Мф.24:42 .  Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. (Ср. Мк.13:33, 35 .) «В который час» ( πο ρ) в русском нужно заменить выражением «в который день» ( πο μρ), потому что последнее чтение следует считать более вероятным. Стих есть правильный и логический вывод из только что сказанного, где речь была о неожиданности парусии. Этот вывод имеет практический характер и является увещанием к бодрствованию. Порядок и ход мыслей совершенно естественен и делается еще естественнее при рассмотрении дальнейшей речи. Поэтому напрасно замечают, что в речи Христа, как она изложена у Матфея, «запутанность», и здесь находится ясная основа для интерполяции. Мф.24:43 .  Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. (Ср. Лк.12:39 – в другой связи.) Как в русском, так и в Вульгате перевод «бодрствовал бы» (vigilaret) неточен. В подлиннике аорист γρηγρησεν ν значит «проснулся бы». Подобная же мысль выражается и в других местах Нового Завета ( 2Пет.3:10 ; 1Фес.5:2, 4 ; Откр.3:3, 16:15 ). Мф.24:44 .  Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Ср. Лк.12:40 – почти буквально схоже, с перестановкой, только τι ο δοκετε ρ ­­ τι ρ ο δοκετε и с опущением начального di toato. Предыдущий пример (стих 43) указывает на предположительный случай обыкновенного воровства и грабежей, о которых обыкновенно хозяин дома заранее не знает. В разбираемом стихе предположительная речь изменяется в положительную и смысл ее таков: не будьте похожи на хозяина дома, который не знает, когда придет к нему вор. Вы также не знаете, когда придет Сын Человеческий, но постоянно бодрствуйте, потому что это всегда и неожиданно может быть. Мф.24:45 .  Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? (Ср. Лк.12:42 – с некоторыми изменениями.) У Матфея δολος – «раб», у Луки οκονμος – эконом (в русском переводе – «домоправитель»). Последнее выражение, может быть, точнее, но оно встречается только у Луки ( Лк.12:42, 16:1, 8 ), а не у других евангелистов. Разницы в смысле нет, потому что и экономы обыкновенно избирались из рабов. Выражение относится не только к ученикам (что особенно видно из дальнейшей речи в 25-й главе), и не говорится, что только они одни должны вести себя правильно, быть верными и благоразумными рабами, а вообще ко всем людям. Τς здесь не есть ε τις. Вопрос служит продолжением и, так сказать, детальным разъяснением предыдущей речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Хозяин ( Р kЪrioj ‘хозяин; господин; Господь’) решительно заявляет собравшимся гостям, что путь на мессианский пир открыт только для тех, кто не уклонился от приглашения на него. Цена следования за Христом (14:25–35) В предшествующей притче гости отказываются от приглашения на пир, ибо не считают нужным пожертвовать для этого своими планами и интересами. В данном отрывке прямо говорится о жертве, которую надлежит принести человеку ради следования за Христом; в Евангелии от Луки эта тема затрагивалась раньше в 9:57–62 и прозвучит вновь в 18:24–30. Обе притчи представляют собой особый материал Луки; заключительное изречение обнаруживает параллели в Мф 5:13 и Мк 9:49–50. С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им — большое число идущих со Христом означает народный энтузиазм, который Он, по-видимому, желает охладить суровым предупреждением 103 . Если кто приходит ко Мне — приближение ко Христу — лишь первый шаг, ср. 6:47; Ин 5:40; 6:35; Мф 11:28. И не возненавидит — в семитских языках глагол со значением ‘не­на­­видеть’ нередко употребляется гиперболически и имеет значение ‘меньше любить’ (16:13 и параллель в Мф 6:24; Быт 29:31–33; Втор 21:15–17; Притч 13:25; Ис 60:15; Мал 1:2–3 (Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел); Рим 9:13 и др.); именно на такое понимание указывает параллельное место в Мф 10:37: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. Отметим еще, что евр. ‘ненавидеть’ имеет также значение ‘ос­тав­лять в стороне, покидать’. Таким образом, здесь говорится не о ненависти, а об отказе рассматривать семейные связи и интересы как высшую ценность. Ветхозаветная параллель обнаруживается в Благословении Моисея, где сказано, что Левий ради хранения Закона и Завета говорит об отце своем и матери своей: “я на них не смотрю”, и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает (Втор 33:9). Идет за Мною — это выражение часто используется в ВЗ, где обозначает следование за чуждыми языческими богами либо следование по путям Господа (Втор 13:4; 3 Цар 14:8; 18:21; 4 Цар 23:3).

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

10 . Взойди на небо и смотри, как наполняет Он небесное пространство: «Бог… показал Себя Ангелам» ( 1Тим.3:16 ). Спустись мысленно в преисподнюю и смотри, как Он нисходит и туда. «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» ( Еф.4:10 ), «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Фил.2:10 ). Размысли над силой Господа, как она наполнила мир, то есть небеса, землю и преисподнюю, она прошла через сами небеса и вознеслась ввысь. Ибо мы читаем, что Сын Божий прошел небеса (ср. Евр.4:14 ). Если ты поймешь это, то также уяснишь для себя, что неслучайно сказано: «Он будет велик» и что это действительно исполнилось. Господь наш Иисус Христос велик как присутствующий, так и отсутствующий; Он одарил наше собрание соучастием в Своей силе; чтобы каждый из нас мог заслужить и принять ее, мы молимся Господу Иисусу Христу, «Которого есть слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 7. Евангелие от Луки 1:39–45. На сказанное от слов: «Встав же Мария в дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну» до того места, где говорится: «Совершится сказанное ей от Господа» 1 . Лучшие идут к худшим, чтобы те могли извлечь пользу из их прихода. Так и Спаситель пришел к Иоанну, чтобы освятить его крещение; и Мария, как только услышала, как ангел возвестил ей, что Она зачнет Спасителя и что Ее родственница Елисавета носит ребенка во чреве своем, «с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии» ( Лк.1:39–40 ). И конечно, Иисус, будучи в Ее утробе, поспешил освятить Иоанна, который находился во чреве матери своей. Иными словами, не «взыграл младенец во чреве» Елисаветы, пока Мария не пришла и не поприветствовала ее; но как только Мария произнесла слова о том, что Сын Божий обрелся во чреве Ее, «взыграл младенец во чреве», и в этот момент предтеча Иисуса Христа совершил свое первое пророческое служение. 2 . Надлежало также Марии, достойнейшей потомства Бога, после беседы с ангелом пойти в горную страну и оставаться в ее пределах. Поэтому в Писании сказано: «Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну». Поэтому следовало ей также, ибо она была усердной в своих попечениях, поторопиться и, исполнившись Святого Духа, в вышние области быть приведенной под защитой Бога, сила Которого уже осенила Ее. Поэтому она пошла «в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святаго Духа» ( Лк.1:39–41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Читается в четверток 15-й недели по Пятидесятнице. Мк.6:30 . И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили. Мк.6:31 . Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место, и отдохните немного. Ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. Мк.6:32 . И отправились в пустынное место в лодке одни. О чуде насыщения 5-ю хлебами 5000 человек написано и в Евангелии Матфея ( Мф.14:13–21 ), только несколько короче, чем у Марка. И собрашася (собрались) Апостоли ко Иисусу. Собрались, – возвратившись с проповеди, на которую Господь послал их (см. ст. 7–13). В это время, как повествует еванг. Матфей, Апостолы возвестили Иисусу Христу и о мученической кончине Его Крестителя ( Мф.14:12 ), с целью получить от Него утешение. Еванг. Лука прибавляет, что Ирод, слыша о чудесах и учении Иисуса Христа и думая, не Иоанн ли, убитый им, воскрес из мертвых, искал увидеть Его ( Лк.9:9 ). Все это и побудило Господа отплыть с учениками своими в уединенное или пустынное место, – отплыть, во 1-х, для того, чтобы избегнуть опасности со стороны Ирода, потому что еще не пришло время Его смерти; а во 2-х, для того, чтобы дать отдых возвратившимся с дела проповеди Апостолам: так как народ теснился около них и не давал им ни отдохнуть, ни подкрепиться пищей: почийте мало (отдохните немного). Бяху бо приходящии и отходящии мнози (ибо много было приходящих и отходящих), и ни ясти им бе когда (и есть им было некогда). Хотя Иисус Христос сказал апостолам: подите вы одни, но это не значило, что Господь Сам не пошел с ними. Из дальнейших слов повествования (33 ст.) и особенно из сказания о сем евангелиста Луки ( Лк.9:10–17 ) видно, что и Он отправился с ними. Таким образом, слова: вы одни означают только 12 Апостолов, без прочих учеников и без народа. В пусто (пустынное) место – по Евангелию Луки, близ Вифсаиды ( Лк.9:10 ), недалеко от впадения Иордана в Галилейское море. Пустынными местами в Свящ.Писании называются местности и не совершенно дикие, но малообитаемые ( Мк.3:1 ). Это место было в области тетрарха (правителя) Филиппа ( Лк.3:1 ), – единственного сына Ирода Великого, о котором сохранились в народе добрые воспоминания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

2) За хранение запасных Святых Даров в своей квартире, в двух шагах от церкви. 3) За упорное ношение повсюду гражданской одежды вопреки клятвенному обещанию, данному при посвящении в священный сан, всегда носить присвоенную духовным лицам одежду. Своими худыми делами священник Осипов показал, что он ни во что не ставит распоряжения своего епископа и предупреждения о запрещении в священнослужении на шесть месяцев, сделанного мною в послании к крымскому духовенству от 18 мая за 317. Запрещенный не имеет права носить крест и благословлять людей. Настоящий указ ввиду приближающейся зимы вступит в силу с 1 апреля 1955 года. 2. Указом за 45 от 12 июня 1954 года запрещен в священнослужении на один год настоятель Успенской церкви города Старого Крыма, священник Александр Вязовой за неисправимое пьянство. Он предупрежден, что если не бросит пьянствовать, будет лишен священного сана. Всем священникам Симферопольской епархии архиепископа Луки увещание Пророк Иезекииль от имени Божия говорит: «Когда Я скажу беззаконнику: «Смертию умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою.» (Иез. 3:18—19). Хочу, конечно, спасти душу свою от гнева Божия за нерадение о пастырях беззаконнующих, несмотря на мое первое увещание, посланное в 1949 году. Священник обязан непременно служить Литургию каждую субботу и во все средние праздники, отмеченные крестиком в месяцеслове. С большой скорбью слышу узнаю, что очень многие священники не придали никакого значения моему увещанию и служат только в великие праздники и в воскресные дни. А некоторые из человекоугодия и корыстолюбия совершают полиелейную службу в те дни, когда много именинниц, хотя бы их небесным покровительницам по уставу полагалась простодневная служба.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3590...

Ср. Быт.1:31, 2:2 ; Ис.53:11 ; Евр.4:3–11, 12:2 ; Откр.3:21 . Мф.25:22 .  Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Мф.25:23 .  Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Мф.25:24 .  Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, Мф.25:25 .  и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. (Ср. Лк.19:20–21 .) Чтобы сберечь талант без прибыли, его нужно было закопать в землю; у Луки малая сумма, одна только мина, заворачивается в платок. При всем сходстве по смыслу, у Матфея и Луки сильное различие в выражениях. Речь раба отличается деловитостью – так, по крайней мере, ему самому кажется. Вместо рассуждений он указывает на факты, хорошо известные и ему, и самому господину. Неправильно мнение, что talis non erat hic dominus (господин не был таков на самом деле), каким его изображает раб. Если в притче изображаются действительные лица, если она есть изображение современной тогдашней действительности, то нужно предполагать, что господин был именно таков. Такое предположение не только не вредит духовному смыслу притчи, а, напротив, крайне его усиливает. Нет никакой надобности в сентиментальности и прикрасах, которые допускаются разными экзегетами, если только признать, что Христос изображал лиц такими, каковы они были, а не идеализировал их. Слова раба были справедливы, что отчасти подтверждает далее и сам господин. Доброту последнего, проявленную к первым двум рабам, нельзя назвать безупречной с точки зрения абсолютной нравственности. Ему нет никакого дела до того, какими способами рабы его нажили деньги и увеличили вдвое его капитал, лишь бы только нажили. Он любит жать, где не сеял, т.е., может быть, у своих соседей, на полях, смежных со своими, и собирать зерно на чужих гумнах. Он был жесток ( σκληρς), раб выражает пред ним страх ( φοβηθες – стих 25; φοβομην – Лк.19:21 ), и не только «знает» его таким, но и «знал» ( γνων – аорист) раньше, прежде, в течение неопределенного времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3 . И мы говорим это не только «о настоящем веке» ( Гал.1:4 ), но и о веке грядущем, когда мы покинем этот мир; Бог или ангелы явятся не всякому, как будто все, кто выходит из тела, сразу становятся достойными видеть ангелов, Святого Духа, Господа нашего и Спасителя и Самого Бога Отца; увидит их только тот, кто чист сердцем и покажет себя достойным узреть Бога. Но хотя и чистый сердцем, и тот, кто все еще запачкан грязью, окажутся в одном и том же месте, само по себе оно не сможет ни помочь, ни помешать им; чистый сердцем узрит Бога, а нечистый не увидит того, что видят другие. Думаю, что нечто подобное справедливо и в отношении Христа: когда Он был виден в теле, отнюдь не всякий, кто смотрел на Него, мог Его видеть. 4 . И хотя они видели Его тело, но в том, в чем Он был Христом, они не могли Его видеть . Однако Его ученики видели Его и созерцали величие Его Божественности. И я думаю, именно поэтому, когда апостол Филипп попросил Спасителя, сказав: «Покажи нам Отца, и довольно для нас», Спаситель ответил ему: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца» ( Ин. 14:9 ). Ни Пилат, видевший Иисуса, не видел Отца, ни предатель Иуда; ни Пилат, ни Иуда не видели во Христе Христа; не видела Его и толпа, теснившая Его. Видели Его лишь те, кого Христос счел достойным созерцать Его. Так будем же и мы трудиться, чтобы Бог и в этом веке явился нам, ибо священное слово Писания утверждает, что «Он обретается неискушающими Его и является не неверующим Ему» (Прем Сол.1:2). В веке грядущем да не будет сокрыт Он от нас, да узрим мы Его «лицем к лицу» ( 1Кор.13:12 ) и да обрящем мы залог благой жизни и насладимся лицезрением Всемогущего Бога во Христе Иисусе и Духе Святом, Которым «слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 4. Евангелие от Луки 1:13–17. На отрывок от слов «не бойся, Захария», до того места, где сказано об Иоанне «и предыдет пред Ним в духе и силе Илии» 1 . Когда Захария увидел ангела, его объял ужас. Когда человек увидит нечто неизвестное, ум его приходит в замешательство, а его душа повергается в смятение. Ангел понимает, что такова человеческая природа, и поэтому прежде успокаивает Захарию и говорит: «Не бойся, Захария». Он приводит в чувство трепещущего пред ним человека и сообщает ему радостное известие: «Услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие» ( Лк.1:13 ). Когда праведник рождается в этот мир и начинается его жизнь, виновники его рождения ликуют и воспаряют ввысь. Но когда рождается тот, кто собирается жить во зле, кого в качестве наказания помещают в темницу, его родители смущаются и впадают в уныние.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Глава 5 Зач. 17-е. Иисус Христос при Геннисаретском озере, чудесная ловля рыбы и призвание рыбарей к Апостольскому служению. Читается во субботу 18-й недели по Пятидесятнице. События эти описываются и евангелистами Матфеем ( Мф.4:18, 22 ) и Марком ( Мк.1:16, 20 ); но Лука повествует о ннх с небольшою разницею. Лк.5:1 . Бысть же належáщу емý нарóду, да быша слышали слóво Бóжие, и тóй бе стоя при éзере геннисарéтсте: (Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,) Належащу Ему народу (когда народ тесннлся к Нему, Иисусу Христу). Когда, с начатием дела Своего служения Иисусом Христом, распространилась повсюду в Галилее и окрестностях ее молва ( Лк.4:37 ) о Нем, как о великом Учителе и Чудотворце; то народ во множестве начал собираться к Нему и постоянно следовал за Ним. (О Геннисаретском озере чит. в. объясн. 31 ст. 4 главы). Лк.5:2 . и виде двá корабля стояща при éзере: рыбарие же отшéдше от нею, измывáху мрéжи. Лк.5:3 . Влез же в един от кораблю, иже бе Симонов, моли егó от земли отступити мáло: и сед учáше из корабля нарóды. (увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.) Рыбарями или рыболовами этими, по сказанию евангелистов Матфея и Луки, были св. Апостолы Петр или Симон с братом Андреем и Иаков с братом Иоанном. По сказанию сих же евангелистов, Петр и Андрей закидывали, Иаков и Иоанн починивали сети, а еванг. Лука говорит, что все рыболовы только вымывали (измываху) сети. Св. Марк говорит еще, что во второй лодке вместе с Иаковом и Иоанном был отец их и работники ( Мк.1:20 ). Эта некоторая разность повествования разрешается тем, что рыболовов было довольно много, и из них кто чинил, кто вымывал и кто закидывал сети; но упоминаются Евангелистами только четверо, потому что речь идет собственно о призвании их четверых к апостольскому служению, и из обстоятельств, среди которых они призваны, евангелисты избирают один одно, другой другое, а третий третье (Мих.). Нужно еще сказать, что призвание Петра и Андрея, описываемое тремя евангелистами, уже было во второй раз. О первом повествуется у еванг. Иоанна ( Ин.1:37, 42 ). Там говорится, что сначала был призван Андрей из учеников Иоанна Крестителя, почему он и называется первозванным. После Андрей привел к Иисусу Христу брата своего Симона, и Господь, увидев Симона, переименовал его Петром по-гречески, Кифою по-еврейски, что значит камень. (Переименовал так в знак твердости Петровой веры в Него Мф.16:18 ; Ин.1:42 ). Моли от земли отступити мало (просил отплыть несколько от берега) – для того, чтобы удобнее было учить, так как народ теснился около Господа и не давал Ему простора и удобства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Глава 6 1–11. Столкновения Господа Иисуса Христа с фарисеями по вопросу о соблюдении субботы. – 12–19. Избрание апостолов. – 20–49. Нагорная беседа. Лк.6:1 .  В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками. Лк.6:2 .  Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы? Лк.6:3 .  Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Лк.6:4 .  Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним? Лк.6:5 .  И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы. Столкновение Христа с фарисеями по поводу нарушения Его учениками закона о субботнем покое евангелист Лука изображает согласно с евангелистом Марком ( Мк.2:23–28 ; ср. Мф.12:1–8 ). «В субботу, первую по втором дне Пасхи» – правильнее: «второ-первую» ( δευτεροπρτ). Этот термин встречается только здесь и нигде более, почему и все толкования его представляют собой не что иное, как только предположения. Из различных попыток объяснения этого термина нужно указать прежде всего на святоотеческие, которые отправляются от того предположения, что могла совпасть обыкновенная суббота с днем праздничным. Отсюда одни под «второ-первой» субботой понимают субботу, предшествующую этому празднику (Златоуст, Епифаний), другие – субботу, следовавшую за этим праздником, пришедшимся в субботу (блж. Феофилакт). Среди взглядов ученых наиболее распространен взгляд Скалигера, который понимал под «второ-первой» субботой первую субботу по втором дне Пасхи. Считали от второго пасхального дня, в который приносился на жертвенник первый сноп ( Лев.23:10 и сл.), семь суббот до праздника Пятидесятницы ( Лев.23:15 ). Таким образом, «второ-первая» суббота, по мнению Скалигера, это, собственно, вторая после Пасхи, но первая после первого дня опресноков. Следующая за ней называлась «второ-вторая» и т.д. до седьмой. Можно еще отметить мнение Визлера, согласно которому это была первая суббота во втором году семилетнего периода. Наконец, новейшие протестантские толкователи, не имея никаких данных для объяснения этого термина, настаивают на том, что это выражение внесено было в Евангелие Луки каким-либо писцом по недоразумению, так как во многих уважаемых кодексах этого Евангелия слово «второ-первую» опущено (Синайский, Ватиканский, Парижский).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

9 . Так как «всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу», «принесли Его в Иерусалим», чтобы представить пред лице Бога, а также для того, «чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» ( Лк.2:24 ). Мы видим, что за Спасителя принесены в жертву две горлицы или два голубиных птенца. Я считаю, что птицы, принесенные в жертву за рождение Господа, благословенны, как и Валаамская ослица, которая изумляет и восхищает меня, ибо удостоилась не только увидеть ангела Божьего, но и открыть уста и заговорить человеческим голосом. Намного больше я превозношу и восхваляю этих птиц, ибо они были принесены пред алтарем за Господа нашего и Спасителя, «чтобы принести в жертву… две горлицы или двух птенцов голубиных» ( Лк.2:24 ). 10 . Возможно, что я привношу нечто новое и, как мне видится, едва ли достойное этого предмета. Но так как рождение Спасителя произошло по-новому, не от мужчины и женщины, а единственно от Девы, то «две горлицы или два птенца голубиных» были не из тех, которых мы видим телесными очами, но сродни Святому Духу, «Который сходил, как голубь, и ниспускался» ( Мф.3:16 ) на Спасителя, когда Он крестился в Иордане. Две горлицы были того же рода, не те, что летают по воздуху, а те, в виде которых является нечто Божественное и более возвышенное, чем доступно человеческому созерцанию. Тот, Кто был рожден и пострадал за весь мир, не был очищен в глазах Господа подобной жертвой, как и все люди. Скорее, так как Он все устроил по-новому, то и жертвоприношения у Него были новые, согласующиеся с волей Всемогущего Бога во Христе Иисусе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 15. Евангелие от Луки 2:25–29. О старце Симеоне, когда пришел он в храм в Духе Святом, до того места, где сказано: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром». 1 . Необходимо найти объяснение, подобающее Божьему замыслу, почему Симеон, как сказано в Евангелии, «муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева», получил предсказание от Духа Святого, «что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господа» ( Лк. 2:25–26 ). Что он приобрел, увидев Христа? Неужели ему было обещано только то, что он увидит Христа и не получит от этого никакой пользы? Или в этом сокрыт некий достойный Бога дар, который блаженный Симеон заслужил и получил? «Женщина… подойдя сзади, коснулась края одежды Его» и тотчас исцелилась ( Мф.9:20 ). Если она получила такое благо, лишь коснувшись края Его одежды, что же тогда говорить о Симеоне, который «взял Его на руки» и с торжеством и ликованием держал на руках, ибо видел, что этот младенец пришел, чтобы освободить узников и избавить его самого от уз плоти? Симеон знал, что никто не может вызволить человека из темницы тела с надеждой на будущую жизнь, кроме Того, Кого он держит на руках своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010