Ангельскому в Ев. Луки ( Лк. 2:13–14 ): Слава в вышних Богу, и на земли мир в человеках благоволение. 3 . Укрепите ослабевшие руки и утвердите колена дрожащие; 4 . скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш; придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Или: братоубийство Каином Авеля. Казалось бы: покарай убийцу – и дело с концом. Но и тут, как отец, как мать, Бог взывает к совести Каина. Только вслушайтесь в эти слова: «И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» ( Быт. 4, 6–7 ). Посмотрите, какая забота о пробуждении совести – «он [грех] влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Но внял ли этому вразумлению Каин?.. Вот так вся история человечества: Бог обращается к его совести, призывает образумиться, не поступать безобразно: подло, нечестно, нечисто. Да и сама совесть – не что иное, как голос Божий в нашей душе. Вот хотя бы несколько примеров заботы Божией о грешниках: По повелению Божию Ной призывал людей к покаянию ( 1 Петр. 3, 18–21 ; 2 Петр. 2, 5 ). Иона взывал к совести ниневитян (Ион. гл. 3, Мф. 12, 41 )… Бог готов простить и обнять, как отец принял своего блудного сына (вспомните Евангельскую притчу о блудном сыне – Евангелие от Луки, гл. 15), и об этом Он сам недвусмысленно говорит: «Если же он (человек) виновен в чем-нибудь… и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой… и очистит его священник от греха его… в чем согрешил по неведению… и прощено будет ему» (Лев. гл. 16). С призыва к покаянию начал свою проповедь св. пророк Иоанн Креститель: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное… сотворите достойный плод покаяния» ( Мф. 3, 2–8 ). Эти же слова повторяет Христос, выходя на проповедь ( Мф. 4, 17 ). Все служение Христа – призыв к человеку покаяться. Покаяние – не значит перечисление проступков, а радикальное изменение. Древнееврейское «шув», переведенное у нас как «покаяние», означает «обратиться, возвратиться». Греческое слово «метанойя» также значит «покаяние», но с немного другим акцентом: «перемена образа мыслей», «поворот ума». Изменить жизнь, исправиться… Только тогда покаяние достигает своей цели. (Другой вопрос, что не со всеми грехами можно легко и в одночасье покончить, но эта тема уже не для фотоочерка.)

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/tainst...

Лк.2:15 .  Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. Лк.2:16 .  И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. С полной верой в слова Ангела, пастухи отправились к Вифлеему и нашли всё согласным с тем, что им было возвещено о рожденном Младенце. Они, вероятно, прежде всего направились к гостинице, у которой, по обычаю, горел фонарь. В другие дома ночью они и не смели, конечно, обращаться с вопросом о новорожденном Мессии... Лк.2:17 .  Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. Лк.2:18 .  И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. Лк.2:19 .  А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. Рассказу пастухов о явлении Ангела дивились не только Иосиф с Марией, но и все пребывавшие в то время в Вифлееме, которым – может быть, на другой день – пастухи также рассказали о случившемся с ними. «Слагая в сердце Своем» – точнее: «сравнивая, сопоставляя ( συμβλλουσα)» с бывшим Ей самой откровением от Ангела. В этих словах евангелист сам дает указание, чьими рассказами он руководствовался при описании первых дней жизни Спасителя, это, конечно, прежде всего были воспоминания Марии. Лк.2:20 .  И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было. Пастухи возвратились потом к своим стадам, по дороге передавая разным лицам о случившемся с ними. Рассказали они, несомненно, об этом и в Иерусалиме, когда погнали туда животных для принесения их в жертву, и многие с восторгом приняли эту весть. По крайней мере, очень вероятно, что Симеон и Анна, встретившие Господа при принесении Его в храм, уже были подготовлены к этому явлению новорожденного Мессии рассказами пастухов. Лк.2:21 .  По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. «По прошествии восьми дней» (см. комментарии к Лк.1:59 ). «Обрезать». Господь принял обрезание, как первое установление Моисеева закона, а о том, что Он должен был подчиняться закону, апостол Павел говорит как о деле несомненном ( Гал.4:4 ). Если бы Он не принял обрезания, то никто бы и не признал в Нем обетованного Мессию, потомка Авраамова. Обрезание при этом предуказывало на ту кровь, которую Христос должен был пролить со временем на Голгофе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Начинается она со слов Христа, сказанных им перед вознесением: Не отлучайтесь из Иерусалима,– сказал Христос,– но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня ( Деян.1:4 ). И вот, через десять дней, по рассказу евангелиста Луки, при наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И наполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им говорить ( Деян.2:1–4 ). Видевшим это и недоумевавшим апостол Петр объяснил смысл совершавшегося словами пророка Иоиля, которые я только что цитировал. Это то, что предрек пророк Иоиль,– сказал он,– и будет в последние дни, излию Духа Моего на всякую плоть ( Деян.2:16–17 ). Итак, для христиан праздник Пятидесятницы – это исполнение всего совершенного Христом. Христос учил о Царстве Божием – и вот оно раскрылось! Христос обещал, что Дух Божий откроет Истину – и вот это совершилось. Мир, история, время, жизнь: все освещено последним светом, все наполнено окончательным смыслом. Начался в мире последний и великий день Господень! Русские святые Через две недели после праздника Троицы Церковь вспоминает всех святых Русской земли, или, как называется этот праздник, «Всех Святых в Земле Российской Просиявших». Праздник этот был установлен в 1918 году на Всероссийском Церковном Соборе как ответ на начавшееся тогда открытое гонение на религию и Церковь в нашей стране. Вопрос, который был поставлен тогда и, в страдании и насилиях, решается до сего дня – есть по существу вопрос о душе народа. Что такое эта душа? Что такое народ, его органическое единство, его общая память, его самосознание? Не случайно, конечно, война с религией составляет постоянную, неотъемлемую часть, лучше сказать, основу той идеологии, что навязывается человеку у нас буквально с пеленок. Не случайно эта война не прекращается при всех внешних переменах и изгибах генеральной линии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Операция обрезания, как мы знаем, была в употреблении и у других народов, и особенно известна была в Египте, где евреи жили в рабстве. Но дело не во внешней стороне и не в медицинском и гигиеническом значении этой операции, – и это ещё вопрос спорный, – а в религиозно-нравственном смысле, какой соединялся с нею у евреев. В этом отношении совершенно безразлично, у евреев ранее явилось обрезание, или у египтян 533 . Правда, и в Египте оно служило для очищения и уничтожения скверны; но очищение и скверна имели там не столько нравственное, сколько физическое значение, здесь же только нравственное. При вступлении Авраама в завет с Богом обрезание должно было служить праотцу евреев напоминанием о том, чтобы он ходил пред Богом всемогущим и был непорочен ( Быт.17:1–11 ); а закон Моисеев говорит народу, чтобы он обрезал крайнюю плоть сердца своего и не был жестоковыйным ( Втор.10:16 ) и чтобы любил Господа Бога своего от всего сердца и от всей души своей ( Втор.30:6 ), и следовательно, смотрит на обрезание, как на символ покорности Богу ( Лев.26:41 ). Также смотрят на это знамение завета и пророки, требуя обрезания злых склонностей ( Иер.4:4 ; Иез.44:7 ). – Признавая такое высокое значение этого обряда и имея в виду, что грех , по библейскому учению, составляет прирождённую человеку нравственную порчу, которая наследована от праотца, не устоявшего в завете с Богом, мы должны допустить мысль толкователей еврейской обрядности, что обрезание было выражением очищения от греховной порчи, которая путём естественного рождения переходит на всех людей, освящением самого источника, рождающего жизнь и распространяющего род. Значит, оно стоит в связи с идеей первородного греха, составляющего характерную особенность ветхозаветного нравственного учения. Но с другой стороны, так как обрезание было только символом очищения от заразы греховной, а на самом деле не очищало, то оно, в то же самое время, было и прообразом того будущего безгрешного рождения, которое вполне осуществилось в чистом и святом рождении И.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

После этих слов Апостол, возбуждая в слушателях надежду на милость Божью, призывает их к покаянью. Он далее говорит: «Впрочем, я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали сие по неведенью. Бог же, как предвозвестил устами всех своих Пророков пострадать Христу, так и исполнил. И так покайтесь, чтобы загладились грехи ваши, да приидут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.... Вы сыны пророков и завета, который завещал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные: Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших» (ст. 17–21, 25, 26). «Многие из слушавших слово, уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч» ( Деян.4:4 ). Так Апостолы, укрепленные Духом Святым, с дерзновением возвещали Евангелие и совершали чудеса, и со дня на день более и более распространяли Церковь Христову. Господу содействуюшу и слово утверждающу последствующими знаменми. ( Мк.16:20 ). Аминь. Беседа 8. В неделю о Фоме Во дни они, руками Апостольскими Быша знамения и чудеса в людях многа; и бяху единодушно вси в притвори Соломони ( Деян. 5:12 ). Во вчерашнем чтении из книги Апостольских Деяний слышали вы, как апостол Петр исцелил хромого, сидевшего у красных дверей храма. После этого в той же книге Деяний Апостольских изображается страшное чудо – поражение смертью Анания и жены его Сапфиры за утайку пред Апостолами цены, полученной за проданное имение ( Деян.5:1–10 ). Затем следует слышанное ныне повествование Святого Луки о состоянии первенствующей Церкви Христовой. «Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса», говорит Лука, показывая чрез это, что он описывает только некоторые чудесные дела Апостолов, а их было много. «И все единодушно пребывали в притворе Соломоновом», т. е. все верующие в Иисуса Христа собирались в притвор Соломонов для молитв и для слушания апостольского учения, и для причащения святых тайн тела и крови Христовой, после чего, обыкновенно, предлагалась трапеза любви из общих приношений. В этих собраниях господствовал мир и согласие или единодушие, питаемое общею живою верою в Иисуса Христа и взаимною любовью одних к другим, по заповеди Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010