«Богословца от словес» Из изборника великого князя Святослава Ярославича (1073 г.) Изборник великого князя Святослава Ярославича (1073 г.), имеет в своем составе статью «Богословца от словес». Она считается первым отечественным библиографическим памятником вообще, а также первым ставшим известным на Руси списком канонических книг Библии , неканонических книг и апокрифов. Дабы не прельститься ложными книгами, ибо много встречается безумных искажений, прими этот мой отобранный список: Исторических 1 книг первой еврейской мудрости двенадцать. Первое – Бытие 2 , далее Исход и Левит, далее Числа, потом Второзаконие, далее Иисус [Навин] и [Книга] Судей. Восьмая – Руфь, девятая и десятая – Книги Царств 3 , [потом] Паралипоменон, в конце же имеем Ездру. Стихотворных [книг] пять, из которых первая Иов, потом Давид 4 , и далее три [книги] Соломона: Экклезиаст 5 , Песни [Песней] и Притчи. И потом [книги] духа пророческого, [первая объединяет] двенадцать пророков: Осия, Амос, третья же – Михей, потом Иоиль, затем Иона и Авдий, Наум и Аввакум, Софония и Аггей, затем Захария и Малахия. [Вторая – ] Исайя, [далее] названный 6 измлада Иеремия, Иезекииль и Даниил, который благодать. Итак, вначале я указал двадцать две книги, которые соответствуют 7 еврейским буквам. Теперь же считай [книги] Новых таинств. Матфей описал чудеса Христа, Марк же [писал для] Италии, Лука же ахейцам, а для всех [писал] Иоанн, великий проповедник и житель неба. Потом Деяния мудрых апостолов, 14 посланий Павла, 7 общих [посланий], из которых одно Иакова, два Петра, три Иоанна, седьмое же [послание] Иуды. Вот, уже имеешь все, поэтому все кроме них не в числе [истинных книг].   Исидора [Пелусиота список] из 60 [истинных] книг, и сколько вне их [числа]. 1 . Бытие 8 , Исход, Левит, Числа, 5. Второзаконие, 6. Иисус [Навин], 7. Судьи и Руфь, 8. Царств Первая, 9. Царств 2, Царств 3, Царств 4, 12. Паралипоменон, 13. Иов, 14. Псалтирь, 15. Притч, 16. Экклезиаст 9 , 17. Песнь песней, 18. Ездра, 19. Осия, 20. Амос, 21. Михей, 22. Иоиль, 23. Иона, 24. Авдий, 25. Наум, 26. Аввакум, 27. Софония, 28. Аггей, 29. Захария, 30. Малахия, 31. Исайя, 32. Иеремия, 33. Иезекииль, 34. Даниил, 35. Евангелие от Матфея, 36. Евангелие от Марка, 37. Евангелие от Луки, 38. Евангелие от Иоанна, 39. Деяния апостольские, 40. Послание Иакова, 41. Послание Петра первое, 42. Петра второе, 43. Послание Иоанна, 44. Иоанна второе, 45. Его же третье, 46. Послание Иуды, 47. Послание Павла, 48. К Римлянам, его же к Коринфянам первое, 49. Его же послание второе, 50. Его же послание к Галатам 51. Его же к Ефесянам, 52. Его же к Филиппийцам, 53. Его же к Колоссянам, 54. Его же к Солунянам первое, 55 Его же такое же второе, 56. Его же к Тимофею первое, 57. Его же к тому же второе, 56. Его же к Титу, 59. Его же к Филимону, 60. Его же к Евреям.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/bogosl...

Лит.: Кончина о. Беловидова. ЦЖ. 1941. 5 Евлогий, митр. Путь моей жизни Никон (Рклицкий) , архиеп. Жизнеописание блаженнейшего Антония Косик В.И. Русская Церковь в Югославии. Вельский Михаил Андреевич (13.11.1884, Великие Луки Тверск. губ. – 14.3.1963, Париж, Франция), митрофорный протоиерей. Из семьи дворянства. Окончил Александровское военное училище в Москве ( 1904), отбыл военную службу до чина полковника, участник 1-й мировой войны и Гражданской войны в рядах Добровольческой армии, попал в плен к полякам и эмигрировал в Германию (1920), а затем поселился во Франции (1923), под впечатлением церковных раздоров русской эмиграции присоединился к католикам восточного обряда (1927), посещал лекции Католического богословского института в Париже, диакон (сентябрь 1930), вернулся в лоно Православной Церкви (ноябрь 1931), принят еп. Вениамином (Федченковым) в клир Западно-Европейской епархии МП в сущем сане (17.12.1931), священник (20.2.1933), рукоположение совершил митр. Ковенский Елевферий, настоятель церкви в Клуазонье (20.2.19321.9.1934), основатель и 1-й настоятель франкоязычного прихода Скорбященской церкви в Париже (1.9.193414.3.1963), благочинный и администратор приходов западного обряда епархии МП (1937), во время оккупации Парижа немцами помогал преследуемым евреям, за что был арестован гестапо перед началом литургии (26.8.1942) и приговорен к девятимесячному заключению в крепости Ромэнвиля под Парижем (август 1942апрель 1943), протоиерей (26.8.1945), член правления Содружества русского сопротивления во Франции (16.11.1946), митрофорный протоиерей (6.1.1954). Лит.: И.Х. Протоирей Михаил Вельский. Некролог. ЖМП. 1963. 5. Беляев Олег (даты рождения и смерти не установлены), диакон. Состоял в клире Германской епархии РЗЦ в сане диакона (19461948), больше сведений о нем не имеется. Архив: АГЗ. Беляков Николай Яковлевич см. Никандр, архимандрит. Бенигсен Георгий Михайлович (27.4.1915, Казань 6.8.199», Калистога, Калифорния, США), митрофорный протоиерей. Из дворянской семьи, сын военного инженера.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16 от франц. puce – блоха 17 с этим вопросом обратился Христос к Иуде (Евангелие от Луки, XXII, 48) 18 в виде виноградных гроздьев ( франц. ) 19 от франц. jeu de hazard – азартная игра 20 этот очаровательный повеса ( франц. ) 21 Фонтенель, Бернар (1657–1757) – французский литератор и ученый 22 Я считаю вас очень приятной женщиной, сударыня ( франц. ) 23 от франц. dejénerer – приходить в упадок 24 общество ( франц. societé) 25 Весь в вашем распоряжении, мадемуазель ( франц. ) 26 Маремьяна-старица за весь мир печалится 27 Иверская икона Божьей Матери находилась в надвратной церкви Иверских ворот Китай-города 28 Евангелие от Иоанна, XVI, 21 29 Евангелие от Иоанна, XVI, 22 30 Плохо дело, ваше величество, ( франц. ) 31 Хотите застрелить Михаила? ( франц. ) 32 Очень хочу, но где же он? ( франц. ) 33 лица, прислуживающие архиерею во время церковной службы 34 квадратный плат с изображением креста 35 обращение к митрополиту – «ваше высокопреосвященство» или «владыка» 36 Посмотри, посмотри же на него! Как он прелестен, наш ангелочек! ( франц. ) 37 Сразу обрел самоуверенность ( франц. ) 38 идущий, шествующий (церковнослав.) 39 Притча о богатом и Лазаре: нищий Лазарь после смерти попал в Царство Небесное, а богач, крохами со стола которого при жизни питался Лазарь, теперь, находясь в аду, просил его о помощи (Евангелие от Луки, XVI, 19–25) 40 Зимнего дворца ( франц. ) 41 Какая гнусность! ( франц. ) 42 Евгений Богарне (1781–1824) – выдающийся французский полководец, пасынок Наполеона 43 Никаких передышек! ( франц. ) 44 И Тебе Самой душу пройдет оружие – предсказание праведного Симеона Богоматери (Евангелие от Луки, II, 35) 45 Я русский сердцем как никто ( франц. ) 46 Послание к Евреям св. апостола Павла, IV, 12 47 Слова из Символа веры – краткого изложения христианского вероучения 48 Имеется в виду победа Христа над сатаной (Бытие, III, 15) 49 Богоматерь 50 На этот раз я говорю с вами не как судья, а как равный вам дворянин ( франц. ) 51 Матушка дала мне образцовое воспитание ( франц. )

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Иудифи (Иудифь). 6 . Товита (Тов.). 7 . 2-я Ездры (2Езд.). 8 . 3-я Ездры (3Езд.). 9–11. Три книги Маккавеев (1, 2, 3Мак.). Авторитет последних книг высок, и, хотя некоторые не приравнивают их к каноническим, но, в любом случае, они содержат Откровение Бога. Новый Завет говорит о том, что обещанный Спаситель пришел и искупил нас от греха, проклятия и смерти. В состав Нового Завета входят только канонические книги. Законоположительные: 1 . Евангелие от Матфея (Мф.). 2 . Евангелие от Марка (Мк.). 3 . Евангелие от Луки (Лк.). 4 . Евангелие от Иоанна (Ин.). Исторические: 5 . Деяния апостолов (Деян.). Учительные книги – это Послания апостолов. Соборные, обращенные ко всем Церквам: 6 . Иакова (Иак.). 7–8. 1-е и 2-е Петра (1, 2Петр). 9–11. 1-е, 2-е, 3-е Иоанна, (1, 2, 3Ин.) 12 . Иуды (Иуд.) Послания апостола Павла: 13 . К Римлянам (Рим.). 14–15. 1-е и 2-е к Коринфянам (1, 2Кор.). 16 . К Галатам (Гал.). 17 . К Ефесянам (Еф.). 18 . К Филиппийцам (Фил.). 19 . К Колоссянам (Кол.). 20–21. 1-е и 2-е к Фессалоникийцам (1, 2Фес.). 22–23. 1-е и 2-е к Тимофею (1, 2Тим.). 24 . К Титу (Тит.). 25 . К Филимону (Филим.). 26 . К Евреям (Евр.). И наконец, пророческая книга – 27 . Апокалипсис (Откровение) Иоанна Богослова (Откр.). В этих книгах содержится то, что необходимо для спасения. Читая их с молитвой и понимая в согласии с Церковью , мы можем узнать волю Бога. Однажды «некто спросил преподобного Антония: “Что мне делать, чтобы угодить Богу?” – “Что велю тебе, – отвечал старец, – то соблюдай: куда бы ты ни пошел, всегда имей Бога перед своими очами; что бы ни делал ты, имей на это свидетельство в Священном Писании ; и в каком бы месте ты ни жил, не скоро уходи оттуда. Соблюдай эти три Заповеди – и спасешься”». Символ Веры Азами Православной веры, без следования которым нельзя быть православным христианином и невозможно получить спасение, является Символ Веры . Знание его необходимо для того, чтобы узнать Бога и угодить Ему. Символ Веры читается наизусть крещаемым перед Таинством Крещения, он поется на Литургии, желающий принести покаяние также должен сначала произнести Символ Веры , по церковным правилам то же требуется от желающих вступить в церковный брак.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Когда человек познает себя, видя свои грехи многочисленными, подобно морскому песку, тогда ему не до чужих грехов и осуждения. Кроме того, судить нельзя потому, что в человеке мы, как в айсберге, видим лишь малую верхушку. Мы не знаем ни мотивацию поступка, ни его исходные возможности, ни переживания, ни воспитание, голоден он или сыт, как прошел его день, и эти моменты можно умножать бесконечно. Бог же видит все. «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» ( Мф.7:12 ). Знаменитое «золотое правило» Господь представляет как обобщающее Закон Божий. Продолжение евангельской истории и толкование на учение Господа мы находим в остальных книгах Нового Завета. Глава 15. Новый Завет «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» ( Иер.31:31 ). Действительно, Новый Завет не в мертвой букве, не в договоре, подписанном обеими сторонами. Новый Завет в союзе Бога и человека во Христе, в преображении человеческого естества – не магическим действом, но подвигом любви, выразившемся в пролитии Крови Самого Бога: «ибо сие есть Кровь Моя нового завета» ( Мф.26:28 ). Новый Завет как собрание Богодухновенных сочинений состоит из 27 книг. Они также делятся на четыре группы. Законоположительные книги включают четыре книги евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Историческая книга – это Деяния святых Апостолов. Учительные книги Нового Завета включают семь Соборных посланий (одно – апостола Иакова, два – Петра, три – Иоанна, одно – Иуды) и 14 Посланий апостола Павла (к Римлянам, Коринфянам (два), Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Солунянам (или Фессалоникийцам) (два), Тимофею (два), Титу, Филимону и Евреям).

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Шанс спастись, как уже сказано, не отнимается у человека до самой земной смерти. Иуда мог раскаяться в подлинном, христианском смысле этого слова, но он предпочел другое раскаяние. «Если бы он любил Иисуса,— пишет протоиерей Павел Алфеев,— то, осознав свою ошибку, он омыл бы ее горькими слезами покаяния, подобно Петру, с клятвой отрекшемуся от Христа (…) Раскаяние Петра вытекало из любви ко Христу (…), а раскаяние Иуды — из его крайнего эгоизма, из безграничного себялюбия». «Ни врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя…» — слышим мы каждый раз перед самым Святым Причащением. Это напоминание: Иуда как возможность живет в каждом из нас. Мне пришлось однажды разговаривать с одной пожилой женщиной. В 50-х годах на нее, тогдашнюю комсомолку, нещадно давили, требуя, чтоб она написала «письмо в газету» — о том, как стыдно ей перед всем советским народом за родного брата, ставшего попом… Сестра молодого священника сделать это отказалась, но через много лет горько каялась на исповеди… в чем же?.. В испытанном тогда смятении и страхе. Понтий Пилат На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его (…) Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете (Мф. 27, 62–65).      Иными словами: вам нужно, вы и охраняйте, а от меня вы вчера уже получили все, что вам надо было… Прокуратор Иудеи расстроен. Он не находил в этом, как ему казалось, бродячем проповеднике никакой вины. Он не понимает, почему евреям непременно нужно было предать Его жестокой казни. А тут еще жена со своими сновидениями… (см.: Мф. 27, 19) В историчности Понтия Пилата не сомневается никто: целый ряд источников сообщает, что он был римским прокуратором (или префектом) в Иудее с 26 по 36 год по Р.Х., причем ни в каких либералах и гуманистах не ходил. Вспомним второе по счету упоминание о нем в Евангелии от Луки (Лк. 13, 1): В это время пришли некоторые и рассказали Ему о галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Как поясняет святитель Феофилакт Болгарский, представители радикального религиозного течения, отказывавшиеся называть римского кесаря господином, были убиты по приказу прокуратора в момент жертвоприношения…

http://pravoslavie.ru/92931.html

Мнози, глаголю (говорю) вам, взыщут взыти (поищут войти), и не возмогут. Это значит, что многие из евреев пожелали бы войти в Царство Христово и из христиан войти в рай для блаженства, но не войдут. Почему не войдут? Это далее указывает Господь: с одной стороны, потому, что уже будет поздно (ст. 25), а с другой, потому, что не будут достойны того (ст. 26–27). Лк.13:25 . Отнéлеже востáнет дóму владыка, и затворит двéри, и нáчнете вне стояти и ударяти в двéри, глагóлюще: Гóсподи, Гóсподи, отвéрзи нáм. И отвещáв речéт вáм: не вем вáс, откýду естé. (Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.) Востанет дому владыка (встанет хозяин дома) и пр. По объяснению толкователей, под хозяином, который сидит и ожидает друзей своих (на вечерю), потом встает и запирает двери своего дома, и уже не позволяет взойти другим, разумеется Бог. Принятие или непринятие гостей означает загробную участь всякого человека после смерти и всех вообще после всемирного суда. Все, поздно пришедшие на вечерю, не войдут, а останутся вне дома, где устроена вечеря; так не войдут в царство небесное и недостойные, хотя и будут сознавать свое бедствие и готовы бы искать войти, но уже будет поздно: потому что только земная жизнь назначена для приготовления к будущей блаженной, после же смерти нет покаяния ( Пс.6:6 ), и милосердие Божие к грешным простирается только до времени всеобщего суда Христова. Это все и означается словами: затворит двери (Сл. Мф.25:11, 12 ); вы начнете вне стояти, т. е. вы все недостойные. Не вем (не знаю) вас, т. е. Я не признаю вас истинными христианами, Своими учениками и, как оказавшихся по жизни недостойными войти в царство Мое небесное, отвергаю вас и осуждаю на наказание адскими мучениями ( Мф.7:23 ). Лк.13:26 . Тогдá нáчнете глагóлати: ядóхом пред тобóю и пихом, и на распýтиих нáших учил еси. (Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.) Непринятые на вечерю напоминают домохозяину, что они знакомы ему и разделяли с ним трапезу – ядохом пред тобою и пихом; он благоволил к ним и ни он от них, ни они от Него не отвращались – на распутиих (на улицах) наших учил еси т. е. были верующими, были учениками Христовыми. В частности слова: мы пили и ели пред Тобою и на улицах наших учил Ты и пр. относятся к евреям, которые отвергли приходившего к ним Мессию, а потому лишены входа в Церковь Христову. Они узнают ошибку свою при втором пришествии Его, но будет уже поздно. (Мих.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

«Но вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего» — эти слова не указывают с такой определенностью, как 24 ст. главы от Луки (о попирании Иерусалима язычниками в течение долгого времени), на значительность промежутка времени между разрушением Иерусалима и кончиной мира, но, однако, дают понять, что перед кончиной мира наступят совершенно другие дни, которые своими страшными событиями превзойдут всякое воображение. Греческий текст этого стиха дает основание к такой перефразировке: «Не думайте, что за гибелью Иерусалима немедленно последует Мое пришествие и кончина мира. Нет, будет иначе. Для этого наступят другие дни. Тогда солнце померкнет и луна не даст света своего и т. д.» У св. Матфея употребляется слово «абие [тогда],» но оно в Свящ. Писании обычно означает не «немедленно, сейчас же, вслед за тем,» а только: «внезапно,» вдруг, как это и переведено в русском тексте. Под этим древнепророческим «абие,» говорит еп. Михаил, иногда скрываются целые века. «Силы небесные поколеблются,» то есть произойдет потрясение всего мироздания. Характерные черты этого страшного времени указывает в гл. 21:25-26 св. Лука: на земле будет уныние народов и недоумение: море зашумит и возмутится, люди будут изнывать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную. «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» — св. Златоуст считает, что это будет знамение Креста, который явится перед приходом Самого Христа Спасителя, как впереди земного владыки выносят его стяг. Это и будет то знамение, которое заставит и не веровавших во Христа иудеев и всех безбожников, в порыве слишком позднего и уже бесплодного раскаяния, невольно воскликнуть: «Благословен грядущий во имя Господне!» И все неверующие «тогда всплачутся,» видя, как они прежде заблуждались, живя во тьме неверия. «И увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою многою.» По гласу таинственной трубы последует воскресение мертвых, и Ангелы соберут со всех концов земли всех людей. Еще Моисей созывал иудеев на собрания, приказывая трубить в серебряные трубы: этот способ созыва обратился в обычай и употреблялся иудеями во все последующее время (Лев. 25:9; Числ. 10:2; Суд. 3:27), почему Спаситель и употребляет этот знакомый всем евреям образ, для обозначения некоего действия Божия, по мановению которого Ангелы соберут «Избранных Его от четырех ветров,» то есть со всех концов земли. Ангелы соберут как «избранных» для вечной славы, так и «всех творящих беззаконие» для вечного мучения.

http://sedmitza.ru/lib/text/430496/

У Евсевия Кесарийского приводятся канонические списки сщмч. Иринея Лионского ( Euseb. Hist. eccl. V 8. 2-8), Климента Александрийского (Ibid. VI 14. 1-7) и Оригена (Ibid. VI 25. 3-14). Однако скорее всего эти списки составлены самим Евсевием на основе их сочинений. Собственный список Евсевия близок к списку Оригена (Ibid. III 25. 1-7). Самым значимым вкладом Евсевия в историю новозаветного канона было введение терминологии, позволявшей разделить все тексты, претендовавшие на канонический статус, на 3 группы: 1) общепризнанные (μολογομενα), или входящие в [Новый] Завет (νδιθηκον); в списке Евсевия - это 22 книги: 4 Евангелия, Деяния св. Апостолов, Послания ап. Павла (включая Пастырские и к Евреям), Послания: 1-е Петра и 1-е Иоанна и с оговорками Откровение Иоанна Богослова; 2) спорные (ντιλεγμενα или νθα, в списке Оригена они названы μφιβαλλμενα), к ним относятся, с одной стороны, Послания Иакова, Иуды, 2-е Петра, 2-е и 3-е Иоанна, с другой - «Деяния Павла», «Пастырь» Ермы, «Апокалипсис Петра», «Послание Варнавы», «Дидахе», возможно, «Откровение Иоанна» и «Евангелие евреев»; 3) подложные и еретические (τοπα πντ κα δυσσεβ). Критерии, использованные Евсевием, были, видимо, заимствованы им из античной традиции лит. критики и определения подлинности авторства ( Baum. 1997; Kalin. 2002). К числу стихометрических списков относится Клермонский каталог (1-я пол. IV в.), происходящий, вероятно, из Египта. В нем перечислено 23 книги (Евангелия от Матфея, от Иоанна, от Марка и от Луки, Послания к Римлянам, 1-2-е к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, 1-2-е к Тимофею, к Титу, к Колоссянам, к Филимону, 1-2-е Петра, Иакова, 1-3-е Иоанна, Иуды, «Послание Варнавы», Откровение Иоанна Богослова, Деяния св. Апостолов, «Пастырь» Ермы, «Деяния Павла», «Апокалипсис Петра»). Не упоминаются Послания к Филиппийцам, 1-е и 2-е к Фессалоникийцам, к Евреям. 26 книг, принимаемых Иерусалимской Церковью, ок. 350 г. перечисляет свт. Кирилл Иерусалимский ( Cyr. Hieros. Catech. 4. 33). Поворотным моментом в истории новозаветного канона является канонический список из 39-го пасхального Послания свт. Афанасия Александрийского 367 г. Это первый новозаветный канон, состоящий из 27 книг. В этом же тексте впервые употреблено выражение κανονιζμενα (входящее в канон, канонизированное). Был ли этот канон унаследован свт. Афанасием от традиции Александрийской Церкви или создан самостоятельно, не ясно. С учетом списка книг ВЗ заметна близость этого канона к Ватиканскому кодексу. По мнению Д. Бракке, целью публикации этого списка было противостояние, с одной стороны, «академическому христианству», основанному на авторитете отдельных учителей, с другой - «восторженному христианству» тех, кто черпали вдохновение из апокрифических книг ( Brakke. 1994).

http://pravenc.ru/text/1470227.html

И все неверующие «тогда восплачутся», увидя, как они прежде заблуждались, живя во тьме неверия. «И узрят Сына Человеческаго, грядущаго на облацех, небесных с силою и славою многою». По гласу таинственной трубы последует воскресение мертвых, и Ангелы соберут со всех концев земли всех людей. Еще Моисей созывал иудеев на собрания, приказывая трубить в серебряные трубы: этот способ созыва обратился в обычай и употреблялся иудеями во все последующее время (Лев. 25:9; Числа 10:2; Суд. 3:27), почему Спаситель и употребляет этот знакомый всем евреям образ, для обозначения некоего действия Божия, по мановению которого Ангелы соберут «избранных Его от четырех ветров», т.е. со всех концов земли. Ангелы соберут, как «избранных» для вечной славы, так и «всех творящих беззаконие» (ср. 13: 41) для вечного мучения. «От смоковницы же научитеся притчи...» как о наступлении лета судили по ветвям смоковниц, в изобилии росших на горе Елеонской, вместе с маслинами, так и о приближении кончины мира надо судить по тем знамениям времен, которые перед тем перечислил Господь. «Не мимо идет род сей, дондеже вся сия будут» — «сие» противополагается здесь «тому», о чем говорится дальше в ст. 36. Разрушение Иерусалима действительно произошло еще при поколении современников Господа. Но это выражение можно относить и к кончине мира: тогда под «родом сим», как толкует св. Златоуст, можно понимать «Род ищущих Господа» (Псал. 23:6), род уверовавших во Христа, который, несмотря на все ужасы, сохранится до скончания века. «Небо и земля прейдут, словеса же мои не мимо идут» — это утверждение непреложности изреченного пророчества. Видя, как в точности исполнилось предречение Господа о разрушении Иерусалима, никто не может сомневаться и в том, что также точно исполнится и пророчество о Втором Пришествии Его. «О дни же том и часе никтоже весть», по св. Марку даже «Сын», конечно, как человек, а не как Бог. По св. Луке, люди будут жить беспечно, как во времена Ноевы перед потопом, и день Второго Пришествия Христова найдет внезапно, как свет на всех живущих по всему лицу земли (Луки 17:26—27 и Лук.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2763...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010