Спасающие на водах Искусствоведы выделяют группу святых, которых чтили непосредственно в Поморье. Особо выделяются в экспозиции иконы насыщенного синего цвета, привезенные из села Луды. На них -лики святых Иоанна и Лонгина Яренгских, Вассиана и Ионы Пертоминских. Написаны же они были в иконописной мастерской Соловецкого монастыря. «Угодники Божии помогали жителям Поморья. Неудивительно, что около святых Иоанна и Лонгина Яренгских изображены бушующее море и судно: надо было спасать поморов во время шторма и бед, которые оно создавало, - рассказывает Татьяна Кольцова. - Поморы необычайно любили своих святых, спасающих на водах, помогающих на суше. Конечно, более всего любили святителя Николая. Про него говорили: от Архангельска до Колы тридцать три Николы. Это тридцать три Никольских храма по побережью Белого моря. Все правильно - святитель Николай спасал. Однако очень почитали и местных святых. Например, Вассиана и Иону Пертоминских. Поселок Пертоминск у северян на слуху. Когда-то там был знаменитый Пертоминский монастырь. На старинной иконе его основатели изображены на фоне храма Преображения. Святые Вассиан и Иона считались покровителями поморов, и мощи их почивали в этой обители. Интересный факт: в их житии говорится о том, что покоились святые рядом, а между двумя гробницами росла рябинка. К сожалению, мощи Ионы и Вассиана были вскрыты в 1920-е годы, так же, как и мощи Иоанна и Лонгина Яренгских. Опять знакомое географическое название - деревня Яреньга, тоже на побережье Белого моря. Иноки Соловецкого монастыря Иоанн и Лонгин отправились по монастырским делам в Тверскую землю. На обратном пути их погубила буря, разыгравшаяся в Белом море, а нетленные тела, спустя время, были обретены на берегу. На том месте установили часовню, в которой покоились мощи преподобных. Позже появилась и небольшая обитель. А на иконе угодников Божиих - посмотрите: бушующее море, и то ли тонущий, то ли спасающийся корабль. К этим святым обращались, прося покровительства во время плавания».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

В среднике святые представлены в рост, вполоборота к центру, босыми, в молении Иисусу Христу Еммануилу в облачном сегменте. И. одет в зеленую, Л.- в желтую рубаху. Образцом для композиции средника, очевидно, послужил лист Сийского иконописного подлинника. Клейма размещены вдоль верхнего и боковых краев иконы в нетрадиц. порядке чтения, пояснительные надписи уцелели полностью только для 6 верхних сюжетов. Состав клейм восстановлен в хронологическом порядке на основании Сказания о чудесах святых Иоанна и Логгина Яренгских: 1. Обретение мощей И.; 2. Погребение И.; 3. Явление И. жительнице Яреньги Акилине; 4. Рассказ Акилины о явлении И. в Яреньге; 5. Поездка за мощами И.; 6. Обретение мощей И.; 7. Перенесение мощей И.; 8. Погребение мощей И. в храме; 9. Чудо о расслабленном; 10. Исцеление расслабленного; 11. Обретение мощей Л.; 12. Перенесение мощей Л.; 13. Погребение мощей Л. в храме; 14. Чудо о Якове Носыреве; 15. Исцеление Анисима Панова; 16. Исцеление от «трясовичной» болезни. Икона была создана на Поморском Севере (о чем свидетельствует, напр., изображение характерных поморских рыболовных карбасов с парусами), либо иконописцем в Соловецком мон-ре, к-рый был заинтересован в распространении почитания И. и Л., либо холмогорским мастером, работавшим по заказу недавно учрежденной Холмогорской и Важской епархии. На небольшой сев. иконе «Праведные Артемий Веркольский и Иоанн Яренгский, с 8 клеймами жития» 1-й пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ), происходящей из ц. св. Иоанна Предтечи Дюдиковой пуст. в Вологде, воспроизведены в нижней части в 2 ряда по 4 сюжета из Житий прав. Артемия и И., в частности: обретение мощей И., явление святого Акилине во сне, исцеление жены у гроба И. и перенесение его мощей ( Комашко Н. И. Рус. икона XVIII в. М., 2006. С. 290, 336. Кат. 251). В XVII-XIX вв. образы И. и Л. вводились в состав ростовых деисусных чинов поморских храмов, напр. на иконах «Преподобные Герман Соловецкий и Логгин Яренгский» кон. XVIII - нач. XIX в. (из Кьяндского прихода Шенкурского у., АМИИ), «Праведный Логгин Яренгский» XVII в.

http://pravenc.ru/text/471222.html

Архангельск, 1903. С. 13). Мощи Л. почивали в левой части яренгской Зосимо-Савватиевой ц. в медной позолоченной раке, созданной в 1868 г. архангельским мастером Д. Д. Терентьевым на пожертвования. На крышке раки был вычеканен образ Л., по бокам - сцены перенесения мощей святого с морского берега в Никольский храм (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 1863. Л. 6 об.- 7 об., 8 об.- 9). В 1854 г. архим. Соловецкого монастыря Александр (Павлович) просил Синод о разрешении построить в Савватиевой пуст. на Соловецком о-ве каменную ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери и перенести туда мощи И., а мощи Л. оставить в яренгской Зосимо-Савватиевой ц. Синод, 20 сент. 1855 г. разрешив строительство каменной церкви, дело о перенесении мощей отправил на рассмотрение архангельского епархиального начальства. Указом от 15 июня 1857 г. было предписано мощи И. и Л. оставить на прежнем месте (ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 4. Д. 191, 1854-1860 гг.). На основании прошения жителей Архангельска, поданного в июне 1858 г., Архангельский еп. Александр (Павлович) ходатайствовал перед Синодом о перенесении мощей И. в архангельский во имя арх. Михаила монастырь. Синод оставил ходатайство без ответа. 11 февр. 1923 г. раки И. и Л. были вскрыты (ГААО. Ф. Р-286. Оп. 10. Д. 13. Л. 5). По-видимому, мощи святых тогда были изъяты из храма. В 1947 г. они были в обл. краеведческом музее Архангельска, как об этом свидетельствует подготовленная в Совете по делам РПЦ в 1947 г. справка «О «мощах», находящихся в фондах Музея истории религии, а также в музеях, подведомственных Комитету по делам культурно-просветительных учреждений при Совете министров РСФСР» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. 605. Л. 15). 28 мая 1948 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I отправил в Совет по делам РПЦ ходатайство о передаче мощей И. и Л. в кафедральный собор Архангельской епархии. Патриарх процитировал письмо архангельского и Холмогорского еп. Леонтия (Смирнова), в к-ром содержалась просьба о возвращении епархии мощей И. и Л., «свято чтимых верующим населением всего Северного края», а также сообщалось, что св.

http://pravenc.ru/text/471222.html

Июль 3-й день. Преподобные Иоанн и Лонгин Яргенские Преподобные Иоанн и Лонгин были учениками святителя Филиппа, когда он был игуменом Соловецкой обители; они проводили жизнь в строгом посте и внимании к своей совести. В 1561 году отправились они на судах на твердую землю и, возвращаясь, застигнуты были сильной бурей; буря разбила суда, блаженные Иоанн и Лонгин потонули. Тела их обретены нетленными на Карельском берегу, за сто двадцать верст от обители, в устье Сосновки, и положены в часовне у приходской церкви села Яренги. В 1625 году инок Илия Телов донес патриарху Филарету о чудесах, совершающихся при мощах праведников. Вследствие сего Новгородским митрополитом Макарием предписано произвести на месте точное исследование о чудесах святых Иоанна и Лонгина. Разыскание оправдало донесение инока Илии. Слава чудес, совершавшихся при мощах, привлекла к ним несколько иноков, которые построили себе келлии и положили основание обители. В 1635 году Яренгский монастырь отдан был в ведение Соловецкой обители, а в 1764 году упразднен. Ныне на его месте село Яренга в Архангельской губернии и уезде, в ста сорока трех верстах к северо-западу от Архангельска, на берегу Двинской губы Белого моря, при впадении реки Яренги. Мощи преподобных покоятся в церкви преподобного Зосимы и Савватия Соловецких, построенной в 1638 году. 5-й день. Блаженный Иоасаф, архимандрит Троицкого монастыря Лучезарным венцом подвигов добрых, незыблемым оплотом Москвы и всего Отечества в Смутное время была знаменитая обитель великого чудотворца Сергия. В 1608 году Троицкий монастырь окружен был мятежными полчищами, которые поддерживали второго Лжедимитрия (Тушинского). Самозванец хотел овладеть монастырем; его побуждали к тому и сокровища монастыря, собранные веками, и усилия иноков Троицких, вместе с патриархом, поддержать в Москве верность народа царю Василию Иоанновичу Шуйскому, и местная важность Троицкой обители, которая стояла на пути к Москве от северных и восточных городов, откуда могли прийти верные сыны Отечества для освобождения его от иноземцев и мятежников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1635 г. Яренгский монастырь со всеми землями и угодьями селения Яренги по ходатайству Патриарха Иоасафа грамотой царя Михаила Феодоровича отдан был в ведение Соловецкого монастыря. Царь писал: «Пожаловали мы у моря Яренгским погостом, где лежат чудотворцы Иван да Лонгин». Новгородский митрополит Афоний, напоминая архимандриту Рафаилу, управляющему Соловецким монастырем, что, по прошению Патриарха Иоасафа, царь пожаловал им Яренгу на краю моря, где лежат мощи новоявленных чудотворцев Ивана и Лонгина, предписывал построить и освятить новый храм во имя Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, потому что «Яренгские Чудотворцы Иоанн и Лонгин труждалися в древние лета в Соловецком монастыре». «Как тот храм совершится, – прибавлял митрополит, – и мощи новоявленных Чудотворцев Ивана и Лонгина в новый храм перенесешь, и в котором месте те мощи положишь, и ты бы о том отписал». Новый деревянный храм был построен и освящен преемником архимандрита Рафаила, переведенного в 1636 г. в Новгородский Хутынский монастырь, игуменом Варфоломеем. 2-го июля 1638 г. были перенесены в этот храм мощи праведников и положены: блаженный Иоанн – на правой, а блаженный Лонгин – на левой стороне. Яренгский монастырь состоял под управлением Соловецкого до своего закрытия, при составлении духовных штатов в 1764 г. В настоящее время святые мощи Иоанна и Лонгина почивают в приходской церкви селения Яренги. Память их совершается 3-го июля. Тропарь, глас 8 (Перенесение мощей) Яко звезды многосветлыя, от юности возсиявше, осветили есте сердца верных пренесением честных мощей ваших, добродетельми чудес ваших, во плоти яко бо Ангели на земли, показастеся, пощением насаждени бысте, яко древо при водах воздержания, напоени струями слез ваших, и скверну омысте, сего ради явистеся приятелище Божия Духа, Иоанне и Лонгине, молите Христа Бога спастися душам нашим. Сказание о преподобных Вассиане и Ионе Пертоминских, Соловецких 10, 2 чудотворцах Память их празднуется месяца июня в 5-й день и месяца июня в 12-й день

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вторая редакция была написана после 1638 г. предположительно Сергием (Шелониным) , к-рый, использовав новый источник - «расспросные речи» о святых, составленные в 1625 г., переработал композиционно и стилистически 1-ю редакцию «Сказания...», добавил новые эпизоды. Вторая редакция имеет заголовок «Сергия, смиреннаго инока и презвитера обители Пантократоровы сущаго понта окияна на полунощной стране, иже на Соловецком отоце, Сказание о чюдесах святых праведных Иоанна и Логгина, новоявленных Яренгских чюдотворцев». Известны 2 авторизованных списка данной редакции: ПИАМ. Ф. Никандровой пуст. 292, сер. XVII в. (Псковский сб.); РНБ. Солов. 969/1079. Л. 127-157 об., XVII в. Др. списки 2-й редакции: РНБ. Солов. 183/183. Л. 71-103 об., XVII в.; Q.I.994. Л. 1-38, 2-я пол. XVII в.; ИРЛИ. Собр. Амосова-Богдановой. 21, XVII в.; РНБ. Погод. 728. Л. 1-67, кон. XVII - нач. XVIII в.; ГМИР. K.III. Оп. 1. 48. Л. 177-193 об., XVIII в. Третья редакция «Сказания...» была составлена путем сокращения и упрощения текста, предположительно созданного Сергием (Шелониным), она имеет заголовок «Сказание о проявлении, и о обретении, и о чюдесах, и о пренесении мощей святых, и чюдеса неисчетна и недоумеваема» (РНБ. Солов. 189/189. Л. 69-118 об., XVIII в.). Четвертая, самая поздняя редакция - «Сказание вкратце о проявлении, и обретении, и о чюдесех, и о пренесении честных мощей святых и праведных Иоана и Логгина, иже в Яренги новоявленных чюдотворцов» (РНБ. Солов. 182/182. Л. 142-154 об., 2-я пол. XVIII в.) представляет самый короткий вариант текста. В «Сказании...» не сообщается о земной жизни Яренгских чудотворцев, погибших в разное время на море около с. Яреньга. В агиографической лит-ре, вероятно вслед за преданием, возникшим в Соловецком в честь Преображения Господня монастыре , утвердилось мнение, что И. и Л. были связаны с этой обителью. В 4-й редакции «Сказания...» И. и Л. названы трудниками и пустынножителями Соловецкой обители (РНБ. Соф. 452. Л. 313 об., кон. XVII в.). В одном из поздних чудес в Житии преподобных Зосимы и Савватия Соловецких рассказывается о паломничестве немого муромского отрока Иакова в Соловецкий мон-рь и о явлении ему в Яреньге, неподалеку от Никольского мон-ря, И.

http://pravenc.ru/text/471222.html

Вып. 2. Ч. 2. С. 367-370; Сапожникова О. С. Неизвестные сочинения соловецкого книжника Сергия (Шелонина)//Русь и юж. славяне: Сб. ст. к 100-летию со дня рождения В. Мошина (1894-1987). СПб., 1998. С. 340-355; она же. Соловецкий книжник Сергий (Шелонин): (Краткий обзор деятельности)//ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 377-384; она же. Материалы к биографии книжника Сергия (Шелонина)//КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С. 181; она же. Сказание о Яренгских чудотворцах и методы работы древнерусского автора//Рус. агиография. 2005. С. 546-578; Макарий (Веретенников), архим. Акростихи в богослужебных Минеях//Традиции и современность: Науч. правосл. журнал. М., 2004. 3. С. 83-87; Семененко-Басин И. В. Возвращение мощей святых Русской Православной церкви в 1940-х гг.//Страницы: Богословие. Культура. Образование. 2004. Т. 9. Вып. 1. С. 74-88; он же. политика в отношении Церкви и возвращение мощей верующим в 1940-х гг.//Рос. история. 2010. 2. С. 170-175; Косицкая А. Е. Азбучные каноны рус. святым//ТОДРЛ. 2008. Т. 58. С. 220-225; Рыжова Е. А. Жития праведников в агиографической традиции Рус. Севера//Там же. С. 390-442. Е. А. Рыжова Иконография И. и Л. сформировалась к нач. XVII в. и получила распространение преимущественно в Поморье. Когда игум. Варлаам в 1569 г. перенес мощи И. к ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Яреньге, на гроб была положена доска с изображением святого (СИСПРЦ. С. 117-118). В 1607 г. И. явился «зографу» Феодориту Губастому из Соловецкого мон-ря, «повелевая ему образ свой написати, подобие тезоименна ему великаго во пророцех Предтечи, а браду, аки благоразумнаго разбойника, руце согбене, во единой ветсей срачице» (РНБ. Солов. 969/1079. Л. 134 об.; см.: Сапожникова О. С. Сказание о яренгских чудотворцах и методы работы древнерус. автора//Рус. агиография: Исслед., публикации, полемика. СПб., 2005. C. 546-600). В архиве Яренгского прихода хранилось древнее сказание о создании образа И. «по особому вразумлению и повелению самого угодника» (Краткое ист. описание приходов и церквей Архангельской епархии.

http://pravenc.ru/text/471222.html

Атлас,   228 . Изображены справа налево. Нижний ряд: Петр митрополит Московский, Алексий митрополит Московский, Иона митрополит Московский, Филипп митрополит Московский, Киприан митрополит Московский, Фотий митрополит Московский, Гурий архиепископ Казанский, Варсонофий Тверской. Верхний ряд: Никита епископ Новгородский, Иоанн архиепископ Новгородский, Евфимий архиепископ Новгородский, Иона архиепископ Новгородский, Моисей архиепископ Новгородский, Серапион архиепископ Новгородский, Нифонт епископ Новгородский, Феоктист архиепископ Новгородский. Атлас, 229 . Изображены слева направо. Нижний ряд: князь Владимир Равноапостольный, княгиня Ольга, князья Борис, Глеб, Александр Невский, Михаил Черниговский, Феодор Болярин, князь Георгий Владимирский. Верхний ряд: князья Михаил Тверской, Феодор Смоленский (Ярославский), Давид и Константин Ярославские – чада Феодора Смоленского, князь Феодор Вологодский, Петр Муромский, Феврония Муромская, Всеволод Псковский, Довмонт Псковский. Атлас,   230 . Изображены справа налево. 1-й ряд снизу: Леонтий Ростовский, Исаия Ростовский, Иаков Ростовский, Игнатий Ростовский, Феодор Ростовский, Прохор Ростовский, Феодосий архиепископ Астраханский, Герман архиепископ Казанский. 2-й ряд снизу: Кирилл учитель словенский, Стефан Пермский, Герасим Пермский, Иона Пермский, Питирим Пермский, Иоанн Суздальский, Феодор Суздальский, Арсений Суздальский. 3-й ряд снизу: Василий Блаженный, Максим Блаженный, Иоанн Московский юродивый, Исидор Ростовский, Симон Юрьевецкий, Феогност митрополит Московский, Аркадий епископ Новгородский, Акакий епископ Тверской, Арсений епископ Тверской. Верхний ряд: Никола Кочанов, Прокопий Устюжский, Иоанн Устюжский, Георгий Новгородский, Иаков Боровичский, Иоанн Яренгский, Лонгин Яренгский, Артемий Веркольский, Прокопий Устьянский. Атлас, 231 . Изображены слева направо. 1-й ряд снизу: Дмитрий царевич Московский, Петр царевич Ростовский, князь Константин Муромский, Михаил и Феодор – чада Константина, Василий Ярославский, Константин Ярославский, Глеб Всеволодович (Смоленский), Андрей Муромский. 2-й ряд снизу: князь Феодор Новгородский, Роман Ольгович (Рязанский), Даниил Александрович (Московский), Игнатий Угличский, Владимир Новгородский, Анна «мати Владимирова», Евфросиния Московская, Елена Московская игумения. 3-й ряд снизу: Меркурий Смоленский, Исидор Ливонский, Иоанн Казанский, Стефан Казанский, Авраамий Владимирский (Болгарский), княгини Анна Кашинская, Анастасия Василевская (Ярославская), Иулиания Муромская (Лазаревская), Феодора Нижегородская. Верхний ряд: Антоний Виленский, Иоанн Виленский, Евстафий Виленский, Иоанн Киевский (Варяг), Евфросиния Суздальская, София Суздальская, Евфросиния Полоцкая, Парасковия Ржевская, Васса Псково-Печерская.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

72. Блаж. Иоанн свещеносец, 73. Блаж. Василии келейник, 74. Блаж. Онуфрий пустынник и 75. Блаж. Герасим отшельник, Ученики преп. Зосимы, упоминаемые в житии его. Все они пережили блаж. своего наставника и почили после подвигов в Соловецкой обители. Из числа их три первые погребены в часовне преп. Иринарха. 76. Св. Филипп, митрополит Всероссийский, священномученик. Сын. знатного боярина, Феодор Степанович Колычев, родился в 1507 году и был известен царю Иоанну во время его малолетства. В 1537 году он тайно оставил Двор и Москву и удалился в Соловецкую обитель. Там, через несколько времени, приняв пострижение с именем Филиппа, он в течение десяти лет проходил разные, иногда весьма тяжелые, послушания. Возведенный в сан игумена (1548 г.), Филипп в продолжении осмнадцатилетнего управлении Соловецкою обителию, совершенно обновил ее. В 1566 году, в самое страшное время мучительства Грозного царя, св. Филипп избран и рукоположен на митрополию. Он не убоялся тайно и явно обличать Иоанна, за что сведен с кафедры и заточен в Тверской Отрочь монастырь. Спустя около года, Иоанн, путешествуя в Новгород для лютых казней, когда приближался к Твери, вспомнил о Филиппе и послал к нему одного из своих приближенных, Малюту Скуратова, который задушил святителя подушкою 23 декабря 1569 года. Мощи св. Филиппа были немедленно, в присутствии убийцы, преданы земле за алтарем монастырской церкви. В 1591 году они перенесены из Твери в Соловецкую обитель – на место иноческих подвигов священномученика, при чем найдены совершенно нетленными и положены в приготовленной им для себя могиле. В 1652 году св. мощи перенесены из Соловков в Москву и поставлены открыто в соборном храме Успения Богоматери, у южного угла иконостаса. 77. Правед. Иоанн и 78. Прав. Лонгин, Яренгские чудотворцы. Ученики святителя Филиппа, когда он был игуменом Соловецкой обители, проводили жизнь в строгом посте и внимании к своей совести. В 1561 г. отправились они на судах на твердую землю, и возвращаясь, застигнуты были сильною бурею; буря разбила суда, блаж. Иоанн и Лонгин потонули. Тела их обретены нетленными на Корельском берегу, за 120 верст от обители, в устье Сосновки и положены в часовне у приходской церкви села Яренги. В 1625 году, инок Илия Телов донес патриарху Филарету о чудесах, совершающихся при мощах праведных. Вследствие сего Новгородским митрополитом Макарием предписано произвести на месте точное исследование о чудесах св. Иоанна и Лонгина. Разыскание оправдало донесение инока Илии. Слава чудес, совершавшихся при мощах, привлекла к ним несколько иноков, которые построили себе келлии и положили основание обители. Там, в церкви монастырской, а ныне приходской почивают под спудом мощи Яренгских чудотворцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В 1646 году, при царе Алексее Михайловиче, поведено торжественно открыть святые мощи, а в начале 1652 года определено перенести в Московский Успенский собор.» .       Преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (†1561) Преподобные Иоанн и Лонгин трудились в Соловецком монастыре под руководством святого игумена Филиппа, проводя жизнь в строгом посте и молитве. Постоянным правилом жизни их было изречение св. Апостола: «Все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол.3:23). Хотя они были люди не книжные, но, наставленные в первоначальных истинах христианства, из созерцания величественной природы почерпали важные уроки для своего простого ума и чистого сердца. Они видели необозримое море и возносились мыслью к Творцу, положившему предел морю; звездное небо обращало взоры их к Богу, назначившему всему стройный порядок. Таким образом, эти простые люди в тиши обители смиренно восходили от совершенства к совершенству, пока Господу угодно было призвать их к Свету невечернему. Возвращаясь в 1561 году в обитель на судах, нагруженных строительными материалами, они были застигнуты сильной бурей и потонули. Святые тела их были обретены нетленными на Корельском берегу, за 120 верст от обители Соловецкой, и положены в селении Яренге. Скоро слава чудес, совершающихся при мощах праведников, привлекла к ним нескольких иноков, которые построили себе кельи. Таким образом, возник в Яренге монастырь. В 1622 году в этом монастыре, расположенном вблизи селения на берегу моря, была деревянная церковь св. Николая Чудотворца, а также кельи с трапезою и часовня. Церковь была достаточно снабжена иконами, книгами, свечами, колоколами, попечением старца Варлаама, Трифона и Ермолая Теловых. Богослужение отправлял иеромонах Матфей. В 1625 году инок Илья Телов сообщил патриарху Филарету о чудесах, совершающихся при мощах праведников. Вследствие этого, новгородским митрополитом Макарием предписано игумену Корельского Никольского монастыря Герасиму с боярским сыном митрополичьего Софийского дома Солоновым произвести подробное исследование о времени обретения мощей и о чудесах преподобных Иоанна и Лонгина. Сведения, показанные в донесении инока Ильи, оказались справедливыми, причем также обнаружилось, что чудотворения совершались в течение 60 лет. Самые замечательные исцеления того времени – Марии, три года страдавшей от беснования; молодого поселянина, бывшего в падучей болезни, и поселянина Евфимия, полгода страдавшего желудком и вызванного в Яренгу явлением преподобных Иоанна и Лонгина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010