Бывает, когда человек идет по пути неверному, то милосердие Божие останавливает его каким-нибудь потрясением, каким-нибудь несчастьем или болезнью и тогда как бы говорит ему: О, «если бы ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему». С каждым из нас бывает, что Господь стоит у двери сердца нашего и потихоньку стучит, ожидая, чтобы открыли и впустили Его, стучит, как нищий под дверью. Итак, народ ликовал, размахивал финиковыми ветвями, крича: «Осанна в вышних! Благословен Грядущий во имя Господне!» – постилал одежды под ноги осла. Дети восклицали, вознося хвалу Богу. Очевидно, что видя все происходящее, каждый должен был вспоминать слова пророка Захарии: «Ликуй, дщерь Сионова, торжествуй, дщерь Иерусалима! Се Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» ( Зах. 9, 9 ). Однако книжники, фарисеи и первосвященники, которые знали об этом пророчестве, терзались и негодовали, и наконец, не сдержавшись, сказали Господу: «Запрети им, разве не слышишь, что они кричат?» Иисус же ответил им: «Разве вы никогда не читали: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу». Если они умолкнут, то камни возопиют» ( Мф. 21,16 и Лк. 19, 39–40 ). За что ненавидели Господа Иисуса? За что распяли Его? Мы уже говорили: за то, что считали Его нарушителем закона Моисеева, точнее, буквы закона. Закон Моисеев был для них непререкаемой, абсолютной и святой истиной, но чисто внешне, так как они были чужды его духу, поклоняясь букве, и всякий, нарушающий букву, считался в их глазах тягчайшим преступником. Они негодовали на то, что Господь Иисус Христос исцелял больных в день субботний. Какое извращение сердца человеческого! Вместо того, чтобы трепетно прославлять Бога, творящего такие чудеса, они проникались страшной злобой. Они не понимали того, что Господь пришел «не нарушить закон, но исполнить», т. е. дополнить, не понимали, что Он – «Господин субботы». Они не понимали, что Его учение не только не разрушает закона Моисеева, но неизмеримо его возвышает. Их не тронуло даже совершенно необыкновенное чудо воскрешения Лазаря Четверодневного. О них пророчествовал святой пророк Исаия: «Огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся ко Мне, чтобы Я исцелил их» ( Ис. 6, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Были великие люди, которые строили здание своей христианской жизни из драгоценных камней, как строил его преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский , святители Питирим Тамбовский и Тихон Воронежский 15 . Были такие, которые строили из золота и серебра. Но есть много людей, мнящих себя христианами, которые строят здание своей жизни из дерева, сена, соломы. Что это значит? Они строят тоже на основании, положенном апостолом Павлом, на Основании, Которое есть Иисус Христос, но создают негодные, жалкие лачуги – деревянные соломенные, иногда даже только похожие на кучу сена, ибо редко творят богоугодные дела, а чаще грешат. Немного они думают о жертвах духовных, а больше заботятся о том, чтобы построить здание для беспечной жизни в веке сем. Есть некоторые люди, чьи здания подобны паутине, и ткут они эту паутину всю жизнь, ожидая, чтобы в нее запутались братья и сестры их. О таких уже нечего и говорить. Когда придет великий, страшный День Христов, когда все предстанут перед Господом, как перед Судией, тогда огнем будут испытаны здания, которые строил каждый из нас. Здания, построенные из драгоценных камней, из золота и серебра, даже из железа, не сгорят, устоят; золото и серебро, обожженные огнем, заблещут еще ярче. А жалкие лачуги в Страшный День Христов сгорят, как горит сено, солома и дерево. Уцелеют только небольшие частицы из прочного материала – каменные, железные, медные, иногда даже серебряные и золотые, ибо и у таких строителей бывает кое-что доброе. У «кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» ( 1Кор. 3:14–15 ). Как же они спасутся? Почему Господь убережет их от сожжения в вечном пламени, того сожжения, которому подлежат злодеи, хулители Христа, все ткавшие паутину в жизни своей? Господь помилует их только потому, что они, хоть и плохо, но все же строили здание своей жизни на верном основании. За их малую веру, за малые добрые дела, за их малую любовь и милосердие они спасутся, но будут тяжело обожженны на пути страшных мытарств от злых духов.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

В безумие обратил Бог всю мудрость мира сего. Одним из мудрейших народов мира издавна считался народ германский. Этот народ был носителем мудрости мирской. Из его недр вышли такие великие философы, как Кант, Фихте, Гегель; наука германская стояла выше всех европейских наук. И вы видели, как посрамил Господь эту мудрость мирскую народа германского, как обратил он её в безумие. Ибо было ли когда-нибудь безумие страшнее, чем то, свидетелями которого мы недавно были? Разве когда-нибудь безумствовал народ до такой степени, чтобы самым зверским образом уничтожить многие миллионы людей, храмы Божии? Так, на народе германском в наши дни сбылось это слово апостола Павла: «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу безумием проповеди спасти верующих. Ибо и иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости» ( 1Кор.1:20–22 ). Вы слышали не раз при чтении Евангелия, как первосвященники и фарисеи требовали от Господа Иисуса Христа, чтобы он показал им знамения в доказательство того, что имеет власть творить дела, какие творил постоянно. Они требовали чудес. Какие им нужны были ещё чудеса, когда Господь творил их постоянно? Они были слепы и требовали каких-то новых чудес, которыми бы засвидетельствовал Господь Своё высшее призвание. «А эллины ищут мудрости». Древние греки были народом весьма глубокомысленным. Из среды народа греческого вышли величайшие философы древнего мира, которые и до сих пор стоят на почти недосягаемой высоте, – Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель. Аристотель – это носитель непревзойдённой мудрости, обширности и глубины ума. Греки были народом, глубоко постигшим всю философскую мудрость, народом, с жадностью прислушивавшимся ко всему, что мудро; народом, который в лице своих представителей в Ареопаге Афинском с глубоким вниманием слушал речь Апостола Павла, чувствуя, что он говорит о чём-то важном, чего они не знают. «Эллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие» ( 1Кор.1:23 ). Иудеи ожидали Мессию как великого могущественного царя, который станет во главе народа Израильского и учредит всемирную власть этого народа. Для них было соблазном слушать, что Мессией считали Того, Кого они позорно распяли на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

В Евангелии от Иоанна повествуется о том, как апостол Фома отнёсся с недоверием к рассказам своих товарищей о том, что к ним приходил Воскресший Христос. И тогда Господь явился им вторично. «Когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст свой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» ( Ин. 20:26-27 ). К слову, всегда болезненно отношусь к утвердившейся, увы, в обиходе традиции прибавлять к имени этого святого апостола обидную – если не оскорбительную – характеристику неверующий. Главное, что это позволяем себе мы, унылые и грешные, забывая о том, что этот ученик Христа окончил свою жизнь мученически: его, живого, подняли на пять копий язычники в Индии, куда он дошёл с благовестием. Это он-то неверующий?! И кто тогда мы? Мне же хотелось сказать сейчас всё же о другом: читая это место в Евангелии, всякий раз содрогаюсь от мысли о том, что он всё-таки вложил перста в рёбра, в рану (!) своего Учителя. Какое несвоевременное послушание, Ему ведь больно! «Устами нечестивых разрушается град» Энергия слова В проповеди, произнесённой в 1945 году, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) сказал: «Задача обуздания языка настолько трудна, что многие подвижники совсем отказывались говорить и становились молчальниками. А преподобный авва Агафон для того, чтобы победить свой язык, отучить его болтать праздно, говорить слова нечистые, три года носил под языком камешек и тем сдерживал его». И далее святой и великий учёный продолжает свою мысль: «Часто при чтении паремий слышите вы такие слова: “Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается” ( Прит. 11 ). Что это значит? Как это может быть, что устами нечестивых разрушается целый город? Что же это, преувеличение премудрого Соломона или подлинная и глубокая истина? Это истина, которую вам надо знать. Надо вам знать, что сила слова человеческого огромна. Ни одно слово, исходящее из уст человеческих, не теряется в пространстве бесследно.

http://azbyka.ru/fiction/svyataya-sila-s...

В житиях святых часто повествуется о том, как бесы, не сумев укрыться от их зорких взглядов, переставали прятаться, сбрасывали личину, являясь в своем подлинном бесовском виде, и открыто, бесстыдно нападали на них. Слуги диавола принимали вид диких зверей, готовых поглотить отшельника, гадов ядовитых, страшных чудовищ, наводящих ужас. Но есть у бесов по отношению к великим праведникам и другие способы нападения: они нападают не сами, а подсылают своих слуг из числа людей. Так было с преподобным и богоносным отцом нашим Серафимом Саровским , на которого по наущению диавола напали разбойники, избили и изувечили, переломав ребра и проломив череп. Вот о какой брани против духов злобы поднебесных говорит апостол Павел. «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» ( Еф. 6:13 ). Как воин, идущий на сражение, надевает броню, берет щит, шлем и меч, так и каждый из нас должен всегда быть во всеоружии Божием. Станьте смело против окаянных бесов, «препоясав чресла ваши», вместо воинского пояса, «истиною» Христовой «и обув ноги в готовность благовествовать мир» ( Еф. 6:14–15 ). Только тот, кто полон праведности, у кого много добрых дел и духовных подвигов, одет в эту броню, столь страшную для бесов. И теперь, когда на земле повсюду попирается мир, когда готовится третья, небывалая по жестокости и ужасам война, нам, христианам, надо тем более «обуть ноги в готовность благовествовать мир» (см. Рим. 10:15 ), нужно восстать всеми силами души против агрессии, интервенций, которые так страшно терзают вовлеченные в борьбу народы. «И паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого» ( Еф. 6:16 ). Эти стрелы непрестанно и ранят, и губят множество человеческих сердец. А нам дан щит – крест Христов. С ним получаем мы власть противостоять и диаволу и бесам. «И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» ( Еф. 6:17 ). Наденьте духовный шлем, защищающий не от пуль, не от осколков, а шлем надежды на спасение, надежды на то, что Господь с нами и дал нам силу и власть побороть диавола. А что это за меч Слова Божия? Какова его сила? Апостол Павел говорит: «Слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, судит помышления и намерения сердечные» ( Евр. 4:12 ). Этим страшным для врага мечом мы можем творить чудеса. Слово Божие так бесконечно сильно и глубоко проникает в сердца людей, умеет так потрясать их, что иногда внезапно человек, погрязший во грехах и нечестии, вдруг преображается, пораженный его силой.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

В заключение напомню вам слова святого пророка Иеремии, от лица Бога говорившего: Меня, Источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды ( Иер. 2:13 ). Неужели кого-нибудь из нас коснется это страшное слово! Неужели кто-то оставит Господа Иисуса Христа, откажется от благодати Святого Духа? Много таких водоемов высекали люди и лили в них воду своей мудрости, своих знаний, своего понимания жизни. Водоемы воды не держали, а истины в этой воде не было. Да не будет же ни у кого разбитого водоема. Да будет у нас единая истинная живая вода – та вода, которую предлагает нам Господь Иисус Христос, Ему же слава и держава во веки веков. Аминь. 3 мая 1950 г. Слово в Неделю о самарянке Можно ли остаться спокойным и равнодушным, слушая беседу Господа Иисуса Христа с самарянкой (см. Ин. 4:5–42 )? Это одна из важнейших и глубочайших Его бесед. Изумлением должны наполняться наши сердца перед таинственностью и глубиной Его слов. Господь шел пешком в дальний путь от Иерусалима до Галилеи, шел по горам, в знойную пору, и, устав, в жаркий полдень сел отдохнуть у колодца Иаковлева вблизи города Сихарь. Подошла женщина-самарянка почерпнуть воду из колодца. Иисус попросил дать Ему пить. Самарянка удивилась: Как Ты, будучи иудеем, просишь пить у меня, самарянки? Ведь иудеи с самарянами не общаются ( Ин. 4:9 ). Господь ответил: Если бы ты знала, Кто говорит тебе: «Дай Мне пить», ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую ( Ин. 4:10 ). Самарянка не понимает этих слов, считая Собеседника обыкновенным странником-иудеем. Как же Он говорит, что она сама должна просить воды живой? Какой воды живой? Она с удивлением спрашивает: «Разве можешь достать воды из колодца? Тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок. Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец? Кто же Ты?» (см. Ин. 4:11 ). Что же отвечает Господь Иисус Христос? Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную ( Ин. 4:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

В пример для подражания, к нашему величайшему стыду, приводит нам Сам Господь устами пророка вола с ослом, знающих своего владельца, шакала со страусом, которые благодарны за то, что Бог дает им воду и пищу в пустыне. Из Послания апостола Павла к Тимофею знаем, что по мере приближения времени Страшного Суда, все более дурными будут становиться люди во всех отношениях: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие, ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы» ( 2Тим. 3:1–4 ). Страшно сказать, но немало среди нас и вокруг нас таких людей, а так быть не должно. Откуда же неблагодарность в людях, в чем ее корни, что питает ее? Подумайте, кто благодарен и кто нет? Не знаете ли вы, что всякий убогий, больной, ничего не имеющий, беззащитный и беспомощный кланяется вам низко и благодарит даже за малое подаяние, которое творите ему? Такие всегда благодарны, потому что в страданиях своих стали смиренными, а корень благодарности именно в смирении. А кто неблагодарен? Человек богатый, власть имущий, занимающий высокое положение в обществе, всегда настроен так, что он выше всех других, а потому все низшие должны служить ему. Всякие благодеяния, оказываемые ему, он считает за должное. Такие гордые, превозносящиеся над всеми люди страдают тяжким грехом неблагодарности; более того, лишенные смирения считают, что они должны иметь гораздо больше и выше стоять. Здесь речь о благодарности даже не заходит. Об этом так говорит святитель Василий Великий : «Ныне многие впадают в порок людей злонравных, не уважая того, что у них есть, и желая того, чего нет. Ибо, не думая о тех, которые их ниже, не изъявляют благодарности Благодетелю за то, что имеют. Напротив того, при сравнении с тем, кто выше их, высчитывают, чего у них недостает, и, не имея принадлежащего другим, печалятся и ропщут, как если бы лишились своей собственности. Раб негодует на то, что он не свободен; воспитанный на свободе – что не высокого происхождения; знатный родом жалуется, что не слишком богат; богатый скорбит и сетует, что он не правитель городов и народов; военачальник – что не царствует; царь – что не обладает всей вселенной, но что есть еще народы, не подклонившиеся под его скипетр. Из всего же этого выходит то, что Благодетель ни за что не получает благодарности».

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

В Своей речи о Страшном Суде Он осудил людей безжалостных за то, что не накормили Его, когда Он был голоден, не одели его, когда был нагим, не посетили Его, когда был болен и в темнице. И когда с удивлением спросили Его грешники: «Господи! когда же видели мы Тебя голодным, или нагим, или больным, или в темнице и не послужили Тебе», – Он ответил им: вы не сделали этого одному из младших братьев Моих, а потому не сделали этого Мне. Если так, то, значит, и ныне перед каждым женским сердцем, желающим излить любовь свою на Христа, открыта полная возможность для этого. Всякая из вас может свою любовь, свои заботы излить на меньших братьев Христа. Это будет тем же служением Христу, какое несли святые жёны-мироносицы. Они несли алавастровые сосуды с миром, они несли ароматы для того, чтобы помазать тело умершего Господа Иисуса Христа. Потому и называются они мироносицами. А вам надлежит принести Господу Иисусу Христу золотые кадильницы, наполненные фимиамом вашего милосердия к бедным, вашей любовью, вашим состраданием. Вам надлежит идти за Христом, прижимая к своей женской груди эти золотые кадильницы, как прижимали жёны-мироносицы алавастровые сосуды, идя ко гробу Христову. Идите же святым женским путем ко Христу, идите за святыми жёнами-мироносицами – и дойдёте туда, где радуются они радостью вечной и бесконечной. 20 мая 1945 г. Неделя о расслабленном В четвёртую неделю по Пасхе Св. Церковь вспоминает великое чудо исцеления расслабленного. Поэтому называется эта неделя Неделей о расслабленном. Вы слышали Евангельское чтение об этом чуде. Но обратили ли вы внимание на то, как исцелённый Господом Иисусом Христом человек отнёсся к своему исцелению и к своему Божественному Благодетелю? Он не знал, кто его исцелил, и на вопрос врагов Христа, книжников и фарисеев о том, кто его исцелил, ответил: «Не знаю». Но потом Господь встретил его в храме и сказал ему: «Вот ты и исцелился, смотри, впредь не греши» ( Ин.5:14 ). И что же сделал исцелённый? Он тотчас же пошёл к первосвященникам и донёс, что исцеливший его – Христос, а исцеление

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

В чем же коренное отличие учения Христова от всех учений человеческих? В том, что Он учил нас о царстве, которое внутри нас; учил внимать голосу сердца: «Ибо изнутри, из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» ( Мк. 7, 21–22 ). Эту же мысль вы найдете в Евангелии от Луки: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое; ибо от избытка сердца говорят уста его» ( Лк. 6, 45 ). В нашей жизни духовной, а следовательно, и во всей жизни внешней, которая находится в теснейшей связи с жизнью духовной, – над умом нашим, над волей и стремлениями, царит и властвует наше сердце. Мы думаем так, как хочет сердце, мы верим тому, что нравится сердцу, нашу волю направляем в соответствии со стремлениями сердца. Чувство, органом которого является сердце, господствует над всем нашим мышлением, верой, познанием, над всем мировоззрением, над всеми стремлениями общественными и политическими. Каково сердце наше, такова и деятельность наша. Если сердце чисто, свято, проникнуто горячей любовью ко Господу Иисусу Христу, то все деяния, все помышления, все общественные и политические взгляды, вся философия наша будут проникнуты этим чувством, этими святыми велениями сердца. И тогда из доброго сокровища сердца своего будем мы выносить добрые плоды во всякую деятельность нашу, а прежде всего – в повседневную жизнь, в общение с окружающими людьми. А если темное зло царит в сердце, то тогда, как бы ни было совершенно общественное и государственное устройство, как бы ни были справедливы установленные законы, оно будет творить зло. Никакие законы, никакое общественное устройство не могут обуздать сердце человеческое. Люди стремятся карать зло судебными наказаниями, но зло продолжается, преступления не прекращаются. Вы знаете, что и при самом совершенном устройстве государства существует много низких, нечестных людей, которые творят зло и всей своей деятельностью разрушают все доброе, и стремлениями своего черного сердца препятствуют ему, и лишают его силы; много людей себялюбивых, заботящихся только о самих себе, не останавливающихся перед тем, чтобы раздавить всех, кто стоит на их жизненном пути. Вы знаете, как много развратных людей, и никакими законами нельзя добиться того, чтобы все люди стали чистыми и добрыми, чтобы не было людей нечестных, эгоистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Велика и страшна эта заповедь Христова, ибо все мы постоянно осуждаем друг друга, и все повинны тому Страшному Суду, который сотворит над нами Господь и Бог наш Иисус Христос. Он будет судить нас за то, что мы выискиваем малейшие недостатки своих ближних, смакуем их, а своих самых крупных погрешностей не видим и не хотим видеть. Неистребимо стремление наше, лишь только услышим что-то дурное, сейчас же, как можно скорее везде и всюду это повторять. Язык наш зудит, он горит, хочет рассказать о том, что узнал. Вспомним, что сказал святой апостол Павел в Послании к римлянам: «Итак не извинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что по истине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела, и (сам) делая то же?» ( Рим. 2:1–3 ). Какая великая истина содержится в этих словах апостола! А мы уже забыли, что не смеем восхищать права у Самого Господа Иисуса Христа, Единого верховного Судии, Который Один знает сердца наши, Один лишь и может судить нас по правде и истине. Мы осуждаем грубо и дерзко, даже не зная того, что согрешивший брат наш, может быть, глубоким покаянием уже изгладил грех свой. Мы порицаем, не хотим простить греха, который простил Сам Бог . «Посему не судите, никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» ( 1Кор. 4:5 ). А мы всегда судим «прежде времени», предваряя Суд Христов. Мы сами судьи над ближними, но только не над собой. Великий древний мудрец Иисус сын Сирахов произнес мудрые слова: «Выслушал ты слово, пусть умрет оно с тобою. Не бойся, не расторгнет оно тебя» ( Сир. 19:10 ). Неужели хоть когда-нибудь умирают в нас слова осуждения брата нашего? Забываем ли мы их? Никогда. Мы разносим их повсюду и становимся похожими на мерзких мух, садящихся на язвы и раны и не дающих им зажить. Своим злым осуждением мы растравляем душевные раны. Разве не лучше уподобиться пчелам, которые летают с цветка на цветок собирая мед и откладывая его в соты? Мед надо собирать – все доброе видеть в братьях наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010